Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

 

 

 

 

 

(в тыс. руб.)

 

 

 

Утвержден­

Фактически

Показатели

 

в ценах

 

 

ный план

по отчету

 

 

 

 

плана

Фабрично-заводская "‘ се­

 

 

 

бестоимость

реализо­

6388

6479

6380

ванной

продукции

Внепрюизводсгвенные

244

246

239

расходы

 

И т о г о

полная

себесто­

6632

6725

6619

имость

 

 

Выручка

от реализации

8198

8318

8338

товарной продукции

Прибыль

 

 

4566

:159i3

4719

На величину прибыли оказывает влияние прежде все­ го выполнение плана по реализации продукции. Реализо­ ванной считается отгруженная продукция, за которую средства покупателей зачислены на расчетный счет по­ ставщика. Увеличение реализации продукции в нату­ ральном выражении, если другие показатели остаются неизменными, приводит к соответствующему росту при­ были, и наоборот. Для правильного определения размера выполнения плана по объему реализации продукции не­ обходимо исключить влияние цен на этот показатель. С этой целью фактически реализованные предприятием из­ делия учитываются в форме № £ годового отчета («От­ четно выполнении плана по продукции») в ценах, приня­ тых в плане. Сопоставление таких данных отчета с дан­ ными утвержденного плана показывает результат вы­ полнения плана по объему реализации продукции, очи­ щенный от влияния ценностного фактора и отражаю­ щий только количественное изменение ее видов.

Величина изменения прибыли за счет указанного фактора определяется путем умножения плановой сум­ мы прибыли на процент перевыполнения (недовыполне­ ния) плана реализации товарной продукции и деления полученного результата на 100. В нашем примере зада­ ние по реализации продукции в ценах, принятых в пла-

54


не, выполнено на 101,4%. Перевыполнение задания по ре­ ализации продукции увеличило прибыль по сравнению с планом на 1,4%, или на 22 тыс. руб. [(1566-1,4): 100]. Это с положительной стороны характеризует работу предприятия. Причины перевыполнения плана реализа­ ции товарной продукции определяются особо. Укажем лишь на то, что ими могут быть увеличение выпуска от­ дельных изделий и сокращение их остатков по сравне­ нию с запланированным количеством на складах и в форме товаров отгруженных, но не оплаченных покупа­ телями.

Вторым факторам, влияющим на прибыль, является

показатель себестоимости продукции. Между себестои­ мостью и прибылью существует обратная взаимозависи­ мость. Снижение себестоимости реализованной продук­ ции при прочих равных условиях увеличивает соответ­ ственно сумму прибыли, а повышение — уменьшает. Чтобы определить влияние себестоимости продукции на отклонение фактической прибыли от плана, необходимо все виды фактически реализованной продукции пересчи­ тать по плановой себестоимости и полученную при этом сумму затрат 'сопоставить с фактической себестои­ мостью.

Себестоимость промышленной продукции при плани­ ровании и учете подразделяется на два вида: фабричнозаводскую и полную. В фабрично-заводскую себестои­ мость включаются затраты предприятий лишь на произ­ водство продукции. Ее образование завершается в мо­ мент вывоза готовой продукции из производства на склад. Предприятия несут еще и внепроизводственные расходы, в состав которых входят затраты по сбыту и ■стандартизации продукции, отчисления на научно-иссле­ довательские работы и содержание вышестоящих орга­ низаций. Полная себестоимость продукции больше фаб­ рично-заводской на сумму внепроизводственных расхо­ дов, которые, входя в себестоимость как один из ее сла­ гаемых элементов, планируются и учитываются особо. Поэтому влияние на прибыль этих видов затрат опреде­ ляется отдельно.

Данные об общем фактическом и плановом размерах фабрично-заводской себестоимости реализованной про­ дукции и ©непроизводственных расходах, относимых к этой же продукции, имеются в форме № 12 годового от­

55.

чета. Разница в затратах между данными отчета и пере­ считанного плана на фактический ассортимент продук­ ции показывает отклонение по прибыли. В нашем приме­

ре фактическая фабрично-заводская себестоимость

ре­

ализованной

продукции ниже плана

на 99 тыс.

руб.

(6479—6380),

а внепроизшодственные

расходы —

на

7 тыс. руб. (246—239). Следовательно, за счет снижения себестоимости реализованной продукции прибыль про­ тив плана увеличилась на 106 тыс. pv6. (99+7), или на 6,7% (106-100:1566).

Надо иметь в виду, что не всякую экономию по себе­ стоимости продукции следует считать заслугой предпри­ ятия. Наличие экономии, образовавшейся вследствие не­ оправданного сокращения против плана затрат по охра­ не труда и текущему ремонту оборудования, снижения цен на потребляемые товарно-материальные ценности и тарифов по перевозкам, не учтенных в плане, не может быть поставлено в заслугу предприятия. С положитель­ ной стороны характеризует работу предприятия лишь экономия, достигнутая за счет сокращения норм расхо­ да материальных ресурсов, повышения производитель­ ности труда, перевыполнения плана производства и реа­ лизации продукции.

