Файл: Вопросы планирования экономического и социального развития [сборник статей]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
тественно, что решение современных задач требует усиления политического руководства хозяйственной деятельностью, обусловливает повышение роли партии как направляющей и организующей силы нашего об щества. И это вполне закономерно, ибо нельзя уп равлять производственной деятельностью людей при социализме без научного подхода, без учета полити ческих целей и социальных последствий принимаемых хозяйственных решений. Партия в своей деятельности по совершенствованию управления народным хозяйст вом учитывает научность, умение правильно опреде лять перспективу и очередность выполняемых задач. Она ориентируется на передовой опыт, способность быстро и чутко реагировать на изменяющиеся усло вия.
Экономическое и социальное планирование ныне приобретает все большее значение. После XXIII съезда партии оно широко распространилось в целом по стране, и в частности в Латвийской ССР. XXIV съезд КПСС одобрил практику разработки таких планов.
Многими трудовыми коллективами Латвии, как и других братских республик страны, накоплен некото рой опыт в деле планирования экономического и со циального развития.
Естественно, что не все аспекты планирования эко номического и социального развития предприятий, отраслей, районов и городов разработаны в одинако вой степени. Ряд проблем еще ждет своего изучения, обобщения и разрешения.
Многие трудности связаны с недостаточной разра ботанностью вопросов методики и организации эко номического и социального развития на всех уровнях управления. Нет еще единства в понимании характера плана. Иногда он представляется в форме комплекса мероприятий, иногда в виде перечисления общих за дач социального развития и программы исследований. Нет единства в формах планов, их структуре. Состав ление их иногда сводится к компоновке всех планов общественных организаций, имеющихся в коллективе, без широкого участия самих трудящихся цехов, отде лов, групп НОТ и лабораторий.
39
Кроме того, составление планов экономического и социального развития в республике еще не стало обя зательным для всех коллективов: в настоящее время планы составляются по желанию руководителей того или иного предприятия.
В республике мало еще планов экономического и социального развития отраслей народного хозяйства, которые были бы нацелены на решение экономических и социальных задач производства, на развитие тех нического прогресса в целом по отрасли.
Меньше всего распространено пока планирование экономического и социального развития городов.
Жизнь подсказывает, что планы экономического и социального развития всех уровней управления дол жны быть тесно связаны между собой, дополнять друг друга и соответствовать общим задачам выполнения пятилетнего плана развития народного хозяйства
СССР.
Повышение общего уровня планирования и науч ного прогнозирования требует глубоких комплексных исследований всех сторон жизни советского общества, механизма действий экономических законов социализ ма, научного исследования духовного мира советского человека.
Перед научными, партийными, советскими работни ками, руководящими работниками всех отраслей на родного хозяйства открывается огромное поле дея тельности.
Органически соединить использование достижений современной научно-технической революции с эффек тивными формами социалистического управления, на править их в целях наилучшего использования резер вов и возможностей социализма, обеспечив тем самым успех коммунистического строительства, — таков глу бокий смысл мероприятий в экономической и социаль ной областях, разработанных на XXIV съезде партии.
В. Р. ПОЛОЗОВ,
заведующий лабораторией: НИИ комплексных социальных исследований при Ленинградском государственном университете
им. А. А. Жданова, доктор экономических наук
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
Современный этап коммунистического строительства характеризуется глубоким проникновением науки во> все сферы человеческой деятельности, начиная от про изводства и кончая духовной жизнью людей. Задачи создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования общественных отношений и фор мирования нового человека требуют комплексногонаучного подхода к процессам развития общества.
В процессе коммунистического строительства, в ус ловиях развертывающейся научно-технической рево люции, глубоких сдвигов в экономике происходят важ ные социальные изменения, которые необходимо пред видеть и которыми необходимо управлять.
Дальнейшее совершенствование планового управ ления народным хозяйством в современных условиях партия рассматривает как необходимое условие реа лизации преимуществ и возможностей развитого соци алистического общества.
Исследование основных тенденций изменений в со циальной структуре общества приобретает все большее практическое значение для эффективного решения проблем планомерного формирования социальных по следствий развития производства. Научное програм мирование социальных последствий развития произ водства означает не только предвидение будущих социальных изменений, но и целенаправленное их фор мирование.
