Файл: Карлик, Е. М. Специализация и поточные методы производства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
было проведено выборочное обследование 47 поточных линий на 13 заводах отрасли. Анализ данных обследования показал, что около 80% поточных линий составляют линии, на которых выполняются сборочно-монтажные работы (табл. 2). На обследованных заводах совершенно отсутствуют поточные линии механической обработки деталей; на трех заводах поточные методы вовсе не нашли распространения. Отсутствие поточных методов на этих трех предприятиях объясняется тем, что там не были проведены работы по совершенствованию производствен ной структуры и внутризаводской специализации с целью создания предпосылок для организации поточных линий соответствующих разновидностей. Кроме того, эти пред приятия в целом характеризуются низким уровнем спе циализации.
В табл. 3 представлена количественная характеристика разновидностей обследованных поточных линий. Как видно из табл. 3, характеристика разновидностей поточных линий дана по продукции бытового назначения (в основном массовое и крупносерийное производство) и по продукции производственного назначения.
Характерно, что многопредметные поточные линии получили наибольшее распространение при изготовлении
изделий (и их частей) производственного |
назначения. |
Это обстоятельство вызвано тем, что эта |
продукция |
в большинстве случаев имеет мелкосерийный и реже серийный тип производства.
Все обследованные поточные линии по изготовлению продукции бытового назначения являются ненрерывнопоточными, а по выпуску продукции производственного назначения только 50%. Специфика технологии изгото вления последней, очевидно, не позволяет осуществить четкую синхронизацию операций. Так, например, намо точные, настроечные и особенно регулировочные опера ции практически пока не поддаются точной синхрони зации.
Как видно из табл. 3, 13 поточных линий являются немеханизированными. Это объясняется тем, что в одних случаях экономически нецелесообразно вводить механи зацию, а в других ■— на предприятиях до сих пор не использованы все резервы для повышения уровня механи зации производства, в том числе и уровня механизации поточных линий.
29
|
|
Т а б л и ц а 3 |
||
Разновидности |
поточных линий |
|
|
|
|
Количество |
поточных |
линий |
|
|
в том числе |
по н а |
||
|
значению |
п р о д у к |
||
Разновидности поточных линий |
|
ции |
|
|
всего |
|
|
|
|
|
|
|
п р о и з |
|
|
бытовой |
|
||
|
водствен |
|||
|
|
|
|
ной |
По номенклатуре объектов, |
|
|
|
|
закрепленных за линиями |
|
|
|
|
Однопредметные |
23 |
10 |
|
13 |
Многопредметные |
24 |
3 |
|
21 |
В том числе: |
|
|
|
|
переменно-поточные |
21 |
3 |
|
18 |
групповые |
3 |
— |
|
3 |
|
|
|
|
|
И т о г о |
47 |
13 . |
|
34 |
По степени непрерывности |
|
|
|
|
процесса |
|
|
|
|
Непрерывно-поточные |
29 |
13 |
|
16- |
Прерывно-поточные |
18 |
— |
|
18 |
И т о г о |
" 47 |
13 |
|
34 |
По степени механизации |
|
|
|
|
Немеханизированные |
13 |
— |
|
13 |
Механизированные |
33 |
12 |
|
21 |
Комплексно-механизированные |
1 |
1 |
|
— |
Автоматические |
— |
— |
|
— |
И т о г о |
47 ~ |
13 |
|
34 |
30
Следует обратить внимание на неудовлетворительное решение вопросов внутризаводской специализации. Вследствие этого групповые поточные линии, приме няемые в основном в условиях мелкосерийного типа производства, получили явно недостаточное распростра нение (табл. 3). Организация таких поточных линий связана с концентрацией в подразделениях заводов дета лей, узлов, блоков, подобных по конструктивно-техно логическим признакам, независимо от их принадлежности
кразличным изделиям (см. гл. II).
