Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чукотке, анадырском И камчатском побережьях. Для связи с ними владивостокцы направили «Теодора Нет-

те». Уже 11 июля пароход начал прерванную девять лет назад трудовую жизнь на Дальнем Востоке. Он участ­ вовал в Чукотско-Анадырских экспедициях. Возил това­ ры и специалистов в «глубинки» Камчатки и Чукотки. Обратно грузил рыбу и пушнину.

Водил судно в эти нелегкие рейсы капитан Петр Ин­ нокентьевич Хренов, потомственный моряк. Выпускник Владивостокской мореходки, он плавал без малого два десятка лет, прошел хорошую школу под руководством ученого гидрографа-геодезиста генерала Михаила Ефи­

мовича Жданко. В 1926 году участвовал в тяжелом ле­

довом походе «Ставрополя» к острову Врангеля. Тогда

же вместе с капитаном П. Г. Миловзоровым они’ впервые подняли Государственный флаг Республики Советов на

небольшом соседнем острове Геральда.

Черные волосы и умные, чуть раскосые, проницатель­

ные глаза на смуглом лице, неизменная молодцеватость

капитана «Теодора Нетте» всегда выделяли его коренас­ тую фигуру среди других моряков. Он знал почти все

местные суда и их капитанов. Стоило ему заметить иду­ щий навстречу корабль, и он как бы мимоходом вслух говорил:

—«Второй краболов», капитан-директор Сергей

Васильевич Кондараки. Наш капитан! Командовал

«Симферополем» и «Тверью», ходил старпомом на «Оле­ ге» и «Кишиневе», затем водил «Монгугай» и «Эривань».

Лучшего учителя и доброжелателя, чем он, для настоя­ щего моряка не надо».

Молодые штурманы и рулевые матросы, слушая свое­ го капитана, за несколько лет незаметно проходили ори­ гинальную школу, узнавали все о судах и судоводителях Дальневосточного бассейна.

Однажды, у берегов Чукотки, на борту «Нетте» пас­ сажирка-чукчанка родила двойню. Близнецов принимал судовой врач. Моряки наспех собрали приданое. А отец

ребятишек, перед тем как сойти на берег, зашел к Петру

Иннокентьевичу. Долго хвалил товары, привезенные охотникам, и только в конце сказал с местным ак­

центом:

■—Товарне капитан, ребят, однако, назвать надо. Чукчи просили мальчику дать имя Теодор, а девоч-

134

ке — Нетта. Событие это, как полагается, было записано в вахтенный журнал — самый важный документ на суд­ не, имеющий юридическую силу. Ребятишек нарекли в честь корабля Теодором и Неттой, родителям вручили

выписку и подарок от моряков. А в журнале отметили,

что почетные юнги Теодор и Нетта имеют право плавать на судне бесплатно.

Старшим помощником у Хренова в ту пору был Па­

вел Илларионович Федоров, бывший матрос этого судна и будущий первый капитан Нагаевского порта. А чет­ вертым помощником — Виталий Соколов. Потом Вита­ лий Павлович долгие годы стоял на капитанском мости­ ке, преподавал в Петропавловском мореходном училище.

Ходил «Нетте» и в самый северо-восточный пункт

Азии, в поселок Уэлен. И только поздней осенью, проду­ тый всеми ветрами, укачанный штормами неприветли­ вых морей, возвратился во Владивосток.

В начале нового 1930 года судно посещало Самаргу, Терней и японский порт Кобэ. Однако уже в конце февраля на срочной линии Владивосток — Кобэ оно бы­ ло заменено пароходом «Лозовский». Ожидалось зада­ ние, о котором 15 марта во Владивостоке скромно пи­ сали:

«На этих днях на остров Сахалин Акционерное саха­ линское общество высылает экспедицию для проведения разведывательных работ. C экспедицией отправляется 50 рабочих-горняков».

Сообщение было действительно слишком скромным.

На Сахалин требовалось срочно доставить шахтную тех­

нику, стройматериалы, большую партию переселенцев и шахтеров. В Татарский пролив отправлялась группа уче­ ных для наблюдения за льдами, погодой, течениями, для выполнения важнейших работ сезона, впервые за послед­ ние сто лет проводимых в этом районе.

Северная часть Сахалина стала советской недавно, в 1925 году. Началось быстрое освоение его богатств. Складывались первые леспромхозы, налаживалась рыб­ ная промышленность, поднимались старые шахты и

оснащались новой техникой. Александровск был старей­

шим районом угледобычи, открытым еще посланцем Не­ вельского Николаем Бошняком. На трех его шахтах, в Арково, Мгачах и Дуэ, уже добывался качественный уголь для строек первой пятилетки.

