ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
Записью о преодолении Сахалинского фарватера от крылась первая страница «Судового журнала» парохода
«Байкал» — новинки на русском флоте. Пахнущий типо графской краской и сургучом, он был аккуратно прошну рован и скреплен печатью управления Владивостокского
коммерческого порта. В приложении говорилось, что «ведение на русском языке «Судового журнала» утверж дено Государственным Советом 3 июня 1902 года и яв ляется обязательным для всех морских судов русского
торгового флота». Журнал объявлялся основным офи циальным документом судна. В нем надлежало регуляр но и подробно отмечать состояние погоды и моря, дан ные о состоянии и движении судна, а также все случаи,
происходившие в плавании. Как ответственный за жур
нал, первые записи сделал сам Эриксон, позже — вах тенные помощники. Судовладельцу предписывалось хра нить журнал в течение десяти лет со времени последней записи.
По окончании навигации в Приморье «Байкал» хо дил из Порт-Артура и Дальнего в Чифу и Шанхай.
26 декабря 1903 года из газеты «Новый край» в
Порт-Артуре Эриксон узнал, что сильная японская
эскадра, из шести броненосных крейсеров, должна вый ти на днях из главной базы флота Сасэбо. Это взволно вало капитана, тем более что завтра «Байкал» должен был выйти в корейский порт Чемульпо. Но служба и расписание требовали этого рейса да и «Байкал», в кон це концов, мирное торговое судно.
Тогда еще Эриксон не догадывался, что обстановка на Тихом океане сложилась не в пользу русских. Рос сия не была готова к войне, хотя и располагала более чем 60 вымпелами, треть которых составляли броненос цы и крейсеры первого ранга. Но крупная буржуазия, бредившая новыми рынками и наживой, хотела ее. Да и правительство надеялось отвлечь народ от революциі. О приближении войны знали, ее ждали, но никто не д}- мал, что Япония посмеет напасть первой.
...Рано утром 28 декабря «Байкал» медленно входил в нейтральный корейский порт Чемульпо, салютуя фла гом русскому крейсеру второго ранга «Боярин» и кано нерской лодке «Гиляк», стоявшим на рейде. Здесь же
находились английские крейсеры «Тальбот» и «Крес-
80
си», итальянский крейсер «Эльба», японский «Чиода» и
американское судно «Виксбург».
В порту царило оживление. К причалам подходили мотоботы, буксирные пароходы, паровые катера. На бе
рег сходили гражданские лица, одетые под торговцев,
ремесленников или рабочих, удивительно похожие на японцев. Команды японских судов отправлялись в город с объемистыми чемоданами, а возвращались пустыми.
Ползли слухи, что на складах японцы накапливают за пасы продовольствия, оружия и патронов и что скоро ожидается их десант. В первый же вечер Эриксону доло жили, что в городе моряки «Байкала» подверглись напа
дению. Японцы проявляли явную враждебность к рус
ским. Они обижали и корейцев, особенно на окраинах,
где жила беднота.
На следующий день, закончив грузовые операции и приняв необычно много пассажиров — более трехсот, к полудню «Байкал» готовился отправиться в Чифу.
— Отдать концы! — раздалось с мостика.
Поспешно поднимали трап. Задраивали трюмы. Ли хорадочно работали матросы, выбирая с берега концы.
Всем не терпелось быстрее покинуть негостеприимный порт.
— Малый вперед! — последовала команда в машину.
Под кормой буря воды и пены. Дрожь парохода и не терпение команды передались пассажирам, запрудившим
палубу: скорей прочь отсюда, подальше от места, заня того наглыми чужеземцами. Между бортом и пристанью образовалась полоса воды, но почти никто не глядел на берег, ни прощальных слов, ни взмахов рук. Все взоры устремлены к выходу из бухты.
Едва судно развернулось и взяло курс в море, с мос
тика заметили прямо по носу дым, |
милях в двух-трех. |
Четыре трубы огромного военного |
корабля проложили |
в небе прямую черную дорогу. |
|
«Японцы! — мелькнуло в сознании Эриксона. — Опоз |
|
дали!». |
|
Оглянулся на порт. Признаков |
тревоги не заметно, |
хотя приближавшийся корабль был на виду. Чувство крайней напряженности сразу спало.
— Полный ход! — скомандовал он, и «Байкал» дви нулся навстречу неизвестному кораблю.
«1
Крейсер «Варяг» |
|
|
|
|
— «Варяг», Иван |
Мартынович! — первым |
крикнул |
||
стоявший на баке с биноклем старший помощник. |
мо |
|||
Спустя несколько |
минут, |
крейсер первого |
ранга, |
|
гучий и стройный «Варяг», |
с достоинством отвечал |
на |
приветствие «Байкала», поравнявшись с ним, держа курс в бухту Чемульпо. На корме его гордо развевался белый флаг с синим андреевским крестом.
