ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
началась новая навигация, он вместе с другими судами отправился в поход к устью Амура. В ожидании нового нападения Петропавловск эвакуировался. На этом на стаивал Невельской, предлагая сосредоточиться в Ни-
колаевске-па-Амуре.
Уже в начале мая все камчатские суда прибыли в Де-Кастри, захватив семьи и все имущество Петропав ловского порта. «Байкал» провел этот переход блестя ще, и командир его, прапорщик Н. И. Шарыпов, был представлен к ордену.
Все действия Амурской экспедиции были направлены
теперь на укрытие русских судов от гораздо более силь
ной англо-французской эскадры, которая наверняка по явится.
H опа появилась, побывала уже в Петропавловске,
а сейчас рыскала по всем уголкам северной части Тихо го океана в поисках исчезнувших русских кораблей. Од нажды английский пароход-разведчик обнаружил, нако нец, их в заливе Де-Кастри. Скоро надо было ждать всю эскадру... Началась эвакуация кораблей в лиман Амура.
Едва русские корабли покинули Де-Кастри, он был атакован противником. Однако получив решительный отпор небольшой группы казаков, союзники ушли искать
русские корабли на юг. Они не знали еще об открытии Невельского — о существовании прохода в лиман Амура,
ибыли немало удивлены исчезновением русских судов.
Кисходу июля все наши суда, бывшие тогда в Тихом океане, благополучно перебрались в Николаевск-на-
Амуре.
Этим же летом к Николаевску-на-Амуре спустился очередной сплав во главе с Н. Н. Муравьевым. Он доста вил крупные силы для обороны устья Амура...
Вот когда стала очевидной и вполне оправданной поспешность Невельского, предвидевшего коварные за
мыслы иноземцев. И Муравьев разделял его взгляды, по |
||
могал. Прибыв |
со сплавом, Муравьев привез и при |
|
каз |
о ликвидации Амурской экспедиции. Она заме |
|
нялась Управлением Камчатского военного губернатора. |
||
Все |
участники |
экспедиции поступали в распоряжение |
начальника |
Камчатки |
контр-адмирала |
Завойко. |
Г. И. Невельской назначался начальником |
штаба при |
3—3689 |
65 |
главнокомандующем всеми морскими силами, сосредо точенными в Приамурье, то есть при Н. Н. Муравьеве. Николаевск-на-Амуре объявлялся главным морским пор
том на Дальнем Востоке.
Успех работ Амурской экспедиции во многом опреде лялся самоотверженной деятельностью ее участников, бескорыстных помощников Невельского. Позже он отдал им должное в своей книге «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России».
Исследования, проведенные офицерами «Байкала»,
окончательно подтвердили принадлежность России ог
ромной территории Восточной Сибири площадью более миллиона квадратных километров с выходом к морю.
Русские люди, не жалея сил, продолжали осваивать и укреплять дальневосточные земли. Но Геннадию Ива новичу Невельскому не пришлось участвовать в этой со зидательной деятельности. Он великолепно понимал, что новое назначение — это фактически отставка.
Икогда осенью 1855 года Муравьев со свитой отбыл
вИркутск, Невельской остался жить на Амуре в каче стве частного лица, без всяких обязанностей... Ему дава ли понять, что его пребывание в Приморье далее неже лательно.
Летом следующего года Геннадий Иванович с семьей покинул край, которому отдал силы и всю душу, где сде лал блестящую карьеру, но потерял дочь, умершую от
голода, состарился; где состарилась и потеряла здоровье его жена, переносившая все лишения геройски... Из Аяна семья верхом достигла селения Маи, проехав по бездорожью 256 километров, причем дети сидели в кор зинах по обе стороны лошади. Затем на лодках, по ре кам Λlae, Алдану и Лене, они достигли Якутска, а отту да прибыли в Иркутск.
Одновременно с Невельским покинули Амур зимо вавшие в Николаевском порту фрегат «Аврора», корвет «Оливуца» и транспорт «Двина». Они отправились в Кронштадт. А ветеран Амурской экспедиции и дальнево сточных морей, транспорт «Байкал», остался дома. Про
стившись со своим первым и добрым командиром, он трудился, доставляя грузы в Николаевск-на-Амуре и Аян, совершал рейсы в Де-Кастри, за углем на Сахалин, в порт Дуэ.
