Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

печения При этом в состав информационно-вычисли­ тельной системы могут войти следующие модели: сете­ вые (сводные, частные, первичные), ресурсные (стоимо­ сти, трудозатрат, материальных ресурсов) и учетные (нормативы затрат времени и ресурсов). Мнения боль­ шинства специалистов сходятся на том, что наиболее перспективными методами моделирования крупных ком­ плексных программ являются сетевые методы планиро­ вания и управления (СПУ) — методы так называемого критического пути21.

Постепенно сфера действия АСУ «Изобретение» будет все в большей степени распространяться на последующие стадии создания и освоения принципиально новой техни­ ки, основанной на наиболее перспективных изобретениях. Благодаря этому АСУ «Изобретение» сможет стать одним из важных компонентов общегосударственной системы управления научно-техническим прогрессом.

Таким образом, развитие средств информационного обеспечения должно быть направлено прежде всего на решение двух основных задач. Первая задача состоит в дальнейшем совершенствовании методов и средств полу­ чения, переработки, хранения, поиска, передачи и исполь­ зования потока информации об открытиях, изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках. Вторая за­ дача заключается в организации целенаправленного ин­ формационного обеспечения всех стадий технического освоения научных достижений посредством комплексного использования самых различных информационных источ­ ников и синтезирования недостающей информации. Си­ стема информационного обеспечения технического освое­ ния научных достижений будет осуществлять выпуск ин­ формации о различных стадиях материализации научных идей; научно-методическое руководство информационным обеспечением процесса технического освоения достиже­ ний науки в отраслях народного хозяйства; целенаправ­

ленное

информационное обеспечение

межотраслевых

1 См. Косов Е. В., Попов Г. X. Управление межотрасле­

выми научно-техническими программами.

М.,

«Экономика», 1972,

с. 80—82.

 

 

 

2 См. Основные положения по разработке и применению систем

сетевого

планирования и управления. М.,

«Экономика», 1967, с. 6;

Акофф Р. Л., Райвет П. Исследование операций. М., «Мир», 1966, с. 60.

149


комплексных программ, централизованное управление которыми будет осуществляться общесоюзным управляю­ щим органом в соответствии с программно-целевым прин­ ципом; информационное обеспечение всех управляющих функции общегосударственной системы управления тех­ ническим освоением научных достижений.

4.Правовое регулирование процессов изобретательства, создания и освоения новой техники

Превращение науки в непосредственную производи­ тельную силу и формирование единого комплекса «наука — техника — производство» обусловливают необ­ ходимость создания системы правового регулирования научно-технического прогресса в целом.

Существуют различные мнения относительно перспек­ тив развития норм правового регулирования. Согласно одной из точек зрения научно-технический прогресс и связанные с ним изменения в экономике якобы привели

кснижению роли отдельно взятых технических решений,

квыходу на первое место законченных объектов новой техники. Из этого делается вывод о неизбежности распада форм правового режима изобретений как особого объек­ та регулирования, о невозможности при достигнутом

уровне техники полноценно характеризовать новое техни­ ческое решение с помощью формально-логических опре­ делений, о неизбежности все большего замещения специ­ альных норм, определяющих режим изобретения, общим законодательством о научно-техническом прогрессе и ча­ стным законодательством о новой технике. При этом утверждается, что смысл в особой правовой регистрации изобретений якобы отпадет окончательно, когда ЭВМ будут «обучены» разлагать каждую комплексную разра­ ботку, машину, технологический процесс, научную рабо­ ту (книгу, статью, отчет и т. д.) на составные элементы, на отдельные составляющие их технические решения и сравнивать эти решения с уже известными

1 См., например, Дозорцев В. А. Будущее правовой охра­ ны изобретений. — «Советское государство и право», 1971, № 9.

150

Согласно другой точке зрения законодательство о научно-техническом прогрессе («право науки») должно объединять все другие частные законодательства в единое целое (систему) и всесторонне охватывать комплекс «наука — техника — производство». В этой единой систе­ ме частные законодательства (нормы отраслевого право­ вого регулирования) будут воздействовать на отдельные зоны общественных отношений в области науки и техники и решать частные задачи научно-технического развития. В свою очередь законодательство о научно-техническом прогрессе в целом будет играть ведущую роль при обе­ спечении решения таких важных народнохозяйственных задач, как проведение единой государственной научнотехнической политики; ускорение темпов развития и по­ вышение эффективности науки и техники, применения их достижений на практике; увязка отношений, находящих­ ся на стыке отдельных элементов системы, а также отно­ шений, соединяющих научно-технический прогресс с мате­ риальным и другими видами общественного производ­ ства; учет социально-экономических последствий научнотехнического прогресса. В соответствии с этой точкой зрения законодательство о научно-техническом прогрессе соединяет, но не подменяет воздействие других отраслей единого советского законодательства на научно-техниче­ ский прогресс, хотя ему как ядру системы правового регу­ лирования принадлежит основной удельный вес в совме­ стном регламентировании науки и техники1.

