ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
На аналиа |
систем |
следует |
смотреть |
не как на |
антитезу |
||
суждений, |
а как |
на рамки, |
|
которые |
позволяют |
|
исполь |
зовать суждения |
экспертов |
по многочисленным |
разделам |
||||
области, чтобы получить результаты, |
которые |
|
выходят |
||||
за пределы |
любого |
отдельного |
суждения. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Ч. |
Хитч |
|
|
|
|
американский специалист |
|||
|
|
|
|
по системному |
анализу |
Методы упорядочения
.Идея включения вероятностных оценок в расчеты ставит перед принимающим решение ряд трудностей. Прежде всего ясно, что оперировать «твердыми» оценками зна чительно легче и вообще определенность и конкретность в любом деле всегда приятней, чем неопределениость. Некоторое облегчение в таких случаях оказывает раз работка моделей, помогающих пренебречь малозначащими факторами и оперировать лишь теми, которые измеряются или являются наиболее «ощутимыми». Однако не исклю чено, что, упрощая действительность, мы можем «вы плеснуть из корыта вместе с водой и ребенка».
В ряде случаев стремятся к определенности только потому, что не знают, как учесть при принятии решения возможный риск. Иногда «быть определенным» заставляют причины чисто психологического порядка: решительность и твердость всегда считались положительными качествами человека. Но как( бы там ни было, игнорировать неопре деленность нельзя, и мы вынуждены ее учитывать при подготовке прогнозов и разработке долгосрочных планов.
Как мы отмечали, в экспертных методах вероятностная математическая модель формируется на основе оценок, характеризующих предполагаемое распределение иско мой величины. Принимается, что, с точки зрения эк сперта, распределение представляет собой непрерывную функцию, характер которой можно установить, применяя специальные критерии. Часто определить характер функ ции не удается, что затрудняет использование вероятност ных методов.
В таких случаях пытаются оценить информацию, ко торая по тем или дным причинам не поддается непосред ственному измерению, с помощью методов, отражающих
117
предпочтения экспертов. Предполагается, что эксперт обладает определенной оистемой предпочтений, если он в состоянии сравнить возможные варианты или факторы, приписав каждому из них число.
В зависимости от того, по какой шкале могут быть заданы эти предпочтения, экспертные оценки содержат больший или меньший объем информации. Чаще всего экспертные оценки качественных и трудноизмеримых признаков воспринимаются как измеренные по порядко вой шкале, и для их математической обработки приме няются методы упорядочения.
Использование порядковых шкал позволяет различать объекты и тогда, когда мы не знаем признаков сравнения.
Методы упорядочения могут быть применены в сле дующих случаях.
1. Когда из общего числа альтернатив или каких-либо характерных признаков (факторов) необходимо выделить наиболее важные.
В практике выбора альтернатив нередко случается, что одна из них превосходит другие по одному из пока зателей, в то время как другая лучше остальных по ка кому-то другому показателю. Бывает, что эти показатели качественно различны или их нельзя соизмерить. В таких случаях выбирается какой-либо один (или несколько) важный или значимый показатель, на основе которого и производится выбор наиболее предпочтительной альтер нативы.
2. Когда нужно сравнить некоторые количественные факторы, точные измерения которых связаны со значи тельными трудностями.
Некоторые трудности такого рода мы уже называли. Кроме этого, в практической деятельности иногда воз никает необходимость давать на сложные вопросы не-1 медленный ответ, для точного обоснования которого по требуется много времени, а возможно, и значительные затраты ресурсов. Упорядочение альтернатив или факто ров при решении сложных задач может служить способом, позволяющим в короткие сроки получить приближенный ответ.
3. Когда необходимо оценить какие-либо качествен ные факторы, которые нельзя точно измерить, но можно сопоставить степень обладания каждого из них этим качеством.
118
Подобные случаи мы неоднократно упоминали. В по вседневной жизни мы часто оцениваем такие факторы с помощью слов: «лучше», «ценнее», «полезнее», «краси вее», «талантливее» и т. д.
Наиболее распространенными методами упорядочения альтернатив (факторов) являются: 1) ранжирование; 2) не посредственная оценка; 3) последовательное сравнение и 4) парное сравнение.
Ранжирование — процедура установления относитель ной значимости (предпочтительности) исследуемых объек тов на основе их упорядочения. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта или явления в группе других объектов (явлений), обла дающих существенными для оценки свойствами.. Обычно наиболее предпочтительному объекту присваивается пер вый ранг, а наименее предпочтительному — послед ний.
Точность и надежность ранжирования в значительной степени зависят от количества объектов. В принципе чем таких объектов меньше, тем выше их «различимость» с точки зрения эксперта и тем надежнее можно установить ранг объекта.
Итак, при ранжировании эксперт должен расположить объекты (факторы, альтернативы) в порядке, которыйпредставляется ему наиболее рациональным, и приписать каждому из них числа натурального ряда: 1, 2, 3 и т. д.
