Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Водстве работ в летний период и больше иа 3—32% при производстве работ в зимний период.

По расходу стали «монолитные» емкости экономич­ нее «сборных». Трудоемкость и продолжительность воз­ ведения «монолитных» емкостей выше по сравнению со «сборными».

Сборные резервуары для воды, прямоугольные в пла­ не, для всех рассмотренных районов строительства 1 до­ роже монолитных круглых в плане, что объясняется глав­ ным образом менее экономичной формой сборных резер­ вуаров.

Сметная стоимость возведения монолитных колодцев в летних условиях, как правило, ниже стоимости соору­ жения сборных. При ведении работ в зимнее время сбор­ ные колодцы, как правило, дешевле.

Отстойники окалины прокатного стана. В качестве объекта исследования принят отстойник окалины про­ катного стана «350» металлургического завода в г. Днеп­ родзержинске. Отстойники сооружали методом опускно­ го колодца.

Колодец имеет внутренний диаметр 16 м, отметку днища 18,95 м. Внутренними железобетонными перего­ родками и перекрытиями колодец разделен на отдель­ ные отсеки.

Конструкции колодцев окалины рассматривались в трех вариантах:

сборный железобетонный колодец, опускаемый в тик­ сотропной рубашке;

монолитный железобетонный колодец, опускаемый в тиксотропной рубашке;

монолитный железобетонный колодец, опускаемый без тиксотропной рубашки.

Стены сборного колодца запроектированы из 30 от­ дельных плоских сборных плит толщиной 300 мм, вы­ сотой 13,15 м. Стыкование плит производится при помо­ щи стыка Передерия с последующим замоноличиванием. В сборных плитах с внутренней стороны предусмотрена укладка стальных листов гидроизоляции. Перед замо­ ноличиванием стыки плит с внутренней стороны пере­ крываются металлическими накладками по всей длине гидроизоляции. Днище колодца запроектировано моно­ литным. Внутренние перегородки выполнены из плоских

1 Для строительства в Дальневосточном крае.

сборных плит, соединенных между собой стыком Передерия.

Монолитный вариант колодца, опускаемого в тиксо­ тропной рубашке, отличается от сборного варианта тем, что при тех же параметрах все конструкции выполнены из монолитного железобетона.

Монолитный вариант колодца, опускаемого без тик­ сотропной рубашки, отличается от монолитного вариан­ та колодца, опускаемого в тиксотропной рубашке, тол­ щиной наружных стен (1500 вместо 300 мм при наличии тиксотропной рубашки).

Технико-экономические показатели по вариантам на

1 иг3 внутреннего объема колодца

приведены в табл. 37.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 37

 

 

 

 

 

I вариант —

И вариант—

III вариант-

 

Показатели

 

сборный

монолитный

монолитный

 

 

п тиксотроп-

в тиксотроп-

без тнксо-

 

 

 

 

 

ной рубашке

ной рубашке

башки

 

 

 

 

 

 

 

Сметная

стоимость конст­

106,6

101,8

132,6

рукций в руб..........................

 

 

Капитальные вложения в

51,1

41,2

57,5

базу

в руб. г о д ...................

затраты

Приведенные

 

 

 

(без

учета

продолжитель­

ПО

104,3

- 136,4

ности

возведения)

в руб. .

Расход

материалов:

 

 

 

сборного

железобетона

0,21

0,006

0,006

в м3 .................................

 

 

железо­

монолитного

0,17

0,383

0,72

бетона

в

м3 ........................

 

стали

в к г ...................

 

150

140

160

цемента »

» ...................

 

160

130

220

П р и м с ч а il и с.

Таблица

составлена по данным Приднепровского Пром-

стронпроекта.

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы, монолитный колодец, опускае­ мый без тиксотропной рубашки (третий вариант), по всем показателям уступает первому и второму вариан­ там, поэтому в дальнейшем исключается из рассмот­ рения.

По расходу стали и бетона монолитные и сборные ко­ лодцы отличаются несущественно. Продолжительность возведения сборных колодцев значительно меньше, чем монолитных.


Сметная стоимость, капитальные вложения в базу и приведенные затраты для монолитных колодцев меньше, чем для сборных, соответственно на 4; 19 и 5%. Сравни­ тельно малая разница в показателях объясняется глав­ ным образом тем, что при сопоставлении учтено много конструкций, не отличающихся по вариантам.

Экономический эффект при применении монолитных колодцев вместо сборных составляет1 15 руб. в расчете на 1 ж3 объема применяемого железобетона. При возве­ дении объекта только в летнее время года эффект бу­ дет выше.

Эффект от применения монолитных колодцев можно повысить за счет использования внутренней стальной облицовки в качестве опалубки.

Отстойники гидросмыва. В качестве объекта иссле­ дования принят отстойник гидросмыва доменной печи № 8 Криворожского завода, сооружаемый методом опускного колодца. Опускной колодец имеет диаметр 36 м, отметка днища 18,5 м. Колодец разделен железо­ бетонными перегородками.

