ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
женное осенне-зимнее время. Учитывая напряженность первого периода, не рекомендуется в это время возить солому с полей на большие расстояния, потому что с уве личением дальности перевозок резко сокращается произ водительность труда на уборке, возрастает единовремен ная потребность в технике и рабочих. Однако около 30% убираемой соломы все же необходимо заготавливать и хранить непосредственно у животноводческих ферм на случай бездорожья и непогоды в осенне-зимний период.
Основную часть соломы и половы следует скирдовать на краях или в центре полей и у примыкающих к ним до рог. Собирать и скирдовать солому в центре поля очень выгодно и удобно для работы волокуш, копновозов и дру гих соломоуборочных средств, так как при этом значи тельно сокращается общая дальность перевозок. Однако скирдовать в центре поля рекомендуется только тогда, когда убираемая площадь не предназначена для сева озимых.
Зерноуборочные комбайны входят во все комплексы машин, связанные с уборкой незерновой части урожая. Необходимость поточной уборки обусловливает группо вое использование комбайнов, при котором зерноубороч ная техника и транспортные средства эксплуатируются с наибольшей эффективностью, поля быстрее освобож даются от хлебной массы и их скорее готовят под уро жай будущего года. Это способствует повышению уро жайности и культуры земледелия. Оптимальное коли чество комбайнов в группе 4—5, но могут быть группы, состоящие из большего или меньшего количества ком байнов. Это в значительной мере определяется размера ми полей, урожайностью, организационной слаженно стью работы комбайнеров, шоферов, заправщиков, ре монтников и т. д.
Групповое использование создает лучшие условия для проведения технических уходов за машинами в поле с участием квалифицированных механизаторов, с при менением специального оборудования для заправки ма шин топливом, смазочными материалами. При этом со кращается потребность в подсобных средствах и вспомо гательной рабочей силе, а также снижаются простои комбайнов и соломоуборочных машин.
Многочисленными наблюдениями установлено, что применение группового метода работы на уборке зерно вых, зернобобовых и масличных культур обеспечивает
125
повышение производительности машин на 10—15%, поз воляет сократить сроки работы, снизить затраты труда, средств и потребность в транспорте для отвозки зерна от комбайна на 25—30%.
Во многих хозяйствах группы комплектуются так, чтобы в каждую из них входили опытные и менее квали фицированные механизаторы. В работе на смежных за гонках опытные механизаторы помогают молодым устра нять поломки, регулировать машины и т. д.
Таковы общие требования и особенности организа ции уборки незерновой части урожая. Рассмотрим далее наиболее эффективные комплексы машин, уже исполь зуемые и рекомендуемые к применению на уборке соло мы и половы в различных зонах страны.
Комплекс машин с использованием тросово-рамочной волокуши ВТУ-10
Такой комплекс машин включает зерноуборочные комбайны с копнителями; тросово-рамочную волокушу ВТУ-10 с двумя тракторами класса 3,0 т (ДТ-54, Т-74, ДТ-75) или с двумя тракторами класса 1,4 т («Бела русь»); стогометатель СНУ-0,5 (СШР-0,5) с трактором «Беларусь»; фуражир ФН-1,2 с тележкой емкостью 40 или 45 м 3 и трактором класса 1,4 т. Это один из основ ных комплексов машин, наиболее широко применяемый на уборке соломы почти во всех зонах нашей страны. В полном сочетании он позволяет собирать солому и-по лову с поля, производить скирдование соломистой мас сы, а в осенне-зимний период забирать солому из скирд, грузить ее в транспортные средства и доставлять к ме стам потребления.
Применение тросовых волокуш на уборке копен соло мы с поля обеспечивает наиболее высокую производи тельность по сравнению с другими средствами. Ввиду этого тросово-рамочные волокуши широко используются почти во всех зонах производства товарного зерна.
Чтобы тросовая волокуша действовала безотказно и высокопроизводительно, необходимо -хорошо подгото вить ее к работе, а затем правильно эксплуатировать. Подготовка волокуши к работе состоит в подтягивании всех болтов и хомутов и проверке целости тросов. При
наличии оборванных |
проволок |
нужно |
вплести их в трос |
и обмотать мягкой |
проволокой |
для |
предохранения от |
126
дальнейшего разматывания троса. Следует также про верить исправность и при необходимости отремонтиро вать прицепные устройства.