Следовательно, порядковая шкала, получаемая в ре зультате ранжирования, должна удовлетворять условию равенства числа рангов числу ранжированных объек тов.
Бывает так, что эксперт не в состоянии указать поря док следования двух или нескольких объектов, либо ои разным.объектам присваивает один и тот же ранг, и в ре зультате число рангов N оказывается не равным числу ранжируемых объектов п. В таких случаях объектам при писываются так называемые стандартизированные ранги. С этой целью полагают общее число рангов равным п, а объектам, имеющим одинаковые ранги, присваивается стандартизированный ранг, значение которого представ ляет среднее суммы мест, поделенных между собой объек тами с одинаковыми рангами.
119
Таким образом, сумма рангов Sn, полученная в резуль тате ранжирования п объектов, будет равна сумме чисел натурального ряда, т.е.
|
|
я |
|
1) |
|
|
|
|
|
|
|
п (ге + |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
„где |
,т,- — ранг £-го |
объекта. |
|
|
|
|
|||
J |
Когда |
ранжирование |
производится |
несколькими экс- |
|||||
; пертами, |
сначала |
подсчитавается сумма рангов для каж- |
|||||||
i дого объекта, причем наивысший |
(первый) ранг присваи- |
||||||||
1 вается объекту, получившему наименьшую сумму |
рангов, |
||||||||
] и, |
наоборот, объекту |
с |
наибольшей |
суммой рангов при- |
|||||
! сваивается самый |
низкий ранг |
N. |
Остальные |
объекты |
|||||
I упорядочиваются |
в |
соответствии |
|
со |
значением |
суммы |
рангов относительно объекта, которому присвоен первый ранг. Рассмотрим пример ранжирования факторов не сколькими экспертами.
Представим, что три эксперта должны ранжировать три основных фактора, влияющих на оценку предпочти тельности альтернатив, и что этими факторами являются: техническая новизна, ожидаемая прибыль и срок освоения.
Предположим, что каждому из факторов эксперты присвоили соответствующие ранги, показанные в первых
трех строках |
табл. |
13. |
|
|
|
Таблица 13 |
|
|
|
|
|
Определение результирующего рапга факторов |
|
|
|||
|
|
|
|
Факторы |
|
Эксперты |
|
Техническая |
Ожидаемая |
Срок освое |
|
|
|
|
новизна |
п рпбыль |
ния |
Иванов . |
|
|
1 |
2 |
3 |
Петров . |
|
|
2 |
1 |
3 |
Спдоров |
|
|
1 |
3 |
2 |
С у м м а |
раптов |
. . |
4 |
6 |
8 |
Результирующий ранг фак |
I |
I I |
I I I |
||
тора |
, . |
. . |
120
Как видно из таблицы, в этом случае наивысший (I) результирующий ранг присваивается фактору, получив шему наименьшую сумму рангов, т. е. наибольшее число первых мест. Последующие ранги ( I I и I I I ) устанавли ваются в зависимости от порядка суммы рангов, получен ной другими факторами.
Аналогичным образом могут быть ранжированы объекты или их признаки, а также альтернативы, цели, критерии и т. д.
Иногда для' установления результирующего ранга сначала рассчитывается средний ранг путем деления суммы рангов' на число экспертов, участвующих в ран жировании, а затем уже по величине среднего ранга устанавливается результирующий.
Следует отметить, что ранг определяет лишь место, занимаемое объектом среди других объектов в отношении какого-то важного для анализа свойства или качества.
На вопрос о том, как далеко отстоят друг от друга иссле- \ дуемые объекты, метод ранжирования ответа не дает. \ На практике метод ранжирования «в чистом виде» используется редко. Чаще всего он применяется в соче тании с другими .методами упорядочения, обеспечиваю щими более четкую различимость сравниваемых объектов. Так, ранжирование мбжет быть использовано в соче тании с методом непосредственной оценки. Для этого 1^
"разрабатывается шкала, каждому интервалу которой присваивается оценка (балл), например от 1 до 10. Вели чины интервалов должны быть7^"т!1чтж~з^ения_э"кспертов, равными.
Задача экспертов состоит в помещении всех рассмат риваемых объектов (факторов) в определенный оценочный интервал в соответствии либо со степенью обладания тем или иным свойством, либо с предположениями эксперта об их ..значимости. ' \
Простейшим случаем оценки являются вопросы ан- / кеты, на которые эксперт должен дать ответ «да» или ! «нет». Может быть задана трехступенчатая шкала (на- 1 пример: «очень важно», «важно», «не имеет значения») [
или пятиступенчатая и т. п. |
|
! |
||
Во всех таких случаях каждому из ответов присваи- j |
||||
вается |
определенное |
число — балл; например |
ответу |
! |
«да» — балл 1, а ответу «нет» — балл 0; при трехступен- |
! |
|||
чатой |
шкале ответу |
«очень важно» — балл 2, |
ответу |
|
121