Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социодраматическая ситуация создается в том слу­

чае, если цель тренировочной игры заключается

в оптимальном распределении участников по ролям

в соответствии с требованиями общей задачи. Аналогичная цель ставится во время игр с реаль­

ным руководством в условиях перестановки их долж­

ностных позиций. Некоторым из «игроков» это при­ ходится не по вкусу. Другими словами, директор играет

роль своего заместителя, главный инженер — дирек­

тора, заведующий производством — заместителя по

кадрам и т. д. Но если игроки справились с этими ро­ лями, их действительная производительность суще­

ственно возрастает.

Учитывая, что такая перестановка должностных позиций (статусов) вызывает определенные социально­ психологические напряжения, необходимо, чтобы все участники в течение серии игр побывали в каждой из

возможных ролей. В таких ситуациях игроки полу­

чают наглядное представление о собственном поведении,

преломленном через восприятие своих коллег. Кроме

того, они, находясь в чужой роли, показывают не

только действительное, но и желательное поведение, что способствует налаживанию эффективной коорди­

нации, четкому взаимопониманию.

В ролевой игре можно также ставить проблемы

в отвлеченной форме, абстрагируя их от случайных элементов, возникающих в конкретной группе руковод­

ства. При этом вводится ряд вымышленных ролей, но часть участников играет реальные роли (например, вводятся в ситуацию роли внезапно приехавших пред­

ставителей высшего руководства). В таких ситуациях

решение проблемы варьируется так, чтобы игроки

в фиктивных ролях играли и против реальных партне­ ров и, наоборот, в реальных ролях против фиктивных

партнеров, сохраняя при этом четкий самоконтроль и способность к личному решению проблемы.

Методы объективизации роли. Цель со­ циально-психологического обучения руководителей до­

стигается наилучшим образом, если в ходе игры созда­

ются специальные паузы, во время которых участни­

кам разъясняют их поведение, вносят коррективы.

Основная задача психолога сводится к тому, чтобы заставить участников подумать о своем деловом пове­

— 144


дении, вникнуть в существо их общения с подчинен­ ными. Например, двум руководителям предлагают

разыграть конфликтную ситуацию. Они предельно на­

гнетают атмосферу, приводя друг друга в состояние запальчивости. Когда они уже не в силах поддержи­

вать спор, их заставляют поменяться ролями и про­

должить игру на прерванном месте.

Здесь можно наглядно проследить природу разы­ гравшегося конфликта: заложен ли он в самой ситуа­

ции или его обусловливают личностные особенности самих игроков. В первом (социодраматическом) вари­ анте можно получить удовлетворительное разрешение

игровой ситуации. Во втором (психодраматическом)

случае становится очевидным, что конфликт нераз­

решим средствами внешних факторов и необходимо

обратиться к эмоциональной стороне взаимоотношений партнеров. Но главное состоит в том, чтобы деловые

задачи выполнять эффективно.

Существует еще так называемый зеркальный, или

имитационный, метод. Он не связан ни с межличност­ ным взаимодействием, ни с внутренними условиями роли, а ограничен лишь гротескной имитацией внеш­

него поведения определенного человека. Насколько этот

метод полезен для обучения руководителя, поймет

каждый, кто сталкивался по работе с начальниками,

в характере которых наблюдались особенности, хотя как будто и не причинявшие вреда самому делу, но тем не менее раздражавшие подчиненных.

Участвующий в игре имитатор служит «зеркалом»,

правдоподобно отражающим поведение присутствую­

щего реального работника. Последний, наблюдая за действиями своего «двойника», оценивает собственную

несдержанность, грубость и другие особенности своего

поведения.

В своих опытах психологи ГДР в качестве имита­

торов использовали тех участников, которым было трудно освоить психологическую сторону игрового перевоплощения, вжиться в предлагаемые роли, и по­

этому они цеплялись за внешние формы предложен­

ных им ролей. Именно эти особенности использовались

для проведения «зеркального» метода. Такие занятия проводились с мастерами производства и начальника­ ми лабораторий.

— 145 —


Напротив, для эффективного решения проблемной

ситуации принималась техника симультанной

игры. Несколько групп руководителей разыгрывали

одни и те же роли по идентичной тематике незави­ симо друг от друга. Результаты затем сравнивались в присутствии всех участников, что позволяло пока­

зать многообразие возможных решений и в то же вре­

мя зарегистрировать психологические константы про­

цесса выработки решения.

Эффективность симультанного метода может быть

увеличена, если участники меняют свои игровые груп­

пы, что позволяет наблюдать индивидуальную интер­ претацию одной и той же роли различными игроками.

Кроме того, в этом случае участники становятся перед

необходимостью быстро входить в новые групповые

структуры, вживаться в незнакомые условия, приспо­

сабливать свое видение роли к установившимся нормам в новой группе, преодолевая имеющиеся шаблоны по­

ведения. Все это требует от участника значительного

нервно-психического напряжения, выступающего как

тонизирующий момент во время занятий.