66
А 10 июля 1858 года па ветеране Амурской экспеди ции морской флаг был поднят в особо торжественной об
становке.
Гремел оркестр, звучал салют |
корабельных ору |
дий с прибывшей для приветствия |
винтовой шхуны |
«Восток». Отмечалось десятилетие со дня спуска «Бай
кала» на воду. Срок, небольшой по времени, но колос сальный по значению совершенных открытий.
Первый командир не смог приветствовать родное
судно. Он находился в Петербурге.
Был произведен в вице-адмиралы, а затем стал пол ным адмиралом. Однако рожденный для моря, он до кон
ца своих дней не получил
возможности ступить на па лубу корабля. Умер Генна дий Иванович в апреле 1876 года в 63-летнем возрасте.
Истинное признание яви лось позднее. Но такие сов ременники Невельского, как
Герцен, Добролюбов и Чер
нышевский, сразу оценили огромное значение деятель ности Амурской экспедиции. Тепло отзывался о Невель ском А. П. Чехов. По ини циативе моряков-владивос токцев, бросивших клич о сборе средств и давших первый взнос, в городе Вла дивостоке в 1897 году «рус
скому |
Колумбу» — Невель |
скому |
воздвигли памятник. |
В 1900 году в Николаевске-
на-Амуре установили обе
лиск основателю города, а через пятьдесят лет был воз двигнут памятник.
В честь Невельского на звана самая узкая часть Та тарского пролива, мыс в этом проливе, залив, гора и
город на Сахалине. Имя
3*
Д
Памятник Г. И. Невельскому во Владивостоке
67
прославленного адмирала носит Высшее инженерное морское училище во Владивостоке.
Увековечена память и корабля, с появлением кото рого в Тихом океане началась новая эра в развитии Дальневосточного края. В городе Хабаровске, на высо
ком обрыве, под которым плещется Амур, стоит брон зовая фигура Муравьева. На пьедестале из серого камня укреплены четыре бронзовых щита. На них имена лиц, названия войсковых частей и судов, участвовавших в Амурских экспедициях. На одном щите надпись: «Капи
тан второго ранга Геннадий Иванович Невельской. Суп руга начальника экспедиции Екатерина Ивановна Не вельская. Транспорт «Байкал».
2. ПИОНЕР РЕГУЛЯРНЫХ ЛИНИЙ
Минуло двадцать лет. Зерна цивилизации и морепла вания, заложенные Г. И. Невельским на просторах и бе регах Великого океана, дали желанные всходы. На фар ватеры, открытые «Байкалом»,выходили русские коммер ческие корабли, зарождалось регулярное морское тор говое судоходство.
Еще в 1856 году губернатором Приморской области был назначен произведенный в контр-адмиралы Петр
Васильевич Казакевич. Он принял под свою команду и Сибирскую военную флотилию, и порты Тихого океана. Флотилия существовала уже четверть века, охраняя рус ские острова и побережье. Главной базой служили
Охотск, затем Петропавловск, теперь стал Николаевск-
на-Амуре.
Флотилия развивалась. В шестидесятые годы она располагала десятью речными пароходами. В океане несли службу восемнадцать военных кораблей. Их курсы часто пересекались с курсами другого «Байкала», не
большого двухмачтового брига в 215 тонн, принадлежав шего Российско-Американской компании. Проплавав до
1850 года, этот «Байкал» был поставлен как плавучий склад в порту Аян.
Паровые и парусные суда флотилии посещали юж ные бухты побережья, Японию и Китай. В 1860 году вин товой транспорт «Манжур», погрузив близ Николаевска строительные материалы и приняв отряд солдат, вышел
68
на юг, а 2 июля, в бухте Золотой Рог, с транспорта вы садился отряд под командой прапорщика Н. В. Кома рова. На пустынном берегу был заложен военный пост, давший начало городу Владивостоку.
