Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
прибыли эффективным экономическим рычагом повыше ния уровня хозяйствования, лучшего использования про изводственных фондов, экономного и рационального рас ходования материальных и денежных средств в произ водстве. Новая система распределения прибыли, введен ная для предприятий, переведенных на новые условия планирования и экономического стимулирования, как об этом свидетельствует опыт работы по ее применению, всецело отвечает указанным требованиям.
Новый порядок распределения прибыли между го сударством и предприятиями обладает рядом преиму ществ по сравнению с действовавшим ранее. Размер взноса части прибыли в госбюджет поставлен сейчас в прямую зависимость от наличия у предприятий произ водственных фондов. Решается в значительной мере за дача выравнивания уровня рентабельности на предприя тиях добывающей и перерабатывающей промышленнос ти, что дает возможность более правильно, чем это было прежде, оценить результаты их работы. Кроме того, но вая система распределения прибыли способствует рас ширению и укреплению собственной финансовой базы и исключает возможность оставления в обороте хозяй ства свободных рредств без целевого направления. Тем самым создаются необходимые условия для внедрения на предприятиях полного хозяйственного расчета.
В настоящее время для промышленных предприятий установлены четыре вида платежей из прибыли: плата за фонды; фиксирование (рентные) платежи; свободный остаток прибыли; процент за банковский кредит. Три
.первых вида платежей вносятся предприятиями в гос бюджет, четвертый — в госбанк. Для каждого из плате жей установлен особый порядок исчисления и передачи в распоряжение государства.
Плата за фонды—первоочередный платеж предприя тия из прибыли в доход госбюджета. Сумма этого взноса зависит от стоимости основных производственных фон дов и нормируемых оборотных средств, которыми рас полагают предприятия, и от нормы платы, предельная величина которой в настоящее время установлена глав ным образом в размере 6% от стоимости фондов.
Плату в бюджет предприятия вносят не за все произ водственные фонды. Она, в частности, не взимается соследующих объектов основных фондов:
94
а) созданных за счет фонда развития производства в течение двух лет после ввода их в эксплуатацию и за счет ‘кредитов банка — до возврата ссуды в части ее не погашенного остатка;
б) вновь вводимых в действие предприятий, а также действующих предприятий в части производственных фондов вновь вводимых цехов и крупных производствен ных установок (определяемых министерством) — на нормативный срок освоения их производственных мощ ностей, установленный ведомственными инструкциями;
в) законсервированных по решениям Совета Минист ров СССР или советов министров союзных республик;
г) предназначенных для очистки водного и воздуш ного бассейнов от вредных отходов производства, а так же зеленых насаждений, числящихся на балансе в сос таве основных средств предприятия;
д) вновь введенных в действие основных фондов при условии их ввода в значительных размерах и в короткие сроки, опытных производств на предприятиях (цехи, участки, установки), обслуживающих нужды отрасли, зданий и оборудования конструкторских и проектных бюро и научно-исследовательских лабораторий предпри ятий, внешних канализационных сооружений, числящих ся на балансе предприятий, при наличии на это соответ ствующих решений союзных министерств и ведомств и советом министров союзных республик, согласованных с Министерством финансов СССР.
Учет основных фондов, по которым представляются льготы по плате, ведется предприятиями отдельно и это облегчает работу по правильному исчислению суммы платежа.
Абсолютная сумма этого вида платежа предусматри вается в финансовом плане предприятия. Она определя ется на год путем умножения запланированной среднедействующей стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств, за которые плата взимается, на установленную норму платы в про центах и деления полученного результата на 100. Норма платы за производственные фонды на квартал определя ется как одна четвертая часть годовой нормы, установ ленной для данного предприятия..
В нашем примере плановая сумма платы за фонды составляет на год 477 тыс. руб. (7951-б: 100), в том чис-
95
ле на I квартал — 111 тыс. руб. (7397-1,5:100), II квар тал — 120 тыс.руб. (7968-1,5:100), III квартал — 122 тыс. руб. (8096-1,5:100) и на IV квартал — 124 тыс. руб. (8384-1,5 : 100).
