Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
дрением новой техники, механизацией и автоматизацией техниче ского обслуживания и ремонта подвижного состава, модерниза цией и обновлением оборудования, строительством, расширением и реконструкцией производственных объектов и других капиталь ных затрат, направленных па обеспечение роста производительно сти труда, снижение себестоимости перевозок и повышение рен табельности действующих автотранспортных предприятий.
Особенностью фонда развития производства является то, что он предназначен для вложений в основные фонды производствен ного назначения, в то время как за счет централизованных капи тальных вложений могут производиться затраты на создание и со вершенствование любых основных фондов, включая и непроизвод ственного характера. Отдача вложений из средств фонда разви тия производства, ка,к правило, не сопряжена с длительным перио дом их освоения, так как они направляются в основном на обслу живание нужд в капитальных вложениях действующего произ водства. Возможность ускоренной реализации экономического эф фекта при относительно небольших затратах делает фонд разви тия производства наиболее рациональной и удобной формой ка питальных вложений на действующих предприятиях. Данный фонд является как бы продолжением действия плановых капи тальных вложений, ранее произведенных при создании совокуп ности производственных фондов новых автотранспортных пред приятий, хотя в ряде случаев из-за недостаточности плановых капитальных вложений предприятия вынуждены создавать свою производственную базу полностью за счет фонда развития произ водства.
Место фонда развития производства в системе финансирова ния капитальных вложений наряду с особенностями его назначе ния определяется принципами и источниками его формирования.
Источниками финансирования централизованных капитальных вложений в основном являются бюджетные ассигнования, при быль, амортизационные отчисления, предназначенные на полное восстановление основных фондов.
Источники финансирования централизованных капитальных вложений выражают участие всего общества в их образовании. В отличие от этого фонд развития производства с точки зрения источников формирования отражает прежде всего участие коллек тива данного предприятия.
Бюджетный метод финансирования капитальных вложений по рождал у предприятий стремление получать как можно больше
средств, не считаясь с экономической целесообразностью произво димых затрат.
Связь фонда развития производства с материальным поощре нием и материальной ответственностью предприятий особенно выгодно отличает эту форму финансирования от безвозвратного централизованного финансирования.
Образование фонда развития производства и обеспечение на его основе экономически рационального воспроизводства основ-
ных фондов призваны содействовать последовательному осуще ствлению на предприятиях полного хозяйственного расчета. Этот фонд связан со всеми элементами хозяйственного расчета, вклю чая систему материального поощрения. От того, как используют ся средства фонда, во многом зависят результаты работы авто транспортных предприятий, а следовательно, и размеры образуе мых фондов поощрения. Таким образом, фонд развития произ водства способствует созданию материально-технической базы для эффективного действия системы материального поощрения. Но материальное поощрение должно повысить заинтересованность- у коллектива предприятия в совершенствовании производствен ного аппарата, его техническом снабжении, лучшем использова нии. Потребность в создании фонда развития производства выте кает из необходимости повышения роли предприятий в техниче ском совершенствовании производства, расширения их хозяй ственной самостоятельности, внедрения полного хозяйственного' расчета.
Таким образом фонд развития производства выполняет две основные экономические функции. Он является источником непре рывного процесса воспроизводства основных фондов и одновре менно призван стимулировать эффективное использование этих фондов.
Одной из важейших задач экономической реформы является повышение инициативы предприятий и создание у них реальных возможностей в области расширения и обновления основных про изводственных фондов на основе технического прогресса. Формой концентрации средств для этой цели служит фонд развития про изводства.
За время работы автотранспортных предприятий Казахстана по новой системе планирования и экономического стимулирова ния размер фонда развития производства в целом увеличился в 2,4 раза и составил в 1972 г. более 21 млн. руб. Это больше об щего лимита централизованных капитальных вложений, выделяе мых на строительство новых и реконструкцию действующих авто транспортных предприятий. Каждое автотранспортное предприя тие отчисляет в фонд развития производства ежегодно в среднем 56 тыс. руб.
