Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

транспорте объясняется внедрением большегрузных автомобилей и многоместных автобусов, где уровень тарифных ставок значительно выше.

Четвертое направление включает мероприятия по расширению массового коллективного отдыха трудя­ щихся и их семей: расширение баз отдыха и спортив­ ных сооружений, участие трудящихся в постоянных за­ нятиях физической культурой и спортом.

Пятое направление отражает динамику показателей, характеризующих участие трудящихся в общественно­ производственной жизни коллектива — в рационали­ заторской и изобретательской работе, в общественных конструкторских бюро, в творческих бригадах по науч­ ной организации труда и т. д.

Шестое направление охватывает мероприятия но идейно-политическому воспитанию трудящихся. Здесь видное место отведено развитию социалистического соревнования как средства повышения трудовой актив­ ности трудящихся, роста их политической сознатель­ ности.

Что дает такое комплексное планирование техниче­ ских, экономических и социальных мероприятий?

Во-первых, комплексный план в перспективе до 1980 года отражает наиболее важные конкретные ме­ роприятия по всем направлениям развития производ­ ства и производственных коллективов нашего мини­ стерства. Благодаря ему руководители и коллективы видят перспективу развития предприятий, творчески реализуют план путем составления и выполнения годо­ вых планов.

Во-вторых, планирование социальных процессов по­ зволило более четко определить задачи развития со­ циально-трудовых отношений, определить роль хозяй­ ственных, партийных, общественных организаций и каждого работника в решении этих задач.

В-третьих, обнаружились социальные проблемы, над решением которых ранее работали недостаточно.

К трудностям, встретившимся в процессе разработки перспективного социально-экономического плана, от­ носится прежде всего отсутствие в нашей системе кад­ ров специалистов-социологов. Поэтому нам предварп-

151

тельно пришлось заниматься соответствующей теорети­ ческой подготовкой своих работников, а также изучать, опыт социального планирования в других ведомствах..

Как у нас была организована работа по составлению, комплексных планов?

Кроме специальной подготовки работников, о чем только что упоминалось, для руководства и координа­ ции работ по составлению планов были созданы рабо­ чие комиссии в отраслях и на предприятиях системы министерства. К разработке планов привлекались все производственно-экономические службы, партийные, профсоюзные и общественные организации. Комплекс­ ный план представляет по существу творческий труд всего многотысячного коллектива министерства.

И тем не менее он не может претендовать на полноту решения всех вопросов. В нем есть и ряд недостатков.

Главные из них, на наш взгляд, таковы:

1. Воздействие на некоторые социальные процессы сдерживается рядом обстоятельств, не зависящих от министерства. Так, при острой нужде в жилье, испы­ тываемой в системе министерства, местные Советы де­ путатов трудящихся выделяют нам недостаточные ли­ миты для долевого участия в строительстве жилья. В результате этого мы не имеем возможности использо­ вать свои фонды на жилищное строительство. На 1 ян­ варя 1973 года остаток таких средств составил 1 млн. рублей.

2.Отсутствие конкретных данных о перспективном оснащении отрасли автомобильной и дорожной техни­ кой и о капитальных вложениях, выделяемых на 1976— 1980 гг.

3.Мы были недостаточно подготовлены, чтобы про­ вести глубокие исследования социальных процессов и на научной основе определить направления их разви­ тия. В силу этого ряд вопросов решался по предвари­ тельной оценке или вообще не нашел пока отражения

вплане.

В дальнейшем мы приглашали специалистов из группы социологов Латвийского государственного уни­ верситета. Материалы социологических исследований, которые были получены в период составления плана социально-экономического развития, оказались весьма

152


ценными. Они позволяют глубже осознать и увидеть социальные процессы, их развитие, а вместе с этим и процессы становления и развития социальных черт тру­ дящихся, становления и развития человека как лич­ ности.

В процессе исследований значительно прояснились вопросы взаимоотношений в коллективах, потребность в повышении культурно-технического уровня работни­ ков, повышения их образования и квалификации, кар­ тина активности трудящихся в производственной и об­ щественной деятельности. Комплексное социально-эко­ номическое планирование позволяет увязать эти проб­ лемы и определить их конструктивные решения.

Поиск решений социальных проблем заставил всех, руководителей больше думать о перспективе развития, об изыскании источников и рациональном их исполь­ зовании.

Несмотря на недостатки первого нашего комплекс­ ного плана, выполнение его даст ощутимый сдвиг в сторону улучшения социально-трудовых отношений вовсех коллективах министерства.

Проделанная работа значительно расширила гори­ зонт деятельности предприятий и отрасли в развитии технических, экономических и социальных факторов.

