Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р А З Д Е Л Ш Е С Т О Й

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Г л а в а XVI

ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

§62. Пересечения автомобильных дорог между собой

водном уровне

Пересечения автомобильных дорог следует проектировать с обязательным учетом перспективной интенсивности движения, его характера, изменения направления движения на пересечении (правые, левые повороты). Пересечения должны проектировать­ ся под прямым углом или близким к нему, но не менее 45°. Толь­ ко на промышленных дорогах с ограниченным сроком эксплуа­ тации угол может быть уменьшен до 30°.

Пересечения в одном уровне ухудшают безопасность движе­ ния, уменьшают пропускную способность дороги, так как требу­ ют снижения скорости. Число пересечений, особенно на подъезд­ ных дорогах, должно быть минимальным.

На пересечениях дорог в одном уровне необходимо обеспе­ чить боковую видимость на расстоянии, достаточном для оста­ новки автомобиля при возникновении опасной ситуации. Расчет­ ное растояние видимости определяется величиной расчетной ско­ рости. Лучи видимости на перекрестке ограничивают фигуру (рис. 73), вутури которой не должно быть никаких препятствий. Поэтому совершенно недопустимо на углах заводских или город­ ских улиц располагать киоски, тумбы, опоры большого сечения и даже зеленые насаждения.

150

Рис. 73. Обеспечение видимости на перекрестке. L t, І 2 — расстояния видимости.

Рис. 74. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне:

а — пересечение под прямым углом дорог IV и категории; б — пересечение дорог III пи IV п категорий; в — пересечение под острым углом дорог IV и категории; г — пересечение дорог III и и III категорий.

Рис. 75. Пересечение автомобильных дорог в одном уровне с устройством направляющих островков.

Наименьший радиус кривых при сопряжении дорог в местах съездов или пересечении следует принимать по категории доро­ ги. При съездах с дорог I, И, ІІІ-п категорий не менее 25 м, с до­ рог III и ІѴ-п категорий — 20 м, с дорог IV—V категорий — 15 м. Для дорог ІІІ-п категории пересечение в разных уровнях должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

Схемы пересечений промышленных автомобильных дорог различных категорий приведены на рис. 74.

При пересечении между собой подъездных дорог Ш-п и ІѴ-п категорий при высоких скоростях движения, удобно устройство' направляющих островков (рис. 75).

При пересечении нескольких дорог или улиц со сложной взаимной корреспонденцией значительно улучшает безопасность движения устройство кольцевой развіязки в одном уровне. Дви­ жение по кольцу одностороннее, что позволяет избежать пересе­ чения встречных потоков (рис. 76).

Местные дороги, пересекающие подъездные промышленные дороги, могут быть, по согласованию заинтересованных пред­ приятий, отведены к запроектированным пересечениям или ис­ кусственным сооружениям, если представляется возможность использовать их для пропуска движения местных дорог. При технико-экономическом обосновании отверстия искусственных сооружений могут быть с этой целью увеличены.

152.


Рис. 76. Кольцевая развязка пересечения автомобильных дорог в одном уровне:.

Въезды на дороги с твердым покрытием должны иметь тверідое покрытие на расстоянии от 25 до 150 м. в зависимости от ка­ тегории дороги и типа грунта.

В сложных условиях, а также при необеспеченности видимо­ сти устраиваются светофоры или регулировочные посты.

§ 63. Пересечения автомобильных дорог между собой в разных уровнях

С ростом интенсивности движения на пересекающихся доро­ гах ухудшаются условия безопасности, снижается скорость,, увеличивается простой автомобилей в ожидании освобождения перекрестка. При определенной интенсивности перекресток.

153’

перестает обеспечивать не только безопасность движения, но и его пропускную способность. В этом случае пересечение дорог устраивается в разных уровнях. Строительные нормы и правила

рекомендуют устраивать

в разных уровнях пересечения дорог

I категории общей сети с другими дорогами, II категории общей

сети с дорогами II и III

категории общей сети и ІІІ-п категории

промышленных дорог, ІІІ-п категории промышленных дорог между собой.

Пересечения проектируются так, чтобы

на промышленных

дорогах ІІІ-п категории и дорогах

общей сети I и II категории

не было левых поворотов, а также

въездов

и съездов с левым

поворотом.

