Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
печения При этом в состав информационно-вычисли тельной системы могут войти следующие модели: сете вые (сводные, частные, первичные), ресурсные (стоимо сти, трудозатрат, материальных ресурсов) и учетные (нормативы затрат времени и ресурсов). Мнения боль шинства специалистов сходятся на том, что наиболее перспективными методами моделирования крупных ком плексных программ являются сетевые методы планиро вания и управления (СПУ) — методы так называемого критического пути21.
Постепенно сфера действия АСУ «Изобретение» будет все в большей степени распространяться на последующие стадии создания и освоения принципиально новой техни ки, основанной на наиболее перспективных изобретениях. Благодаря этому АСУ «Изобретение» сможет стать одним из важных компонентов общегосударственной системы управления научно-техническим прогрессом.
Таким образом, развитие средств информационного обеспечения должно быть направлено прежде всего на решение двух основных задач. Первая задача состоит в дальнейшем совершенствовании методов и средств полу чения, переработки, хранения, поиска, передачи и исполь зования потока информации об открытиях, изобретениях, промышленных образцах и товарных знаках. Вторая за дача заключается в организации целенаправленного ин формационного обеспечения всех стадий технического освоения научных достижений посредством комплексного использования самых различных информационных источ ников и синтезирования недостающей информации. Си стема информационного обеспечения технического освое ния научных достижений будет осуществлять выпуск ин формации о различных стадиях материализации научных идей; научно-методическое руководство информационным обеспечением процесса технического освоения достиже ний науки в отраслях народного хозяйства; целенаправ
ленное |
информационное обеспечение |
межотраслевых |
|
1 См. Косов Е. В., Попов Г. X. Управление межотрасле |
|||
выми научно-техническими программами. |
М., |
«Экономика», 1972, |
|
с. 80—82. |
|
|
|
2 См. Основные положения по разработке и применению систем |
|||
сетевого |
планирования и управления. М., |
«Экономика», 1967, с. 6; |
Акофф Р. Л., Райвет П. Исследование операций. М., «Мир», 1966, с. 60.
149
комплексных программ, централизованное управление которыми будет осуществляться общесоюзным управляю щим органом в соответствии с программно-целевым прин ципом; информационное обеспечение всех управляющих функции общегосударственной системы управления тех ническим освоением научных достижений.
4.Правовое регулирование процессов изобретательства, создания и освоения новой техники
Превращение науки в непосредственную производи тельную силу и формирование единого комплекса «наука — техника — производство» обусловливают необ ходимость создания системы правового регулирования научно-технического прогресса в целом.
Существуют различные мнения относительно перспек тив развития норм правового регулирования. Согласно одной из точек зрения научно-технический прогресс и связанные с ним изменения в экономике якобы привели
кснижению роли отдельно взятых технических решений,
квыходу на первое место законченных объектов новой техники. Из этого делается вывод о неизбежности распада форм правового режима изобретений как особого объек та регулирования, о невозможности при достигнутом
уровне техники полноценно характеризовать новое техни ческое решение с помощью формально-логических опре делений, о неизбежности все большего замещения специ альных норм, определяющих режим изобретения, общим законодательством о научно-техническом прогрессе и ча стным законодательством о новой технике. При этом утверждается, что смысл в особой правовой регистрации изобретений якобы отпадет окончательно, когда ЭВМ будут «обучены» разлагать каждую комплексную разра ботку, машину, технологический процесс, научную рабо ту (книгу, статью, отчет и т. д.) на составные элементы, на отдельные составляющие их технические решения и сравнивать эти решения с уже известными
1 См., например, Дозорцев В. А. Будущее правовой охра ны изобретений. — «Советское государство и право», 1971, № 9.
150
Согласно другой точке зрения законодательство о научно-техническом прогрессе («право науки») должно объединять все другие частные законодательства в единое целое (систему) и всесторонне охватывать комплекс «наука — техника — производство». В этой единой систе ме частные законодательства (нормы отраслевого право вого регулирования) будут воздействовать на отдельные зоны общественных отношений в области науки и техники и решать частные задачи научно-технического развития. В свою очередь законодательство о научно-техническом прогрессе в целом будет играть ведущую роль при обе спечении решения таких важных народнохозяйственных задач, как проведение единой государственной научнотехнической политики; ускорение темпов развития и по вышение эффективности науки и техники, применения их достижений на практике; увязка отношений, находящих ся на стыке отдельных элементов системы, а также отно шений, соединяющих научно-технический прогресс с мате риальным и другими видами общественного производ ства; учет социально-экономических последствий научнотехнического прогресса. В соответствии с этой точкой зрения законодательство о научно-техническом прогрессе соединяет, но не подменяет воздействие других отраслей единого советского законодательства на научно-техниче ский прогресс, хотя ему как ядру системы правового регу лирования принадлежит основной удельный вес в совме стном регламентировании науки и техники1.
