Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
производительность пневматической клепки в 1,5 и бо лее раз выше;
стоимость работ в 1,5 — 2 раза ниже; количество рабочих меньше;
качество шва значительно выше; это объясняется бо лее сильными и частыми ударами при пневматической клепке по сравнению с ручной; процесс клепки заканчи вается при 800 — 600° С (красный — темно-красный цвета каления), что обеспечивает лучшее сжатие и сцепление деталей при остывании заклепки;
большая приспособляемость к неудобным и тесным местам, где отсутствует пространство для размещения мо лотобойцев и размаха кувалдой;
значительно меньшая утомляемость клепальщиков; возможность клепать заклепки больших, чем при руч
ном способе, диаметров.
Производительность .пневматического молотка (по сведениям завода «Красный котельщик») для бригады клепальщиков в составе: один рабочий 5-го разряда и
двое 3-го разряда приведена в табл. |
4. |
|
|
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
Производительность пневматического молотка |
|
||||
|
|
Норма постановки заклепок в шт ,’ч при |
||||
Способ постановки заклепки |
|
диаметре заклепок в мм |
|
|||
|
|
|
|
|
||
|
12 |
15 |
18 |
22 |
25 |
28 |
Рядовой |
89 |
84 |
76 |
67 |
57 |
46 |
Групповой |
76 |
70 |
66 |
57 |
49 |
42 |
Подборный |
57 |
52 |
48 |
42 |
36 |
29 |
Для пневматического молотка, предназначенного кле пать заклепки диаметром до 14 мм, применяют шланги диаметром 1/2". Более мощные молотки оснащают шлан гами диаметром 3/4".
Вопросы для повторения
1.Как выполняется клепка молотками и кувалдами? Назовите
еенедостатки.
2.Когда и как удаляют окалину с заклепок?
3.Как производится клепка пневматическими молотками, сколько требуется рабочих для клепки?
4.Какие преимущества клепки пневматическим молотком по
сравнению с клепкой кувалдами?
110
§ 27. Машинная клепка
О б щ и е с в е д е н и я. Машинная клепка выполняется с помощью специальных клепальных машин (рис. 43). Процесс клепки происходит в следующем порядке. Разо гретую заклепку вставляют в совмещенные отверстия со бранных деталей и закладной головкой подводят на не подвижную поддержку на открытом конце машины (рис. 43, а, б). С противоположной стороны на выступаю щий конец стержня опускают подвижную обжимку, укре пленную на другом открытом конце машины. Под давле-
Рис. 43. Клепальная машина н схема ее работы:
а — клепальная машина (скоба), б —схема |
клепки: / — заклепка встав |
||||||
лена и пакет подводится к неподвижно/! |
поддержке, |
// — прижимное |
|||||
кольцо машины сжимает |
детали |
пакета, |
/// — подвижная обжимка |
||||
штампует |
замыкающую |
головку |
и выдерживает |
ее |
под давлением, |
||
I V — прижимное кольцо |
и обжимка |
подняты и готовая заклепка осво |
|||||
бождена; |
/ — нижняя щека скобы, |
2 — нижняя |
обжимка, 3 — верхняя |
||||
обжимка, |
4 — верхняя щека скобы, |
5 — рабочий |
цилиндр, 6 — лапа ско |
||||
бы для крепления к фундаменту, 7 — листы пакета, |
8 — заклепка, 9 — |
прижимное кольцо машины
нием подвижной обжимки стержень осаживается и фор мируется замыкающая головка.
Для машинной клепки требуется один клепальщик, которому в некоторых случаях дается подручный; нагре вает заклепки один нагревальщик.
В отличие от первых двух способов при машинной клепке высаживание заклепки производится очень быстро, равномерным давлением, одинаковым для всех заклепок. При этом давление настолько велико и процесс идет так быстро, что заклепка не только не охлаждается, но даже разогревается еще больше. Это способствует лучшему осаживанию стержня и заполнению не только зазора, но и малейших неровностей заклепочного отверстия. Темпе ратура конца высаживания заклепки при машинном про цессе всегда настолько далека от опасной, что поврежде ний металла заклепки опасаться не приходится.
i l l
Клепка на машинах выполняется так быстро, что мо жет возникнуть отход недостаточно подогнанных друг к другу склепанных деталей, так как пластичность сильно нагретой заклепки весьма велика и последняя не может удержать детали, сжатые .машиной до плотного контакта. Чтобы исключить .возможность появления такого дефекта, сжатие склепанных деталей выдерживают и после того, как заклепка расклепана. Такое сжатие на машине вы держивают до того, как заклепка достаточно остынет (до 600° С) и сможет удержать склепанные детали в сжа том положении.
