ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
В чем же секрет успеха «Александра Пушкина»? Де ло в советских моряках, в экипаже «Александра Пушки
на». Коллектив пушкинцев по-настоящему крепко и,
можно без преувеличения сказать, любовно, с партий ной принципиальностью болеет за свой лайнер, за алое
полотнище советского флага на его гафеле. Но как рассказать об экипаже?!
Вот Кононов Дмитрий. Печатник, попросту Димка — небольшой, худенький, щуплый, в глазах умный задор,
хорошая рабочая напористость, изобретательство вместе
с поэтичностью — ведь |
заведующий судовой |
типографи |
||
ей сам очень неплохой рисовальщик. |
вместе |
со |
||
У Димы |
важные |
обязанности — он, |
||
своими двумя |
подручными, великолепно выпускает |
де |
сятки, а то и сотни видов красочных, парадных изданий:
от ежедневного ресторанного меню и дневной програм мы развлечений до многотиражной двухкрасочной судо вой газеты. А пригласительные билеты пассажирам, скажем, на «капитанские коктейли», тексты попу лярных советских песен для хорового их разучивания в музыкальном салоне, дипломы «Морского волка» за пе реход экватора и по разным другим подходящим пово дам— чего там только нет, в диминой «кухне»... Вот он сидит, сгорбившись, за щелкающим линотипом. Рабочий день давно кончился, стрелка часов шагнула за полночь,
а они, печатники, все еще там, внизу, на палубе «Д».
Идет интересная проба нового, еще не напечатанного издания. Вот вам Кононов.
Кузнецова Валентина. Старшая стюардесса первого класса. Стюардесса, и старшая. Да еще — первого клас са. Значит, у нее люксы, и в этих люксах — самые требо вательные и взыскательные пассажиры.
Однажды пассажир из Канады господин Грэйз, имев ший какое-то отношение к пароходным пассажирским
компаниям, выразил свое отношение к «Александру
Пушкину»:
— Да, вот вам и «Пушкин»... Hy и ну. Мы поначалуто думали...
Мистер Грэйз погрыз трубку, коричневым пальцем
набил ее табаком. Не закуривая, он продолжал:
— Удивил нас «Александр |
Пушкин». |
Удивил, ничего |
не скажешь. Сначала думали, |
прогорит. |
Не пойдут на |
«Пушкина» пассажиры. Не выйдет у русских с их серви-
40
сом. Куда им до сервиса... — А вышло наоборот. Вон у вас сейчас нет свободных мест, не так ли? Верно?
Действительно, в данный момент все каюты были за няты.
— Вот видите. А в чем же причина? Судно, что ли, хорошее? Да, лайнер построен неплохо, да ведь таких немало. И даже лучше.
Грэйз снова помотал головой.
—Дело в ваших людях.
—У вас! Как это по-русски — самодеятельность —• так? Это же роскошь, этого нигде, нигде не увидишь.
Сначала мы все думали, что поют и танцуют под
ставные «стюардессы», «уэйтрессы», «матросы», «мото ристы», «официанты» и многие другие. Я насчитал их
человек до сорока. Некоторые прямо-таки с профессио нальными навыками. Не могу без смеха вспомнить зна менитых «старика и старуху»... О-ла-ла!
Лицо Грэйза приняло выражение крайнего удоволь
ствия.
— Поверите ли, моя стюардесса Галя не хотела взять маленького презента!... Прямо-таки не взяла, потом я уже тайком подложил ей флакончик духов в кармашек
передничка, а то — никак! И такая у нее милая улыбка,
натуральная, да, именно натуральная, не деланная.
Таков наш «Александр Пушкин» — большой труже ник и прекрасный мореход, таков его экипаж и его ру ководители в Балтийском морском пароходстве.
4. «А. С. ПУШКИН» НА РЕКАХ
Собственную историю имеют речные суда с именем поэта на борту. Первый речной пароход «А. С. Пушкин» был построен в 1887 году, принадлежал обществу «Само
лет» и базировался на Нижний Новгород. Четверть века
«А. С. Пушкин» проплавал по Волге.
