Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Р А З Д Е Л Ш Е С Т О Й
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ДОРОГАХ
Г л а в а XVI
ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
§62. Пересечения автомобильных дорог между собой
водном уровне
Пересечения автомобильных дорог следует проектировать с обязательным учетом перспективной интенсивности движения, его характера, изменения направления движения на пересечении (правые, левые повороты). Пересечения должны проектировать ся под прямым углом или близким к нему, но не менее 45°. Толь ко на промышленных дорогах с ограниченным сроком эксплуа тации угол может быть уменьшен до 30°.
Пересечения в одном уровне ухудшают безопасность движе ния, уменьшают пропускную способность дороги, так как требу ют снижения скорости. Число пересечений, особенно на подъезд ных дорогах, должно быть минимальным.
На пересечениях дорог в одном уровне необходимо обеспе чить боковую видимость на расстоянии, достаточном для оста новки автомобиля при возникновении опасной ситуации. Расчет ное растояние видимости определяется величиной расчетной ско рости. Лучи видимости на перекрестке ограничивают фигуру (рис. 73), вутури которой не должно быть никаких препятствий. Поэтому совершенно недопустимо на углах заводских или город ских улиц располагать киоски, тумбы, опоры большого сечения и даже зеленые насаждения.
150
Рис. 73. Обеспечение видимости на перекрестке. L t, І 2 — расстояния видимости.
Рис. 74. Пересечения автомобильных дорог в одном уровне:
а — пересечение под прямым углом дорог IV и категории; б — пересечение дорог III пи IV п категорий; в — пересечение под острым углом дорог IV и категории; г — пересечение дорог III и и III категорий.
Рис. 75. Пересечение автомобильных дорог в одном уровне с устройством направляющих островков.
Наименьший радиус кривых при сопряжении дорог в местах съездов или пересечении следует принимать по категории доро ги. При съездах с дорог I, И, ІІІ-п категорий не менее 25 м, с до рог III и ІѴ-п категорий — 20 м, с дорог IV—V категорий — 15 м. Для дорог ІІІ-п категории пересечение в разных уровнях должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.
Схемы пересечений промышленных автомобильных дорог различных категорий приведены на рис. 74.
При пересечении между собой подъездных дорог Ш-п и ІѴ-п категорий при высоких скоростях движения, удобно устройство' направляющих островков (рис. 75).
При пересечении нескольких дорог или улиц со сложной взаимной корреспонденцией значительно улучшает безопасность движения устройство кольцевой развіязки в одном уровне. Дви жение по кольцу одностороннее, что позволяет избежать пересе чения встречных потоков (рис. 76).
Местные дороги, пересекающие подъездные промышленные дороги, могут быть, по согласованию заинтересованных пред приятий, отведены к запроектированным пересечениям или ис кусственным сооружениям, если представляется возможность использовать их для пропуска движения местных дорог. При технико-экономическом обосновании отверстия искусственных сооружений могут быть с этой целью увеличены.
152.
Рис. 76. Кольцевая развязка пересечения автомобильных дорог в одном уровне:.
Въезды на дороги с твердым покрытием должны иметь тверідое покрытие на расстоянии от 25 до 150 м. в зависимости от ка тегории дороги и типа грунта.
В сложных условиях, а также при необеспеченности видимо сти устраиваются светофоры или регулировочные посты.
§ 63. Пересечения автомобильных дорог между собой в разных уровнях
С ростом интенсивности движения на пересекающихся доро гах ухудшаются условия безопасности, снижается скорость,, увеличивается простой автомобилей в ожидании освобождения перекрестка. При определенной интенсивности перекресток.
153’
перестает обеспечивать не только безопасность движения, но и его пропускную способность. В этом случае пересечение дорог устраивается в разных уровнях. Строительные нормы и правила
рекомендуют устраивать |
в разных уровнях пересечения дорог |
I категории общей сети с другими дорогами, II категории общей |
|
сети с дорогами II и III |
категории общей сети и ІІІ-п категории |
промышленных дорог, ІІІ-п категории промышленных дорог между собой.
