Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
нитью во всех высказываниях В. И. Ленина о формиро
вании человека социалистического общества. По
скольку люди не одинаковы по их способностям,
В. И. Ленин считал важнейшим условием строитель
ства социализма индивидуальный подход к выявлению
способностей и талантов для их всемерного развития.
Наиболее полно В. И. Ленин раскрыл структуру
способностей организатора и пропагандиста. К свой ствам личности, определяющим организаторские спо собности, В. И. Ленин относил: организаторское чутье, толковость и распорядительность, знание людей, общи тельность, трезвость ума, практическую сметку, воле
вые качества, умение подходить к людям, способность
привлекать к себе людей ’.
Организаторские способности относятся к группе
сложных, требующих сочетания общих и специаль
ных способностей. Ведь перед руководителем трудо
вого коллектива стоит комплексная задача, включаю щая воспитательскую, педагогическую и объединяю
щую их организаторскую функцию. У замечательного советского педагога А. С. Макаренко в лекциях о вос
питании высказана очень важная мысль о том, что
воспитательная работа есть прежде всего работа орга
низатора. К этому замечанию следует добавить, что эффект обучения (осуществление педагогической функ
ции) прямо пропорционален уровню авторитета руко
водителя как организатора. Вместе с тем для органи затора недостаточно иметь только глубокие знания и
интеллектуальную активность. Он должен передавать
знания и выдвигать новые идеи, а также их практиче
ски воплощать, использовать кадровый потенциал ру ководимого коллектива. Для этого нужна особая на правленность интеллекта, которую В. И. Ленин назы
вал практической сметкой. |
успеха |
ʌ |
Главной предпосылкой |
практической дея |
|
тельности руководителя является, |
по мнению В. И. Ле |
нина, организаторское чутье. Попытаемся проанализи ровать психологическое содержание и структуру этого
чрезвычайно тонкого понятия. Прежде всего обращает на себя внимание эмоциональная природа термина, его
1 См.: В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 193, 199— 200, 205; т. 38, стр. 74, 79, 224; т. 45, стр. 350.
— 25 —
связь с чувственным восприятием объектов. А этими объектами в работе воспитателя, педагога и организа тора всегда служат люди. Следовательно,¿-первое усло
вие организаторского чутья — способность отражать внутренний мир других людей, угадывать их эмоцио нальные состояния, сопереживать вместе с ними, то есть обладать так называемой синтонностью. Это —
сложное психологическое понятие, характеризующее обоюдную легкость общения между двумя людьми.
Если человек умеет улавливать темпоритм протекания”
психических процессов у собеседника и соответствую
щим образом «подстраиваться» к нему, а также про никать в личностный смысл его речевой деятельности,
то в данном случае можно говорить о наличии синтон-
ности. В присутствии синтонного человека люди чув
ствуют себя непринужденно, между ними легко уста навливаются контакты, возникает свободный обмен мнениями] Эту черту В. И. Ленин называл «способно
стью привлекать людей...» ’.
і Сочувствующее понимание другого человека высоко ценится людьми^ Например, все авторы воспоминаний о В. И. Ленине в той или иной связи отмечают эту
черту личности великого организатора народных масс, обобщенную в поэтической форме В. В. Маяков ским: «Он к товарищу милел людскою лаской».
/'Таким образом, синтонность как способность к по ниманию чужого внутреннего мира является в то же время свидетельством уровня собственного самосозна
ния личности.
Однако, чтобы быть хорошим организатором, нужно
не только понимать психологию других. Надо помочь
каждому найти |
практическое применение его силам |
в общем деле с |
максимальным учетом индивидуаль |
ных |
особенностей, і Эту мысль образно раскрыл |
В. И. |
Ленин: «Нам нужен громадный концерт; нам |
нужно выработать себе опыт, чтобы правильно распре
делить в нем роли, чтобы одному дать сентименталь
ную скрипку, другому свирепый контрабас, третьему
вручить дирижерскую палочку» 12.
Способный организатор умеет заинтересовать людей
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 351. 2B. И. Лени и. Поли. собр. соч., т. 8, стр. 96.
— 26 —
в зависимости от их субъективных стремлений, а если
это необходимо — удачно подобрать меры эмоциональ
ного и нравственного воздействия. Одного он может слегка пожурить, другому прямо сделать замечание,
третьего — ободрить, а иного и отругать. Если руково дитель знает темперамент своих подчиненных, ему не
трудно предвидеть, что одно и то же критическое заме чание, произнесенное одинаково ровным тоном, способ но вызвать бурную реакцию холерика, прилив энергии
у сангвиника, потерю работоспособности у меланхо
лика и не оказать никакого действия на флегматика. Учет особенностей темперамента и конкретных пси хических состояний подчиненных является важным
элементом организаторского чутья. Это — психологи
ческий такт, чувство меры, подсказывающее наиболее
деликатную линию поведения по отношению к людям.
