Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
|
|
|
(в тыс. руб.) |
|
|
|
Утвержден |
Фактически |
|
Показатели |
|
в ценах |
|
||
|
ный план |
по отчету |
|||
|
|
|
|
плана |
|
Фабрично-заводская "‘ се |
|
|
|
||
бестоимость |
реализо |
6388 |
6479 |
6380 |
|
ванной |
продукции |
||||
Внепрюизводсгвенные |
244 |
246 |
239 |
||
расходы |
|
||||
И т о г о |
полная |
себесто |
6632 |
6725 |
6619 |
имость |
|
|
|||
Выручка |
от реализации |
8198 |
8318 |
8338 |
|
товарной продукции |
|||||
Прибыль |
|
|
4566 |
:159i3 |
4719 |
На величину прибыли оказывает влияние прежде все го выполнение плана по реализации продукции. Реализо ванной считается отгруженная продукция, за которую средства покупателей зачислены на расчетный счет по ставщика. Увеличение реализации продукции в нату ральном выражении, если другие показатели остаются неизменными, приводит к соответствующему росту при были, и наоборот. Для правильного определения размера выполнения плана по объему реализации продукции не обходимо исключить влияние цен на этот показатель. С этой целью фактически реализованные предприятием из делия учитываются в форме № £ годового отчета («От четно выполнении плана по продукции») в ценах, приня тых в плане. Сопоставление таких данных отчета с дан ными утвержденного плана показывает результат вы полнения плана по объему реализации продукции, очи щенный от влияния ценностного фактора и отражаю щий только количественное изменение ее видов.
Величина изменения прибыли за счет указанного фактора определяется путем умножения плановой сум мы прибыли на процент перевыполнения (недовыполне ния) плана реализации товарной продукции и деления полученного результата на 100. В нашем примере зада ние по реализации продукции в ценах, принятых в пла-
54
не, выполнено на 101,4%. Перевыполнение задания по ре ализации продукции увеличило прибыль по сравнению с планом на 1,4%, или на 22 тыс. руб. [(1566-1,4): 100]. Это с положительной стороны характеризует работу предприятия. Причины перевыполнения плана реализа ции товарной продукции определяются особо. Укажем лишь на то, что ими могут быть увеличение выпуска от дельных изделий и сокращение их остатков по сравне нию с запланированным количеством на складах и в форме товаров отгруженных, но не оплаченных покупа телями.
Вторым факторам, влияющим на прибыль, является
показатель себестоимости продукции. Между себестои мостью и прибылью существует обратная взаимозависи мость. Снижение себестоимости реализованной продук ции при прочих равных условиях увеличивает соответ ственно сумму прибыли, а повышение — уменьшает. Чтобы определить влияние себестоимости продукции на отклонение фактической прибыли от плана, необходимо все виды фактически реализованной продукции пересчи тать по плановой себестоимости и полученную при этом сумму затрат 'сопоставить с фактической себестои мостью.
Себестоимость промышленной продукции при плани ровании и учете подразделяется на два вида: фабричнозаводскую и полную. В фабрично-заводскую себестои мость включаются затраты предприятий лишь на произ водство продукции. Ее образование завершается в мо мент вывоза готовой продукции из производства на склад. Предприятия несут еще и внепроизводственные расходы, в состав которых входят затраты по сбыту и ■стандартизации продукции, отчисления на научно-иссле довательские работы и содержание вышестоящих орга низаций. Полная себестоимость продукции больше фаб рично-заводской на сумму внепроизводственных расхо дов, которые, входя в себестоимость как один из ее сла гаемых элементов, планируются и учитываются особо. Поэтому влияние на прибыль этих видов затрат опреде ляется отдельно.
Данные об общем фактическом и плановом размерах фабрично-заводской себестоимости реализованной про дукции и ©непроизводственных расходах, относимых к этой же продукции, имеются в форме № 12 годового от
55.
чета. Разница в затратах между данными отчета и пере считанного плана на фактический ассортимент продук ции показывает отклонение по прибыли. В нашем приме
ре фактическая фабрично-заводская себестоимость |
ре |
||
ализованной |
продукции ниже плана |
на 99 тыс. |
руб. |
(6479—6380), |
а внепроизшодственные |
расходы — |
на |
7 тыс. руб. (246—239). Следовательно, за счет снижения себестоимости реализованной продукции прибыль про тив плана увеличилась на 106 тыс. pv6. (99+7), или на 6,7% (106-100:1566).
Надо иметь в виду, что не всякую экономию по себе стоимости продукции следует считать заслугой предпри ятия. Наличие экономии, образовавшейся вследствие не оправданного сокращения против плана затрат по охра не труда и текущему ремонту оборудования, снижения цен на потребляемые товарно-материальные ценности и тарифов по перевозкам, не учтенных в плане, не может быть поставлено в заслугу предприятия. С положитель ной стороны характеризует работу предприятия лишь экономия, достигнутая за счет сокращения норм расхо да материальных ресурсов, повышения производитель ности труда, перевыполнения плана производства и реа лизации продукции.