Пересечения проектируются так, чтобы |
на промышленных |
|
дорогах ІІІ-п категории и дорогах |
общей сети I и II категории |
|
не было левых поворотов, а также |
въездов |
и съездов с левым |
поворотом. |
|
|
Разработано большое количество различных схем пересече ния дорог в разном уровне. Наиболее часто применяется схема «клеверный лист», изображенная на рис. 77, а. Это относительно недорогое пересечение с одним путепроводом. В стесненных условиях, при большом числе поворачивающих налево автомо билей, применяется схема «распределительное кольцо», с пятью путепроводами (см. рис. 77, б). При пересечении в стесненных условиях дороги с небольшой интенсивностью, особенно если второстепенная дорога проходит вдоль железной дороги или ре ки, может быть применен «неполный клеверный лист», изобра-
Рис. 77. Пересечение автомобильных дорог в разных уровнях:
а— клеверный лист; б — распределительное кольцо;
в— неполный клеверный лист.
154
женный на рис. 77, в. Применяются варианты более простые в
™ |
Т Р" |
~ |
ад„Тогг° ,Г " р ам ен м |
применяют,!8. . |
В качестве димера приведены наиболее часто |
Продвижения в ? а з ^ м Г о в н Г ИЯ Д° Р° Г С РаЗВЯЗКОЙ встРеч'
Рис. 78. Схемы примыкания автомобильных дорог с развязкой в разных уровнях по типу «трубы»
Выбор типа пересечения, его схемы определяется технико экономическим сравнением вариантов, где должны быть учтены не только строительные и эксплуатационные расходы, но и фак торы моральные, эстетические, удобство и безопасность движе ния [18].
§64. Пересечения промышленных автомобильных дорог
сжелезными дорогами и другими коммуникациями
Пересечения автомобильных и железных дорог, в одном уров не проектируются, как правило, под прямым углом. Только в ус ловиях сложной застройки, при ограниченном сроке эксплуата ции угол пересечения можно уменьшить до 60°. Пересечения ав тодорог 1—III и ІІІ-п категорий с железными дорогами необхо димо проектировать в разных уровнях.
Промышленные автомобильные дороги ІѴ-п категории н же лезные дороги пересекаются в разных уровнях, когда:
155
а) автомобильная дорога совмещена с трамваем или троллей бусом, кроме пересечения с малодеятельными железными, дорогами;
б) если пресекаемые дороги проходят в выемках;
в) на перегоне |
пересекается три и более |
нитки железной |
дороги или Ѵ р > 1 2 0 |
к м / ч . |
или строительство- |
А также, если |
не обеспечена видимость |
путепровода дешевле -содержания -охраняемого -переезда.
В остальных случаях, а также на территории завода, про мышленные автомобильные и железные дороги пересекаются в-- одном уровне. Особое значение при этом следует придавать обеспечению видимости на переездах. Водитель должен видетьпоезд, ірасположеннын не -менее, чем за 400 -м от переезда, когдаавтомобиль находится от переезда на расстоянии тормозного пути, но не менее 50 м. Если эти условия не обеспечиваются, переезд должен быть оборудован ручным или автоматическим шлагбаумом, с устройством соответствующей сигнализации и освещения в ночное время.
Продольный профиль автодороги на переезде проектируется горизонтальной площадкой или вертикальной кривой радиусом не менее 1500 м. Настил на переезде устраивается из железобе тонных сборных плит или деревянных брусьев. Проезжая частьна 10 м в обе стороны от крайнего рельса должна иметь твердое,, прочное покрытие.
Пересечение промышленных автомобильных дорог с электри ческими и телефонными кабелями, трубопроводами и другими подземными коммуникациями устраивается по техническим условиям проектирования этих устройств.
Телефонные и телеграфные провода должны проходить над автодорогой навысоте не менее 5,5 м, эстакады, путепроводы— 4,5 м. Расстояние до электропередачи зависит от напряжения и
указано |
в табл. 33. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 33- |
Зависимость расстояния до линии электропередач Н от напряжения V |
|||||
V, ТЫ С . в |
100 |
150 |
220 |
330 |
500 |
н, м |
7,0 |
7,5 |
8,0 |
8,5 |
9,0 |
Г л а в а |
XVII |
|
|
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ |
|
||
§ 65. Полоса отвода и ее ширина |
|
||
Полоса отвода служит |
для |
размещения дороги |
и всех ее |
'сооружений. Ширина полосы отвода определяется |
расчетом и |
||
должна быть минимальной, |
особенно в районах, |
где дорога |
проходит через ценные земельные угодья. С этой целью рекомен дуется растительный грунт, снятый из-под насыпи и с резерва, после окончания земляных работ снова переместить в резерв, разровнять и передать под посадки сельскохозяйственных культур.
