Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Записью о преодолении Сахалинского фарватера от­ крылась первая страница «Судового журнала» парохода

«Байкал» — новинки на русском флоте. Пахнущий типо­ графской краской и сургучом, он был аккуратно прошну­ рован и скреплен печатью управления Владивостокского

коммерческого порта. В приложении говорилось, что «ведение на русском языке «Судового журнала» утверж­ дено Государственным Советом 3 июня 1902 года и яв­ ляется обязательным для всех морских судов русского

торгового флота». Журнал объявлялся основным офи­ циальным документом судна. В нем надлежало регуляр­ но и подробно отмечать состояние погоды и моря, дан­ ные о состоянии и движении судна, а также все случаи,

происходившие в плавании. Как ответственный за жур­

нал, первые записи сделал сам Эриксон, позже — вах­ тенные помощники. Судовладельцу предписывалось хра­ нить журнал в течение десяти лет со времени последней записи.

По окончании навигации в Приморье «Байкал» хо­ дил из Порт-Артура и Дальнего в Чифу и Шанхай.

26 декабря 1903 года из газеты «Новый край» в

Порт-Артуре Эриксон узнал, что сильная японская

эскадра, из шести броненосных крейсеров, должна вый­ ти на днях из главной базы флота Сасэбо. Это взволно­ вало капитана, тем более что завтра «Байкал» должен был выйти в корейский порт Чемульпо. Но служба и расписание требовали этого рейса да и «Байкал», в кон­ це концов, мирное торговое судно.

Тогда еще Эриксон не догадывался, что обстановка на Тихом океане сложилась не в пользу русских. Рос­ сия не была готова к войне, хотя и располагала более чем 60 вымпелами, треть которых составляли броненос­ цы и крейсеры первого ранга. Но крупная буржуазия, бредившая новыми рынками и наживой, хотела ее. Да и правительство надеялось отвлечь народ от революциі. О приближении войны знали, ее ждали, но никто не д}- мал, что Япония посмеет напасть первой.

...Рано утром 28 декабря «Байкал» медленно входил в нейтральный корейский порт Чемульпо, салютуя фла­ гом русскому крейсеру второго ранга «Боярин» и кано­ нерской лодке «Гиляк», стоявшим на рейде. Здесь же

находились английские крейсеры «Тальбот» и «Крес-

80

си», итальянский крейсер «Эльба», японский «Чиода» и

американское судно «Виксбург».

В порту царило оживление. К причалам подходили мотоботы, буксирные пароходы, паровые катера. На бе­

рег сходили гражданские лица, одетые под торговцев,

ремесленников или рабочих, удивительно похожие на японцев. Команды японских судов отправлялись в город с объемистыми чемоданами, а возвращались пустыми.

Ползли слухи, что на складах японцы накапливают за­ пасы продовольствия, оружия и патронов и что скоро ожидается их десант. В первый же вечер Эриксону доло­ жили, что в городе моряки «Байкала» подверглись напа­

дению. Японцы проявляли явную враждебность к рус­

ским. Они обижали и корейцев, особенно на окраинах,

где жила беднота.

На следующий день, закончив грузовые операции и приняв необычно много пассажиров — более трехсот, к полудню «Байкал» готовился отправиться в Чифу.

— Отдать концы! — раздалось с мостика.

Поспешно поднимали трап. Задраивали трюмы. Ли­ хорадочно работали матросы, выбирая с берега концы.

Всем не терпелось быстрее покинуть негостеприимный порт.

— Малый вперед! — последовала команда в машину.

Под кормой буря воды и пены. Дрожь парохода и не­ терпение команды передались пассажирам, запрудившим

палубу: скорей прочь отсюда, подальше от места, заня­ того наглыми чужеземцами. Между бортом и пристанью образовалась полоса воды, но почти никто не глядел на берег, ни прощальных слов, ни взмахов рук. Все взоры устремлены к выходу из бухты.

Едва судно развернулось и взяло курс в море, с мос­

тика заметили прямо по носу дым,

милях в двух-трех.

Четыре трубы огромного военного

корабля проложили

в небе прямую черную дорогу.

 

«Японцы! — мелькнуло в сознании Эриксона. — Опоз­

дали!».

 

Оглянулся на порт. Признаков

тревоги не заметно,

хотя приближавшийся корабль был на виду. Чувство крайней напряженности сразу спало.

— Полный ход! — скомандовал он, и «Байкал» дви­ нулся навстречу неизвестному кораблю.

«1


Крейсер «Варяг»

 

 

 

 

— «Варяг», Иван

Мартынович! — первым

крикнул

стоявший на баке с биноклем старший помощник.

