Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
Рассмотрим силы, действующие на автомобиль при движении его по кривой с виражом (рис. 15).
Центробежная сила С направлена горизонтально |
и равна |
т V- |
(42) |
С = ~ ' |
|
Вес автомобиля G действует вертикально. Разложим |
обе силы |
на направления нормальное и параллельное поверхности дороги. Равнодействующая сил, параллельных поверхности дороги,
т V2
Y— -fr—cosa—ingsina.
И
При малых углах виража величиной косинуса угла можно пренебречь. Синус малого угла близок его тангенсу, последний
равен -отношению высоты кромки проезжей части к ее ширине, т. е. поперечному уклону проезжей части. Тогда
т
- R ------ |
т 8 1 |
Отсюда радиус кривой
V2
Отношение равнодействующей параллельных поверхности доро ги сил к весу автомобиля называется коэффициентом поперечной силы ц. Тогда
R = |
V2 |
/(4 3 ) |
Ускорение свободного падения — величина постоянная. Ра диус-кривой определяется в метрах, скорость измеряется в км/ч. Для приведения всех величин в одну оитему измерений .необ
ходимо |
скорость |
в формуле (43) |
подставлять в м/сек или |
||||
ввести |
переводной коэффициент |
/ |
1000V |
1 п |
слу,ае |
||
|
|
|
|
( ЗЙ ») = ТЗ' в |
|||
уравнение (43) |
примет |
удобный |
для практического |
пользова- |
|||
кия вид: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V2 |
м |
|
|
(43-а) |
|
|
R = |
---------- |
|
|
||
|
|
127 ( ц ± / ) ’ |
|
|
|
|
Устойчивость автомобиля против поперечного сдвига по по верхности дороги будет, очевидно, обеспечена, если коэффици ент поперечной силы будет меньше коэффициента сцепления колеса с. дорогой в поперечном направлении.
На колесо движущегося по кривой автомобиля действуют две силы: сила<тяги, направленная по касательной к траектории движения, и центробежная сила, перпендикулярная ей. Равно действующая Q равна
Q=1FK2+Y2.
4 7
В направлении этой «косой» сдвигающей силы Q и будет наи более вероятным занос автомобиля. В этом направлении пол ностью используется коэффициент сцепления ср. В поперечном направлении принято принимать значение ср2== (0,6-ь0,7)ср.
*Проверка на опрокидывание
Предельное состояние равновесия автомобиля определяется равенством опрокидывающего и удерживающего моментов сил. В данном случае, с учетом смещения центра тяжести автомоби ля наружу кривой па величину А под действием центробежной силы, равенство моментов относительно точки опрокидывания /1 (см. рис. 15)
fiY' = mg ( ^ . Cosa.
При малых углах cosa близок единице.
Делим обе части уравнения на вес автомобиля mg, тогда
Y
(44)
m g
'Но — = р и значение коэффициента сдвигающей силы из (44)
будет
М= 2ft(6 —2А). |
(45) |
По опыту пассажиры испытывают неудобство при коэффи циенте поперечной силы более 0,15. На дорогах с большим пас сажирским движением необходимо учитывать это условие.
Полученное значение минимального радиуса кривой в плане (43) необходимо проверить также на условия освещенности дороги в ноч-ңое время.
Минимальная освещенность, при которой видна поверхность дороги, принята 2 люкса. При угле раствора фар автомобиля ß
(рис. 16) |
минимальный радиус кривой |
в плане может быть |
|
определен: |
из уравнения длины кривом |
„ |
ляр° |
Д = |
-г™-: |
48
Рис. 16. Проверка радиуса кривой в плане по условиям освещенности дороги в ночное время.
|
1805 |
6 = 2а, |
тогда можно записать |
Г |
----- •; |
||
як |
|
|
|
|
/?= |
28,6S |
или упрощенно |
|
----- , |
||
|
|
|
80S |
R = |
а |
|
Здесь значение S следует принимать равным длине тормоз ного пути автомобиля (36).§
§ 27. Переходные кривые
При входе на кривую шофер поворотом рулевого колеса меняет угол между плоскостью вращения передних колес и про дольной осью автомобиля от 0° до нужной величины а . Это
4 З а к а з № 6544 |
49 |
изменение угла происходит плавно, и автомобиль движется по траектории, радиус которой меняется от °° (на прямой) до R.
Рис. 17. Схема к определению параметров переходной кривой.
Форма этой траектории не является круговой кривой, поэто му автомобиль при большой скорости и малом радиусе может выйти на левую полосу движения или за пределы проезжей части, что нарушает безопасность движения. Чтобы этого не произошло, вход на круговую кривую должен быть выполнен в форме плавной кривой с переменным радиусом.
Форма такой переходной, как ее называют, кривой может быть найдена из анализа траектории движения автомобиля.
Движение автомобиля при входе на кривую сложное и со стоит из двух простых: линейного и вращательного.
Траектория может быть определена совместным решением уравнений скоростей линейного и вращательного движения
Ѵ = |
d S |
(46) |
|
ИГ' |
|||
со — |
d a |
(47) |
|
d t ~ - |
|||
|
|
||
Из схемы, представленной на |
рис. 17, видно, |
что t g a = - ^ ~ . |
|
1 |
|
R |
Отсюда а =arcig — При .малых углах .можно сделать допу-
1
щение, что а = -5- . Тогда
А
d a = — R 2 d R . |
(48) |
Подставим полученное значение d a (48) в уравнение (47)
1 |
d R |
(49) |
со = — |
d t ■ |
|
R 2 |
|
Из уравнения (46)
d S
dt= ~ T '
подставляем в (49)
Отсюда dS--
I V |
d R |
ш = — |
d S ' |
R 2 |
I V d R
шR 2
4* |
51 |
Интегрируя, получим
IV
5
соR
Таким образом, траектория движения автомобиля при входе на кривую представляет собой клотоиду (радиоидальную спи раль) вида
IV
соR'
(50)
Длина переходной кривой
уз |
(51) |
|
т |
||
’ |
где V — скорость движения автомобиля, км/ч; R — радиус круговой кривой, м;
I — центробежное ускорение, которое 'может быть приня равным 0,5 м/сек3.
С учетом приведения всех входящих в уравнение величин к одной системе мер получим в виде, удобном для расчетов
|
|
|
|
|
|
L = |
V3 |
м. |
|
|
|
|
(52) |
|
|
|
|
|
|
|
23,5R |
|
|
|
|
||||
|
По СНиП ІІ-Д. 5—72 длины переходных кривых стандарти |
|||||||||||||
зированы |
(табл. |
11). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица- 11 |
||
|
|
|
|
|
|
Длины переходных кривых, м |
|
|
|
|||||
R |
30 |
50 |
60 |
80 |
100 |
125 |
150 |
200 |
250 |
300 |
400 |
500 |
500—- |
1000— |
|
|
|
|
|
»f Ч |
|
|
|
|
|
|
|
—1000 —2000 |
|
L |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
ПО |
112 |
100 |
Кроме клотоиды в качестве переходных кривых применяют ся кубическая парабола, лемниската Бернулли, коробовая кривая.
52