Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между тем от мыса Сигнального отвалил гребной баркас и направился навстречу транспорту. Моряки про­ должали рассматривать берега.

Какая чудесная гавань!— восклицал мичман Алексей Гейсмар,— нисколько не уступит Рио-де-Жа­ нейро, коей мы недавно столь восхищались. А что за прелесть вулканы!

Вот тот, вдали за городом, — снова вступил Хале-

зов, — левый голубой конус. Это — Корякский. А правее,

похожий на трехгорбый сугроб с дымным шлейфом над вершинами, — Авачинский, действующий вулкан. А сле­ ва остался Вилючинский, похожий на киргизскую кибит­ ку, разбитую поверх туч на небе.

Удобная закрытая Авачинская губа издавна привле­ кала многих мореплавателей. Первыми иностранцами,

посетившими ее, были участники экспедиции капитана Кука. Через восемь лет гостем петропавловцев был известный французский мореход Жан Франсуа Ла­ перуз.

И русские корабли, отправлявшиеся в кругосветные

плавания, почти никогда не миновали Петропавловска.

В 1789 году здесь останавливался выдающийся море­ плаватель и ученый, адмирал Г. А. Сарычев. И. Ф. Кру­ зенштерн заходил в порт во время всемирно известного

первого кругосветного плавания русских кораблей. Трижды посетил город В. Μ. Головнин. Будущий прези­ дент Петербургской Академии наук, основатель русского Географического общества адмирал Ф. П. Литке дваж­ ды был в Петропавловске на шлюпах «Камчатка» и «Сенявин».

Петропавловск возник в 1740 году. Тогда в Авачин­ ской губе зимовали два корабля Второй Камчатской экс­ педиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова «Св. Петр» и «Св. Павел». От их названий получил имя город. Зна­ чение его постепенно возрастало. В 1812 году Петропав­ ловск официально стал считаться главным русским пор­ том на Тихом океане, а в 1822-м был преобразован в город.

Подойдя к Сигнальному мысу, «Байкал» отсалюто­

вал несколькими залпами. И сейчас же на холмах, во­ круг города закурчавились жидкие дымки, сопки раз­ несли эхо ответного салюта.

49


Николаевск-на-Амуре в 1858 году

■—Вот это порядок! — воскликнул Геннадий Иванович. — Недаром, что край земли русской!

«Байкал» втягивался в Петропавловскую бухту. Уз­ ким проходом обошел песчаную косу — кошку и оказал­

ся во

внутреннем

заливе — ковше, тихом

и уютном.

Здесь,

у подножия

огромной Петровской

сопки, ког­

да-то закладывались первые постройки. За четыре меся­ ца до своего прибытия Беринг выслал в Авачинскую гу­ бу мичмана Ивана Фомича Елагина. Отличный штурман и картограф, он тщательно изучил берега, выбрал мес­ то для поселка на берегу Ниякиной бухты — современ­ ного ковша. Соорудил пять жилых домов, три казармы,

три амбара да два «апартамента». Отсюда и пошел

город.

Сейчас он совсем походил бы на деревушку, если б не дом губернатора в окружении стройных березок, не­ сколько пакгаузов, новая казарма и деревянные прича­ лы. Среди крытых соломой небольших домишек, сбегаю­ щих прямо к морю, возвышалась старая деревянная цер­ ковь, потемневшая от дождей и ненастий.

«Байкал» отдал якорь 12 мая 1849 года. Переход

продолжался 8 месяцев и 23 дня. За всю историю рус­ ского кругосветного мореплавания лучшее время пока­ зал лишь В. Μ. Головнин на шлюпе «Камчатка». Однако шлюп этот был гораздо крупнее и ход имел 11 узлов. «Байкал» же не ходил более 8,5 узла. '

50

Но не погоня за рекордом и славой руководила Не­ вельским. Он торопился выиграть время для своих ис­ следований и поскорее заполучить утвержденную Нико­ лаем I инструкцию на опись Амура, которую обещал ему выслать генерал-губернатор Восточной Сибири

H. Н. Муравьев.

На судно поднялся начальник Камчатки, пожилой капитан первого ранга Ростислав Григорьевич Машин. Не выслушав рапорта, он радостно приветствовал ко­ мандира «Байкала», поздравил весь экипаж с неожи­ данно ранним прибытием.

