Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прибыли эффективным экономическим рычагом повыше­ ния уровня хозяйствования, лучшего использования про­ изводственных фондов, экономного и рационального рас­ ходования материальных и денежных средств в произ­ водстве. Новая система распределения прибыли, введен­ ная для предприятий, переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования, как об этом свидетельствует опыт работы по ее применению, всецело отвечает указанным требованиям.

Новый порядок распределения прибыли между го­ сударством и предприятиями обладает рядом преиму­ ществ по сравнению с действовавшим ранее. Размер взноса части прибыли в госбюджет поставлен сейчас в прямую зависимость от наличия у предприятий произ­ водственных фондов. Решается в значительной мере за­ дача выравнивания уровня рентабельности на предприя­ тиях добывающей и перерабатывающей промышленнос­ ти, что дает возможность более правильно, чем это было прежде, оценить результаты их работы. Кроме того, но­ вая система распределения прибыли способствует рас­ ширению и укреплению собственной финансовой базы и исключает возможность оставления в обороте хозяй­ ства свободных рредств без целевого направления. Тем самым создаются необходимые условия для внедрения на предприятиях полного хозяйственного расчета.

В настоящее время для промышленных предприятий установлены четыре вида платежей из прибыли: плата за фонды; фиксирование (рентные) платежи; свободный остаток прибыли; процент за банковский кредит. Три

.первых вида платежей вносятся предприятиями в гос­ бюджет, четвертый — в госбанк. Для каждого из плате­ жей установлен особый порядок исчисления и передачи в распоряжение государства.

Плата за фонды—первоочередный платеж предприя­ тия из прибыли в доход госбюджета. Сумма этого взноса зависит от стоимости основных производственных фон­ дов и нормируемых оборотных средств, которыми рас­ полагают предприятия, и от нормы платы, предельная величина которой в настоящее время установлена глав­ ным образом в размере 6% от стоимости фондов.

Плату в бюджет предприятия вносят не за все произ­ водственные фонды. Она, в частности, не взимается соследующих объектов основных фондов:

94

а) созданных за счет фонда развития производства в течение двух лет после ввода их в эксплуатацию и за счет ‘кредитов банка — до возврата ссуды в части ее не­ погашенного остатка;

б) вновь вводимых в действие предприятий, а также действующих предприятий в части производственных фондов вновь вводимых цехов и крупных производствен­ ных установок (определяемых министерством) — на нормативный срок освоения их производственных мощ­ ностей, установленный ведомственными инструкциями;

в) законсервированных по решениям Совета Минист­ ров СССР или советов министров союзных республик;

г) предназначенных для очистки водного и воздуш­ ного бассейнов от вредных отходов производства, а так­ же зеленых насаждений, числящихся на балансе в сос­ таве основных средств предприятия;

д) вновь введенных в действие основных фондов при условии их ввода в значительных размерах и в короткие сроки, опытных производств на предприятиях (цехи, участки, установки), обслуживающих нужды отрасли, зданий и оборудования конструкторских и проектных бюро и научно-исследовательских лабораторий предпри­ ятий, внешних канализационных сооружений, числящих­ ся на балансе предприятий, при наличии на это соответ­ ствующих решений союзных министерств и ведомств и советом министров союзных республик, согласованных с Министерством финансов СССР.

Учет основных фондов, по которым представляются льготы по плате, ведется предприятиями отдельно и это облегчает работу по правильному исчислению суммы платежа.

Абсолютная сумма этого вида платежа предусматри­ вается в финансовом плане предприятия. Она определя­ ется на год путем умножения запланированной среднедействующей стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, за которые плата взимается, на установленную норму платы в про­ центах и деления полученного результата на 100. Норма платы за производственные фонды на квартал определя­ ется как одна четвертая часть годовой нормы, установ­ ленной для данного предприятия..

В нашем примере плановая сумма платы за фонды составляет на год 477 тыс. руб. (7951-б: 100), в том чис-

95


ле на I квартал — 111 тыс. руб. (7397-1,5:100), II квар­ тал — 120 тыс.руб. (7968-1,5:100), III квартал — 122 тыс. руб. (8096-1,5:100) и на IV квартал — 124 тыс. руб. (8384-1,5 : 100).

