Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом случае используются различные скоростные регуляторы и обратные связи.

В качестве скоростных регуляторов, применяемых для поддер­ жания средней скорости вращения на постоянном уровне, довольно широкое применение получили контактные центробежные регуля­

торы

и поляризованные

виб­

рационные реле.

 

На рис. 41 приведена

схе­

ма системы стабилизации ско­

рости

вращения электропри­

вода

постоянного тока

при

импульсном управлении,

ко­

торое

осуществляется с

по­

 

мощью

контактов поляризо­

 

ванного

реле РП.

Рис. 41

Реле РП имеет две обмотки г

 

задающую ш>1 и обмотку обрат­

ной связи w%. Обмотка w1 получает питание от сети постоянного тока через потенциометр П. С помощью этого потенциометра задается

требуемая величина

скорости

вращения электропривода. Обмотка

w2

подключена к выходу тахогенератора

ТГ, якорь

которого ме­

ханически ' связан

с

валом

 

 

 

электродвигателя

Дв.

 

 

 

 

 

Обмотки

и

w9

вклю­

 

 

 

чены встречно, т. е. их ампер-

 

 

 

витки действуют

противопо­

 

 

 

ложно друг другу.

 

 

 

 

 

 

Если абсолютное значение

+<*

 

 

ампер-витков aw1 обмотки w1

 

 

 

больше абсолютного значения .

 

 

ампер-витков aw2

обмотки ш2 ,

_

 

 

т. е.

 

 

 

 

Рис. 42

 

 

| а ш і | > | а ш 2 | ,

 

 

 

 

 

 

 

 

то

электродвигатель

работает

в двигательном режиме. Если же

 

 

 

 

\aw1\<\aw2\,

 

 

то электродвигатель

работает

в режиме торможения

противовклю-

чением.

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, стабилизация скорости

вращения

привода осу­

ществляется за счет изменения режима работы электродвигателя. Совершенно аналогично работает схема стабилизации скорости вращения привода с электродвигателем переменного тока (рис. 42). Здесь электродвигатель работает либо в двигательном режиме,

когда

I awx I > I aw21,

58


либо отключается от сети переменного тока, если

! awi I < I awn I.

Применение обратной связи в схемах электропривода позволяет исключить влияние нагрузки на скорость вращения и уменьшить длительность перехода электродвигателя с одной скорости на дру­ гую.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность импульсного управления электропри­ водов?

2.Нарисуйте и объясните скоростные и механические характеристики электроприводов постоянного и переменного токов при импульсном управ­ лении.

3.За счет чего снижается коэффициент полезного действия системы при

импульсном регулировании скорости?

4.Каковы положительные качества импульсных систем управления электроприводами?

5.Как можно повысить точность стабилизации скорости вращения элек­

троприводов при импульсном управлении?

Г Л А В А О

 

СЛЕДЯЩИЕ

ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ

16. Ф У Н К Ц И О Н А Л Ь Н А Я

СХЕМА

С Л Е Д Я Щ Е Г О Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д А . К Л А С С И Ф И К А Ц И Я С Л Е Д Я Щ И Х Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д О В

Следящим электроприводом называется замкнутая динамиче­ ская система, обеспечивающая с определенной точностью воспро­ изведение исполнительным механизмом движений, задаваемых уп­ равляющим устройством.

Функциональная схема типового следящего электропривода изображена на рис. 43. Такая схема может сама составить самостоя­ тельную систему или быть частью более сложной системы регули­ рования.

Входом следящего электропривода является задающее устрой­

ство ЗУ,

вырабатывающее заданную для воспроизведения

величину

g (/). На

выходе системы — управляемом

объекте УО — имеется

измеряющее устройство ИУ,

оно

измеряет

фактическое

значение

воспроизводимой величины у

(t).

В сравнивающем устройстве СУ

определяется ошибка слежения х (/) путем сопоставления

измеряе-

59



мого и заданного значений воспроизводимой величины, т. е.

 

x(t)~g(t)-y(t).^

(6.1)

При сравнении входная и выходная величины должны иметь одинаковую природу. Поэтому в зависимости от принципа техниче­ ского осуществления измеряющего устройства ИУ, являющегося элементом главной обратной связи, оно может выполнять функции - преобразования одной физической величины в другую (например, механического перемещения в электрическую величину и др.).

