Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
товым ценам и ее фабрично-заводской себестоимостью, к этой же фабрично-заводской себестоимости, В нашем примере объем производства товарной продукции в оп товых ценах по плану на четвертый квартал равен 2196 тыс. руб., а ее фабрично-заводская себестоимость — 1703 тыс. руб. Исходя из этих данных получаем, что уровень рентабельности, необходимый для исчисления размера прибыли в остатках продукции на конец года,
составляет 29% [(2196— 1703:1703) 100].
Для расчета суммы прибыли в остатках продукции на конец года надо величину остатка товаров на скла дах и отгруженных по фабрично-заводской себестоимос ти умножить на уровень рентабельности и полученный результат разделить на 100. В нашем примере прибыль на остаток товаров на складах и отгруженных на конец года, срок оплаты за которые не наступил, составляет 48
тыс. руб. (167-29:100).
В экономической литературе нередко можно встре тить несколько иную по сравнению с указанной выше трактовку исчисления прибыли в остатках продукции на конец, года. Это отличие, в частности, относится к переч ню видов задолженности, учитываемых в остатках про дукции на конец года, и к порядку исчисления уровня рентабельности, принимаемого для расчета прибыли в остатках. По мнению ряда авторов, в состав остатков на конец года должны включаться не только готовые изде лия на складах и товары отгруженные, срок оплаты за которые не наступил, но также и дополнительные виды средств — суммы задолженности за продукцию, не оп лаченную в срок, и за товары, находящиеся на ответст венном хранении у покупателей вследствие отказа их от акцепта предъявленных поставщиками счетов-платеж- ных требований. Необходимость включения в состав ос татков готовой продукции на конец года дополнитель ных ее видов при планировании объема реализации про дукции и прибыли мотивируется обычно тем, что они . в действительности встречаются в практике работы ряда предприятий. С этим мнением, однако, нельзя со гласиться. Взаимоотношения между социалистическими предприятиями определяются, как известно, договорами. Их строгое соблюдение служит непременным условием выполнения плановых заданий и обязательств, внедре ния полного хозрасчета. Наличие фактов образования
40
остатков товаров на ответственном хранении и допуска емые задержки в расчетах за продукцию свидетельству ют о нарушении предприятиями договорных условий, ос лаблении в их деятельности плановой дисциплины. Включать в остатки продукции на конец года предлага емые дополнительные виды задолженности нецелесооб разно, так как эта мера снимает с предприятий ответст венность за выполнение договоров, означает по сущест ву не что иное, как поощрение через план недостатков в работе, приводит к необоснованному уменьшению раз меров плановой прибыли на данный год.
Ряд экономистов считает, что уровень рентабельно сти, используемый для исчисления плана прибыли в ос татках продукции, должен быть среднегодовым. Это предложение по отношению к предприятиям несезонных отраслей производства неприемлемо, так как оно нахо дится в противоречии с реальной действительностью. Показатели техпромфинпланов и отчетные данные про мышленных предприятий свидетельствуют, что средний уровень рентабельности за год отклоняется вверх и вниз на 4—6% от четвертого квартала. При таком положении применение в финансовых расчетах среднегодовой рента бельности приводит к неоправданному завышению либо занижению суммы прибыли в остатках продукции на ко нец года, а следовательно, и общей суммы плановой прибыли по предприятию на год. Поскольку в остатки «а конец года должны выключаться изделия, выпуск ко торых запланирован на декабрь, постольку и прибыль, приходящаяся на эти остатки, следует исчислять на ба зе рентабельности четвертого квартала.
Результат от реализации товарной продукции, исчис ленный укрупненным расчетом на базе ее производства и остатков, по ряду предприятий нельзя считать окон чательным. В тех случаях, когда вся продукция или часть ее реализуется предприятием по розничным це нам в другие экономические районы с надбавками к оп товым ценам, в прибыль, исчисленную по объему и ос таткам товарной продукции, необходимо1внести соответ ствующую поправку.
При реализации продукции по розничным ценам раз мер такой поправки исчисляется путем умножения раз ницы за единицу изделия между оптовой ценой, приня той в плане при обсчете товарной продукции, и рознич-
41
%
ной ценой за вычетом торговой и сбытовой окидок, по которой происходит действительная реализация продук ции, на количество изделий, поставляемых в. торговую сеть. Например, при поставке в торговую сеть 8000 еди ниц изделий,, оптовой цене за единицу 20 руб., рознич ной цене 18 руб. и торговой скидке 11% прибыль, исчис ленная по объему и остаткам товарной продукции, под
лежит уменьшению на 32 тыс .руб. |
[18— (18 |
-11:100)] = |
= 16; [(20— 16) 8000] = 32 . |
отгрузке |
продукции |
Поправка в план прибыли при |
||
в другие экономические районы вносится |
потому, что. |
существуют поясные цены. Территория СССР разделена на 6 поясов. Цена на изделие в каждом последующем поясе, после первого, на 8— 10% выше, чем в предыду щем. Изделия, реализуемые по поясным ценам, включа ются в товарную продукцию в ценах того пояса, где на ходится поставщик. В связи с этим при отгрузке про дукции в более высокие пояса предприятие получает до полнительную прибыль от разницы в поясных ценах и наоборот. Размер этой поправки, вносимый в прибыль, определяется как произведение разницы между поясной и оптовой ценами единицы изделия на общее количество таких изделий, реализуемых в другие пояса. Например, при реализации предприятием 4 тыс. единиц изделий в экономический район, где поясная цена за единицу на 10 руб. выше оптовой, и 2 тысяч единиц в пояс, где она на 5 руб. ниже, его прибыль, исчисленная по объему то варной продукции, подлежит увеличению на 30 тыс. руб. (10-4—5-2).