41
Потребность сочетания экономического и социаль ного критериев внедрения новой техники и технологи ческих процессов в производство выступает как проб лема, обусловленная качественно новой социальной природой, целями и мотивами движения общественного производства при социализме.
Формирование нового типа производственного работ ника и продвижение к социальному равенству и всесто роннему развитию личности — органичный и комплекс ный процесс.
Сложные, многообразные и опосредованные причин но-следственные связи свойственны отношениям общественного производства и непроизводственной сферы. В последней подготавливаются и создаются предпосылки последующего роста общественного про изводства. От развития непроизводственной сферы во многом зависят масштабы и структура свободного вре мени, состояние здоровья и продолжительность жизни населения, уровень образования и духовного развития, что, в свою очередь, оказывает влияние на экономику, обеспечивая рост экономической эффективности про изводства.
«Важнейшим критерием развития производства и научно-технического прогресса становится уровень ма териального и культурного благосостояния народа ...
Партия видит в проведении такого курса настоятель ную необходимость также и потому, что он обеспечи вает создание одной из основных предпосылок быст рого роста производства. Высокая квалификация, об щая культура человека, научный подход к проблемам производства и управления становятся обязательным условием успешного труда и его высокой производи тельности. Это, в свою очередь, в значительной мере зависит от уровня жизни, от степени удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся, от того, насколько соответствуют условия труда и быта людей современным требованиям»1.
Предвидение социальных последствий научно-техни ческого прогресса, увязка и синхронизация факторов
1 Байбаков Н. Экономика СССР — единый народнохозяйствен ный комплекс. — «Коммунист», 1972, № 16, с. 44.
42
экономического и социального развития — одна из за дач народнохозяйственного планирования.
В перспективных и текущих государственных планах все большее место отводится мерам, направленным на преобразование общественных отношений и более полное удовлетворение материальных и культурных потребностей трудящихся. В сфере действия закона планомерного развития находятся все важнейшие об ласти жизнедеятельности общества, не только произ водство, но и такие, как материальное благосостояние, народное образование, культура, здравоохранение, жилищно-бытовое обслуживание, социальное обеспе чение и другие. Наряду с производственными показате лями в народнохозяйственных планах предусматрива ются также мероприятия по выравниванию положения классов и различных социальных групп: преодоление социально-экономических различий между городом и деревней, между трудом умственным и физическим, устранение разницы в уровнях оплаты и условиях труда, образования и быта.
Однако соответствующие показатели государствен ных планов носят обобщенный характер и касаются, в основном, материальных условий развития общест венных институтов (строительство учебных заведений, больниц, учреждений культуры, предприятий комму нально-бытового обслуживания и других). Фактичес кое распределение социальных благ, условия духов ной жизни, степень удовлетворения потребностей, т. е. реальное проявление экономического положения раз личных категорий населения, оставались в значитель ной степени вне прямого регулирования. Только на основе изучения конкретных процессов и условий со циального развития можно видеть различия между потребностями и степенью их удовлетворения и на этой базе преодолевать остатки социального неравенства между людьми, обеспечивать условия для развития личности работников.
Главные направления повышения научного уровня планирования в современных условиях состоят во все стороннем изучении общественных потребностей, бо лее глубокой разработке социальных проблем и проб лем научно-технического прогресса в их единстве
43
с экономическим развитием страны. Намеченная на де вятую пятилетку широкая программа социальных ме роприятий исходит из того, что наиболее полное удовлетворение материальных и культурных потреб ностей людей является высшей целью общественного производства при социализме.
Новое в подходе к управлению социальными отно шениями состоит в настоящее время отнюдь не в уста новлении их общей взаимосвязи с экономическим раз витием, а в переходе к разработке конкретной, обос нованной программы по преобразованию важнейших сторон социальных отношений в специфические задачи перспективного народнохозяйственного планирования.