Третьим фактором, влияющим на величину прибыли,

являются средние цены реализации продукции. Они мо­ гут отличаться от цен, принятых в расчете плана прибы­ ли, когда изменяются зоны отгрузки продукции, не со­ блюдается плановый удельный вес сортности и марочности продукции и т. д. Изменение в установленном поряд­ ке прейскурантных цен на изделия должно учитываться при составлении плана прибыли. Влияние этого фактора определяется на базе данных о фактической реализации продукции в ценах плана и отчета. В этом случае размер прибыли изменится только на величину изменения цен. Если цены возрастут, предприятие получит сверхплано­ вую прибыль, и наоборот. В нашем примере объем фак­ тически реализованной товарной продукции в действу­ ющих оптовых ценах составил 8338 тыс. руб., а в ценах, принятых в плане,— 8318 тыс. руб. Следовательно, за счет повышения средних реализационных цен по сравне­ нию с планом предприятие получило дополнительную прибыль в сумме 20 тыс. руб. (8338—8318), или 1,3% (20:1566-100).

56


Четвертый фактор, влияющий на отклонение от при­ были,— наличие сдвигов в структуре реализованной про­ дукции. Каждый вид изделия имеет свою отличную от других рентабельность, выраженную в виде отношения суммы прибыли к себестоимости. Поэтому при повыше­ нии в реализации удельного веса изделий с более высо­ кой рентабельностью возрастает прибыль, и наоборот. Влияние данного фактора наиболее просто определить сальдовым способом, т. е. в виде разницы между общим отклонением прибыли от плана и суммой влияния всех остальных факторов. В нашем примере за счет структур­

ных сдвигов

прибыль увеличилась против плана на

5 тыс. руб.

(153—22—20— 106), или на 0,4% (5:1566-

•100). Однако достоверность этой суммы зависит всеце­ ло от правильности счета по другим факторам. Поэтому сальдовым способом можно пользоваться, когда пра­ вильность сумм отклонений за счет других факторов не вызывает сомнений.

Отклонение в прибыли из-за ассортиментного сдвига можно определить на базе следующих трех показателей, имеющихся в отчете: утвержденного плана прибыли; плана прибыли, пересчитанного на фактически реализо­ ванную продукцию; процента выполнения плана по реа­ лизации товарной продукции в оптовых ценах. В нашем примере план по объему реализации товарной продук­ ции перевыполнен на 1,4%, следовательно, и прибыль при отсутствии ассортиментных сдвигов также должна возрасти на 1,4%, или на 22 тыс. руб. (1566-1,4:100). Со­ гласно же данным формы № 12 отчета, плановая при­ быль, пересчитанная на фактически реализованную про­ дукцию, составила 1593 тыс. руб., или увеличилась на 27 тыс. руб. (1593— 1566). Таким образом, за счет ассорти­ ментных сдвигов в структуре продукции прибыль возро­ сла по сравнению с утвержденным планом, как и в пер­ вом случае, на 5 тыс. руб. (27—22).

Расчет -прибыли за счет изменения структуры продук­ ции не всегда можно квалифицировать как положитель­ ное явление в деятельности предприятия, равно как и уменьшение прибыли за счет этцго фактора не во всех случаях может быть поставлено ему в вину. Перевыпол­ нение плана прибыли может расцениваться положитель­ но, когда предприятием выполнен утвержденный выше­ стоящей организацией план по ассортименту продукции.

57

Показатели табл. 6 являются итогам второго этапа анализа.____________________________________ т а бл и ца 6

 

П е р е в ы п о л н е н и е п л а н а

Ф а к т о р ы , п о в л и я в ш и е н а п р и б ы л ь

С у м м а ,

%

 

 

т ы с . р у б .

Объем реализации продукции

22

il ,4

Снижение себестоимости продукции

.1 0 6

6 .7

Повышение средних оптовых цен

20

.63

Ассортиментный сдвлг

5

0 ,4

Всего . . .

153

9 ,8

Данные таблицы свидетельствуют, что перевыполне­ ние плана прибыли достигнуто главным образом за счет снижения себестоимости продукции. При общем увели­ чении прибыли от реализации продукции против плана на 9,8% за счет снижения себестоимости обеспечен ее рост на 6,7%. Кроме того, анализ показал, что некоторое повышение средних оптовых цен обусловлено отгрузкой продукции в другие экономические районы и на экспорт в больших количествах, чем это было предусмотрено в плане. Рост прибыли за счет ассортиментного сдвига не может быть поставлен в заслугу предприятию, так как это достигнуто за счет повышения в общем выпуске и реализации продукции удельного веса изделий, имею­ щих более высокую рентабельность, при невыполнении на 0,2% номенклатурного плана.