 

 

Разработано большое количество различных схем пересече­ ния дорог в разном уровне. Наиболее часто применяется схема «клеверный лист», изображенная на рис. 77, а. Это относительно недорогое пересечение с одним путепроводом. В стесненных условиях, при большом числе поворачивающих налево автомо­ билей, применяется схема «распределительное кольцо», с пятью путепроводами (см. рис. 77, б). При пересечении в стесненных условиях дороги с небольшой интенсивностью, особенно если второстепенная дорога проходит вдоль железной дороги или ре­ ки, может быть применен «неполный клеверный лист», изобра-

Рис. 77. Пересечение автомобильных дорог в разных уровнях:

а— клеверный лист; б — распределительное кольцо;

в— неполный клеверный лист.

154


женный на рис. 77, в. Применяются варианты более простые в

Т Р"

~

ад„Тогг° ,Г " р ам ен м

применяют,!8. .

В качестве димера приведены наиболее часто

Продвижения в ? а з ^ м Г о в н Г ИЯ Д° Р° Г С РаЗВЯЗКОЙ встРеч'

Рис. 78. Схемы примыкания автомобильных дорог с развязкой в разных уровнях по типу «трубы»

Выбор типа пересечения, его схемы определяется технико­ экономическим сравнением вариантов, где должны быть учтены не только строительные и эксплуатационные расходы, но и фак­ торы моральные, эстетические, удобство и безопасность движе­ ния [18].

§64. Пересечения промышленных автомобильных дорог

сжелезными дорогами и другими коммуникациями

Пересечения автомобильных и железных дорог, в одном уров­ не проектируются, как правило, под прямым углом. Только в ус­ ловиях сложной застройки, при ограниченном сроке эксплуата­ ции угол пересечения можно уменьшить до 60°. Пересечения ав­ тодорог 1—III и ІІІ-п категорий с железными дорогами необхо­ димо проектировать в разных уровнях.

Промышленные автомобильные дороги ІѴ-п категории н же­ лезные дороги пересекаются в разных уровнях, когда:

155

а) автомобильная дорога совмещена с трамваем или троллей­ бусом, кроме пересечения с малодеятельными железными, дорогами;

б) если пресекаемые дороги проходят в выемках;

в) на перегоне

пересекается три и более

нитки железной

дороги или Ѵ р > 1 2 0

к м / ч .

или строительство-

А также, если

не обеспечена видимость

путепровода дешевле -содержания -охраняемого -переезда.

В остальных случаях, а также на территории завода, про­ мышленные автомобильные и железные дороги пересекаются в-- одном уровне. Особое значение при этом следует придавать обеспечению видимости на переездах. Водитель должен видетьпоезд, ірасположеннын не -менее, чем за 400 -м от переезда, когдаавтомобиль находится от переезда на расстоянии тормозного пути, но не менее 50 м. Если эти условия не обеспечиваются, переезд должен быть оборудован ручным или автоматическим шлагбаумом, с устройством соответствующей сигнализации и освещения в ночное время.

Продольный профиль автодороги на переезде проектируется горизонтальной площадкой или вертикальной кривой радиусом не менее 1500 м. Настил на переезде устраивается из железобе­ тонных сборных плит или деревянных брусьев. Проезжая частьна 10 м в обе стороны от крайнего рельса должна иметь твердое,, прочное покрытие.

Пересечение промышленных автомобильных дорог с электри­ ческими и телефонными кабелями, трубопроводами и другими подземными коммуникациями устраивается по техническим условиям проектирования этих устройств.

Телефонные и телеграфные провода должны проходить над автодорогой навысоте не менее 5,5 м, эстакады, путепроводы— 4,5 м. Расстояние до электропередачи зависит от напряжения и

указано

в табл. 33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 33-

Зависимость расстояния до линии электропередач Н от напряжения V

V, ТЫ С . в

100

150

220

330

500

н, м

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0


Г л а в а

XVII

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

 

§ 65. Полоса отвода и ее ширина

 

Полоса отвода служит

для

размещения дороги

и всех ее

'сооружений. Ширина полосы отвода определяется

расчетом и

должна быть минимальной,

особенно в районах,

где дорога

проходит через ценные земельные угодья. С этой целью рекомен­ дуется растительный грунт, снятый из-под насыпи и с резерва, после окончания земляных работ снова переместить в резерв, разровнять и передать под посадки сельскохозяйственных культур.

