ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
Между тем от мыса Сигнального отвалил гребной баркас и направился навстречу транспорту. Моряки про должали рассматривать берега.
—Какая чудесная гавань!— восклицал мичман Алексей Гейсмар,— нисколько не уступит Рио-де-Жа нейро, коей мы недавно столь восхищались. А что за прелесть вулканы!
—Вот тот, вдали за городом, — снова вступил Хале-
зов, — левый голубой конус. Это — Корякский. А правее,
похожий на трехгорбый сугроб с дымным шлейфом над вершинами, — Авачинский, действующий вулкан. А сле ва остался Вилючинский, похожий на киргизскую кибит ку, разбитую поверх туч на небе.
Удобная закрытая Авачинская губа издавна привле кала многих мореплавателей. Первыми иностранцами,
посетившими ее, были участники экспедиции капитана Кука. Через восемь лет гостем петропавловцев был известный французский мореход Жан Франсуа Ла перуз.
И русские корабли, отправлявшиеся в кругосветные
плавания, почти никогда не миновали Петропавловска.
В 1789 году здесь останавливался выдающийся море плаватель и ученый, адмирал Г. А. Сарычев. И. Ф. Кру зенштерн заходил в порт во время всемирно известного
первого кругосветного плавания русских кораблей. Трижды посетил город В. Μ. Головнин. Будущий прези дент Петербургской Академии наук, основатель русского Географического общества адмирал Ф. П. Литке дваж ды был в Петропавловске на шлюпах «Камчатка» и «Сенявин».
Петропавловск возник в 1740 году. Тогда в Авачин ской губе зимовали два корабля Второй Камчатской экс педиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова «Св. Петр» и «Св. Павел». От их названий получил имя город. Зна чение его постепенно возрастало. В 1812 году Петропав ловск официально стал считаться главным русским пор том на Тихом океане, а в 1822-м был преобразован в город.
Подойдя к Сигнальному мысу, «Байкал» отсалюто
вал несколькими залпами. И сейчас же на холмах, во круг города закурчавились жидкие дымки, сопки раз несли эхо ответного салюта.
49
Николаевск-на-Амуре в 1858 году
■—Вот это порядок! — воскликнул Геннадий Иванович. — Недаром, что край земли русской!
«Байкал» втягивался в Петропавловскую бухту. Уз ким проходом обошел песчаную косу — кошку и оказал
ся во |
внутреннем |
заливе — ковше, тихом |
и уютном. |
Здесь, |
у подножия |
огромной Петровской |
сопки, ког |
да-то закладывались первые постройки. За четыре меся ца до своего прибытия Беринг выслал в Авачинскую гу бу мичмана Ивана Фомича Елагина. Отличный штурман и картограф, он тщательно изучил берега, выбрал мес то для поселка на берегу Ниякиной бухты — современ ного ковша. Соорудил пять жилых домов, три казармы,
три амбара да два «апартамента». Отсюда и пошел
город.
Сейчас он совсем походил бы на деревушку, если б не дом губернатора в окружении стройных березок, не сколько пакгаузов, новая казарма и деревянные прича лы. Среди крытых соломой небольших домишек, сбегаю щих прямо к морю, возвышалась старая деревянная цер ковь, потемневшая от дождей и ненастий.
«Байкал» отдал якорь 12 мая 1849 года. Переход
продолжался 8 месяцев и 23 дня. За всю историю рус ского кругосветного мореплавания лучшее время пока зал лишь В. Μ. Головнин на шлюпе «Камчатка». Однако шлюп этот был гораздо крупнее и ход имел 11 узлов. «Байкал» же не ходил более 8,5 узла. '
50
Но не погоня за рекордом и славой руководила Не вельским. Он торопился выиграть время для своих ис следований и поскорее заполучить утвержденную Нико лаем I инструкцию на опись Амура, которую обещал ему выслать генерал-губернатор Восточной Сибири
H. Н. Муравьев.
На судно поднялся начальник Камчатки, пожилой капитан первого ранга Ростислав Григорьевич Машин. Не выслушав рапорта, он радостно приветствовал ко мандира «Байкала», поздравил весь экипаж с неожи данно ранним прибытием.