Были рассмотрены три варианта колодца:

со сборными стенками из плоских плит размером 0,6Х X I>8X17,5 м, при опускании колодца в тиксотропной ру­ башке;

смонолитными железобетонными стенками, при опус­ кании колодца в тиксотропной рубашке;

смонолитными железобетонными стенками, при

опускании колодца без тиксотропной рубашки.

Днище во всех вариантах монолитное железо­ бетонное.

К достоинствам сборного колодца следует отнести снижение трудоемкости возведения и возможность сок­ ращения сроков ввода объектов в действие. Достоинст­ ва монолитного варианта заключаются в большей гер­ метичности монолитного опускного колодца по сравне­ нию со сборным, в котором имеется много стыков.

Технико-экономические показатели (на 1 м3 внутрен­ него объема колодца) по рассмотренным вариантам приведены в табл. 38. Из табл. 38 видно, что сметная стоимость конструкций и приведенные затраты (без учета продолжительности возведения) для сборного ва-

1 В случаях, когда для монолитных колодцев при заданных сро­ ках ввода возможно начать строительство раньше, чем для сборных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты

 

 

Показатели

 

 

сборный

М О Н О Л И ТН Ы Й

 

 

 

 

 

 

 

 

Сметная

стоимость

конструкции

о

53,8

48,2

руб..................

 

' •

.........................................................

 

 

Капитальные вложения в базу в

15

8,6

руб.

г о д ...............................................

 

 

 

 

 

 

Приведенные затраты в руб.:

 

 

 

 

 

без учета фактора продолжитель-

84,6

79,3

 

иостн возведения

........................

 

 

 

с учетом этого фактора . . . .

 

84,6

89,6

Расход материалов:

 

 

 

0,132

0,024

 

сборного

железобетона

в м3 .

 

монолитного

 

»

» » .

0,18

0,285

 

стали

в

к г .................................

 

 

 

 

74

72

 

цемента

»

» .................................

 

 

 

 

138

113

Трудоемкость

изготовления

сбор-

0,113

 

ных

конструкций в

чел.-днях . . .

Трудоемкость возведения в чел.-днях

0,62

0,72

 

П р и м е ч а н и я :

1.

Показатели капитальных вложений

в базу даны по

взаимозаменяемому комплексу конструкций.

2. Продолжительность возведения сборного колодца составляет 140 раб. дней, монолитного — 219 раб. дней.

рианта выше; с другой стороны, трудоемкость н продол­ жительность возведения меньше, чем для монолитного варианта.

По расчетам Приднепровского ПСП эффект от воз­ можного выпуска дополнительной продукции при досроч­ ном вводе предприятия в целом для сборного варианта может составить около 10 руб/мг внутреннего объема ко­ лодца. При учете этих данных более эффективным ста­ новится применение сборного варианта.

На основе проведенного анализа можно сделать сле­ дующие краткие выводы и предложения.

1. Выбор для строительства сборных или монолит­ ных емкостей должен производиться в каждом конкрет­ ном случае в зависимости от условий района строитель­ ства, установленных сроков ввода объектов в действие и с учетом возможности за счет сокращения сроков воз­ ведения при применении сборных конструкций получить эффект от дополнительного выпуска продукции.

2. В районах, где отсутствуют условия для экономи­ чески эффективного производства сборных конструкций


(вследствие их малой повторяемости), для сооружений малых размеров и сложной конфигурации, при возведе­ нии объектов в летний период, а в южных районах стра­ ны при круглогодичном ведении работ, а также в случае применения скользящей опалубки емкостные сооружения целесообразно выполнять монолитными железобетон­ ными.

3. В районах, где есть предприятия, изготовляющие сборные конструкции для емкостей, или возникает необ­ ходимость в строительстве большого количества емко­ стей с унифицированными элементами, особенно в зим­ нее время года, а также в случаях, когда сокращение продолжительности строительства емкостей за счет при­ менения сборных элементов может привести к сокраще­ нию сроков ввода объекта в действие и выпуску допол­ нительного количества продукции, целесообразно строить емкости с применением сборных конструкций.

4.Имея в виду большие объемы строительства ем­ костей для хранения сыпучих материалов, следует бо­ лее детально разработать проекты емкостей как в сбор­ ном, так и в монолитном вариантах, разработать техно­ логию их возведения с учетом климатических особенностей районов и сопоставить затраты по этим вариантам, после чего могут быть даны более конкрет­ ные рекомендации.

5.При монолитном решении силосной части складов угля подсилосную часть рекомендуется выполнять моно­ литной железобетонной с возведением в той же сколь­ зящей опалубке, которая используется для бетонирова­ ния силосной части.

9. Транспортные сооружения промышленных предприятий 1

Пролетные строения автодорожных мостов. В строи­ тельстве автодорожных мостов могут применяться сборные и монолитные железобетонные, сталежелезобе­ тонные, стальные и деревянные пролетные строения. Каждый вид конструкций имеет свою область эффек­ тивного применения.

1 В параграфе использованы расчеты, выполненные под руко­ водством В. G. С а р ы ч е в а .

