Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

началась новая навигация, он вместе с другими судами отправился в поход к устью Амура. В ожидании нового нападения Петропавловск эвакуировался. На этом на­ стаивал Невельской, предлагая сосредоточиться в Ни-

колаевске-па-Амуре.

Уже в начале мая все камчатские суда прибыли в Де-Кастри, захватив семьи и все имущество Петропав­ ловского порта. «Байкал» провел этот переход блестя­ ще, и командир его, прапорщик Н. И. Шарыпов, был представлен к ордену.

Все действия Амурской экспедиции были направлены

теперь на укрытие русских судов от гораздо более силь­

ной англо-французской эскадры, которая наверняка по­ явится.

H опа появилась, побывала уже в Петропавловске,

а сейчас рыскала по всем уголкам северной части Тихо­ го океана в поисках исчезнувших русских кораблей. Од­ нажды английский пароход-разведчик обнаружил, нако­ нец, их в заливе Де-Кастри. Скоро надо было ждать всю эскадру... Началась эвакуация кораблей в лиман Амура.

Едва русские корабли покинули Де-Кастри, он был атакован противником. Однако получив решительный отпор небольшой группы казаков, союзники ушли искать

русские корабли на юг. Они не знали еще об открытии Невельского — о существовании прохода в лиман Амура,

ибыли немало удивлены исчезновением русских судов.

Кисходу июля все наши суда, бывшие тогда в Тихом океане, благополучно перебрались в Николаевск-на-

Амуре.

Этим же летом к Николаевску-на-Амуре спустился очередной сплав во главе с Н. Н. Муравьевым. Он доста­ вил крупные силы для обороны устья Амура...

Вот когда стала очевидной и вполне оправданной поспешность Невельского, предвидевшего коварные за­

мыслы иноземцев. И Муравьев разделял его взгляды, по­

могал. Прибыв

со сплавом, Муравьев привез и при­

каз

о ликвидации Амурской экспедиции. Она заме­

нялась Управлением Камчатского военного губернатора.

Все

участники

экспедиции поступали в распоряжение

начальника

Камчатки

контр-адмирала

Завойко.

Г. И. Невельской назначался начальником

штаба при

3—3689

65


главнокомандующем всеми морскими силами, сосредо­ точенными в Приамурье, то есть при Н. Н. Муравьеве. Николаевск-на-Амуре объявлялся главным морским пор­

том на Дальнем Востоке.

Успех работ Амурской экспедиции во многом опреде­ лялся самоотверженной деятельностью ее участников, бескорыстных помощников Невельского. Позже он отдал им должное в своей книге «Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России».

Исследования, проведенные офицерами «Байкала»,

окончательно подтвердили принадлежность России ог­

ромной территории Восточной Сибири площадью более миллиона квадратных километров с выходом к морю.

Русские люди, не жалея сил, продолжали осваивать и укреплять дальневосточные земли. Но Геннадию Ива­ новичу Невельскому не пришлось участвовать в этой со­ зидательной деятельности. Он великолепно понимал, что новое назначение — это фактически отставка.

Икогда осенью 1855 года Муравьев со свитой отбыл

вИркутск, Невельской остался жить на Амуре в каче­ стве частного лица, без всяких обязанностей... Ему дава­ ли понять, что его пребывание в Приморье далее неже­ лательно.

Летом следующего года Геннадий Иванович с семьей покинул край, которому отдал силы и всю душу, где сде­ лал блестящую карьеру, но потерял дочь, умершую от

голода, состарился; где состарилась и потеряла здоровье его жена, переносившая все лишения геройски... Из Аяна семья верхом достигла селения Маи, проехав по бездорожью 256 километров, причем дети сидели в кор­ зинах по обе стороны лошади. Затем на лодках, по ре­ кам Λlae, Алдану и Лене, они достигли Якутска, а отту­ да прибыли в Иркутск.

Одновременно с Невельским покинули Амур зимо­ вавшие в Николаевском порту фрегат «Аврора», корвет «Оливуца» и транспорт «Двина». Они отправились в Кронштадт. А ветеран Амурской экспедиции и дальнево­ сточных морей, транспорт «Байкал», остался дома. Про­

стившись со своим первым и добрым командиром, он трудился, доставляя грузы в Николаевск-на-Амуре и Аян, совершал рейсы в Де-Кастри, за углем на Сахалин, в порт Дуэ.