Работать бы ему и работать, но случилось непредви денное. В 1920 году на Ладышкинском перекате, после Казани сел пароход на мель, получил значительные про боины и затонул. Затем «А. С. Пушкина» подняли, отве ли в Камское устье и поставили в Спасский затон. Хотя корпус был сильно разрушен, машина оказалась в пол ном порядке.
41
Речной пароход «А. С. Пушкин»
В 1886 году в Финляндии для общества «Самолет» построили пароход «Великая княгиня Мария Павловна». Ко времени аварии парохода «А. С. Пушкин» машина на этом судне износилась, тогда и вспомнили о «пушкин ской» машине.
Было предложено поставить машину с «А. С. Пуш кина» на вышедшее из строя судно. Судно вновь ожило. До 1917 года оно носило новое имя — «Мельников-Пе черский», а после Октября, как дань саратовцам за их
работу по установке машины с «А. С. Пушкина», — «По дарок Алексеевского затона», потом «Алексеевский за тон».
«Пушкинское сердце» продолжало биться, и в 1926
году на судне была выведена надпись «А. С. Пушкин».
Одиннадцать лет совершал пароход пассажирские
рейсы на линии Горький — Астрахань, состарилось серд це корабля, да и корпус вызывал опасения специалис тов. Модернизация, проведенная в 1939 году, обновила пароход. Он имел длину 84,5 метра, ширину 15,8 метра,
мог перевозить 430 человек и 150 тонн груза. Во время Великой Отечественной войны перевозил войска. Отгре мели залпы победы, и пароход начал вновь совер шать мирные рейсы с пассажирами на линии Москва — Астрахань и Москва — Ростов-на-Дону. В 1965 году па-
42
роход в последний раз ошвартовался к берегу и стал об щежитием строителей Саратовской гидроэлектростан ции. В последние годы пароходом «А. С. Пушкин»
командовал капитан Петр Алексеевич Палкин, депутат Верховного Совета СССР пятого созыва.
Родословную семьи речных кораблей с именем поэта
на борту продолжил пароход «Пушкин», построенный в
Сормове в 1913 году. Это коренной северянин. Шестьде сят лет тому назад его доставили в Архангельск, снача ла по Мариинской системе, потом волоком по частям. C тех пор он плавает по Северной Двине и перевозит пассажиров из Котласа и Красногорска в Архангельск.
Это небольшое судно пассажировместимостью 315 че ловек и грузоподъемностью 78 тонн, мощностью машины 430 лошадиных сил. Несмотря на невзрачный наружный вид — годы сделали свое дело, — внутренние пассажир ские помещения прекрасно сохранились.
В настоящее время по Волге плавает грузо-пассажир ский теплоход «А. С. Пушкин».
Глава II
ИМЕНИ СЛАВНОГО БАЙКАЛА
Шли на восход... И утренний туман Им уступал неведомые страны.
Для них шумел Восточный океан, Захлебывались лавою Вулканы.
Петр Комаров
1. РУССКИЙ ФЛАГ
Многие таежные тропы русских землепроходцев про легали мимо Байкала. Озеро с его лесами, богатыми всяким зверьем, с обилием рыбы и птицы всегда сулило отдых усталому исследователю, давало кров беглому с царской каторги или крепостному.
Недаром называют его в народе «славным морем, священным Байкалом», поют о нем песни, слагают леген ды. И не случайно парусное судно, с именем которого связаны важнейшие открытия в Сибири и Приморье,
было названо «Байкалом».
В 1742 году участник Северной экспедиции В. Беринга лейтенант Шельтинг плавал у Сахалина, сделал его опи сание, которое было положено в основу научной карты острова. Плавали здесь и другие русские землепроходцы.
