Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Социодраматическая ситуация создается в том слу
чае, если цель тренировочной игры заключается
в оптимальном распределении участников по ролям
в соответствии с требованиями общей задачи. Аналогичная цель ставится во время игр с реаль
ным руководством в условиях перестановки их долж
ностных позиций. Некоторым из «игроков» это при ходится не по вкусу. Другими словами, директор играет
роль своего заместителя, главный инженер — дирек
тора, заведующий производством — заместителя по
кадрам и т. д. Но если игроки справились с этими ро лями, их действительная производительность суще
ственно возрастает.
Учитывая, что такая перестановка должностных позиций (статусов) вызывает определенные социально психологические напряжения, необходимо, чтобы все участники в течение серии игр побывали в каждой из
возможных ролей. В таких ситуациях игроки полу
чают наглядное представление о собственном поведении,
преломленном через восприятие своих коллег. Кроме
того, они, находясь в чужой роли, показывают не
только действительное, но и желательное поведение, что способствует налаживанию эффективной коорди
нации, четкому взаимопониманию.
В ролевой игре можно также ставить проблемы
в отвлеченной форме, абстрагируя их от случайных элементов, возникающих в конкретной группе руковод
ства. При этом вводится ряд вымышленных ролей, но часть участников играет реальные роли (например, вводятся в ситуацию роли внезапно приехавших пред
ставителей высшего руководства). В таких ситуациях
решение проблемы варьируется так, чтобы игроки
в фиктивных ролях играли и против реальных партне ров и, наоборот, в реальных ролях против фиктивных
партнеров, сохраняя при этом четкий самоконтроль и способность к личному решению проблемы.
Методы объективизации роли. Цель со циально-психологического обучения руководителей до
стигается наилучшим образом, если в ходе игры созда
ются специальные паузы, во время которых участни
кам разъясняют их поведение, вносят коррективы.
Основная задача психолога сводится к тому, чтобы заставить участников подумать о своем деловом пове
— 144
дении, вникнуть в существо их общения с подчинен ными. Например, двум руководителям предлагают
разыграть конфликтную ситуацию. Они предельно на
гнетают атмосферу, приводя друг друга в состояние запальчивости. Когда они уже не в силах поддержи
вать спор, их заставляют поменяться ролями и про
должить игру на прерванном месте.
Здесь можно наглядно проследить природу разы гравшегося конфликта: заложен ли он в самой ситуа
ции или его обусловливают личностные особенности самих игроков. В первом (социодраматическом) вари анте можно получить удовлетворительное разрешение
игровой ситуации. Во втором (психодраматическом)
случае становится очевидным, что конфликт нераз
решим средствами внешних факторов и необходимо
обратиться к эмоциональной стороне взаимоотношений партнеров. Но главное состоит в том, чтобы деловые
задачи выполнять эффективно.
Существует еще так называемый зеркальный, или
имитационный, метод. Он не связан ни с межличност ным взаимодействием, ни с внутренними условиями роли, а ограничен лишь гротескной имитацией внеш
него поведения определенного человека. Насколько этот
метод полезен для обучения руководителя, поймет
каждый, кто сталкивался по работе с начальниками,
в характере которых наблюдались особенности, хотя как будто и не причинявшие вреда самому делу, но тем не менее раздражавшие подчиненных.
Участвующий в игре имитатор служит «зеркалом»,
правдоподобно отражающим поведение присутствую
щего реального работника. Последний, наблюдая за действиями своего «двойника», оценивает собственную
несдержанность, грубость и другие особенности своего
поведения.
В своих опытах психологи ГДР в качестве имита
торов использовали тех участников, которым было трудно освоить психологическую сторону игрового перевоплощения, вжиться в предлагаемые роли, и по
этому они цеплялись за внешние формы предложен
ных им ролей. Именно эти особенности использовались
для проведения «зеркального» метода. Такие занятия проводились с мастерами производства и начальника ми лабораторий.
— 145 —
Напротив, для эффективного решения проблемной
ситуации принималась техника симультанной
игры. Несколько групп руководителей разыгрывали
одни и те же роли по идентичной тематике незави симо друг от друга. Результаты затем сравнивались в присутствии всех участников, что позволяло пока
зать многообразие возможных решений и в то же вре
мя зарегистрировать психологические константы про
цесса выработки решения.
Эффективность симультанного метода может быть
увеличена, если участники меняют свои игровые груп
пы, что позволяет наблюдать индивидуальную интер претацию одной и той же роли различными игроками.
Кроме того, в этом случае участники становятся перед
необходимостью быстро входить в новые групповые
структуры, вживаться в незнакомые условия, приспо
сабливать свое видение роли к установившимся нормам в новой группе, преодолевая имеющиеся шаблоны по
ведения. Все это требует от участника значительного
нервно-психического напряжения, выступающего как
тонизирующий момент во время занятий.