— Мне приказано снарядить вас в плавание немед­ ля,— говорил он. — Грузы для Охотска передадите на

транспорт «Иртыш», он ждет.

Затем Машин поинтересовался прибывшим грузом. И когда Невельской сказал, что сдавать товары будет по счету запакованных мест, для удобства и быстроты, старик расстроился. Получая гнилье в открытую, теперь он и вовсе был уверен, что привезли одну труху.

А Невельскому хотелось поскорее узнать об инструк­ ции. Они спустились в каюту.

— На ваше имя от генерал-губернатора, — Машин протянул пакет. — Прибыл еще осенью...

Пока шла сдача товаров и перегрузка на «Иртыш», Невельской попросил Машина найти алеута с байда­ рой, передал письмо от Врангеля:

Байдара нужна для работы в лимане Амура,—

пояснил он.

Все сделаем, что в наших силах, — робея немного,

обещал Машин. Он был крайне удивлен, что сам все­ сильный адмирал Врангель заинтересован в работах Не­ вельского.

Транспорт снабжался, ремонтировался. В свободное

время моряки «Байкала» знакомились с памятными мес­ тами города. Однажды, когда была закончена сдача всех товаров, Машин явился на «Байкал».

— Дорогой мой Геннадий Иванович! — закричал он

еще

на трапе. — Да знаете ли,

что вы с

нами сделали?

Ведь

вы избавили Камчатку от

голода

и нищеты года

на четыре. Подобных грузов к нам никогда еще не при­ возили.

51


И гораздо позднее Невельской узнал, что начальни­ ки Камчатки и Охотска Машин и Вонлярский доно­

сили в Петербург, что «...таких хорошего качества мате­ риалов и запасов, какие доставлены на транспорте «Бай­ кал», не было доселе в этих портах».

Между тем «Байкал» готовился выйти к Сахалину. 29 мая командир собрал офицеров; он немного вол­

новался.

— Господа, — сказал Геннадий Иванович. — Вам из­ вестно, что многие считают вход в Амур недопустимым

для судов из-за мелей. А между тем Амур — это вели­ чайший путь из Сибири к Тихому океану. Вопрос широ­ кого снабжения портов востока морем может разрешить только он. Но для этого необходимо доказать, что устье его судоходно.

Геннадий Иванович ссылался на забытые исследова­ ния многих русских землепроходцев.

— По пути на Камчатку, — продолжал Невельской,— мы слышали в портах, как жадно иностранцы захваты­

вают чужие земли, с какой кровью покоряют местное население. Иноземцы грабят богатства наших восточных морей, помышляют обосноваться здесь... Мы должны по­ мочь своему отечеству пресечь такие попытки. Нам ве­ лено сделать опись устья Амура и юго-западных берегов Охотского моря, определить положение Сахалина. Одна­ ко инструкция только послана государю. Генерал-губер­

натор Муравьев хлопочет об ее утверждении... Я получил неутвержденную копию этой инструкции. Значит, офици­

ального разрешения пока нет. Но ждать и упускать слу­ чай нельзя. Поэтому, господа, — Геннадий Иванович сделал небольшую паузу, — всю ответственность я беру на себя, решаю немедленно начать опись. Вы служите под моим началом и не в ответе за поступки, кои сделае­ те по моему указанию.

Волнение Невельского передалось всем. Офицеры об­ ступили его.

Яс вами, Геннадий Иванович, — протягивая руку,

сказал старший офицер Казакевич.

Обычно сдержанный Халезов, как старший по годам,

обнял и поцеловал своего молодого командира.

Других мнений быть не может, — сказал он, — мы

свами на Амур.

52

Утром следующего дня бриг выходил из Авачинской

губы, а через неделю был уже в Охотском море. Замет­ но похолодало, попадались отдельные льдины. На ноч­ ные вахты офицеры надевали тулупы и теплые шапки.

Судно шло к берегам Сахалина.

Однажды утром с «Байкала» заметили американско­ го китобойца. Невельской велел ему остановиться. Од­ нако тот продолжал движение. Возмущенный капитан приказал дать выстрел по нарушителю. Только тогда «американец» лег в дрейф. Шкипера вызвали на «Бай­

кал», а судно его

было осмотрено Казакевичем.

