Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

города. В нем предусмотрены не только пути решения этих проблем, но и система контроля за реализацией намеченных мероприятий.

Большая работа по социально-экономическому пла­ нированию проделана Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог. В августе 1972 года комплексный перспективный план развития этой важ­ ной отрасли народного хозяйства республики был рас­ смотрен и утвержден коллегией министерства. План включает комплекс технико-экономических и социаль­ ных вопросов. Он содержит также раздел, где дается общий прогноз развития отрасли до 1980 года, опреде­ лены направления и объемы грузовых и пассажирских перевозок, схема совершенствования дорожного хозяй­ ства. Мероприятия, которые намечено осуществить до 1975 года, базируются на плановых показателях пяти­ летки, а выходящие за ее пределы — на данных про­ гноза.

** *

Конечно, в области планирования экономического и социального развития в республике пока положено лишь доброе начало. Еще далеко не все сделано, чтобы перспективное планирование экономических и соци­ альных преобразований прочно вошло в практику пар­ тийной и советской работы, проникло во все звенья хозяйственной деятельности. Отдельные райкомы пар­ тии и райисполкомы по существу не приняли необхо­ димые организационные меры для развертывания активной работы по социальному планированию. Не все организации учитывают, что комплексные планы экономического и социального развития являются ба­ зой для разработки коллективных договоров и социа­ листических обязательств, составной частью текущего и перспективного планирования работы партийных, советских, всех общественных организаций, предприя­ тий, различных хозяйственных органов. А это не может не сказываться отрицательно на решении наиболее актуальных задач хозяйственного и культурного стро­ ительства.

21

Одна из проблем, требующих наибольшего внима­ ния, — это лучшее использование трудовых ресурсов.

Известно, что на протяжении ряда последних лет

вреспублике наблюдается острый дефицит рабочей силы, а демографический состав населения таков, что

вближайшей перспективе рассчитывать на скольконибудь значительный количественный прирост трудо­ вых ресурсов нельзя, наоборот, расчеты показывают, это этот прирост в ближайшие годы будет значительно сокращаться. Если в 1966—1970 годах он составил

113 тысяч человек, то в текущем пятилетии составит только 59,6.

Весь прирост трудовых ресурсов будет пол­ ностью поглощаться отраслями индустрии и сферой обслуживания: численность занятых в сельском хозяй­ стве будет систематически сокращаться. Так, если численность колхозников в 1970 году составила более 166 тыс. человек, то на конец этой пятилетки она со­ ставит 155.

Потребность народного хозяйства республики в ра­ бочей силе, по данным предприятий и организаций, опередит прирост трудовых ресурсов в конце текущей пятилетки примерно на 5,5% к трудовым ресурсам республики.

В связи с тем, что экстенсивные факторы роста на­ родного хозяйства становятся все более ограничен­ ными и возможности привлечения дополнительной рабочей силы сокращаются, важнейшее значение приобретает вскрытие и вовлечение в производство резервов рабочей силы, имеющихся в самом матери­ альном производстве.

Эти резервы кроются в ускорении темпов научнотехнического прогресса, техническом перевооружении производства, более широкой специализации и коопе­ рировании, в совершенствовании организации труда.

В связи с этим особенно важное социально-экономи­ ческое значение приобретает разработка и реализация мер по последовательному сокращению применения ручного и малоквалифицированного труда, по реши­ тельному сокращению потерь рабочего времени и теку­ чести кадров.

22


В промышленности республики около 40% общей численности работающих занято на погрузочно-разгру­ зочных, транспортных, складских и ремонтных рабо­ тах. Это результат недостаточного внимания к меха­ низации вспомогательного производства, недопустимое расточительство рабочей силы.

ЦК Компартии Латвии и Совет Министров респуб­ лики в 1970 году приняли решение о дополнительных мерах по ликвидации тяжелого ручного труда в про­ мышленности, строительстве, транспорте, сельском хо­ зяйстве и других отраслях народного хозяйства. Прет­ ворение этого решения в жизнь — одна из важнейших , -социально-экономических задач республики на девя­ тую пятилетку.