Наиболее общий характер взаимосвязи экономичес ких и социальных процессов заключается в том, что постановка общих и частных задач по преобразо ванию социальных отношений становится реальной только при создании соответствующих экономических предпосылок, при достижении определенного уровня развития экономики. При этом недостаточно ограничи ваться лишь констатацией указанной взаимосвязи эко номических и социальных процессов. Представляется, что такая связь в основном раскрывает лишь одну сторону отношения между ними и не учитывает в пол ной мере обратной связи. На современном этапе ком мунистического строительства чрезвычайно возрастает обратное воздействие прогрессирующих социальных отношений на рост и развитие экономики.
Планомерное управление общественными процес сами прежде всего связано с решением социальных вопросов в текущих и перспективных планах развития народного хозяйства, которые включают меры по рас ширению и совершенствованию таких социальных институтов, как культура, образование и ряда других.
Каждая из этих сфер тесно связана с другими и прежде всего с производством; связь эта проявляется не только в том, что все сферы опираются в конечном счете на производство, но также и в том, что состоя ние самого производства находится в зависимости от уровня развития этих сфер. Эта взаимосвязь проявля ется в двояком отношении: во-первых, производство яв ляется источником создания и развития материальной
44
базы социальных институтов; во-вторых, уровень раз вития названных институтов в наивысшей степени оп ределяет, каким вступает в производство его основной элемент, его главная производительная сила —■тру дящиеся.
Важнейшая предпосылка научно обоснованного уп равления рабочей силой заключается в познании объективных законов развития главной производитель ной силы общества.
В сфере управления рабочей силой приходится стал киваться с многочисленными и разнообразными инди видуальными интересами и потребностями людей. А потому применение лишь экономических методов регу лирования процесса формирования и использования работников в общественном производстве не может быть достаточно эффективным.
Далее. Если показатели технико-экономического развития народного хозяйства доводятся до конкрет ных исполнителей — предприятий и организаций, то социальная программа государственных планов до недавнего времени не находила достаточного отраже ния в планах промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Вне поля зрения в производственных планах оста вались многие социальные процессы, происходящие в коллективе и отражающие разнообразные потребности и интересы рабочих и служащих. Эти пробелы и при звано ликвидировать социальное планирование. Оно дополняет производственное планирование и конкре тизирует социальную программу развития главной про изводительной силы применительно к специфическим условиям определенного трудового коллектива и тер ритории.
Социальное планирование не ограничивается конста тацией тех социальных последствий, которые наступят в результате развития производства. Его активная роль проявляется в том, что оно, во-первых, оказывает обратное воздействие на производство, приводит в движение социальные резервы, повышающие эко номическую эффективность производства и ускоряю щие темпы научно-технического прогресса; во-вторых,
45
ставит перед производством социальные цели и опре деляет показатели общественного прогресса.
Общим критерием эффективности направлений и системы мер по совершенствованию общественных от ношений служит степень реализации полного соци ального равенства между членами общества. Процесс нарастания социальной однородности, охватывая ис торический период постепенного перерастания обще ства развитого социализма в коммунистическое обще ство, является магистральным направлением к дос тижению полного социального равенства всех членов и во всех сферах жизнедеятельности общества.
Сфера производства имеет значение важного объ екта общественных отношений, в нем протекают важ нейшие социально-экономические процессы, затраги вающие исходные факторы различий в социальном положении классов и социальных групп.
В организационных звеньях системы производства,, начиная с производственного коллектива предприя тия — первичной ячейки общества, — планомерно идет тот же процесс постепенного нарастания социальной однородности, что и в обществе в целом.
План социального развития производственного кол лектива и является инструментом, при посредстве которого общество осуществляет планомерное совер шенствование тех специфических социальных отноше ний, которые локализованы в сфере производства.
ЦК КПСС в Постановлении о работе партийных ор ганизаций Усть-Каменогорского свинцово-цинкового и Балхашского горно-металлургического комбинатов одобрил опыт работы этих коллективов по повышению эффективности производства и предложил партийным и профсоюзным организациям, хозяйственным руково дителям комбинатов «настойчиво решать вопросы со циального развития коллективов, постоянно улучшать условия труда, быта и организацию культурного до суга трудящихся, повышать их общеобразовательный уровень и специальные знания, развивать творческую активность рабочих, инженерно-технических работни ков и служащих, широко привлекать их к управлению производством. Осуществление социальных мероприя тий тесно увязывать с ростом производительности
46