Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
Водстве работ в летний период и больше иа 3—32% при производстве работ в зимний период.
По расходу стали «монолитные» емкости экономич нее «сборных». Трудоемкость и продолжительность воз ведения «монолитных» емкостей выше по сравнению со «сборными».
Сборные резервуары для воды, прямоугольные в пла не, для всех рассмотренных районов строительства 1 до роже монолитных круглых в плане, что объясняется глав ным образом менее экономичной формой сборных резер вуаров.
Сметная стоимость возведения монолитных колодцев в летних условиях, как правило, ниже стоимости соору жения сборных. При ведении работ в зимнее время сбор ные колодцы, как правило, дешевле.
Отстойники окалины прокатного стана. В качестве объекта исследования принят отстойник окалины про катного стана «350» металлургического завода в г. Днеп родзержинске. Отстойники сооружали методом опускно го колодца.
Колодец имеет внутренний диаметр 16 м, отметку днища 18,95 м. Внутренними железобетонными перего родками и перекрытиями колодец разделен на отдель ные отсеки.
Конструкции колодцев окалины рассматривались в трех вариантах:
сборный железобетонный колодец, опускаемый в тик сотропной рубашке;
монолитный железобетонный колодец, опускаемый в тиксотропной рубашке;
монолитный железобетонный колодец, опускаемый без тиксотропной рубашки.
Стены сборного колодца запроектированы из 30 от дельных плоских сборных плит толщиной 300 мм, вы сотой 13,15 м. Стыкование плит производится при помо щи стыка Передерия с последующим замоноличиванием. В сборных плитах с внутренней стороны предусмотрена укладка стальных листов гидроизоляции. Перед замо ноличиванием стыки плит с внутренней стороны пере крываются металлическими накладками по всей длине гидроизоляции. Днище колодца запроектировано моно литным. Внутренние перегородки выполнены из плоских
1 Для строительства в Дальневосточном крае.
сборных плит, соединенных между собой стыком Передерия.
Монолитный вариант колодца, опускаемого в тиксо тропной рубашке, отличается от сборного варианта тем, что при тех же параметрах все конструкции выполнены из монолитного железобетона.
Монолитный вариант колодца, опускаемого без тик сотропной рубашки, отличается от монолитного вариан та колодца, опускаемого в тиксотропной рубашке, тол щиной наружных стен (1500 вместо 300 мм при наличии тиксотропной рубашки).
Технико-экономические показатели по вариантам на
1 иг3 внутреннего объема колодца |
приведены в табл. 37. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 37 |
|
|
|
|
|
|
I вариант — |
И вариант— |
III вариант- |
|
Показатели |
|
сборный |
монолитный |
монолитный |
||
|
|
п тиксотроп- |
в тиксотроп- |
без тнксо- |
|||
|
|
|
|
|
ной рубашке |
ной рубашке |
башки |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сметная |
стоимость конст |
106,6 |
101,8 |
132,6 |
|||
рукций в руб.......................... |
|
|
|||||
Капитальные вложения в |
51,1 |
41,2 |
57,5 |
||||
базу |
в руб. г о д ................... |
затраты |
|||||
Приведенные |
|
|
|
||||
(без |
учета |
продолжитель |
ПО |
104,3 |
- 136,4 |
||
ности |
возведения) |
в руб. . |
|||||
Расход |
материалов: |
|
|
|
|||
сборного |
железобетона |
0,21 |
0,006 |
0,006 |
|||
в м3 ................................. |
|
|
железо |
||||
монолитного |
0,17 |
0,383 |
0,72 |
||||
бетона |
в |
м3 ........................ |
|
||||
стали |
в к г ................... |
|
150 |
140 |
160 |
||
цемента » |
» ................... |
|
160 |
130 |
220 |
||
П р и м с ч а il и с. |
Таблица |
составлена по данным Приднепровского Пром- |
|||||
стронпроекта. |
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, монолитный колодец, опускае мый без тиксотропной рубашки (третий вариант), по всем показателям уступает первому и второму вариан там, поэтому в дальнейшем исключается из рассмот рения.
