Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
142
Рис. 69. Схемы устройства стыков жестких дорожных одежд.
где Ттах — максимальная возможная температура в дайной местности;
Тсоли — температура нагрева от солнечной радиации; Тусад — температура, эквивалентная усадке бетона, равная
ориентировочно 15°С; 7\-кл — температура укладки.
В умеренном климате при армировании не менее 0,7% воз можно устройство бесшовных покрытий.
Конструкции применяемых швов показаны на рис. 69.
§ 60. Сборные дорожные одежды. Особенности расчета плит
с предварительно напряженной арматурой
Сборные дорожные одежды, как уже было сказано в преды дущем параграфе, обладают рядом неоспоримых достоинств, чем и объясняется их широкое применение на промышленных автодорогах, особенно при движении тяжелых автомобилей.
Железобетонные .плиты различной 'Конструкции удобно при-- менять при устройстве колейных покрытий временных дорог в лесной промышленности, при устройстве объездов и т. п.
Рис. 70. Сборные покрытыя системы {Яковлева.-
143-
Рис. 71. Схема укладки плит по кривой.
Недостатками сборных покрытий являются: несовершенные конструкции швов, слабо разработанные меры против пример зания плит к основанию, затруднения с механизацией укладки плит, большой расход арматурной стали.
Сборные жесткие дорожные одежды могут состоять из одно го слоя плит на грунтовом основании и двух слоев, из которых верхний является покрытием и непосредственно воспринимает
нагрузки, |
а нижний — основанием, передающим нагрузку |
на грунт. |
|
Существует много различных конструкций сборных покрытий, |
|
в которых |
плиты укладываются на грунт или на специальные |
144
конструкции, состоящие из железобетонных лежней, крестовин и подушек (рис. 70).
Для уменьшения числа поперечных швов плиты укладывают ся длинной стороной вдоль дороги. Для стока воды посередине устраивается перелом, обеспечивающийся тем, что ширина пли ты делается кратной или равной ширине полосы движения. Поперечный уклон обычно рекомендуется 20—30%». По услови ям сдвижки плит по основанию продольный уклон не должен превышать 60%о.
Кривые больших радиусов устраиваются за счет разной ши рины швов между плитами. На кривых малых радиусов плиты укладываются по схеме, приведенной на рис. 71.
Для устройства колейных дорог (сборно-разборных) приме няются сплошные и решетчатые плиты, укладываемые непосред ственно на основание. На рис. 72 изображены решетчатые плиты системы А. В. Яковлева, получившие широкое распространение при строительстве лесовозных дорог.
Расход арматурной стали можно сократить, применяя плиты с предварительно напряженной арматурой. Степень обжатия
Рис. 72. Конструкция решетчатой плиты (Яковлева) для колейных автомобильных дорог.
] 0 З а к а з № 6544 |
145 |
арматуры может быть установлена из следующих предпосылок: из условия равной степени напряженного состояния верхней
и нижней зон плиты; из условия отсутствия растягивающих напряжений в бетоне.
В первом случае степень обжатия определяется тем, что бе тон выдерживает сжимающие усилия в 8—10 раз больше растя гивающих. Напряжение обжатия
|
(ТС )!!---(Три |
(164) |
(Tu б ж |
2 |
|
|
|
Если напряжение сжатия чсж=350 кг/см2 и растяжение при изгибе чрн=45 кг/см2, то чоож = 152 кг/см2, т. е. бетон полностью используется в работе на растяжение и сжатие. Но такая сте пень предварительного обжатия практически невозможна из-за потери устойчивости плиты на продольный изгиб.
Во втором случае напряжение обжатия должно быть равно
(Т о б ж [ О р „ ] + < Т у с п д + С>темп- }“ С Гкороб -1- 0'с м е р з, (165)
где [(Три] — допустимое напряжение на растяжение при изгибе; сгусад — растягивающее напряжение при усадке бетона; чтемп — температурные напряжения (см. § 62); сгкороб — напряжения от коробления плиты (см. § 62);
Омера — максимальные растягивающие напряжения в плите при ее примерзании к основанию,
По опыту, напряжение усадки можно принимать равным 10 кг/см2. Температурные напряжения могут быть ориентировоч но приняты по табл. 30.
Максимальные |
температурные |
напряжения |
Т а б л и ц а 30 |
|||
|
||||||
в железобетонных плитах |
|
|
||||
Основание |
|
При длине плит, м |
|
|||
1,5 |
1 |
3,0 |
!' |
5,0 |
||
|
||||||
Песчаное...................... |
0,69 |
|
1,38 |
|
2,3 |
|
Грунтовое.................... |
1.38 |
|
2,76 |
|
4,6 |
Напряжение в железобетонной плите от коробления можно принимать по табл. 31.
Таблица 31
Максимальные напряжения в железобетонных плитах при короблении
to— ti________ 2_____ 4________8_____ 10______14_____ 16_______20
сгкороб; кг/см2 3,16 |
6,32 . 12,64 |
15,8 |
22,2 |
25,28 |
31,6 |
146
Напряжение от смерзания может 'быть принято равным «а-
.пряжению от коробления.
Практически обжатие принимается равным 15—30 кг/см2.
