Файл: Артемьев, Е. И. Изобретения. Новая техника. Управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

»ость работ, большая степень неопределенности конечно­ го результата и более продолжительное время, в течение которого работа может не дать видимого практического

результата.

Соответственно, определение конечного пункта в про­ цессе технического освоения научных достижений озна­ чает проведение разграничительной линии между техни­ кой и производством как звеньями комплекса «наука — техника — производство». Роль такого конечного пункта играет первое внедрение технического новшества на го­ ловном предприятии. Оно включает все подготовительные работы по организации серийного производства и все виды испытаний и оценок, если они не являются формами обычного контроля в процессе производства, а служат как бы «выпускным экзаменом» новой продукции. После­ дующее изготовление новой продукции и ее широкое рас­ пространение в масштабах отрасли или народного хозяй­ ства страны относятся уже к сфере производства.

Следовательно, разграничительной линией между тех­ никой и производством в научно-производственном цикле является граница между первым внедрением, которое относится к так называемому «вертикальному перемеще­ нию» новой техники, и ее широким распространением в производство, именуемым «горизонтальным перемещени­ ем». Иначе говоря, если основная задача заключается в создании нового или в усовершенствовании существую­ щего орудия труда, материала или технологического про­ цесса, то связанная с ее решением деятельность входит в сферу технического освоения научных достижений. Если же создание новой продукции в основном завершено и главная задача состоит в расширении масштабов, обеспе­ чении бесперебойности технологического процесса, долж­ ного уровня качества серийной продукции, а также усло­ вий сбыта, то связанная с этим деятельность относится к сфере производства или производственного освоения научно-технических достижений.

Возможны различные пути сокращения процесса тех­ нического освоения научных достижений. Чаще всего этот процесс уменьшается за счет сокращения начальных ста­ дий и этапов, например когда организации и предприятия начинают разработку, используя готовые технические решения, или приступают непосредственно к опытно­ промышленному освоению новых объектов техники на

25

м

O'

Воплощение

научных

идей в

Создание на основе изобрете­

Опытно-промышленное освое­

технические

решения

(изобре-

ний объектов новой техники

ние новой техники

 

 

I тения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственно-экономиче­

 

 

 

 

 

ская информация

 

 

 

 

 

 

Информация о разработке объ­

 

 

 

 

ектов новой техники

 

 

 

 

 

Закупленные зарубежные

ли­

 

 

 

 

цензии на секреты производ­

 

 

 

 

ства

 

 

 

 

 

 

Чертежи, модели,

образцы

 

 

 

 

 

Стройматериалы,

машины

и

 

 

 

 

оборудование

 

 

I

Опытно-промышленное освое­ ние (технологическая подго­ товка производства, создание реальных мощностей для во­ площения разработки, провер­ ка и доводка новой техники, организация серийного выпус­ ка новой продукции)

I

ф і

Рис. 1. Содержание стадий технического освоения научных достижений

к>

м


основе технической документации, полученной от других отечественных организаций. Аналогичная ситуация воз­ никает при освоении закупленных за рубежом патентов, лицензий и секретов производства. Кроме того, в ходе определенной разработки может быть обнаружен некото­ рый побочный результат (например, перспективное изоб­ ретение), который оказывается исходным пунктом новой, более или менее сокращенной во времени разработки. Наконец, процесс технического освоения может быть уменьшен за счет завершающих стадий, например при продаже лицензий на освоение определенного устройства, материала или технологии зарубежной организации. Факт продажи лицензии формально знаменует собой завершение процесса технического освоения данного науч­ ного достижения (хотя параллельно может происходить процесс внедрения этого новшества на отечественном предприятии).

На рис. 1 отражено содержание различных стадий технического освоения научных достижений. Интересно проследить, как по мере продвижения к завершающим стадиям разработки и освоения научные идеи воплоща­ ются в технические решения, а последние материализу­ ются посредством организации промышленного производ­ ства новой техники.

Важное условие ускорения научно-технического про­ гресса заключается в обеспечении непрерывности процес­ са технического освоения научных достижений на всех стадиях — от прикладных исследований до опытно-про­ мышленного освоения новой продукци на головных пред­ приятиях. Отмечено, что наибольшие потери имеют место на стыках различных стадий технического освоения. При этом особые трудности возникают на следующих двух участках.

На первом участке происходит разработка новой тех­ ники на основе или с использованием изобретений, т. е. обеспечивается высокий научно-технический уровень раз­ работок. Работы на этом участке в сильнейшей степени осложняются тем, что в данном случае имеет место про­ цесс овеществления научных идей, теорий и т. д., мате­ риализации их в объектах новой техники.