Третьим фактором, влияющим на величину прибыли,
являются средние цены реализации продукции. Они мо гут отличаться от цен, принятых в расчете плана прибы ли, когда изменяются зоны отгрузки продукции, не со блюдается плановый удельный вес сортности и марочности продукции и т. д. Изменение в установленном поряд ке прейскурантных цен на изделия должно учитываться при составлении плана прибыли. Влияние этого фактора определяется на базе данных о фактической реализации продукции в ценах плана и отчета. В этом случае размер прибыли изменится только на величину изменения цен. Если цены возрастут, предприятие получит сверхплано вую прибыль, и наоборот. В нашем примере объем фак тически реализованной товарной продукции в действу ющих оптовых ценах составил 8338 тыс. руб., а в ценах, принятых в плане,— 8318 тыс. руб. Следовательно, за счет повышения средних реализационных цен по сравне нию с планом предприятие получило дополнительную прибыль в сумме 20 тыс. руб. (8338—8318), или 1,3% (20:1566-100).
56
Четвертый фактор, влияющий на отклонение от при были,— наличие сдвигов в структуре реализованной про дукции. Каждый вид изделия имеет свою отличную от других рентабельность, выраженную в виде отношения суммы прибыли к себестоимости. Поэтому при повыше нии в реализации удельного веса изделий с более высо кой рентабельностью возрастает прибыль, и наоборот. Влияние данного фактора наиболее просто определить сальдовым способом, т. е. в виде разницы между общим отклонением прибыли от плана и суммой влияния всех остальных факторов. В нашем примере за счет структур
ных сдвигов |
прибыль увеличилась против плана на |
5 тыс. руб. |
(153—22—20— 106), или на 0,4% (5:1566- |
•100). Однако достоверность этой суммы зависит всеце ло от правильности счета по другим факторам. Поэтому сальдовым способом можно пользоваться, когда пра вильность сумм отклонений за счет других факторов не вызывает сомнений.
Отклонение в прибыли из-за ассортиментного сдвига можно определить на базе следующих трех показателей, имеющихся в отчете: утвержденного плана прибыли; плана прибыли, пересчитанного на фактически реализо ванную продукцию; процента выполнения плана по реа лизации товарной продукции в оптовых ценах. В нашем примере план по объему реализации товарной продук ции перевыполнен на 1,4%, следовательно, и прибыль при отсутствии ассортиментных сдвигов также должна возрасти на 1,4%, или на 22 тыс. руб. (1566-1,4:100). Со гласно же данным формы № 12 отчета, плановая при быль, пересчитанная на фактически реализованную про дукцию, составила 1593 тыс. руб., или увеличилась на 27 тыс. руб. (1593— 1566). Таким образом, за счет ассорти ментных сдвигов в структуре продукции прибыль возро сла по сравнению с утвержденным планом, как и в пер вом случае, на 5 тыс. руб. (27—22).
Расчет -прибыли за счет изменения структуры продук ции не всегда можно квалифицировать как положитель ное явление в деятельности предприятия, равно как и уменьшение прибыли за счет этцго фактора не во всех случаях может быть поставлено ему в вину. Перевыпол нение плана прибыли может расцениваться положитель но, когда предприятием выполнен утвержденный выше стоящей организацией план по ассортименту продукции.
57
Показатели табл. 6 являются итогам второго этапа анализа.____________________________________ т а бл и ца 6
|
П е р е в ы п о л н е н и е п л а н а |
|
Ф а к т о р ы , п о в л и я в ш и е н а п р и б ы л ь |
С у м м а , |
% |
|
||
|
т ы с . р у б . |
|
Объем реализации продукции |
22 |
il ,4 |
Снижение себестоимости продукции |
.1 0 6 |
6 .7 |
Повышение средних оптовых цен |
20 |
.63 |
Ассортиментный сдвлг |
5 |
0 ,4 |
Всего . . . |
153 |
9 ,8 |
Данные таблицы свидетельствуют, что перевыполне ние плана прибыли достигнуто главным образом за счет снижения себестоимости продукции. При общем увели чении прибыли от реализации продукции против плана на 9,8% за счет снижения себестоимости обеспечен ее рост на 6,7%. Кроме того, анализ показал, что некоторое повышение средних оптовых цен обусловлено отгрузкой продукции в другие экономические районы и на экспорт в больших количествах, чем это было предусмотрено в плане. Рост прибыли за счет ассортиментного сдвига не может быть поставлен в заслугу предприятию, так как это достигнуто за счет повышения в общем выпуске и реализации продукции удельного веса изделий, имею щих более высокую рентабельность, при невыполнении на 0,2% номенклатурного плана.