Десятки рук замелькали приветственно в воздухе.
Люди нестройно подхватили брошенное кем-то «Ура!» и крестили воздух вслед русскому кораблю. Никто не мог
предположить тогда, что видит «Варяга» в последний
раз.
Через месяц па этом самом месте разыгралась мор ская трагедия. Эта встреча была и прощанием двух ко раблей.
3. НАШ СОВРЕМЕННИК
Сильнейший шторм разразился в один из дней июня
1859 года. Огромные массы воды разбушевавшегося
Японского моря, под завывания и шквалы ураганного ветра, в течение нескольких дней терзали русский парус но-паровой корвет «Америка». Буря изорвала паруса,
волны разрушили надстройки. Гибель казалась неМинуёмой. Капитан решил выброситься на берег. Корвет по несся к сопкам Приморья. Но странно: берег как бы от ступил, и чем глубже входило судію в открывшийся
залив, тем увереннее чувствовало |
себя |
на воде. |
Шторм потерял над ним власть, |
бухта |
защитила. |
Это была чудесная находка. В память о спасении бухту назвали Находкой.
А через год в залив вошел клипер «Гайдамак».
Команда по достоинству оценила гавань. Командир кли пера капитан-лейтенант А. А. Пещуров заметил: «При дет время, ... когда теперешняя тишина сменится тыся чами звуков, которые сольются в непрерывный глухой шум торгового порта».
Прошли годы...
«Байкал» входил в залив Находка. В северо-западной части глубоко в берег врезалась бухта Находка, обрам ленная прямыми кварталами светлых зданий, кивающи-
Теплоход «Байкал» в порту Находка
83
ми хоботами кранов, щетиной корабельных мачт. Судно возвращалось домой, в один из океанских портов Роди
ны — Находку.
Немногим более двадцати лет назад здесь были толь ко море и скалы. Люди взорвали скалы, проложили до роги, построили город, который вырос теперь в крупней ший морской порт'—центр созданного в 1972 году При морского пароходства. К нему приписано более 50 судов. У многочисленных причалов торгового и рыбного портов,
у стенок судоремонтных заводов, кругом суда под фла гами многих стран.
Находка связана торговыми и пассажирскими линия
ми с портами нашего Дальнего Востока и Азии, Австра
лии и Африки, Европы и Америки. Ее можно найти на всех картах мира. Тысячи советских и иностранных ту ристов приезжают сюда, чтобы познакомиться с городом или отправиться дальше, к берегам Камчатки, в Японию
пли за океан.
«Байкал» ошвартовался у морского вокзала. Донес ся голос диктора на русском, английском и японском языках: «Вы прибыли в город, в котором почти все жи
тели — моряки. От наших причалов начинаются пути во многие порты мира».
Улыбки, объятия, деловые и дружеские встречи, ру копожатия. Кругом пышные газоны с цветами, нарядные киоски. Площадь у причала заполнена жителями. Здесь представители городских, портовых и советских органи заций, местная интеллигенция. Торжественность обста
новки подчеркивало огромное приветствие: «Добро по
жаловать!»
Июньский день 1966 года накален зноем. Город встре чал туристов и возвратившегося из поездки по Японии Михаила Александровича Шолохова.
Писатель тепло простился с капитаном теплохода
«Байкал» Феликсом Альбертовичем Мушинским, еще раз поблагодарил весь экипаж за приятную поездку и,
смешавшись с пестрой, шумной толпой, сошел на ас фальт.
Его ждали. Пионеры преподнесли цветы. Открылся
небольшой импровизированный митинг. От интеллиген ции города писателя приветствовала учительница сред
ней школы № 10 Куренкова. Затем выступил Михаил
84
Александрович. Он поделился впечатлениями о поездке,
которую совершил по приглашению Ассоциации литера торов Японии. Рассказал, что посетил многие города и сельские районы страны, познакомился с особенностями ее жизни, искусством, культурой. Гостил у рабочих круп ных предприятий. C удовольствием узнал, что именно в Японии был сделан первый из зарубежных переводов
«Тихого Дона», а произведения его издаются там боль шим тиражом.
Тепло провожаемый в порту Иокогама, с борта «Бай кала» писатель сказал: «Прошу поверить, если я говорю добрые слова привета всей Японии, то не по обязанности уезжающего, не из приличия, а совершенно искренне, от души, от сердца»...