Взносы в бюджет по этому платежу предприятия производят авансом 10, 20 и 28 числа каждого месяца в размере 1/9 от суммы квартального плана. По оконча­ нии квартала производится перерасчет оуммы платежа исходя из фактической средней стоимости производст­ венных фондов за квартал, полугодие, девять месяцев и год и нормы платы на соответствующий период (квар­ тал — 1,5%, полугодие — 3%, девять месяцев — 4,5%-

В нашем примере фактическая оумма платы за фон­

ды составляет за год 483 тыс. руб.

(8048-6:100), в том

числе за I квартал — ПО тыс. руб.

(7340-1,5:100), 1-е

полугодие 234 тыс. руб.

(7790-3: 100),

за девять меся­

цев — 358 'тыс. руб.

(7951-4,5:100).

Дополнительная

сумма платежа, которая в нашем .примере составляет за

год 6 тыс. руб. (483—477),

вносится

предприятиями в

бюджет в пятидневный срок

(объединениями и треста­

ми — в десятидневный) со

дня, установленного

для

представления бухгалтерского отчета

и баланса, а

оум­

ма переплаты, если она будет иметь место, засчитыва­ ется в счет очередного планового платежа, либо возвра­ щается плательщику по его письменному заявлению.

Плата за фонды — это качественно новый видпла­ тежа, который выведен по решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС для предприятий, переве­ денных на новую систему планирования и экономическо­ го стимулирования. Этот платеж является важной эко­ номической категорией, отражающей одну из весьма существенных сторон социалистических производствен­ ных отношений между государством и отдельными пред­ приятиями.

Новая форма распределения прибыли между пред­ приятиями и государством посредством платы за фонды преследует ряд целей.

В о - п е р в ы х , она призвана стимулировать повыше­ ние фондоотдачи за счет рационального использования производственных фондов, величина которых на начало 1971 г. достигла в стране около 950 млн. руб. Сила это­ го экономического рычага проявляется в том, что плата за фонды из прибыли в бюджет производится в первую

96


очередь. Чем выше объем производственных фондов, тем больше абсолютная сумма платы за них, тем меньше прибыли остается у предприятия на формирование хоз­ расчетных поощрительных фондов для коллектива. При сокращении суммы платы за фонды повьппается рас­ четная прибыль, возрастают отчисления в поощритель­ ные фонды. В том случае, когда плата за фонды превы­ сит запланированную оумму и это превышение окажется больше величины сверхплановой прибыли, у предприя­ тия образуется недостаток собственных оборотных средств. И если этот недостаток образовался по вине предприятия, то он должен возмещаться самим предпри­ ятием за счет сверхплановой прибыли в последующие периоды, а в необходимых случаях — за счет времен­ ного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли в фонды материального поощрения (до 30%). Эти меры экономически побуждают фабрики и заводы освобож­ даться от излишних, ненужных и морально устаревших производственных фондов и более производительно ис­ пользовать фонды остающиеся.

В о - в т о р ы х , введение платы за фонды ставит сво­ ей целью экономически заинтересовать предприятия с наибольшей выгодой использовать средства, выделяемые ежегодно на капитальные вложения. В СССР общий объем капитальных вложений на 1971— 1975 гг. возрас­ тает примерно на 40% по сравнению с предыдущей пя­ тилеткой. В этих условиях увеличение производства про­ дукции на каждый рубль вложенных средств выступает

в качестве одной из важнейших

народнохозяйственных

задач. В значительной мере она

будет решаться

путем

заинтересованности предприятий

в ускорении

ввода в

эксплуатацию объектов, выборе лучших вариантов на­ правления капитальных вложений, обеспечивающих им рентабельность, равную достигнутому уровню или пре­ вышающую его. В обратном случае снизится общая и расчетная рентабельность по предприятию в целом и его коллектив из-за этого лишится части фондов материаль­ ного поощрения.

