Файл: Русанов, А. И. Механизация уборки соломы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

№ комплекса

Технико-экономические

показатели комплексов

машин

для уборки

соломы

Капитало­ вложения, руб/т

приве­Сумма зат­денных руб/трат,

Материало­ кг/темкость,

Состав агрегата

машины,Вео

кг

рабо­Число чих

Производи­ тельность т/чсменная,

тру­Затраты ч/т-чел.да,

Эксплуата­ изционные­ руб/тдержки,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименование операции

(.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

марка

марка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

трактора

машины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

I I .

Вывозка

копен

соломы

на край поля

 

Скирдование

 

Погрузка

соломы

с

из­

мельчением

 

 

Транспортировка

к

фер­

 

мам

 

 

И т о г о

 

 

Вывозка

копен

соломы

на край поля

 

Скирдование

Распиловка скирд на прикладки

Погрузка и транспорти­ ровка прикладков к фер­ мам

ДТ-75

ВТУ-10

410

2

16,0

0,12

0,24

0,39

0,32

0,52

(2 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

5

8,0

0,62

0,50

0,55

0,61

0,60

МТЗ-52

ФН-1,2

900

1

4,0

0,25

0,60

0,88

0,78

0,80

МТЗ-52

ПТС-40

2240

2

4,0

0,50

0,72

2,29

1,18

2,96

(2 шт.)

(3 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

— '

1,49

2,06

4,11

2,89

4,88

ДТ-75

ВТУ-10

410

2

16,0

0,12

0,24

0,39

0,32

0,52

(2 шт.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

5

8,0

0,62

0,50

0,55

0,61

0,60

ДТ-75

СНТ-7

465

1

36,0

0,03

0,06

0,06

0,07

0,10

ДТ-75

ТПС-6

4730

1

3,0

0,33

1,01

2,26

1,46

2,96


плекса

 

 

 

 

Состав

агрегата

шины,

 

 

 

 

 

 

О

Наименование

операции

 

 

ма

 

 

 

 

марка

марка

 

 

 

 

 

Вес кг

 

 

 

 

 

трактора

машины

 

 

 

 

 

 

 

Измельчение

соломы на

МТЗ-50

ФН-1,2

900

 

 

фермах

 

 

 

 

 

И т о г о

 

 

 

Вывозка

копен

соломы

ДТ-75

ВТУ-10

410

 

на кран поля

(2 шт.)

 

 

 

Скирдование

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

III

Погрузка

соломы

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

 

Транспортировка

МТЗ-52

ПТС-40

2140

 

 

 

 

 

 

(емк. 20 м3 )

 

 

Измельчение

соломы на

Электро­

РСС-6,0

770

 

 

фермах

 

двигатель

 

 

 

 

 

 

 

АО-62-6

 

 

 

И т о г о

 

 

 

Вывозка

копен

соло"мы

МТЗ-50

КУН-10

1120

 

на край поля

 

 

 

 

Скирдование

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

тлексп

Состав

агрегата

шины,

 

 

 

 

о

Наименование операции

марка

ма

 

марка

 

 

Вес

кг

 

трактора

машины

 

 

 

IV

Погрузка соломы

с из­

МТЗ-52

ФН-1,2

900

 

мельчением

 

 

 

 

Транспортировка

к фер­

МТЗ-52

ПТС-40

2240

 

мам

 

(2 шт.)

(3 шт.)

 

 

И т о г о

 

 

 

Погрузка соломы

в сто-

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

 

гообразователь

 

 

 

 

Транспортировка

стогов

ДТ-75

СПМ-200

5040

 

на край поля

 

 

 

V

Погрузка соломы

в сто-

МТЗ-50

СНУ-0,5

1270

 

гообразователь

 

 

 

 

Транспортировка

к фер­

ДТ-75

СПМ-200

5040

 

мам

 

 

 

 

 

Измельчение соломы на

МТЗ-50

ФН-1,2

900

 

фермах

 

 

 

 

 

И т о г о

 

Число чих

 

Затратытру­ чел.да,-ч/т

 

Калита вложен руб/т

Л рсдолжение

С £ 5

Sgg.

Суммапрнведенныхзатрурат.б/т

я: £

Я

- одн •1, т/ч :ть

 

 

 

 

5 £

о

 

 

 

 

 

<!>"£•

о

 

 

= = с

о к

 

4 ~

 

2 = =

 

111

 

 

о. (-

 

| ч !

