Файл: Русанов, А. И. Механизация уборки соломы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

женное осенне-зимнее время. Учитывая напряженность первого периода, не рекомендуется в это время возить солому с полей на большие расстояния, потому что с уве­ личением дальности перевозок резко сокращается произ­ водительность труда на уборке, возрастает единовремен­ ная потребность в технике и рабочих. Однако около 30% убираемой соломы все же необходимо заготавливать и хранить непосредственно у животноводческих ферм на случай бездорожья и непогоды в осенне-зимний период.

Основную часть соломы и половы следует скирдовать на краях или в центре полей и у примыкающих к ним до­ рог. Собирать и скирдовать солому в центре поля очень выгодно и удобно для работы волокуш, копновозов и дру­ гих соломоуборочных средств, так как при этом значи­ тельно сокращается общая дальность перевозок. Однако скирдовать в центре поля рекомендуется только тогда, когда убираемая площадь не предназначена для сева озимых.

Зерноуборочные комбайны входят во все комплексы машин, связанные с уборкой незерновой части урожая. Необходимость поточной уборки обусловливает группо­ вое использование комбайнов, при котором зерноубороч­ ная техника и транспортные средства эксплуатируются с наибольшей эффективностью, поля быстрее освобож­ даются от хлебной массы и их скорее готовят под уро­ жай будущего года. Это способствует повышению уро­ жайности и культуры земледелия. Оптимальное коли­ чество комбайнов в группе 4—5, но могут быть группы, состоящие из большего или меньшего количества ком­ байнов. Это в значительной мере определяется размера­ ми полей, урожайностью, организационной слаженно­ стью работы комбайнеров, шоферов, заправщиков, ре­ монтников и т. д.

Групповое использование создает лучшие условия для проведения технических уходов за машинами в поле с участием квалифицированных механизаторов, с при­ менением специального оборудования для заправки ма­ шин топливом, смазочными материалами. При этом со­ кращается потребность в подсобных средствах и вспомо­ гательной рабочей силе, а также снижаются простои комбайнов и соломоуборочных машин.

Многочисленными наблюдениями установлено, что применение группового метода работы на уборке зерно­ вых, зернобобовых и масличных культур обеспечивает

125

повышение производительности машин на 10—15%, поз­ воляет сократить сроки работы, снизить затраты труда, средств и потребность в транспорте для отвозки зерна от комбайна на 25—30%.

Во многих хозяйствах группы комплектуются так, чтобы в каждую из них входили опытные и менее квали­ фицированные механизаторы. В работе на смежных за­ гонках опытные механизаторы помогают молодым устра­ нять поломки, регулировать машины и т. д.

Таковы общие требования и особенности организа­ ции уборки незерновой части урожая. Рассмотрим далее наиболее эффективные комплексы машин, уже исполь­ зуемые и рекомендуемые к применению на уборке соло­ мы и половы в различных зонах страны.

Комплекс машин с использованием тросово-рамочной волокуши ВТУ-10

Такой комплекс машин включает зерноуборочные комбайны с копнителями; тросово-рамочную волокушу ВТУ-10 с двумя тракторами класса 3,0 т (ДТ-54, Т-74, ДТ-75) или с двумя тракторами класса 1,4 т («Бела­ русь»); стогометатель СНУ-0,5 (СШР-0,5) с трактором «Беларусь»; фуражир ФН-1,2 с тележкой емкостью 40 или 45 м 3 и трактором класса 1,4 т. Это один из основ­ ных комплексов машин, наиболее широко применяемый на уборке соломы почти во всех зонах нашей страны. В полном сочетании он позволяет собирать солому и-по­ лову с поля, производить скирдование соломистой мас­ сы, а в осенне-зимний период забирать солому из скирд, грузить ее в транспортные средства и доставлять к ме­ стам потребления.

Применение тросовых волокуш на уборке копен соло­ мы с поля обеспечивает наиболее высокую производи­ тельность по сравнению с другими средствами. Ввиду этого тросово-рамочные волокуши широко используются почти во всех зонах производства товарного зерна.

Чтобы тросовая волокуша действовала безотказно и высокопроизводительно, необходимо -хорошо подгото­ вить ее к работе, а затем правильно эксплуатировать. Подготовка волокуши к работе состоит в подтягивании всех болтов и хомутов и проверке целости тросов. При

наличии оборванных

проволок

нужно

вплести их в трос

и обмотать мягкой

проволокой

для

предохранения от

126


дальнейшего разматывания троса. Следует также про­ верить исправность и при необходимости отремонтиро­ вать прицепные устройства.

