Файл: Сарычев, В. С. Эффективность применения монолитного железобетона и бетона в промышленном строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
можные народнохозяйственные потери при возведении монолитных железобетонных пролетных строении в свя зи с большей продолжительностью нх строительства.
Поскольку статическая схема пролетного строения существенно влияет на затраты по опорам, при сопостав лении различных вариантов учтена разница в затратах по ним. Учтена разница в затратах по сравниваемым вариантам из-за различия строительной высоты пролет ных строений.
Показатели приведенных затрат по сравниваемым вариантам проектных решений даны па рис. 10.
Пролет мостов в свету в м
Рис. 10. Приведенные затраты для пролетных строений мостов под нагрузку Н-30 и НК-80 (на I м2 пролетного строения)
------------- монолитные ж елезобетон н ы е;--------сборные железобетонные;
— X— сталсжелезобетоииые
Анализ полученных технико-экономических показа телей позволяет отметить, что для монолитных железо бетонных пролетных строений по сравнению со сборны ми железобетонными1:
сметная стоимость конструкций меньше на 5—56%; капитальные вложения в базу строительства меньше
на 33—48%; приведенные затраты меньше на 4—49%.
Расход бетона незначительно больше для монолит ных пролетных строений; расход арматуры в монолитных
1 Поданным Гипродорнии (б. Гипроавтотрансэ).
пролетных строениях примерно на 15—20% меньше, чем
всборных железобетонных. Меньший расход арматуры
вмонолитных пролетных строениях объясняется луч шим использованием прочностных свойств металла вви ду более рационального его размещения. Трудоемкость
ипродолжительность возведения монолитных железо бетонных пролетных строений существенно больше.
Приведенные затраты для сталежелезобетопных пролетных строений при пролете 10 м в условиях Мос ковской области выше, чем для сборных железобетон ных, на 20%, одинаковы при пролетах 15 и 20 м и ниже на 4% при пролете 30 м. Для Читинской области приве денные затраты по сталежелезобетонпым пролетным строениям меньше, чем по сборным, для всех пролетов
на 7—29%.
Сталежелезобетонные пролетные строения мостов по показателю приведенных затрат уступают монолитным.
Увеличение стоимости сборных железобетонных про летных строений по сравнению с монолитными объясня ется высокой стоимостью сборных элементов и дополни тельными затратами на их транспортирование. Увели чение стоимости сборных железобетонных пролетных строений в Читинской области по сравнению с Москов ской объясняется значительным увеличением прейску рантной стоимости сборных конструкций. Соотношение цен на сборные железобетонные конструкции для Читин ской и Московской областей составляет 1,77, а для то варного бетона 1,31. Стоимость транспортирования вы ше для сборных конструкций на 13—14%.
Наибольшая величина эффекта достигается при при менении монолитных железобетонных пролетных строе ний в районах с высоким уровнем цен на сборные желе зобетонные конструкции.
Разгрузочные железнодорожные эстакады. В работе рассмотрены пролетные строения и промежуточные опо ры железнодорожных разгрузочных эстакад с пролета ми 12 м и высотой 6 и 9 м.
Особенность эксплуатации конструкций пролетных строений и опор заключается в ударном и абразивном воздействии разгружаемого материала, поэтому форма тела опор принята максимально простой конфигурации.
В настоящее время, как правило, применяют сбор ные железобетонные опоры и пролетные строения, воз водимые по типовым проектам. Опоры и пролетные
строения из других материалов возводят лишь в отдель ных случаях.
Опоры рассмотрены в четырех вариантах:
сборные железобетонные рамного типа по типовому проекту 5-01-371 из бетона марки 400 (арматура приня та из стали классов А-І и А-П);
монолитные железобетонные в виде стенки постоян ного сечения из бетона марки 300 (арматура принята из стали классов А-І и А-П*);
монолитные бетонные в виде четырехгранной призмы из бетона марки 300*;
металлические в виде П-образной рамы из стали марки М16С*.
Фундаменты опор во всех вариантах монолитные железобетонные.