По нашему мнению, при разработке законодательства о научно-техническом прогрессе следовало бы исходить из того факта, что изобретения и новая техника — результа ты разных, но взаимосвязанных стадий технического освоения научных достижений. Утверждение об отсутст вии основания к сохранению изобретений в качестве осо бого объекта правового регулирования прежде всего про тиворечило бы внутренней логике и объективным законо мерностям процесса овеществления научных знаний, в котором изобретения представляют собой одну из важ нейших промежуточных форм. Потребность в частных технических решениях как особой научно-технической ка
1 См., например, Ринг И. П. Правовое регулирование научно-
технического |
прогресса. — «Советское |
государство |
и право», |
1972, № 2. |
|
|
|
151
тегории останется всегда, как бы не изменялись и не раз вивались их содержание и внутренняя форма.
Намечающееся несоответствие норм изобретательско го права современным условиям развития науки и техни ки не дает оснований для вывода о неизбежности ликви дации этих норм. Не следует ни ломать сложившиеся правовые категории, ни «втискивать» в них принципиаль но новые объекты. Нужно сделать так, чтобы правовые нормы, развиваясь, соответствовали существующим и по являющимся вновь объектам правового регулирования и общему уровню развития науки и техники. Для этого, в частности, желательно, чтобы проекты таких норм раз рабатывались не только постфактум, исходя из уже до стигнутого уровня развития техники, но также и с опере жением, на основании научно-технических прогнозов.
Поскольку сохраняется необходимость в частных тех нических решениях как особой научно-технической кате гории, нуждающейся в правовом регулировании, не отпа дает и потребность в формуле изобретения, достаточно полно раскрывающей и четко очерчивающей предмет изобретения. Переход от формулы к менее нормализован ным видам сигнальной научно-технической информации (реферату, резюме и т. и.) — шаг назад, особенно в совре менных условиях автоматизации информационных про цессов. Речь должна идти не об отказе от формулы изобретения, а ее совершенствовании, о выработке фор мулы, более соответствующей современному уровню науки и техники, с учетом возрастающей сложности объ ектов и необходимости направленной в будущее оценки их инженерно-технической значимости и предполагаемой эффективности.
Нельзя считать обоснованными и предположения об отмирании особого правового режима изобретений в свя зи с появлением ЭВМ. Электронно-вычислительные маши ны в обозримом будущем смогут лишь повысить эффек тивность человеческого труда, в том числе и в области оценки результатов исследований и разработок. Действи тельно, со временем появятся реализованные на ЭВМ ин формационно-логические системы, которые облегчат препарирование результатов НИР и ОКР и последующее сопоставление частных технических решений. Но для это го в ЭВМ должны быть заложены опирающиеся на пра вовые нормы критерии и правила «препараций», иденти-
152
фикации, сравнения и оценки. Иными словами, будет осуществляться в общем обычная экспертиза, но уже с использованием ЭВМ, лишенной «субъективистских недо статков», присущих человеку. Более того, требования к правовому регулированию этого процесса даже возрастут, так как с помощью ЭВМ будут анализироваться все более сложные технические решения.
Предполагаемые изменения существующих форм пра вового режима изобретений правильнее связывать не с появлением ЭВМ, а с возможными изменениями самой природы общественных отношений в сфере технического освоения научных достижений. Нам представляется, что эти отношения всегда будут нуждаться в определенном регулировании, хотя, естественно, формы регулирования могут и должны изменяться. Что касается особого право вого режима изобретений, то потребность в нем сохранит ся до тех пор, пока останется необходимость в четком определении уровня техники, приоритета, границ изобре тения, его новизны, предполагаемой инженерно-техниче ской значимости и эффективности, в функционировании механизма экономического стимулирования научно-техни ческого прогресса.
Таким образом, разработка и осуществление мер пра вового регулирования процессов изобретательства, созда ния и освоения новой техники могут быть ориентирова ны на решение двух главных задач. Первая из них — развитие действующих норм правового регулирования изобретательства, рационализации и патентно-лицензи онной работы. Вторая задача заключается в разработке системы нормативных актов, регулирующих весь процесс технического освоения научных достижений.