— Мне приказано снарядить вас в плавание немед ля,— говорил он. — Грузы для Охотска передадите на
транспорт «Иртыш», он ждет.
Затем Машин поинтересовался прибывшим грузом. И когда Невельской сказал, что сдавать товары будет по счету запакованных мест, для удобства и быстроты, старик расстроился. Получая гнилье в открытую, теперь он и вовсе был уверен, что привезли одну труху.
А Невельскому хотелось поскорее узнать об инструк ции. Они спустились в каюту.
— На ваше имя от генерал-губернатора, — Машин протянул пакет. — Прибыл еще осенью...
Пока шла сдача товаров и перегрузка на «Иртыш», Невельской попросил Машина найти алеута с байда рой, передал письмо от Врангеля:
—Байдара нужна для работы в лимане Амура,—
пояснил он.
—Все сделаем, что в наших силах, — робея немного,
обещал Машин. Он был крайне удивлен, что сам все сильный адмирал Врангель заинтересован в работах Не вельского.
Транспорт снабжался, ремонтировался. В свободное
время моряки «Байкала» знакомились с памятными мес тами города. Однажды, когда была закончена сдача всех товаров, Машин явился на «Байкал».
— Дорогой мой Геннадий Иванович! — закричал он
еще |
на трапе. — Да знаете ли, |
что вы с |
нами сделали? |
Ведь |
вы избавили Камчатку от |
голода |
и нищеты года |
на четыре. Подобных грузов к нам никогда еще не при возили.
51
И гораздо позднее Невельской узнал, что начальни ки Камчатки и Охотска Машин и Вонлярский доно
сили в Петербург, что «...таких хорошего качества мате риалов и запасов, какие доставлены на транспорте «Бай кал», не было доселе в этих портах».
Между тем «Байкал» готовился выйти к Сахалину. 29 мая командир собрал офицеров; он немного вол
новался.
— Господа, — сказал Геннадий Иванович. — Вам из вестно, что многие считают вход в Амур недопустимым
для судов из-за мелей. А между тем Амур — это вели чайший путь из Сибири к Тихому океану. Вопрос широ кого снабжения портов востока морем может разрешить только он. Но для этого необходимо доказать, что устье его судоходно.
Геннадий Иванович ссылался на забытые исследова ния многих русских землепроходцев.
— По пути на Камчатку, — продолжал Невельской,— мы слышали в портах, как жадно иностранцы захваты
вают чужие земли, с какой кровью покоряют местное население. Иноземцы грабят богатства наших восточных морей, помышляют обосноваться здесь... Мы должны по мочь своему отечеству пресечь такие попытки. Нам ве лено сделать опись устья Амура и юго-западных берегов Охотского моря, определить положение Сахалина. Одна ко инструкция только послана государю. Генерал-губер
натор Муравьев хлопочет об ее утверждении... Я получил неутвержденную копию этой инструкции. Значит, офици
ального разрешения пока нет. Но ждать и упускать слу чай нельзя. Поэтому, господа, — Геннадий Иванович сделал небольшую паузу, — всю ответственность я беру на себя, решаю немедленно начать опись. Вы служите под моим началом и не в ответе за поступки, кои сделае те по моему указанию.
Волнение Невельского передалось всем. Офицеры об ступили его.
—Яс вами, Геннадий Иванович, — протягивая руку,
сказал старший офицер Казакевич.
Обычно сдержанный Халезов, как старший по годам,
обнял и поцеловал своего молодого командира.
—Других мнений быть не может, — сказал он, — мы
свами на Амур.
52
Утром следующего дня бриг выходил из Авачинской
губы, а через неделю был уже в Охотском море. Замет но похолодало, попадались отдельные льдины. На ноч ные вахты офицеры надевали тулупы и теплые шапки.
Судно шло к берегам Сахалина.