мо­

Спустя несколько

минут,

крейсер первого

ранга,

гучий и стройный «Варяг»,

с достоинством отвечал

на

приветствие «Байкала», поравнявшись с ним, держа курс в бухту Чемульпо. На корме его гордо развевался белый флаг с синим андреевским крестом.

Десятки рук замелькали приветственно в воздухе.

Люди нестройно подхватили брошенное кем-то «Ура!» и крестили воздух вслед русскому кораблю. Никто не мог

предположить тогда, что видит «Варяга» в последний

раз.

Через месяц па этом самом месте разыгралась мор­ ская трагедия. Эта встреча была и прощанием двух ко­ раблей.

3. НАШ СОВРЕМЕННИК

Сильнейший шторм разразился в один из дней июня

1859 года. Огромные массы воды разбушевавшегося

Японского моря, под завывания и шквалы ураганного ветра, в течение нескольких дней терзали русский парус­ но-паровой корвет «Америка». Буря изорвала паруса,

волны разрушили надстройки. Гибель казалась неМинуёмой. Капитан решил выброситься на берег. Корвет по­ несся к сопкам Приморья. Но странно: берег как бы от­ ступил, и чем глубже входило судію в открывшийся

залив, тем увереннее чувствовало

себя

на воде.

Шторм потерял над ним власть,

бухта

защитила.

Это была чудесная находка. В память о спасении бухту назвали Находкой.

А через год в залив вошел клипер «Гайдамак».

Команда по достоинству оценила гавань. Командир кли­ пера капитан-лейтенант А. А. Пещуров заметил: «При­ дет время, ... когда теперешняя тишина сменится тыся­ чами звуков, которые сольются в непрерывный глухой шум торгового порта».

Прошли годы...

«Байкал» входил в залив Находка. В северо-западной части глубоко в берег врезалась бухта Находка, обрам­ ленная прямыми кварталами светлых зданий, кивающи-

Теплоход «Байкал» в порту Находка

83


ми хоботами кранов, щетиной корабельных мачт. Судно возвращалось домой, в один из океанских портов Роди­

ны — Находку.

Немногим более двадцати лет назад здесь были толь­ ко море и скалы. Люди взорвали скалы, проложили до­ роги, построили город, который вырос теперь в крупней­ ший морской порт'—центр созданного в 1972 году При­ морского пароходства. К нему приписано более 50 судов. У многочисленных причалов торгового и рыбного портов,

у стенок судоремонтных заводов, кругом суда под фла­ гами многих стран.

Находка связана торговыми и пассажирскими линия­

ми с портами нашего Дальнего Востока и Азии, Австра­

лии и Африки, Европы и Америки. Ее можно найти на всех картах мира. Тысячи советских и иностранных ту­ ристов приезжают сюда, чтобы познакомиться с городом или отправиться дальше, к берегам Камчатки, в Японию

пли за океан.

«Байкал» ошвартовался у морского вокзала. Донес­ ся голос диктора на русском, английском и японском языках: «Вы прибыли в город, в котором почти все жи­

тели — моряки. От наших причалов начинаются пути во многие порты мира».

Улыбки, объятия, деловые и дружеские встречи, ру­ копожатия. Кругом пышные газоны с цветами, нарядные киоски. Площадь у причала заполнена жителями. Здесь представители городских, портовых и советских органи­ заций, местная интеллигенция. Торжественность обста­

новки подчеркивало огромное приветствие: «Добро по­

жаловать!»

Июньский день 1966 года накален зноем. Город встре­ чал туристов и возвратившегося из поездки по Японии Михаила Александровича Шолохова.

Писатель тепло простился с капитаном теплохода

«Байкал» Феликсом Альбертовичем Мушинским, еще раз поблагодарил весь экипаж за приятную поездку и,

смешавшись с пестрой, шумной толпой, сошел на ас­ фальт.

Его ждали. Пионеры преподнесли цветы. Открылся

небольшой импровизированный митинг. От интеллиген­ ции города писателя приветствовала учительница сред­

ней школы № 10 Куренкова. Затем выступил Михаил

84

Александрович. Он поделился впечатлениями о поездке,

которую совершил по приглашению Ассоциации литера­ торов Японии. Рассказал, что посетил многие города и сельские районы страны, познакомился с особенностями ее жизни, искусством, культурой. Гостил у рабочих круп­ ных предприятий. C удовольствием узнал, что именно в Японии был сделан первый из зарубежных переводов

«Тихого Дона», а произведения его издаются там боль­ шим тиражом.

Тепло провожаемый в порту Иокогама, с борта «Бай­ кала» писатель сказал: «Прошу поверить, если я говорю добрые слова привета всей Японии, то не по обязанности уезжающего, не из приличия, а совершенно искренне, от души, от сердца»...

