Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
В этом случае используются различные скоростные регуляторы и обратные связи.
В качестве скоростных регуляторов, применяемых для поддер жания средней скорости вращения на постоянном уровне, довольно широкое применение получили контактные центробежные регуля
торы |
и поляризованные |
виб |
рационные реле. |
|
|
На рис. 41 приведена |
схе |
|
ма системы стабилизации ско |
||
рости |
вращения электропри |
|
вода |
постоянного тока |
при |
импульсном управлении, |
ко |
|
торое |
осуществляется с |
по |
|
мощью |
контактов поляризо |
|
ванного |
реле РП. |
Рис. 41 |
Реле РП имеет две обмотки г |
|
|
задающую ш>1 и обмотку обрат |
ной связи w%. Обмотка w1 получает питание от сети постоянного тока через потенциометр П. С помощью этого потенциометра задается
требуемая величина |
скорости |
вращения электропривода. Обмотка |
|||||
w2 |
подключена к выходу тахогенератора |
ТГ, якорь |
которого ме |
||||
ханически ' связан |
с |
валом |
|
|
|
||
электродвигателя |
Дв. |
|
|
|
|
||
|
Обмотки |
и |
w9 |
вклю |
|
|
|
чены встречно, т. е. их ампер- |
|
|
|
||||
витки действуют |
противопо |
|
|
|
|||
ложно друг другу. |
|
|
|
|
|
||
|
Если абсолютное значение |
+<* |
|
|
|||
ампер-витков aw1 обмотки w1 |
|
|
|
||||
больше абсолютного значения . |
|
|
|||||
ампер-витков aw2 |
обмотки ш2 , |
_ |
|
|
|||
т. е. |
|
|
|
|
Рис. 42 |
|
|
|
| а ш і | > | а ш 2 | , |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|||
то |
электродвигатель |
работает |
в двигательном режиме. Если же |
||||
|
|
|
|
\aw1\<\aw2\, |
|
|
|
то электродвигатель |
работает |
в режиме торможения |
противовклю- |
||||
чением. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, стабилизация скорости |
вращения |
привода осу |
ществляется за счет изменения режима работы электродвигателя. Совершенно аналогично работает схема стабилизации скорости вращения привода с электродвигателем переменного тока (рис. 42). Здесь электродвигатель работает либо в двигательном режиме,
когда
I awx I > I aw21,
58
либо отключается от сети переменного тока, если
! awi I < I awn I.
Применение обратной связи в схемах электропривода позволяет исключить влияние нагрузки на скорость вращения и уменьшить длительность перехода электродвигателя с одной скорости на дру гую.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность импульсного управления электропри водов?
2.Нарисуйте и объясните скоростные и механические характеристики электроприводов постоянного и переменного токов при импульсном управ лении.
3.За счет чего снижается коэффициент полезного действия системы при
импульсном регулировании скорости?
4.Каковы положительные качества импульсных систем управления электроприводами?
5.Как можно повысить точность стабилизации скорости вращения элек
троприводов при импульсном управлении?
Г Л А В А О |
|
СЛЕДЯЩИЕ |
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ |
16. Ф У Н К Ц И О Н А Л Ь Н А Я |
СХЕМА |
С Л Е Д Я Щ Е Г О Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д А . К Л А С С И Ф И К А Ц И Я С Л Е Д Я Щ И Х Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В
Следящим электроприводом называется замкнутая динамиче ская система, обеспечивающая с определенной точностью воспро изведение исполнительным механизмом движений, задаваемых уп равляющим устройством.
Функциональная схема типового следящего электропривода изображена на рис. 43. Такая схема может сама составить самостоя тельную систему или быть частью более сложной системы регули рования.
Входом следящего электропривода является задающее устрой
ство ЗУ, |
вырабатывающее заданную для воспроизведения |
величину |
|||
g (/). На |
выходе системы — управляемом |
объекте УО — имеется |
|||
измеряющее устройство ИУ, |
оно |
измеряет |
фактическое |
значение |
|
воспроизводимой величины у |
(t). |
В сравнивающем устройстве СУ |
|||
определяется ошибка слежения х (/) путем сопоставления |
измеряе- |
59
мого и заданного значений воспроизводимой величины, т. е. |
|
x(t)~g(t)-y(t).^ |
(6.1) |
При сравнении входная и выходная величины должны иметь одинаковую природу. Поэтому в зависимости от принципа техниче ского осуществления измеряющего устройства ИУ, являющегося элементом главной обратной связи, оно может выполнять функции - преобразования одной физической величины в другую (например, механического перемещения в электрическую величину и др.).