135


Капитан Хренов понимал, что задание ответственное, безотлагательное, однако был немного озадачен:

Ведь там трещат морозы, лед, и к Александровску не пробиться, — ответил на предложение начальства.

C вами идет портовый ледокол «Добрыня Ники­

тич».

Если так, то будем готовиться.

Упоминание о «Добрыне» несколько успокоило Хре­ нова. Ему был хорошо знаком этот мощный портовый ледокол с корпусом шириной около 18 метров. При осад­ ке почти в шесть метров он имел два кормовых и один

носовой винт, ходил до одного узла в сплошном полу­ метровом льду. Только он мог проводить крупные океан­

ские суда сквозь льды Приморья, был очень подвижен, разворачиваясь почти на одном месте... Уважал Хренов и капитана ледокола.

Командовал «Добрыней» Н. Μ. Штукенберг, быва­ лый, очень опытный моряк и... неплохой художник. Оба капитана знали, что переход транспортного судна на за­ падное побережье Сахалина в зимних условиях совер­ шался впервые. Вместе тщательно разрабатывали и го­ товили рейс, дооборудовали и утепляли «Теодора Нетте».

В двадцатых числах марта суда двинулись в ледо­ вый поход, оказавшийся действительно не из легких.

В Татарском проливе погода испортилась, началась пур­

га, мокрый снег. За мысом Белкина встретились со льда­ ми. Вначале «Добрыня» легко раздвигал их широкими бортами. Ледяные поля становились мощнее, лед тол­ ще. Ледокол вползал на льдины, крошил, образуя кори­ дор для «Нетте».

Когда до Александровска осталось рукой подать, «Добрыня», переоценив свои силы, атаковал слишком

мощное ледяное поле. Лед оказался столь крепким, что сумел выдержать тяжесть и не раскололся. Ледокол завис на льдине. Все попытки Штукенберга сняться на полном заднем ходу не приводили к успеху. Ледяной плен грозил затянуться. Думали, гадали, как помочь горю. Хренов решился на единственно возможную быст­ рую меру:

— Попробую сдернуть тебя с проклятой льдины, — заявил он Штукенбергу.

136

Капитан ледокола только улыбнулся: его «Добрыня» втрое сильнее и то ни с места. Однако делать нечего,

решили попытать счастья. Оба корабля дали «полный назад», и, после нескольких попыток, «Добрыня» оказал­ ся на плаву. Только красный суриковый след остался

иа льдине.

Пробиться ближе к Александровску было немысли­ мо. Связались с городом... И город вышел на помощь, закрыв на время свои учреждения. Двое суток не пре­ рывалась живая цепочка. Днем и ночью работали моря­ ки и горожане, шахтеры и новоселы, переправляя грузы на берег... Не обошлось без казусов. Однажды, обогре­

тый ярким солнцем, под напором ветра лед начал трес­ каться. «Теодор Нетте» вместе со льдиной, на которой лежала часть груза, стало относить от места работ.

Пришлось все поднять на борт. Возвратились только с

помощью «Добрыни Никитича». Разгрузка продолжа­ лась, а ледокол неустанно обкалывал лед, не давая по­ лынье сомкнуться и обречь пароход на зимовку...

В конце марта оба судна возвращались. Первый, не­ бывалый за все время существования Сахалина, рейс был выполнен удачно. Опыт убеждал, что проблема зимнего сообщения с островом не является неразре­ шимой.

Однако на обратном пути «Теодору Нетте» не повез­ ло. У бухты Ольга «Добрыня» был отозван для сопро­

вождения зафрахтованного китайского парохода «Ву-

янг», и «Нетте» к Владивостоку следовал один. Развив­ шаяся сильная зябь повредила винт судна, ход стал самый малый. На помощь из Владивостока поспешил ле­ докол «Красный Октябрь», встретивший аварийное судно

уострова Скрыплева. В порт вернулись вместе.

Алетом 1930 года, оправившись от ледового похода,

совершал «Нетте» каботажные рейсы вдоль далеких окраин страны. Связывал Татарский пролив с Охотским

морем. Бывал в Александровске и Николаевске-на-Аму­ ре, в Чумикане и Аяне, Охотске и Оле.

1 сентября дремучую тишину колымской тайги в окрестностях бухты Нагаева нарушил мощный гудок океанского парохода. Сюда входил, приветствуя пер­

возданные леса и горы, «Теодор Нетте». Ни одно круп­ ное судно не швартовалось еще у этих малоизведанных

137


извилистых берегов, окаймленных зелеными сопками и распадками. Пароходу выпал счастливый жребий — от­ крыть портовый пункт, откуда начнется приручение ди­

кой, страшной своим прошлым Колымы, привезти сюда

«первый камень» для закладки будущей столицы бога­ тейшего края.