В - т р е т ь и х , плата за фонды образует принципи­ ально новый, устойчивый и растущий источник доходов госбюджета, средства которого используются для удов­ летворения общегосударственных потребностей. Указан­ ная задача решается благодаря. систематическому уве­

4. Зак. 1932

97


личению в хозяйстве массы производственных фондов и взиманию платы за них независимо от выполнения пла­ на прибыли. Порядок взноса за фонды в бюджет побуж­ дает предприятия принять своевременные меры к недо­ пущению прорывов в выполнении плана прибыли. Госу­ дарство через этот вид обязательного платежа в бюджет оказывает положительное воздействие на эффективность хозяйствования предприятий.

Фиксированные (рентные) платежи, как и плата за фонды, являются также новой формой изъятия части прибыли предприятий в доход госбюджета. Их введение обусловлено спецификой работы отдельных предприятий, наличием резких отклонений в уровне рентабельности по сравнению с другими предприятиями одной и той же отрасли. Как известно, новые оптовые цены, введенные

вдействие с 1 июля 1967 г., дают возможность каждому нормально работающему предприятию не только воз­ местить затраты на производство и реализацию продук­ ции, но и получить прибыль, достаточную, чтобы рас­ считаться с финансово-кредитной системой, образовать фонды экономического стимулирования и покрыть дру­ гие плановые расходы. Однако на отдельных предприя­ тиях внутри отрасли и в этих условиях сохраняется еще много предприятий с уровнем рентабельности, превыша­ ющим средний по отрасли. Наличие высокой рентабель­ ности у этих предприятий обусловлено двумя причина­ ми: лучшей работой коллективов, ' с одной стороны, и влиянием технических, природных, транспортных и дру­ гих условий, не зависящих от их деятельности, с другой.

Прибыль, полученная в результате лучшей работы коллектива предприятия, остается в значительной части

вего распоряжении и используется на материальное поощрение работников. Напротив, прибыль, которая об­ разуется по причинам, не зависящим от работы предпри­ ятий, должна быть полностью передана в распоряжение государства. Ее принято изымать у предприятий в гос­ бюджет в виде фиксированного (рентного) платежа.

Фиксированные (рентные) платежи вносят в госбюд­ жет не вое предприятия. Они вводятся в следующих трех случаях:

а) когда оптовые цены на продукцию установлены базе затрат предприятий, имеющих издержки обраще­ ния выше средних по отрасли;

98

б) когда предприятия получают повышенную против среднеотраслевой прибыль в связи с использованием в производстве более дешевого сырья по сравнению с ис­ пользуемым другими предприятиями той же отрасли, ес­ ли выбор сырья от них не зависит;

в) когда у предприятий имеются резкие различия в рентабельности, обусловленные особенностями техноло­ гических методов производства, выбор которых от них

не зависит, или высокой

технологической оснащен­

ностью, достигнутой за счет

общегосударственных ре­

сурсов.

 

Фиксированные платежи

там, где они установлены,

вносят в бюджет предприятия обрабатывающих отрас­ лей промышленности, а рентные — добывающих.

В настоящее время применяются три способа изъя­ тия в бюджет фиксированных (рентных) .платежей. Для предприятий добывающих отраслей промышленности размер платежа устанавливается в рублях и копейках с единицы продукции (тонны руды, кубометра газа и т. д.). Сумма платежа в данном случае определяется пу­ тем умножения размера платежа, . установленного на единицу продукции, на общее количество реализованных единиц этой продукции. Например, при реализации 300 тыс. т руды и размере платежа за тонну 0,5 руб., сумма рентного платежа составит 150 тыс. руб.

Для предприятий обрабатывающих и перерабатыва­ ющих отраслей промышленности размеры платежа уста­ навливаются в процентах к выручке за реализованную продукцию в оптовых ценах. Сумма прибыли, подлежа­ щая взносу в бюджет в форме фиксированного платежа, для таких предприятий определяется путем умножения выручки от реализации продукции в оптовых ценах (без налога с оборота) на установленный размер платы в процентах и деления полученного результата на 100. На­ пример, если реализовано продукции на 8200 тыс. руб., а плата установлена в размере одного процента, то сум­ ма фиксированного платежа подлежащая перечислению предприятием в бюджет, составит 82 тыс. руб. (8200-

1: 100) .

Для предприятий Министерства газовой промышлен­ ности, предприятий «Союз|резинобувьпрома», парфюмер­ но-косметической отрасли, цветной металлургии и неко­ торых других отраслей, фиксированные платежи уста­

99

\