По расходу стали и бетона монолитные и сборные ко лодцы отличаются несущественно. Продолжительность возведения сборных колодцев значительно меньше, чем монолитных.
Сметная стоимость, капитальные вложения в базу и приведенные затраты для монолитных колодцев меньше, чем для сборных, соответственно на 4; 19 и 5%. Сравни тельно малая разница в показателях объясняется глав ным образом тем, что при сопоставлении учтено много конструкций, не отличающихся по вариантам.
Экономический эффект при применении монолитных колодцев вместо сборных составляет1 15 руб. в расчете на 1 ж3 объема применяемого железобетона. При возве дении объекта только в летнее время года эффект бу дет выше.
Эффект от применения монолитных колодцев можно повысить за счет использования внутренней стальной облицовки в качестве опалубки.
Отстойники гидросмыва. В качестве объекта иссле дования принят отстойник гидросмыва доменной печи № 8 Криворожского завода, сооружаемый методом опускного колодца. Опускной колодец имеет диаметр 36 м, отметка днища 18,5 м. Колодец разделен железо бетонными перегородками.
Были рассмотрены три варианта колодца:
со сборными стенками из плоских плит размером 0,6Х X I>8X17,5 м, при опускании колодца в тиксотропной ру башке;
смонолитными железобетонными стенками, при опус кании колодца в тиксотропной рубашке;
смонолитными железобетонными стенками, при
опускании колодца без тиксотропной рубашки.
Днище во всех вариантах монолитное железо бетонное.
К достоинствам сборного колодца следует отнести снижение трудоемкости возведения и возможность сок ращения сроков ввода объектов в действие. Достоинст ва монолитного варианта заключаются в большей гер метичности монолитного опускного колодца по сравне нию со сборным, в котором имеется много стыков.
Технико-экономические показатели (на 1 м3 внутрен него объема колодца) по рассмотренным вариантам приведены в табл. 38. Из табл. 38 видно, что сметная стоимость конструкций и приведенные затраты (без учета продолжительности возведения) для сборного ва-
1 В случаях, когда для монолитных колодцев при заданных сро ках ввода возможно начать строительство раньше, чем для сборных.
|
|
|
|
|
|
|
|
Варианты |
|
|
|
Показатели |
|
|
сборный |
М О Н О Л И ТН Ы Й |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Сметная |
стоимость |
конструкции |
о |
53,8 |
48,2 |
||||
руб.................. |
|
' • |
......................................................... |
|
|
• |
• |
||
Капитальные вложения в базу в |
15 |
8,6 |
|||||||
руб. |
г о д ............................................... |
|
|
|
|
|
|
||
Приведенные затраты в руб.: |
|
|
|
|
|||||
|
без учета фактора продолжитель- |
84,6 |
79,3 |
||||||
|
иостн возведения |
........................ |
|
|
|||||
|
с учетом этого фактора . . . . |
|
84,6 |
89,6 |
|||||
Расход материалов: |
|
|
|
0,132 |
0,024 |
||||
|
сборного |
железобетона |
в м3 . |
||||||
|
монолитного |
|
» |
» » . |
0,18 |
0,285 |
|||
|
стали |
в |
к г ................................. |
|
|
|
|
74 |
72 |
|
цемента |
» |
» ................................. |
|
|
|
|
138 |
113 |
Трудоемкость |
изготовления |
сбор- |
0,113 |
|
|||||
ных |
конструкций в |
чел.-днях . . . |
— |
||||||
Трудоемкость возведения в чел.-днях |
0,62 |
0,72 |
|||||||
|
П р и м е ч а н и я : |
1. |
Показатели капитальных вложений |
в базу даны по |
взаимозаменяемому комплексу конструкций.
2. Продолжительность возведения сборного колодца составляет 140 раб. дней, монолитного — 219 раб. дней.
рианта выше; с другой стороны, трудоемкость н продол жительность возведения меньше, чем для монолитного варианта.