У входа в бухту, у мыса Собора, струился пресный источник. И позже, когда стали брать из него воду мо­ ряки «Теодора Нетте», узнали, что зовется он Свя­ щенным.

...Давно это было. Человек умирал от жажды. Долго носило его море, оторвав от берегов. А он лежал на дне

байдары и ловил распухшими губами капли тумана.

Но вот ветер донес до него запахи земли. Приподняв­ шись, глянул человек за борт и увидел вдали утес,

островерхий, словно купол церкви православной, а ря­ дом — вход в бухту. Решил — почудилось, перекрестил­ ся и опять закрыл глаза... Но скоро услышал шум при­ боя, и вот, опираясь на весло, уж ступил на твердую зем­ лю, рыдая, обнял ее обеими руками. Звон падающей на камни воды привлек его внимание. Выбегая из глухой тайги, средь замшелых валунов струился ручей.

Несчетно омывал человек лицо живительной водой,

пил жадно. А когда окреп немного, вырезал острым

ножом на стоявшей рядом одинокой лиственнице: «Бла­ годарение богу, утолил жажду. Именуйте сей ключ Свя­ щенным, а мыс — Собором, либо Каменным Венцом, ибо

он венчает благополучно труды мои тяжкие в стражду­ щих скитаниях на байдаре от берегов Камчатских до сих».

Когда «Теодор Нетте» лег на обратный курс, на

огромном камне, при подходе к будущему порту Нагає­ во, осталось аршинное слово «Нетте», старательно выве­ денное красным суриком.

Пароход продолжал осенние рейсы у суровых берегов. Ходил к Шантарам, возил строевой лес из Николаевска- на-Амуре на Сахалин, соль рыбакам Тернея.

В конце октября Хренов получил команду срочно сняться в залив Чайво, на восточный берег Сахалина.

Терпел бедствие пароход «Симферополь». Сильным вет­

ром и зыбью его сорвало с якорей, выбросило на при­ брежные скалы. Разошлись швы корпуса, заливало кор-

138

мовой трюм, машину, кочегарку. Самостоятельной от­ качки воды не хватало. Подоспевшее японское судно «Кейфунн-мару» не смогло приблизиться из-за волнения и большой осадки. Находившиеся поблизости японские концессионеры предложили свою помощь, но запросили колоссальную сумму: тысячу иен в сутки и 60 тысяч воз­ награждения. Капитан «Симферополя» Безайс от такой помощи отказался.

23 октября к «Симферополю» подошел «Нетте» и па­

роход «Приморье» в полном грузу. «Нетте» принял C

аварийного судна пассажиров, большую группу курсан­ тов-практикантов и ценные грузы. Совместными уси­ лиями оба судна попытались снять «Симферополь» с камней, но попытка не удалась.

Стало известно, что на помощь спешит испытанный

спасатель «Добрыня Никитич». Ледокол подошел 27 октября, и только совместно с «Нетте» им уда­ лось освободить «Симферополь». Капитан «Добрыни» телеграфировал: «Снялся во Владивосток. «Симферо­ поль» идет на двух буксирах». Так вдвоем они и букси­

ровали судно. Пароход сильно пострадал, но был на пла­ ву. Однако на этом беды его не кончились. В проливе Лаперуза пришлось бороться с десятибалльным штор­ мом. Кое-как добрались до бухты Ольга. Отстоялись,

выбрали воду из трюмов. А по выходе из бухты в Япон­ ском море встретились с новыми испытаниями. На этот раз шторм оказался еще страшнее. «Симферополь» стал тонуть, и только героические усилия обоих буксировщи­

ков спасли пароход. Вернулись в Ольгу, дождались хо­ рошей погоды, и только тогда продолжали путь... 5 но­

ября «Симферополь» стал у стенки Дальзавода во Вла­ дивостоке. Предстоял серьезный ремонт.

Спасение «Симферополя» было героическим делом

экипажей «Теодора Нетте» и «Добрыни Никитича».

Декабрь — последние рейсы в Татарском проливе. Александровск заканчивал морские операции. В саха­

линском селении Хоэ, близ пролива Невельского, «Нет­ те» с трудом удалось высадить пассажиров и снять гру­

зы с помощью кунгасов.

Пурга, густая шуга и лед. В заливе Де-Кастри два якоря едва удерживали судно, так как на море разы­

грался жестокий шторм.

