Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
В зависимости от размеров заклепки электрические клепальные машины бывают разной мощности, при элек тродвигателе мощностью от 2 до 7,5 л. с. они развивают
давление |
на |
плунжере |
от 25 до |
130 |
Т. |
Длина вылета |
||||||
(зева) |
выполняется от 300 до 4000 |
мм, |
а высота зева от |
|||||||||
400 до 500 мм; масса 'машины от 1 до 20 т. |
|
|
||||||||||
Электрические клепальные машины просты, надежны |
||||||||||||
и удобны в |
работе |
ив |
|
|
|
|
|
|||||
то же время |
обладают |
|
|
|
|
|
||||||
высокой производитель |
|
|
|
|
|
|||||||
ностью: машинное вре |
|
|
|
|
|
|||||||
мя обработки заклепки |
|
|
|
|
|
|||||||
любого |
|
диаметра |
|
со |
|
|
|
|
|
|||
ставляет 1,5 с. Сила |
|
|
|
|
|
|||||||
нажатия |
может |
|
регу |
|
|
|
|
|
||||
лироваться в соответст |
|
|
|
|
|
|||||||
вии |
с диаметром |
зак |
|
|
|
|
|
|||||
лепки. |
Производитель |
|
|
|
|
|
||||||
ность |
|
электрических |
|
|
|
|
|
|||||
машин |
намного |
выше, |
|
|
|
|
|
|||||
чем |
гидравлических |
и |
|
|
|
|
|
|||||
пневматических. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Д о с т о и н с т в а |
|
|
|
|
|
|||||||
э л е к т р и ч е с к и х , |
|
|
|
|
|
|
||||||
к л е п а л ь н ы х |
|
м а |
|
|
|
|
|
|||||
шин |
по сравнению |
с |
|
|
|
|
|
|||||
пневматическими: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
высокая |
производи |
|
|
|
|
|
||||||
тельность; |
|
|
сжа |
Рис. 48. Электрическая клепальная |
||||||||
не |
требуется |
|
|
машина: |
|
|||||||
того воздуха; |
|
|
|
1 — поддержка, 2 — обжимка, 3, 5 — ры |
||||||||
не требуется |
трубо |
чаги кривошипного |
механизма, |
4 — |
||||||||
электродвигатель, |
С — кривошип, |
7 — |
проводов, спускных маховик, S — плита устройств;
не загрязняет помещение. Н е д о с т а т к и :
масса значительно больше массы пневматических; стоимость выше пневматических; не может работать в вертикальном положении;
малое время выдержки заклепки под давлением об жимок.
Необходимо отметить обстоятельство, общее для клеп ки машинами любой конструкции: чрезмерно сильное давление на заклепку весьма вредно, так как слишком
117
сильно осаживается стержень заклепки, вызывая весьма значительное давление на стенки отверстий. При этом го ловни чрезвычайно сильно сдавливают листы, перенапря гая материал на кромках отверстий, чрезмерными усилия ми растягивающего и сдавливающего характера еще до того, когда изделие не имеет рабочей нагрузки, т. е. не сдано в эксплуатацию. Естественно, что такое соединение нельзя считать надежным и оно не может долго служить.