Пролетные строения рассмотрены в четырех вари антах:
сборные предварительно напряженные железобетон ные по типовому проекту 5-01-371 из бетона марки 500 (арматура принята из стали класса А-Шв или из стали класса Ä-II) ;
сборные железобетонные* из бетона марки 400 (ар матура принята классов А-І и А-П);
железобетонные монолитные из бетона марки 400; металлические сплошного сечения из стали марки
М16С*.
В целях защиты железобетонных балок от разруше ния углов и поверхности их под воздействием разгружае мого материала предусматриваются защитные устрой ства из стали марки ВСт.З.
Возведение пролетных строений из монолитного же лезобетона предусмотрено с применением передвижных металлических подмостей и сборно-разборной щитовой
опалубки. Оборачиваемость металлических |
подмостей |
|
принята равной 10. Для установки подмостей |
и их пе |
|
редвижения предусматривается устройство щебеночно |
||
го основания толщиной 10 см по всей |
длине |
эстакады |
и временных переносных путей. Кроме |
того, |
сделаны |
дополнительные расчеты показателей стоимости и при веденных затрат при условии применения деревянных подмостей и деревянной щитовой опалубки.
* По экспериментальному проекту, разработанному Ленинград ским отделением Промтранснинпроекта.
Сметная стоимость конструкций для промежуточных опор и пролетных строений разгрузочных эстакад опре делена для строительства в Московской и Иркутской областях, цены на железобетонные конструкции приня ты соответственно по III и VI поясам.
При определении транспортных расходов расстояния перевозок автомобильным транспортом для сборных железобетонных опор и пролетных строений приняты:
50 км — для строительства в Московской обл.;
100 км — для строительства в Иркутской обл.
При определении составляющей приведенных затрат приняты следующие исходные данные:
срок службы сборных и монолитных железобетон ных опор — 30 лет;
срок службы железобетонных пролетных строе ний — 20 лет;
срок службы стальных опор и пролетных строений — 10 лет;
период до капитального ремонта опор — 5 — 6 лет; стоимость капитального ремонта ориентировочно при нята в размере 10% стоимости опор;
затраты на капитальный ремонт пролетных строений определены исходя из условия, что один раз в четыре года подлежат частичной замене элементы связей и фу теровки (25% общего веса).
Текущие ремонты сборных и монолитных железобе тонных опор и пролетных строений обычно не произво дят и они расчетами не учтены.
Технико-экономические показатели на одну опору по
рассмотренным |
конструкциям |
опор приведены в |
|
табл. |
42, а |
по пролетным |
строениям эстакад — в |
табл. |
43. |
|
|
Как видно из табл. 42, монолитные железобетонные опоры экономичнее по приведенным затратам монолит ных бетонных в 1,5—1,7 раза и по расходу бетона в 2,4 раза, поэтому сопоставлять монолитные бетонные опо ры с опорами из других материалов нецелесообразно.
