Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нитью во всех высказываниях В. И. Ленина о формиро­

вании человека социалистического общества. По­

скольку люди не одинаковы по их способностям,

В. И. Ленин считал важнейшим условием строитель­

ства социализма индивидуальный подход к выявлению

способностей и талантов для их всемерного развития.

Наиболее полно В. И. Ленин раскрыл структуру

способностей организатора и пропагандиста. К свой­ ствам личности, определяющим организаторские спо­ собности, В. И. Ленин относил: организаторское чутье, толковость и распорядительность, знание людей, общи­ тельность, трезвость ума, практическую сметку, воле­

вые качества, умение подходить к людям, способность

привлекать к себе людей ’.

Организаторские способности относятся к группе

сложных, требующих сочетания общих и специаль­

ных способностей. Ведь перед руководителем трудо­

вого коллектива стоит комплексная задача, включаю­ щая воспитательскую, педагогическую и объединяю­

щую их организаторскую функцию. У замечательного советского педагога А. С. Макаренко в лекциях о вос­

питании высказана очень важная мысль о том, что

воспитательная работа есть прежде всего работа орга­

низатора. К этому замечанию следует добавить, что эффект обучения (осуществление педагогической функ­

ции) прямо пропорционален уровню авторитета руко­

водителя как организатора. Вместе с тем для органи­ затора недостаточно иметь только глубокие знания и

интеллектуальную активность. Он должен передавать

знания и выдвигать новые идеи, а также их практиче­

ски воплощать, использовать кадровый потенциал ру­ ководимого коллектива. Для этого нужна особая на­ правленность интеллекта, которую В. И. Ленин назы­

вал практической сметкой.

успеха

ʌ

Главной предпосылкой

практической дея­

тельности руководителя является,

по мнению В. И. Ле­

нина, организаторское чутье. Попытаемся проанализи­ ровать психологическое содержание и структуру этого

чрезвычайно тонкого понятия. Прежде всего обращает на себя внимание эмоциональная природа термина, его

1 См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 193, 199— 200, 205; т. 38, стр. 74, 79, 224; т. 45, стр. 350.

— 25 —


связь с чувственным восприятием объектов. А этими объектами в работе воспитателя, педагога и организа­ тора всегда служат люди. Следовательно,¿-первое усло­

вие организаторского чутья — способность отражать внутренний мир других людей, угадывать их эмоцио­ нальные состояния, сопереживать вместе с ними, то есть обладать так называемой синтонностью. Это —

сложное психологическое понятие, характеризующее обоюдную легкость общения между двумя людьми.

Если человек умеет улавливать темпоритм протекания”

психических процессов у собеседника и соответствую­

щим образом «подстраиваться» к нему, а также про­ никать в личностный смысл его речевой деятельности,

то в данном случае можно говорить о наличии синтон-

ности. В присутствии синтонного человека люди чув­

ствуют себя непринужденно, между ними легко уста­ навливаются контакты, возникает свободный обмен мнениями] Эту черту В. И. Ленин называл «способно­

стью привлекать людей...» ’.

і Сочувствующее понимание другого человека высоко ценится людьми^ Например, все авторы воспоминаний о В. И. Ленине в той или иной связи отмечают эту

черту личности великого организатора народных масс, обобщенную в поэтической форме В. В. Маяков­ ским: «Он к товарищу милел людскою лаской».

/'Таким образом, синтонность как способность к по­ ниманию чужого внутреннего мира является в то же время свидетельством уровня собственного самосозна­

ния личности.

Однако, чтобы быть хорошим организатором, нужно

не только понимать психологию других. Надо помочь

каждому найти

практическое применение его силам

в общем деле с

максимальным учетом индивидуаль­

ных

особенностей, і Эту мысль образно раскрыл

В. И.

Ленин: «Нам нужен громадный концерт; нам

нужно выработать себе опыт, чтобы правильно распре­

делить в нем роли, чтобы одному дать сентименталь­

ную скрипку, другому свирепый контрабас, третьему

вручить дирижерскую палочку» 12.

Способный организатор умеет заинтересовать людей

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 351. 2B. И. Лени и. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 96.

— 26 —


в зависимости от их субъективных стремлений, а если

это необходимо — удачно подобрать меры эмоциональ­

ного и нравственного воздействия. Одного он может слегка пожурить, другому прямо сделать замечание,

третьего — ободрить, а иного и отругать. Если руково­ дитель знает темперамент своих подчиненных, ему не­

трудно предвидеть, что одно и то же критическое заме­ чание, произнесенное одинаково ровным тоном, способ­ но вызвать бурную реакцию холерика, прилив энергии

у сангвиника, потерю работоспособности у меланхо­

лика и не оказать никакого действия на флегматика. Учет особенностей темперамента и конкретных пси­ хических состояний подчиненных является важным

элементом организаторского чутья. Это — психологи­

ческий такт, чувство меры, подсказывающее наиболее

деликатную линию поведения по отношению к людям.