|
/ |
|
|
|
|
Внешним |
признаком |
пере- |
|||||
|
|
|
|
напряжений |
материала |
скле- |
|||||||
|
|
|
|
|
панных деталей иногда служит |
||||||||
|
|
|
|
|
местное |
выпучивание |
кромки |
||||||
|
|
|
|
|
на |
участках, |
|
расположенных |
|||||
|
|
|
|
|
против заклепок (рис. |
|
49, а). |
||||||
|
|
|
|
|
В |
таких |
случаях |
отверстия |
|||||
|
|
|
|
|
могут принять эллипсный вид, |
||||||||
|
|
|
| ^ у -6 |
так как стенка отверстия, обра |
|||||||||
|
|
|
щенная к кромке, смещается |
||||||||||
|
|
|
1.. А т |
под перегрузкой. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
В некоторых случаях внеш |
|||||||||
|
|
|
|
■s |
ним |
признаком |
перегрузки |
||||||
|
|
|
|
склепанного материала служит |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
Рис. 49. Признаки перена |
вдавливание |
в |
него |
головок |
|||||||||
заклепок |
(рис. |
49, |
б) |
и отход |
|||||||||
пряжения |
материала скле |
ближайших кромок от листа. |
|||||||||||
панных деталей: |
|||||||||||||
а — выпучивание кромки на уча |
|
Материал, |
подвергнутый пе |
||||||||||
стках против заклепок, б — вдав |
ренапряжениям, плохо перено |
||||||||||||
ливание |
головок |
заклепок в |
|||||||||||
склепываемые детали; 1 — выпу |
сит нагрузки и слабо сопротив |
||||||||||||
ченные |
участки |
кромки, 2 — |
ляется |
коррозионному |
|
разъе |
|||||||
нижний лист, |
3 — заклепка, 4 — |
|
|||||||||||
верхний |
лист, |
5 — вдавленная в |
данию. Следовательно, чрез |
||||||||||
металл |
детали |
головка, 6 |
|||||||||||
кромка, |
отставшая от листа |
мерные |
давления |
при |
|
клепке |
|||||||
|
|
|
|
|
могут в несколько раз |
снизить |
прочность листов вблизи заклепочных отверстий, а этот участок является и сам по себе ослабленным, так как на нем находятся отверстия. Чтобы избежать чрезмерных давлений, склепываемые элементы- в процессе клепки не пригоняют прижимами клепальной машины, точной пригонки добиваются в процессе сборки.
Изготовление стальных заклепок с закладной голов кой довольно дорого, так как образование головки требу ет нескольких дополнительных операций и специального оборудования. Чтобы снизить стоимость, делались попыт ки использовать машинную клепку для формирования двух головок одновременно, закладывая в заклепочное
118
отверстие стержень соответствующей длины. При этом ожидалось более равномерное осаживание стержня в от верстии, так как усилия прикладывались с обоих кондов. Однако в отечественной промышленности такой способ не привился, так как оказалось затруднительно добиться точной установки склепываемых элементов по высоте между обжимками, вследствие чего головки заклепки по лучались разной величины.
Некоторые отечественные заводы делали успешные по пытки изготовлять головки на обоих концах стержня в процессе клепки на машине. Так, чтобы избавиться от окалины, часто обнаруживаемой под закладной головкой в изделиях, и обеспечить осаживание стержня около го ловки (в готовых изделиях участок стержня у головки всегда сидел в отверстии с зазором),. Барнаульский ваго норемонтный завод изготовил приспособление к прессскобе для удерживания склепываемых деталей в опреде ленном положении относительно нижней и верхней об жимок.
Р а б о т а на к л е п а л ь н ы х м а ш и н а х . Принцип работы пневморычажных прессов основан на том, что давление сжатого воздуха на поршень через систему ры чагов передается подвижной обжимке. При этом даже при небольшой площади силового поршня возможно по лучить значительные усилия на обжимке.
Пневмогидравличеокие прессы сочетают в одном агре гате пневматический и гидравлический цилиндры. Это позволяет сравнительно малое давление сжатого воздуха преобразовывать в значительное давление воды в гидрав лическом цилиндре, которое через систему рычагов пере дается на обжимку.1
Электромеханические прессы используют электриче скую энергию вращения, которую через зубчатую и экс центриковую передачи преобразуют в усилие на обжимке.
За прессами и вспомогательными к ним устройствами обеспечивается надзор и уход не клепальщиком, а налад чиком, который устраняет неполадки и дефекты в работе механизмов.
