ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
Чукотке, анадырском И камчатском побережьях. Для связи с ними владивостокцы направили «Теодора Нет-
те». Уже 11 июля пароход начал прерванную девять лет назад трудовую жизнь на Дальнем Востоке. Он участ вовал в Чукотско-Анадырских экспедициях. Возил това ры и специалистов в «глубинки» Камчатки и Чукотки. Обратно грузил рыбу и пушнину.
Водил судно в эти нелегкие рейсы капитан Петр Ин нокентьевич Хренов, потомственный моряк. Выпускник Владивостокской мореходки, он плавал без малого два десятка лет, прошел хорошую школу под руководством ученого гидрографа-геодезиста генерала Михаила Ефи
мовича Жданко. В 1926 году участвовал в тяжелом ле
довом походе «Ставрополя» к острову Врангеля. Тогда
же вместе с капитаном П. Г. Миловзоровым они’ впервые подняли Государственный флаг Республики Советов на
небольшом соседнем острове Геральда.
Черные волосы и умные, чуть раскосые, проницатель
ные глаза на смуглом лице, неизменная молодцеватость
капитана «Теодора Нетте» всегда выделяли его коренас тую фигуру среди других моряков. Он знал почти все
местные суда и их капитанов. Стоило ему заметить иду щий навстречу корабль, и он как бы мимоходом вслух говорил:
—«Второй краболов», капитан-директор Сергей
Васильевич Кондараки. Наш капитан! Командовал
«Симферополем» и «Тверью», ходил старпомом на «Оле ге» и «Кишиневе», затем водил «Монгугай» и «Эривань».
Лучшего учителя и доброжелателя, чем он, для настоя щего моряка не надо».
Молодые штурманы и рулевые матросы, слушая свое го капитана, за несколько лет незаметно проходили ори гинальную школу, узнавали все о судах и судоводителях Дальневосточного бассейна.
Однажды, у берегов Чукотки, на борту «Нетте» пас сажирка-чукчанка родила двойню. Близнецов принимал судовой врач. Моряки наспех собрали приданое. А отец
ребятишек, перед тем как сойти на берег, зашел к Петру
Иннокентьевичу. Долго хвалил товары, привезенные охотникам, и только в конце сказал с местным ак
центом:
■—Товарне капитан, ребят, однако, назвать надо. Чукчи просили мальчику дать имя Теодор, а девоч-
134
ке — Нетта. Событие это, как полагается, было записано в вахтенный журнал — самый важный документ на суд не, имеющий юридическую силу. Ребятишек нарекли в честь корабля Теодором и Неттой, родителям вручили
выписку и подарок от моряков. А в журнале отметили,
что почетные юнги Теодор и Нетта имеют право плавать на судне бесплатно.
Старшим помощником у Хренова в ту пору был Па
вел Илларионович Федоров, бывший матрос этого судна и будущий первый капитан Нагаевского порта. А чет вертым помощником — Виталий Соколов. Потом Вита лий Павлович долгие годы стоял на капитанском мости ке, преподавал в Петропавловском мореходном училище.
Ходил «Нетте» и в самый северо-восточный пункт
Азии, в поселок Уэлен. И только поздней осенью, проду тый всеми ветрами, укачанный штормами неприветли вых морей, возвратился во Владивосток.
В начале нового 1930 года судно посещало Самаргу, Терней и японский порт Кобэ. Однако уже в конце февраля на срочной линии Владивосток — Кобэ оно бы ло заменено пароходом «Лозовский». Ожидалось зада ние, о котором 15 марта во Владивостоке скромно пи сали:
«На этих днях на остров Сахалин Акционерное саха линское общество высылает экспедицию для проведения разведывательных работ. C экспедицией отправляется 50 рабочих-горняков».
Сообщение было действительно слишком скромным.
На Сахалин требовалось срочно доставить шахтную тех
нику, стройматериалы, большую партию переселенцев и шахтеров. В Татарский пролив отправлялась группа уче ных для наблюдения за льдами, погодой, течениями, для выполнения важнейших работ сезона, впервые за послед ние сто лет проводимых в этом районе.
Северная часть Сахалина стала советской недавно, в 1925 году. Началось быстрое освоение его богатств. Складывались первые леспромхозы, налаживалась рыб ная промышленность, поднимались старые шахты и
оснащались новой техникой. Александровск был старей
шим районом угледобычи, открытым еще посланцем Не вельского Николаем Бошняком. На трех его шахтах, в Арково, Мгачах и Дуэ, уже добывался качественный уголь для строек первой пятилетки.