Однажды утром с «Байкала» заметили американско го китобойца. Невельской велел ему остановиться. Од нако тот продолжал движение. Возмущенный капитан приказал дать выстрел по нарушителю. Только тогда «американец» лег в дрейф. Шкипера вызвали на «Бай
кал», а судно его |
было осмотрено Казакевичем. |
— На китобойце установлены гарпунные и боевые |
|
пушки, — доложил |
Казакевич, — имеются ружья и |
абордажные крючья, много дорогих мехов и китового
жира.
—Почему стремились уйти от русского военного суд на в русских водах? — сурово спросил шкипера Невель ской. — Прикажу вас расстрелять, как пирата!
Был составлен подробный протокол.
—Подпишите, — сказал командир, — и предупредите других, что мы будем арестовывать в своих водах все суда, ведущие промысел без позволения.
12 июня до Сахалина оставалось несколько десятков
миль. «Байкал» шел к тому месту, где, по предположе
нию Крузенштерна, в море впадал один из рукавов Аму
ра. Однако ночью, когда, согласно его карте, до берега было еще далеко, впередсмотрящий закричал:
— Слыхать бурун! Прямо по носу шум прибоя! Берег оказался рядом. Бриг, круто изменив курс, ото
шел в море и осторожно двинулся на север.
— Вот вам и двадцать миль до острова! — восклик
нул Невельской и приказал непрерывно бросать лот и держать оба якоря наготове. — Где допущена одна ошибка — могут быть и другие.
Судно находилось в районе Луньского залива.
Когда рассветало, оно двигалось вдоль низменных берегов Сахалина, хотя на карте значились скалы. И только на юге, уходя вдаль, тянулись невысокие горы. Убрали паруса, отдали якорь. К острову на шлюпке
отправился молодой штурман Попов, чтобы опреде лить координаты берега. Вскоре оттуда просигналили широту.
53
— Мы на девять минут южнее того места, куда при шли по карте, — сообщил офицерам Невельской. — Сюр приз за сюрпризом.
Он приказал ставить паруса. Шлюпка продвигалась на север, и бриг медленно заскользил вслед за ней. Xa-
лезов с борта судна начал съемку берега. Вскоре обна ружилась пенная полоса воды, уходящая из открываю щегося залива в море. К Попову на байдаре отправил ся мичман Гроте с алеутом. Взору их представилось огромное озеро-лагуна, отделенное от моря песчаной ко
сой. Мелководное, оно кишело рыбой и стаями уток. Птицы подпускали лодку вплотную.
— Необитаемая земля, — заметил Попов.
Вечером Невельской собрал офицеров, подвел итог.
— На Сахалине, вопреки предположению нашего уважаемого соотечественника капитана Крузенштерна,
не существует устья Амура, — сказал он в заключе ние.— А сильное течение из залива — это просто отлив. Завтра, друзья мои, продолжим съемку и опись берега.
...17 июня «Байкал» огибал северную оконечность острова — мыс Елизаветы.
Взяв курс на юго-запад, оставив позади мыс Марии, бриг вошел в Сахалинский залив. Берега его высоки и скалисты. Но чем южнее уходил «Байкал», тем ниже к воде спускались прибрежья, появлялись зеленые луга, леса, песчаные отмели.
Был открыт и обследован неизвестный залив — ог ромная судоходная лагуна с низменными торфяными берегами. Вход в него прикрывал лежащий поперек
длинный, узкий остров. Дикая тайга из темных елей, се ребристых пихт и светлых, прозрачных лиственниц обе регала залив. И только далеко-далеко на севере, за кру тыми темно-еловыми берегами, поднимались горы. Лагу на эта, приветливая и живописная, была названа зали
вом Байкал в честь судна экспедиции.
И снова транспорт в открытом море. Впереди зага
дочный лиман Амура.
А вот и конец унылого берега, он круто уходил на юг.
Это мыс Головачева, названный еще Крузенштерном в честь одного из своих лейтенантов. Ветер переменился,
погода нахмурилась. Водяные вихри перехлестывали борта шлюпки, шедшей вперед с промерами. Пришлось
54
забрать людей на корабль... И вот первая неприятность: сели на мель. А ветер и волнение усиливались, кругом кипящая пена, буруны и брызги. «Байкал» глухо бился о песок. Снова баркас за борт. Приняв легкий якорь, он отвалил от кормы и, прыгая на волнах, стал удаляться.