Результаты работы за первые два года текущей пятилетки подтверждают реальность произведенных в 1970 году расчетов и прогнозов. Предполагалось вы­ свободить от тяжелого ручного труда 30,6 тыс. чело­ век. По предварительным данным, на промышленных предприятиях, в строительных и транспортных орга­ низациях высвобождено полностью от тяжелого руч­ ного труда около 14 тысячи человек, в том числе пере­ ведены на другие участки работы около 5,5 тысячи человек, облегчен труд более чем 8,4 тысячи рабочих.

Но возрастание объема производства повлекло и увеличение количества рабочих, занятых на тяжелых ручных работах. Этот рост составил 1,5 тысячи чело­ век. Таким образом, за два истекших года общее коли­ чество рабочих, занятых тяжелым ручным трудом, уменьшилось только на 12,5 тысячи.

Некоторые министерства, ведомства, предприятия и организации в третьем году пятилетки предусматри­ вают высвободить от тяжелого ручного труда значи­ тельно меньшее количество работающих, чем предпо­ лагалось при разработке мероприятий на пятилетку. Не могут удовлетворять, например, темпы ликвидации тяжелого ручного труда в мясной и молочной промыш­ ленности, в организациях мелиоративного строитель­ ства, водном и коммунальном хозяйствах, промыш­ ленности строительных материалов и ряде других от­ раслей народного хозяйства республики. Значительно больше в этом направлении могут сделать в текущей

23

пятилетке Прибалтийская железная дорога, Министер­ ство лесного хозяйства и лесной промышленности и другие министерства и ведомства республики.

Огромные резервы имеются также в организации правильного использования рабочего времени работ­ ников, занятых в народном хозяйстве. Несмотря на на­ метившуюся тенденцию к сокращению потерь рабо­ чего времени, учитываемых статистикой, выборочные проверки показывают, что внутрисменные неучитывае­ мые потери рабочего времени продолжают оставаться еще значительными и достигают от 5 до 15% рабочего

,времени. Немало потерь рабочего времени происходит из-за прогулов. Все это говорит о больших недостат­ ках в организации труда, в борьбе за укрепление трудовой дисциплины.

Дополнительные потери рабочего времени вызыва­ ются также неудобным режимом работы отдельных предприятий и организаций, призванных обслуживать население. В 1972 году наблюдался рост невыходов, на работу, разрешенных законом (по вызовам в воен­ коматы, в суды, органы милиции, на спортивные со­ ревнования и др.). Это ежедневно отвлекало от работы только в промышленности свыше 2,6 тыс. рабочих.

Значительно мешает использованию трудовых ресур­ сов текучесть кадров, которая в республике за 1970— 1972 годы находилась на уровне 20% в промышлен­ ности и около 30% — в строительстве. Недостаточно пока борются с ней Министерство заготовок респуб­ лики, где текучесть кадров за 1972 год составила за

год 55%, Министерство мясной и молочной промыш­ ленности, Министерство пищевой промышленности,. Министерство строительства Латвийской ССР, где те­ кучесть составляет около 30%.

Огромное социальное и политическое значение для Латвийской ССР имеет переселение граждан с хуто­ ров в благоустроенные сельские населенные пункты. За последние два года в этом направлении уже про­ делано немало. В поселках построено и сдано в экс­ плуатацию более трех тысяч квартир. И тем не менее эта задача решается очень медленно.

Неудовлетворительны темпы жилищно-бытового к коммунального строительства. В 1972 г. не был выпол­

24


нен план ввода в эксплуатацию жилых домов, детских дошкольных учреждений, не освоены средства, выде­ ленные на коммунальное строительство.

Эти и ряд других острых социальных и экономичес­ ких проблем требуют пристального к ним внимания как республиканских, так и местных партийных, совет­ ских и хозяйственных органов, всех производственных коллективов.

На собрании партийного актива республики, состо­ явшемся в марте 1973 года, было всесторонне проана­ лизировано в свете доклада Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик» состо­ яние идеологической работы в республике, намечены меры по идеологическому обеспечению выполнения заданий третьего, решающего года пятилетки и ком­ мунистическому воспитанию трудящихся. Выполнению’ этих задач также будут во многом содействовать хо­ рошо разработанные планы социально-экономического' развития коллективов, отраслей и административных районов.

Поэтому необходимо не только обобщить опыт пла­ нирования экономического и социального развития,, уже накопленный в республике, но и вскрыть недо­ статки в этой важной работе, наметить пути их устра­ нения.