По расчетам Приднепровского ПСП эффект от воз можного выпуска дополнительной продукции при досроч ном вводе предприятия в целом для сборного варианта может составить около 10 руб/мг внутреннего объема ко лодца. При учете этих данных более эффективным ста новится применение сборного варианта.
На основе проведенного анализа можно сделать сле дующие краткие выводы и предложения.
1. Выбор для строительства сборных или монолит ных емкостей должен производиться в каждом конкрет ном случае в зависимости от условий района строитель ства, установленных сроков ввода объектов в действие и с учетом возможности за счет сокращения сроков воз ведения при применении сборных конструкций получить эффект от дополнительного выпуска продукции.
2. В районах, где отсутствуют условия для экономи чески эффективного производства сборных конструкций
(вследствие их малой повторяемости), для сооружений малых размеров и сложной конфигурации, при возведе нии объектов в летний период, а в южных районах стра ны при круглогодичном ведении работ, а также в случае применения скользящей опалубки емкостные сооружения целесообразно выполнять монолитными железобетон ными.
3. В районах, где есть предприятия, изготовляющие сборные конструкции для емкостей, или возникает необ ходимость в строительстве большого количества емко стей с унифицированными элементами, особенно в зим нее время года, а также в случаях, когда сокращение продолжительности строительства емкостей за счет при менения сборных элементов может привести к сокраще нию сроков ввода объекта в действие и выпуску допол нительного количества продукции, целесообразно строить емкости с применением сборных конструкций.
4.Имея в виду большие объемы строительства ем костей для хранения сыпучих материалов, следует бо лее детально разработать проекты емкостей как в сбор ном, так и в монолитном вариантах, разработать техно логию их возведения с учетом климатических особенностей районов и сопоставить затраты по этим вариантам, после чего могут быть даны более конкрет ные рекомендации.
5.При монолитном решении силосной части складов угля подсилосную часть рекомендуется выполнять моно литной железобетонной с возведением в той же сколь зящей опалубке, которая используется для бетонирова ния силосной части.
9. Транспортные сооружения промышленных предприятий 1
Пролетные строения автодорожных мостов. В строи тельстве автодорожных мостов могут применяться сборные и монолитные железобетонные, сталежелезобе тонные, стальные и деревянные пролетные строения. Каждый вид конструкций имеет свою область эффек тивного применения.
1 В параграфе использованы расчеты, выполненные под руко водством В. G. С а р ы ч е в а .
Оценке эффективности сборных железобетонных, сталежелезобетонных и деревянных конструкций уделе но внимание в ряде других работ [1], в связи счем в на шей работе основная роль отводится оценке эффектив ности применения монолитных железобетонных конст рукций.
Проведенное ЦНИИС Минтрансстроя в 1966 г. срав нение технико-экономических показателей сборных же лезобетонных, монолитных железобетонных и стальных конструкций пролетных строений с пролетами 60 м. и более показало, что стоимость монолитных железобе тонных пролетных строений несколько ниже стоимости сборных железобетонных.
Оценка эффективности применения монолитного же лезобетона в мостах с пролетами до 33 м, как известно, до недавнего времени не проводилась. Что касается мо стов с пролетами более 33 м, то и в этой области необ ходимы новые исследования, поскольку за последние годы произошли существенные изменения в ценах, кон структивных решениях и методах возведения кон струкций.
Возведение монолитных железобетонных пролетных строений такими прогрессивными способами, как навес ное бетонирование, бетонирование в переставной инвен тарной опалубке или бетонирование пролетного строе ния на насыпи подхода с последующей надвижкой его в пролет, в сочетании с индустриальными методами ве дения работ позволяет по-новому оценить перспективу применения монолитного железобетона.
