Файл: Скуратович, В. Н. Прибыль и рентабельность - экономические рычаги интенсификации производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ной стороны, предприятия от своей деятельности получа ют доходы, не связанные с реализацией товарио-маггери- альных ценностей и услуг, а с другой — несут расходы, которые в свою очередь состоят из экономически оп равданных и неоправданных, являющихся следствием наличия недостатков в работе. В плане прибыли учиты ваются доходы, носящие устойчивый характер, и расхо ды — только экономически оправданные.
Одним из видов планируемых доходов предприятий, учитываемых в составе внереализационных операций, яв ляется арендная плата. Основные фонды, которые вре менно не используются, могут сдаваться предприятиями в аренду или напрокат другим предприятиям и хозяйст венным организациям за определенную плату. По зда ниям и помещениям ставки арендной платы установлены советами министров союзных (автономных) республик, а по другим основным фондам они определяются согла шениями предприятий с арендаторами. Сумма арендной платы, учитываемая в составе прибыли, представляет со бой произведение ее ставок по видам основных фондов за соответствующий период на объем этих фондов. Если принять, что в аренду будет сдано, например, 500 ив. м нежилых помещений сроком на 8 месяцев и одна земле
ройная машина на 5 месяцев и ставка арендной |
платы |
|
за один кв. м площади в год установлена 6 руб., |
а |
за |
землеройную машину п.о договору — 2 тыс. руб., |
то |
арендную плату в данном случае следует запланировать
всумме 4 тыс. руб. [ (6-500-8:12) Н-2].
Всоставе внереализационных операций могут учиты
ваться расходы по содержанию законсервированных предприятий, их цехов или объектов строительства. Ос нованием для планирования таких расходов является наличие решения правительства о постановке объектов на консервацию. Размер расходов на указанные цели оп ределяется по отдельно составленным на каждый объект сметам, утвержденным вышестоящей организацией. В состав прибыли эти расходы могут быть включены, од нако, лишь в том случае, если их финансирование не предусмотрено за счет средств госбюджета. В нашем ■примере эти расходы принимаются условно 2 тыс. руб.
Важное значение при планировании прибыли имеет вопрос реального распределения ее общей годовой сум мы в квартальном разрезе. Это дает возможность уста
47
новить по периодам правильные взаимоотношения пред приятий с госбюджетом в планируемом году, образовать реальные .по .своим размерам фонды экономического сти мулирования, покрывать в установленные сроки расходы по расширению предприятий. Правильное распределение
плана прибыли по кварталам года позволяет |
своевре |
|
менно контролировать ход его выполнения, объективно |
||
оценить на его базе итоги деятельности предприятий. |
от |
|
На каждый из кварталов года плановая прибыль |
||
реализации продукции исчисляется, как и в целом |
на |
|
год. Базой в этом случае служат утвержденные |
в уста |
новленном порядке показатели плана реализации то варной продукции и норматива собственных оборотных средств под готовые изделия на складе на соответствую щий период, а по неоплаченным остаткам отгруженных товаров — данные, получаемые расчетным путем, о пе реходящей нормальной задолженности за эти товары. По другим видам деятельности сумма прибыли по пла ну на текущий год может быть распределена по кварта лам исходя из ее удельного веса за прошлый год.
Сводный расчет плана прибыли от промышленной де- *
ятельности предприятия на год и в разрезе |
кварталов |
||||||
представляется в следующем виде |
(ем. |
табл. |
3). |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Таблица 3 |
|
Классификация прибыли |
Па |
|
По кварталам |
|
|||
год |
I |
И |
Ш |
IV |
|||
|
|
|
|
||||
Прибыль or |
реализации |
11566 |
341 |
359 |
4.14 |
452 |
|
товарной продукции! |
|
||||||
Прибыль от |
прочей |
|
79 |
18 |
19 |
20' |
22 |
реализации |
|
|
|||||
Прибыль по |
внереализа |
2 |
_ |
1 |
1 |
|
|
ционным операциям |
|
|
|||||
Итого |
. . . |
1647 |
359 |
379 |
435 |
474 |
Из данных таблицы видно увеличение абсолютной суммы прибыли в каждом последующем квартале года. Это увеличение отражает общую тенденцию роста объе ма социалистического производства и неуклонного сни
48
жения себестоимости продукции, достигаемого за счет систематического повышения производительности труда на базе внедрения в производство новейших достижений науки и техники.
