Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Датчик и приемник грубого отсчета с входным и выходным ва­ лами системы соединены через редуктор с передаточным отноше­ нием 1 : 1 .

Выходные напряжения каналов точного и грубого отсчета через переключающее устройство ПУ подаются на усилитель У, выход­ ной нагрузкой которого является обмотка управления исполнитель­ ного электродвигателя ИД. В данной схеме для стабилизации сле­ дящего электропривода используется сигнал, пропорциональный второй производной от изменения углового положения' выходного вала системы. Для этого выходное напряжение ит г тахогенератора ТГ подается на корректирующее звено КЗ, в качестве которого используется дифференцирующий электрический контур, и далее

 

 

Рис. 47

 

 

на

вход усилителя У, где суммируется с выходным напряжением

Au

переключающего

устройства.

 

 

 

 

Если входной вал датчика Дго

повернуть на

угол Ѳв х ,

то вход­

ной

вал датчика Дто

повернется

на угол Ѳв х 0 . Из-за

наличия

погрешности схемы точного отсчета следящий

электропривод, от­

рабатывающий заданный угол, повернет вал

приемника

точного

отсчета на угол Ѳв х г0 -|- АѲ, где АѲ — погрешность в определении согласованного положения датчика и приемника. В этом случае выходной вал системы будет повернут на угол

ѲВЫх = Ѳв х +

^ .

(6.6)

 

Ч

 

Отсюда абсолютная погрешность схемы, измеряющей

рассогла­

сование системы, будет

 

 

ѲВх —ѲВ Ь 1 Х =

— ,

(6.7)

 

i

 

т. е. погрешность измерительной схемы уменьшится в і раз. Увеличение точности отработки угла рассогласования двухка-

нальной следящей системы можно пояснить графиками, представ­

ленными на

рис.

48.

 

Вначале,

при

большом угле

рассогласования Ѳв х , когда

 

 

Ѳ 2 <

Ѳв х < Ѳ3,

5*

 

 

67


сигнал ошибки Au поступает на вход усилителя системы из канала грубого отсчета, он равен

А « Г О - / ( 0 п Х ) -

При уменьшении угла рассогласования до величины 02 и соответст­

венно достижения напряжения А « г о

величины

Аитіп

произойдет

 

отключение с помощью блока

 

ПУ (см. рис. 47) канала гру­

 

бого отсчета

и

подключение

 

канала точного

отсчета.

При

 

этом напряжение Au на входе

 

усилителя

возрастет

с

Аитіп

 

до Аитах.

Следящая

система

 

начнет

отрабатывать

угол

 

рассогласования до величины,

Рис. 48

равной

0,,

которая

опреде­

Величина А «_,,•„ в свою очередь,

ляется значением

Аиті„.

 

определяется

значением

ста­

тической ошибки измерительных элементов (датчиков и приемни­ ков) каналов грубого и точного отсчетов.

Рис. 49

На рис. 49 приведена принципиальная схема следящего электро­ привода, у которого в качестве измерителя рассогласования ис­ пользованы сельсины (датчик СД и приемник СП), работающие в трансформаторном режиме. Такая система применяется для уп­ равления производственными процессами в машиностроении.

Сигнал ошибки, формируемый измерительной схемой, через входной трансформатор Трх поступает на полупроводниковый уси­ литель.

Полупроводниковый усилитель состоит из двух каскадов. Пер­ вый каскад, собранный на полупроводниковом триоде Тявляется

68


трансформаторным усилителем напряжения. Второй каскад, соб­ ранный на полупроводниках 7\, и Т3, представляет собой двух­ тактный усилитель мощности с выходным трансформатором Тр3, ко вторичной обмотке которого подключена управляющая обмотка асинхронного двухфазного исполнительного электродвигателя ИД.

Регулирование коэффициента усиления полупроводникового усилителя осуществляется с помощью сопротивления Rx. Темпера­ турная стабилизация режима полупроводников обеспечивается для

7\

сопротивлениями R2, R3,

и конденсатором

С2 , а для Т„ и

Т3

— с

помощью полупроводникового

диода Д.

Сопротивления

R6,

R7

и Rs

выполняют функцию смещения на базы

полупроводни­

ков

Т2

и

Т3. Связь между

каскадами

усилителя

осуществляется

с помощью трансформатора

Трг.

 

 

Для повышения динамических качеств в следящем электропри­ воде используется отрицательная обратная связь по скорости, ко­ торая обеспечивается асинхронным тахогенератором ТГ. Выход­ ное напряжение и т г тахогенератора поступает через трансфор­ матор Тр1 на вход усилителя и складывается с основным сигналом рассогласования. Качество работы следящего электропривода во многом определяется правильностью сопряжений элементов схемы системы, а именно: чувствительных элементов с усилителем, каскадов усилителей, усилителя с исполнительным электродвига­ телем.

