Файл: Дегтяренко, В. Н. Автомобильные дороги промышленных предприятий учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим силы, действующие на автомобиль при движении его по кривой с виражом (рис. 15).

Центробежная сила С направлена горизонтально

и равна

т V-

(42)

С = ~ '

Вес автомобиля G действует вертикально. Разложим

обе силы

на направления нормальное и параллельное поверхности дороги. Равнодействующая сил, параллельных поверхности дороги,

т V2

Y— -fr—cosaingsina.

И

При малых углах виража величиной косинуса угла можно пренебречь. Синус малого угла близок его тангенсу, последний

равен -отношению высоты кромки проезжей части к ее ширине, т. е. поперечному уклону проезжей части. Тогда

т

- R ------

т 8 1

Отсюда радиус кривой

V2

Отношение равнодействующей параллельных поверхности доро­ ги сил к весу автомобиля называется коэффициентом поперечной силы ц. Тогда

R =

V2

/(4 3 )

Ускорение свободного падения — величина постоянная. Ра­ диус-кривой определяется в метрах, скорость измеряется в км/ч. Для приведения всех величин в одну оитему измерений .необ­

ходимо

скорость

в формуле (43)

подставлять в м/сек или

ввести

переводной коэффициент

/

1000V

1 п

слу,ае

 

 

 

 

( ЗЙ ») = ТЗ' в

уравнение (43)

примет

удобный

для практического

пользова-

кия вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V2

м

 

 

(43-а)

 

 

R =

----------

 

 

 

 

127 ( ц ± / ) ’

 

 

 

 

Устойчивость автомобиля против поперечного сдвига по по­ верхности дороги будет, очевидно, обеспечена, если коэффици­ ент поперечной силы будет меньше коэффициента сцепления колеса с. дорогой в поперечном направлении.

На колесо движущегося по кривой автомобиля действуют две силы: сила<тяги, направленная по касательной к траектории движения, и центробежная сила, перпендикулярная ей. Равно­ действующая Q равна

Q=1FK2+Y2.

4 7


В направлении этой «косой» сдвигающей силы Q и будет наи­ более вероятным занос автомобиля. В этом направлении пол­ ностью используется коэффициент сцепления ср. В поперечном направлении принято принимать значение ср2== (0,6-ь0,7)ср.

*Проверка на опрокидывание

Предельное состояние равновесия автомобиля определяется равенством опрокидывающего и удерживающего моментов сил. В данном случае, с учетом смещения центра тяжести автомоби­ ля наружу кривой па величину А под действием центробежной силы, равенство моментов относительно точки опрокидывания /1 (см. рис. 15)

fiY' = mg ( ^ . Cosa.

При малых углах cosa близок единице.

Делим обе части уравнения на вес автомобиля mg, тогда

Y

(44)

m g

'Но — = р и значение коэффициента сдвигающей силы из (44)

будет

М= 2ft(6 —2А).

(45)

По опыту пассажиры испытывают неудобство при коэффи­ циенте поперечной силы более 0,15. На дорогах с большим пас­ сажирским движением необходимо учитывать это условие.

Полученное значение минимального радиуса кривой в плане (43) необходимо проверить также на условия освещенности дороги в ноч-ңое время.

Минимальная освещенность, при которой видна поверхность дороги, принята 2 люкса. При угле раствора фар автомобиля ß

(рис. 16)

минимальный радиус кривой

в плане может быть

определен:

из уравнения длины кривом

ляр°

Д =

-г™-:

48

Рис. 16. Проверка радиуса кривой в плане по условиям освещенности дороги в ночное время.

 

1805

6 = 2а,

тогда можно записать

Г

----- •;

як

 

 

 

/?=

28,6S

или упрощенно

 

----- ,

 

 

 

80S

R =

а

 

Здесь значение S следует принимать равным длине тормоз­ ного пути автомобиля (36).§

§ 27. Переходные кривые

При входе на кривую шофер поворотом рулевого колеса меняет угол между плоскостью вращения передних колес и про­ дольной осью автомобиля от 0° до нужной величины а . Это

4 З а к а з № 6544

49



изменение угла происходит плавно, и автомобиль движется по траектории, радиус которой меняется от °° (на прямой) до R.

Рис. 17. Схема к определению параметров переходной кривой.

Форма этой траектории не является круговой кривой, поэто­ му автомобиль при большой скорости и малом радиусе может выйти на левую полосу движения или за пределы проезжей части, что нарушает безопасность движения. Чтобы этого не произошло, вход на круговую кривую должен быть выполнен в форме плавной кривой с переменным радиусом.

Форма такой переходной, как ее называют, кривой может быть найдена из анализа траектории движения автомобиля.

Движение автомобиля при входе на кривую сложное и со­ стоит из двух простых: линейного и вращательного.

Траектория может быть определена совместным решением уравнений скоростей линейного и вращательного движения

Ѵ =

d S

(46)

ИГ'

со —

d a

(47)

d t ~ -

 

 

Из схемы, представленной на

рис. 17, видно,

что t g a = - ^ ~ .

1

 

R

Отсюда а =arcig — При .малых углах .можно сделать допу-

1

щение, что а = -5- . Тогда

А

d a = — R 2 d R .

(48)

Подставим полученное значение d a (48) в уравнение (47)

1

d R

(49)

со = —

d t

R 2

 

Из уравнения (46)

d S

dt= ~ T '

подставляем в (49)

Отсюда dS--

I V

d R

ш = —

d S '

R 2

I V d R

шR 2

4*

51


Интегрируя, получим

IV

5

соR

Таким образом, траектория движения автомобиля при входе на кривую представляет собой клотоиду (радиоидальную спи­ раль) вида

IV

соR'

(50)

Длина переходной кривой

уз

(51)

т

где V — скорость движения автомобиля, км/ч; R — радиус круговой кривой, м;

I — центробежное ускорение, которое 'может быть приня равным 0,5 м/сек3.

С учетом приведения всех входящих в уравнение величин к одной системе мер получим в виде, удобном для расчетов

 

 

 

 

 

 

L =

V3

м.

 

 

 

 

(52)

 

 

 

 

 

 

23,5R

 

 

 

 

 

По СНиП ІІ-Д. 5—72 длины переходных кривых стандарти­

зированы

(табл.

11).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица- 11

 

 

 

 

 

 

Длины переходных кривых, м

 

 

 

R

30

50

60

80

100

125

150

200

250

300

400

500

500—-

1000—

 

 

 

 

 

»f Ч

 

 

 

 

 

 

 

—1000 —2000

L

30

35

40

45

50

55

60

70

80

90

100

ПО

112

100

Кроме клотоиды в качестве переходных кривых применяют­ ся кубическая парабола, лемниската Бернулли, коробовая кривая.

52