Оценке эффективности сборных железобетонных, сталежелезобетонных и деревянных конструкций уделе­ но внимание в ряде других работ [1], в связи счем в на­ шей работе основная роль отводится оценке эффектив­ ности применения монолитных железобетонных конст­ рукций.

Проведенное ЦНИИС Минтрансстроя в 1966 г. срав­ нение технико-экономических показателей сборных же­ лезобетонных, монолитных железобетонных и стальных конструкций пролетных строений с пролетами 60 м. и более показало, что стоимость монолитных железобе­ тонных пролетных строений несколько ниже стоимости сборных железобетонных.

Оценка эффективности применения монолитного же­ лезобетона в мостах с пролетами до 33 м, как известно, до недавнего времени не проводилась. Что касается мо­ стов с пролетами более 33 м, то и в этой области необ­ ходимы новые исследования, поскольку за последние годы произошли существенные изменения в ценах, кон­ структивных решениях и методах возведения кон­ струкций.

Возведение монолитных железобетонных пролетных строений такими прогрессивными способами, как навес­ ное бетонирование, бетонирование в переставной инвен­ тарной опалубке или бетонирование пролетного строе­ ния на насыпи подхода с последующей надвижкой его в пролет, в сочетании с индустриальными методами ве­ дения работ позволяет по-новому оценить перспективу применения монолитного железобетона.

В качестве объектов для определения областей ра­ ционального применения конструкций из сборного и мо­ нолитного железобетона приняты мосты с пролетами

10; 15; 20 и 30 м в свету (рис.

9)..

Габарит мостов принят

Г-7, тротуары имеют

ширину 1 м.

 

К сопоставлению приняты следующие конструкции: сборные железобетонные из бетона марки 400 по ти­ повому проекту 501-5 (балочные бездиафрагменные про­ летные строения); монолитные железобетонные из бето­ на марки 400 на основе проектов, выполненных Гипро-

автотрансом.

Проектные решения почти всех сравниваемых про­ летных строений, сборных и монолитных, разработаны в 1965—1969 гг. и отражают то новое и передовое, что


достигнуто в проектировании таких конструкций в

СССР к этому, времени.

Для всех пролетов стоимостные показатели опреде­ лялись для условий строительства в Московской и Чи­ тинской областях; при определении стоимости сборных железобетонных конструкций цены принимались соот­ ветственно для III и IX поясов по прейскуранту опто­ вых цен № 06-08 издания 1969 г.

Рис. 9. Поперечный разрез железобетонных пролетных строений

а — монолитное

(пролеты 10 и

15 ж); б — монолитное

(пролет 20 ж);

в — моно­

литное

(пролет 30 м);

г — сборное (пролеты

10; !5; 20 и 30

м )

Стоимость транспортирования конструкций опре­ деляли в соответствии с транспортными схемами, при­ веденными в табл. 39.

Т а б л и ц а 39

 

 

Московская область

Читинская область

Материалы

автотран­

по ж елез­

автотран­

по железной

спортом

ной

спортом

дороге на

 

 

на рассто­

дороге на

на рассто­

расстояние

 

 

яние в клі

расстоя­

яние в км

в клі

 

 

 

ние в км

 

 

Сборный железобетон .

120

_

120

1000

Бетонная

смесь . . .

1 и 50

1 и 50

Стальные

конструкции

120

450

120

1000


Типы кранов, применяемых при монтаже сборных и возведении монолитных конструкций, приведены в

табл. 40.

Т а б л и ц а 40

 

 

 

 

Пролетные строения

 

 

Пролет

 

 

 

 

 

 

в сгѳту

сборные

 

 

монолитные

сталежелезобетон -

в м

железобетонные

 

железобетонные

ные

 

10

Стреловой

кран,

Стреловой кран,

Стреловой

кран,

15

25 тс

 

аг-

5 тс

10 и 25 тс

кран,

Монтажный

То же

Стреловой

20; 30

регат АМК

20

тс

>

25 тс

 

Краны УИКМ и

 

 

 

шлюзовой

кран

 

 

 

 

2X30 тс

 

 

 

 

 

При определении составляющей приведенных за­ трат, зависящей от эксплуатационных расходов, прини­ мались сроки службы в годах, указанные в табл. 41.

 

 

 

 

 

Таблица 41

 

 

 

 

Пролетные строения

Элементы

 

 

сборные и моно­

сталежелезо­

 

 

 

 

литные железо-

бетонные

 

 

 

 

бетонные

 

Балки пролетных

строений .

.

.

75

60

Т ротуары ...........................................

 

 

 

50

50

П е р и л а ...............................................

(покрытие) .

.

.

30

30

Проезжая часть

6

6

Затраты на содержание, текущие и капитальные ре­

монты пролетных строений

 

мостов принимались в раз­

мере 0,3% стоимости конструкций.

При определении сметной стоимости пролетных строе­ ний учтено удорожание работ при производстве их в зимнее время в следующем размере: для пролетных строений из сборного железобетона для условий Москов­ ской обл. — 2,4% и для условий Читинской обл. — 6%; для пролетных строений из монолитного железобетона для условий Московской обл. — 30% и для условий Чи­ тинской обл. — 49%.

При определении приведенных затрат учтены воз­