Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

можные народнохозяйственные потери при возведении монолитных железобетонных пролетных строении в свя­ зи с большей продолжительностью нх строительства.

Поскольку статическая схема пролетного строения существенно влияет на затраты по опорам, при сопостав­ лении различных вариантов учтена разница в затратах по ним. Учтена разница в затратах по сравниваемым вариантам из-за различия строительной высоты пролет­ ных строений.

Показатели приведенных затрат по сравниваемым вариантам проектных решений даны па рис. 10.

Пролет мостов в свету в м

Рис. 10. Приведенные затраты для пролетных строений мостов под нагрузку Н-30 и НК-80 (на I м2 пролетного строения)

------------- монолитные ж елезобетон н ы е;--------сборные железобетонные;

— X— сталсжелезобетоииые

Анализ полученных технико-экономических показа­ телей позволяет отметить, что для монолитных железо­ бетонных пролетных строений по сравнению со сборны­ ми железобетонными1:

сметная стоимость конструкций меньше на 5—56%; капитальные вложения в базу строительства меньше

на 33—48%; приведенные затраты меньше на 4—49%.

Расход бетона незначительно больше для монолит­ ных пролетных строений; расход арматуры в монолитных

1 Поданным Гипродорнии (б. Гипроавтотрансэ).

пролетных строениях примерно на 15—20% меньше, чем

всборных железобетонных. Меньший расход арматуры

вмонолитных пролетных строениях объясняется луч­ шим использованием прочностных свойств металла вви­ ду более рационального его размещения. Трудоемкость

ипродолжительность возведения монолитных железо­ бетонных пролетных строений существенно больше.

Приведенные затраты для сталежелезобетопных пролетных строений при пролете 10 м в условиях Мос­ ковской области выше, чем для сборных железобетон­ ных, на 20%, одинаковы при пролетах 15 и 20 м и ниже на 4% при пролете 30 м. Для Читинской области приве­ денные затраты по сталежелезобетонпым пролетным строениям меньше, чем по сборным, для всех пролетов

на 7—29%.

Сталежелезобетонные пролетные строения мостов по показателю приведенных затрат уступают монолитным.

Увеличение стоимости сборных железобетонных про­ летных строений по сравнению с монолитными объясня­ ется высокой стоимостью сборных элементов и дополни­ тельными затратами на их транспортирование. Увели­ чение стоимости сборных железобетонных пролетных строений в Читинской области по сравнению с Москов­ ской объясняется значительным увеличением прейску­ рантной стоимости сборных конструкций. Соотношение цен на сборные железобетонные конструкции для Читин­ ской и Московской областей составляет 1,77, а для то­ варного бетона 1,31. Стоимость транспортирования вы­ ше для сборных конструкций на 13—14%.

Наибольшая величина эффекта достигается при при­ менении монолитных железобетонных пролетных строе­ ний в районах с высоким уровнем цен на сборные желе­ зобетонные конструкции.

Разгрузочные железнодорожные эстакады. В работе рассмотрены пролетные строения и промежуточные опо­ ры железнодорожных разгрузочных эстакад с пролета­ ми 12 м и высотой 6 и 9 м.

Особенность эксплуатации конструкций пролетных строений и опор заключается в ударном и абразивном воздействии разгружаемого материала, поэтому форма тела опор принята максимально простой конфигурации.

В настоящее время, как правило, применяют сбор­ ные железобетонные опоры и пролетные строения, воз­ водимые по типовым проектам. Опоры и пролетные


строения из других материалов возводят лишь в отдель­ ных случаях.

Опоры рассмотрены в четырех вариантах:

сборные железобетонные рамного типа по типовому проекту 5-01-371 из бетона марки 400 (арматура приня­ та из стали классов А-І и А-П);

монолитные железобетонные в виде стенки постоян­ ного сечения из бетона марки 300 (арматура принята из стали классов А-І и А-П*);

монолитные бетонные в виде четырехгранной призмы из бетона марки 300*;

металлические в виде П-образной рамы из стали марки М16С*.

Фундаменты опор во всех вариантах монолитные железобетонные.

Пролетные строения рассмотрены в четырех вари­ антах:

сборные предварительно напряженные железобетон­ ные по типовому проекту 5-01-371 из бетона марки 500 (арматура принята из стали класса А-Шв или из стали класса Ä-II) ;

сборные железобетонные* из бетона марки 400 (ар­ матура принята классов А-І и А-П);

железобетонные монолитные из бетона марки 400; металлические сплошного сечения из стали марки

М16С*.

В целях защиты железобетонных балок от разруше­ ния углов и поверхности их под воздействием разгружае­ мого материала предусматриваются защитные устрой­ ства из стали марки ВСт.З.

Возведение пролетных строений из монолитного же­ лезобетона предусмотрено с применением передвижных металлических подмостей и сборно-разборной щитовой

опалубки. Оборачиваемость металлических

подмостей

принята равной 10. Для установки подмостей

и их пе­

редвижения предусматривается устройство щебеночно­

го основания толщиной 10 см по всей

длине

эстакады

и временных переносных путей. Кроме

того,

сделаны

дополнительные расчеты показателей стоимости и при­ веденных затрат при условии применения деревянных подмостей и деревянной щитовой опалубки.

* По экспериментальному проекту, разработанному Ленинград­ ским отделением Промтранснинпроекта.

Сметная стоимость конструкций для промежуточных опор и пролетных строений разгрузочных эстакад опре­ делена для строительства в Московской и Иркутской областях, цены на железобетонные конструкции приня­ ты соответственно по III и VI поясам.