Технология сволакивания копен с поля тросово-ра- мочной волокушей представлена в предыдущем разделе. Поэтому здесь отметим лишь некоторые особенности ее использования.
До начала работы волокуши следует определить ме ста расположения скирд с учетом того, какие механизмы будут применены для скирдования соломы и когда поле будет засеваться. Выбрав место для скирдования, опре деляют наиболее рациональную схему движения воло куши. При этом надо помнить, что наиболее качествен ная работа и высокая производительность достигаются при наименьшем расстоянии транспортировки соломы. Стягивание соломы начинают с самых отдаленных ко пен, которые должны быть доставлены к месту скирдо вания. При такой очередности их сбора в случае малого набора соломы можно дополнительно загрузить волоку шу по пути за счет копен, расположенных ближе к скир де. Во всех случаях нельзя транспортировать загружен ную волокушу несколько раз по одному и тому же следу, чтобы избежать загрязнения соломы землей.
Для обеспечения высокопроизводительной, качест венной и безопасной работы тросово-рамочной волокуши необходимо соблюдать следующие основные условия. До начала работы установить сигнализацию между тракто ристами, работающими с волокушей, и постоянно под держивать ее. Начинать и прекращать движение только по команде старшего тракториста. Отцеплять и прицеп лять волокушу только после остановки обоих тракторов и при полностью выключенной муфте сцепления. Во из бежание забрасывания соломы на горячие части двига теля не допускать перегрузок волокуши.
Категорически запрещается курить на тракторах или пользоваться открытым огнем во время загрузки воло куши, ее транспортировки и при разгрузке как в летних, так и в зимних условиях. Каждый трактор должен быть оборудован искрогасителем, иметь огнетушитель и ло пату. При движении агрегата нельзя находиться впереди волокуши и ездить на волоке соломы-. Подтягивать гай ки следует только при остановке тракторов.
Многие из отмеченных замечаний являются общими для всех соломоуборочных MauniHt
127
В начале работы необходимо отрегулировать длину верхних тросов волокуши путем перестановки колец це пи в серьге верхней балки рамы. При правильно отре гулированной длине верхних тросов верхняя ветвь тро совой боковины при движении вхолостую будет слегка провисать, а рама волокуши опираться на почву всей по верхностью полозьев.
При вывозке стяжек соломы на края поля волокушу заполняют соломой с таким расчетом, чтобы полностью загрузить тракторы при работе на первой и второй пере дачах. При транспортировке стяжек на дальние расстоя ния нужно иметь запас мощности, поэтому волокуша за гружается из расчета движения по ровной местности на второй передаче, а первая передача остается в резерве.
Собирать и стаскивать копны соломы необходимо сразу же после окончания работы комбайнов на поле. При подборе сухих и неслежавшихся копен потери соло мы обычно не превышают 10%. Однако в случае уборки слежавшихся копен, когда они плохо подбираются воло кушей, потери соломы могут достигать 40% и более. По этому предварительно следует перемещать слежавшиеся копны копновозом или волокушей на 2—3 м на новое место, образуя новый ряд копей. Дополнительные за траты на перемещение копен в таких случаях окупаются повышенной выработкой тросово-рамочной волокуши и снижением потерь соломы.
При стягивании копен по влажной почве значительно ухудшается работа волокуши. В таких случаях рекомен дуется отцепить тросы боковин от рамы волокуши. Осво бодившиеся концы верхнего и нижнего тросов одной бо ковины соединить скобами с соответствующими конца ми тросов другой боковины и работать как с обычной тросовой волокушей, выделив для ее обслуживания двух прицепщиков.
На полях, обсаженных лесополосами, копны следует собирать, двигаясь в направлении от естественной пре грады, потому что иначе трудно будет развернуться с за груженной волокушей непосредственно перед лесополо сой. В процессе сбора копен тракторы должны переме щаться на расстоянии 5—6 м друг от друга, что позволя ет сократить потерн соломы и обеспечить нормальную работу волокуши.
Собранную волокушей солому весом до 10 т транс портируют к месту скирдования (рис. 46). Не доезжая
12S
Рис. 46. Волокуша ВТУ-10 на уборке копен соломы с поля.