Взносы в бюджет по этому платежу предприятия производят авансом 10, 20 и 28 числа каждого месяца в размере 1/9 от суммы квартального плана. По оконча нии квартала производится перерасчет оуммы платежа исходя из фактической средней стоимости производст венных фондов за квартал, полугодие, девять месяцев и год и нормы платы на соответствующий период (квар тал — 1,5%, полугодие — 3%, девять месяцев — 4,5%-
В нашем примере фактическая оумма платы за фон
ды составляет за год 483 тыс. руб. |
(8048-6:100), в том |
||
числе за I квартал — ПО тыс. руб. |
(7340-1,5:100), 1-е |
||
полугодие 234 тыс. руб. |
(7790-3: 100), |
за девять меся |
|
цев — 358 'тыс. руб. |
(7951-4,5:100). |
Дополнительная |
сумма платежа, которая в нашем .примере составляет за
год 6 тыс. руб. (483—477), |
вносится |
предприятиями в |
|
бюджет в пятидневный срок |
(объединениями и треста |
||
ми — в десятидневный) со |
дня, установленного |
для |
|
представления бухгалтерского отчета |
и баланса, а |
оум |
ма переплаты, если она будет иметь место, засчитыва ется в счет очередного планового платежа, либо возвра щается плательщику по его письменному заявлению.
Плата за фонды — это качественно новый видпла тежа, который выведен по решению сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС для предприятий, переве денных на новую систему планирования и экономическо го стимулирования. Этот платеж является важной эко номической категорией, отражающей одну из весьма существенных сторон социалистических производствен ных отношений между государством и отдельными пред приятиями.
Новая форма распределения прибыли между пред приятиями и государством посредством платы за фонды преследует ряд целей.
В о - п е р в ы х , она призвана стимулировать повыше ние фондоотдачи за счет рационального использования производственных фондов, величина которых на начало 1971 г. достигла в стране около 950 млн. руб. Сила это го экономического рычага проявляется в том, что плата за фонды из прибыли в бюджет производится в первую
96
очередь. Чем выше объем производственных фондов, тем больше абсолютная сумма платы за них, тем меньше прибыли остается у предприятия на формирование хоз расчетных поощрительных фондов для коллектива. При сокращении суммы платы за фонды повьппается рас четная прибыль, возрастают отчисления в поощритель ные фонды. В том случае, когда плата за фонды превы сит запланированную оумму и это превышение окажется больше величины сверхплановой прибыли, у предприя тия образуется недостаток собственных оборотных средств. И если этот недостаток образовался по вине предприятия, то он должен возмещаться самим предпри ятием за счет сверхплановой прибыли в последующие периоды, а в необходимых случаях — за счет времен ного (до двух лет) снижения отчислений от прибыли в фонды материального поощрения (до 30%). Эти меры экономически побуждают фабрики и заводы освобож даться от излишних, ненужных и морально устаревших производственных фондов и более производительно ис пользовать фонды остающиеся.
В о - в т о р ы х , введение платы за фонды ставит сво ей целью экономически заинтересовать предприятия с наибольшей выгодой использовать средства, выделяемые ежегодно на капитальные вложения. В СССР общий объем капитальных вложений на 1971— 1975 гг. возрас тает примерно на 40% по сравнению с предыдущей пя тилеткой. В этих условиях увеличение производства про дукции на каждый рубль вложенных средств выступает
в качестве одной из важнейших |
народнохозяйственных |
|
задач. В значительной мере она |
будет решаться |
путем |
заинтересованности предприятий |
в ускорении |
ввода в |
эксплуатацию объектов, выборе лучших вариантов на правления капитальных вложений, обеспечивающих им рентабельность, равную достигнутому уровню или пре вышающую его. В обратном случае снизится общая и расчетная рентабельность по предприятию в целом и его коллектив из-за этого лишится части фондов материаль ного поощрения.