Все это время связь между гаванями Приморья под держивали транспортные шхуны Сибирской флотилии. Но морское ведомство, постепенно отстраняясь от подоб ных забот и не желая отвлекать свои корабли от выпол нения прямых задач, прекратило, наконец, все торговые перевозки.
Вот тогда-то и появилось, субсидированное прави
тельством, первое русское пароходство на Дальнем Вос токе— компания коммерции советника Шевелева. Пер венец компании прокладывал на фарватерах Невельско го регулярные торговые рейсы. В память о знаменитом паруснике Амурской экспедиции пароход назвали «Бай калом». Он явился продолжателем трудов «русского Колумба» — Невельского, его великих начинаний.
«Байкал» был заложен в Англии в 1878 году и при был в порт Владивосток к началу 1882 года. Это мор
ской трехпалубный пароход с машинами мощностью 360
лошадиных сил. При длине 70 и ширине 9 метров обла дал грузоподъемностью около 1000 тонн. Возил пасса жиров и солдат, арестантов, почту и грузы, главным об разом казенные. Несколько лет обслуживал линии меж ду Николаевском-на-Амуре, Владивостоком и заливом
Посьет. Заходил в бухты Татарского пролива и в порты Дуэ, Александровский и Корсаковский на Сахалине. За тем линия удлинилась до Шанхая и Нагасаки.
Вскоре Шевелев приобрел второй пароход, затем тре тий, который назывался «Новик», и совершал рейсы в порты Приамурья, а в девятисотые годы — по заливу Петра Великого...
Июльским утром 1890 года «Байкал» вышел из Вла
дивостока и уже через несколько дней по Амуру подни мался к Николаевску-на-Амуре. Навстречу ему стали по падаться небольшие парусные шампуньки рыбаков, ги ляцкие дощатые лодки, большие груженые баркасы. Вскоре на левом берегу реки, справа от судна, обозна чилось углубление залива, пристань и два небольших парохода. Золоченый купол церкви выглянул из темной зелени, запестрели крыши домов Николаевска-на-Амуре.
69
«Байкал» сбавил ход, зазвенел телеграф в машину и послышалась команда:
— Отдать якорь!
Началась обычная суета пассажиров. C пароходом
прибыла почта, несколько чиновников и две сотни сезон ных рабочих, русских и корейцев — на рыбную путину, заготовку леса и сена, да на золотые прииски в верховья Амгуни.
Сорок лет назад здесь был поднят российский флаг, заложен порт и город. Порт имел несколько добротных причалов, шагавших по сваям к середине реки. Прямо из воды вставали здания портовых служб. Но глубина бухты не превышала двух метров. Поэтому здесь можно было принимать только мелкосидящие речные суда. Хо
роший двадцатиметровый фарватер проходил, к сожале нию, у противоположного берега, в трех километрах
отсюда. И морским судам приходилось становиться там на якорь и разгружаться на баржи. Это было не только неудобно и дорого, но становилось вовсе невозможным при волнениях на реке. А ветры с лимана часто нагоняли сильную волну.
Теперь погода стояла тихая. |
От |
города |
подходил |
буксир. Отчаянно шлепая плицами боковых |
колес, он |
||
вел длинную баржу. Началась |
разгрузка «Байкала»... |
||
В следующие дни он принимал грузы, |
почту |
и пасса |
|
жиров. |
|
|
|
Тем временем из Благовещенска прибыл речной па роход «Муравьев», большой, двухпалубный, с огромны ми колесами по бортам и черной трубой. Ловко ошвар товался у причала. Навстречу ему потянулась вереница
пустых крестьянских телег, ломовых извозчиков, воин
ских парных повозок. C парохода двигалась пестрая тол па пассажиров.
Среди них был невысокий человек в коричневом лег ком пальто, с тростью и небольшим саквояжем. Шляпа,
сдвинутая на затылок, открывала высокий лоб, а неболь шие темные усы, переходившие в бородку клинышком, подчеркивали белизну чуть вытянутого лица горо
жанина. |
- |
Человек был не |
местным, весь день, казалось, без |
определенной цели бродил по улицам, внимательно ∙Bce осматривал, будто собирался здесь поселиться. . .
70