Каковы же основные недостатки в практике плани­ рования социально-экономического развития? Каковы задачи по совершенствованию этого важного партий­ ного дела?

Прежде всего нередки случаи, когда допускается крайне упрощенный, примитивный подход к планиро­ ванию экономического и социального развития. Неко­ торые планы не имеют достаточной научной обосно­ ванности, составлены путем механического сведения в единый документ планов служб и отделов, партий­ ных и общественных организаций.

Среди недостатков методического характера следует отметить неумение обеспечить необходимую для раз­ работки плана информацию. Некоторые планы состав­ лены без учета данных социологических исследований, без изучения и подробного анализа социально-демо­

2,>

графической структуры коллектива предприятия, его потребностей и т. д.

Во многих планах главная цель социального разви­ тия — постепенное преодоление социальной неодно­ родности составляющих коллективы социально-про­ фессиональных групп — выражена нечетко. К тому же большинство их намечает контуры социального разви­ тия в общем, опираясь на средние данные, игнорируя особенности имеющихся в каждом коллективе соци­ альных групп,структурных подразделений.

Разработка планов социального развития отдель­ ных коллективов параллельно с разработкой комплек­ сных планов районов, городов в республике ведется еще редко. Это мешает обеспечить органическую взаимо­ связь развития отраслей материального производства и отраслей сферы обслуживания как в масштабе от­ дельного предприятия, так и в масштабе администра­ тивного района, города. В результате при разработке плана социального развития коллектива даже круп­ ного предприятия, но одного, подчас возникают серь­ езные трудности.

План социального развития коллектива предприя­ тия может быть подлинно научным только в том слу­ чае, если он является составной частью плана соци­ ального развития района, который в свою очередь должен быть вписан в систему социального развития республики. Поэтому неотложной становится задача разработки комплексных перспективных планов эконо­ мического и социального развития каждого района, города, республики. Следует более полно предусматри­ вать возможности кооперирования средств для произ­ водственного, жилищного, культурно-спортивного, до­ рожного и другого строительства, для решения проб­ лем улучшения медицинского, бытового обслуживания населения и других вопросов.

Некоторые разделы комплексных планов не подкреп­ ляются организационно и идеологически, материально и финансово. Не предусматривается полное и эффек­ тивное использование фондов предприятий на соци­ ально-культурные мероприятия и жилищное строи­ тельство.

Одной из причин недостатков комплексного соци­

26


ально-экономического планирования является то, что оно не заняло еще должного места в общей системе планового руководства развитием производительных сил. Назрела необходимость значительно повысить в этом деле роль Госплана республики, министерств и ведомств.

Согласно утвержденной Госпланом СССР «Типовой методике разработки пятилетнего плана промышлен­ ного предприятия на 1971—1975 годы» перспективный план социального развития коллектива должен был со­ ставляться наравне с другими разделами пятилетнего плана предприятия и рассматриваться вышестоящей организацией. Исходя из этого, Госплан, плановые комиссии исполкомов, министерства и ведомства рес­ публики были призваны обеспечить руководство про­ цессом планирования на местах, оказывать предприя­ тиям, всем производственным организациям квалифи­ цированную помощь методического, организационного п технического характера. Комплексные планы эконо­ мического и социального развития коллективов следу­ ет рассматривать в министерствах и ведомствах, при­ водить в соответствие с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Центральному статистическому управлению республики и его органам па местах в статистических сборниках надо шире от­ ражать динамику социальных процессов не только в целом по республике, но и по отдельным отраслям, административным районам и, по возможности — крупным производственным коллективам.

Большие задачи стоят перед работниками науч­ ных и научно-исследовательских организаций респуб­ лики. Мы вправе ждать от ученых Института эко­ номики Академии наук, Института планирования Госплана, высших учебных заведений республики фундаментальной разработки методики планирования социальных процессов, методических рекомендаций по комплексному перспективному планированию экономи­ ческого и социального развития различных групп пред­ приятий, отраслей народного хозяйства, отдельных административных районов, творческого сотрудни­ чества по этим вопросам с предприятиями и хозяйст­ венными организациями.

27

На местах остро ощущается нехватка кадров, обла­ дающих необходимой теоретической и практической подготовкой в области социологии. Правда, в Универ­ ситете марксизма-ленинизма Рижского горкома пар­ тии имеется отделение социологии; социологов не­ сколько лет готовит Латвийский государственный университет им. П. Стучки. Однако этого явно недос­ таточно.

