Файл: Русанов, А. И. Механизация уборки соломы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

за ожидания комбайна составили 42,1% общей продол­ жительности простоев, из-за ожидания трактора 5,2%. Практически комбайнеры при заполнении тележек обыч­ но не останавливают комбайны и не ждут подхода по­ рожних тележек. Они отцепляют тележку с соломой от комбайна и работают некоторое время без нее до под­ хода порожней тележки. В эти промежутки времени со­

лома с половой разбрасываются по полю,

но комбайн

все же не простаивает, а убирает основной

продукт —

зерно.

 

Во избежание значительных простоев и снижения

производительности техники целесообразно

украинский

комплекс машин использовать на уборке полей, непос­ редственно прилегающих к животноводческим фермам. Этот комплекс рекомендуется использовать в районах с невысокой влажностью соломы и половы в период убор­ ки, так как измельченная влажная солома быстро пор­ тится и оказывается непригодной для хранения.

Таким образом, одновременная уборка зерна и соло­ мы требует особенно четкой организации труда, потому что малейшая задержка с выполнением какого-либо од­ ного уборочного процесса вызывает остановку всего ком­ плекса машин. Вот почему работа каждого уборочного звена в украинском комплексе должна осуществляться на основе подробно разработанных карт и при тщатель­ ной подготовке уборочных и транспортных средств.

Уборочное звено в зависимости от размера поля целе­ сообразно составлять из двух или более комбайнов с измельчителями соломы, д'вух-трех тележек с кузовами емкостью 45 м3 на каждый комбайн для приемки и тран­ спортировки измельченной массы, автомашин для отвоз­ ки зерна из расчета 1—2 шт. на комбайн в зависимости от урожая и расстояния до тока, колесных тракторов для отвозки тележек с соломой и одного -стогометателя на 2—3 комбайна для скирдования соломы.

Уборочные звенья необходимо укомплектовывать до начала уборки урожая, закрепив за ними постоянный со­ став механизаторов. Это позволит им лучше изучить работу машин и механизмов и хорошо овладеть автома­ тической сцепкой. Кроме того, заблаговременное комп­ лектование звеньев дает возможность механизаторам своевременно разбить поля на загонки, сделать прокосы, установить систему подачи сигналов для водителей авто­ машин и трактористов.

138


При групповой работе комбайнов для снижения вре­ мени на переезды по полю тракторов с тележками и ав­ томашин с зерном целесообразно поперек поля сделать транспортные магистрали, которые прокладываются сле­ дующим образом.

Независимо от способа уборки комбайн проходит по длинной стороне поля, в местах наполнения бункеров зерном ставят вешки. Затем комбайн делает два прохо­ да поперек поля по вешкам. Если хлеба па поле скоше­ ны в валки, тогда вначале поперек поля по вешкам пус­ кают трактор с боковыми граблями. Образованный ва­ лок хлебной массы подбирается комбайном со сбором соломы в тележку или с укладкой ее в валок. Получен­ ная поперек поля полоса взлущивается или мелко пашет­ ся и затем по ней 3—4 раза проходит трактор, прокла­ дывая колею для движения тракторов и автомашин. Ко­ личество транспортных магистралей зависит от размера поля и урожайности убираемой культуры.

Для ритмичной работы уборочных и транспортных агрегатов необходимо 'заранее выбрать места замены наполненных соломой тележек пустыми. С этой целью определяют длину пути / в м, на протяжении которой за­ полняется тележка

IЮОСО Gc

Bp и

где

Gc —вес соломы

в кузове

тележки,

ц;

 

U — урожай

соломы

с 1 га, ц;

 

 

В р — рабочий

захват

жатки

комбайна,

м.

Полное время -цикла тележки Т складывается из вре­

мени

наполнения кузова соломой

tH, времени отвозки to

и времени

выгрузки

а именно

T=tn-\-tQ-\-tB.

Время

наполнения

кузова тележки соломой зависит

от ее вместимости и производительности комбайна. Оно может быть определено с помощью уравнения

600GC

 

BpUvpT:

 

где vp — рабочая скорость комбайна,

км/ч;

т — коэффициент использования

рабочего време­

ни сменыч Время рейса тележки от комбайна до места выгруз­

ки и обратно определяется следующим образом:

120s - и ,

ср

139


где

s—расстояние

от комбайна

до

места

скирдова­

vcp

ния, км;

 

 

 

 

 

— средняя

скорость движения

наполненной

и

 

пустой тележки, км/ч;

 

 

 

 

• 4 — время выгрузки соломы

из тележки, мин.