66

А 10 июля 1858 года па ветеране Амурской экспеди­ ции морской флаг был поднят в особо торжественной об­

становке.

Гремел оркестр, звучал салют

корабельных ору­

дий с прибывшей для приветствия

винтовой шхуны

«Восток». Отмечалось десятилетие со дня спуска «Бай­

кала» на воду. Срок, небольшой по времени, но колос­ сальный по значению совершенных открытий.

Первый командир не смог приветствовать родное

судно. Он находился в Петербурге.

Был произведен в вице-адмиралы, а затем стал пол­ ным адмиралом. Однако рожденный для моря, он до кон­

ца своих дней не получил

возможности ступить на па­ лубу корабля. Умер Генна­ дий Иванович в апреле 1876 года в 63-летнем возрасте.

Истинное признание яви­ лось позднее. Но такие сов­ ременники Невельского, как

Герцен, Добролюбов и Чер­

нышевский, сразу оценили огромное значение деятель­ ности Амурской экспедиции. Тепло отзывался о Невель­ ском А. П. Чехов. По ини­ циативе моряков-владивос­ токцев, бросивших клич о сборе средств и давших первый взнос, в городе Вла­ дивостоке в 1897 году «рус­

скому

Колумбу» — Невель­

скому

воздвигли памятник.

В 1900 году в Николаевске-

на-Амуре установили обе­

лиск основателю города, а через пятьдесят лет был воз­ двигнут памятник.

В честь Невельского на­ звана самая узкая часть Та­ тарского пролива, мыс в этом проливе, залив, гора и

город на Сахалине. Имя

3*

Д

Памятник Г. И. Невельскому во Владивостоке

67


прославленного адмирала носит Высшее инженерное морское училище во Владивостоке.

Увековечена память и корабля, с появлением кото­ рого в Тихом океане началась новая эра в развитии Дальневосточного края. В городе Хабаровске, на высо­

ком обрыве, под которым плещется Амур, стоит брон­ зовая фигура Муравьева. На пьедестале из серого камня укреплены четыре бронзовых щита. На них имена лиц, названия войсковых частей и судов, участвовавших в Амурских экспедициях. На одном щите надпись: «Капи­

тан второго ранга Геннадий Иванович Невельской. Суп­ руга начальника экспедиции Екатерина Ивановна Не­ вельская. Транспорт «Байкал».

2. ПИОНЕР РЕГУЛЯРНЫХ ЛИНИЙ

Минуло двадцать лет. Зерна цивилизации и морепла­ вания, заложенные Г. И. Невельским на просторах и бе­ регах Великого океана, дали желанные всходы. На фар­ ватеры, открытые «Байкалом»,выходили русские коммер­ ческие корабли, зарождалось регулярное морское тор­ говое судоходство.

Еще в 1856 году губернатором Приморской области был назначен произведенный в контр-адмиралы Петр

Васильевич Казакевич. Он принял под свою команду и Сибирскую военную флотилию, и порты Тихого океана. Флотилия существовала уже четверть века, охраняя рус­ ские острова и побережье. Главной базой служили

Охотск, затем Петропавловск, теперь стал Николаевск-

на-Амуре.

Флотилия развивалась. В шестидесятые годы она располагала десятью речными пароходами. В океане несли службу восемнадцать военных кораблей. Их курсы часто пересекались с курсами другого «Байкала», не­

большого двухмачтового брига в 215 тонн, принадлежав­ шего Российско-Американской компании. Проплавав до

1850 года, этот «Байкал» был поставлен как плавучий склад в порту Аян.

Паровые и парусные суда флотилии посещали юж­ ные бухты побережья, Японию и Китай. В 1860 году вин­ товой транспорт «Манжур», погрузив близ Николаевска строительные материалы и приняв отряд солдат, вышел

68

на юг, а 2 июля, в бухте Золотой Рог, с транспорта вы­ садился отряд под командой прапорщика Н. В. Кома­ рова. На пустынном берегу был заложен военный пост, давший начало городу Владивостоку.