П р е и м у щ е с т в а ма ши н но . й к л е п к и : высокая производительность труда;
наличие предварительного сжатия склепываемых де талей;
высокое качество клепки в результате лучшего обжа тия стержня и хорошего заполнения отверстия, а также формирования головки безукоризненной формы;
незначительный процент брака (0,5% вместо 3% при ручной и пневматической клепке);
почти полная ликвидация тяжелого физического труда; меньшее число рабочих в бригаде; отсутствие шума, ударов, сотрясений и вибраций.
Клепальные машины изготовляют стационарными (рис. 44) и передвижными (рис. 45). Первые имеют не сколько большую производительность, но им присущи два недостатка:
первый — склепываемое изделие должно перемещаться по мере постановки заклепки, что при громоздких конст рукциях требует устройства специальных рольгангов с механическим приводом, а кроме того, вызывает увели чение производственных площадок;
второй — в некоторых конструкциях не удается поста вить все заклепки даже при кантовке (поворачивании) изделия.
Если применять передвижные клепальные машины — скобы (ом. рис. 45), оба эти недостатка отпадают. Специ альная подвеска 2 позволяет машине (скобе) переме щаться вдоль изделия по балке, наклоняться, повора чиваться. Такая скоба может клепать заклепки не только по вертикальным и горизонтальным рядам, но и по кри вым и наклонным.
Клепальные машины способны выдерживать постав ленную (готовую) заклепку под давлением между обжим-
112
Рис. 44. Гидравлический клепальный пресс:
/ — ремонтная площадка, 2 — система труб, 3 — гидравли ческий цилиндр, 4 — подвиж ная обжимка, 5 — скоба
Рис. 45. Передвижные клепальные скобы:
/ — клепальная скоба, 2 — подвеска, 3 — кран-уко- сина, 4 — кошка, 5 — козелок, 6, 7 — склепываемые балкц
камн, что дает возможность влиять на стягивающее усилиезаклепки, а следовательно, и на сцепление склепанных элементов. В практике некоторых иностранных фирм за клепки выдерживаются под обжимкой только для прочно плотных швов; на остальные ме
|
|
|
|
таллические конструкции заклеп |
|||||||||
|
|
|
|
ки ставятся без выдержки под об |
|||||||||
|
|
|
|
жимкой, что повышает производи |
|||||||||
|
|
|
|
тельность почти в три раза. |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
Гидравлические |
|
клепальные |
||||||
|
|
|
|
машины являются наиболее доро |
|||||||||
|
|
|
|
гими. Однако простота их устрой |
|||||||||
|
|
|
|
ства, отличное качество клепки и |
|||||||||
|
|
|
|
полная |
бесшумность |
обеспечили |
|||||||
|
|
|
|
широкое применение их для клеп |
|||||||||
|
|
|
|
ки прочно-плотных швов. Станина |
|||||||||
|
|
|
|
их |
представляет стальную |
скобу |
|||||||
|
|
|
|
цельной |
конструкции |
для |
малых |
||||||
|
|
|
|
машин, для крупных машин скоба |
|||||||||
|
|
|
|
выполняется |
составной |
из |
двух |
||||||
|
|
|
|
половин, стянутых болтами. Вы |
|||||||||
|
|
|
|
лет, или глубина зева, скобы ста |
|||||||||
|
|
|
|
ционарных |
машин |
делается |
до |
||||||
|
|
|
|
6 м, передвижные скобы имеют зев |
|||||||||
|
|
|
|
до 3 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На одном конце скобы укре |
||||||||
|
|
|
|
плена неподвижная |
обжимка под |
||||||||
|
|
|
|
закладную |
головку, |
|
на другом — |
||||||
Рис. 46. Сдвоенные порш |
обжимка |
может |
перемещаться |
||||||||||
ни гидравлического |
ци |
для |
осаживания стержня заклеп |
||||||||||
|
|
линдра: |
|
ки и формирования замыкающей |
|||||||||
1 — канал |
ввода воды |
для |
|||||||||||
перемещения поршня 5, |
2 — |
головки. |
Перемещение |
обжимки |
|||||||||
труба ввода воды для пере |