 

Зная время наполнения тележки, отвозки и выгрузки,

можно

подсчитать

необходимое количество

тележек

п

для одного комбайна в зависимости от его производи­ тельности и расстояния отвозки соломы до места скирдо­ вания, т. е.

При

наличии

определенного

количества

тележек т

с помощью приведенного

ниже

уровнения

можно под­

считать

допустимое расстояние отвозки соломы L , при

котором

простои

комбайнов будут минимальными

 

 

' (от A ) 600GC

 

 

 

ло

Вр vp UxA

 

где А — количество комбайнов.

Потребное количество транспорта может быть также определено по номограмме; этот способ более простой и быстрый. Вначале определяют условия работы. Пред­

положим, что в звене работают три комбайна,

валки

уложены жаткой захватом 6 м,, урожайность

соломы

30 ц/га, в кузов тележки вмещается 1,5 т соломы, среднее

расстояние перевозки к ферме 4 км, время выгрузки со­

ломы из тележки 2 мин, скорость

комбайна

4 км/ч, а

трактора на отвозке тележки к

скирде и

обратно —

15 км/ч.

 

 

Исходя из указанных условий, в первом квадранте номограммы (рис. 48) определяем производительность комбайна за час чистой работы, она составила 2,4 га. Затем, учитывая коэффициент использования рабочего времени смены (примем его равным 0,55), узнаем, что производительность комбайна в час сменного времени равна 1,32 га.

Продолжим горизонтальную линию сменной произ­ водительности комбайна в квадранте I I до пересечения с заданной урожайностью 30 ц/га и из полученной точки пересечения опустим вертикальную линию вниз. На го­

ризонтальной оси отмечено, что за час будет

убираться

39 ц соломы. Далее эта вертикальная линия

продолжа­

140



Рис. 48. Номограмма определения потребного количества транспорта для отвозки соломы.

ется в квадранте I I I до пересечения с линией грузоподъ­ емности тележки, которая принята за 1,5 т; из точки пе­ ресечения проводится влево горизонтальная линия до пересечения с вертикальной осью. Здесь мы узнаем, что тележка наполняется за 23 мин. "

141

В нижней части номограммы в квадранте IV опреде­ ляем, сколько времени потребуется на отвозку соломы к ферме (4 км) с выгрузкой (2 мин) и на обратный путь. В нашем случае это займет 34 мин. Таким образом, пол­ ное время цикла работы тележки составит 23+34 =

=

57 мин. Из отметки 57 мин на шкале 7' — времени цик­

ла

проводится вертикальная линия, а из отметки 23 мин

на шкале ta— времени наполнения тележки проводится горизонтальная линия. Точка пересечения этих линий находится в середине между лучами 2 и-3. Это значит, что для бесперебойной работы одного комбайна потре­ буется 2,5 тележки. Если в звене работают три комбай­ на, то для их обслуживания необходимо восемь тележек. При отсутствии в хозяйстве такого количества тележек следует отказаться от перевозки соломы непосредствен­ но к ферме и отвозить ее для скирдования на край поля.

Чтобы комбайны с измельчителями соломы работали бесперебойно и высокопроизводительно, необходимо в полном объеме обязательно проводить ежедневные и пе­ риодические технические уходы, а после окончания, убор­ ки — послесезонный технический уход.

При ежедневном техническом уходе измельчитель очищают от пыли, грязи и половы. Проверяется состоя­ ние и надежность крепления корпусов подшипников мо­ лоткового барабана, затяжка болтов крепления молот­ ков, противорежущих пластин и блоков сегментов, гаек ступицы шкива двигателя и автосцепки. Смазывают соли­ долом подшипники барабана, верхнего вальца ведущего вала транспортера и нижний сектор опоры автосцепки.

На холостом ходу проверяется работа барабана и муфты свободного хода, при необходимости их регули­ руют.

Периодический технический уход проводится через каждые 60 ч работы. Помимо операций, предусмотрен­

ных ежедневным техническим

уходом,

еще

проверяют

и регулируют крепления и положение

пальцев вальца

относительно щитка,

роликов

механизма

выравнивания,

опоры автосцепки и

планок

транспортера.

Солидолом

смазывают трубы пальцевого механизма верхнего валь­ ца и палец кронштейна натяжной звездочки, автолом — обводные ролики троса и вал механизма выравнивания. Втулочно-роликовые цепи промывают как и комбай­ новые. При работе на комбайне с измельчителем сле­ дует иметь в виду: попадание посторонних металличес-