10—15 м до него, направляют тракторы в противополож ные стороны под углом 30—40° к линии движения и оста навливают. Затем, не отцепляя волокуши, включают заднюю скорость и подают тракторы назад. Ослабив тро сы, делают разворот на 120—150° и включают первую скорость. Трактористы оттаскивают раму волокуши от со ломы поочередно, так как при одновременном оттаскива нии она может опрокинуться. Сбор копен при следующем рейсе производится другой стороной тросово-рамочной волокуши.
Основание скирды шириной 5—6 м обычно заклады вают с помощью волокуши. Для скирдования и завер
шения |
скирды стяжки соломы |
необходимо |
располагать |
|
по обе |
стороны |
от основания |
скирды на |
расстоянии |
15—25 м. |
|
|
|
|
Тросово-рамочной волокушей можно убрать за смену |
||||
до 250 |
т соломы |
при работе с гусеничными |
тракторами |
и до 150 т при работе с колесными тракторами. Стянутые с поля волоки соломы скирдуют с помощью
стогометателей-погрузчиков СЫУ-0,5 или СШР-0,5, при этом четверо рабочих укладывают солому на скирде. Производительность труда на скирдовании за час смен ного времени составляет в среднем 8 т. Скирдование за вершает процесс уборки соломы с поля в наиболее напря женное время.
В осенне-зимний |
период солому забирают из скирд |
и грузят в тележки |
емкостью 40—45 м3 с помощью фу |
ражира ФН-1,2. Если перевозка осуществляется на рас
стояние 5 км при использовании |
одного |
фуражира |
с трактором, трех тележек .и двух |
тракторов, |
то дости- |
9 А. Русанов |
129 |
гается оптимальная производительность. В то время,
когда фуражир загружает |
тележку, |
две другие тележки |
||
с тракторами заняты |
на |
перевозке |
соломы. |
Только на |
коротких расстояниях |
(до |
2 км) фуражир |
используется |
с одной тележкой, т. е. без дополнительных тележек и тракторов. В таблице 9 приведены технико-экономиче ские показатели комплекса машин с использованием во локуши ВТУ-10, полученные с учетом-стягивания копен соломы с поля к местам скирдования на расстояние 0,5 км и перевозки к фермам в осенне-зимний период на расстояние 5 км.
В некоторых хозяйствах для измельчения соломы ис пользуются соломоснлосорезки РСС-6,0 и другие стацио нарные измельчители грубых кормов местного изготов ления. Это вызвано тем, что фуражиры пока имеются да леко не всюду. Сейчас приблизительно на 50 тыс.
.колхозов и совхозов приходится около 20 тыс. фуражи ров. В таблице 9 приведены технико-экономические пока затели комплекса машин, в котором на измельчении соломы в осенне-зимний период используется соломосилосорезка РСС-6,0. С расширением использования фу ражиров в-сельскохозяйственном производстве сократят ся затраты труда и средств на уборку незерновой части урожая.
Если заскирдованная солома расположена далеко от ферм, то выгоднее скпрдорезом СНТ-7 разрезать скир ды на прикладки, перевозить их и непосредственно у ферм измельчать солому фуражиром ФН-1,2. Приклад ки весом до 4 т перевозят с помощью стоговоза СПЦ-4,
а |
весом до 6 т пока перетаскивают по снегу тракторами |
с |
помощью тросовых волокуш. Прицеп-стоговоз ТПС-6 |
позволит полностью механизировать погрузочно-разгру- зочные операции и доставку соломы от скирд к фермам. Технико-экономические .показатели комплекса машин, в котором в осенне-зимний период используются пиласкирдорез СНТ-7, прицеп-стоговоз ТПС-6 и фуражир ФН-1,2 с тележкой ПТС-40, приведены в таблице 9.
Основное достоинство комплекса машин с использо ванием волокуши ВТУ-10 в том, что он позволяет в на пряженный период уборки сравнительно быстро и с не большими затратами труда и средств убрать солому с по ля, освободив его для дальнейших работ. Однако указанный комплекс машин имеет некоторые недостатки. Многочисленные испытания и наблюдения показывают,
130