Многие промышленные предприятия министерств и ведомств ежегодно поставляют свою продукцию на экс порт в широкой номенклатуре и в значительном коли честве. Дополнительные расходы, которые несут s свя зи с этим предприятия, входят в отчетную базу, а следо вательно, учитываются в плане себестоимости товарной продукции на планируемый период. При реализации та кой продукции через внешнеторговые организации про мышленные предприятия получают от них дополнитель ные доходы в виде экспортных надбавок, установленных в размере до 30% к оптовым ценам, указанным з прей скурантах. Так как при планировании товарная продук ция в оптовых ценах предприятия на эти дополнитель
42
ные доходы не корректируется, они подлежат учету осо
бо. Например, при оптовой цене за |
единицу |
изделия |
150 руб., экспортной прибавке к ней в размере |
17,3% и |
|
поставке на экспорт 5 тысяч изделий прибыль |
увеличи |
|
вается на 130 тыс. руб. [(150-17,3:100) |
5]. |
|
В табл. 2 отражен обобщенный расчет плана прибы ли по основной деятельности предприятия методом ук рупненного счета по объему производства товарной про дукции и изменению ее остатков с учетам вносимых по правок на дополнительные доходы.
Из данных таблицы видно, что план прибыли от реа
лизации продукции основного |
производства, |
исчислен |
ный методом укрупненного расчета с учетом |
поправок |
|
на изменение цен, составляет, |
как и при первом методе |
счета, 1566 тыс. руб. (8198—6632).
Вопрос о выборе метода для расчета плана прибыли от реализации товарной продукции решается в каждом конкретном случае предприятием.
В настоящее время метод укрупненного счета плана прибыли применяется па большинстве промышленных предприятий страны. Его точность гарантируется при наличии достоверных данных об общем объеме реализу емой продукции и ее себестоимости, а также при пра вильном определении результатов, относящихся к остат кам продукции и товаров отгруженных.
Вряде учебных пособий приводится еще и третий ме тод расчета плановой прибыли от реализации продук ции, который называется аналитическим. Он применялся прежде, когда в народнохозяйственном плане не утвер ждался показатель реализации товарной продукции, а задание по снижению себестоимости устанавливалось только по сравнимой продукции. При этом методе для определения влияния на сумму прибыли сдвигов в структуре продукции требовалось составлять отдельно громоздкий расчет, конечный результат которого не всегда давал правильный ответ на поставленный вопрос.
Врезультате этого между суммами прибыли, исчислен ными прямым счетом и аналитическим методом, имелись расхождения в среднем до 15%.
Внастоящее время объем реализации товарной про дукции утверждается в народнохозяйственном плане, а себестоимость как расчетный показатель, устанавлива ется по всей продукции в виде затрат в копейках на один
43
Ф* |
Т а б л и ц а 2 |
Ф- |
|
|
|
|
|
Остаток гото |
||
|
|
|
|
|
вых изделий на |
||
|
|
|
|
|
складах, |
отгру- |
|
|
|
|
|
|
женных |
и на |
|
|
|
|
|
|
ответственном |
||
Основная деятельность |
хранении |
на на |
|||||
чало года |
|||||||
|
|
|
|
|
по оп |
по фаб |
|
|
|
|
|
|
товым |
||
|
|
|
|
|
ценам |
рично-за |
|
|
|
|
|
|
пред |
водской |
|
|
|
|
|
|
прия |
себестои |
|
|
|
|
|
|
тия |
|
мости |
|
|
1 |
|
|
2 |
|
3 |
По объему |
|
|
|
|
|
||
производства |
товарной |
|
|
|
|||
продукции |
и |
измене |
|
|
|
||
нию |
ее |
остатков |
301 |
|
057 |
||
Поправки: |
|
|
|
|
|
|
|
на |
реализацию про |
|
|
|
|||
дукции: |
|
|
|
|
|
|
|
ЛЮрозничным |
ценам |
|
|
|
|||
по |
поясным |
ценам |
— |
|
— |
||
на |
сумму |
|
экспорт |
_ |
|
_ |
|
ных надбавок |
|
|
|||||
И т о г о |
от |
|
реализа- |
|
|
|
|
лизации продукции |
|
|
|
Товарная продукция |
Остаток готовых |
Реализация |
|||
текущего года |
изделий на складах |
товарной |
|||
|
|
и отгруженных, |
продукции |
||
|
|
срок оплаты за ко |
|
|
|
по |
|
торые не |
напступил, |
|
|
|
на конец года |
по опто |
но себе- |
||
опто- |
по полной |
||||
вым |
по опто |
по фаб |
вым ценам |
стоимости |
|
ценам |
себесто |
предприя |
(гр. 3+ |
||
пред |
имости |
вым ценам |
рично-за |
тия (гр. 2 + |
+гр. 5— |
прия |
|
предприя |
водской |
+ гр.4— |
—гр. 7) |
тия |
|
тия |
себестои |
—гр. 6) |
|
|
|
|
мости ' |
|
|
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
7984 |
6542 |
215 |
167 |
8070 |
6632 |
|
|
|
|
—32 |
|
— |
— |
— |
— |
+ 30 |
— |
_ |
_ |
_ |
_ |
+130 |
|
|
|
|
|
8198 |
6632 |
Прибыль
(гр. 8—
—гр. 9)
10
+J438
—|Э2
+30
+130
+1566
рубль продукции. При наличии таких показателей в го товом виде необходимость в использовании аналитичес кого метода для расчета плана по прибыли отпала. При меняемые сейчас два метода расчета прибыли, о кото рых указано выше, являются более простыми, полностью соответствуют экономической природе прибыли и тесно увязаны с системой учета этого показателя в бухгалтерCKOiM отчете предприятий.'