 

 

 

 

 

 

 

m5k

 

 

S S

 

 

 

 

 

 

1

4,0

0,25

0,56

0,85

0,72

0,75

1,35

2,37

4 , П

3,18

4,93

2

16,0

0,12

0,24

0,39

0,32

0,52

5

8,0

0,62

0,50

0,55

0,61

0,60

1

5,4

0,18

0,39

0,67

0,52

0,54

1

1,0

1,0

2,0

3,69

2,74

4,41

3

1,0

3,0

1,37

0,62

1,49

1,07

4,92

4,50

5,92

5,68

7,14

1

3,5

0,28

0..80

1,84

1,16

2,24

5

8,0

0,62

0,50

0,55

0,61

0,60

 

 

 

 

 

Продолжение

 

 

 

-

, о

 

-

 

 

Чнслорабочих

I I I

Затраты тру че/да,1.-Ч/Т

Капита вложе1 руб/т

Суммапрнве денныхзатрурат,

 

 

" З а

а —

 

- 10ДИ сть т/ч я,

 

Э. щ _-

 

'б/Т

2

д"

 

 

 

S = о.

о к"

 

о

Ь

 

 

 

 

ч

-

 

С н и

 

I I I

 

 

Р

 

 

 

 

 

5 V

1

4,0

0,25

0,60

0,88

0,78

0,80

2

4,0

0,50

0,72

2,29

1,18

2,96

1,65

2,62

5,56

3,73

6,60

1

10,0

0,10

0,22

0,36

0,29

0,48

2

10,0

0,20

0,50

1,14

0,73

1,13

1

10,0

0,10

0,22

0,36

0,29

0,48

2

3,3

0,61

1,46

3.47

2,15

3,44

1

4,0

0,25

0,56

0,85

0,72

0,75

 

1,26

2,96

6,18

4,18

.6,28


плекса

о

VI

VII

Наименование операции

Измельчение соломы на комбайне

Вывозка соломы на край поля

Скирдование

Погрузка соломы

Транспортировка к фер­ мам

И т о г о

Подбор соломы из вал­ ков с прессованием

Подбор тюков и вывоз­ ка на край поля

Транспортировка тюков

кместам назначения

Ит о г о

Состав агрегата ч

марка

марка

трактора

машины

ИСН-3.5М

МТЗ-50

ПТС-40

(2 шт.)

МТЗ-50

СНУ-0,5

МТЗ-50

СНУ-0,5

МТЗ-52

ПТС-40

МТЗ-50 ПСН-1,6

МТЗ-50 ГУТ-2,5

ЗИЛ-555 ТШН-2,5

шины,

рабо­

Вес ма кг

чие ло

830

2240

I

1270

4

1270

1

2240

1

1900 1

2500 2

800 1

 

 

 

 

Продолжение

 

-

 

 

е-

• "—

тру ч/т

1

 

а н ,

,

' СП >»

 

 

 

 

О •

 

 

g = 0.

о к

КгаН

о Ь

 

-

 

 

 

.

5

ч S

&"»

_

Произв тельное на!смен

Затрат!j челда,

2 л

 

Капнта вложеь руб/т

Сумма денных рурат,

 

 

С X X

 

:

£. ^

 

 

5 = э

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и о а.

 

 

£. Z

 

 

М Е Ш

 

 

 

СТ) 3 ег

0,99

0,43

1,55

3,12

0,23

3,12

0,32

0,63

1,13

0,85

1,40

5,0

0,80

0,72

0,72

0,86

0,96

5,4

0,48

0,42

0,67

0,55

0,88

1,0

1,00

2,00

3,48

2,70

4,41

2,60

4,00

6,99

5,39

9,20

3,0

0,33

1,76

3,02

2,38

2,05

3,0

0,66

1,44

3,02

2,04

2,58

3,0

0,33

1,14

.1,77

1,50 •

1,37

 

1,32

4,34

7,81

5,90

6,00


что копнители самоходных комбайнов не полностью от­ вечают приведенным выше требованиям поточной убор­ ки незерновой части урожая, так как неудовлетворитель­ ная форма, вес и разбросанность копен на поле часто за­ трудняют выполнение последующих операций по' сбору и транспортировке их к месту скирдования. По резуль­ татам испытаний средний вес копен составляет 120— 140 кг при влажности соломы до 10%, растянутость ко­

пен достигает б м, полова оказывается под

передней

частью копны. Сбор и стягивание таких копен

тросово-

рамочными

волокушами приводит к

большим

потерям

соломы, а

полова — наиболее ценный

продукт

незерно­

вой части урожая-—почти вся остается в-поле. В ре­ зультате общие потери иногда достигают 40%. С целью устранения отмеченных недостатков Украинский научноисследовательский институт механизации и электрифика­ ции сельского хозяйства (УНИИМЭСХ) совместно с за­ порожским ГСКБ разработали комплекс машин • для уборки соломы и половы, который в настоящее время применяется в сельскохозяйственном производстве.

Украинский комплекс машин

Украинский комплекс машин для уборки незерновой части урожая включает комбайн СК-4 с измельчателемэксгаустером, две тележки емкостью 40 м3 или 45 м3 , трактор «Беларусь» для транспортировки сменных теле­ жек и стогометатель-погрузчик СНУ-0,5 для скирдова­ ния измельченной соломы. В осенне-зимний период сто­ гометатель используют на погрузке соломы в емкости со скирды. В этом случае крыша кузова тележки снимается и стогометатель загружает солому, сбрасывая ее в ку­ зов сверху. Емкость кузова тележки со снятой крышей 20 м3 . Технико-экономические показатели такого комп­ лекса машин приведены в таблице 9.

