Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Третья очередность: |
за счет прибыли . |
96 |
» |
» |
плановые расходы |
||||
остаток прибыли |
после покрытия расходов |
|
|
|
первой, второй и третьей очередностей (на |
|
|
|
|
правляется в бюджет в виде свободного |
24 |
» |
» |
|
остатка) ............................................................ |
ПрИ'быль, полученная предприятием по фактическим резуль татам работы в пределах плана, распределяется в таком же по рядке. При этом суммы платежей первой очередности определя ются по действующим ставкам платы за производственные фонды и процентным ставкам за пользование банковским кредитом. Фик сированные платежи на автомобильном транспорте практически пока не нашли применения. Платежи вносятся полностью незави симо от выполнения плана прибыли, включая случаи убыточной работы.
Расходы третьей очередности при распределении отчетной прибыли принимаются в пределах ее остатка, но не выше сумм, предусмотренных планом.
Если план прибылей не выполнен и остаток прибыли после покрытия расходов первой и второй очередностей окажется поэтой причине меньше, чем было определено планом, то в соответ ствующей пропорции сокращаются суммы прибыли, направляе мые на финансирование запланированных мероприятий за счет прибыли.
Таким образом, при невыполнении плана прибылей предприя тие, с одной стороны, значительно теряет в фондах и, с другой — сокращаются размеры средств, оставляемых ему на плановые нужды.
В этом заключается наиболее действенная экономическая санк ция за невыполнение плана прибыли, проявляющаяся через уста новленные принципы ее распределения.
Но этим экономическое воздействие на отстающие предприя тия не ограничивается. Поскольку плата за фонды и проценты за банковский кредит взыскиваются всегда в полной сумме, а плано вые расходы третьей очередности в большинстве случаев также не могут быть сокращены в меру фактического выполнения плана прибылей, у плохо работающих предприятий непременно образу ется недостаток собственных оборотных средств в результате пре вышения расходов из прибыли над фактически полученной сум мой. За допущенный недостаток собственных оборотных средств предприятие несет полную материальную ответственность. Отсю да вытекают дополнительные меры экономического воздействия.
Совсем другие отношения строятся с предприятиями, обеспе чивающими выполнение и перевыполнение плана прибыли. При распределении прибыли им даются большие преимущества, это обусловливается, в первую очередь, действующими принципами распределения сверхплановой прибыли.
Сверхплановая прибыль используется преддрняхаем—в-у-ете----
новленном порядке и в следующей последовательности-по лениям..
2—496
В первую очередь вносится в бюджет плата за сверхнорма тивную часть основных производственных фондов и нормируемых запасов материальных ценностей и уплачиваются сверхплановые суммы фиксированных платежей и процентов за пользование бан
ковским кредитом.
После этого производятся дополнительные отчисления в фон ды экономического стимулирования в соответствии с результата ми работы и установленными нормативами. При этом сумма до полнительных отчислений не может превышать фактически полу ченную сверхплановую прибыль, оставшуюся после платежей.
Далее могут покрываться сверхсметные убытки от эксплуата ции жилищно-коммунального хозяйства.
Премии по Всесоюзному и республиканскому социалистиче скому соревнованию также выплачиваются за счет сверхплановой прибыли. Однако при недостаточности или отсутствии свободной сверхплановой прибыли присужденные премии выплачиваются в соответствующей части в результате сокращения причитающе гося бюджету свободного остатка плановой прибыли.
Покрытие задолженности по банковским ссудам, выданным на временное восполнение недостатков собственных оборотных средств, образовавшегося у предприятия по результатам годово го отчета. Такая ссуда выдается только по ходатайствам -мини стерства (или ведомства). Ссуда банка, полученная по ходатай ству самого предприятия на временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, образовавшегося внутри года, погашается за счет собственных средств предприятия и не учи тывается в расчетах по свободному остатку прибыли, нодлежащему взносу в бюджет.
Отчисления от сверхплановой прибыли в резерв министерства для оказания финансовой помощи предприятиям принимаются в том же проценте, в котором они предусмотрены по финансовому плану от плановой прибыли. Предельная норма отчислений от прибыли в указанный резерв для автотранспортных предприятий установлена в размере 1%.
Наконец, сверхплановая прибыль может быть направлена на Другие цели в соответствии с отдельными решениями правитель ства. Например, предприятия имеют право направить свободную сверхплановую прибыль на покрытие затрат, связанных с безвоз мездной отработкой в строительстве и ремонте местных автомо бильных дорог.
■- Разница между общей суммой, полученной предприятием сверхплановой прибыли и перечисленными платежами и отчис лениями, направляется в бюджет в виде взноса свободного остат ка сверхплановой прибыли (в составе общего свободного остатка прибыли). Размер свободного остатка вытекает из общего режима распределения прибыли и никакими положениями не регламен тируется.
Платежи за производственные фонды и по процентам за бан ковский кредит, а также отчисления в фонды экономического сти-
18
мулировапия при распределении отчетной прибыли принимаются в расчет в фактически начисленных суммах.
Если план прибыли перевыполнен, начисленные сверх преду смотренных финансовым планом суммы платежей за производ ственные фонды, за пользование банковским кредитом и начисленнные фонды предприятия покрываются за счет сверхплановой прибыли (в пределах ее наличия). При отсутствии сверхплановой прибыли плата за фонды и проценты за кредит полностью покры ваются за счет фактически полученной прибыли.