По нашему мнению, при разработке законодательства о научно-техническом прогрессе следовало бы исходить из того факта, что изобретения и новая техника — результа­ ты разных, но взаимосвязанных стадий технического освоения научных достижений. Утверждение об отсутст­ вии основания к сохранению изобретений в качестве осо­ бого объекта правового регулирования прежде всего про­ тиворечило бы внутренней логике и объективным законо­ мерностям процесса овеществления научных знаний, в котором изобретения представляют собой одну из важ­ нейших промежуточных форм. Потребность в частных технических решениях как особой научно-технической ка­

1 См., например, Ринг И. П. Правовое регулирование научно-

технического

прогресса. — «Советское

государство

и право»,

1972, № 2.

 

 

 

151



тегории останется всегда, как бы не изменялись и не раз­ вивались их содержание и внутренняя форма.

Намечающееся несоответствие норм изобретательско­ го права современным условиям развития науки и техни­ ки не дает оснований для вывода о неизбежности ликви­ дации этих норм. Не следует ни ломать сложившиеся правовые категории, ни «втискивать» в них принципиаль­ но новые объекты. Нужно сделать так, чтобы правовые нормы, развиваясь, соответствовали существующим и по­ являющимся вновь объектам правового регулирования и общему уровню развития науки и техники. Для этого, в частности, желательно, чтобы проекты таких норм раз­ рабатывались не только постфактум, исходя из уже до­ стигнутого уровня развития техники, но также и с опере­ жением, на основании научно-технических прогнозов.

Поскольку сохраняется необходимость в частных тех­ нических решениях как особой научно-технической кате­ гории, нуждающейся в правовом регулировании, не отпа­ дает и потребность в формуле изобретения, достаточно полно раскрывающей и четко очерчивающей предмет изобретения. Переход от формулы к менее нормализован­ ным видам сигнальной научно-технической информации (реферату, резюме и т. и.) — шаг назад, особенно в совре­ менных условиях автоматизации информационных про­ цессов. Речь должна идти не об отказе от формулы изобретения, а ее совершенствовании, о выработке фор­ мулы, более соответствующей современному уровню науки и техники, с учетом возрастающей сложности объ­ ектов и необходимости направленной в будущее оценки их инженерно-технической значимости и предполагаемой эффективности.

Нельзя считать обоснованными и предположения об отмирании особого правового режима изобретений в свя­ зи с появлением ЭВМ. Электронно-вычислительные маши­ ны в обозримом будущем смогут лишь повысить эффек­ тивность человеческого труда, в том числе и в области оценки результатов исследований и разработок. Действи­ тельно, со временем появятся реализованные на ЭВМ ин­ формационно-логические системы, которые облегчат препарирование результатов НИР и ОКР и последующее сопоставление частных технических решений. Но для это­ го в ЭВМ должны быть заложены опирающиеся на пра­ вовые нормы критерии и правила «препараций», иденти-

152

фикации, сравнения и оценки. Иными словами, будет осуществляться в общем обычная экспертиза, но уже с использованием ЭВМ, лишенной «субъективистских недо­ статков», присущих человеку. Более того, требования к правовому регулированию этого процесса даже возрастут, так как с помощью ЭВМ будут анализироваться все более сложные технические решения.

Предполагаемые изменения существующих форм пра­ вового режима изобретений правильнее связывать не с появлением ЭВМ, а с возможными изменениями самой природы общественных отношений в сфере технического освоения научных достижений. Нам представляется, что эти отношения всегда будут нуждаться в определенном регулировании, хотя, естественно, формы регулирования могут и должны изменяться. Что касается особого право­ вого режима изобретений, то потребность в нем сохранит­ ся до тех пор, пока останется необходимость в четком определении уровня техники, приоритета, границ изобре­ тения, его новизны, предполагаемой инженерно-техниче­ ской значимости и эффективности, в функционировании механизма экономического стимулирования научно-техни­ ческого прогресса.

Таким образом, разработка и осуществление мер пра­ вового регулирования процессов изобретательства, созда­ ния и освоения новой техники могут быть ориентирова­ ны на решение двух главных задач. Первая из них — развитие действующих норм правового регулирования изобретательства, рационализации и патентно-лицензи­ онной работы. Вторая задача заключается в разработке системы нормативных актов, регулирующих весь процесс технического освоения научных достижений.