В процессе уборки солома и полова подаются экс­ гаустером-измельчителем в прицепленную к комбайну тележку. После заполнения емкости меняют тележки: наполненную отцепляют от комбайна для разгрузки и прицепляют к нему другую, порожнюю. Автоматическая сцепка позволяет выполнять эту операцию за 1—2 мин.

Перед началом работы молотилку комбайна настраи- - вают на минимальные потери зерна в соответствии с со-

135


стоянием и видом убираемой культуры. Такая настрой­ ка обязательна для любого комплекса машин. В украин­ ском комплексе имеются некоторые особенности и труд­ ности в выполнении этой операции, так как молотилка полностью закрыта измельчителем, а поступающая из него измельченная соломистая масса направляется в ку­ зов тележки. При настройке молотилки следует отцепить тележку от комбайна и опустить нижний кожух измель­ чителя. Включив молотилку, продвигаются на расстоя­ ние до 50 м, при этом солома с половой валком сбрасы­ ваются на стерню. К концу пути останавливают комбайн и немедленно выключают молотилку, чтобы на соломо­ трясе осталась соломистая масса. Открыв люк в крыше комбайна, проверяют наличие необмолоченных колос­ ков на соломотрясе. В случае обнаружения их необходи­ мо уменьшить молотильные зазоры или увеличить ско­ рость молотильного барабана. Затем определяют потери молотилки свободным зерном по содержанию зерна в соломистой массе, уложенной в волок. При нормальной загрузке молотилки комбайна обнаруженные повышен­ ные потери зерна в соломистой массе устраняют регули­ ровкой очистки комбайна.

Использование больших емкостей и универсальных транспортных средств для сбора и перевозки незерновой части урожая, измельчение соломы в поле, т. е. там, где начинают погрузочио-разгрузочные и транспортные опе­ рации,— все это положительные элементы рассматрива­ емого комплекса машин. Преимущество измельченной соломы выражается в том, что она в отличие от цельной соломы обладает некоторой сыпучестью и в 2—3 раза большим объемным весом. Эти преимущества облегча­ ют выполнение транспортных и погрузочно-разгрузоч- ных операций.

По сравнению с комплексом машин, в котором ис­ пользуется тросово-рамочная волокуша ВТУ-,10, украин­ ский комплекс позволяет с меньшими потерями убирать солому с поля и собирать одновременно весь биологичес­ кий урожай (зерно, солома и полова), освобождая поля для последующих работ.

Однако наряду с отмеченными достоинствами украин­ ский комплекс машин имеет существенные недостатки, одним из которых является снижение сменной произво­ дительности комбайна по сравнению с комбайном, обору­ дованным копнителем (рис. 47).

136

О t Z 3 I, 5 6 7 8- 9 Ю Дни работы
Рис. 47. Сменная производитель­ ность зерноуборочных комбайнов (данные Поволжской МИС): / — СК - 4 с копнителем; 2 СК-4
с измельчителем-эксгаустером и прицепной тележкой.

Технология уборки ук­ раинским комплексом ма­ шин предусматривает не­ разрывную связь между комбайном п транспорт­ ными средствами для зер­ на и соломы. Чтобы пред­ ставить недостатки такой технологии, достаточно выделить несколько ос­ новных укрупненных опе­ раций технологического процесса: наполнение бун­ кера зерном, наполнение тележки соломой, транс­ портировку зерна и транс­ портировку соломы с воз­ вратом порожних транс­ портных средств к ком­ байну. Для непрерывного протекания рассматривае­

мого технологического процесса необходимо, чтобы каж­ дая из указанных операций выполнялась через опреде­ ленные и неизменные промежутки времени. В реальных условиях это требование удовлетворить невозможно изза непостоянства условий уборки, различной продолжи­ тельности простоев машин по эксплуатационным, техно­ логическим, организационным и прочим причинам. Про­ должительность выполнения отдельных операций оказы­ вается непостоянной, поэтому наблюдаются только част­ ные значения времени выполнения отдельных операций за смену и их средние значения.

Производить расчет поточной уборки по частным зна­ чениям времени выполнения отдельных операций, кото­ рые являются случайными величинами, практически не­ возможно. Расчет поточной уборки по средним значени­ ям времени выполнения отдельных операций без учета возможных отклонений от средней величины приводит к нарушению непрерывности потока, следствием чего являются простои машин. По результатам испытаний Южно-Украинской МИС простои комбайна украинского комплекса машин из-за ожидания автомобилей состави­ ли 6% общей продолжительности простоев, из-за ожида­ ния тележек — 21,4%. В то же время простои тележек нз-

137