Сопоставление сборных и монолитных железобетон ных опор показывает, что для монолитных железобетон ных опор:
сметная стоимость конструкций при круглогодичном ведении работ меньше на 10—15%; при производстве работ в летний период— на 11 —17%; при производстве работ в зимний период — на 8—13%; капитальные вло-
Т а б л и ц а 42
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материал опор |
|
||
|
Показатели |
|
|
|
сборный |
МОНОЛИТ |
МОНОЛИТ |
сталь |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
ж елезо |
НЫЙ ж е |
НЫЙ бетон |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
бетон |
лезобетон |
|
|
|
Сметная |
стоимость конст |
|
|
|
|
|||||||
рукций в руб/% для усло |
|
|
|
|
||||||||
вий: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Московской |
обл. |
при |
|
|
|
|
||||||
круглогодичном |
веде |
3383 |
2868 |
4239 |
3628 |
|||||||
нии работ ........................ |
100 |
85 |
125 |
107 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
при производстве |
ра |
3348 |
2787 |
|
3580 |
||||||
|
бот в летний период . |
100 |
83 |
|
107 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
при производстве |
ра |
3432 |
2982 |
|
3680 |
||||||
|
бот |
в |
зимний |
период |
100 |
87 |
|
107 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Иркутской |
обл. |
при |
|
|
|
|
||||||
круглогодичном ведении |
4248 |
3836 |
6542 |
4574 |
||||||||
работ ............................. |
100 |
90 |
154 |
108 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
при производстве |
ра |
4114 |
3653 |
|
4377 |
||||||
|
бот в летний период . |
100 |
89 |
|
106 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
при |
производстве |
ра |
4381 |
4018 |
— |
4771 |
|||||
|
бот |
в |
зимний |
период |
100 |
92 |
109 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Капитальные |
вложения |
в |
3022 |
2180 |
2480 |
3454 |
||||||
базу |
в руб. г о д .................. |
100 |
72 |
82 |
114 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Приведенные |
затраты |
в |
|
|
|
|
||||||
Р У 0 / % |
для условий: |
|
|
|
4261 |
3569 |
5264 |
5031 |
||||
Московской |
обл. . . . |
|||||||||||
100 |
84 |
123 |
118 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Иркутской |
» . . . |
|
-5296 |
4722 |
8032 |
6237 |
||||||
|
100 |
89 |
152 |
118 |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Расход материалов: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
сборного |
железобетона |
31,5 |
|
|
|
|||||||
в |
Л13 ................................. |
|
|
|
||||||||
монолитного железобе |
7,8 |
45,2 |
109 |
33 |
||||||||
тона в |
м3 ....................... |
|||||||||||
стальных |
конструкций |
— |
— |
— |
7,35 |
|||||||
В Т .................................... |
||||||||||||
арматурной стали и за |
|
|
|
|
||||||||
кладных |
деталей |
в |
т . |
4,35 |
3,07 |
1,1 |
1,69 |
|
|
|
Материал опор |
|
|
Показатели |
сборный |
монолит |
МОНОЛИТ |
сталь |
|
|
|
железо |
ный ж е |
НЫЙ бетон |
|
|
|
бетон |
лезобетон |
|
|
Расход материалов: |
|
|
|
|
|
пиломатериалов на опа |
0,34 |
0,79 |
1,58 |
|
|
лубку в м3 .................. |
|
||||
стали на опалубку в т |
0,09 |
— |
— |
— |
|
цемента в |
т .................. |
13,7 |
15,3 |
37 |
9,7 |
П р и м е ч а |
н и е. Таблица |
составлена |
по данным |
Ленинградского |
отделе |
ния Промтранспннпроскта. |
|
|
|
|
жения ниже на 28%; приведенные среднегодовые затра ты меньше на 11 —16%; расход бетона выше, а расход арматуры меньше. Стальные опоры менее экономичны, чем сборные железобетонные, • по приведенным затра там, на 18%.
Как видно из табл. 43, монолитные железобетонные пролетные строения экономичнее сборных из обычной арматуры по сметной стоимости на 14—17%; по капи тальным вложениям в базу на 20%; по приведенным затратам на 13—16%. При возведении монолитных же лезобетонных пролетных строений на деревянных под мостях по сравнению с металлическими экономия в стоимости достигает 18—19%•
Строительство эстакад не является массовым, хотя расчет проводился при этом условии. Средняя длина эстакады 160 м. Это значит, что количество опор, прихо дящееся на эстакаду, равно 14. При заказе нетиповых железобетонных изделий в количестве, не превышающем 20, цены увеличиваются на 30%. Следовательно, можно считать, что при отсутствии условия массового изготов ления стоимость сборных опор и пролетных сдроений увеличится примерно на 15%.
На основе проведенных исследований и выше приве денного анализа можно сделать следующие краткие выводы:
1. Пролетные строения автодорожных мостов с про летами в свету до 30 м в районах с низким уровнем цен на сборный железобетон следует выполнять, как прави ло, сборными или монолитными железобетонными. При
строительстве в северных и восточных районах стра135