Сопряжение элементов схемы следящей системы необходимо для получения либо наибольшей выходной мощности, либо макси­ мального передаточного коэффициента при минимально возможной инерционности. В силовых элементах следящего электропривода определяющее значение имеет получение максимальной выходной

мощности,

а в

несиловых

элементах — более существенно

дости­

жение наибольшего передаточного коэффициента.

 

 

Вопросы

для

самопроверки

 

 

 

1. Какие элементы входят в функциональную схему следящего электро­

привода?

Каково

назначение

этих элементов?

 

 

 

2.

По

каким

признакам

можно классифицировать

следящие

электро­

приводы?

 

 

 

 

 

 

 

3.

Что понимают под основной и изменяемой

частями

следящей

системы?

4.

Как

можно повысить

точность следящего

электропривода?

 

5.

Изложите

принцип работы схемы двухотсчетной

следящей

системы

с электромашинным усилителем.



Р а з д е л

второй

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

СЗАМКНУТОЙ ЦЕПЬЮ УПРАВЛЕНИЯ

ГЛ А В А

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Проектирование замкнутых систем автоматизированного элек­ тропривода предстазляет собой достаточно сложную задачу, ре­ шение которой может быть достигнуто различными путями. Чтобы спроектировать привод, удовлетворяющий всем требованиям тех­ нического задания, обычно приходится просчитывать и сравнивать между собой несколько вариантов поэлементной и принципиальной схемы. Многозначность решения делает проектирование автомати­ зированного электропривода творческой инженерной задачей, поэ­ тому рекомендуемая ниже примерная последовательность расчета является хотя и достаточно общей, но не универсальной и может корректироваться в зависимости от конкретной системы.

Расчет замкнутой системы электропривода обычно делится на статический и динамический; это деление в достаточной мере ус­ ловно: оба этапа расчета тесно связаны и переплетаются друг с дру­ гом. При изучении материала пособия необходимо иметь в виду, что отделение одной части от другой вызвано, главным образом, удобством изложения.

Как правило, расчет электропривода выполняется в следующем порядке.

Анализ технического задания. Прежде всего необходимо изу­ чить и тщательно проанализировать техническое задание на проек­ тирование. В ходе анализа следует убедиться в обоснованности каждого требования задания, сопоставив проектируемый электро­ привод с аналогичными существующими или выполнив прикидочные расчеты. В некоторых случаях приходится задаваться допол­ нительными исходными данными, не указанными в задании. Чтобы провести такой анализ, проектировщик должен глубоко изучить физические процессы, происходящие в проектируемом электропри-

70

воде, иметь четкое представление о назначении электропривода и его связи с другими устройствами общей системы управления.

Анализ технического задания заканчивается рассмотрением возможных вариантов поэлементной схемы основной цепи замкну­ того электропривода. При составлении поэлементной схемы не сле­ дует забывать о необходимости корректирующих устройств и нужно предусматривать возможность их включения.

Статический расчет системы. Первый шаг статического расчета заключается в выборе типовых нестандартных элементов основной цепи замкнутого электропривода и составлении принципиальной электрической и кинематической схем.

Выбор элементов основной цепи определяется рабочим процес­ сом объекта регулирования, мощностью, необходимой для управ­ ления объектом, родом энергии, имеющейся в распоряжении, ус­ ловиями эксплуатации, требуемой надежностью, допустимым ве­ сом и габаритами и другими факторами того же порядка.

Выбор и расчет элементов системы целесообразно делать в такой последовательности:

1. Выбрать чувствительный элемент (тип, марку, количество каналов измерения рассогласования).

2. Рассчитать мощность, требующуюся для управления объек­ том, и выбрать исполнительный двигатель (тип, марку) и переда­

точное число

редуктора.

 

3.. Исходя

из мощности управления двигателя, выбрать схему

и рассчитать усилитель мощности (или, если это возможно,

выбрать

стандартный).

 

 

4. По заданной точности в типовом установившемся

режиме

(по величине статической ошибки и для систем с астатизмом пер­ вого порядка — скоростной) найти требующийся передаточный коэффициент разомкнутого следящего привода.

5. Зная передаточные коэффициенты чувствительного элемента, двигателя, редуктора, усилителя мощности и задаваясь на этом этапе расчета передаточными коэффициентами вспомогательных элементов (синхронизирующего устройства, повторителей, ФЧВ, дискриминаторов и т. д.), найти коэффициент усиления предвари­ тельного усилителя системы по двум условиям: а) требуемой стати­ ческой точности; б) обеспечения нормального режима работы ис­ полнительного двигателя.

Полученное значение коэффициента усиления иногда приходится

увеличивать, чтобы обеспечить заданную динамическую

точность

и компенсировать затухание,

вносимое

корректирующими звень­

ями. Поэтому окончательная

величина

коэффициента

усиления

предварительного усилителя устанавливается в результате выпол­ нения динамического расчета.

6. Выбрать или рассчитать вспомогательные элементы основ­ ной цепи, не связанные с включением корректирующих устройств (синхронизирующие устройства, ограничители амплитуды и т. п.).

71