осуществляется от гидравлическо |
||||||||||||
мещения |
поршня 4, 3 — ци |
||||||||||||
связанный |
с обжимкой, |
5 — |
го |
цилиндра, |
размещенного |
на |
|||||||
линдр, |
4 — большой поршень, |
этом же конце скобы. Гидравличе |
|||||||||||
малый |
поршень, связанный |
||||||||||||
с прижимом склепываемых |
ский цилиндр 3 имеет два поршня |
||||||||||||
деталей, 6 — прижим, 7 — об |
|||||||||||||
|
|
жимка |
|
4, 5 (рис. 46), один из которых |
|||||||||
|
|
|
|
встроен в другой. Вначале |
пере |
мещается малый поршень 5 и давление от него передает ся на склепываемые элементы для их сдавливания; за тем начинает перемещаться большой поршень 4, связан ный с обжимкой. В зависимости от диаметра заклепок
изменяется давление жидкости в гидравлическом цш линдре.
114
П р е иiMу щ е с т в а г и д р а в л и ч е с к и х к л е п а л ь н ы х м а ш и н по сравнению с пневматическими и
электрическими:
герметичность швов даже без зачеканиваиия; простота устройства и обслуживания; бесшумность;
возможность клепать заклепки очень большого диа метра;
а — общий вид, б — схема; |
/ —скоба, 2 |
—подвижная обжимка, 3 — шток, |
4, |
5 —рычаги, в |
— цилиндр |
отсутствие потребности в сжатом воздухе; более высокая экономичность клепки.
Н е д о с т а т к и :
высокая стоимость самой машины; необходимость жесткого трубопровода, что весьма не
удобно для переносных машин; большая масса машины;
загрязнение рабочего места в результате утечек рабо чей жидкости;
необходимость устройства для спуска рабочей жид кости.
Пневматические клепальные машины (рис. 47, а, б) стоят дешевле гидравлических. Они выпускаются пере
115
движными, но могут устанавливаться на специальные башмаки и работать на фундаменте.
Принцип действия пневматических машин аналогичен гидравлическим, но рабочей средой является не жидкость, а газ (воздух). Рабочий цилиндр 6 установлен на одном конце скобы 1 и перемещение поршня передается на об жимку 2 через рычажную систему 4, 5 (см. рис. 47). Дав ление сжатого воздуха перед машиной 6 — 7 ат.
Д о с т о и н с т в а п н е в м а т и ч е с к и х к л е п а л ь ных м а ш и н по сравнению с гидравлическими:
значительно меньшая стоимость; меньшая масса;
не требует устройств для спуска рабочей среды; не загрязняет рабочее место;
не требует жестких трубопроводов, замененных гибки ми шлангами;
применимы для работ при температуре окружающей среды ниже нуля.
Н е д о с т а т к и :
качество клепки несколько ниже, но вполне доста точное, особенно для прочных швов;
необходимость иметь сжатый воздух; ограниченная мощность; малая экономичность.
Электрические клепальные машины (рис. 48) делают главным образом передвижными, но они также могут быть установлены на фундаменте с помощью специаль ных башмаков. На скобе установлен электродвигатель 4, который через червячный редуктор передает вращение кривошипу 6 и далее шатуну, а затем через рычаг сооб щает поступательное движение обжимке 2. Машины имеют устройства для регулирования силы нажатия об жимки в зависимости от диаметра заклепки, а также для выдержки готовой заклепки под давлением обжимки.
Преимущество электрических клепальных машин за ключается в том, что процесс осаживания стержня и фор мирования головки они осуществляют быстрее, чем пнев матические и гидравлические прессы. Поэтому начальная температура заклепки значительно меньше при одной и той же оптимальной температуре конца клепки. При этом меньший начальный нагрев заклепки уменьшает нагрев склепываемых элементов, что приводит к увеличению осевых напряжений заклепки и повышению прочности соединения.
116