Вдальнейшем мы намечаем строить наши планы на более широкой основе исследований и анализа соци­ альных процессов и, в частности, разработать план конкретных мероприятий по годам на период 1976— 1980 годы с перспективой на 1990 год.

Вцелях повышения уровня планирования социаль­ ных факторов весьма желательно, чтобы в республике,, скажем, при научно-исследовательском институте пла­ нирования Госплана была создана группа специали- стов-социологов, которая оказывала бы методическую

ипрактическую помощь министерствам.

Мы считаем, что разработка для всех министерств

долгосрочных комплексных планов экономического и социального развития, тесно увязанных с пятилетними и годовыми планами, позволит лучше подчинить вы­ полнение текущих задач перспективным, чтобы при планировании еще лучше учитывались общественные потребности — экономические, социальные и духовные.

153-

Ю. Е. ПУРЦЕН,

главный инженер Рижского экспериментального завода «Спецстальконструкция»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА И УЛУЧШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Вопросы совершенствования условий труда и улуч­ шения материального благосостояния трудящихся, бу­ дучи включены в план экономического и социального развития коллектива предприятия, составляют само­ стоятельные его разделы, которые являются важными элементами плана.

На опыте экономического и социального планирова­ ния, накопленном предприятиями Московского района города Риги и, в частности, — нашим заводом, можно проследить, чего мы в этой области достигли и в ка­ ких направлениях эту работу следует совершенство­ вать.

Начнем с рассмотрения вопросов, связанных с совер­ шенствованием условий труда.

Основная социальная задача совершенствования ус­ ловий труда состоит из следующих компонентов:

1)сохранение и укрепление здоровья трудящихся;

2)увеличение работоспособности;

3)удовлетворенность трудом.

Решение этих задач достигается путем обеспечения, во-первых, максимально возможной безвредности и безопасности труда и, во-вторых, его общественно нор­ мальной интенсивности.

Известно, что в условиях труда работников имеются значительные различия.

Эти различия являются определяющими при диффе­ ренциации работников по группам в соответствии с их

154


занятостью в нормальных, вредных и тяжелых усло­ виях труда. Одновременно функционируют группы работников, санитарно-гигиенические и психофизиоло­ гические условия трудовой деятельности которых в различной степени соответствуют необходимым и опти­ мальным.

При разработке и составлении плана социального и экономического развития коллектива предприятия прежде всего следует выявлять факторы, наиболее благоприятно воздействующие на условия труда. Од­ нако этим задача не исчерпывается. Нужно вести по­ стоянный учет численности и социально-демографиче­ ского состава работников, которые подвергаются воз­ действию этих факторов.

При определении условий труда важно помнить, что на работника воздействует целая система факторов, которая включает: а) санитарно-гигиеническую обста­ новку; б) психофизиологические условия; в) охрану труда и его безопасность и г) санитарно-бытовое обес­ печение.

Изучая интересующую нас проблему, мы не должны забывать, что состояние условий труда зависит в пер­ вую очередь от общего уровня развития производства, т. е. чем выше уровень развития производства, тем бо­ лее благоприятны, как правило, условия труда. С дру­ гой стороны, состояние условий труда зависит от орга­ низации производства на данном предприятии.

Вот почему каждый из этих факторов целесообразно рассматривать в двух аспектах.

Сущность первого аспекта заключается в выявлении технико-технологических условий, которые определя­ ются видом работы и технологией ее выполнения. Дру­ гими словами, речь идет о выявлении качественной ха­ рактеристики определенных условий, о наличии вред­ ности.

Второй аспект рассматривает фактические условия, в значительной степени зависящие от организации производства непосредственно на конкретном предпри­ ятии, в цехе, на рабочем месте. Здесь, как видим, речь идет об определении количественной характеристики факторов, о соответствии их нормируемым величинам.

155

При разработке соответствующего раздела плана экономического и социального развития коллектива предприятия, включающего вопросы совершенствова­ ния, улучшения условий труда, встречаются определен­ ные трудности. Суть этих трудностей состоит в том, что люди, как показывает опыт, не всегда достаточно хорошо понимают, насколько важно здесь различать и разграничивать две стороны вопроса: конкретные практические мероприятия по улучшению условий труда и тот социальный и экономический эффект, ко­ торый будет получен от их реализации.

Для преодоления этих трудностей целесообразно, по нашему мнению, использовать схему, элементы кото­ рой вскрывают рассмотренную выше связь. Последо­ вательность элементов схемы представляется в следу­ ющем виде:

1.Практические задачи по улучшению условий труда, которые решаются на предприятии.

