Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от размеров заклепки электрические клепальные машины бывают разной мощности, при элек­ тродвигателе мощностью от 2 до 7,5 л. с. они развивают

давление

на

плунжере

от 25 до

130

Т.

Длина вылета

(зева)

выполняется от 300 до 4000

мм,

а высота зева от

400 до 500 мм; масса 'машины от 1 до 20 т.

 

 

Электрические клепальные машины просты, надежны

и удобны в

работе

ив

 

 

 

 

 

то же время

обладают

 

 

 

 

 

высокой производитель­

 

 

 

 

 

ностью: машинное вре­

 

 

 

 

 

мя обработки заклепки

 

 

 

 

 

любого

 

диаметра

 

со­

 

 

 

 

 

ставляет 1,5 с. Сила

 

 

 

 

 

нажатия

может

 

регу­

 

 

 

 

 

лироваться в соответст­

 

 

 

 

 

вии

с диаметром

зак­

 

 

 

 

 

лепки.

Производитель­

 

 

 

 

 

ность

 

электрических

 

 

 

 

 

машин

намного

выше,

 

 

 

 

 

чем

гидравлических

и

 

 

 

 

 

пневматических.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д о с т о и н с т в а

 

 

 

 

 

э л е к т р и ч е с к и х ,

 

 

 

 

 

 

к л е п а л ь н ы х

 

м а ­

 

 

 

 

 

шин

по сравнению

с

 

 

 

 

 

пневматическими:

 

 

 

 

 

 

 

высокая

производи­

 

 

 

 

 

тельность;

 

 

сжа­

Рис. 48. Электрическая клепальная

не

требуется

 

 

машина:

 

того воздуха;

 

 

 

1 — поддержка, 2 — обжимка, 3, 5 — ры­

не требуется

трубо­

чаги кривошипного

механизма,

4 —

электродвигатель,

С — кривошип,

7 —

проводов, спускных маховик, S — плита устройств;

не загрязняет помещение. Н е д о с т а т к и :

масса значительно больше массы пневматических; стоимость выше пневматических; не может работать в вертикальном положении;

малое время выдержки заклепки под давлением об­ жимок.

Необходимо отметить обстоятельство, общее для клеп­ ки машинами любой конструкции: чрезмерно сильное давление на заклепку весьма вредно, так как слишком

117


сильно осаживается стержень заклепки, вызывая весьма значительное давление на стенки отверстий. При этом го­ ловни чрезвычайно сильно сдавливают листы, перенапря­ гая материал на кромках отверстий, чрезмерными усилия­ ми растягивающего и сдавливающего характера еще до того, когда изделие не имеет рабочей нагрузки, т. е. не сдано в эксплуатацию. Естественно, что такое соединение нельзя считать надежным и оно не может долго служить.

 

/

 

 

 

 

Внешним

признаком

пере-

 

 

 

 

напряжений

материала

скле-

 

 

 

 

 

панных деталей иногда служит

 

 

 

 

 

местное

выпучивание

кромки

 

 

 

 

 

на

участках,

 

расположенных

 

 

 

 

 

против заклепок (рис.

 

49, а).

 

 

 

 

 

В

таких

случаях

отверстия

 

 

 

 

 

могут принять эллипсный вид,

 

 

 

| ^ у -6

так как стенка отверстия, обра­

 

 

 

щенная к кромке, смещается

 

 

 

1.. А т

под перегрузкой.

 

 

 

 

 

 

 

В некоторых случаях внеш­

 

 

 

 

■s

ним

признаком

перегрузки

 

 

 

 

склепанного материала служит

 

 

 

 

 

Рис. 49. Признаки перена­

вдавливание

в

него

головок

заклепок

(рис.

49,

б)

и отход

пряжения

материала скле­

ближайших кромок от листа.

панных деталей:

а — выпучивание кромки на уча­

 

Материал,

подвергнутый пе­

стках против заклепок, б — вдав­

ренапряжениям, плохо перено­

ливание

головок

заклепок в

склепываемые детали; 1 — выпу­

сит нагрузки и слабо сопротив­

ченные

участки

кромки, 2 —

ляется

коррозионному

 

разъе­

нижний лист,

3 — заклепка, 4 —

 

верхний

лист,

5 — вдавленная в

данию. Следовательно, чрез­

металл

детали

головка, 6

кромка,

отставшая от листа

мерные

давления

при

 

клепке

 

 

 

 

 

могут в несколько раз

снизить

прочность листов вблизи заклепочных отверстий, а этот участок является и сам по себе ослабленным, так как на нем находятся отверстия. Чтобы избежать чрезмерных давлений, склепываемые элементы- в процессе клепки не пригоняют прижимами клепальной машины, точной пригонки добиваются в процессе сборки.