Вечером находкинцы тепло проводили Шолохова во Владивосток. А в книге отзывов теплохода, к сотням

других, добавились две новые записи. Одна 10 мая, на

пути в Иокогаму: «Все хорошо на этом «Байкале», и харч, и обслуживание, и внимательные люди из экипажа. Μ. Шолохов». И другая, при возвращении в Находку:

«На «Байкале» — все отлично!. Большое спасибо всему экипажу и счастливого плавания на долгие годы».

Город зажигал огни. У начала одной из самых кра­ сивых магистралей города — Ленинской, утопающей в

зелени нескончаемого сквера, на гранитных постаментах

покоились два огромных якоря. А на них даты: «1859— 1950». Это знаменательные вехи — годы открытия зали­ ва Америка и провозглашения Находки городом.

Магистраль гигантской стрелой метнулась от порта к подножию отрогов Сихотэ-Алиня. И в конце ее бай-

кальцев встречал сверкающий огнями Дворец культуры моряков. В нем же Интернациональный клуб моряков.

Его посетители — гости из Японии и Норвегии, Италии и ФРГ, Швеции, Сомали, Нигерии, Англии и многих дру­ гих стран.

Находкинский Интерклуб подтверждает традицион­ ное мнение о гостеприимстве русских. В нем хранится множество сувениров, преподнесенных иностранными моряками в знак дружбы. Посетители всегда невольно задерживаются у изящной модели древнего японского

85


парусника с выведенной золотыми иероглифами на бор­ ту надписью «Мир». У модели необычная история. За

два года в больнице японского города Майдзуру его со­ брал разбитый параличом тридцатисемилетний Сэнджи

Иноуэ. Модель выполнена с большим искусством... Го­ рода Находка и Майдзуру породнились, стали побрати­ мами.

На Дальний Восток «Байкал» прибыл с Балтики. Строился паш современник далеко от Великого океана: в городе Висмаре в ГДР, на заводе «Матиас Тезеи». Из­ готовленный по проектам советских инженеров, он всту­ пил в строй 27 ноября 1962 года.

Быстроходный четырехпалубпый пассажирский лай­ нер водоизмещением 5600 тони рассчитан на комфорта­ бельное и безопасное путешествие 330 пассажиров. Дли­ на его 122, ширина 16 метров. «Байкал» может принять

еще и триста тонн груза, а четыре дизеля мощностью восемь тысяч лошадиных сил обеспечивают ход свыше

18 узлов.

Μ. А. Шолохов на теплоходе ^Байкал»

86

Первый капитан «Байкала» Евгений Валерьянович

Веденский. В тридцатые годы Евгений — кочегар на од­

ном из судов Акционерного Камчатского общества, затем матрос и боцман на пароходе «Двина».

Флот требовал технически грамотных, культурных тружеников. В 1935 году молодой Веденский окончил курсы «двухсоттонников», а потом — штурманов малого

плавания. Третий, затем второй помощник капитана, он не расставался с морем, ио не оставлял и учебники. Пе­ ред войной работал уже старшим штурманом, а в 1945-м

поднялся на мостик капитаном судна. Водил теплоходы в суровых дальневосточных морях, однако ио-прежнему упорно учился. Заочно окончил Сахалинскую мореходку и через год, в Висмаре, принял лайнер «Байкал».

Летом 1963 года «Байкал» совершал туристские рей­ сы между Ленинградом, Хельсинки и Стокгольмом, хо­ дил на Кубу.

Осенью судно уже готовилось к переходу домой — в Дальневосточное пароходство. Стало па гарантийный ремонт в Висмаре и в начале следующего года вышло в большое плавание. Путь пролегал через Гавану, Одессу, Порт-Саид, Сурабаю.

2 апреля 1964 года «Байкал» прибыл во Владивосток. Кто хоть раз видел этот город, никогда не забудет его, навсегда останется очарованным его своеобразной

прелестью. Край Азиатского материка здесь некогда опу­

стился и зачерпнул воды океана в свои долины. Амурский залив и бухта Золотой Рог проникли в самое сердце

города. А он, причудливый, многоярусный, карнизами раскинулся над солнечными пляжами, над силуэтами

кораблей и яхт, по склонам сопок. Живописностью

побережий Владивосток мог бы поспорить со многими красивейшими местами нашей планеты. Его прибрежья называют «Приморской Ривьерой».

Владивосток начал свое второе столетие, и древнему гербу его тоже почти век. На зеленом щите золотой тигр,

над ним корона, а за щитом скрещены два золотых яко­ ря, соединенные Александровской лентой. Якоря, пожа­ луй, наиболее символичны для современного города — одного из крупнейших океанских портов страны. Круг­ лый год расходятся отсюда корабли во многие пункты

Родины и далеко за рубеж. Здесь торговый и рыбный

87