Наладчик обязан 3 — 4 раза в месяц проводить про филактический осмотр клепальных агрегатов и их вспо могательных устройств, чтобы своевременно заменить из ношенные детали, предупредить возникающие расшаты вание и слабину в узлах и не допустить появления дефектов в работе механизмов и устройств.
В процессе профилактического осмотра проверяют: состояние клепального агрегата него вспомогательных
устройств; крепление агрегата ,к фундаменту и его узлов между
собой; передаточные звенья механизма и их смазку;
механизм, распределяющий рабочую среду, и состоя ние уплотнений;
герметичность рабочих цилиндров и трубопроводов рабочей среды;
плавность хода механизма; соосность поддержки и обжимки и их износ;
чистоту и незагроможденность рабочего места.
П о д г о т о в к а к ра б о т е . Производят внешний осмотр, в процессе которого проверяют чистоту рабочего места, а также прочность крепления агрегата к фундамен ту и прочность крепления узлов между собой. Предвари тельно отключают питание механизма электроэнергией и сжатым воздухом, чтобы можно было безопасно осма тривать агрегат. При необходимости крепежные болты подтягивают. При осмотре агрегата пользуются низко вольтной переносной электрической лампой.
Вначале проверяют наличие смазки во всех установ ленных на прессе масленках.
Затем подключают электропитание и сжатый воздух. При этом убеждаются, что штуцер линии сжатого возду ха не засорен, для чего производят пробный пуск сжатого воздуха из магистрали наружу. После этого на штуцер надевают шланг и закрепляют хомутиком. Отсутствие за соренности шланга проверяют пробным пуском сжатого воздуха, а затем конец шланга соединяют с клепальным агрегатом.
Наладчик проверяет холостую работу агрегата, обра щая внимание на плавность хода, отсутствие толчков, шума, подтеков и пропусков. Положение поддержки и обжимки регулируют в соответствии с заданной толщи ной склепываемых элементов и производят пробную клеп ку на образцах.
Если механизм работает спокойно и исправно, а клеп ка получается доброкачественной, наладчик передает аг регат клепальщику для производственной работы и ин структирует его об особенностях данного агрегата и пра вилах, безопасной работы на нем,
120
Во в р е м я р а б о т ы на клепальном агрегате рабо чий должен:
контролировать по манометру давление сжатого воз духа в сети и прекращать клепку, если давление упадет ниже заданного инструкцией;
следить за равномерной подачей и установкой закле пок в отверстия;
следить за правильной установкой склепываемого из делия по отношению к поддержке;
тщательно проверять качество клепки; при появлении неполадок в работе клепального агре
гата прекратить клепку и вызвать наладчика; при перестановке или смене клепального инструмента,
а также при установке нового склепываемого изделия отключать питание агрегата электроэнергией и сжатым воздухом;
соблюдать все правила техники безопасности, преду смотренные инструкцией.
П о с л е о к о н ч а н и я р а б о т ы клепальщик обязан: отсоединить питание агрегата электроэнергией и сжа
тым воздухом; снять вставной клепальный инструмент и сдать его
или убрать в свой шкаф; убрать рабочее .место и обтереть клепальный агрегат.
Вопросы для повторения
1.Какой порядок клепки на машине (порядок операций) и како необходимо количество рабочих?
2.Какие особенности машинной клепки по сравнению с клепкой кувалдами и пневматическим молотком?
3.Какие преимущества машинной клепки?
4.Какие особенности стационарных и передвижных клепальных
машин?
5.Как работает гидравлическая клепальная машина? Назовите
еедостоинства и недостатки.
6.Как работает пневматическая клепальная машина, какие она имеет достоинства и недостатки?
7.Как работает электрическая клепальная машина? Охаракте ризуйте особенности ее работы.
8.Какие достоинства и недостатки присущи электрическим кле пальным машинам?
9.Как подготовить клепальную машину к работе?
10.Какова последовательность работы на клепальной машине?
т
§ 28. Контроль качества клепки
Качество клепки как завершающей изготовление и монтаж определяет надежность конструкции и срок ее службы.
