Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Осуществление каждого.из названных процессов свя зано с преодолением специфических трудностей. Техниче ское освоение научных достижений связано прежде все го с решением научно-технических проблем творческого характера, которые, особенно на начальных стадиях тех нического освоения, играют ведущую роль. Производст венное освоение научно-технических достижений предпо лагает решение в основном технико-экономических и организационных вопросов обеспечения массового произ водства новой продукции и ее потребления. Определен ная специфика названных процессов, а также чрезвычай ная сложность управления ими в огромных масштабах нашей страны вызывают необходимость их раздельного изучения. Далее более подробно рассматривается про цесс технического освоения научных достижений.
Техническое освоение научных достижений представ ляет собой входящий в звено «техника» непрерывный на учно-производственный процесс создания новых орудий труда, материалов и технологических процессов, матери ально воплощающих в себе последние научные идеи. Про цесс технического освоения занимает промежуточное по ложение и является связующим звеном между наукой, с одной стороны, и производством — с другой. Именно в этой сфере происходит качественное преобразование на учных знаний, осуществляется переход от научных идей к образцам новой продукции, материально воплощающим эти идеи.
Проводимые исследования показывают, что «коэффи циент полезного использования» накопленных человече ством знаний имеет тенденцию к снижению При этом процесс передачи знаний, который мы именуем техниче ским освоением научных достижений, носит наименее устойчивый характер; переход от научных идей к закон ченным объектам техники связан с решением целого комплекса разнородных проблем научно-технического, социально-экономического и организационного характе ра. В этом принципиальная важность и вместе с тем сложность рассматриваемого процесса. Поэтому осуще
ствление |
мер по |
оптимизации |
процесса |
технического |
||
освоения |
научных |
достижений |
явится существенным |
|||
1 |
См. Добров |
Г. |
М. Наука о |
науке. Киев, |
«Наукова дум |
|
ка», |
1970. |
|
|
|
|
|
19
вкладом в повышение эффективности науки и сокращение сроков внедрения ее достижений в народное хозяйство страны.
Мероприятия по оптимизации процесса технического освоения научных достижений опираются на результаты комплексного исследования научно-технических, эконо мических, правовых, информационных и организацион ных проблем создания и освоения новой техники, всесто роннего и эффективного управления этим процессом.
2.Стадии технического освоения научных
достижений
Для более полной характеристики этого процесса не обходимо определить его основные стадии и уточнить гра ницы сферы, в рамках которой происходит техническое освоение научных достижений.
Членение процесса технического освоения научных достижений на основные стадии целесообразно осущест влять таким образом, чтобы оно способствовало совер шенствованию управления этим процессом. Поэтому следует выделять стадии, исходя из степени овеществле ния научных знаний или степени завершенности процесса создания новой продукции на основе последних научных идей. Эти стадии должны достаточно отчетливо разли чаться по своему конечному результату и поддаваться объективной оценке и регистрации. Руководствуясь эти ми соображениями, в процессе технического освоения на учных достижений можно выделить три стадии: приклад ные исследования, завершающиеся воплощением научных идей в новые технические решения (изобретения); инже нерные разработки, завершающиеся созданием на основе технических решении объектов новой техники — орудий труда, материалов и технологических процессов; опьпне промышленное освоение новой техники, или внедрение ее в производство.
Воплощение научных идей в новые технические реше ния (изобретения) представляет собой одну из основных форм осуществления конкретных прикладных исследова ний, направленных на создание объектов новой техники.
Изобретение — промежуточный результат техническо го освоения научных достижений, располагающийся меж-
20
ду научной идеей и материальным объектом техники. Создание изобретений, рассматриваемое с позиций внут ренней сущности процесса овеществления научных зна ний, — не изолированный акт, а обязательная составная часть процесса разработки подлинно новой техники.
Главная задача первой стадии технического освоения научных достижений — выявить большое число творче ских решений, на основе которых на последующих ста диях будут выбираться наилучшие варианты с использо ванием методов инженерного анализа и оптимизации решений. Изобретения могут быть созданы и на после дующих стадиях технического освоения научных дости жений в случаях, когда возникает необходимость в допол нительных новых технических решениях. Тем не менее создание изобретений — важнейшая отличительная осо бенность первой стадии технического освоения научных достижений.
При всей важности изобретений для процесса созда ния новой техники следует отметить, что конкретные прикладные исследования не исчерпываются изобрета тельством как юридическим понятием. Они могут завер шиться: техническими решениями, по каким-либо причи нам не относимыми к категории изобретений; общими со ображениями о комбинировании частных решений при создании нового объекта техники; техническими рекомен дациями принципиального характера, которые могут по служить в последующем основой для целой серии кон кретных технических решений, и т. д.
Процесс создания изобретения имеет определенную протяженность во времени и распадается на этапы раз личного творческого содержания. В нем можно выделить
подготовительный этап |
(определение потребности, освое |
|||
ние исходных данных, |
вынашивание |
идеи), творческий |
||
акт изобретательства |
(проникновение в |
существо идеи) |
||
и проверку результатов (оценка, оформление). |
||||
На второй стадии |
технического |
освоения научных |
||
достижений осуществляется |
создание |
(разработка) на |
||
основе отдельных технических |
решений |
объектов новой |
техники: орудий труда, материалов и технологических процессов. Разработка объектов новой техники представ ляет собой систематизированное использование научных знаний, направленное на создание полезных материалов, устройств, систем, методов или технологических процес
21
сов. Это — совокупность всех работ, предпринимаемых на стадии между нахождением частных технических реше ний (изобретений) и опытно-промышленным освоением законченных объектов новой техники.