Изготовление стальных заклепок с закладной голов­ кой довольно дорого, так как образование головки требу­ ет нескольких дополнительных операций и специального оборудования. Чтобы снизить стоимость, делались попыт­ ки использовать машинную клепку для формирования двух головок одновременно, закладывая в заклепочное

118


отверстие стержень соответствующей длины. При этом ожидалось более равномерное осаживание стержня в от­ верстии, так как усилия прикладывались с обоих кондов. Однако в отечественной промышленности такой способ не привился, так как оказалось затруднительно добиться точной установки склепываемых элементов по высоте между обжимками, вследствие чего головки заклепки по­ лучались разной величины.

Некоторые отечественные заводы делали успешные по­ пытки изготовлять головки на обоих концах стержня в процессе клепки на машине. Так, чтобы избавиться от окалины, часто обнаруживаемой под закладной головкой в изделиях, и обеспечить осаживание стержня около го­ ловки (в готовых изделиях участок стержня у головки всегда сидел в отверстии с зазором),. Барнаульский ваго­ норемонтный завод изготовил приспособление к прессскобе для удерживания склепываемых деталей в опреде­ ленном положении относительно нижней и верхней об­ жимок.

Р а б о т а на к л е п а л ь н ы х м а ш и н а х . Принцип работы пневморычажных прессов основан на том, что давление сжатого воздуха на поршень через систему ры­ чагов передается подвижной обжимке. При этом даже при небольшой площади силового поршня возможно по­ лучить значительные усилия на обжимке.

Пневмогидравличеокие прессы сочетают в одном агре­ гате пневматический и гидравлический цилиндры. Это позволяет сравнительно малое давление сжатого воздуха преобразовывать в значительное давление воды в гидрав­ лическом цилиндре, которое через систему рычагов пере­ дается на обжимку.1

Электромеханические прессы используют электриче­ скую энергию вращения, которую через зубчатую и экс­ центриковую передачи преобразуют в усилие на обжимке.

За прессами и вспомогательными к ним устройствами обеспечивается надзор и уход не клепальщиком, а налад­ чиком, который устраняет неполадки и дефекты в работе механизмов.

Наладчик обязан 3 — 4 раза в месяц проводить про­ филактический осмотр клепальных агрегатов и их вспо­ могательных устройств, чтобы своевременно заменить из­ ношенные детали, предупредить возникающие расшаты­ вание и слабину в узлах и не допустить появления дефектов в работе механизмов и устройств.


В процессе профилактического осмотра проверяют: состояние клепального агрегата него вспомогательных

устройств; крепление агрегата ,к фундаменту и его узлов между

собой; передаточные звенья механизма и их смазку;

механизм, распределяющий рабочую среду, и состоя­ ние уплотнений;

герметичность рабочих цилиндров и трубопроводов рабочей среды;

плавность хода механизма; соосность поддержки и обжимки и их износ;

чистоту и незагроможденность рабочего места.

П о д г о т о в к а к ра б о т е . Производят внешний осмотр, в процессе которого проверяют чистоту рабочего места, а также прочность крепления агрегата к фундамен­ ту и прочность крепления узлов между собой. Предвари­ тельно отключают питание механизма электроэнергией и сжатым воздухом, чтобы можно было безопасно осма­ тривать агрегат. При необходимости крепежные болты подтягивают. При осмотре агрегата пользуются низко­ вольтной переносной электрической лампой.

Вначале проверяют наличие смазки во всех установ­ ленных на прессе масленках.

Затем подключают электропитание и сжатый воздух. При этом убеждаются, что штуцер линии сжатого возду­ ха не засорен, для чего производят пробный пуск сжатого воздуха из магистрали наружу. После этого на штуцер надевают шланг и закрепляют хомутиком. Отсутствие за­ соренности шланга проверяют пробным пуском сжатого воздуха, а затем конец шланга соединяют с клепальным агрегатом.

Наладчик проверяет холостую работу агрегата, обра­ щая внимание на плавность хода, отсутствие толчков, шума, подтеков и пропусков. Положение поддержки и обжимки регулируют в соответствии с заданной толщи­ ной склепываемых элементов и производят пробную клеп­ ку на образцах.

Если механизм работает спокойно и исправно, а клеп­ ка получается доброкачественной, наладчик передает аг­ регат клепальщику для производственной работы и ин­ структирует его об особенностях данного агрегата и пра­ вилах, безопасной работы на нем,

120

Во в р е м я р а б о т ы на клепальном агрегате рабо­ чий должен:

контролировать по манометру давление сжатого воз­ духа в сети и прекращать клепку, если давление упадет ниже заданного инструкцией;

следить за равномерной подачей и установкой закле­ пок в отверстия;

следить за правильной установкой склепываемого из­ делия по отношению к поддержке;

тщательно проверять качество клепки; при появлении неполадок в работе клепального агре­

гата прекратить клепку и вызвать наладчика; при перестановке или смене клепального инструмента,

а также при установке нового склепываемого изделия отключать питание агрегата электроэнергией и сжатым воздухом;

соблюдать все правила техники безопасности, преду­ смотренные инструкцией.

П о с л е о к о н ч а н и я р а б о т ы клепальщик обязан: отсоединить питание агрегата электроэнергией и сжа­

тым воздухом; снять вставной клепальный инструмент и сдать его

или убрать в свой шкаф; убрать рабочее .место и обтереть клепальный агрегат.