135
Капитан Хренов понимал, что задание ответственное, безотлагательное, однако был немного озадачен:
—Ведь там трещат морозы, лед, и к Александровску не пробиться, — ответил на предложение начальства.
—C вами идет портовый ледокол «Добрыня Ники
тич».
—Если так, то будем готовиться.
Упоминание о «Добрыне» несколько успокоило Хре нова. Ему был хорошо знаком этот мощный портовый ледокол с корпусом шириной около 18 метров. При осад ке почти в шесть метров он имел два кормовых и один
носовой винт, ходил до одного узла в сплошном полу метровом льду. Только он мог проводить крупные океан
ские суда сквозь льды Приморья, был очень подвижен, разворачиваясь почти на одном месте... Уважал Хренов и капитана ледокола.
Командовал «Добрыней» Н. Μ. Штукенберг, быва лый, очень опытный моряк и... неплохой художник. Оба капитана знали, что переход транспортного судна на за падное побережье Сахалина в зимних условиях совер шался впервые. Вместе тщательно разрабатывали и го товили рейс, дооборудовали и утепляли «Теодора Нетте».
В двадцатых числах марта суда двинулись в ледо вый поход, оказавшийся действительно не из легких.
В Татарском проливе погода испортилась, началась пур
га, мокрый снег. За мысом Белкина встретились со льда ми. Вначале «Добрыня» легко раздвигал их широкими бортами. Ледяные поля становились мощнее, лед тол ще. Ледокол вползал на льдины, крошил, образуя кори дор для «Нетте».
Когда до Александровска осталось рукой подать, «Добрыня», переоценив свои силы, атаковал слишком
мощное ледяное поле. Лед оказался столь крепким, что сумел выдержать тяжесть и не раскололся. Ледокол завис на льдине. Все попытки Штукенберга сняться на полном заднем ходу не приводили к успеху. Ледяной плен грозил затянуться. Думали, гадали, как помочь горю. Хренов решился на единственно возможную быст рую меру:
— Попробую сдернуть тебя с проклятой льдины, — заявил он Штукенбергу.
136
Капитан ледокола только улыбнулся: его «Добрыня» втрое сильнее и то ни с места. Однако делать нечего,
решили попытать счастья. Оба корабля дали «полный назад», и, после нескольких попыток, «Добрыня» оказал ся на плаву. Только красный суриковый след остался
иа льдине.
Пробиться ближе к Александровску было немысли мо. Связались с городом... И город вышел на помощь, закрыв на время свои учреждения. Двое суток не пре рывалась живая цепочка. Днем и ночью работали моря ки и горожане, шахтеры и новоселы, переправляя грузы на берег... Не обошлось без казусов. Однажды, обогре
тый ярким солнцем, под напором ветра лед начал трес каться. «Теодор Нетте» вместе со льдиной, на которой лежала часть груза, стало относить от места работ.
Пришлось все поднять на борт. Возвратились только с
помощью «Добрыни Никитича». Разгрузка продолжа лась, а ледокол неустанно обкалывал лед, не давая по лынье сомкнуться и обречь пароход на зимовку...
В конце марта оба судна возвращались. Первый, не бывалый за все время существования Сахалина, рейс был выполнен удачно. Опыт убеждал, что проблема зимнего сообщения с островом не является неразре шимой.
Однако на обратном пути «Теодору Нетте» не повез ло. У бухты Ольга «Добрыня» был отозван для сопро
вождения зафрахтованного китайского парохода «Ву-
янг», и «Нетте» к Владивостоку следовал один. Развив шаяся сильная зябь повредила винт судна, ход стал самый малый. На помощь из Владивостока поспешил ле докол «Красный Октябрь», встретивший аварийное судно
уострова Скрыплева. В порт вернулись вместе.
Алетом 1930 года, оправившись от ледового похода,
совершал «Нетте» каботажные рейсы вдоль далеких окраин страны. Связывал Татарский пролив с Охотским
морем. Бывал в Александровске и Николаевске-на-Аму ре, в Чумикане и Аяне, Охотске и Оле.
1 сентября дремучую тишину колымской тайги в окрестностях бухты Нагаева нарушил мощный гудок океанского парохода. Сюда входил, приветствуя пер
возданные леса и горы, «Теодор Нетте». Ни одно круп ное судно не швартовалось еще у этих малоизведанных
137
извилистых берегов, окаймленных зелеными сопками и распадками. Пароходу выпал счастливый жребий — от крыть портовый пункт, откуда начнется приручение ди
кой, страшной своим прошлым Колымы, привезти сюда
«первый камень» для закладки будущей столицы бога тейшего края.