Министерству высшего и среднего специального об­ разования республики следует принять меры по совер­ шенствованию системы подготовки высококвалифици­ рованных социологов. Нужно организовать обучение специалистов по комплексному планированию эконо­ мического и социального развития коллективов в Меж­ отраслевом институте повышения квалификации спе­ циалистов народного хозяйства.

Целесообразно поощрять разработку аспирантами диссертационных работ и студентами — дипломных нроектов по проблемам социально-экономического развития предприятий, административных районов и отраслей народного хозяйства.

Словом, необходимо использовать все меры, чтобы иметь научно обоснованные комплексные планы эко­ номического и социального развития.

Когда планы составлены, центр тяжести всей работы по социально-экономическому планированию переносится на осуществление намеченных в них меро­ приятий. Успех во многом будет зависеть от того, как партийные, профсоюзные и комсомольские организа­ ции сумеют мобилизовать на это дело все коллективы, каждого работающего.

Осуществление комплексного плана экономического и социального развития предприятий, районов, городов, отраслей требует усилий всех производственных кол­ лективов, широких масс трудящихся. Гласность об­ суждения проблем экономического, технического и социального развития поднимает заинтересованность членов коллективов в их решении. Правильно постав­ ленная работа по планированию экономического и со­ циального развития коллективов неизбежно должна привести к дальнейшему развитию демократических форм управления производством, к вовлечению всех

28


трудящихся в общественную деятельность, она будет способствовать росту активности каждого, работаю­ щего, определению им своего места и роли в производ­ ственном коллективе.

Такие комплексные планы в конкретной форме рас­ крывают преимущества социализма, пути и огромные возможности нашего развития. Поэтому планирование экономического и социального развития мы не только должны рассматривать как инструмент для наиболее успешного решения этих проблем, но и придавать ему

должное политическое значение,

шире

использовать

в организаторской и политической работе.

Большие задачи в этой связи

стоят

перед партий­

ными, советскими, профсоюзными органами. Их долг — добиваться дальнейшего повышения роли коллектив­ ных договоров, активизировать работу постоянно дейст­ вующих производственных совещаний и рабочих соб­ раний, вести строгий контроль за использованием фон­ дов стимулирования производства, совершенствовать формы и методы социалистического соревнования трудящихся за успешное выполнение планов и обяза­ тельств, развивать движение за коммунистическое отношение к труду.

Для усиления пропаганды положительного опыта в разработке и осуществлении комплексных перспектив­ ных планов экономического и социального развития многое могут сделать работники кино, газет, журналов, радио и телевидения, республиканское общество «Знание».

Проблемы комплексного планирования экономичес­ кого и социального развития коллективов, админист­ ративных районов, отдельных отраслей сложны и мно­ гообразны. Их правильное решение будет способство­ вать дальнейшему расцвету экономики и культуры республики.

Л. я. ЗИЛЕ,

зав, сектором партийного строительства Института истории партии при ЦК КП Латвии,

кандидат исторических наук

ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В решениях XXIV съезда КПСС и последующих по­ становлениях ЦК КПСС определены важнейшие за­ дачи по дальнейшему обеспечению всесторонней интенсификации общественного производства и повы­ шению его эффективности, ускорению темпов научнотехнического прогресса, совершенствованию управле­ ния экономическими и социальными процессами совет­ ского общества.

Совершенствование системы управления народным хозяйством всегда было и остается одним из узловых вопросов Экономической политики нашей партии. Дос­ тигнутый советской экономикой качественно новый уровень развития производительных сил, дальнейшее углубление специализации и кооперирования произ­ водства, научно-техническая революция предъявляют новые, более высокие требования к управлению и пла­ нированию, создают новые возможности для их совер­ шенствования.

В условиях развитого социализма, в обстановке раз­ вертывания научно-технической революции, на базе комплексного гармонического функционирования и со­ вершенствования всей общественной системы растут возможности и ускоряются темпы решения коренных экономических и социальных проблем.

Выполняя Директивы XXIV съезда КПСС, трудя­ щиеся Латвийской ССР, как и весь советский народ, достигли определенных положительных результатов. За первые три года девятой пятилетки экономика Со-

30