Вопросы для повторения

1.Какой порядок клепки на машине (порядок операций) и како необходимо количество рабочих?

2.Какие особенности машинной клепки по сравнению с клепкой кувалдами и пневматическим молотком?

3.Какие преимущества машинной клепки?

4.Какие особенности стационарных и передвижных клепальных

машин?

5.Как работает гидравлическая клепальная машина? Назовите

еедостоинства и недостатки.

6.Как работает пневматическая клепальная машина, какие она имеет достоинства и недостатки?

7.Как работает электрическая клепальная машина? Охаракте­ ризуйте особенности ее работы.

8.Какие достоинства и недостатки присущи электрическим кле­ пальным машинам?

9.Как подготовить клепальную машину к работе?

10.Какова последовательность работы на клепальной машине?

т


§ 28. Контроль качества клепки

Качество клепки как завершающей изготовление и монтаж определяет надежность конструкции и срок ее службы.

Дефекты н повреждения в процессе изготовления ме­ таллических конструкций предупреждают правильной ор­ ганизацией контроля качества металла, размеров и опе­ раций по изготовлению.

Проверяют не только готовую продукцию, а каждую операцию в процессе ее выполнения; материал проверяют до того, как пустить его в дело.

Для более полного представления об операциях, под­ лежащих проверке и контролю, ниже перечислены основ­ ные условия выполнения клепальных швов высокого ка­ чества:

сборку склепываемых элементов выполняют тщатель­ но с плотным их соприкосновением, точным совпадением отверстий, достаточным количеством сборочных болтов и пробок;

качество металла заклепок должно подтверждаться сертификатом и технологическими пробами образцов; заклепки проверяют и подбирают по маркировке (ле­ гированные, углеродистые)? диаметру и длине; закладная головка должна быть правильной формы, а ее опорная площадь плоской, без конусности и достаточно подрезана, чтобы плотно прилегать к поверхности склепываемой де­ тали; длину заклепки строго выдерживают, чтобы обеспе­ чить формирование полноценной замыкающей головки; конец стержня заклепки слегка утонен, чтобы облегчить

постановку в отверстие; желательна контрольная проверка размеров и каче­

ства заклепки путем пробной клепки образца, по толщи­ не и диаметру отверстий одинакового с изделием;

топливо для нагрева заклепок выбирают без примеси серы;

заклепку из углеродистой стали нагревают при ма­ шинной клепке до 650—700° С, а при ручной и пневмати­ ческой клепке до 1000—1100° С; нагрев заклепки из низ­ колегированной стали производится .во всех случаях до температуры 1000 — 1100° С;

до установки в отверстие с заклепки удаляют окалину; установленную в отверстие заклепку вгоняют до отка­ за легкими ударами молотка, следя, чтобы не образова­ лись задиры и наплыв-зацлечик около закладной головки;

122

смятие заклепки с горна, ее очистку от окалины, пере­ дачу и установку в отверстие и поджатие поддержкой вы­ полняют возможно быстрей;

клепку не начинают, пока закладная головка не ока­ жется плотно поджатой поддержкой.

П ри к л е п к е п н е в м а т и ч е с к и м и м о л о т- к а м и :

пневматическую поддержку включают в работу, пус­ кая сжатый воздух;

пневматический молоток с обжимкой прижимают к вы­ ступающему стержню заклепки, нажимают курок и про­ изводят осаживание и формирование замыкающей го­ ловки;

клепку выполняют настолько быстро, чтобы окончание ее и снятие обжимки происходило при температуре за­ клепки 800 — 600° С.

П ри к л е п к е м а ш и н а м и :

заклепку устанавливают без перекоса (перпендику­ лярно склепываемой поверхности);

давления, развиваемые машиной для предварительно­ го сжатия склепываемых элементов и для высаживания заклепок, должны быть строго определенными, т. е. доста­ точными, но не чрезмерными;

после высаживания головки заклепку оставляют сжатой обжимками в течение 6—20 с;

обжимки периодически меняют и охлаждают опуска­ нием в воду или сжатым воздухом (последнее необходимо для машинной клепки);

заклепки расклепывают не подряд: сначала клепают смежные со сборочными болтами, затем остальные; в последнюю очередь ставят заклепки в отверстия, запол­ ненные пробками, затем отверстия, заполненные сбороч­ ными болтами.

Контролирует качество клепки бригадир, а затем ра­ боту проверяет мастер. В первую очередь контролируют щупом отсутствие зазоров: пластинка 0,3 мм не должна входить между деталями на глубину более 20 мм, под головки заклепок не должна входить пластинка 0,2 мм.

Неплотное прилегание головки заклепки может явить­ ся результатом недостаточного ее нагревания; при этом иногда «рая головки загоняют внутрь до опорной поверх­ ности (рис. 50, а), чтобы скрыть дефект.

Посадку заклепки контролируют остукиванием молот­ ком массой 300 г; неплотно посаженная заклепка издает

123