Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
города. В нем предусмотрены не только пути решения этих проблем, но и система контроля за реализацией намеченных мероприятий.
Большая работа по социально-экономическому пла нированию проделана Министерством автомобильного транспорта и шоссейных дорог. В августе 1972 года комплексный перспективный план развития этой важ ной отрасли народного хозяйства республики был рас смотрен и утвержден коллегией министерства. План включает комплекс технико-экономических и социаль ных вопросов. Он содержит также раздел, где дается общий прогноз развития отрасли до 1980 года, опреде лены направления и объемы грузовых и пассажирских перевозок, схема совершенствования дорожного хозяй ства. Мероприятия, которые намечено осуществить до 1975 года, базируются на плановых показателях пяти летки, а выходящие за ее пределы — на данных про гноза.
** *
Конечно, в области планирования экономического и социального развития в республике пока положено лишь доброе начало. Еще далеко не все сделано, чтобы перспективное планирование экономических и соци альных преобразований прочно вошло в практику пар тийной и советской работы, проникло во все звенья хозяйственной деятельности. Отдельные райкомы пар тии и райисполкомы по существу не приняли необхо димые организационные меры для развертывания активной работы по социальному планированию. Не все организации учитывают, что комплексные планы экономического и социального развития являются ба зой для разработки коллективных договоров и социа листических обязательств, составной частью текущего и перспективного планирования работы партийных, советских, всех общественных организаций, предприя тий, различных хозяйственных органов. А это не может не сказываться отрицательно на решении наиболее актуальных задач хозяйственного и культурного стро ительства.
21
Одна из проблем, требующих наибольшего внима ния, — это лучшее использование трудовых ресурсов.
Известно, что на протяжении ряда последних лет
вреспублике наблюдается острый дефицит рабочей силы, а демографический состав населения таков, что
вближайшей перспективе рассчитывать на скольконибудь значительный количественный прирост трудо вых ресурсов нельзя, наоборот, расчеты показывают, это этот прирост в ближайшие годы будет значительно сокращаться. Если в 1966—1970 годах он составил
113 тысяч человек, то в текущем пятилетии составит только 59,6.
Весь прирост трудовых ресурсов будет пол ностью поглощаться отраслями индустрии и сферой обслуживания: численность занятых в сельском хозяй стве будет систематически сокращаться. Так, если численность колхозников в 1970 году составила более 166 тыс. человек, то на конец этой пятилетки она со ставит 155.
Потребность народного хозяйства республики в ра бочей силе, по данным предприятий и организаций, опередит прирост трудовых ресурсов в конце текущей пятилетки примерно на 5,5% к трудовым ресурсам республики.
В связи с тем, что экстенсивные факторы роста на родного хозяйства становятся все более ограничен ными и возможности привлечения дополнительной рабочей силы сокращаются, важнейшее значение приобретает вскрытие и вовлечение в производство резервов рабочей силы, имеющихся в самом матери альном производстве.
Эти резервы кроются в ускорении темпов научнотехнического прогресса, техническом перевооружении производства, более широкой специализации и коопе рировании, в совершенствовании организации труда.
В связи с этим особенно важное социально-экономи ческое значение приобретает разработка и реализация мер по последовательному сокращению применения ручного и малоквалифицированного труда, по реши тельному сокращению потерь рабочего времени и теку чести кадров.
22
В промышленности республики около 40% общей численности работающих занято на погрузочно-разгру зочных, транспортных, складских и ремонтных рабо тах. Это результат недостаточного внимания к меха низации вспомогательного производства, недопустимое расточительство рабочей силы.
ЦК Компартии Латвии и Совет Министров респуб лики в 1970 году приняли решение о дополнительных мерах по ликвидации тяжелого ручного труда в про мышленности, строительстве, транспорте, сельском хо зяйстве и других отраслях народного хозяйства. Прет ворение этого решения в жизнь — одна из важнейших , -социально-экономических задач республики на девя тую пятилетку.