В отличие от прикладных исследований, которые, несмотря на их практическую направленность, представ ляют собой разновидность научно-исследовательской деятельности, разработку объектов новой техники счи тают «инженерно-технической» деятельностью, непосред ственно направленной на материализацию технических решений, полученных в процессе прикладных исследова ний, на преобразование их в законченные объекты тех ники. Иными словами, на этой стадии осуществляется уже промышленная разработка новой продукции приме нительно к реальным условиям производства и потребле ния. Такая разработка может также сопровождаться на хождением новых технических решений. Однако отличи тельными особенностями работ на этой стадии являются выбор оптимальных решений и их компоновка в объект техники с учетом целого ряда производственно-экономи ческих факторов: реальных потребностей производства и их актуальности, предполагаемой экономической эффек тивности разработки, готовности производства к освоению нового объекта техники, наличия условий для сбыта и т. д.
Взависимости от характера выполняемых работ на стадии разработки выделяют проектирование, в ходе которого происходят дальнейшая конкретизация техниче ских решений и их воплощение в проект, и опытно-конст рукторские работы (создание опытных образцов), при званные выявить реальные достоинства технических решений и возможности их применения в производстве, совместимость новых узлов и устройств с существующи ми и дать оценку различным вариантам проекта.
Впоследние годы отмечается важная тенденция обес печения все более высокой степени завершенности разра боток посредством включення в эту стадию, помимо
проектирования и создания опытных образцов новой тех ники, также испытания и изучения показателей их работы с целью последующего использования в серийном произ водстве. При этом определенная часть работ по предпро мышленной подготовке новой продукции осуществляется даже на начальном этапе разработки и включает оценку различных вариантов проекта, изучение совместимости
22
новых узлов и устройств с существующими, подсчет пред полагаемых затрат на разработку, определение ожидае мой эффективности будущей конструкции. Лишь после выполнения этих работ начинаются конкретная разра ботка и проектирование объектов новой техники для про
изводства.
Результаты разработки оформляются в виде рабочих чертежей, масштабных моделей, опытных образцов новой продукции и отчетов о результатах их испытаний.
Итоговая эффективность технического освоения науч ных достижений выявляется на третьей стадии — после опытно-промышленного освоения новой техники, т. е. после внедрения ее в производство. Промышленный успех новой техники зависит как от технико-экономических по казателей самой продукции, так и от готовности промыш ленности к ее освоению, наличия внутренних и внешних условий для сбыта и т. д.
Опытно-промышленное освоение новой техники пред полагает проведение окончательной предпромышленной подготовки и организацию серийного ее выпуска на голов ном предприятии или предприятиях (если в выпуске про дукции участвует несколько организаций). Иначе говоря, опытно-промышленное освоение представляет собой ко нечную стадию создания новой техники, завершающуюся фактом первого внедрения ее в серийное промышленное производство. Не следует смешивать опытно-промышлен ное освоение новой техники с так называемым опытным производством, содержание которого заключается в изго товлении опытного образца изделия, не предназначенного непосредственно для эксплуатации или потребления, а изготовленного в процессе разработки и выбора наиболее рациональной конструкции данного вида изделий, т. е. в процессе опытных работ.
Опытно-промышленное освоение новой техники вклю чает прежде всего этап технологической подготовки про изводства, предполагающий подготовку необходимого оборудования и материалов, способов организации, средств управления и производственного контроля за тех нологическим процессом. На следующем этапе создаются реальные мощности, необходимые для воплощения разра ботки в конкретные объекты техники или технологии. Именно на этом этапе осуществляются основные произ водственные капиталовложения. На завершающем этапе
23
проводятся проверка, доводка и развитие повой техники с целью повышения ее реальной эффективности. Этот этап может занимать основную часть времени, отводи мого на опытно-промышленное освоение.
Конечным результатом опытно-промышленного освое ния является организация серийного выпуска новой про дукции на головном предприятии.
Построение эффективного механизма управления тех ническим освоением научных достижений предполагает четкое определение границ сферы, в рамках которой происходит рассматриваемый процесс.
Определение исходного пункта в процессе техническо го освоения научных достижений — это, по существу, проблема разграничения науки и техники как звеньев комплекса «наука — техника — производство». Если тех
ника есть результат прямого |
воздействия |
человека на |
природу, то наука — результат |
обратного |
воздействия |
природы на сознание человека ’. Следовательно, разгра ничительная линия между наукой и техникой должна пройти через прикладные научные исследования.
При этом в звено «наука» войдет только та часть при кладных исследований, которая направлена на первона чальное освоение фундаментальных идей, лежащих в основе сделанного научного открытия, и на сбор допол нительной информации о возможностях и условиях его применения. Такие исследования обычно завершаются общими рекомендациями, указывающими на принципи альную возможность технически использовать достиже ния фундаментальной науки.
В звено «техника» войдет основная часть прикладных исследований, направленная на изучение конкретных ме тодов и способов изготовления или использования новых орудий труда, материалов и технологических процессов, на лабораторную проверку и отбор наиболее перспектив ных и эффективных путей создания новой техники.
Понятно, что граница между этими двумя видами при кладных исследований не является стабильной. Общая отличительная особенность первого вида прикладных исследований от второго — менее конкретная направлен-
’ См. Кедров Б. О развитии науки в связи с техникой. На учный симпозиум «Управление, планирование и организация научнотехнических исследований». Постоянная комиссия СЭВ по координа ции научно-технических исследований. М., Изд. ВИНИТИ, 1968,
24