Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осуществление каждого.из названных процессов свя­ зано с преодолением специфических трудностей. Техниче­ ское освоение научных достижений связано прежде все­ го с решением научно-технических проблем творческого характера, которые, особенно на начальных стадиях тех­ нического освоения, играют ведущую роль. Производст­ венное освоение научно-технических достижений предпо­ лагает решение в основном технико-экономических и организационных вопросов обеспечения массового произ­ водства новой продукции и ее потребления. Определен­ ная специфика названных процессов, а также чрезвычай­ ная сложность управления ими в огромных масштабах нашей страны вызывают необходимость их раздельного изучения. Далее более подробно рассматривается про­ цесс технического освоения научных достижений.

Техническое освоение научных достижений представ­ ляет собой входящий в звено «техника» непрерывный на­ учно-производственный процесс создания новых орудий труда, материалов и технологических процессов, матери­ ально воплощающих в себе последние научные идеи. Про­ цесс технического освоения занимает промежуточное по­ ложение и является связующим звеном между наукой, с одной стороны, и производством — с другой. Именно в этой сфере происходит качественное преобразование на­ учных знаний, осуществляется переход от научных идей к образцам новой продукции, материально воплощающим эти идеи.

Проводимые исследования показывают, что «коэффи­ циент полезного использования» накопленных человече­ ством знаний имеет тенденцию к снижению При этом процесс передачи знаний, который мы именуем техниче­ ским освоением научных достижений, носит наименее устойчивый характер; переход от научных идей к закон­ ченным объектам техники связан с решением целого комплекса разнородных проблем научно-технического, социально-экономического и организационного характе­ ра. В этом принципиальная важность и вместе с тем сложность рассматриваемого процесса. Поэтому осуще­

ствление

мер по

оптимизации

процесса

технического

освоения

научных

достижений

явится существенным

1

См. Добров

Г.

М. Наука о

науке. Киев,

«Наукова дум­

ка»,

1970.

 

 

 

 

 

19



вкладом в повышение эффективности науки и сокращение сроков внедрения ее достижений в народное хозяйство страны.

Мероприятия по оптимизации процесса технического освоения научных достижений опираются на результаты комплексного исследования научно-технических, эконо­ мических, правовых, информационных и организацион­ ных проблем создания и освоения новой техники, всесто­ роннего и эффективного управления этим процессом.

2.Стадии технического освоения научных

достижений

Для более полной характеристики этого процесса не­ обходимо определить его основные стадии и уточнить гра­ ницы сферы, в рамках которой происходит техническое освоение научных достижений.

Членение процесса технического освоения научных достижений на основные стадии целесообразно осущест­ влять таким образом, чтобы оно способствовало совер­ шенствованию управления этим процессом. Поэтому следует выделять стадии, исходя из степени овеществле­ ния научных знаний или степени завершенности процесса создания новой продукции на основе последних научных идей. Эти стадии должны достаточно отчетливо разли­ чаться по своему конечному результату и поддаваться объективной оценке и регистрации. Руководствуясь эти­ ми соображениями, в процессе технического освоения на­ учных достижений можно выделить три стадии: приклад­ ные исследования, завершающиеся воплощением научных идей в новые технические решения (изобретения); инже­ нерные разработки, завершающиеся созданием на основе технических решении объектов новой техники — орудий труда, материалов и технологических процессов; опьпне­ промышленное освоение новой техники, или внедрение ее в производство.

Воплощение научных идей в новые технические реше­ ния (изобретения) представляет собой одну из основных форм осуществления конкретных прикладных исследова­ ний, направленных на создание объектов новой техники.

Изобретение — промежуточный результат техническо­ го освоения научных достижений, располагающийся меж-

20

ду научной идеей и материальным объектом техники. Создание изобретений, рассматриваемое с позиций внут­ ренней сущности процесса овеществления научных зна­ ний, — не изолированный акт, а обязательная составная часть процесса разработки подлинно новой техники.

Главная задача первой стадии технического освоения научных достижений — выявить большое число творче­ ских решений, на основе которых на последующих ста­ диях будут выбираться наилучшие варианты с использо­ ванием методов инженерного анализа и оптимизации решений. Изобретения могут быть созданы и на после­ дующих стадиях технического освоения научных дости­ жений в случаях, когда возникает необходимость в допол­ нительных новых технических решениях. Тем не менее создание изобретений — важнейшая отличительная осо­ бенность первой стадии технического освоения научных достижений.

При всей важности изобретений для процесса созда­ ния новой техники следует отметить, что конкретные прикладные исследования не исчерпываются изобрета­ тельством как юридическим понятием. Они могут завер­ шиться: техническими решениями, по каким-либо причи­ нам не относимыми к категории изобретений; общими со­ ображениями о комбинировании частных решений при создании нового объекта техники; техническими рекомен­ дациями принципиального характера, которые могут по­ служить в последующем основой для целой серии кон­ кретных технических решений, и т. д.

Процесс создания изобретения имеет определенную протяженность во времени и распадается на этапы раз­ личного творческого содержания. В нем можно выделить

подготовительный этап

(определение потребности, освое­

ние исходных данных,

вынашивание

идеи), творческий

акт изобретательства

(проникновение в

существо идеи)

и проверку результатов (оценка, оформление).

На второй стадии

технического

освоения научных

достижений осуществляется

создание

(разработка) на

основе отдельных технических

решений

объектов новой

техники: орудий труда, материалов и технологических процессов. Разработка объектов новой техники представ­ ляет собой систематизированное использование научных знаний, направленное на создание полезных материалов, устройств, систем, методов или технологических процес­

21


сов. Это — совокупность всех работ, предпринимаемых на стадии между нахождением частных технических реше­ ний (изобретений) и опытно-промышленным освоением законченных объектов новой техники.

