Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В чем же секрет успеха «Александра Пушкина»? Де­ ло в советских моряках, в экипаже «Александра Пушки­

на». Коллектив пушкинцев по-настоящему крепко и,

можно без преувеличения сказать, любовно, с партий­ ной принципиальностью болеет за свой лайнер, за алое

полотнище советского флага на его гафеле. Но как рассказать об экипаже?!

Вот Кононов Дмитрий. Печатник, попросту Димка — небольшой, худенький, щуплый, в глазах умный задор,

хорошая рабочая напористость, изобретательство вместе

с поэтичностью — ведь

заведующий судовой

типографи­

ей сам очень неплохой рисовальщик.

вместе

со

У Димы

важные

обязанности — он,

своими двумя

подручными, великолепно выпускает

де­

сятки, а то и сотни видов красочных, парадных изданий:

от ежедневного ресторанного меню и дневной програм­ мы развлечений до многотиражной двухкрасочной судо­ вой газеты. А пригласительные билеты пассажирам, скажем, на «капитанские коктейли», тексты попу­ лярных советских песен для хорового их разучивания в музыкальном салоне, дипломы «Морского волка» за пе­ реход экватора и по разным другим подходящим пово­ дам— чего там только нет, в диминой «кухне»... Вот он сидит, сгорбившись, за щелкающим линотипом. Рабочий день давно кончился, стрелка часов шагнула за полночь,

а они, печатники, все еще там, внизу, на палубе «Д».

Идет интересная проба нового, еще не напечатанного издания. Вот вам Кононов.

Кузнецова Валентина. Старшая стюардесса первого класса. Стюардесса, и старшая. Да еще — первого клас­ са. Значит, у нее люксы, и в этих люксах — самые требо­ вательные и взыскательные пассажиры.

Однажды пассажир из Канады господин Грэйз, имев­ ший какое-то отношение к пароходным пассажирским

компаниям, выразил свое отношение к «Александру

Пушкину»:

— Да, вот вам и «Пушкин»... Hy и ну. Мы поначалуто думали...

Мистер Грэйз погрыз трубку, коричневым пальцем

набил ее табаком. Не закуривая, он продолжал:

— Удивил нас «Александр

Пушкин».

Удивил, ничего

не скажешь. Сначала думали,

прогорит.

Не пойдут на

«Пушкина» пассажиры. Не выйдет у русских с их серви-

40


сом. Куда им до сервиса... — А вышло наоборот. Вон у вас сейчас нет свободных мест, не так ли? Верно?

Действительно, в данный момент все каюты были за­ няты.

— Вот видите. А в чем же причина? Судно, что ли, хорошее? Да, лайнер построен неплохо, да ведь таких немало. И даже лучше.

Грэйз снова помотал головой.

Дело в ваших людях.

У вас! Как это по-русски — самодеятельность —• так? Это же роскошь, этого нигде, нигде не увидишь.

Сначала мы все думали, что поют и танцуют под­

ставные «стюардессы», «уэйтрессы», «матросы», «мото­ ристы», «официанты» и многие другие. Я насчитал их

человек до сорока. Некоторые прямо-таки с профессио­ нальными навыками. Не могу без смеха вспомнить зна­ менитых «старика и старуху»... О-ла-ла!

Лицо Грэйза приняло выражение крайнего удоволь­

ствия.

— Поверите ли, моя стюардесса Галя не хотела взять маленького презента!... Прямо-таки не взяла, потом я уже тайком подложил ей флакончик духов в кармашек

передничка, а то — никак! И такая у нее милая улыбка,

натуральная, да, именно натуральная, не деланная.

Таков наш «Александр Пушкин» — большой труже­ ник и прекрасный мореход, таков его экипаж и его ру­ ководители в Балтийском морском пароходстве.

4. «А. С. ПУШКИН» НА РЕКАХ

Собственную историю имеют речные суда с именем поэта на борту. Первый речной пароход «А. С. Пушкин» был построен в 1887 году, принадлежал обществу «Само­

лет» и базировался на Нижний Новгород. Четверть века

«А. С. Пушкин» проплавал по Волге.