У входа в бухту, у мыса Собора, струился пресный источник. И позже, когда стали брать из него воду мо ряки «Теодора Нетте», узнали, что зовется он Свя щенным.
...Давно это было. Человек умирал от жажды. Долго носило его море, оторвав от берегов. А он лежал на дне
байдары и ловил распухшими губами капли тумана.
Но вот ветер донес до него запахи земли. Приподняв шись, глянул человек за борт и увидел вдали утес,
островерхий, словно купол церкви православной, а ря дом — вход в бухту. Решил — почудилось, перекрестил ся и опять закрыл глаза... Но скоро услышал шум при боя, и вот, опираясь на весло, уж ступил на твердую зем лю, рыдая, обнял ее обеими руками. Звон падающей на камни воды привлек его внимание. Выбегая из глухой тайги, средь замшелых валунов струился ручей.
Несчетно омывал человек лицо живительной водой,
пил жадно. А когда окреп немного, вырезал острым
ножом на стоявшей рядом одинокой лиственнице: «Бла годарение богу, утолил жажду. Именуйте сей ключ Свя щенным, а мыс — Собором, либо Каменным Венцом, ибо
он венчает благополучно труды мои тяжкие в стражду щих скитаниях на байдаре от берегов Камчатских до сих».
Когда «Теодор Нетте» лег на обратный курс, на
огромном камне, при подходе к будущему порту Нагає во, осталось аршинное слово «Нетте», старательно выве денное красным суриком.
Пароход продолжал осенние рейсы у суровых берегов. Ходил к Шантарам, возил строевой лес из Николаевска- на-Амуре на Сахалин, соль рыбакам Тернея.
В конце октября Хренов получил команду срочно сняться в залив Чайво, на восточный берег Сахалина.
Терпел бедствие пароход «Симферополь». Сильным вет
ром и зыбью его сорвало с якорей, выбросило на при брежные скалы. Разошлись швы корпуса, заливало кор-
138
мовой трюм, машину, кочегарку. Самостоятельной от качки воды не хватало. Подоспевшее японское судно «Кейфунн-мару» не смогло приблизиться из-за волнения и большой осадки. Находившиеся поблизости японские концессионеры предложили свою помощь, но запросили колоссальную сумму: тысячу иен в сутки и 60 тысяч воз награждения. Капитан «Симферополя» Безайс от такой помощи отказался.
23 октября к «Симферополю» подошел «Нетте» и па
роход «Приморье» в полном грузу. «Нетте» принял C
аварийного судна пассажиров, большую группу курсан тов-практикантов и ценные грузы. Совместными уси лиями оба судна попытались снять «Симферополь» с камней, но попытка не удалась.
Стало известно, что на помощь спешит испытанный
спасатель «Добрыня Никитич». Ледокол подошел 27 октября, и только совместно с «Нетте» им уда лось освободить «Симферополь». Капитан «Добрыни» телеграфировал: «Снялся во Владивосток. «Симферо поль» идет на двух буксирах». Так вдвоем они и букси
ровали судно. Пароход сильно пострадал, но был на пла ву. Однако на этом беды его не кончились. В проливе Лаперуза пришлось бороться с десятибалльным штор мом. Кое-как добрались до бухты Ольга. Отстоялись,
выбрали воду из трюмов. А по выходе из бухты в Япон ском море встретились с новыми испытаниями. На этот раз шторм оказался еще страшнее. «Симферополь» стал тонуть, и только героические усилия обоих буксировщи
ков спасли пароход. Вернулись в Ольгу, дождались хо рошей погоды, и только тогда продолжали путь... 5 но
ября «Симферополь» стал у стенки Дальзавода во Вла дивостоке. Предстоял серьезный ремонт.
Спасение «Симферополя» было героическим делом
экипажей «Теодора Нетте» и «Добрыни Никитича».
Декабрь — последние рейсы в Татарском проливе. Александровск заканчивал морские операции. В саха
линском селении Хоэ, близ пролива Невельского, «Нет те» с трудом удалось высадить пассажиров и снять гру
зы с помощью кунгасов.
Пурга, густая шуга и лед. В заливе Де-Кастри два якоря едва удерживали судно, так как на море разы
грался жестокий шторм.