На втором участке организуется серийное производ­ ство новой продукции. Сами по себе эти работы не содер­ жат серьезных противоречий научного характера, так как

речь идет о массовом использовании технической идеи, уже получившей материальное воплощение. Существен­ ную роль играют здесь технологические и экономические факторы — условия, делающие новую технику экономиче­ ски выгодной для изготовляющих (или потребляющих) ее организаций и предприятий, а также способствующие это­ му организационные меры. Эти факторы влияют на дина­ мику потребностей, спроса на новую технику и, следо­ вательно, положительно или отрицательно воздействуют и на соответствующие новые научно-технические разра­

ботки.

Дополнительная сложность в обеспечении непрерывно­ сти процесса технического освоения научных достижений заключается в том, что последовательность осуществле­ ния охарактеризованных выше стадий не является раз и навсегда фиксированной. Очень часто потребность в част­ ных разработках возникает еще на стадии прикладных исследований; с другой стороны, последующие стадии разработки и опытно-промышленного освоения могут сопровождаться дополнительными прикладными исследо­ ваниями, завершающимися созданием новых изобретений. При этом изобретения могут либо служить исходным пунктом разработок, либо создаваться в процессе их осуществления.

По мере продвижения к завершающим стадиям техни­ ческого освоения научных достижений число вариантов технических решений, воплощаемых в образцы новой техники, постепенно сокращается, но вместе с тем увели­ чивается стоимость каждой разработки, а следовательно, и мера риска, связанного с возможностью принятия не­ правильного решения. Поэтому на завершающих стадиях создания новой техники особенно повышается роль эконо­ мических показателей разрабатываемых объектов, а так­ же обеспечения условий для экономически выгодной реализации новой продукции. Все это в конечном итоге проявляется в возрастании потребности в эффективных организационных формах управления процессом техни­ ческого освоения научных достижений.

Тем не менее основа для обеспечения высокого научнотехнического уровня и необходимых экономических пока­ зателей объектов новой техники закладывается уже на первой стадии технического освоения научных достиже­ ний — при воплощении научных идей в новые технические

29


решения (изобретения). Рассмотрим более детально про­ цесс изобретательства, наиболее насыщенный элемента­ ми творчества.

3.Развитие изобретательства как объекта

управления

Научно-технический прогресс представляет собой про­ цесс накопления и передачи научно-технических знаний в сферу производства посредством их материализации в но­ вых видах техники, материалах, технологических процес­ сах, опыте ученых, инженеров и производственников. Поэтому ускорение научно-технического прогресса опре­ деляется прежде всего характером взаимосвязей между наукой, техникой и производством как составными звень­ ями научно-технического прогресса.

В период, предшествовавший научно-технической ре­ волюции, развитие науки, техники, а также производства происходило обособленно. Прогресс техники осуществлял­ ся сравнительно медленно, так как техника решала свои задачи в основном без помощи науки, на основе ранее накопленного инженерно-технического опыта.

Дальнейший научно-технический прогресс привел к положению, когда выдвигаемые производством техниче­ ские задачи уже не могли решаться исключительно за счет изобретательности и мастерства ремесленников, пу­ тем инженерных догадок. К этому времени наука, играв­ шая подсобную роль, превращается в решающий фактор роста производительных сил. Впервые эта тенденция была отмечена К. Марксом, который указывал: «Применение природных агентов, в известной степени включение их в капитал — совпадает с развитием науки, как самостоя­ тельного фактора производственного процесса. Если про­ изводственный процесс становится сферой применения науки, то и, наоборот, наука становится фактором, так сказать, функцией производственного процесса. Всякое открытие становится основой нового изобретения или нового усовершенствования методов производства» *.

В эпоху научно-технической революции с превраще­ нием науки в непосредственную производительную силу

1 Из рукописного наследства К. Маркса. — «Коммунист», 1958, № 7.

30


йачинается новая фаза в развитии взаимосвязей между наукой, техникой и производством, которая характери­ зуется целой совокупностью признаков.

Прежде всего в XX веке на смену более или менее спорадическому и ограниченному применению научных знаний в производстве приходят постоянные связи науки с производством. Установление таких связей сопро­ вождается изменением их характера, делает необходи­ мым опережающее развитие науки по отношению к тех­ нике и производству. В этих условиях развивается новая, «пионерная» функция науки, которая призвана предвос­ хищать грядущие потребности техники и производства и определять пути дальнейшего производственно-техниче­ ского развития. Постоянство связей между наукой и про­ изводством при опережающем развитии науки приводит к резкому ускорению темпов научно-технического про­ гресса. В результате значительно сокращается время от рождения научной идеи до ее реализации.