Работать бы ему и работать, но случилось непредви­ денное. В 1920 году на Ладышкинском перекате, после Казани сел пароход на мель, получил значительные про­ боины и затонул. Затем «А. С. Пушкина» подняли, отве­ ли в Камское устье и поставили в Спасский затон. Хотя корпус был сильно разрушен, машина оказалась в пол­ ном порядке.

41

Речной пароход «А. С. Пушкин»

В 1886 году в Финляндии для общества «Самолет» построили пароход «Великая княгиня Мария Павловна». Ко времени аварии парохода «А. С. Пушкин» машина на этом судне износилась, тогда и вспомнили о «пушкин­ ской» машине.

Было предложено поставить машину с «А. С. Пуш­ кина» на вышедшее из строя судно. Судно вновь ожило. До 1917 года оно носило новое имя — «Мельников-Пе­ черский», а после Октября, как дань саратовцам за их

работу по установке машины с «А. С. Пушкина», — «По­ дарок Алексеевского затона», потом «Алексеевский за­ тон».

«Пушкинское сердце» продолжало биться, и в 1926

году на судне была выведена надпись «А. С. Пушкин».

Одиннадцать лет совершал пароход пассажирские

рейсы на линии Горький — Астрахань, состарилось серд­ це корабля, да и корпус вызывал опасения специалис­ тов. Модернизация, проведенная в 1939 году, обновила пароход. Он имел длину 84,5 метра, ширину 15,8 метра,

мог перевозить 430 человек и 150 тонн груза. Во время Великой Отечественной войны перевозил войска. Отгре­ мели залпы победы, и пароход начал вновь совер­ шать мирные рейсы с пассажирами на линии Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону. В 1965 году па-

42


роход в последний раз ошвартовался к берегу и стал об­ щежитием строителей Саратовской гидроэлектростан­ ции. В последние годы пароходом «А. С. Пушкин»

командовал капитан Петр Алексеевич Палкин, депутат Верховного Совета СССР пятого созыва.

Родословную семьи речных кораблей с именем поэта

на борту продолжил пароход «Пушкин», построенный в

Сормове в 1913 году. Это коренной северянин. Шестьде­ сят лет тому назад его доставили в Архангельск, снача­ ла по Мариинской системе, потом волоком по частям. C тех пор он плавает по Северной Двине и перевозит пассажиров из Котласа и Красногорска в Архангельск.

Это небольшое судно пассажировместимостью 315 че­ ловек и грузоподъемностью 78 тонн, мощностью машины 430 лошадиных сил. Несмотря на невзрачный наружный вид — годы сделали свое дело, — внутренние пассажир­ ские помещения прекрасно сохранились.

В настоящее время по Волге плавает грузо-пассажир­ ский теплоход «А. С. Пушкин».

Глава II

ИМЕНИ СЛАВНОГО БАЙКАЛА

Шли на восход... И утренний туман Им уступал неведомые страны.

Для них шумел Восточный океан, Захлебывались лавою Вулканы.

Петр Комаров

1. РУССКИЙ ФЛАГ

Многие таежные тропы русских землепроходцев про­ легали мимо Байкала. Озеро с его лесами, богатыми всяким зверьем, с обилием рыбы и птицы всегда сулило отдых усталому исследователю, давало кров беглому с царской каторги или крепостному.

Недаром называют его в народе «славным морем, священным Байкалом», поют о нем песни, слагают леген­ ды. И не случайно парусное судно, с именем которого связаны важнейшие открытия в Сибири и Приморье,

было названо «Байкалом».

В 1742 году участник Северной экспедиции В. Беринга лейтенант Шельтинг плавал у Сахалина, сделал его опи­ сание, которое было положено в основу научной карты острова. Плавали здесь и другие русские землепроходцы.