На третьем этапе анализа прибыли выясняются при­ чины отклонений фактических-данных от плана по ос­ тальным видам деятельности1. Несмотря на то что при­ быль от прочей реализации и внереализационных дохо­ дов составляет обычно небольшую часть общих'резуль­ татов, их подробный анализ дает возможность более пол­ но осветить качество работы предприятия и установить на этом участке деятельности имеющиеся недостатки. Для выяснения причин отклонений фактической прибы­ ли от плановой необходимо использовать первичные до­ кументы и учетные записи по счету прибылей и ■убыт­ ков, рассмотрение которых даст ответ, насколько пол­ но были использованы возможности для увеличения до­ ходов и недопущения неоправданных расходов и изли­ шеств.

В нашем примере план прибыли от прочей реализации

58


перевыполнен на 2 тыс. руб. (81—79). Фактические рас­ ходы по оплате за сбор, доставку и обработку 1 тыс. условных стеклянных банок составили 27 р. 93 к. вместо 28 руб. по плану. Сокращение расходов на 7 коп. (28— 27,93) при поставке 15 млн. стеклянных банок увеличи­ ло прибыль на 1 тыс. руб. (0,07-15). Кроме того,,, было реализовано ненужных и излишних покупных товарно­ материальных ценностей на 10% больше, чем предпола­ галось, и по этой причине предприятие также получило 1 тыс. руб. дополнительной прибыли.

П.ри анализе результатов по внереализационным опе­ рациям надо тщательно рассмотреть все виды этих до­ ходов и расходов. В нашем примере от указанных опе­ раций была запланирована прибыль в сумме 2 тыс. руб., а в действительности получено 5 тыс. руб. убытков. В разрезе отдельных видов выполнение плана по внереали­ зационным операциям приводится в табл. 7.

Т а б л и ц а 7

Виды внереализационных доходов и потерь

Арендная плата

Содерж аН'Ие

захолеарви -

рованных

предприятий

Превышение скидок с тарифа над надбавка­ ми к тарифу на элек­ троэнергию за коэф­ фициент мощности электроустановок

Убытки от неполной ли­ квидации амортизи­ рованных основных фондов

Штрафы, пени и .неус­ тойки, уплаченные за нарушение уело,вши пе­

ревозок

Убытки от списания про­ чих долгов

И т о г о

По плану

По отчету

(+ доходы,

(+ доходы,

— потери)

—потери)

+ 4

+ 6

— ■2

— 2

+ 2

—7

1

—в

_i_,o —о

Отклонение

+ 2

_

+ 2

1

- 3

59


Из таблицы видно, что от планируемых видов дея­ тельности план прибыли перевыполнен на 2 тыс. руб., а по непланируемым — допущены убытки в сумме 9 тыс. руб.

По арендной плате перевыполнение плана доходов обусловлено двумя причинами: сдачей в аренду большей площади нежилых помещений, чем было запланировано, и удлинением срока нахождения этих помещений в арен­ де. При планировании доходов было принято, что в аренду на 8 месяцев сдается 500 кв. м нежилой площа­ ди, а в действительности было сдано на 12 месяцев 670 кв. м. В результате этого прибыль возросла на 2 тыс.

руб. [6 (500-4:12)+(6-170)].

Оплата за потребленное количество квт-ч электро­ энергии производится предприятиями по утвержденным тарифам. Для наиболее рационального использования электроэнергии в порядке оплаты за нее для предприя­ тий установлены как поощрения, так и санкции. При ко­

эффициенте мощности электроустановок 0,93

и

выше

предприятиям предоставляется с действующего

тарифа

скидка в размере от 2 до 6%, а при коэффициенте

0,89

и ниже — надбавки от 1,5 до 115%. В приведенных

вы­

ше данных о финансовых результатах

сумма скидок

с

тарифа превысила надбавки на 2 тыс.

руб., в связи

с

тем, что коэффициент электроустановок составил 0,96. Наличие убытков от ликвидации основных фондов яв­

ляется, как правило, следствием несвоевременного про­ ведения их ремонтов и бесхозяйственного отношения к ним в процессе эксплуатации. В нашем примере выбыл из строя один агрегат, по которому недоначислено 7 тыс. руб. в амортизационный фонд. Штраф в сумме 1 тыс. руб. взыскан железной дорогой за несвоевременную по­ грузку и разгрузку вагонов, а также их за недогруз.

К прочим долгам или «безнадежным» относятся дол­ ги по недостачам, растратам и хищениям, порче готовой продукции и др. Их списание в убыток может быть про­ изведено предприятием с разрешения вышестоящей ор­ ганизации. В соответствии с п. 77 Положения о социа­ листическом государственном производственном пред­ приятии им предоставлено право списывать такие долги только в пределах до 100 руб. с сообщением вышестоя­ щему органу в каждом отдельнбм случае. Такое списа­ ние может производиться лишь после тщательной, с уча­ стием общественных организаций, проверки причин

60