На изданных в 1755 году карте Крашенинникова и в 1802 году карте Сарычева Сахалин не соединялся с мате риком. Да и на других картах русских землепроходцев он всегда был островом, против которого обозначалось устье полноводного Амура.
Но затем, «стараниями» иностранных мореплавате лей, Амур был «закрыт» для входа морских судов, а Са
халин «превращен» в полуостров. Об этом впервые по ведал миру в 1796 году английский мореплаватель У. Р. Броутон. Он безоговорочно объявил Сахалин полу островом, заменив название «Татарский пролив», впер вые нанесенное на картах Ж- Ф. Лаперузом, «Татарским заливом».
44
И многие видные ис
следователи и морехо
ды поверили этому. Ошибочное мнение о
полуостровном положе
нии Сахалина и недо ступности входа в Амур
с моря прочно укорени
лось.
Шло время. Росло стремление иностран цев проникнуть в Си бирь. Их суда вели «ис следования» северных тихоокеанских берегов,
варварски били китов, котиков, каланов.
И русское прави тельство снова верну лось к вопросу об
Амуре и Сахалине. В Г. И. Невельской
1846 году Российско-
Американская компания еще раз попыталась исследовать устье Амура. Но и эта экспедиция под командой подпо ручика А. Μ. Гаврилова, на бриге «Константин», не раз решила истины, хотя бриг и вошел в устье Амура. Тогда на отчетных документах экспедиции царь заключил: «Весьма сожалею. Вопрос о реке Амуре, как о реке бес
полезной, оставить».
Но несмотря на окончательное решение, многие пере довые моряки продолжали утверждать, что Сахалин — остров, а полноводный Амур не может теряться в пес ках. Порукой тому были многочисленные исследования русских землепроходцев.
Все эти «за» ¡и «против» давно и тщательно изучал Геннадий Иванович Невельской. И он сделал только один вывод: лиман и ,устье реки судоходны, полноводны и, стало быть, отделяют Сахалин от азиатского побе режья.
Веря в свою правоту, рискуя карьерой, молодой мо ряк решился, вопреки запрещению Николая I, иссле довать Амур и опровергнуть утверждения крупнейших морских авторитетов...
45
Транспорт «Байкал»
Невельской, с его горячей, прямой и великодушной натурой, глубоко воспринял лучшие традиции флота.
Жил его интересами, его будущим. В 1847 году он от казался от блестящей службы на первоклассном фрега те «Паллада» и добился скромного назначения команди ром небольшого парусного транспорта «Байкал», кото рый должен был пойти на Камчатку с различными припасами для снабжения воинских гарнизонов.
Началась энергичная подготовка экспедиции. Г. И. Невельской добился досрочного окончания строи тельства «Байкала», и 10 июля 1948 года транспорт был спущен на воду. Таким образом, рейс на Камчатку мож но было завершить раньше намеченного срока, а остав шиеся несколько летних месяцев использовать для наме
ченных исследований на Амуре.
20 июля стало особенно памятным для Невельского.
В этот день «Байкал» вошел на кронштадтский рейд. Это был деревянный двухмачтовый брйг вместимостью 250 тонн, длиной 28,5 и шириной 7,5 метра. Осадка в полном грузу не превышала 3,8 метра. Вскоре он ошвартовался у набережной внутренней гавани и стал под погрузку.
21 августа «Байкал» был готов к выходу. C Невель
ским шло восемь офицеров. Провожавший экспедицию
46
выдающийся ученый, прославленный мореплаватель, ад мирал Федор Петрович Литке обнял на прощание Не вельского, прослезился. Литке завидовал, по-доброму за видовал девяти молодым офицерам, уходившим на под виг. Он благословлял их.
Атлантический океан встретил «Байкал» жестокими штормами. ...На мостик к Невельскому поднялся невы сокий седеющий штурман Халезов. Светало, и по его расчетам, скоро должна появиться американская земля.