При определении транспортных расходов расстояния перевозок автомобильным транспортом для сборных железобетонных опор и пролетных строений приняты:

50 км — для строительства в Московской обл.;

100 км — для строительства в Иркутской обл.

При определении составляющей приведенных затрат приняты следующие исходные данные:

срок службы сборных и монолитных железобетон­ ных опор — 30 лет;

срок службы железобетонных пролетных строе­ ний — 20 лет;

срок службы стальных опор и пролетных строений — 10 лет;

период до капитального ремонта опор — 5 — 6 лет; стоимость капитального ремонта ориентировочно при­ нята в размере 10% стоимости опор;

затраты на капитальный ремонт пролетных строений определены исходя из условия, что один раз в четыре года подлежат частичной замене элементы связей и фу­ теровки (25% общего веса).

Текущие ремонты сборных и монолитных железобе­ тонных опор и пролетных строений обычно не произво­ дят и они расчетами не учтены.

Технико-экономические показатели на одну опору по

рассмотренным

конструкциям

опор приведены в

табл.

42, а

по пролетным

строениям эстакад — в

табл.

43.

 

 

Как видно из табл. 42, монолитные железобетонные опоры экономичнее по приведенным затратам монолит­ ных бетонных в 1,5—1,7 раза и по расходу бетона в 2,4 раза, поэтому сопоставлять монолитные бетонные опо­ ры с опорами из других материалов нецелесообразно.

Сопоставление сборных и монолитных железобетон­ ных опор показывает, что для монолитных железобетон­ ных опор:

сметная стоимость конструкций при круглогодичном ведении работ меньше на 10—15%; при производстве работ в летний период— на 11 —17%; при производстве работ в зимний период — на 8—13%; капитальные вло-


Т а б л и ц а 42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материал опор

 

 

Показатели

 

 

 

сборный

МОНОЛИТ­

МОНОЛИТ­

сталь

 

 

 

 

 

 

 

 

ж елезо­

НЫЙ ж е­

НЫЙ бетон

 

 

 

 

 

 

 

 

бетон

лезобетон

 

 

Сметная

стоимость конст­

 

 

 

 

рукций в руб/% для усло­

 

 

 

 

вий:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московской

обл.

при

 

 

 

 

круглогодичном

веде­

3383

2868

4239

3628

нии работ ........................

100

85

125

107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при производстве

ра­

3348

2787

 

3580

 

бот в летний период .

100

83

 

107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при производстве

ра­

3432

2982

 

3680

 

бот

в

зимний

период

100

87

 

107

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутской

обл.

при

 

 

 

 

круглогодичном ведении

4248

3836

6542

4574

работ .............................

100

90

154

108

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при производстве

ра­

4114

3653

 

4377

 

бот в летний период .

100

89

 

106

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

производстве

ра­

4381

4018

4771

 

бот

в

зимний

период

100

92

109

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитальные

вложения

в

3022

2180

2480

3454

базу

в руб. г о д ..................

100

72

82

114

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные

затраты

в

 

 

 

 

Р У 0 / %

для условий:

 

 

 

4261

3569

5264

5031

Московской

обл. . . .

100

84

123

118

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутской

» . . .

 

-5296

4722

8032

6237

 

100

89

152

118

 

 

 

 

 

 

 

 

Расход материалов:

 

 

 

 

 

 

 

сборного

железобетона

31,5

 

 

 

в

Л13 .................................

 

 

 

монолитного железобе­

7,8

45,2

109

33

тона в

м3 .......................

стальных

конструкций

7,35

В Т ....................................

арматурной стали и за­

 

 

 

 

кладных

деталей

в

т .

4,35

3,07

1,1

1,69


 

 

 

Материал опор

 

Показатели

сборный

монолит­

МОНОЛИТ­

сталь

 

 

железо­

ный ж е­

НЫЙ бетон

 

 

бетон

лезобетон

 

 

Расход материалов:

 

 

 

 

пиломатериалов на опа­

0,34

0,79

1,58

 

лубку в м3 ..................

 

стали на опалубку в т

0,09

цемента в

т ..................

13,7

15,3

37

9,7

П р и м е ч а

н и е. Таблица

составлена

по данным

Ленинградского

отделе­

ния Промтранспннпроскта.

 

 

 

 

жения ниже на 28%; приведенные среднегодовые затра­ ты меньше на 11 —16%; расход бетона выше, а расход арматуры меньше. Стальные опоры менее экономичны, чем сборные железобетонные, • по приведенным затра­ там, на 18%.

Как видно из табл. 43, монолитные железобетонные пролетные строения экономичнее сборных из обычной арматуры по сметной стоимости на 14—17%; по капи­ тальным вложениям в базу на 20%; по приведенным затратам на 13—16%. При возведении монолитных же­ лезобетонных пролетных строений на деревянных под­ мостях по сравнению с металлическими экономия в стоимости достигает 18—19%•

Строительство эстакад не является массовым, хотя расчет проводился при этом условии. Средняя длина эстакады 160 м. Это значит, что количество опор, прихо­ дящееся на эстакаду, равно 14. При заказе нетиповых железобетонных изделий в количестве, не превышающем 20, цены увеличиваются на 30%. Следовательно, можно считать, что при отсутствии условия массового изготов­ ления стоимость сборных опор и пролетных сдроений увеличится примерно на 15%.

На основе проведенных исследований и выше приве­ денного анализа можно сделать следующие краткие выводы:

1. Пролетные строения автодорожных мостов с про­ летами в свету до 30 м в районах с низким уровнем цен на сборный железобетон следует выполнять, как прави­ ло, сборными или монолитными железобетонными. При

строительстве в северных и восточных районах стра135