Реализация роли. Внешние выразительные средства реализации роли весьма разнообразны и за
висят от степени развития индивидуальных средств и
способов поведения. Отметим, что внешние формы по ведения человека тесно взаимосвязаны с его внутрен
ним состоянием, с интенсивностью работы его со
знания.
Ритм внутренней жизни человека обусловливает ха
рактер его внешних действий (мимики, жестов). Интен сивность психической и физической жизни в театраль
ном искусстве принято называть темпоритмом, кото рый определяет напряженность эмоциональной жизни актера в роли. К. С. Станиславский писал: «Каждый характерный внутренний или внешний образ имеет
свой темпоритм. Словом, каждую минуту существова ния внутри нас и вне нас живет тот или иной темпо
ритм».
При проведении управленческих игр, по нашему
мнению, нельзя забывать о богатейшем опыте теат ральной режиссуры. Этот опыт может помочь не только
совершенствовать техническую сторону социально-пси
хологического обучения, но и будет способствовать ро
— 146 —
сту самосознания участников, расширению их взгля дов на человеческое взаимодействие в условных ситуа циях и в реальной жизни, воспитывать в себе «чув
ства удобства другого».
Если мы намерены провести спонтанную, импрови
зированную игру, то тогда необходимо предварительно
подготовить участников, организовать аналогичные
игры по заранее подготовленному сценарию с участием аудитории. Это нужно сделать для того, чтобы устано вить единообразное понимание участниками и аудито рией используемых выразительных приемов, снять ско
ванность в их общении (особенно если игроки прежде
не были знакомы).
В задачи социально-психологического обучения ру
ководителей входит не только оптимизация их рече
вого поведения по отношению к подчиненным. Важно все: как входит руководитель в помещение, каким об разом здоровается с присутствующими, как он, в свою
очередь, реагирует на вновь пришедших, какова его
манера сидеть за столом, то есть все то, что мы назы ваем самоактуализацией в действиях.
Выбор темы игры. Успех ситуационной игры
зависит от правильного выбора темы и материала для
ее проведения. Так, например, конструируя конфликт
ную ситуацию, руководитель-психолог должен подо
брать такие коллизии, которые действительно могут
заинтересовать данную группу обучающихся и вызвать
дискуссию. Необходимо, чтобы имитируемая ситуация
соответствовала квалификационному уровню участни ков, стилю их обычной деловой жизни, а также несла посильную для игроков психологическую нагрузку, за ключая в себе доступные участникам переживания.
Решающее значение имеют конкретные особенно сти данной группы обучаемых. Необходимо различать спонтанные темы, которые возникают в игровой
ситуации в самой группе, стихийно оформляясь в игро
вой сюжет, и заданные темы, индуцируемые самим психологом. Промежуточной формой постановки темы
является направленная дискуссия, которая провоци
руется психологом в ходе обсуждения, например, пре дыдущей игры, когда он незаметно наводит группу
на тему, ставшую предметом запланированной игро
вой ситуации.
— 147 —
Спонтанное возникновение темы возможно только
в очень непринужденной обстановке, в атмосфере эмо
ционально заразительного интеллектуального соперни
чества. Игра по заданной теме имеет то преимущество,
что позволяет строго фиксировать цели и равномерно загружать участников. Однако в ней заключена опас ность превращения дискуссии в надуманную школяр
скую ситуацию обучения.
Ведущее место в проведении всех перечисленных видов обучения принадлежит, безусловно, руководи телю ситуационных игр. Поэтому внедрение в прак тику социально-психологических методов оптимизации
управления требует в первую очередь подготовки ква
лифицированных кадров психологов, наделенных, по
мимо образования, специфическими способностями ре
жиссера.
Принятие роли. Перед участниками ситуаци
онной игры, естественно, возникает проблема вжива
ния в заданную роль.
Для того чтобы этот процесс проходил успешно,
нужно ознакомить участника по крайней мере за два
дня до игры с параметрами его будущей роли. За это
время он должен продумать жизненные условия и
взгляды того персонажа, которого ему предстоит
сыграть. Кроме того, он обязан собрать сведения о вну
треннем мире своего героя и его типичных внешних
проявлениях; в некоторых случаях ему следует побесе
довать с каким-либо реальным носителем аналогичной
роли или его заместителем, а также людьми ближай
шего окружения. Информация, полученная от окру
жающих, бывает наиболее полезной, так как представ ляет собой итог долговременного коллективного на
блюдения за поведением конкретного лица в разнооб
разных ситуациях.
Во всех случаях рекомендуется предоставлять
участникам большую степень свободы в трактовке роли, что повышает разнообразие и живость игровой ситуации.
Добавим, что отождествление с изображаемым ге
роем, вживание в его роль благоприятно протекают при
условии использования вымышленных имен. Такое
фиктивное имя присваивается игроку по его выбору и может сохраняться за ним на все время проведения
— 148 —