На изданных в 1755 году карте Крашенинникова и в 1802 году карте Сарычева Сахалин не соединялся с мате­ риком. Да и на других картах русских землепроходцев он всегда был островом, против которого обозначалось устье полноводного Амура.

Но затем, «стараниями» иностранных мореплавате­ лей, Амур был «закрыт» для входа морских судов, а Са­

халин «превращен» в полуостров. Об этом впервые по­ ведал миру в 1796 году английский мореплаватель У. Р. Броутон. Он безоговорочно объявил Сахалин полу­ островом, заменив название «Татарский пролив», впер­ вые нанесенное на картах Ж- Ф. Лаперузом, «Татарским заливом».

44


И многие видные ис­

следователи и морехо­

ды поверили этому. Ошибочное мнение о

полуостровном положе­

нии Сахалина и недо­ ступности входа в Амур

с моря прочно укорени­

лось.

Шло время. Росло стремление иностран­ цев проникнуть в Си­ бирь. Их суда вели «ис­ следования» северных тихоокеанских берегов,

варварски били китов, котиков, каланов.

И русское прави­ тельство снова верну­ лось к вопросу об

Амуре и Сахалине. В Г. И. Невельской

1846 году Российско-

Американская компания еще раз попыталась исследовать устье Амура. Но и эта экспедиция под командой подпо­ ручика А. Μ. Гаврилова, на бриге «Константин», не раз­ решила истины, хотя бриг и вошел в устье Амура. Тогда на отчетных документах экспедиции царь заключил: «Весьма сожалею. Вопрос о реке Амуре, как о реке бес­

полезной, оставить».

Но несмотря на окончательное решение, многие пере­ довые моряки продолжали утверждать, что Сахалин — остров, а полноводный Амур не может теряться в пес­ ках. Порукой тому были многочисленные исследования русских землепроходцев.

Все эти «за» ¡и «против» давно и тщательно изучал Геннадий Иванович Невельской. И он сделал только один вывод: лиман и ,устье реки судоходны, полноводны и, стало быть, отделяют Сахалин от азиатского побе­ режья.

Веря в свою правоту, рискуя карьерой, молодой мо­ ряк решился, вопреки запрещению Николая I, иссле­ довать Амур и опровергнуть утверждения крупнейших морских авторитетов...

45

Транспорт «Байкал»

Невельской, с его горячей, прямой и великодушной натурой, глубоко воспринял лучшие традиции флота.

Жил его интересами, его будущим. В 1847 году он от­ казался от блестящей службы на первоклассном фрега­ те «Паллада» и добился скромного назначения команди­ ром небольшого парусного транспорта «Байкал», кото­ рый должен был пойти на Камчатку с различными припасами для снабжения воинских гарнизонов.

Началась энергичная подготовка экспедиции. Г. И. Невельской добился досрочного окончания строи­ тельства «Байкала», и 10 июля 1948 года транспорт был спущен на воду. Таким образом, рейс на Камчатку мож­ но было завершить раньше намеченного срока, а остав­ шиеся несколько летних месяцев использовать для наме­

ченных исследований на Амуре.

20 июля стало особенно памятным для Невельского.

В этот день «Байкал» вошел на кронштадтский рейд. Это был деревянный двухмачтовый брйг вместимостью 250 тонн, длиной 28,5 и шириной 7,5 метра. Осадка в полном грузу не превышала 3,8 метра. Вскоре он ошвартовался у набережной внутренней гавани и стал под погрузку.

21 августа «Байкал» был готов к выходу. C Невель­

ским шло восемь офицеров. Провожавший экспедицию

46


выдающийся ученый, прославленный мореплаватель, ад­ мирал Федор Петрович Литке обнял на прощание Не­ вельского, прослезился. Литке завидовал, по-доброму за­ видовал девяти молодым офицерам, уходившим на под­ виг. Он благословлял их.

Атлантический океан встретил «Байкал» жестокими штормами. ...На мостик к Невельскому поднялся невы­ сокий седеющий штурман Халезов. Светало, и по его расчетам, скоро должна появиться американская земля.