Полученный таким образом сигнал ошибки х (t) поступает в уси литель У, который является промежуточным элементом между маломощным сравнивающим устройством и исполнительным меха низмом ИМ.
ЗУ |
СУ |
им |
УО |
|
-ф) |
ИУ |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 43 |
|
Исполнительный |
механизм |
следящего |
электропривода состоит |
из электродвигателя и редуктора, соединяющего вал электродви гателя с управляемым объектом. Когда исполнительный механизм, а следовательно, и подвижная часть элемента обратной связи ИУ займут положение, при котором сигнал обратной связи будет ра вен по величине задающему сигналу, сигнал на выходе сравниваю щего устройства будет равен нулю. Мощность на выходе усилителя также станет равной нулю, и исполнительный механизм остановится. Следящий электропривод окажется в согласованном положении.
На следящий электропривод кроме полезных задающих сигна лов могут воздействовать нежелательные возмущения, которые будут являться помехой в системе. В этом случае следящий электро привод должен действовать так, чтобы ослаблять влияние возму щающих воздействий на регулируемый параметр. Каждый из рас смотренных элементов следящего электропривода характеризуется своими параметрами, т. е. коэффициентами усиления и постоянными времени, от соотношения которых зависит протекание переходных процессов в следящем электроприводе.
В системах управления технологическим оборудованием ис пользуются различные следящие электроприводы, которые отли чаются друг от друга своим назначением, длительностью действия, режимом работы, мощностью и т. п.
Классификацию следящих электроприводов можно производить по различным признакам, основными из которых являются способ действия системы управления, характер управления (закон обра-
60
зования управляющего сигнала), тип усилителя и исполнительного электродвигателя.
По способу действия системы управления следящие электро
приводы разделяются на два типа: |
1) системы с |
н е п р е р ы в н ы м |
управлением; 2) системы с п р е |
р ы в и с т ы м |
управлением. |
В следящих электроприводах с непрерывным управлением ре гулирование мощности (напряжения), подводимой к исполнитель
ному электродвигателю, осуществляется непрерывно |
по определен |
ному закону, по которому изменяется управляющий сигнал. |
|
Следящие электроприводы прерывистого действия, в свою оче |
|
редь, разделяются на системы р е л е й н о г о и |
и м п у л ь с |
н о г о действия. |
|
В следящих электроприводах релейного действия напряжение на электродвигатель подается при достижении сигнала ошибки си стемы определенной величины. При этом электродвигатель подклю чается на полное напряжение, полярность которого определяется знаком сигнала ошибки. Исполнительный электродвигатель после включения приводит в движение нагрузку со скоростью и ускоре нием, величины которых зависят только от параметров самого электродвигателя (приведенных моментов инерции и сопротивле ния) и совершенно не зависят от величины сигнала ошибки. Отра ботка кончается при снижении ошибки слежения до требуемой ве личины.
В следящих электроприводах импульсного действия управле ние осуществляется путем подачи напряжения на электродвигатель периодически, с определенной частотой, пропорциональной сиг налу рассогласования.
В данной главе рассматриваются только следящие электропри воды непрерывного управления.
По характеру управления (закону образования управляющего сигнала) следящие электроприводы непрерывного управления под разделяются на следующие системы:
1) |
с управлением, |
пропорциональным сигналу рассогласования; |
||
2) |
с |
управлением, |
пропорциональным |
сигналу рассогласова |
ния и его первой, а |
иногда и второй производной; |
|||
3) |
с |
управлением, |
пропорциональным |
сигналу рассогласования |
и интегралу от него, |
и некоторые другие |
системы. |
По типу усилителя следящие электроприводы, можно разделить на следующие группы:
1) с электронными или полупроводниковыми усилителями;
2)с магнитными усилителями;
3)с электромашинными усилителями.
Следящий электропривод может содержать несколько последо вательно включенных усилительных устройств различного типа, например, магнитный и электромашинный усилитель, электронный
и полупроводниковый и т. п. |
|
По типу электродвигателя |
следящие электроприводы могут |
быть разделены на две основные |
группы: |
61