Полученный таким образом сигнал ошибки х (t) поступает в уси­ литель У, который является промежуточным элементом между маломощным сравнивающим устройством и исполнительным меха­ низмом ИМ.

ЗУ

СУ

им

УО

 

-ф)

ИУ

 

 

 

 

 

 

Рис. 43

 

Исполнительный

механизм

следящего

электропривода состоит

из электродвигателя и редуктора, соединяющего вал электродви­ гателя с управляемым объектом. Когда исполнительный механизм, а следовательно, и подвижная часть элемента обратной связи ИУ займут положение, при котором сигнал обратной связи будет ра­ вен по величине задающему сигналу, сигнал на выходе сравниваю­ щего устройства будет равен нулю. Мощность на выходе усилителя также станет равной нулю, и исполнительный механизм остановится. Следящий электропривод окажется в согласованном положении.

На следящий электропривод кроме полезных задающих сигна­ лов могут воздействовать нежелательные возмущения, которые будут являться помехой в системе. В этом случае следящий электро­ привод должен действовать так, чтобы ослаблять влияние возму­ щающих воздействий на регулируемый параметр. Каждый из рас­ смотренных элементов следящего электропривода характеризуется своими параметрами, т. е. коэффициентами усиления и постоянными времени, от соотношения которых зависит протекание переходных процессов в следящем электроприводе.

В системах управления технологическим оборудованием ис­ пользуются различные следящие электроприводы, которые отли­ чаются друг от друга своим назначением, длительностью действия, режимом работы, мощностью и т. п.

Классификацию следящих электроприводов можно производить по различным признакам, основными из которых являются способ действия системы управления, характер управления (закон обра-

60


зования управляющего сигнала), тип усилителя и исполнительного электродвигателя.

По способу действия системы управления следящие электро­

приводы разделяются на два типа:

1) системы с

н е п р е р ы в н ы м

управлением; 2) системы с п р е

р ы в и с т ы м

управлением.

В следящих электроприводах с непрерывным управлением ре­ гулирование мощности (напряжения), подводимой к исполнитель­

ному электродвигателю, осуществляется непрерывно

по определен­

ному закону, по которому изменяется управляющий сигнал.

Следящие электроприводы прерывистого действия, в свою оче­

редь, разделяются на системы р е л е й н о г о и

и м п у л ь с ­

н о г о действия.

 

В следящих электроприводах релейного действия напряжение на электродвигатель подается при достижении сигнала ошибки си­ стемы определенной величины. При этом электродвигатель подклю­ чается на полное напряжение, полярность которого определяется знаком сигнала ошибки. Исполнительный электродвигатель после включения приводит в движение нагрузку со скоростью и ускоре­ нием, величины которых зависят только от параметров самого электродвигателя (приведенных моментов инерции и сопротивле­ ния) и совершенно не зависят от величины сигнала ошибки. Отра­ ботка кончается при снижении ошибки слежения до требуемой ве­ личины.

В следящих электроприводах импульсного действия управле­ ние осуществляется путем подачи напряжения на электродвигатель периодически, с определенной частотой, пропорциональной сиг­ налу рассогласования.

В данной главе рассматриваются только следящие электропри­ воды непрерывного управления.

По характеру управления (закону образования управляющего сигнала) следящие электроприводы непрерывного управления под­ разделяются на следующие системы:

1)

с управлением,

пропорциональным сигналу рассогласования;

2)

с

управлением,

пропорциональным

сигналу рассогласова­

ния и его первой, а

иногда и второй производной;

3)

с

управлением,

пропорциональным

сигналу рассогласования

и интегралу от него,

и некоторые другие

системы.

По типу усилителя следящие электроприводы, можно разделить на следующие группы:

1) с электронными или полупроводниковыми усилителями;

2)с магнитными усилителями;

3)с электромашинными усилителями.

Следящий электропривод может содержать несколько последо­ вательно включенных усилительных устройств различного типа, например, магнитный и электромашинный усилитель, электронный

и полупроводниковый и т. п.

 

По типу электродвигателя

следящие электроприводы могут

быть разделены на две основные

группы:

61