Высокие темпы научно-технического прогресса и изме нение самой природы изобретательства делают необходи мым дальнейшее развитие правового режима изобрете ний. Прежде всего требуется развивать правовые нормы регулирования изобретательства в направлении охвата ими подавляющей части технических решений, создавае мых в важнейших областях науки и техники. Одним из достоинств такого мероприятия явится расширение сфе ры, в рамках которой будет осуществляться обмен науч но-техническими достижениями по каналам патентной информации. Имеется в виду распространение правовой охраны, в частности, на математические решения техни-
153
ческих задач, различные модели, новые коды, знаковые системы h способы операций со знаками, алгоритмы и программы для ЭВМ; вещества, получаемые химиче ским путем, биосинтезом, путем внутриядерных превра щении; селекционные достижения и т. д. Одновременно целесообразно расширить и сферу инженерно-техниче ских предложений, относимых к категории рационализа торских.
Расширение сферы охраноспособных объектов должно сопровождаться правовой дифференциацией заявляемых и регистрируемых решений в зависимости от их научной содержательности, инженерно-технической значимости и предполагаемой экономической эффективности. Цель таких мероприятий — повышение требований к изобрета тельскому творчеству, усиление экономического и право вого воздействия государства на процесс создания и реа лизации принципиально новых и наиболее эффективных технических решений. Для осуществления этих целей потребуется дальнейшее развитие традиционных оценоч ных показателей охраноспособности (новизны, неочевид ности, полезности и др.), а также разработка новых показателей, позволяющих оценивать научную содержа тельность, инженерно-техническую значимость и предпо лагаемую экономическую эффективность новых решений.
Дальнейшее совершенствование правовых норм долж но закрепить условия, стимулирующие к изобретатель ству и благоприятствующие реализации изобретений. Для этого необходимы совершенствование правового регули рования оценки экономического эффекта и выплаты воз награждений создателям изобретений, а также лицам, содействующим их освоению; включение в систему совет ского изобретательского права норм, способствующих скорейшему и полному использованию изобретений в на родном хозяйстве.
Подсчитано, что расходы на создание изобретения обычно составляют примерно 5—15% всех издержек, необходимых для его окончательной реализации. Чтобы израсходовать остальные 95—85% средств, предприятия нуждаются в гарантиях не только окупаемости, но и при быльности их. Следовательно, необходимы закрепленные законом эффективные меры, поощряющие доработку и освоение технических новшеств. Речь идет о введении поощрения не только изобретателей, но и предприятий,
154
которые первыми оценивают изобретения и ускоряют их применение. Для того чтобы этот механизм действовал, необходима основанная на вневедомственной экспертизе государственная регистрация фактов первого практиче ского использования изобретений с выдачей, может быть, охранных документов, знаменующих собой распростране ние на соответствующие организации тех или иных мер экономического стимулирования.
Со временем правовые нормы регулирования изобре тательства, по-видимому, вольются в систему норматив ных актов, регулирующих весь процесс воплощения науч ных идей в изобретения, создания на их основе новых объектов техники и их опытно-промышленного освоения. Такая система нормативных актов может прежде всего регулировать процессы планирования и стимулирования новых разработок с учетом обязательной оценки их науч но-технического уровня. Она призвана устранить барье ры между изобретениями и новой техникой путем уста новления таких законодательных требований к плановым разработкам новой техники, которые сделали бы необ ходимым создание и использование в них наиболее эф фективных отечественных и зарубежных изобретении.
Необходимо правовое закрепление единой организа ции планирования, экономического стимулирования и го сударственного руководства внедрением всех достижений науки и техники включая пенные изобретения. Наряду с этим целесообразно законодательно выделить из общей массы зарегистрированных изобретений особо важные изобретения, установив четкий порядок их использования при разработке новой техники.
Целесообразно предоставить более широкие поава Го сударственному комитету Совета Министров СССР по де лам изобретений и открытий, и в частности право приме нения экономических санкций к организациям и пред приятиям, не выполняющим требований обеспечения высокого научно-технического уровня и конкурентоспо собности новых разработок; право разрабатывать и фи нансировать научно-технические программы, основанные на реализации особо важных изобретений межотраслево го значения, и др.
Важнейшей составной частью системы правового регу лирования процессов изобретательства, создания и освое ния новой техники должен, как нам представляется, стать
155