— На китобойце установлены гарпунные и боевые

пушки, — доложил

Казакевич, — имеются ружья и

абордажные крючья, много дорогих мехов и китового

жира.

Почему стремились уйти от русского военного суд­ на в русских водах? — сурово спросил шкипера Невель­ ской. — Прикажу вас расстрелять, как пирата!

Был составлен подробный протокол.

Подпишите, — сказал командир, — и предупредите других, что мы будем арестовывать в своих водах все суда, ведущие промысел без позволения.

12 июня до Сахалина оставалось несколько десятков

миль. «Байкал» шел к тому месту, где, по предположе­

нию Крузенштерна, в море впадал один из рукавов Аму­

ра. Однако ночью, когда, согласно его карте, до берега было еще далеко, впередсмотрящий закричал:

— Слыхать бурун! Прямо по носу шум прибоя! Берег оказался рядом. Бриг, круто изменив курс, ото­

шел в море и осторожно двинулся на север.

— Вот вам и двадцать миль до острова! — восклик­

нул Невельской и приказал непрерывно бросать лот и держать оба якоря наготове. — Где допущена одна ошибка — могут быть и другие.

Судно находилось в районе Луньского залива.

Когда рассветало, оно двигалось вдоль низменных берегов Сахалина, хотя на карте значились скалы. И только на юге, уходя вдаль, тянулись невысокие горы. Убрали паруса, отдали якорь. К острову на шлюпке

отправился молодой штурман Попов, чтобы опреде­ лить координаты берега. Вскоре оттуда просигналили широту.

53


— Мы на девять минут южнее того места, куда при­ шли по карте, — сообщил офицерам Невельской. — Сюр­ приз за сюрпризом.

Он приказал ставить паруса. Шлюпка продвигалась на север, и бриг медленно заскользил вслед за ней. Xa-

лезов с борта судна начал съемку берега. Вскоре обна­ ружилась пенная полоса воды, уходящая из открываю­ щегося залива в море. К Попову на байдаре отправил­ ся мичман Гроте с алеутом. Взору их представилось огромное озеро-лагуна, отделенное от моря песчаной ко­

сой. Мелководное, оно кишело рыбой и стаями уток. Птицы подпускали лодку вплотную.

— Необитаемая земля, — заметил Попов.

Вечером Невельской собрал офицеров, подвел итог.

— На Сахалине, вопреки предположению нашего уважаемого соотечественника капитана Крузенштерна,

не существует устья Амура, — сказал он в заключе­ ние.— А сильное течение из залива — это просто отлив. Завтра, друзья мои, продолжим съемку и опись берега.

...17 июня «Байкал» огибал северную оконечность острова — мыс Елизаветы.

Взяв курс на юго-запад, оставив позади мыс Марии, бриг вошел в Сахалинский залив. Берега его высоки и скалисты. Но чем южнее уходил «Байкал», тем ниже к воде спускались прибрежья, появлялись зеленые луга, леса, песчаные отмели.

Был открыт и обследован неизвестный залив — ог­ ромная судоходная лагуна с низменными торфяными берегами. Вход в него прикрывал лежащий поперек

длинный, узкий остров. Дикая тайга из темных елей, се­ ребристых пихт и светлых, прозрачных лиственниц обе­ регала залив. И только далеко-далеко на севере, за кру­ тыми темно-еловыми берегами, поднимались горы. Лагу­ на эта, приветливая и живописная, была названа зали­

вом Байкал в честь судна экспедиции.

И снова транспорт в открытом море. Впереди зага­

дочный лиман Амура.

А вот и конец унылого берега, он круто уходил на юг.

Это мыс Головачева, названный еще Крузенштерном в честь одного из своих лейтенантов. Ветер переменился,

погода нахмурилась. Водяные вихри перехлестывали борта шлюпки, шедшей вперед с промерами. Пришлось

54

забрать людей на корабль... И вот первая неприятность: сели на мель. А ветер и волнение усиливались, кругом кипящая пена, буруны и брызги. «Байкал» глухо бился о песок. Снова баркас за борт. Приняв легкий якорь, он отвалил от кормы и, прыгая на волнах, стал удаляться.