Технология сволакивания копен с поля тросово-ра- мочной волокушей представлена в предыдущем разделе. Поэтому здесь отметим лишь некоторые особенности ее использования.

До начала работы волокуши следует определить ме­ ста расположения скирд с учетом того, какие механизмы будут применены для скирдования соломы и когда поле будет засеваться. Выбрав место для скирдования, опре­ деляют наиболее рациональную схему движения воло­ куши. При этом надо помнить, что наиболее качествен­ ная работа и высокая производительность достигаются при наименьшем расстоянии транспортировки соломы. Стягивание соломы начинают с самых отдаленных ко­ пен, которые должны быть доставлены к месту скирдо­ вания. При такой очередности их сбора в случае малого набора соломы можно дополнительно загрузить волоку­ шу по пути за счет копен, расположенных ближе к скир­ де. Во всех случаях нельзя транспортировать загружен­ ную волокушу несколько раз по одному и тому же следу, чтобы избежать загрязнения соломы землей.

Для обеспечения высокопроизводительной, качест­ венной и безопасной работы тросово-рамочной волокуши необходимо соблюдать следующие основные условия. До начала работы установить сигнализацию между тракто­ ристами, работающими с волокушей, и постоянно под­ держивать ее. Начинать и прекращать движение только по команде старшего тракториста. Отцеплять и прицеп­ лять волокушу только после остановки обоих тракторов и при полностью выключенной муфте сцепления. Во из­ бежание забрасывания соломы на горячие части двига­ теля не допускать перегрузок волокуши.

Категорически запрещается курить на тракторах или пользоваться открытым огнем во время загрузки воло­ куши, ее транспортировки и при разгрузке как в летних, так и в зимних условиях. Каждый трактор должен быть оборудован искрогасителем, иметь огнетушитель и ло­ пату. При движении агрегата нельзя находиться впереди волокуши и ездить на волоке соломы-. Подтягивать гай­ ки следует только при остановке тракторов.

Многие из отмеченных замечаний являются общими для всех соломоуборочных MauniHt

127

В начале работы необходимо отрегулировать длину верхних тросов волокуши путем перестановки колец це­ пи в серьге верхней балки рамы. При правильно отре­ гулированной длине верхних тросов верхняя ветвь тро­ совой боковины при движении вхолостую будет слегка провисать, а рама волокуши опираться на почву всей по­ верхностью полозьев.

При вывозке стяжек соломы на края поля волокушу заполняют соломой с таким расчетом, чтобы полностью загрузить тракторы при работе на первой и второй пере­ дачах. При транспортировке стяжек на дальние расстоя­ ния нужно иметь запас мощности, поэтому волокуша за­ гружается из расчета движения по ровной местности на второй передаче, а первая передача остается в резерве.

Собирать и стаскивать копны соломы необходимо сразу же после окончания работы комбайнов на поле. При подборе сухих и неслежавшихся копен потери соло­ мы обычно не превышают 10%. Однако в случае уборки слежавшихся копен, когда они плохо подбираются воло­ кушей, потери соломы могут достигать 40% и более. По­ этому предварительно следует перемещать слежавшиеся копны копновозом или волокушей на 2—3 м на новое место, образуя новый ряд копей. Дополнительные за­ траты на перемещение копен в таких случаях окупаются повышенной выработкой тросово-рамочной волокуши и снижением потерь соломы.

При стягивании копен по влажной почве значительно ухудшается работа волокуши. В таких случаях рекомен­ дуется отцепить тросы боковин от рамы волокуши. Осво­ бодившиеся концы верхнего и нижнего тросов одной бо­ ковины соединить скобами с соответствующими конца­ ми тросов другой боковины и работать как с обычной тросовой волокушей, выделив для ее обслуживания двух прицепщиков.

На полях, обсаженных лесополосами, копны следует собирать, двигаясь в направлении от естественной пре­ грады, потому что иначе трудно будет развернуться с за­ груженной волокушей непосредственно перед лесополо­ сой. В процессе сбора копен тракторы должны переме­ щаться на расстоянии 5—6 м друг от друга, что позволя­ ет сократить потерн соломы и обеспечить нормальную работу волокуши.