Результаты работы за первые два года текущей пятилетки подтверждают реальность произведенных в 1970 году расчетов и прогнозов. Предполагалось вы свободить от тяжелого ручного труда 30,6 тыс. чело век. По предварительным данным, на промышленных предприятиях, в строительных и транспортных орга низациях высвобождено полностью от тяжелого руч ного труда около 14 тысячи человек, в том числе пере ведены на другие участки работы около 5,5 тысячи человек, облегчен труд более чем 8,4 тысячи рабочих.
Но возрастание объема производства повлекло и увеличение количества рабочих, занятых на тяжелых ручных работах. Этот рост составил 1,5 тысячи чело век. Таким образом, за два истекших года общее коли чество рабочих, занятых тяжелым ручным трудом, уменьшилось только на 12,5 тысячи.
Некоторые министерства, ведомства, предприятия и организации в третьем году пятилетки предусматри вают высвободить от тяжелого ручного труда значи тельно меньшее количество работающих, чем предпо лагалось при разработке мероприятий на пятилетку. Не могут удовлетворять, например, темпы ликвидации тяжелого ручного труда в мясной и молочной промыш ленности, в организациях мелиоративного строитель ства, водном и коммунальном хозяйствах, промыш ленности строительных материалов и ряде других от раслей народного хозяйства республики. Значительно больше в этом направлении могут сделать в текущей
23
пятилетке Прибалтийская железная дорога, Министер ство лесного хозяйства и лесной промышленности и другие министерства и ведомства республики.
Огромные резервы имеются также в организации правильного использования рабочего времени работ ников, занятых в народном хозяйстве. Несмотря на на метившуюся тенденцию к сокращению потерь рабо чего времени, учитываемых статистикой, выборочные проверки показывают, что внутрисменные неучитывае мые потери рабочего времени продолжают оставаться еще значительными и достигают от 5 до 15% рабочего
,времени. Немало потерь рабочего времени происходит из-за прогулов. Все это говорит о больших недостат ках в организации труда, в борьбе за укрепление трудовой дисциплины.
Дополнительные потери рабочего времени вызыва ются также неудобным режимом работы отдельных предприятий и организаций, призванных обслуживать население. В 1972 году наблюдался рост невыходов, на работу, разрешенных законом (по вызовам в воен коматы, в суды, органы милиции, на спортивные со ревнования и др.). Это ежедневно отвлекало от работы только в промышленности свыше 2,6 тыс. рабочих.
Значительно мешает использованию трудовых ресур сов текучесть кадров, которая в республике за 1970— 1972 годы находилась на уровне 20% в промышлен ности и около 30% — в строительстве. Недостаточно пока борются с ней Министерство заготовок респуб лики, где текучесть кадров за 1972 год составила за
год 55%, Министерство мясной и молочной промыш ленности, Министерство пищевой промышленности,. Министерство строительства Латвийской ССР, где те кучесть составляет около 30%.
Огромное социальное и политическое значение для Латвийской ССР имеет переселение граждан с хуто ров в благоустроенные сельские населенные пункты. За последние два года в этом направлении уже про делано немало. В поселках построено и сдано в экс плуатацию более трех тысяч квартир. И тем не менее эта задача решается очень медленно.
Неудовлетворительны темпы жилищно-бытового к коммунального строительства. В 1972 г. не был выпол
24
нен план ввода в эксплуатацию жилых домов, детских дошкольных учреждений, не освоены средства, выде ленные на коммунальное строительство.
Эти и ряд других острых социальных и экономичес ких проблем требуют пристального к ним внимания как республиканских, так и местных партийных, совет ских и хозяйственных органов, всех производственных коллективов.
На собрании партийного актива республики, состо явшемся в марте 1973 года, было всесторонне проана лизировано в свете доклада Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнева «О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик» состо яние идеологической работы в республике, намечены меры по идеологическому обеспечению выполнения заданий третьего, решающего года пятилетки и ком мунистическому воспитанию трудящихся. Выполнению’ этих задач также будут во многом содействовать хо рошо разработанные планы социально-экономического' развития коллективов, отраслей и административных районов.
Поэтому необходимо не только обобщить опыт пла нирования экономического и социального развития,, уже накопленный в республике, но и вскрыть недо статки в этой важной работе, наметить пути их устра нения.