Океан мало-помалу успокаивался, и далеко за кор
мой, из-за пенистых хребтов темно-зеленых волн време нами появлялся багровый круг солнца. Вихрь брызг,
ураганом несшихся через всю палубу, врезался в намок
шие паруса, безжалостно сек стоявших на юте офи церов.
Туман рассеялся, по отдельные облачка все еще за девали верхушки мачт.
Начинался сорок четвертый день тяжелого перехода через океан. Команда устала, однако больных не было. Одежда и обувь тщательно сушились, кубрики провет ривались. Хорошая пища сохраняла команду здоровой и бодрой.
Моряки с радеждой вглядывались в горизонт.
— Земля!-i-послышался, наконец, радостный крик марсового матроса. — Земля!
Следующим ранним утром «Байкал» встал на рейд крупнейшего порта Бразилии Рио-де-Жанейро, одной из
самых удобных и красивых гаваней мира. C рейда город не просматривался. Он тонул в утренней дымке, за ска лами прибрежных островов.
Поймав легкий попутный ветерок, транспорт осто рожно скользил узким проходом в залив Гуанабара, на берегу которого раскинулся город.
Справа, на узком мысу заметны были военные укреп ления. Слева, высоко над улицами — остроконечная зе леная вершина. «Байкал» отдал якорь.
Жаром веяло от соседних гор, от прибрежных пальм и залитых солнцем нарядных домов. Моряки с радостью ступили на долгожданную землю. Начались работы по
ремонту брига. Трудились усердно, так как предстояло обогнуть Огненную Землю, сражаться с бурным морем у мыса Горн, выйти в Тихий океан.
47
В начале января 1849 года обогнули мыс Горн. На
блюдая за берегом, моряки поняли, |
почему |
эта |
часть |
|||
американского континента |
зовется |
Огненной |
Землей: |
|||
бесчисленное множество |
трещин и |
скважин |
|
в |
почве |
|
выбрасывало в небо бело-синие |
факелы |
горящего |
||||
газа. |
|
|
|
|
|
|
Через месяц транспорт отдал якорь в порту Вальпа |
||||||
раисо и, пополнив запасы, взял курс на Гавайи. |
|
|
||||
А вот и они — чудесные острова среди океана. |
Якорь |
|||||
отдан у острова Оаху, |
в |
гавани |
Гонолулу. Это го |
|||
род на Гавайских островах, |
утопающий в тропической |
|||||
зелени. |
|
курс на |
Камчатку. |
Послед |
||
10 апреля снова в море, |
ний переход прошел без особых происшествий, и в на чале мая на горизонте показалась страна вулканов. Да леко за кромкой скалистого берега вздымались из кружевных облаков шапки полупрозрачных конусов. Вначале один, розовый, с ползущей вниз ледяной звез дой. Затем другой конус, высокий, с искрящейся голубой
вершиной. Экипаж и мастеровые не покидали палубы.
Все с жадностью вглядывались в неведомые очертания России.
Вскоре ближайшие сопки расступились, черные вспе
ненные обрывы ушли в глубь полуострова. Образовался
неширокий проход. «Байкал» медленно входил в огром ную бухту, окруженную высокими белыми сопками.
—Мы снова на родине, в Авачинской губе, — взвол нованно говорил Александр Халезов, бывавший здесь ранее. — Поздравляю вас, господа!
—Но где же Петропавловский порт, где город? — не
терпелось узнать молодым офицерам.
—Видите, мохнатый темный язык, уходящий влево
от берега, — показывал Халезов. — Это мыс Сигнальный. За ним седло и опять сопка, сбегающая на берег. Мыс отделяет от Авачинской губы маленькую бухту с неболь шим глубоким ковшом. Это и есть Петропавловская бухта.
Здесь и город, и порт. Летом все в пышной зелени.
А губа простирается и далее на многие километры. Не сколько речек, забитых лососями, идущими нереститься, сбегают к ней по широким таежным распадкам. Окрест
ности изобилуют целебными кипящими источниками.
48