Большой интерес представляет структура источников формиро вания данного фонда и выявление складывающихся здесь тенден ций. Преобладающим по размеру источником образования фонда развития производства являются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, на долю которых в сред нем приходится 52%• За счет прибыли формируется 38—39% суммы фонда. Остальные 9—10% складываются из поступлений от ликвидации основных фондов. Причем приведенное соотноше ние источников является весьма устойчивым, что видно из табл. 26. Это указывает на то, что все три источника возрастают примерно одинаковыми темпами,
г—496 |
М3 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
26 |
И с т о ч н и к и ф о р м и р о в а н и я |
ф о н д а |
|
|
Г о д ы |
|
|
|
|
|
|
|
||
р а з в и т и я п р о и з в о д с т |
в а |
1968 |
1969 |
1970 |
1971 |
1972 |
Амортизационные |
отчисления |
51 |
52 |
52 |
52 |
53 |
Прибыль ................................. |
ликвидации |
38 |
3S |
38 |
39 |
38 |
Поступления от |
11 |
|
|
9 |
9 |
|
основных ф о н д о в ................... |
1 0 |
1 0 |
||||
И т о г о . . . . |
1 0 0 |
1 0 0 |
1 0 0 |
1 0 0 |
1 0 0 |
|
Следует отметить, что фонд |
развития |
производства |
с каждым |
годом используется более эффективно. В табл. 27 приведены дан ные о начисленных и израсходованных средствах фонда развития
производства |
по |
|
автотранспортным предприятиям |
Министер |
|||||||||
ства |
автомобильного |
транспорта |
Казахской |
ССР |
за |
1967— |
|||||||
1972 |
гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 27 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г о д ы |
|
|
|
|
|
|
Н а и м е н о в а н и е |
|
|
|
1967 |
1938 |
1970 |
1971 |
|
1972 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Начисленная |
сумма |
фонда |
8323 |
16770 |
18465 |
20018 |
21380 |
||||||
развития |
производства |
. |
. . |
||||||||||
Затраты за счет фонда раз |
6626 |
13997 |
1G574 |
16925 |
21185 |
||||||||
вития |
производства . |
. . |
. |
||||||||||
Затраты |
в процентах |
к |
на-- |
79.7 |
84,0 |
90,0 |
80,8 |
|
99,0 |
||||
■численной сум м е........................ |
|
вложе |
|
||||||||||
Объем |
капитальных |
|
|
|
|
|
|
||||||
ний (включая за счет кредитов |
|
|
|
|
|
|
|||||||
под |
фонд |
развития |
производ |
11215 |
16226 |
21953 |
23976 |
21553 |
|||||
ства) |
............................................ |
|
|
|
|
|
|||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
строительно-монтажные ра |
9557 |
11758 |
16595 |
18763 |
16597 |
|||||||
|
|
боты .................................. |
оборудова |
||||||||||
|
приобретение |
1387 |
4110 |
5066 |
5012 |
4780 |
|||||||
|
ни я |
................................. |
|
|
затра |
||||||||
|
прочие капитальные |
271 |
' 358 |
292 |
201 |
176 |
|||||||
|
|
ты ...................................... |
действие’ |
основных |
|||||||||
Ввод в |
— |
14041 |
21179 |
20528 |
23002 |
||||||||
ф о н д о в ...................................... |
|
|
|
|
|
||||||||
|
За 6 лет (1967—1972 гг.) за счет средств фонда развития про |
||||||||||||
изводства (включая ссуду банков |
под будущие отчисления фон |
||||||||||||
да) |
|
выполнен |
объем капитальных |
вложений на |
110,1 млн. руб., |
||||||||
в |
том |
числе |
строительно-монтажных работ — на 85,4 |
млн. руб. |
За этот же период введено в эксплуатацию около 1500 различных производственных объектов общей стоимостью 86 млн. руб. Толь-
114
ко за один 1972 г. сдано в эксплуатацию |
основных фондов на- |
23 млн. руб. |
|
Структура целевого использования фонда развития производ |
|
ства по автотранспортным предприятиям |
Министерства автомо |
бильного транспорта за 1967—1972 гг. (в процентах к общей сум ме затрат) приведена в табл. 28.