Показатель прибыли является директивным и дово дится до предприятия вышестоящей организацией. Од нако он может быть увеличен предприятием за счет при нятия дополнительных заказов от покупателей на изго товление продукции, улучшения качества изделий и сни жения затрат на их производство. Дополнительное обя зательство не должно служить препятствием выполне нию заданий народнохозяйственного плана. О принятом повышенном показателе прибыли предприятие сообща ет своей вышестоящей организации, вносит уточнение в техпромфинплан и разрабатывает необходимые меропри ятия по его выполнению. Предприятие несет ответствен ность и отчитывается за выполнение измененного плана.
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРИБЫЛИ
Прибыль относится к числу утверждаемых показате лей, характеризующих в значительной мере эффектив ность работы предприятий. Выполнение плана по этому показателю — одна из важнейших задач фабрик в заво дов. «План прибыли, — указывал А. Н. Косыгин в до кладе на сессии Верховного Совета СССР 24 ноября 1972 г. — должен неукоснительно выполняться всеми объединениями и предприятиями»1.
От степени выполнения плана по прибыли зависит финансовое состояние предприятия: финансирование ка питальных вложений, прироста собственных оборотных средств и других плановых затрат. Невыполнение плана по прибыли приводит к финансовым затруднениям, об разованию недостатка собственных оборотных средств, невыполнению обязательств перед госбюджетом по взно су свободного остатка прибыли, просрочкам по ссудам банка и задолженности поставщикам. Кроме того, пред приятия, не выполнившие план прибыли, лишаются час ти фондов экономического стимулирования и возмож ности получить премию по-социалистическому соревно ванию.
На социалистических предприятиях систематический рост прибыли обеспечивается за счет расширения про изводства, повышения производительности труда и уров ня хозяйствования, изыокания путей для дополнительно го увеличения выпуска продукции и улучшения ее ка чества, максимального сокращения затрат на производ ство. В то же время рост прибыли по сравнению с пла ном может оказаться и следствием ряда других нежела тельных для общества причин (нарушения ассортимен та продукции, ухудшения ее качества, завышения цен и
1 «Экономическая газета», 1971, 49, стр. 9.
50
т. д.), которые хотя и не являются свойственными и ха рактерными для социалистического способа производст ва, однако в практике работы отдельных предприятий еще полностью не изжиты.
Цель анализа выполнения плана прибыли заключает ся в том, чтобы установить причины отклонений факти ческой прибыли от плана, правильно оценить работу предприятия по выполнению государственного задания по этому показателю, указать пути для увеличения при были.
Прежде чем приступить к анализу прибыли, необхо димо иметь данные об этом показателе по плану и отче ту. Они привадятся в соответствующих таблицах бух галтерского отчета промышленного' предприятия за год. В форме № 12 «Реализация продукции», например, отра жена сумма плановой и фактической прибыли от реали зации изделий, работ и услуг, учитываемых в составе то варной продукции предприятия, и прибыли от реализа ции других товарно-материальных ценностей, не входя щих в состав товарной продукции. В форме № 20 «При были и убытки» приводятся показатели о фактической прибыли по внереализационным операциям, а в справке к этой форме указана общая сумма плановой прибыли, утвержденная предприятию вышестоящей организацией. План прибыли по видам деятельности имеется также в техпромфинплане, откуда эти показатели переносятся в
соответствующие формы бухгалтерского учета. |
прибыли |
|
Анализ |
выполнения предприятиями плана |
|
состоит из |
ч е т ы р е х последовательных этапов. Внача |
|
ле на базе сводных данных определяется, как |
выполни |
ло предприятие утвержденный план прибыли по общей сумме и ее составным частям. Это наиболее простая, но вместе с тем, необходимая ступень анализа, так как только при ее выполнении появляется возможность на последующих этапах получить ответы на интересующие вопросы. i
На втором этапе выясняются факторы, повлиявшие на сумму отклонения от плана фактической прибыли от реализации продукции основного производства, и опре деляются количественные выражения значимости каждо го из них. Это дает возможность судитьоб успехах или упущениях в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.