Умение руководителя ненавязчиво и тонко влиять

на своих подчиненных особенно необходимо в совре­

менных условиях, когда неизмеримо выросло самосо­ знание COSCTCitHx людей, чувство собственного достоин­

ства, убеждение в ценности человеческой личности.

Психологический такт нужен не только в сфере эмо­

ционально-волевого воздействия на подчиненных, но

также при передаче знаний, умений и навыков своим

сотрудникам. В нашу эпоху информационного изоби­ лия формальные знания перестают быть дефицитом,

они становятся достоянием каждого .советского чело­ века. Поэтому педагогическое мастерство руководителя заключается скорее в тактичной постановке проблем перед обучающимся, чем в передаче конкретных све­ дений.

В то же время^воз£астает значение личного

примера в обучении и воспитании тех качеств, кото­ рые не могут быть приобретены с помощью средств

массовой информации. Это прежде всего касается

огромного количества различных трудовых навыков и

многообразных этических норм межличностного обще­

ния. Здесь наиболее важны взаимодействие, двухсто­ ронняя направленность познавательных и воспитатель­ ных актов. Чрезмерное увлечение содержательной сто­

роной этих процессов часто приводит к недооценке форм непосредственного воздействия одного человека на другого. Например, уединенное чтение литературы

— 27 —


по служебной этике или регулярное прослушивание

радиопередач о культуре поведения вряд ли поможет

молодому руководителю стать вежливым, если он еже­

дневно не будет совершенствовать внешние формы

своего поведения в общении со старшими и более опыт­

ными товарищам^ Форма, по мысли К. Маркса, яв­ ляется предпосылкой действительного содержания.

Безусловно, вежливость — лишь незначительная часть того нравственного опыта, который приобре­

тается путем участия в различных видах трудовой и общественной деятельности людей. Однако, будучи наи­

более доступной внешнему наблюдению, она приобре­ тает в условиях постоянного возрастания деловых и личных контактов между людьми все большее обще­

ственное значение.

Решающим в воспитательской работе организатора

является умение воплотить основные нравственные на­

чала советского образа жизни в повседневную прак­

тику трудовой деятельности, взаимного познания и общения людей. Ведь моральный кодекс строителя ком­

мунизма формулирует не конкретные нормы поведе­ ния на все случаи жизни, а важнейшие принципы ком­ мунистической нравственности, выработанные в ходе

борьбы против социальной несправедливости, а также

в процессе социалистического и коммунистического

строительства. Умение конкретно применять эти прин­

ципы в практике организаторской работы обусловли­ вается не только их знанием и личной преданностью

коммунистическим идеалам, но также степенью разви­

тости морального чувства руководителя и тех черт его

личности, которые В. И. Ленин определил как «орга­

низаторское чутье».

ѴСледовательно, своеобразие организаторских способ­

ностей заключается в том, что они в большей степени, чем какие-либо иные, формируются под влиянием об­

щественной среды и их реализация возможна только

в коллективе^

ГЛАВА II

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА,

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП

И КОЛЛЕКТИВОВ

Социальная среда, потребности человека и мотивы его деятельности; влияние больших социальных общностей и ма­ лых групп на поведение человека; структурная организация взаимоотно­

шений в трудовом коллективе


Лот друга. Их взаимозависимость на ранних этапах

истории была совершенно очевидной и воспринималасне жили изолированно другюди на земле никогда

как естественный и неоспоримый факт.

На заре человечества общество в современном по­

нимании этого слова составляли небольшие группы,

объединенные по признаку родства. Лишь примерно восемь тысяч лет назад появились многолюдные чело­

веческие общества. Люди нуждались в коллективной

жизни для взаимной помощи и поддержки. Племя, род

извлекали пользу из опыта отдельных своих участни­

ков, но каждый член племени в свою очередь приме­

нял в своей жизненной практике накопленный коллек­ тивный опыт. Благодаря этому он имел больше шансов выжить, стать взрослым, достигнуть своих целей —•

внести свой вклад в общее дело и продолжить себя

в детях. Коллективность как социальное качество ста­ новилось необходимой предпосылкой продолжения и

эволюции человеческого рода, то есть утверждением

не только социального, но и биологического существо­

вания.

В дальнейшем, после появления частной собствен­ ности и раскола общества на враждебные классы,

возникла иллюзия изначальной духовной свободы че­ ловека, оформившаяся в различные индивидуалистиче­

ские и религиозно-мистические теории. История чело­

вечества знает о многих попытках не толькг философ­ ски обосновать индивидуализм, i. t-ально устра­

нить себя из участия в общественной деятельности

больших и малых социальных групп. Однако во всех случаях обнаруживалось, что существование человека вне какой-либо совместной групповой деятельности яв­ ляется исключительным и противоречащим его обще­

ственной природе состоянием. Не случайно одиночное заключение всегда считалось мучительнейшим из на­ казаний, вызывающим застой и деградацию психиче­

ской жизни человека. Именно поэтому реакционные

правительства пытались сломить революционный дух передовых людей в камерах-одиночках. Достаточно вспомнить А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского,

А. И. Ульянова и других политических узников Петро­

павловской крепости.

Характерно, что все они

 

31 —