Все это время связь между гаванями Приморья под­ держивали транспортные шхуны Сибирской флотилии. Но морское ведомство, постепенно отстраняясь от подоб­ ных забот и не желая отвлекать свои корабли от выпол­ нения прямых задач, прекратило, наконец, все торговые перевозки.

Вот тогда-то и появилось, субсидированное прави­

тельством, первое русское пароходство на Дальнем Вос­ токе— компания коммерции советника Шевелева. Пер­ венец компании прокладывал на фарватерах Невельско­ го регулярные торговые рейсы. В память о знаменитом паруснике Амурской экспедиции пароход назвали «Бай­ калом». Он явился продолжателем трудов «русского Колумба» — Невельского, его великих начинаний.

«Байкал» был заложен в Англии в 1878 году и при­ был в порт Владивосток к началу 1882 года. Это мор­

ской трехпалубный пароход с машинами мощностью 360

лошадиных сил. При длине 70 и ширине 9 метров обла­ дал грузоподъемностью около 1000 тонн. Возил пасса­ жиров и солдат, арестантов, почту и грузы, главным об­ разом казенные. Несколько лет обслуживал линии меж­ ду Николаевском-на-Амуре, Владивостоком и заливом

Посьет. Заходил в бухты Татарского пролива и в порты Дуэ, Александровский и Корсаковский на Сахалине. За­ тем линия удлинилась до Шанхая и Нагасаки.

Вскоре Шевелев приобрел второй пароход, затем тре­ тий, который назывался «Новик», и совершал рейсы в порты Приамурья, а в девятисотые годы — по заливу Петра Великого...

Июльским утром 1890 года «Байкал» вышел из Вла­

дивостока и уже через несколько дней по Амуру подни­ мался к Николаевску-на-Амуре. Навстречу ему стали по­ падаться небольшие парусные шампуньки рыбаков, ги­ ляцкие дощатые лодки, большие груженые баркасы. Вскоре на левом берегу реки, справа от судна, обозна­ чилось углубление залива, пристань и два небольших парохода. Золоченый купол церкви выглянул из темной зелени, запестрели крыши домов Николаевска-на-Амуре.

69



«Байкал» сбавил ход, зазвенел телеграф в машину и послышалась команда:

— Отдать якорь!

Началась обычная суета пассажиров. C пароходом

прибыла почта, несколько чиновников и две сотни сезон­ ных рабочих, русских и корейцев — на рыбную путину, заготовку леса и сена, да на золотые прииски в верховья Амгуни.

Сорок лет назад здесь был поднят российский флаг, заложен порт и город. Порт имел несколько добротных причалов, шагавших по сваям к середине реки. Прямо из воды вставали здания портовых служб. Но глубина бухты не превышала двух метров. Поэтому здесь можно было принимать только мелкосидящие речные суда. Хо­

роший двадцатиметровый фарватер проходил, к сожале­ нию, у противоположного берега, в трех километрах

отсюда. И морским судам приходилось становиться там на якорь и разгружаться на баржи. Это было не только неудобно и дорого, но становилось вовсе невозможным при волнениях на реке. А ветры с лимана часто нагоняли сильную волну.

Теперь погода стояла тихая.

От

города

подходил

буксир. Отчаянно шлепая плицами боковых

колес, он

вел длинную баржу. Началась

разгрузка «Байкала»...

В следующие дни он принимал грузы,

почту

и пасса­

жиров.

 

 

 

Тем временем из Благовещенска прибыл речной па­ роход «Муравьев», большой, двухпалубный, с огромны­ ми колесами по бортам и черной трубой. Ловко ошвар­ товался у причала. Навстречу ему потянулась вереница

пустых крестьянских телег, ломовых извозчиков, воин­

ских парных повозок. C парохода двигалась пестрая тол­ па пассажиров.

Среди них был невысокий человек в коричневом лег­ ком пальто, с тростью и небольшим саквояжем. Шляпа,

сдвинутая на затылок, открывала высокий лоб, а неболь­ шие темные усы, переходившие в бородку клинышком, подчеркивали белизну чуть вытянутого лица горо­

жанина.

-

Человек был не

местным, весь день, казалось, без

определенной цели бродил по улицам, внимательно ∙Bce осматривал, будто собирался здесь поселиться. . .

70