Якорь скользнул в воду, матросы на судне налегли на вымбовки. Завертелся шпиль, натягивая канат, послыша­ лось шуршание, и бриг сполз с отмели.

Отлив еще больше насторожил байкальцев: из воды поднимались песчаные острова. Напротив мыса Голова­ чева тянулась целая такая гряда. Позже ее назвали бан­ кой Зотова.

Ночь продержались вдали от берега. Утром, выслав шлюпку, «Байкал» вошел в лиман Амура. Море впереди стало желтеть, вода помутнела. Петр Казакевич зачерп­ нул горсть ее, сделал глоток.

— Речная вода, — просигналил на судно, — Амур близко!

Невельскому доставили ведро амурской воды, офи­ церы обступили его и пили, торжественно, из бокалов.

А судно продолжало двигаться на юг, преодолевая ус­ тойчивое встречное течение. Глубины держались доста­

точные. Несомненно, был нащупан фарватер речных вод,

уходящих из лимана. Невельской собрал офицеров.

— «Байкал» в лимане Амура, господа, — сказал он торжественно^ — Я благодарю и поздравляю вас... Одна­

ко рисковать бригом нельзя. Здесь отдадим якорь. Даль­

нейшие исследования продолжим на гребных судах, как

бы труден ни был наш путь... Одна шлюпка направится под берегом Сахалина и выяснит, есть ли перешеек, сое­ диняющий его с материком. Другая будет вести опись у материка и неизбежно откроет устье Амура.

Было 27 июня 1849 года. Все понимали, что «Байка­ лу» очень скоро предстоит совершить замечательные от­ крытия.

Через два дня шлюпки были готовы. Командиром к устью Амура шел Петр Казакевич. Обследовать Саха­ лин уходил мичман Гроте.

22 дня, под парусами и на веслах, исследователи на­

стойчиво шли к предполагаемой цели...

Возвратившись на «Байкал», Казакевич доложил,

что побывал в устье Амура. Ширина его больше семи

55


миль, а извилистый фарватер имеет глубины четыре-

пять сажен.

Гроте тоже обнаружил глубокий канал близ Саха­ лина, но вскоре его преградила отмель, уходящая к за­ паду. Мичман прекратил поиски и возвратился.

Тогда сам командир возглавил новую экспедицию.

— Пойдем снова на шлюпках, — говорил Невельской

своему другу Казакевичу. — «Байкал» останется. Мы не

имеем инструкции и не можем рисковать судном и жизнью членов команды. Я уверен, что инструкция идет к нам. Ты дождешься ее здесь.

Вместе с командиром ушли три офицера и четырнад­ цать матросов. Экспедиция прошла в устье Амура, под­

нялась более чем на сорок миль до полуострова Куегда.

Полуостров этот особенно приглянулся Невельскому, он запомнил его.

Возвратившись в лиман, шлюпки пошли по течению к югу и 22 июля достигли того места, где выступающий

материковый берег сближался с сахалинским. По

утверждению

Броутона, предположению Крузенштерна

и Гаврилова,

здесь должен был находиться перешеек,

соединяющий Сахалин с Азией. Однако до самого гори­

зонта, на север и юг уходили бесконечные гребни волн.

Скалистый выступ на материке отделяло от низменного мыса на Сахалине настоящее море — пролив шириной в четыре мили и глубиной девять метров. Это была са­ мая узкая часть пролива между Сахалином и мате­ риком.

Трудно передать радость Невельского и его соотече­

ственников:

устье Амура судоходно и Сахалин —■

остров!

 

Экспедиция спустилась южнее. Достигла широты, ку­

да доходили

когда-то Лаперуз и Броутон. В па­

мять о Лаперузе и поныне сохраняются названия: залив Де-Кастри, мысы Жонкьер, Крильон и другие. А Татар­ ский залив — память англичанина Броутона — исчез на­

веки со всех карт мира. Вместо него появился Татарский пролив и позже — пролив Невельского — проход в лиман с юга, на месте мифического перешейка...

Отряд возвращался на транспорт.

Открытия Г. И. Невельского венчали собою давние стремления передовых умов России. Значение Амура ви-

56