§ 61. Методика выбора дорожных одежд
При выборе дорожных одежд, необходимо учитывать ряд обстоятельств. К числу основных следует отнести: интенсивность движения и величину осевой нагрузки, наличие местных строи тельных материалов, климатические условия, предполагаемая продолжительность эксплуатации, трудоемкость, металлоемкость конструкций.
Необходимо также предусмотреть возможность механизиро ванного ремонта и содержания дороги и т. п.
Конечным показателем при выборе типа дорожной одежды является стоимость перевозки — приведенные расходы, прихо дящиеся на 1 т перевозимого груза.
Усовершенствованные покрытия требуют больших строитель ных затрат, но могут работать длительное время без ремонтов. Одежды низших типов, дешевые в строительстве, требуют боль ших затрат по поддержанию их в достаточном эксплуатационном состоянии.
При определении окупаемости капитальных вложений в строительство дороги должны быть учтены межремонтные сроки
службы одежды. Г. А. Ромаданов [14] предложил, |
например, |
следующее уравнение окупаемости: |
|
С+Вв+І)к.Р = Воі ? -~ 1) (Zo—Zt), |
(166) |
9-1 |
|
где С — первоначальные затраты на постройку; |
|
||
Da — дорожные эксплуатационные расходы; |
|
||
Пк.р — затраты на капитальный ремонт; |
|
||
В0 — нарастание начальной грузонапряженности; |
|
||
q — знаменатель |
геометрической |
прогрессии нарастания |
|
грузонапряженности; |
|
|
|
tQ— срок окупаемости; |
|
по |
|
Z0 и ZI — себестоимость перевозки грузов до и после |
|||
стройки рассматриваемой дорош. |
|
||
Из уравнения (166) |
можно получить срок окупаемости капи |
||
таловложений |
|
|
|
1 |
C-f~öa-|-Z)K.p |
(9 -1 )]. |
(167) |
te [ i+ BQ( Z Q— Z t ) |
|||
іо* |
|
|
147 |
\о
Н
Рекомендуемые виды покрытия для автодорог промышленных предприятий
Ю*-0 |
с с |
TJ*«о |
“ > |
о |
|
см ю
СМ ^
II
ОГ -
с е см
с = “ >
см
I
fr-
О
fr-
OO
ІО
се
ю
о
о
с*
=С |
|
О |
|
С |
|
о |
|
CJ со |
о |
о |
|
|
к( |
« £ |
|
а в |
fr |
со |
ee |
CL, |
MX |
1 о гѵ)
Юе;’~О О “
• |
о |
СМ |
|
о |
о |
|
- |
о |
- ^ |
|
|
о |
|
см |
|
КС |
|
|
|
о
=і
• О _, о а °
\о Ч”
о
КС
о
«=С
О
КС
О се КС о
§Z
О |
0 |
кс |
£ |
о |
|
КС |
|
О |
|
КС |
|
О |
|
=ч |
|
о |
с е |
КС |
о |
>>
с.
\о
К(
О
X
X
X
X
А
X
X
X
X
X
X
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
|
я |
|
с |
о |
о> |
нja |
Iь |
гра |
|
|
X |
|
О |
||||
|
|
|
|
|
fr с |
|
||
|
о. |
|
О |
со |
(Цn a |
|
||
|
|
|
о. си |
S |
IT CL |
или |
||
|
я |
|
с |
*- |
S |
g |
о |
|
|
|
а |
<у |
|
н |
|
|
|
|
О о |
|
!У>1 2 |
|
||||
|
fr- |
о |
О О О |
Щебеночное винное |
||||
|
■э-Э |
о0J |
:■ |
|
||||
|
D |
S |
|
|
О р- X |
|
||
\о |
О |
3* |
|
|
|
|
|
|
о |
о |
|
|
|
|
|
|
|
о |
fr- |
S |
|
|
|
|
|
|
|
со |
GJ |
О в tt) |
О) |
1 |
|
|
|
|
и* |
|
|
|||||
|
ч |
\о |
|
|
|
|
|
|
148
Эффективность капиталовложений определяется коэффици ентом (К:|ч>), который определяется отношением срока окупае мости к нормативному сроку (10—12 лет)
К»ф= — . |
(168) |
Норм |
|
Вариант постройки выгоден, если іѵ>ф<1.
При расчете необходимо дополнительно сравнить сроки оку паемости с межремонтными сроками. Межремонтный срок (по Корсунскому М. Б.)
Ісл = 1+( Кі |
1) |
I g G N i |
(169) |
|
igq |
||||
К о |
|
где N[ — первоначальная интенсивность движения автомобилей в сутки;
Кь Ко — коэффициенты запаса прочности дорожной одеж ды!® первый и последний перед капитальным реімонтом год службы.
Кі = -ф.1 |
Ко= £ф.о |
- Т р . 1 |
- т р . О |
Индексы «ф» и «тр» обозначают фактический и требуемый модуль в первый «1» и последний перед капитальным ремонтом «0» год эксплуатации.
Срок окупаемости должен быть менее межремонтного срока службы одежды.
На основании опыта проектирования и эксплуатации дорог промышленного типа Промтрансииипроект [12] рекомендует следующие типы одежд в зависимости от категории дороги и максимальных осевых нагрузок (табл. 32).