Дальнейшее развитие техники предполагает последо­ вательное осуществление научных исследований, опытно­ конструкторских разработок и промышленного освоения новой продукции в рамках непрерывного научно-произ­ водственного цикла, приобретающего очертания комплек­ са «наука — техника — производство». Соответственно изменяются структура и организация разработки объек­ тов новой техники. Усложнение технических решений, а также связей, в которые они вступают при разработке объектов новой техники или технологических систем, вызывает необходимость вовлечения в процесс разработ­ ки представителей различных научных и технических дисциплин. Кроме того, по мере увеличения интервала между отдельными техническими решениями и воплоще­ нием их в законченные объекты техники, позволяющие получить реальный экономический эффект, происходит все более заметное расчленение процесса материализации научных знаний на последовательные стадии различного творческого содержания. Процесс создания новой техни­ ки становится все более сложным и дорогостоящим, тре­ бует участия в нем многочисленных научно-производст­ венных коллективов.

Научно-техническая революция оказывает существен­ ное воздействие и на характер изобретательства — твор­ ческой деятельности, завершающейся новыми решениями

31

технических задач, выдвигаемых потребностями общест­ венного производства.

Впериод, предшествовавший научно-технической ре­ волюции, характер изобретательства определялся прежде всего относительной независимостью от научной деятель­ ности и ее результатов. Основная масса изобретений создавалась путем эмпирических исканий, направляемых потребностями производства и опирающихся на инженер­ но-технический опыт лиц, как правило, непосредственно участвовавших в производственном процессе. Создание изобретений, обычно не требовавших специальных науч­ ных знаний, а зачастую-—и их последующая разработка

иосвоение осуществлялись в основном изобретателямиодиночками, действовавшими по личной инициативе. Все это способствовало формированию устойчивого представ­ ления об изобретательстве как о преимущественно само­ деятельном творчестве, направленном на решение теку­ щих производственных задач.

Вэпоху научно-технической революции изобретатель­ ство, как и развитие техники вообще, попадает в непо­ средственную зависимость от достижений науки, от сте­ пени ее технологического применения. Постоянство связей между наукой и техникой при опережающем развитии науки привело к резкому повышению интенсивности тех­ нического творчества, к значительному увеличению числа вновь создаваемых изобретений. Возросла научная содер­ жательность изобретательства, которое особенно бурно развивается в таких «наукоемких» областях, как электро­

техника, приборостроение и вычислительная техника, химические способы производства и т. п.

В этих областях количество регистрируемых в нашей стране изобретений увеличилось за последние 25 лет в 7—10 раз.

Изобретательство все в большей степени развивается теперь на научной основе, а все большая часть изобрете­ ний становится продуктом науки, результатом ее взаимо­ действия с производственным опытом. Современное изоб­ ретательство, в котором происходит органическое слияние научных знаний и производственного опыта в едином творческом процессе совершенствования производства на научной основе, может по праву рассматриваться как одна из важнейших форм превращения науки в непосред­ ственную производительную силу.

32


Изменились и условия, в которых протекает изобрета­ тельский труд.

Í К. Маркс указывал, что «всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобрете­ ние. Он обусловливается частью кооперацией современни­ ков, частью использованием труда предшественников»

По мере развития капитализма стали создаваться крупные предприятия, которые обеспечили возможность регулярной работы над усовершенствованием техники в специальных лабораториях, укомплектованных изобрета­ телями и инженерами-разработчиками. В их обязанности входили создание изобретений и испытание технических усовершенствований. В этой связи В. И. Ленин указывал: «Получается гигантский процесс обобществления произ­ водства. В частности, обобществляется и процесс техни­ ческих изобретений и усовершенствований»12.

По выражению Дж. Бернала, триумф Эдисона знаме­ нует собой конец эпохи изобретателя-одиночки и начало новой эпохи — эпохи целенаправленного научного иссле­ дования в промышленности, роль которого все возра­ стает в наше время3.

В условиях современной научно-технической револю­ ции изобретательская деятельность осуществляется пре­ имущественно в творческих коллективах, становясь одним из обязательных этапов в процессе создания новой техники. Большинство изобретений предстает теперь как результат целенаправленной деятельности организаций и предприятий, от которых в нашей стране подается около 80% всех заявок на изобретения. При этом авторами изобретений все чаще становятся целые группы исследова­ телей и разработчиков. Значительно выросло общее число творческих работников, участвующих в создании регист­ рируемых изобретений. Так, если в 1946 г. их в нашей стране насчитывалось 2496, то в 1970 г. — 76 032. В сред­ нем на 1000 изобретений в 1946 г. приходилось 1348 авто­ ров, а в 1970 г. эта цифра возросла до 31364. При этом

характерно, что наиболее часто «коллективные»

изобре­

1

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч.

I,

с. 116.

320.

2

Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд.

5-е,

т.

27, с.

3

См. Бернал Дж. Наука в

истории

общества. Пер. с англ.

М„ Изд-во иностр. лит., 1956.

Обухов В.

А. Некоторые во­

4

См. Колесников А. П.,

просы развития изобретательства в СССР. — «Вопросы изобретатель­ ства», 1972, № 4.

2—796

33