2.Показатели социальных изменений, учитываемые

вплане экономического и социального развития кол­ лектива.

3.Экономический эффект от осуществления меро­ приятий.

Излагая в плане наши задачи и цели по такой схеме, в самом начале добьемся необходимого разграничения: вот наши задачи, вот наши цели, вот те результаты, которых мы должны добиваться в результате осущест­ вления запланированных мероприятий.

В большинстве планов экономического и социаль­ ного развития, разработанных и действующих на пред­ приятиях Московского района города Риги, это выгля­ дит таким образом. В планах излагаются мероприятия по следующим основным направлениям: 1) изменение технологического процесса с целью уменьшения коли­ чества рабочих мест с вредными условиями труда;

2)сокращение численности и удельного веса лиц, кото­ рые работают во вредных условиях; сокращение чис­ ленности работников, условия труда которых имеют отклонения от санитарно-промышленных нормативов;

3)увеличение количества и улучшение качества про­ дукции; сокращение расходов на компенсацию за не­ благоприятные условия труда.

156


Для разработки мероприятий по совершенствованию условий труда требуется большое количество первич­ ной социологической информации. Ввиду емкости са­ мого понятия «условия труда», а также широты его взаимосвязей с различными сторонами функциониро­ вания предприятия в сборе необходимой информации и составлении соответствующего раздела плана дол­ жно принимать участие большинство служб и отделов предприятия.

Практика составления планов социального и эконо­ мического развития коллективов подсказывает, что в целях координации условий при разработке данного раздела плана целесообразно образовать исследова- тельско-разработочную группу. В состав группы вклю­ чаются социолог, экономист, психофизиолог труда, представитель службы охраны труда, промышленно­ санитарный и цеховой врачи.

Первичная информация, характеризующая условия труда и позволяющая выработать узловые направле­ ния их совершенствования, складывается из трех эле­ ментов: 1) объективные данные, определяющие состоя­ ние условий труда; 2) материалы о социальных и эко­ номических последствиях неблагоприятных условий труда; 3) субъективная оценка условий труда работ­ никами предприятия.

Для двух первых элементов исходными данными яв­ ляются, в основном, материалы служб и отделов. По мере необходимости и возможности здесь же исполь­ зуются результаты специальных исследований, кото­ рые организуются для изучения факторов санитарногигиенических условий, физических нагрузок, измене­ ния работоспособности.

Субъективная оценка условий труда работниками предприятия определяется в результате анкетного опроса, который делает возможным выявление степени удовлетворенности работников состоянием данных, определяющих условия труда. При осуществлении данной процедуры очень важным и необходимым яв­ ляется учет квалификационно-профессионального со­ става опрошенных и обязательное сопоставление ре­ зультатов опроса с материалами, которые характери­ зуют объективное состояние условий труда.

157

Полученная первичная социологическая и экономи­ ческая информация, с одной стороны, позволяет не только определить состояние условий труда, но и вы­ явить основные факторы, которые неблагоприятно воз­ действуют на условия труда работников данного пред­ приятия. В дальнейшем с помощью этой информации мы определим пути совершенствования условий труда и последовательность осуществления необходимых, мероприятий.

Здесь важно отметить, что в соответствующем раз­ деле плана все это должно получить выражение в кон­ кретной, четкой форме. В частности, определение чис­ ленности работников, подвергающихся неблагоприят­ ному воздействию каждого из факторов условий труда,, осуществляется не вообще, а по группировкам, учиты­ вающим: а) структурные подразделения предприятия; б) поло-возрастной состав рабочих; в) профессиональ­ ный состав работников. Соблюдение этого принципа способствует повышению научной обоснованности плана и придает ему еще более целенаправленный характер.

Решение проблемы совершенствования условий труда начинается, как правило, с улучшения сани­ тарно-гигиенических условий.

Как показывает анализ планов социально-экономи­ ческого развития коллективов предприятий Москов­ ского района, конкретные мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий обычно включаютулучшение приточно-вытяжной вентиляции, кондицио­ нирование воздушной среды, снижение отдачи тепла и излучений, изоляцию, уменьшение шума, совершен­ ствование технологического процесса с целью умень­ шения запыленности, загрязненности и т. д.

При реализации этих мероприятий социальный эффект, социальные последствия прежде всего проявля­ ются в уменьшении числа работников с неблагоприят­ ными санитарно-гигиеническими условиями труда.

Для иллюстрации рассмотрим показатели соответ­ ствующего раздела «Комплексного плана технико-эко­ номического и социального развития ликеро-водочного производственного объединения «Латвияс Балзамс» на

1971—1975 гг.»

158