Часть полосы отвода, находящаяся за пределами земляного полотна, называется обрезами дорожной полосы. Обрезы исполь­ зуются для размещения водоотводных сооружений, зданий до­ рожно-эксплуатационной службы, запасных и вспомогательных, пешеходных и велосипедных дорог, зеленых насаждений, защит­ ных устройств.

На обрезах разрешается располагать также линии связи, электропередач. Размещать их следует на границе полосы отво­ да и на расстоянии от дороги не менее высоты столба (мачты). В пределах полосы отвода можно прокладывать подземные тру­ бопроводы (водоводы, нефте-, газопроводы и т. п.), трамвай­ ные пути.

На заводской площадке и при прохождении через населенные пункты ширина полосы отвода зависит от количества сопутствую­ щих коммуникаций, расстояния между ними по санитарным и другим условиям. Ширина полосы отвода увязывается с проти­

вопожарными,

санитарными

требованиями,

определяющими

расстояния между

цехами, зданиями,

складами. Сеть автомо­

бильных дорог

на

территории

предприятия

проектируется в

комплексе с его генеральным планом.

 

§ 66. Тротуары. Пешеходные и велосипедные дорожки

На внешних дорогах Ш-п категорий проектируются тротуа­ ры, если дороги соединяют предприятие с жилой зоной и число пешеходов превышает 100 чел. в час.

На внутризаводских автодорогах устройство тротуаров обя­ зательно. Размещены они могут быть совмещенно с отмосткой, если водоотвод с крыш организован, и на расстоянии не менее 1,5 м от линий застройки при неорганизованном водоотводе.

157


О Т М О С Т К А

 

 

НЕ4 0,75

тон

ТРОТУАР

 

Рис. 79. Устройство тротуаров на заводской улице.

Примеры решений приведены на рис. 79. На рис. 80 дан пример поперечного сечения заводской улицы при расположении тро­ туара вплотную к проезжей части дороги. От железной дороги тротуар располагается на расстоянии не менее 3 м (от ближай­ шего рельса).

158

Ширина тротуаров проектируется в зависимости от интенсив­ ности движения пешеходов. Одна полоса шириной 0,75 м прини­ мается на каждые 750 чел. максимальной смены цеха. Число полос должно быть не менее двух. Только при движении менее 100 пешеходов в час возможно устройство одной уширенной до 1 м полосы. Для размещения контактных и других опор ширина тротуара может увеличиваться на 0,5—1,0 м.

Максимальный продольный уклон тротуара — 80%о, попе­ речный уклон — 15—20%о .

Пешеходные и велосипедные дорожки устраиваются на подъ­ ездных дорогах между городом и предприятием при наличии постоянного велосипедного и пешеходного движения. Их можно устраивать на уширенной обочине земляного полотна, на полке откоса и у подошвы. Пешеходные и велосипедные дорожки от­ деляются от проезжей части разделительной полосой шириной 0,8 м или бордюрами, ограждениями.

Число полос пешеходных дорожек принимается из расчета движения по одной полосе шириной 1 м до 1000 пешеходов в час.

Велосипедные дорожки могут быть однополосными и двухпо­ лосными, с шириной одной полосы 1,0 м. Число полос зависит от интенсивности движения. Покрытие делается из асфальтобето­ на, бетонной плитки, камня-плитняка, гравия,, обработанного вяжущим.§

§ 67. Дорожные знаки, сигналы, ограждения

Для обеспечения безопасности движения и ориентирования водителя в пути устраиваются дорожные знаки, сигналы, ограж­ дения, разметки проезжей части, освещение, линии связи. Все. что относится к обстановке и принадлежностям дороги.

Знаки и сигналы могут быть предупреждающими, воспре­ щающими, указательными. Цвет, форма, размеры, место уста­ новки определяются действующими ГОСТами и «Правилами ■.движения по улицам и дорогам СССР».

На внешних подъездных дорогах знаки устанавливаются на столбах высотой 1,4—2,5 м. На территории предприятия или города могут также подвешиваться над дорогой.

Предупреждающие знаки информируют водителя о близости переезда, перекрестка, поворота, крутого спуска и т. п. Запре­ щающие — не разрешают въезд (на территорию завода, скла­ да), остановку, стоянку, разворот, поворот, превышение опреде­ ленной скорости, габаритов, веса и т. п. Все эти знаки нанесены черной краской на желтом поле с красным обводом.

Предписывающие знаки (белый знак на синем поле) сообща-

159