В отличие от прикладных исследований, которые, несмотря на их практическую направленность, представ­ ляют собой разновидность научно-исследовательской деятельности, разработку объектов новой техники счи­ тают «инженерно-технической» деятельностью, непосред­ ственно направленной на материализацию технических решений, полученных в процессе прикладных исследова­ ний, на преобразование их в законченные объекты тех­ ники. Иными словами, на этой стадии осуществляется уже промышленная разработка новой продукции приме­ нительно к реальным условиям производства и потребле­ ния. Такая разработка может также сопровождаться на­ хождением новых технических решений. Однако отличи­ тельными особенностями работ на этой стадии являются выбор оптимальных решений и их компоновка в объект техники с учетом целого ряда производственно-экономи­ ческих факторов: реальных потребностей производства и их актуальности, предполагаемой экономической эффек­ тивности разработки, готовности производства к освоению нового объекта техники, наличия условий для сбыта и т. д.

Взависимости от характера выполняемых работ на стадии разработки выделяют проектирование, в ходе которого происходят дальнейшая конкретизация техниче­ ских решений и их воплощение в проект, и опытно-конст­ рукторские работы (создание опытных образцов), при­ званные выявить реальные достоинства технических решений и возможности их применения в производстве, совместимость новых узлов и устройств с существующи­ ми и дать оценку различным вариантам проекта.

Впоследние годы отмечается важная тенденция обес­ печения все более высокой степени завершенности разра­ боток посредством включення в эту стадию, помимо

проектирования и создания опытных образцов новой тех­ ники, также испытания и изучения показателей их работы с целью последующего использования в серийном произ­ водстве. При этом определенная часть работ по предпро­ мышленной подготовке новой продукции осуществляется даже на начальном этапе разработки и включает оценку различных вариантов проекта, изучение совместимости

22

новых узлов и устройств с существующими, подсчет пред­ полагаемых затрат на разработку, определение ожидае­ мой эффективности будущей конструкции. Лишь после выполнения этих работ начинаются конкретная разра­ ботка и проектирование объектов новой техники для про­

изводства.

Результаты разработки оформляются в виде рабочих чертежей, масштабных моделей, опытных образцов новой продукции и отчетов о результатах их испытаний.

Итоговая эффективность технического освоения науч­ ных достижений выявляется на третьей стадии — после опытно-промышленного освоения новой техники, т. е. после внедрения ее в производство. Промышленный успех новой техники зависит как от технико-экономических по­ казателей самой продукции, так и от готовности промыш­ ленности к ее освоению, наличия внутренних и внешних условий для сбыта и т. д.

Опытно-промышленное освоение новой техники пред­ полагает проведение окончательной предпромышленной подготовки и организацию серийного ее выпуска на голов­ ном предприятии или предприятиях (если в выпуске про­ дукции участвует несколько организаций). Иначе говоря, опытно-промышленное освоение представляет собой ко­ нечную стадию создания новой техники, завершающуюся фактом первого внедрения ее в серийное промышленное производство. Не следует смешивать опытно-промышлен­ ное освоение новой техники с так называемым опытным производством, содержание которого заключается в изго­ товлении опытного образца изделия, не предназначенного непосредственно для эксплуатации или потребления, а изготовленного в процессе разработки и выбора наиболее рациональной конструкции данного вида изделий, т. е. в процессе опытных работ.

Опытно-промышленное освоение новой техники вклю­ чает прежде всего этап технологической подготовки про­ изводства, предполагающий подготовку необходимого оборудования и материалов, способов организации, средств управления и производственного контроля за тех­ нологическим процессом. На следующем этапе создаются реальные мощности, необходимые для воплощения разра­ ботки в конкретные объекты техники или технологии. Именно на этом этапе осуществляются основные произ­ водственные капиталовложения. На завершающем этапе

23


проводятся проверка, доводка и развитие повой техники с целью повышения ее реальной эффективности. Этот этап может занимать основную часть времени, отводи­ мого на опытно-промышленное освоение.

Конечным результатом опытно-промышленного освое­ ния является организация серийного выпуска новой про­ дукции на головном предприятии.

Построение эффективного механизма управления тех­ ническим освоением научных достижений предполагает четкое определение границ сферы, в рамках которой происходит рассматриваемый процесс.

Определение исходного пункта в процессе техническо­ го освоения научных достижений — это, по существу, проблема разграничения науки и техники как звеньев комплекса «наука — техника — производство». Если тех­

ника есть результат прямого

воздействия

человека на

природу, то наука — результат

обратного

воздействия

природы на сознание человека ’. Следовательно, разгра­ ничительная линия между наукой и техникой должна пройти через прикладные научные исследования.

При этом в звено «наука» войдет только та часть при­ кладных исследований, которая направлена на первона­ чальное освоение фундаментальных идей, лежащих в основе сделанного научного открытия, и на сбор допол­ нительной информации о возможностях и условиях его применения. Такие исследования обычно завершаются общими рекомендациями, указывающими на принципи­ альную возможность технически использовать достиже­ ния фундаментальной науки.

В звено «техника» войдет основная часть прикладных исследований, направленная на изучение конкретных ме­ тодов и способов изготовления или использования новых орудий труда, материалов и технологических процессов, на лабораторную проверку и отбор наиболее перспектив­ ных и эффективных путей создания новой техники.

Понятно, что граница между этими двумя видами при­ кладных исследований не является стабильной. Общая отличительная особенность первого вида прикладных исследований от второго — менее конкретная направлен-

’ См. Кедров Б. О развитии науки в связи с техникой. На­ учный симпозиум «Управление, планирование и организация научнотехнических исследований». Постоянная комиссия СЭВ по координа­ ции научно-технических исследований. М., Изд. ВИНИТИ, 1968,

24