51
Третий этап анализа |
должен дать ответ на |
вопрос, |
за счет чего полученная |
прибыль от продажи |
товарно |
материальных ценностей, не учитываемых в составе реа лизуемой товарной продукции, и от внереализационных операций оказалась выше или ниже запланированных сумм. Точное знание причин отклонений позволяет в дальнейшем более правильно составлять план прибыли по этим видам и операциям, разрабатывать необходимые мероприятия по устранению недостатков (при их нали чии) на этом участке работы.
На заключительном, четвертом этапе анализа подво дятся итоги выполнения плана прибыли по всем видам деятельности и факторам, дается окончательная оценка заслуг предприятия в выполнении плана прибыли, рас сматривается вопрос о необходимости внесения поправок в план прибыли на текущий год.
Размер выполнения предприятием общего плана по прибыли характеризуется д в у м я показателями: а б со лютной суммой отклонения фактической прибили от пла на и процентом выполнения плана по прибыли. Первый определяется путем сопоставления общей суммы факти ческой прибыли с суммой прибыли, утвержденной по плану. Величина процента, характеризующего выпол нение общего плана прибыли, исчисляется путем деления суммы фактической прибыли на запланированную и ум ножения полученного результата на 100. Аналогичным образом определяется каждый их этих показателей по отношению к отдельным видам прибыли, входящим в ее общую сумму.
Для указанного анализа необходимо использовать данные из форм № 12 («Реализация продукции») и № 20 («Прибыли и убытки»), входящие в состав годово го отчета предприятия (см. табл. 4).
Из данных таблицы видно, что общая абсолютная сумма фактической прибыли выше запланированной на 148 тыс. руб. (1795—1647), а план прибыли выполнен на 109% [(1795:1647) X 100]; план прибыли от реализации товарной продукции перевыполнен на 153 тыс. руб. (1719— 1566), или на 9,8% (109,8— 100), и от прочей ре ализации—на 2 тыс. руб. (81—79), или на 2,5 % (102,5— 100); по внереализационным операциям вместо 2 тыс. руб. прибыли получено 5 тыс. руб. убытка, в связи с чем
52
Та б л и ца 4
|
|
План, |
Отчет, |
Отклоне |
Процент |
|
|
ния от |
|||
|
|
тыс. руб. |
тыс. руб. |
плана, |
выполне |
|
|
|
|
тыс. руб. |
ния план |
Прибыль от реализации |
|
|
|
|
|
товарной |
продукции |
1566 |
.1719 |
-14153 |
109,8 |
Прибыль от прочей ре |
|
|
|
|
|
ализации |
|
79 |
81 |
+ 2 |
102,5 |
Прибыль |
по внереали |
|
|
|
|
зационным операциям |
2 |
—5 |
—7 |
— |
|
И т о г о |
1647 |
4795 |
+ 148 |
109,0 |
|
по этим |
операциям |
недодано |
прибыли |
против |
плана |
7 тыс. руб.
Большую часть прибыли предприятия получают от реализации товарной продукции основного' производст ва. В нашем примере удельный вес этого вида прибыли в ее общей сумме составляет 95,8% — [(1719:1795) 100]. Поэтому указанная прибыль должна быть рассмотрена и проанализирована•с особой тщательностью. Началь ный этап анализа показал, что план прибыли от реали зации товарной продукции перевыполнен предприятием в абсолютной сумме на 153 тыс. руб., или на 9,8%. Вто рой этап анализа должен выявить причины, которые повлияли на образование сверхплановой прибыли. Что бы ответить на этот вопрос, необходимо общую сумму сверхплановой прибыли расчленить на ее отдельные со ставные части по факторам. Для этой цели используем данные из формы № 12 годового отчета (см. табл. 5).
Исходные моменты расчета прибыли — объем реали зуемой продукции в оптовых ценах и ее себестоимость. Оба показателя отражают в денежном выражении коли чество реализуемых изделий по видам, уровень средних цен и затрат на них. Поскольку-каждый из этих элемен тов в плане был принят в определенных размерах, то при их несоблюдении соответственно изменяется величина прибыли. Степень влияния каждого из этих факторов в отдельности на величину отклонений по прибыли опре деляется методом цепных подстановок. Его сущность заключается в том, что при расчете величины значи мости одного из факторов исключают влияние других.
5$