Т а б л и ц а 28
|
|
Г о д ы |
|
|
М а п р а в л е и и е ^ с р е д с т в |
1968 |
1970 |
1971 |
1972 |
1967 |
Строительство |
и реконструк |
|
|
|
|
|
||
ция производственных |
объек |
26,7 |
40,5 |
43,5 |
44,2 |
48,8 |
||
тов ................................................ |
||||||||
Приобретение |
оборудования |
4,9 |
18,2 |
13,7 |
10,6 |
22,6 |
||
Погашение ссуд банков . . |
43,3 |
19,3 |
34,0 |
37,2 |
28,0 |
|||
Затраты по участию в строи |
|
|
|
|
|
|||
тельстве |
и ремонте |
местных |
25,1 |
|
8,6 |
7,9 |
0,5 |
|
автомобильных дорог . . . . |
2 1 , 8 |
|||||||
Прочие |
з а т р а т ы ................... |
— |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
||
Из приведенных данных видно, что более 50% общей суммы |
||||||||
затрат приходится на капитальные вложения |
(строительство и |
|||||||
приобретение |
оборудования). |
|
|
|
|
Значительная доля фонда (до 40%) направляется на погаше ние ранее полученных кредитов. Существенно снижаются возмож ности предприятий в связи с необходимостью частичного покры тия за счет средств фонда развития производства затрат по от работке на строительстве и ремонте местных автомобильных дорог.
Из общей суммы произведенных капитальных затрат в сред нем 10—15% связано с внедрением новой техники. Мероприятия новой техники дают наиболее высокую отдачу. Экономический эффект от капитальных вложений в новую технику по предприя тиям министерства складывался на уровне 1,6 руб. на каждый рубль затрат.
За последние три года в составе капитальных затрат на новую технику до 80% приходилось на мероприятия по механизации производственных процессов и 12—16% на мероприятия по вне дрению передовых технологических процессов. Складывается устойчивая тенденция к снижению доли этих двух статей в пользу других наиболее прогрессивных мероприятий для данного этапа развития и технологического оснащения автотранспортных пред приятий. Интенсивно возрастают вложения, связанные с внедре нием средств связи и научной организации труда. Перспективны мероприятия по автоматизации отдельных производственных про цессов и широкому применению современной счетно-вычислитель ной техники.
8* |
115 |
Улучшению всех показателей работы автотранспортных пред приятий способствовало создание новых и расширение действую щих важнейших производственных объектов за счет фонда раз вития производства. Только за 1972 г. за счет средств этого фонда было введено в эксплуатацию свыше 250 объектов, в том числе 13 профилакториев, 10 теплых стоянок и гаражей, 7 крытых стоя нок, 14 мастерских, 20 различных цехов, 13 механизированных моек, 9 контрольно-пропускных пунктов, 7 котельных. В 20 авто транспортных предприятиях заасфальтирована территория, пост роено значительное количество бытовых и складских помещений. Сдано в эксплуатацию около 50 автостанций и большое количе ство автопавильонов. Проведены значительные работы по обеспе чению электро- и водоснабжением предприятий.
Но фонд развития производства еще используется недостаточ но. Средства распыливаются по многочисленным одновременно возводимым объектам, и нарушаются сроки строительства. В ре зультате на 1 января 1972 г. числилось 315 незаконченных объек
тов, сумма |
незавершенного |
строительства по которым достигает |
10 957 тыс. |
руб. Не всегда |
обосновывается экономическая целесо |
образность строительства соответствующих объектов. Отдельные предприятия допускают излишества в обустройстве, что приводит к снижению фондоотдачи и рентабельности.
Автотранспортные предприятия должны направлять средства фонда развития производства, в первую очередь, на высокоэффек тивные мероприятия, обеспечивающие рост объемов перевозок, производительности труда и повышение рентабельности производ ственных фондов.
Максимальную сумму фонда следует направлять на такие за траты, которые обеспечивают повышение грузоподъемности под вижного состава, его специализацию, на мероприятия, направлен ные на повышение коэффициентов использования автомобилей и их пробега, сохранность подвижного состава, экономию топлива, смазочных и других материалов, повышение качества ремонта и удлинение межремонтных пробегов автомобилей.
Однако на многих предприятиях отсутствуют текущие и почти везде перспективные планы развития и совершенствования своей производственно-технической базы. Между тем нельзя серьезно
.говорить об эффективном использовании фонда развития произ водства, если нет комплексных научно обоснованных планов за мены физически износившегося и морально устаревшего оборудо-' вания, внедрения новой техники, строительства производственных объектов, учитывающих перспективы технического перевооруже ния предприятия, этапы и последовательность осуществления каждого мероприятия.
Для разработки перспективных планов технического пере вооружения производства необходимо, чтобы предприятия могли определить на длительное время (период составления плана) финансовые ресурсы, предназначенные на указанные цели, т. е. могли знать, каков будет размер фонда развития производства по
116