139



Пароход устал. Тяжелые и сложные рейсы в беспо­ щадных, неласковых морях не прошли бесследно. 27 декабря он стал на ремонт в западный док Дальза-

вода.

Но время торопило. Страна начала создавать мор­ ской флот. Бурный рост хозяйства требовал все более интенсивной перевозки грузов. На счету было каждое судно.

Перед экипажем поставили задачу — помощь заво­ ду и кратчайший срок ремонта. Моряки задачу поддер­ жали,— это был новый, комсомольский экипаж. Неза­

долго перед этим дальневосточная флотская молодежь

решила образовать у себя первое комсомольское судно.

Выбор пал на пароход «Теодор Нетте». И не случайно.

Это был уже исторический корабль, воспетый Маяков­ ским, имеющий в своей биографии славные страницы борьбы экипажа за сохранение его для России в Триес­ те. Пароход стал показательно-комсомольским, един­ ственным тогда на весь советский морской торговый флот.

Экипаж комплектовался из лучших моряков бассей­

на, исключительно комсомольцев, направляемых только по рекомендациям ячеек. Люди подобрались энергичные,

горевшие единым желанием быстрее, лучше выполнить ремонт. Опыта вначале недоставало, зато энергии было через край. Многие моряки, прошедшие суровую мор­ скую школу на борту комсомольского «Нетте», стали позднее известными всей стране людьми.

Капитаном назначили делового, энергичного и воле­ вого моряка А. П. Мелехова. Старшим помощником был прислан молодой Михаил Готский.

Через пять лет Мелехов — известный капитан-поляр­ ник, который вел пароход «Свердловск» в трудный рейс

на север. А старпомом его был Михаил Владимирович

Готский — опытный штурман с дипломом капитана даль­ него плавания, впоследствии крупный ученый-полярник.

Вскоре старшим помощником на «Нетте» прибыл невысокий брюнет, энергичный Владимир Степанович Рудных, которому не было еще и двадцати пяти. Однако

это был отличный штурман. Через несколько лет он —

отважный участник Особой северо-восточной экспедиции

1932—1933 годов, главный вдохновитель и организатор,

как вспоминает А. П. Бочек, всей самодеятельности мо»

140

ряков этой экспедиции — старший помощник капитана

парохода «Анадырь», входившего в ее состав. Позже

Рудных — заместитель

начальника

Главдальфлота

ММФ.

помощник Александр Егунов.

Молод был и третий

Он не пошел стезей науки, он стал писателем. И очень приятно, что Егунов теодоровец, хотя книги его расска­

зывают о других кораблях.

Но самой колоритной фигурой на судне был его боц­ ман Ф. X. Ганзюк. Бывалые моряки говорят: «Каков боцман, такое и судно». Боцман — зеркало корабля. Им может быть далеко не всякий моряк. Обычно это быва­ лый, умудренный опытом и жизнью человек, просолен­ ный и провяленный ветрами океанов и морей. И непре­ менно, в нашем представлении, при солидных усах.

Ничего этого не имел боцман с «Теодора Нетте». За­ то обладал твердой волей и характером, знал судно и море и необычайно любил их. Член комсомольского бю­ ро, ростом почти 190 сантиметров, энергичный и требо­ вательный красавец, он был предельно скромен в жизни,

готовый всегда прийти на помощь товарищу. Носил буш­ лат и кепку, прикрывающую чуть не половину вытяну­ того худощавого лица и глаза, умные и строгие. И ника­ ких усов. Боцману шел только двадцать первый год. Та­ ким он выглядел на портрете, который поместила газета «Красное знамя» 31 января 1932 года. Под снимком над­ пись: «Ударник, боцман-комсомолец парохода «Теодор

Нетте» Ганзюк». Он был самым молодым боцманом в Ти­ хоокеанском бассейне.

Все кипело в руках боцмана. Когда был в море, не тяготился бессменной вахтой. А ведь по кораблю толь­ ко и слышалось: «Боцману на бак!», «Боцману закре­ пить все по-штормовому!», «Боцману приготовиться к швартовке!», «Боцману спустить шлюпку!». Боцман и боцман! Везде он, он с несколькими матросами.

Хозяйство боцманское огромно: от клотика до киля,

от форштевня до кормы. За всем надо усмотреть, все во­ время заметить, обучить новичков морской науке.

На ремонте опять больше всего дел у боцмана. И дис­

циплину держать надо. И чтобы с понятием была, на соз­

нании и уважении держалась. Такой вот дисциплиной

команды и отличался экипаж «Теодора Нетте». Нелегко было Ганзюку, особенно с первокурсниками Владивос-