Часть полосы отвода, находящаяся за пределами земляного полотна, называется обрезами дорожной полосы. Обрезы исполь зуются для размещения водоотводных сооружений, зданий до рожно-эксплуатационной службы, запасных и вспомогательных, пешеходных и велосипедных дорог, зеленых насаждений, защит ных устройств.
На обрезах разрешается располагать также линии связи, электропередач. Размещать их следует на границе полосы отво да и на расстоянии от дороги не менее высоты столба (мачты). В пределах полосы отвода можно прокладывать подземные тру бопроводы (водоводы, нефте-, газопроводы и т. п.), трамвай ные пути.
На заводской площадке и при прохождении через населенные пункты ширина полосы отвода зависит от количества сопутствую щих коммуникаций, расстояния между ними по санитарным и другим условиям. Ширина полосы отвода увязывается с проти
вопожарными, |
санитарными |
требованиями, |
определяющими |
||
расстояния между |
цехами, зданиями, |
складами. Сеть автомо |
|||
бильных дорог |
на |
территории |
предприятия |
проектируется в |
|
комплексе с его генеральным планом. |
I§ |
|
§ 66. Тротуары. Пешеходные и велосипедные дорожки
На внешних дорогах Ш-п категорий проектируются тротуа ры, если дороги соединяют предприятие с жилой зоной и число пешеходов превышает 100 чел. в час.
На внутризаводских автодорогах устройство тротуаров обя зательно. Размещены они могут быть совмещенно с отмосткой, если водоотвод с крыш организован, и на расстоянии не менее 1,5 м от линий застройки при неорганизованном водоотводе.
157
О Т М О С Т К А |
|
|
НЕ4 0,75 |
тон |
ТРОТУАР |
|
Рис. 79. Устройство тротуаров на заводской улице.
Примеры решений приведены на рис. 79. На рис. 80 дан пример поперечного сечения заводской улицы при расположении тро туара вплотную к проезжей части дороги. От железной дороги тротуар располагается на расстоянии не менее 3 м (от ближай шего рельса).
158
Ширина тротуаров проектируется в зависимости от интенсив ности движения пешеходов. Одна полоса шириной 0,75 м прини мается на каждые 750 чел. максимальной смены цеха. Число полос должно быть не менее двух. Только при движении менее 100 пешеходов в час возможно устройство одной уширенной до 1 м полосы. Для размещения контактных и других опор ширина тротуара может увеличиваться на 0,5—1,0 м.
Максимальный продольный уклон тротуара — 80%о, попе речный уклон — 15—20%о .
Пешеходные и велосипедные дорожки устраиваются на подъ ездных дорогах между городом и предприятием при наличии постоянного велосипедного и пешеходного движения. Их можно устраивать на уширенной обочине земляного полотна, на полке откоса и у подошвы. Пешеходные и велосипедные дорожки от деляются от проезжей части разделительной полосой шириной 0,8 м или бордюрами, ограждениями.
Число полос пешеходных дорожек принимается из расчета движения по одной полосе шириной 1 м до 1000 пешеходов в час.
Велосипедные дорожки могут быть однополосными и двухпо лосными, с шириной одной полосы 1,0 м. Число полос зависит от интенсивности движения. Покрытие делается из асфальтобето на, бетонной плитки, камня-плитняка, гравия,, обработанного вяжущим.§
§ 67. Дорожные знаки, сигналы, ограждения
Для обеспечения безопасности движения и ориентирования водителя в пути устраиваются дорожные знаки, сигналы, ограж дения, разметки проезжей части, освещение, линии связи. Все. что относится к обстановке и принадлежностям дороги.
Знаки и сигналы могут быть предупреждающими, воспре щающими, указательными. Цвет, форма, размеры, место уста новки определяются действующими ГОСТами и «Правилами ■.движения по улицам и дорогам СССР».
На внешних подъездных дорогах знаки устанавливаются на столбах высотой 1,4—2,5 м. На территории предприятия или города могут также подвешиваться над дорогой.
Предупреждающие знаки информируют водителя о близости переезда, перекрестка, поворота, крутого спуска и т. п. Запре щающие — не разрешают въезд (на территорию завода, скла да), остановку, стоянку, разворот, поворот, превышение опреде ленной скорости, габаритов, веса и т. п. Все эти знаки нанесены черной краской на желтом поле с красным обводом.
Предписывающие знаки (белый знак на синем поле) сообща-
159