Умение руководителя ненавязчиво и тонко влиять
на своих подчиненных особенно необходимо в совре
менных условиях, когда неизмеримо выросло самосо знание COSCTCitHx людей, чувство собственного достоин
ства, убеждение в ценности человеческой личности.
Психологический такт нужен не только в сфере эмо
ционально-волевого воздействия на подчиненных, но
также при передаче знаний, умений и навыков своим
сотрудникам. В нашу эпоху информационного изоби лия формальные знания перестают быть дефицитом,
они становятся достоянием каждого .советского чело века. Поэтому педагогическое мастерство руководителя заключается скорее в тактичной постановке проблем перед обучающимся, чем в передаче конкретных све дений.
В то же время^воз£астает значение личного
примера в обучении и воспитании тех качеств, кото рые не могут быть приобретены с помощью средств
массовой информации. Это прежде всего касается
огромного количества различных трудовых навыков и
многообразных этических норм межличностного обще
ния. Здесь наиболее важны взаимодействие, двухсто ронняя направленность познавательных и воспитатель ных актов. Чрезмерное увлечение содержательной сто
роной этих процессов часто приводит к недооценке форм непосредственного воздействия одного человека на другого. Например, уединенное чтение литературы
— 27 —
по служебной этике или регулярное прослушивание
радиопередач о культуре поведения вряд ли поможет
молодому руководителю стать вежливым, если он еже
дневно не будет совершенствовать внешние формы
своего поведения в общении со старшими и более опыт
ными товарищам^ Форма, по мысли К. Маркса, яв ляется предпосылкой действительного содержания.
Безусловно, вежливость — лишь незначительная часть того нравственного опыта, который приобре
тается путем участия в различных видах трудовой и общественной деятельности людей. Однако, будучи наи
более доступной внешнему наблюдению, она приобре тает в условиях постоянного возрастания деловых и личных контактов между людьми все большее обще
ственное значение.
Решающим в воспитательской работе организатора
является умение воплотить основные нравственные на
чала советского образа жизни в повседневную прак
тику трудовой деятельности, взаимного познания и общения людей. Ведь моральный кодекс строителя ком
мунизма формулирует не конкретные нормы поведе ния на все случаи жизни, а важнейшие принципы ком мунистической нравственности, выработанные в ходе
борьбы против социальной несправедливости, а также
в процессе социалистического и коммунистического
строительства. Умение конкретно применять эти прин
ципы в практике организаторской работы обусловли вается не только их знанием и личной преданностью
коммунистическим идеалам, но также степенью разви
тости морального чувства руководителя и тех черт его
личности, которые В. И. Ленин определил как «орга
низаторское чутье».
ѴСледовательно, своеобразие организаторских способ
ностей заключается в том, что они в большей степени, чем какие-либо иные, формируются под влиянием об
щественной среды и их реализация возможна только
в коллективе^
ГЛАВА II
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА,
ФОРМИРОВАНИЕ ГРУПП
И КОЛЛЕКТИВОВ
Социальная среда, потребности человека и мотивы его деятельности; влияние больших социальных общностей и ма лых групп на поведение человека; структурная организация взаимоотно
шений в трудовом коллективе
Лот друга. Их взаимозависимость на ранних этапах
истории была совершенно очевидной и воспринималасне жили изолированно другюди на земле никогда
как естественный и неоспоримый факт.
На заре человечества общество в современном по
нимании этого слова составляли небольшие группы,
объединенные по признаку родства. Лишь примерно восемь тысяч лет назад появились многолюдные чело
веческие общества. Люди нуждались в коллективной
жизни для взаимной помощи и поддержки. Племя, род
извлекали пользу из опыта отдельных своих участни
ков, но каждый член племени в свою очередь приме
нял в своей жизненной практике накопленный коллек тивный опыт. Благодаря этому он имел больше шансов выжить, стать взрослым, достигнуть своих целей —•
внести свой вклад в общее дело и продолжить себя
в детях. Коллективность как социальное качество ста новилось необходимой предпосылкой продолжения и
эволюции человеческого рода, то есть утверждением
не только социального, но и биологического существо
вания.
В дальнейшем, после появления частной собствен ности и раскола общества на враждебные классы,
возникла иллюзия изначальной духовной свободы че ловека, оформившаяся в различные индивидуалистиче
ские и религиозно-мистические теории. История чело
вечества знает о многих попытках не толькг философ ски обосновать индивидуализм, i. t-ально устра
нить себя из участия в общественной деятельности
больших и малых социальных групп. Однако во всех случаях обнаруживалось, что существование человека вне какой-либо совместной групповой деятельности яв ляется исключительным и противоречащим его обще
ственной природе состоянием. Не случайно одиночное заключение всегда считалось мучительнейшим из на казаний, вызывающим застой и деградацию психиче
ской жизни человека. Именно поэтому реакционные
правительства пытались сломить революционный дух передовых людей в камерах-одиночках. Достаточно вспомнить А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского,
А. И. Ульянова и других политических узников Петро
павловской крепости. |
—Характерно, что все они |
|
31 — |