Дефекты н повреждения в процессе изготовления ме таллических конструкций предупреждают правильной ор ганизацией контроля качества металла, размеров и опе раций по изготовлению.
Проверяют не только готовую продукцию, а каждую операцию в процессе ее выполнения; материал проверяют до того, как пустить его в дело.
Для более полного представления об операциях, под лежащих проверке и контролю, ниже перечислены основ ные условия выполнения клепальных швов высокого ка чества:
сборку склепываемых элементов выполняют тщатель но с плотным их соприкосновением, точным совпадением отверстий, достаточным количеством сборочных болтов и пробок;
качество металла заклепок должно подтверждаться сертификатом и технологическими пробами образцов; заклепки проверяют и подбирают по маркировке (ле гированные, углеродистые)? диаметру и длине; закладная головка должна быть правильной формы, а ее опорная площадь плоской, без конусности и достаточно подрезана, чтобы плотно прилегать к поверхности склепываемой де тали; длину заклепки строго выдерживают, чтобы обеспе чить формирование полноценной замыкающей головки; конец стержня заклепки слегка утонен, чтобы облегчить
постановку в отверстие; желательна контрольная проверка размеров и каче
ства заклепки путем пробной клепки образца, по толщи не и диаметру отверстий одинакового с изделием;
топливо для нагрева заклепок выбирают без примеси серы;
заклепку из углеродистой стали нагревают при ма шинной клепке до 650—700° С, а при ручной и пневмати ческой клепке до 1000—1100° С; нагрев заклепки из низ колегированной стали производится .во всех случаях до температуры 1000 — 1100° С;
до установки в отверстие с заклепки удаляют окалину; установленную в отверстие заклепку вгоняют до отка за легкими ударами молотка, следя, чтобы не образова лись задиры и наплыв-зацлечик около закладной головки;
122
смятие заклепки с горна, ее очистку от окалины, пере дачу и установку в отверстие и поджатие поддержкой вы полняют возможно быстрей;
клепку не начинают, пока закладная головка не ока жется плотно поджатой поддержкой.
П ри к л е п к е п н е в м а т и ч е с к и м и м о л о т- к а м и :
пневматическую поддержку включают в работу, пус кая сжатый воздух;
пневматический молоток с обжимкой прижимают к вы ступающему стержню заклепки, нажимают курок и про изводят осаживание и формирование замыкающей го ловки;
клепку выполняют настолько быстро, чтобы окончание ее и снятие обжимки происходило при температуре за клепки 800 — 600° С.
П ри к л е п к е м а ш и н а м и :
заклепку устанавливают без перекоса (перпендику лярно склепываемой поверхности);
давления, развиваемые машиной для предварительно го сжатия склепываемых элементов и для высаживания заклепок, должны быть строго определенными, т. е. доста точными, но не чрезмерными;
после высаживания головки заклепку оставляют сжатой обжимками в течение 6—20 с;
обжимки периодически меняют и охлаждают опуска нием в воду или сжатым воздухом (последнее необходимо для машинной клепки);
заклепки расклепывают не подряд: сначала клепают смежные со сборочными болтами, затем остальные; в последнюю очередь ставят заклепки в отверстия, запол ненные пробками, затем отверстия, заполненные сбороч ными болтами.
Контролирует качество клепки бригадир, а затем ра боту проверяет мастер. В первую очередь контролируют щупом отсутствие зазоров: пластинка 0,3 мм не должна входить между деталями на глубину более 20 мм, под головки заклепок не должна входить пластинка 0,2 мм.
Неплотное прилегание головки заклепки может явить ся результатом недостаточного ее нагревания; при этом иногда «рая головки загоняют внутрь до опорной поверх ности (рис. 50, а), чтобы скрыть дефект.
Посадку заклепки контролируют остукиванием молот ком массой 300 г; неплотно посаженная заклепка издает
123