В - т р е т ь и х , плата за фонды образует принципи ально новый, устойчивый и растущий источник доходов госбюджета, средства которого используются для удов летворения общегосударственных потребностей. Указан ная задача решается благодаря. систематическому уве
4. Зак. 1932 |
97 |
личению в хозяйстве массы производственных фондов и взиманию платы за них независимо от выполнения пла на прибыли. Порядок взноса за фонды в бюджет побуж дает предприятия принять своевременные меры к недо пущению прорывов в выполнении плана прибыли. Госу дарство через этот вид обязательного платежа в бюджет оказывает положительное воздействие на эффективность хозяйствования предприятий.
Фиксированные (рентные) платежи, как и плата за фонды, являются также новой формой изъятия части прибыли предприятий в доход госбюджета. Их введение обусловлено спецификой работы отдельных предприятий, наличием резких отклонений в уровне рентабельности по сравнению с другими предприятиями одной и той же отрасли. Как известно, новые оптовые цены, введенные
вдействие с 1 июля 1967 г., дают возможность каждому нормально работающему предприятию не только воз местить затраты на производство и реализацию продук ции, но и получить прибыль, достаточную, чтобы рас считаться с финансово-кредитной системой, образовать фонды экономического стимулирования и покрыть дру гие плановые расходы. Однако на отдельных предприя тиях внутри отрасли и в этих условиях сохраняется еще много предприятий с уровнем рентабельности, превыша ющим средний по отрасли. Наличие высокой рентабель ности у этих предприятий обусловлено двумя причина ми: лучшей работой коллективов, ' с одной стороны, и влиянием технических, природных, транспортных и дру гих условий, не зависящих от их деятельности, с другой.
Прибыль, полученная в результате лучшей работы коллектива предприятия, остается в значительной части
вего распоряжении и используется на материальное поощрение работников. Напротив, прибыль, которая об разуется по причинам, не зависящим от работы предпри ятий, должна быть полностью передана в распоряжение государства. Ее принято изымать у предприятий в гос бюджет в виде фиксированного (рентного) платежа.
Фиксированные (рентные) платежи вносят в госбюд жет не вое предприятия. Они вводятся в следующих трех случаях:
а) когда оптовые цены на продукцию установлены базе затрат предприятий, имеющих издержки обраще ния выше средних по отрасли;
98
б) когда предприятия получают повышенную против среднеотраслевой прибыль в связи с использованием в производстве более дешевого сырья по сравнению с ис пользуемым другими предприятиями той же отрасли, ес ли выбор сырья от них не зависит;
в) когда у предприятий имеются резкие различия в рентабельности, обусловленные особенностями техноло гических методов производства, выбор которых от них
не зависит, или высокой |
технологической оснащен |
ностью, достигнутой за счет |
общегосударственных ре |
сурсов. |
|
Фиксированные платежи |
там, где они установлены, |
вносят в бюджет предприятия обрабатывающих отрас лей промышленности, а рентные — добывающих.
В настоящее время применяются три способа изъя тия в бюджет фиксированных (рентных) .платежей. Для предприятий добывающих отраслей промышленности размер платежа устанавливается в рублях и копейках с единицы продукции (тонны руды, кубометра газа и т. д.). Сумма платежа в данном случае определяется пу тем умножения размера платежа, . установленного на единицу продукции, на общее количество реализованных единиц этой продукции. Например, при реализации 300 тыс. т руды и размере платежа за тонну 0,5 руб., сумма рентного платежа составит 150 тыс. руб.
Для предприятий обрабатывающих и перерабатыва ющих отраслей промышленности размеры платежа уста навливаются в процентах к выручке за реализованную продукцию в оптовых ценах. Сумма прибыли, подлежа щая взносу в бюджет в форме фиксированного платежа, для таких предприятий определяется путем умножения выручки от реализации продукции в оптовых ценах (без налога с оборота) на установленный размер платы в процентах и деления полученного результата на 100. На пример, если реализовано продукции на 8200 тыс. руб., а плата установлена в размере одного процента, то сум ма фиксированного платежа подлежащая перечислению предприятием в бюджет, составит 82 тыс. руб. (8200-
• 1: 100) .
Для предприятий Министерства газовой промышлен ности, предприятий «Союз|резинобувьпрома», парфюмер но-косметической отрасли, цветной металлургии и неко торых других отраслей, фиксированные платежи уста
99
\