Высокие темпы научно-технического прогресса и изме­ нение самой природы изобретательства делают необходи­ мым дальнейшее развитие правового режима изобрете­ ний. Прежде всего требуется развивать правовые нормы регулирования изобретательства в направлении охвата ими подавляющей части технических решений, создавае­ мых в важнейших областях науки и техники. Одним из достоинств такого мероприятия явится расширение сфе­ ры, в рамках которой будет осуществляться обмен науч­ но-техническими достижениями по каналам патентной информации. Имеется в виду распространение правовой охраны, в частности, на математические решения техни-

153


ческих задач, различные модели, новые коды, знаковые системы h способы операций со знаками, алгоритмы и программы для ЭВМ; вещества, получаемые химиче­ ским путем, биосинтезом, путем внутриядерных превра­ щении; селекционные достижения и т. д. Одновременно целесообразно расширить и сферу инженерно-техниче­ ских предложений, относимых к категории рационализа­ торских.

Расширение сферы охраноспособных объектов должно сопровождаться правовой дифференциацией заявляемых и регистрируемых решений в зависимости от их научной содержательности, инженерно-технической значимости и предполагаемой экономической эффективности. Цель таких мероприятий — повышение требований к изобрета­ тельскому творчеству, усиление экономического и право­ вого воздействия государства на процесс создания и реа­ лизации принципиально новых и наиболее эффективных технических решений. Для осуществления этих целей потребуется дальнейшее развитие традиционных оценоч­ ных показателей охраноспособности (новизны, неочевид­ ности, полезности и др.), а также разработка новых показателей, позволяющих оценивать научную содержа­ тельность, инженерно-техническую значимость и предпо­ лагаемую экономическую эффективность новых решений.

Дальнейшее совершенствование правовых норм долж­ но закрепить условия, стимулирующие к изобретатель­ ству и благоприятствующие реализации изобретений. Для этого необходимы совершенствование правового регули­ рования оценки экономического эффекта и выплаты воз­ награждений создателям изобретений, а также лицам, содействующим их освоению; включение в систему совет­ ского изобретательского права норм, способствующих скорейшему и полному использованию изобретений в на­ родном хозяйстве.

Подсчитано, что расходы на создание изобретения обычно составляют примерно 5—15% всех издержек, необходимых для его окончательной реализации. Чтобы израсходовать остальные 95—85% средств, предприятия нуждаются в гарантиях не только окупаемости, но и при­ быльности их. Следовательно, необходимы закрепленные законом эффективные меры, поощряющие доработку и освоение технических новшеств. Речь идет о введении поощрения не только изобретателей, но и предприятий,

154

которые первыми оценивают изобретения и ускоряют их применение. Для того чтобы этот механизм действовал, необходима основанная на вневедомственной экспертизе государственная регистрация фактов первого практиче­ ского использования изобретений с выдачей, может быть, охранных документов, знаменующих собой распростране­ ние на соответствующие организации тех или иных мер экономического стимулирования.

Со временем правовые нормы регулирования изобре­ тательства, по-видимому, вольются в систему норматив­ ных актов, регулирующих весь процесс воплощения науч­ ных идей в изобретения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-промышленного освоения. Такая система нормативных актов может прежде всего регулировать процессы планирования и стимулирования новых разработок с учетом обязательной оценки их науч­ но-технического уровня. Она призвана устранить барье­ ры между изобретениями и новой техникой путем уста­ новления таких законодательных требований к плановым разработкам новой техники, которые сделали бы необ­ ходимым создание и использование в них наиболее эф­ фективных отечественных и зарубежных изобретении.

Необходимо правовое закрепление единой организа­ ции планирования, экономического стимулирования и го­ сударственного руководства внедрением всех достижений науки и техники включая пенные изобретения. Наряду с этим целесообразно законодательно выделить из общей массы зарегистрированных изобретений особо важные изобретения, установив четкий порядок их использования при разработке новой техники.

Целесообразно предоставить более широкие поава Го­ сударственному комитету Совета Министров СССР по де­ лам изобретений и открытий, и в частности право приме­ нения экономических санкций к организациям и пред­ приятиям, не выполняющим требований обеспечения высокого научно-технического уровня и конкурентоспо­ собности новых разработок; право разрабатывать и фи­ нансировать научно-технические программы, основанные на реализации особо важных изобретений межотраслево­ го значения, и др.

Важнейшей составной частью системы правового регу­ лирования процессов изобретательства, создания и освое­ ния новой техники должен, как нам представляется, стать

155