Втабл. 4 приведены данные, характеризующие поточ ные линии в зависимости от числа наименований пред метов, изготовляемых ими.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4 |
|
|
Распределение поточных линий в зависимости |
|
||||||
от числа наименований |
изготовляемых предметов |
|
||||||
|
|
|
|
|
Количество линий |
|
||
|
|
|
всего |
В том |
числе |
по назначению |
||
Ч исло |
наименований |
|
|
|
п р о ду кц и и |
|
||
предметов, за кр е п л е н н ы х |
|
|
|
|
п р о и зв о д |
|||
за одной |
поточной |
линией |
|
|
бытовой |
|||
|
|
|
|
|
ственной |
|||
|
|
|
ед. |
% |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
ед. |
% |
ед. |
% |
|
1 |
|
23 |
49 |
10 |
77 |
13 |
38 |
|
2—5 |
|
9 |
19 |
3 |
23 |
6 |
17 |
|
6 — 10 |
|
5 |
10 |
— |
— |
5 |
15 |
|
11—30 |
' |
4 |
9 |
— |
— |
4 |
12 |
|
31—50 |
|
2 |
4 |
— |
— |
2 |
6 |
Свыше 50 |
|
4 |
9 |
— |
— |
4 |
12 |
|
И т о г о |
|
47 |
100 |
13 |
100 |
34 |
100 |
Данные в табл. 4 свидетельствуют о низком показателе многопредметности поточных линий (величина, обратная количеству предметов, закрепленных за линией, см. гл.П), на которых изготовляется продукция производственного назначения. Это обстоятельство, в свою очередь, характе- _ ризует недостаточный уровень специализации и концен трации продукции, обладающей конструктивно-техноло-
31
гической общностью в подразделениях обследованных предприятий.
Так однопредметные поточные линии здесь соста
вляют |
38% |
всех линий, а |
многопредметные— 62%, |
в том |
числе |
с закреплением |
за ними 6—50 предме |
тов— 33% и свыше 50 предметов— 12%.
Иная картина наблюдается на поточных линиях, выпускающих продукцию бытового назначения. В этом случае однопредметные поточные линии составляют 77%, а многопредметные— только 23%, причем на них изго товляются предметы, номенклатура которых составляет не свыше пяти наименований на каждой линии. Следо вательно, показатель многопредметности линий в этом случае значительно выше.
Анализ загрузки поточных линий (табл. 5) показал, что половина их работает в одну смену, при этом поточ ные линии, выпускающие продукцию производственного
назначения, |
составляют |
68%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т |
а б л и ц а 5 |
|
Характеристика |
загрузки |
поточных линий |
|
|
|||
|
|
|
|
Количество линий |
|
|
|
|
|
|
всего |
в том |
числе по назначению |
||
|
|
|
|
пр о ду кци и |
|
||
Число смен |
работы |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
поточной |
Л И Н И Н |
|
|
бытовой |
п роизвол : |
||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
ственной |
|||
|
|
ед. |
% |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ед. |
% |
ед. |
% |
1 |
|
24 |
51 |
1 |
7 |
23 |
6 8 |
2 |
|
23 |
49 |
12 |
93 |
11 |
32 |
И т о г о |
47 |
100 |
13 |
100 |
34 |
100 |
Низкий уровень загрузки поточных линий объясняется либо недостаточным объемом производста для работы их в две смены, либо тем, что поточные линии были спроек тированы без учета перспективности продукции, выпуск которой через определенный промежуток времени имеет тенденцию к понижению (см. гл. IV). Таким образом, можно сделать вывод, что большинство обследованных
32
поточных линий, выпускающих продукцию производствен ного назначения, имеют значительные резервы мощностей.
Подсчитано, что объем работ, выполняемый поточными методами, по обследованной группе предприятий со ставляет всего около 5% от общего объема выпуска. По сравнению с возможностями (см. гл. III) данных предприятий эта цифра является недостаточной. Наблю даются случаи, когда действующие поточные линии работают неритмично, либо простаивают из-за плохого материального обеспечения и слабо организованной внутриотраслевой кооперации.
Таким образом, на обследованных предприятиях, вы пускающих продукцию производственного назначения, поточные методы, по степенираспространения которых можно косвенно судить об общем уровне организации производства, еще не нашли широкого применения ввиду недостаточно развитой внутриотраслевой и внутризавод ской специализации и кооперирования производства. Это убедительно говорит о низком уровне научной орга низации производства на этих предприятиях.
Успешное и широкое внедрение поточных линий требует: унификации отдельных деталей, узлов и блоков в конструкции данных изделий; повышения уровня технологичности изделий с целью производства их поточ ными методами на всех фазах, начиная от заготовительной
икончая сборкой и настройкой; механизации и автома тизации контрольных, регулировочных и настроечных операций; типизации технологических процессов и их оснащения; ускорения естественных процессов, путем применения специального оборудования и максимальной концентрации их операций в технологическом маршруте.
Организация централизованных производств функ-' циональных узлов, блоков и устройств приборов и аппара туры в совокупности с указанными выше мероприятиями
ипредпосылками дает возможность устранить суще ствующие недостатки в области организации поточного производства. На основе анализа современного состоя ния поточного производства, в частности, в приборо строении можно придти к выводу о необходимости:
1)расширения сферы применения потока на пред
приятиях, где уже функционируют поточные методы тех или иных видов. В то же время, следует внедрить поточные линии на предприятиях, где до сих пор они
3 Е. М. Карлик |
33 |