Вечером находкинцы тепло проводили Шолохова во Владивосток. А в книге отзывов теплохода, к сотням
других, добавились две новые записи. Одна 10 мая, на
пути в Иокогаму: «Все хорошо на этом «Байкале», и харч, и обслуживание, и внимательные люди из экипажа. Μ. Шолохов». И другая, при возвращении в Находку:
«На «Байкале» — все отлично!. Большое спасибо всему экипажу и счастливого плавания на долгие годы».
Город зажигал огни. У начала одной из самых кра сивых магистралей города — Ленинской, утопающей в
зелени нескончаемого сквера, на гранитных постаментах
покоились два огромных якоря. А на них даты: «1859— 1950». Это знаменательные вехи — годы открытия зали ва Америка и провозглашения Находки городом.
Магистраль гигантской стрелой метнулась от порта к подножию отрогов Сихотэ-Алиня. И в конце ее бай-
кальцев встречал сверкающий огнями Дворец культуры моряков. В нем же Интернациональный клуб моряков.
Его посетители — гости из Японии и Норвегии, Италии и ФРГ, Швеции, Сомали, Нигерии, Англии и многих дру гих стран.
Находкинский Интерклуб подтверждает традицион ное мнение о гостеприимстве русских. В нем хранится множество сувениров, преподнесенных иностранными моряками в знак дружбы. Посетители всегда невольно задерживаются у изящной модели древнего японского
85
парусника с выведенной золотыми иероглифами на бор ту надписью «Мир». У модели необычная история. За
два года в больнице японского города Майдзуру его со брал разбитый параличом тридцатисемилетний Сэнджи
Иноуэ. Модель выполнена с большим искусством... Го рода Находка и Майдзуру породнились, стали побрати мами.
На Дальний Восток «Байкал» прибыл с Балтики. Строился паш современник далеко от Великого океана: в городе Висмаре в ГДР, на заводе «Матиас Тезеи». Из готовленный по проектам советских инженеров, он всту пил в строй 27 ноября 1962 года.
Быстроходный четырехпалубпый пассажирский лай нер водоизмещением 5600 тони рассчитан на комфорта бельное и безопасное путешествие 330 пассажиров. Дли на его 122, ширина 16 метров. «Байкал» может принять
еще и триста тонн груза, а четыре дизеля мощностью восемь тысяч лошадиных сил обеспечивают ход свыше
18 узлов.
Μ. А. Шолохов на теплоходе ^Байкал»
86
Первый капитан «Байкала» Евгений Валерьянович
Веденский. В тридцатые годы Евгений — кочегар на од
ном из судов Акционерного Камчатского общества, затем матрос и боцман на пароходе «Двина».
Флот требовал технически грамотных, культурных тружеников. В 1935 году молодой Веденский окончил курсы «двухсоттонников», а потом — штурманов малого
плавания. Третий, затем второй помощник капитана, он не расставался с морем, ио не оставлял и учебники. Пе ред войной работал уже старшим штурманом, а в 1945-м
поднялся на мостик капитаном судна. Водил теплоходы в суровых дальневосточных морях, однако ио-прежнему упорно учился. Заочно окончил Сахалинскую мореходку и через год, в Висмаре, принял лайнер «Байкал».
Летом 1963 года «Байкал» совершал туристские рей сы между Ленинградом, Хельсинки и Стокгольмом, хо дил на Кубу.
Осенью судно уже готовилось к переходу домой — в Дальневосточное пароходство. Стало па гарантийный ремонт в Висмаре и в начале следующего года вышло в большое плавание. Путь пролегал через Гавану, Одессу, Порт-Саид, Сурабаю.
2 апреля 1964 года «Байкал» прибыл во Владивосток. Кто хоть раз видел этот город, никогда не забудет его, навсегда останется очарованным его своеобразной
прелестью. Край Азиатского материка здесь некогда опу
стился и зачерпнул воды океана в свои долины. Амурский залив и бухта Золотой Рог проникли в самое сердце
города. А он, причудливый, многоярусный, карнизами раскинулся над солнечными пляжами, над силуэтами
кораблей и яхт, по склонам сопок. Живописностью
побережий Владивосток мог бы поспорить со многими красивейшими местами нашей планеты. Его прибрежья называют «Приморской Ривьерой».
Владивосток начал свое второе столетие, и древнему гербу его тоже почти век. На зеленом щите золотой тигр,
над ним корона, а за щитом скрещены два золотых яко ря, соединенные Александровской лентой. Якоря, пожа луй, наиболее символичны для современного города — одного из крупнейших океанских портов страны. Круг лый год расходятся отсюда корабли во многие пункты
Родины и далеко за рубеж. Здесь торговый и рыбный
87