Каковы же основные недостатки в практике плани рования социально-экономического развития? Каковы задачи по совершенствованию этого важного партий ного дела?
Прежде всего нередки случаи, когда допускается крайне упрощенный, примитивный подход к планиро ванию экономического и социального развития. Неко торые планы не имеют достаточной научной обосно ванности, составлены путем механического сведения в единый документ планов служб и отделов, партий ных и общественных организаций.
Среди недостатков методического характера следует отметить неумение обеспечить необходимую для раз работки плана информацию. Некоторые планы состав лены без учета данных социологических исследований, без изучения и подробного анализа социально-демо
2,>
графической структуры коллектива предприятия, его потребностей и т. д.
Во многих планах главная цель социального разви тия — постепенное преодоление социальной неодно родности составляющих коллективы социально-про фессиональных групп — выражена нечетко. К тому же большинство их намечает контуры социального разви тия в общем, опираясь на средние данные, игнорируя особенности имеющихся в каждом коллективе соци альных групп,структурных подразделений.
Разработка планов социального развития отдель ных коллективов параллельно с разработкой комплек сных планов районов, городов в республике ведется еще редко. Это мешает обеспечить органическую взаимо связь развития отраслей материального производства и отраслей сферы обслуживания как в масштабе от дельного предприятия, так и в масштабе администра тивного района, города. В результате при разработке плана социального развития коллектива даже круп ного предприятия, но одного, подчас возникают серь езные трудности.
План социального развития коллектива предприя тия может быть подлинно научным только в том слу чае, если он является составной частью плана соци ального развития района, который в свою очередь должен быть вписан в систему социального развития республики. Поэтому неотложной становится задача разработки комплексных перспективных планов эконо мического и социального развития каждого района, города, республики. Следует более полно предусматри вать возможности кооперирования средств для произ водственного, жилищного, культурно-спортивного, до рожного и другого строительства, для решения проб лем улучшения медицинского, бытового обслуживания населения и других вопросов.
Некоторые разделы комплексных планов не подкреп ляются организационно и идеологически, материально и финансово. Не предусматривается полное и эффек тивное использование фондов предприятий на соци ально-культурные мероприятия и жилищное строи тельство.
Одной из причин недостатков комплексного соци
26
ально-экономического планирования является то, что оно не заняло еще должного места в общей системе планового руководства развитием производительных сил. Назрела необходимость значительно повысить в этом деле роль Госплана республики, министерств и ведомств.
Согласно утвержденной Госпланом СССР «Типовой методике разработки пятилетнего плана промышлен ного предприятия на 1971—1975 годы» перспективный план социального развития коллектива должен был со ставляться наравне с другими разделами пятилетнего плана предприятия и рассматриваться вышестоящей организацией. Исходя из этого, Госплан, плановые комиссии исполкомов, министерства и ведомства рес публики были призваны обеспечить руководство про цессом планирования на местах, оказывать предприя тиям, всем производственным организациям квалифи цированную помощь методического, организационного п технического характера. Комплексные планы эконо мического и социального развития коллективов следу ет рассматривать в министерствах и ведомствах, при водить в соответствие с имеющимися материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Центральному статистическому управлению республики и его органам па местах в статистических сборниках надо шире от ражать динамику социальных процессов не только в целом по республике, но и по отдельным отраслям, административным районам и, по возможности — крупным производственным коллективам.
Большие задачи стоят перед работниками науч ных и научно-исследовательских организаций респуб лики. Мы вправе ждать от ученых Института эко номики Академии наук, Института планирования Госплана, высших учебных заведений республики фундаментальной разработки методики планирования социальных процессов, методических рекомендаций по комплексному перспективному планированию экономи ческого и социального развития различных групп пред приятий, отраслей народного хозяйства, отдельных административных районов, творческого сотрудни чества по этим вопросам с предприятиями и хозяйст венными организациями.
27
На местах остро ощущается нехватка кадров, обла дающих необходимой теоретической и практической подготовкой в области социологии. Правда, в Универ ситете марксизма-ленинизма Рижского горкома пар тии имеется отделение социологии; социологов не сколько лет готовит Латвийский государственный университет им. П. Стучки. Однако этого явно недос таточно.