Реализация роли. Внешние выразительные средства реализации роли весьма разнообразны и за­

висят от степени развития индивидуальных средств и

способов поведения. Отметим, что внешние формы по­ ведения человека тесно взаимосвязаны с его внутрен­

ним состоянием, с интенсивностью работы его со­

знания.

Ритм внутренней жизни человека обусловливает ха­

рактер его внешних действий (мимики, жестов). Интен­ сивность психической и физической жизни в театраль­

ном искусстве принято называть темпоритмом, кото­ рый определяет напряженность эмоциональной жизни актера в роли. К. С. Станиславский писал: «Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет

свой темпоритм. Словом, каждую минуту существова­ ния внутри нас и вне нас живет тот или иной темпо­

ритм».

При проведении управленческих игр, по нашему

мнению, нельзя забывать о богатейшем опыте теат­ ральной режиссуры. Этот опыт может помочь не только

совершенствовать техническую сторону социально-пси­

хологического обучения, но и будет способствовать ро­

— 146 —


сту самосознания участников, расширению их взгля­ дов на человеческое взаимодействие в условных ситуа­ циях и в реальной жизни, воспитывать в себе «чув­

ства удобства другого».

Если мы намерены провести спонтанную, импрови­

зированную игру, то тогда необходимо предварительно

подготовить участников, организовать аналогичные

игры по заранее подготовленному сценарию с участием аудитории. Это нужно сделать для того, чтобы устано­ вить единообразное понимание участниками и аудито­ рией используемых выразительных приемов, снять ско­

ванность в их общении (особенно если игроки прежде

не были знакомы).

В задачи социально-психологического обучения ру­

ководителей входит не только оптимизация их рече­

вого поведения по отношению к подчиненным. Важно все: как входит руководитель в помещение, каким об­ разом здоровается с присутствующими, как он, в свою

очередь, реагирует на вновь пришедших, какова его

манера сидеть за столом, то есть все то, что мы назы­ ваем самоактуализацией в действиях.

Выбор темы игры. Успех ситуационной игры

зависит от правильного выбора темы и материала для

ее проведения. Так, например, конструируя конфликт­

ную ситуацию, руководитель-психолог должен подо­

брать такие коллизии, которые действительно могут

заинтересовать данную группу обучающихся и вызвать

дискуссию. Необходимо, чтобы имитируемая ситуация

соответствовала квалификационному уровню участни­ ков, стилю их обычной деловой жизни, а также несла посильную для игроков психологическую нагрузку, за­ ключая в себе доступные участникам переживания.

Решающее значение имеют конкретные особенно­ сти данной группы обучаемых. Необходимо различать спонтанные темы, которые возникают в игровой

ситуации в самой группе, стихийно оформляясь в игро­

вой сюжет, и заданные темы, индуцируемые самим психологом. Промежуточной формой постановки темы

является направленная дискуссия, которая провоци­

руется психологом в ходе обсуждения, например, пре­ дыдущей игры, когда он незаметно наводит группу

на тему, ставшую предметом запланированной игро­

вой ситуации.

— 147 —


Спонтанное возникновение темы возможно только

в очень непринужденной обстановке, в атмосфере эмо­

ционально заразительного интеллектуального соперни­

чества. Игра по заданной теме имеет то преимущество,

что позволяет строго фиксировать цели и равномерно загружать участников. Однако в ней заключена опас­ ность превращения дискуссии в надуманную школяр­

скую ситуацию обучения.

Ведущее место в проведении всех перечисленных видов обучения принадлежит, безусловно, руководи­ телю ситуационных игр. Поэтому внедрение в прак­ тику социально-психологических методов оптимизации

управления требует в первую очередь подготовки ква­

лифицированных кадров психологов, наделенных, по­

мимо образования, специфическими способностями ре­

жиссера.

Принятие роли. Перед участниками ситуаци­

онной игры, естественно, возникает проблема вжива­

ния в заданную роль.

Для того чтобы этот процесс проходил успешно,

нужно ознакомить участника по крайней мере за два

дня до игры с параметрами его будущей роли. За это

время он должен продумать жизненные условия и

взгляды того персонажа, которого ему предстоит

сыграть. Кроме того, он обязан собрать сведения о вну­

треннем мире своего героя и его типичных внешних

проявлениях; в некоторых случаях ему следует побесе­

довать с каким-либо реальным носителем аналогичной

роли или его заместителем, а также людьми ближай­

шего окружения. Информация, полученная от окру­

жающих, бывает наиболее полезной, так как представ­ ляет собой итог долговременного коллективного на­

блюдения за поведением конкретного лица в разнооб­

разных ситуациях.

Во всех случаях рекомендуется предоставлять

участникам большую степень свободы в трактовке роли, что повышает разнообразие и живость игровой ситуации.

Добавим, что отождествление с изображаемым ге­

роем, вживание в его роль благоприятно протекают при

условии использования вымышленных имен. Такое

фиктивное имя присваивается игроку по его выбору и может сохраняться за ним на все время проведения

— 148 —