Суммы на финансирование плановых мероприятий принима ются не свыше предусмотренных по плану, а отчисления в резерв
министерства для |
оказания финансовой помощи — в установлен |
|
ном по финансовому плану проценте от всей прибыли. |
прибыли, |
|
Предприятия, |
не обеспечившие выполнение плана |
|
оставшуюся часть |
ее (после уплаты причитающихся |
сумм бюд |
жету и банку по первой очередности, а также отчислений в фон ды экономического стимулирования) распределяют между плано выми расходами предприятия и свободным остатком прибыли, подлежащим взносу в бюджет, в пропорциях, определенных по финансовому плану. Процент изъятия в бюджет свободного остат ка прибыли в этих случаях определяется как отношение суммы свободного остатка прибыли, подлежащей взносу в бюджет по плану, к сумме плановой прибыли за ьычсго:. из нес платы за производственные фонды, фиксированных платежей, уплаты про центов за банковский кредит, а также отчислений на образование фондов экономического стимулирования. Таким образом, при не выполнении предприятием плана прибыли часть ущерба государ ство берет на себя путем сокращения против плана вносимой в бюджет суммы свободного остатка прибыли. Это характеризует гибкость действующего порядка распределения прибыли.
Сверхплановая прибыль наряду с покрытием увеличенных про тив плана размеров обязательных платежей, отчислений в фонды экономического стимулирования и в резерв министерства для ока зания финансовой помощи в значительной доле используется на финансирование неплановых мероприятий. Это является дополни тельным стимулом к перевыполнению предприятием утвержден ного плана прибыли.
В нынешних условиях хозяйствования усиление роли прибы ли достигается в первую очередь, на основе повышения экономи ческого интереса коллективов предприятий к конечным результа там работы. Сейчас предприятиям остается значительная часть полученной ими прибыли на финансирование дальнейшего расши рения производства, образования фондов экономического стиму лирования и другие нужды, покрываемые по действующим поло жениям за счет собственной прибыли.
При этом с улучшением производственно-финансовых резуль татов деятельности размер средств, оставляемых в распоряжении предприятий, систематически возрастает как за счет дополнитель ных отчислений в фонды, так и через другие каналы. Темпы
2* |
19 |
|
|
|
Таблица 1 |
|
Прибыль, оставшаяся |
В том числе |
|
Годы |
в распоряжении |
на образование фон |
|
автотранспортных |
на другие затраты |
||
|
предприятий |
дов стимулирования |
|
1969 |
100,0 |
100,0 |
100,0 . |
1970 |
131,5 |
123,0 |
247,6 |
1971 |
177,7 |
135,6 |
255,5 |
1972 |
181,1 |
136,3 |
263,7 |
роста сумм прибыли, остающейся в распоряжении автотранспорт ных предприятий (в процентах к 1969 г.), приведены в табл. 1.
Такое значительное увеличение размера средств на финанси рование собственных нужд существенно укрепило хозрасчетные основы деятельности автотранспортных предприятий и повысило
их заинтересованность в постоянном росте |
прибыльности. Если |
в 1969 г. автотранспортные предприятия в |
среднем отчисляли |
от прибыли 85 тыс. руб. в фонды экономического стимулирования
и, кроме того, по 46 тыс. руб. направляли |
на другие плановые |
|
затраты, то |
к 1972 г. эти суммы возросли |
соответственно до 113 |
и 115 тыс. |
руб. |
|
За годы работы автотранспортных предприятий по новой си стеме планирования и экономического стимулирования постоянно
совершенствовалась структура |
целевого |
направления |
прибыли. |
|||||
Структура |
использования |
|
прибыли |
автотранспортных |
предприя |
|||
тий общего |
пользования |
Казахстана |
(в |
процентах |
к |
балансовой |
||
прибыли соответствующего года) приведена в табл. 2. |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
Прибыль оставшаяся у |
предприятия |
Платежи |
в бюджет |
||||
Годы |
Отчисления |
|
|
|
|
|
|
Свободный |
в фонды экономи |
Прочие затраты |
Плата за фонды |
|
|||||
|
ческого стиму |
|
остаток прибыли |
|||||
|
лирования |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1968 |
30,0 |
|
|
11,9 |
|
15,7 |
|
42,4 |
1969 |
27,4 |
|
|
14,8 |
|
2 0 ,8 |
|
37,0 |
1970 |
30,2 |
|
|
19,6 |
|
20 ,8 |
|
29,4 |
1971 |
28,9 |
|
|
29,4 |
|
19,5 |
|
22,2 |
1972 |
27,2 |
|
|
30,0 |
|
2 1 ,6 |
|
2 1 ,2 |
Хотя абсолютная сумма фондов стимулирования и поощри тельных средств, приходящихся на каждого работающего, из' года в год возрастает, доля прибыли, отчисляемой в эти фонды, посте пенно уменьшается. Это говорит о повышении эффективности фондов экономического стимулирования. Благодаря замещению бюджетных ассигнований собственными ресурсами предприятий и расширению мероприятий по развитию производства постоянно
20