Министерству высшего и среднего специального об разования республики следует принять меры по совер шенствованию системы подготовки высококвалифици рованных социологов. Нужно организовать обучение специалистов по комплексному планированию эконо мического и социального развития коллективов в Меж отраслевом институте повышения квалификации спе циалистов народного хозяйства.
Целесообразно поощрять разработку аспирантами диссертационных работ и студентами — дипломных нроектов по проблемам социально-экономического развития предприятий, административных районов и отраслей народного хозяйства.
Словом, необходимо использовать все меры, чтобы иметь научно обоснованные комплексные планы эко номического и социального развития.
Когда планы составлены, центр тяжести всей работы по социально-экономическому планированию переносится на осуществление намеченных в них меро приятий. Успех во многом будет зависеть от того, как партийные, профсоюзные и комсомольские организа ции сумеют мобилизовать на это дело все коллективы, каждого работающего.
Осуществление комплексного плана экономического и социального развития предприятий, районов, городов, отраслей требует усилий всех производственных кол лективов, широких масс трудящихся. Гласность об суждения проблем экономического, технического и социального развития поднимает заинтересованность членов коллективов в их решении. Правильно постав ленная работа по планированию экономического и со циального развития коллективов неизбежно должна привести к дальнейшему развитию демократических форм управления производством, к вовлечению всех
28
трудящихся в общественную деятельность, она будет способствовать росту активности каждого, работаю щего, определению им своего места и роли в производ ственном коллективе.
Такие комплексные планы в конкретной форме рас крывают преимущества социализма, пути и огромные возможности нашего развития. Поэтому планирование экономического и социального развития мы не только должны рассматривать как инструмент для наиболее успешного решения этих проблем, но и придавать ему
должное политическое значение, |
шире |
использовать |
в организаторской и политической работе. |
||
Большие задачи в этой связи |
стоят |
перед партий |
ными, советскими, профсоюзными органами. Их долг — добиваться дальнейшего повышения роли коллектив ных договоров, активизировать работу постоянно дейст вующих производственных совещаний и рабочих соб раний, вести строгий контроль за использованием фон дов стимулирования производства, совершенствовать формы и методы социалистического соревнования трудящихся за успешное выполнение планов и обяза тельств, развивать движение за коммунистическое отношение к труду.
Для усиления пропаганды положительного опыта в разработке и осуществлении комплексных перспектив ных планов экономического и социального развития многое могут сделать работники кино, газет, журналов, радио и телевидения, республиканское общество «Знание».
Проблемы комплексного планирования экономичес кого и социального развития коллективов, админист ративных районов, отдельных отраслей сложны и мно гообразны. Их правильное решение будет способство вать дальнейшему расцвету экономики и культуры республики.
Л. я. ЗИЛЕ,
зав, сектором партийного строительства Института истории партии при ЦК КП Латвии,
кандидат исторических наук
ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В решениях XXIV съезда КПСС и последующих по становлениях ЦК КПСС определены важнейшие за дачи по дальнейшему обеспечению всесторонней интенсификации общественного производства и повы шению его эффективности, ускорению темпов научнотехнического прогресса, совершенствованию управле ния экономическими и социальными процессами совет ского общества.
Совершенствование системы управления народным хозяйством всегда было и остается одним из узловых вопросов Экономической политики нашей партии. Дос тигнутый советской экономикой качественно новый уровень развития производительных сил, дальнейшее углубление специализации и кооперирования произ водства, научно-техническая революция предъявляют новые, более высокие требования к управлению и пла нированию, создают новые возможности для их совер шенствования.
В условиях развитого социализма, в обстановке раз вертывания научно-технической революции, на базе комплексного гармонического функционирования и со вершенствования всей общественной системы растут возможности и ускоряются темпы решения коренных экономических и социальных проблем.
Выполняя Директивы XXIV съезда КПСС, трудя щиеся Латвийской ССР, как и весь советский народ, достигли определенных положительных результатов. За первые три года девятой пятилетки экономика Со-
30