На третьем этапе анализа прибыли выясняются при чины отклонений фактических-данных от плана по ос тальным видам деятельности1. Несмотря на то что при быль от прочей реализации и внереализационных дохо дов составляет обычно небольшую часть общих'резуль татов, их подробный анализ дает возможность более пол но осветить качество работы предприятия и установить на этом участке деятельности имеющиеся недостатки. Для выяснения причин отклонений фактической прибы ли от плановой необходимо использовать первичные до кументы и учетные записи по счету прибылей и ■убыт ков, рассмотрение которых даст ответ, насколько пол но были использованы возможности для увеличения до ходов и недопущения неоправданных расходов и изли шеств.
В нашем примере план прибыли от прочей реализации
58
перевыполнен на 2 тыс. руб. (81—79). Фактические рас ходы по оплате за сбор, доставку и обработку 1 тыс. условных стеклянных банок составили 27 р. 93 к. вместо 28 руб. по плану. Сокращение расходов на 7 коп. (28— 27,93) при поставке 15 млн. стеклянных банок увеличи ло прибыль на 1 тыс. руб. (0,07-15). Кроме того,,, было реализовано ненужных и излишних покупных товарно материальных ценностей на 10% больше, чем предпола галось, и по этой причине предприятие также получило 1 тыс. руб. дополнительной прибыли.
П.ри анализе результатов по внереализационным опе рациям надо тщательно рассмотреть все виды этих до ходов и расходов. В нашем примере от указанных опе раций была запланирована прибыль в сумме 2 тыс. руб., а в действительности получено 5 тыс. руб. убытков. В разрезе отдельных видов выполнение плана по внереали зационным операциям приводится в табл. 7.
Т а б л и ц а 7
Виды внереализационных доходов и потерь
Арендная плата
Содерж аН'Ие |
захолеарви - |
рованных |
предприятий |
Превышение скидок с тарифа над надбавка ми к тарифу на элек троэнергию за коэф фициент мощности электроустановок
Убытки от неполной ли квидации амортизи рованных основных фондов
Штрафы, пени и .неус тойки, уплаченные за нарушение уело,вши пе
ревозок
Убытки от списания про чих долгов
И т о г о
По плану |
По отчету |
(+ доходы, |
(+ доходы, |
— потери) |
—потери) |
+ 4 |
+ 6 |
— ■2 |
— 2 |
+ 2
—7 ■
— 1
—в
_i_,o —о
Отклонение
+ 2
_
+ 2
— 1
- 3
59
Из таблицы видно, что от планируемых видов дея тельности план прибыли перевыполнен на 2 тыс. руб., а по непланируемым — допущены убытки в сумме 9 тыс. руб.
По арендной плате перевыполнение плана доходов обусловлено двумя причинами: сдачей в аренду большей площади нежилых помещений, чем было запланировано, и удлинением срока нахождения этих помещений в арен де. При планировании доходов было принято, что в аренду на 8 месяцев сдается 500 кв. м нежилой площа ди, а в действительности было сдано на 12 месяцев 670 кв. м. В результате этого прибыль возросла на 2 тыс.
руб. [6 (500-4:12)+(6-170)].
Оплата за потребленное количество квт-ч электро энергии производится предприятиями по утвержденным тарифам. Для наиболее рационального использования электроэнергии в порядке оплаты за нее для предприя тий установлены как поощрения, так и санкции. При ко
эффициенте мощности электроустановок 0,93 |
и |
выше |
||
предприятиям предоставляется с действующего |
тарифа |
|||
скидка в размере от 2 до 6%, а при коэффициенте |
0,89 |
|||
и ниже — надбавки от 1,5 до 115%. В приведенных |
вы |
|||
ше данных о финансовых результатах |
сумма скидок |
с |
||
тарифа превысила надбавки на 2 тыс. |
руб., в связи |
с |
тем, что коэффициент электроустановок составил 0,96. Наличие убытков от ликвидации основных фондов яв
ляется, как правило, следствием несвоевременного про ведения их ремонтов и бесхозяйственного отношения к ним в процессе эксплуатации. В нашем примере выбыл из строя один агрегат, по которому недоначислено 7 тыс. руб. в амортизационный фонд. Штраф в сумме 1 тыс. руб. взыскан железной дорогой за несвоевременную по грузку и разгрузку вагонов, а также их за недогруз.
К прочим долгам или «безнадежным» относятся дол ги по недостачам, растратам и хищениям, порче готовой продукции и др. Их списание в убыток может быть про изведено предприятием с разрешения вышестоящей ор ганизации. В соответствии с п. 77 Положения о социа листическом государственном производственном пред приятии им предоставлено право списывать такие долги только в пределах до 100 руб. с сообщением вышестоя щему органу в каждом отдельнбм случае. Такое списа ние может производиться лишь после тщательной, с уча стием общественных организаций, проверки причин
60