139
Пароход устал. Тяжелые и сложные рейсы в беспо щадных, неласковых морях не прошли бесследно. 27 декабря он стал на ремонт в западный док Дальза-
вода.
Но время торопило. Страна начала создавать мор ской флот. Бурный рост хозяйства требовал все более интенсивной перевозки грузов. На счету было каждое судно.
Перед экипажем поставили задачу — помощь заво ду и кратчайший срок ремонта. Моряки задачу поддер жали,— это был новый, комсомольский экипаж. Неза
долго перед этим дальневосточная флотская молодежь
решила образовать у себя первое комсомольское судно.
Выбор пал на пароход «Теодор Нетте». И не случайно.
Это был уже исторический корабль, воспетый Маяков ским, имеющий в своей биографии славные страницы борьбы экипажа за сохранение его для России в Триес те. Пароход стал показательно-комсомольским, един ственным тогда на весь советский морской торговый флот.
Экипаж комплектовался из лучших моряков бассей
на, исключительно комсомольцев, направляемых только по рекомендациям ячеек. Люди подобрались энергичные,
горевшие единым желанием быстрее, лучше выполнить ремонт. Опыта вначале недоставало, зато энергии было через край. Многие моряки, прошедшие суровую мор скую школу на борту комсомольского «Нетте», стали позднее известными всей стране людьми.
Капитаном назначили делового, энергичного и воле вого моряка А. П. Мелехова. Старшим помощником был прислан молодой Михаил Готский.
Через пять лет Мелехов — известный капитан-поляр ник, который вел пароход «Свердловск» в трудный рейс
на север. А старпомом его был Михаил Владимирович
Готский — опытный штурман с дипломом капитана даль него плавания, впоследствии крупный ученый-полярник.
Вскоре старшим помощником на «Нетте» прибыл невысокий брюнет, энергичный Владимир Степанович Рудных, которому не было еще и двадцати пяти. Однако
это был отличный штурман. Через несколько лет он —
отважный участник Особой северо-восточной экспедиции
1932—1933 годов, главный вдохновитель и организатор,
как вспоминает А. П. Бочек, всей самодеятельности мо»
140
ряков этой экспедиции — старший помощник капитана
парохода «Анадырь», входившего в ее состав. Позже
Рудных — заместитель |
начальника |
Главдальфлота |
ММФ. |
помощник Александр Егунов. |
|
Молод был и третий |
Он не пошел стезей науки, он стал писателем. И очень приятно, что Егунов теодоровец, хотя книги его расска
зывают о других кораблях.
Но самой колоритной фигурой на судне был его боц ман Ф. X. Ганзюк. Бывалые моряки говорят: «Каков боцман, такое и судно». Боцман — зеркало корабля. Им может быть далеко не всякий моряк. Обычно это быва лый, умудренный опытом и жизнью человек, просолен ный и провяленный ветрами океанов и морей. И непре менно, в нашем представлении, при солидных усах.
Ничего этого не имел боцман с «Теодора Нетте». За то обладал твердой волей и характером, знал судно и море и необычайно любил их. Член комсомольского бю ро, ростом почти 190 сантиметров, энергичный и требо вательный красавец, он был предельно скромен в жизни,
готовый всегда прийти на помощь товарищу. Носил буш лат и кепку, прикрывающую чуть не половину вытяну того худощавого лица и глаза, умные и строгие. И ника ких усов. Боцману шел только двадцать первый год. Та ким он выглядел на портрете, который поместила газета «Красное знамя» 31 января 1932 года. Под снимком над пись: «Ударник, боцман-комсомолец парохода «Теодор
Нетте» Ганзюк». Он был самым молодым боцманом в Ти хоокеанском бассейне.
Все кипело в руках боцмана. Когда был в море, не тяготился бессменной вахтой. А ведь по кораблю толь ко и слышалось: «Боцману на бак!», «Боцману закре пить все по-штормовому!», «Боцману приготовиться к швартовке!», «Боцману спустить шлюпку!». Боцман и боцман! Везде он, он с несколькими матросами.
Хозяйство боцманское огромно: от клотика до киля,
от форштевня до кормы. За всем надо усмотреть, все во время заметить, обучить новичков морской науке.
На ремонте опять больше всего дел у боцмана. И дис
циплину держать надо. И чтобы с понятием была, на соз
нании и уважении держалась. Такой вот дисциплиной
команды и отличался экипаж «Теодора Нетте». Нелегко было Ганзюку, особенно с первокурсниками Владивос-