Собранную волокушей солому весом до 10 т транс­ портируют к месту скирдования (рис. 46). Не доезжая

12S


Рис. 46. Волокуша ВТУ-10 на уборке копен соломы с поля.

10—15 м до него, направляют тракторы в противополож­ ные стороны под углом 30—40° к линии движения и оста­ навливают. Затем, не отцепляя волокуши, включают заднюю скорость и подают тракторы назад. Ослабив тро­ сы, делают разворот на 120—150° и включают первую скорость. Трактористы оттаскивают раму волокуши от со­ ломы поочередно, так как при одновременном оттаскива­ нии она может опрокинуться. Сбор копен при следующем рейсе производится другой стороной тросово-рамочной волокуши.

Основание скирды шириной 5—6 м обычно заклады­ вают с помощью волокуши. Для скирдования и завер­

шения

скирды стяжки соломы

необходимо

располагать

по обе

стороны

от основания

скирды на

расстоянии

15—25 м.

 

 

 

Тросово-рамочной волокушей можно убрать за смену

до 250

т соломы

при работе с гусеничными

тракторами

и до 150 т при работе с колесными тракторами. Стянутые с поля волоки соломы скирдуют с помощью

стогометателей-погрузчиков СЫУ-0,5 или СШР-0,5, при этом четверо рабочих укладывают солому на скирде. Производительность труда на скирдовании за час смен­ ного времени составляет в среднем 8 т. Скирдование за­ вершает процесс уборки соломы с поля в наиболее напря­ женное время.

В осенне-зимний

период солому забирают из скирд

и грузят в тележки

емкостью 40—45 м3 с помощью фу­

ражира ФН-1,2. Если перевозка осуществляется на рас­

стояние 5 км при использовании

одного

фуражира

с трактором, трех тележек .и двух

тракторов,

то дости-

9 А. Русанов

129



гается оптимальная производительность. В то время,

когда фуражир загружает

тележку,

две другие тележки

с тракторами заняты

на

перевозке

соломы.

Только на

коротких расстояниях

(до

2 км) фуражир

используется

с одной тележкой, т. е. без дополнительных тележек и тракторов. В таблице 9 приведены технико-экономиче­ ские показатели комплекса машин с использованием во­ локуши ВТУ-10, полученные с учетом-стягивания копен соломы с поля к местам скирдования на расстояние 0,5 км и перевозки к фермам в осенне-зимний период на расстояние 5 км.

В некоторых хозяйствах для измельчения соломы ис­ пользуются соломоснлосорезки РСС-6,0 и другие стацио­ нарные измельчители грубых кормов местного изготов­ ления. Это вызвано тем, что фуражиры пока имеются да­ леко не всюду. Сейчас приблизительно на 50 тыс.

.колхозов и совхозов приходится около 20 тыс. фуражи­ ров. В таблице 9 приведены технико-экономические пока­ затели комплекса машин, в котором на измельчении соломы в осенне-зимний период используется соломосилосорезка РСС-6,0. С расширением использования фу­ ражиров в-сельскохозяйственном производстве сократят­ ся затраты труда и средств на уборку незерновой части урожая.

Если заскирдованная солома расположена далеко от ферм, то выгоднее скпрдорезом СНТ-7 разрезать скир­ ды на прикладки, перевозить их и непосредственно у ферм измельчать солому фуражиром ФН-1,2. Приклад­ ки весом до 4 т перевозят с помощью стоговоза СПЦ-4,

а

весом до 6 т пока перетаскивают по снегу тракторами

с

помощью тросовых волокуш. Прицеп-стоговоз ТПС-6

позволит полностью механизировать погрузочно-разгру- зочные операции и доставку соломы от скирд к фермам. Технико-экономические .показатели комплекса машин, в котором в осенне-зимний период используются пиласкирдорез СНТ-7, прицеп-стоговоз ТПС-6 и фуражир ФН-1,2 с тележкой ПТС-40, приведены в таблице 9.

Основное достоинство комплекса машин с использо­ ванием волокуши ВТУ-10 в том, что он позволяет в на­ пряженный период уборки сравнительно быстро и с не­ большими затратами труда и средств убрать солому с по­ ля, освободив его для дальнейших работ. Однако указанный комплекс машин имеет некоторые недостатки. Многочисленные испытания и наблюдения показывают,

130