Предприятия получают прибыль не только от реали зации товарной продукции основного производства, но также и от изделий, работ и услуг, не входящих в ее со став. В этой группе учитываются результаты по опера циям с деревянной и залоговой тарой, от реализации по купных изделий и продукции подсобного сельского хо зяйства, отпуока покупной электроэнергии, пара, воды и газа, деятельности транспортных хозяйств и др.
Рациональное расходование и сохранение деревян ной тары в состоянии, пригодном для повторного исполь зования, находится в центре"внимания наших хозяйствен ных и плановых органов. Ведь стоимость тары, исполь зуемой в народном хозяйстве страны, составляет милли оны рублей. Поэтому установлено, что предприятия за отгруженную затаренную продукцию получают от поку пателей сверх оптовой цены, включающей 100% стоимо сти тары, дополнительно 40% стоимости этой тары. При такам порядке расчетов за деревянную тару обеспечива ется контроль за ее движением и сохранностью, и при этом обе стороны не остаются в убытке. Покупатели, сдавая тару на лесоторговые склады за плату, возмеща ют свои расходы, а поставщики получают чистую при быль.
План прибыли по операциям с деревянной тарой мо жет быть определен двумя путями: умножением суммы, взимаемой с покупателей сверх оптовой цены, на коли чество единиц тары по ее видам и типоразмерам, а при отсутствии таких данных — умножением фактически полученной в предшествующем году суммы средств за деревянную тару на процент роста реализации продук ции в планируемом году. Например, при отгрузке 20 тыс. -деревянных ящиков с продукцией и цене за ящик 5 руб. прибыль по операциям с тарой следует запланировать в сумме 40 тыс. руб. (5-40:100-20). Если же таких данных нет, но известно, что за прошлый год получено прибыли
45
по операциям с деревянной тарой 36,5 тыс. руб., а в данном гаду реализация товарной продукции возрастет на 110%, то в этом случае прибыль составит также не менее 40 тыс. руб. [ (36,5-110): 100].
Ряд предприятий пользуется оборотной стеклянной тарой. Ее поставку производят торгующие организации. Предприятия, получающие тару, возмещают им расходы по ее сбору, обработке и доставке за счет средств, полу ченных на эти цели из госбюджета в размере 3 коп. за каждую условную стеклянную банку. За счет указанных средств не подлежат возмещению неоправданные расхо ды и потери от сверхпланового боя стеклотары. Если по ступление средств из госбюджета выше суммы расходов по сбору, обработке н транспортировке стеклотары, то предприятия имеют прибыль, и наоборот. Например, при поступлении 15 млн. условных стеклянных банок по 28 руб. за тысячу следует запланировать предприятию прибыль в сумме 30 тыс. руб. [(30—28) 15].
Величина плановой прибыли от реализации покупных и прочих изделий, не входящих в состав товарной про дукции, определяется аналитическим методом. Ее раз меры приводятся во втором разделе формы № 12 годо вого отчета промышленного предприятия. Сопоставление величины прибыли за два-три последних года характе ризует динамику ее изменения. Сущность аналитическо го метода заключается в том, что размер прибыли на данный год определяется на основе ее уровня в базис ном году и динамики его изменения за предшествующий период. Например, если в базисном году получено при были от реализации покупных и прочих изделий 8 тыс. руб. и ее ежегодный рост, согласно отчетным данным, составляет 112,5%, то на планируемый год может быть ■предусмотрено 9 тыс. руб. [(8-112,5): 100].
Размеры плановой прибыли по другим видам дея-’ телыности, учитываемым в составе этой группы, опреде ляются путем вычитания из объема денежной выручки суммы расходов, которые несут предприятия по соответ ствующим операциям. При отсутствии таких данных прибыль по указанным видам деятельности следует оп ределять аналитическим методом.
Прибыль от внереализационных операций, относимая по классификации к третьей группе, по своему строению может быть подразделена на две составные части. С од
46