В качестве объектов для определения областей ра ционального применения конструкций из сборного и мо нолитного железобетона приняты мосты с пролетами
10; 15; 20 и 30 м в свету (рис. |
9).. |
Габарит мостов принят |
Г-7, тротуары имеют |
ширину 1 м. |
|
К сопоставлению приняты следующие конструкции: сборные железобетонные из бетона марки 400 по ти повому проекту 501-5 (балочные бездиафрагменные про летные строения); монолитные железобетонные из бето на марки 400 на основе проектов, выполненных Гипро-
автотрансом.
Проектные решения почти всех сравниваемых про летных строений, сборных и монолитных, разработаны в 1965—1969 гг. и отражают то новое и передовое, что
достигнуто в проектировании таких конструкций в
СССР к этому, времени.
Для всех пролетов стоимостные показатели опреде лялись для условий строительства в Московской и Чи тинской областях; при определении стоимости сборных железобетонных конструкций цены принимались соот ветственно для III и IX поясов по прейскуранту опто вых цен № 06-08 издания 1969 г.
Рис. 9. Поперечный разрез железобетонных пролетных строений
а — монолитное |
(пролеты 10 и |
15 ж); б — монолитное |
(пролет 20 ж); |
в — моно |
литное |
(пролет 30 м); |
г — сборное (пролеты |
10; !5; 20 и 30 |
м ) |
Стоимость транспортирования конструкций опре деляли в соответствии с транспортными схемами, при веденными в табл. 39.
Т а б л и ц а 39
|
|
Московская область |
Читинская область |
||
Материалы |
автотран |
по ж елез |
автотран |
по железной |
|
спортом |
ной |
спортом |
дороге на |
||
|
|
на рассто |
дороге на |
на рассто |
расстояние |
|
|
яние в клі |
расстоя |
яние в км |
в клі |
|
|
|
ние в км |
|
|
Сборный железобетон . |
120 |
_ |
120 |
1000 |
|
Бетонная |
смесь . . . |
1 и 50 |
— |
1 и 50 |
— |
Стальные |
конструкции |
120 |
450 |
120 |
1000 |
Типы кранов, применяемых при монтаже сборных и возведении монолитных конструкций, приведены в
табл. 40.
Т а б л и ц а 40
|
|
|
|
Пролетные строения |
|
|
Пролет |
|
|
|
|
|
|
в сгѳту |
сборные |
|
|
монолитные |
сталежелезобетон - |
|
в м |
железобетонные |
|
железобетонные |
ные |
|
|
10 |
Стреловой |
кран, |
Стреловой кран, |
Стреловой |
кран, |
|
15 |
25 тс |
|
аг- |
5 тс |
10 и 25 тс |
кран, |
Монтажный |
То же |
Стреловой |
||||
20; 30 |
регат АМК |
20 |
тс |
> |
25 тс |
|
Краны УИКМ и |
|
|
||||
|
шлюзовой |
кран |
|
|
|
|
|
2X30 тс |
|
|
|
|
|
При определении составляющей приведенных за трат, зависящей от эксплуатационных расходов, прини мались сроки службы в годах, указанные в табл. 41.
|
|
|
|
|
Таблица 41 |
|
|
|
|
Пролетные строения |
|
Элементы |
|
|
сборные и моно |
сталежелезо |
|
|
|
|
|
литные железо- |
бетонные |
|
|
|
|
бетонные |
|
Балки пролетных |
строений . |
. |
. |
75 |
60 |
Т ротуары ........................................... |
|
|
|
50 |
50 |
П е р и л а ............................................... |
(покрытие) . |
. |
. |
30 |
30 |
Проезжая часть |
6 |
6 |
|||
Затраты на содержание, текущие и капитальные ре |
|||||
монты пролетных строений |
|
мостов принимались в раз |
мере 0,3% стоимости конструкций.
При определении сметной стоимости пролетных строе ний учтено удорожание работ при производстве их в зимнее время в следующем размере: для пролетных строений из сборного железобетона для условий Москов ской обл. — 2,4% и для условий Читинской обл. — 6%; для пролетных строений из монолитного железобетона для условий Московской обл. — 30% и для условий Чи тинской обл. — 49%.
При определении приведенных затрат учтены воз