Океан мало-помалу успокаивался, и далеко за кор­

мой, из-за пенистых хребтов темно-зеленых волн време­ нами появлялся багровый круг солнца. Вихрь брызг,

ураганом несшихся через всю палубу, врезался в намок­

шие паруса, безжалостно сек стоявших на юте офи­ церов.

Туман рассеялся, по отдельные облачка все еще за­ девали верхушки мачт.

Начинался сорок четвертый день тяжелого перехода через океан. Команда устала, однако больных не было. Одежда и обувь тщательно сушились, кубрики провет­ ривались. Хорошая пища сохраняла команду здоровой и бодрой.

Моряки с радеждой вглядывались в горизонт.

— Земля!-i-послышался, наконец, радостный крик марсового матроса. — Земля!

Следующим ранним утром «Байкал» встал на рейд крупнейшего порта Бразилии Рио-де-Жанейро, одной из

самых удобных и красивых гаваней мира. C рейда город не просматривался. Он тонул в утренней дымке, за ска­ лами прибрежных островов.

Поймав легкий попутный ветерок, транспорт осто­ рожно скользил узким проходом в залив Гуанабара, на берегу которого раскинулся город.

Справа, на узком мысу заметны были военные укреп­ ления. Слева, высоко над улицами — остроконечная зе­ леная вершина. «Байкал» отдал якорь.

Жаром веяло от соседних гор, от прибрежных пальм и залитых солнцем нарядных домов. Моряки с радостью ступили на долгожданную землю. Начались работы по

ремонту брига. Трудились усердно, так как предстояло обогнуть Огненную Землю, сражаться с бурным морем у мыса Горн, выйти в Тихий океан.

47

В начале января 1849 года обогнули мыс Горн. На­

блюдая за берегом, моряки поняли,

почему

эта

часть

американского континента

зовется

Огненной

Землей:

бесчисленное множество

трещин и

скважин

 

в

почве

выбрасывало в небо бело-синие

факелы

горящего

газа.

 

 

 

 

 

 

Через месяц транспорт отдал якорь в порту Вальпа­

раисо и, пополнив запасы, взял курс на Гавайи.

 

 

А вот и они — чудесные острова среди океана.

Якорь

отдан у острова Оаху,

в

гавани

Гонолулу. Это го­

род на Гавайских островах,

утопающий в тропической

зелени.

 

курс на

Камчатку.

Послед­

10 апреля снова в море,

ний переход прошел без особых происшествий, и в на­ чале мая на горизонте показалась страна вулканов. Да­ леко за кромкой скалистого берега вздымались из кружевных облаков шапки полупрозрачных конусов. Вначале один, розовый, с ползущей вниз ледяной звез­ дой. Затем другой конус, высокий, с искрящейся голубой

вершиной. Экипаж и мастеровые не покидали палубы.

Все с жадностью вглядывались в неведомые очертания России.

Вскоре ближайшие сопки расступились, черные вспе­

ненные обрывы ушли в глубь полуострова. Образовался

неширокий проход. «Байкал» медленно входил в огром­ ную бухту, окруженную высокими белыми сопками.

Мы снова на родине, в Авачинской губе, — взвол­ нованно говорил Александр Халезов, бывавший здесь ранее. — Поздравляю вас, господа!

Но где же Петропавловский порт, где город? — не

терпелось узнать молодым офицерам.

Видите, мохнатый темный язык, уходящий влево

от берега, — показывал Халезов. — Это мыс Сигнальный. За ним седло и опять сопка, сбегающая на берег. Мыс отделяет от Авачинской губы маленькую бухту с неболь­ шим глубоким ковшом. Это и есть Петропавловская бухта.

Здесь и город, и порт. Летом все в пышной зелени.

А губа простирается и далее на многие километры. Не­ сколько речек, забитых лососями, идущими нереститься, сбегают к ней по широким таежным распадкам. Окрест­

ности изобилуют целебными кипящими источниками.

48