Якорь скользнул в воду, матросы на судне налегли на вымбовки. Завертелся шпиль, натягивая канат, послыша лось шуршание, и бриг сполз с отмели.
Отлив еще больше насторожил байкальцев: из воды поднимались песчаные острова. Напротив мыса Голова чева тянулась целая такая гряда. Позже ее назвали бан кой Зотова.
Ночь продержались вдали от берега. Утром, выслав шлюпку, «Байкал» вошел в лиман Амура. Море впереди стало желтеть, вода помутнела. Петр Казакевич зачерп нул горсть ее, сделал глоток.
— Речная вода, — просигналил на судно, — Амур близко!
Невельскому доставили ведро амурской воды, офи церы обступили его и пили, торжественно, из бокалов.
А судно продолжало двигаться на юг, преодолевая ус тойчивое встречное течение. Глубины держались доста
точные. Несомненно, был нащупан фарватер речных вод,
уходящих из лимана. Невельской собрал офицеров.
— «Байкал» в лимане Амура, господа, — сказал он торжественно^ — Я благодарю и поздравляю вас... Одна
ко рисковать бригом нельзя. Здесь отдадим якорь. Даль
нейшие исследования продолжим на гребных судах, как
бы труден ни был наш путь... Одна шлюпка направится под берегом Сахалина и выяснит, есть ли перешеек, сое диняющий его с материком. Другая будет вести опись у материка и неизбежно откроет устье Амура.
Было 27 июня 1849 года. Все понимали, что «Байка лу» очень скоро предстоит совершить замечательные от крытия.
Через два дня шлюпки были готовы. Командиром к устью Амура шел Петр Казакевич. Обследовать Саха лин уходил мичман Гроте.
22 дня, под парусами и на веслах, исследователи на
стойчиво шли к предполагаемой цели...
Возвратившись на «Байкал», Казакевич доложил,
что побывал в устье Амура. Ширина его больше семи
55
миль, а извилистый фарватер имеет глубины четыре-
пять сажен.
Гроте тоже обнаружил глубокий канал близ Саха лина, но вскоре его преградила отмель, уходящая к за паду. Мичман прекратил поиски и возвратился.
Тогда сам командир возглавил новую экспедицию.
— Пойдем снова на шлюпках, — говорил Невельской
своему другу Казакевичу. — «Байкал» останется. Мы не
имеем инструкции и не можем рисковать судном и жизнью членов команды. Я уверен, что инструкция идет к нам. Ты дождешься ее здесь.
Вместе с командиром ушли три офицера и четырнад цать матросов. Экспедиция прошла в устье Амура, под
нялась более чем на сорок миль до полуострова Куегда.
Полуостров этот особенно приглянулся Невельскому, он запомнил его.
Возвратившись в лиман, шлюпки пошли по течению к югу и 22 июля достигли того места, где выступающий
материковый берег сближался с сахалинским. По
утверждению |
Броутона, предположению Крузенштерна |
и Гаврилова, |
здесь должен был находиться перешеек, |
соединяющий Сахалин с Азией. Однако до самого гори
зонта, на север и юг уходили бесконечные гребни волн.
Скалистый выступ на материке отделяло от низменного мыса на Сахалине настоящее море — пролив шириной в четыре мили и глубиной девять метров. Это была са мая узкая часть пролива между Сахалином и мате риком.
Трудно передать радость Невельского и его соотече
ственников: |
устье Амура судоходно и Сахалин —■ |
остров! |
|
Экспедиция спустилась южнее. Достигла широты, ку |
|
да доходили |
когда-то Лаперуз и Броутон. В па |
мять о Лаперузе и поныне сохраняются названия: залив Де-Кастри, мысы Жонкьер, Крильон и другие. А Татар ский залив — память англичанина Броутона — исчез на
веки со всех карт мира. Вместо него появился Татарский пролив и позже — пролив Невельского — проход в лиман с юга, на месте мифического перешейка...
Отряд возвращался на транспорт.
Открытия Г. И. Невельского венчали собою давние стремления передовых умов России. Значение Амура ви-
56