Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Датчик и приемник грубого отсчета с входным и выходным ва лами системы соединены через редуктор с передаточным отноше нием 1 : 1 .
Выходные напряжения каналов точного и грубого отсчета через переключающее устройство ПУ подаются на усилитель У, выход ной нагрузкой которого является обмотка управления исполнитель ного электродвигателя ИД. В данной схеме для стабилизации сле дящего электропривода используется сигнал, пропорциональный второй производной от изменения углового положения' выходного вала системы. Для этого выходное напряжение ит г тахогенератора ТГ подается на корректирующее звено КЗ, в качестве которого используется дифференцирующий электрический контур, и далее
|
|
Рис. 47 |
|
|
|
на |
вход усилителя У, где суммируется с выходным напряжением |
||||
Au |
переключающего |
устройства. |
|
|
|
|
Если входной вал датчика Дго |
повернуть на |
угол Ѳв х , |
то вход |
|
ной |
вал датчика Дто |
повернется |
на угол Ѳв х -г0 . Из-за |
наличия |
|
погрешности схемы точного отсчета следящий |
электропривод, от |
||||
рабатывающий заданный угол, повернет вал |
приемника |
точного |
отсчета на угол Ѳв х г0 -|- АѲ, где АѲ — погрешность в определении согласованного положения датчика и приемника. В этом случае выходной вал системы будет повернут на угол
ѲВЫх = Ѳв х + |
^ . |
(6.6) |
|
Ч |
|
Отсюда абсолютная погрешность схемы, измеряющей |
рассогла |
|
сование системы, будет |
|
|
ѲВх —ѲВ Ь 1 Х = |
— , |
(6.7) |
|
i |
|
т. е. погрешность измерительной схемы уменьшится в і раз. Увеличение точности отработки угла рассогласования двухка-
нальной следящей системы можно пояснить графиками, представ
ленными на |
рис. |
48. |
|
Вначале, |
при |
большом угле |
рассогласования Ѳв х , когда |
|
|
Ѳ 2 < |
Ѳв х < Ѳ3, |
5* |
|
|
67 |
сигнал ошибки Au поступает на вход усилителя системы из канала грубого отсчета, он равен
А « Г О - / ( 0 п Х ) -
При уменьшении угла рассогласования до величины 02 и соответст
венно достижения напряжения А « г о |
величины |
Аитіп |
произойдет |
||||
|
отключение с помощью блока |
||||||
|
ПУ (см. рис. 47) канала гру |
||||||
|
бого отсчета |
и |
подключение |
||||
|
канала точного |
отсчета. |
При |
||||
|
этом напряжение Au на входе |
||||||
|
усилителя |
возрастет |
с |
Аитіп |
|||
|
до Аитах. |
Следящая |
система |
||||
|
начнет |
отрабатывать |
угол |
||||
|
рассогласования до величины, |
||||||
Рис. 48 |
равной |
0,, |
которая |
опреде |
|||
Величина А «_,,•„ в свою очередь, |
ляется значением |
Аиті„. |
|
||||
определяется |
значением |
ста |
тической ошибки измерительных элементов (датчиков и приемни ков) каналов грубого и точного отсчетов.
Рис. 49
На рис. 49 приведена принципиальная схема следящего электро привода, у которого в качестве измерителя рассогласования ис пользованы сельсины (датчик СД и приемник СП), работающие в трансформаторном режиме. Такая система применяется для уп равления производственными процессами в машиностроении.
Сигнал ошибки, формируемый измерительной схемой, через входной трансформатор Трх поступает на полупроводниковый уси литель.
Полупроводниковый усилитель состоит из двух каскадов. Пер вый каскад, собранный на полупроводниковом триоде Т1г является
68
трансформаторным усилителем напряжения. Второй каскад, соб ранный на полупроводниках 7\, и Т3, представляет собой двух тактный усилитель мощности с выходным трансформатором Тр3, ко вторичной обмотке которого подключена управляющая обмотка асинхронного двухфазного исполнительного электродвигателя ИД.
Регулирование коэффициента усиления полупроводникового усилителя осуществляется с помощью сопротивления Rx. Темпера турная стабилизация режима полупроводников обеспечивается для
7\ |
сопротивлениями R2, R3, |
R± и конденсатором |
С2 , а для Т„ и |
|||
Т3 |
— с |
помощью полупроводникового |
диода Д. |
Сопротивления |
||
R6, |
R7 |
и Rs |
выполняют функцию смещения на базы |
полупроводни |
||
ков |
Т2 |
и |
Т3. Связь между |
каскадами |
усилителя |
осуществляется |
с помощью трансформатора |
Трг. |
|
|
Для повышения динамических качеств в следящем электропри воде используется отрицательная обратная связь по скорости, ко торая обеспечивается асинхронным тахогенератором ТГ. Выход ное напряжение и т г тахогенератора поступает через трансфор матор Тр1 на вход усилителя и складывается с основным сигналом рассогласования. Качество работы следящего электропривода во многом определяется правильностью сопряжений элементов схемы системы, а именно: чувствительных элементов с усилителем, каскадов усилителей, усилителя с исполнительным электродвига телем.
Сопряжение элементов схемы следящей системы необходимо для получения либо наибольшей выходной мощности, либо макси мального передаточного коэффициента при минимально возможной инерционности. В силовых элементах следящего электропривода определяющее значение имеет получение максимальной выходной
мощности, |
а в |
несиловых |
элементах — более существенно |
дости |
||||
жение наибольшего передаточного коэффициента. |
|
|
||||||
Вопросы |
для |
самопроверки |
|
|
|
|||
1. Какие элементы входят в функциональную схему следящего электро |
||||||||
привода? |
Каково |
назначение |
этих элементов? |
|
|
|
||
2. |
По |
каким |
признакам |
можно классифицировать |
следящие |
электро |
||
приводы? |
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Что понимают под основной и изменяемой |
частями |
следящей |
системы? |
||||
4. |
Как |
можно повысить |
точность следящего |
электропривода? |
|
|||
5. |
Изложите |
принцип работы схемы двухотсчетной |
следящей |
системы |
с электромашинным усилителем.
Р а з д е л |
второй |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ |
СЗАМКНУТОЙ ЦЕПЬЮ УПРАВЛЕНИЯ
ГЛ А В А
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
Проектирование замкнутых систем автоматизированного элек тропривода предстазляет собой достаточно сложную задачу, ре шение которой может быть достигнуто различными путями. Чтобы спроектировать привод, удовлетворяющий всем требованиям тех нического задания, обычно приходится просчитывать и сравнивать между собой несколько вариантов поэлементной и принципиальной схемы. Многозначность решения делает проектирование автомати зированного электропривода творческой инженерной задачей, поэ тому рекомендуемая ниже примерная последовательность расчета является хотя и достаточно общей, но не универсальной и может корректироваться в зависимости от конкретной системы.
Расчет замкнутой системы электропривода обычно делится на статический и динамический; это деление в достаточной мере ус ловно: оба этапа расчета тесно связаны и переплетаются друг с дру гом. При изучении материала пособия необходимо иметь в виду, что отделение одной части от другой вызвано, главным образом, удобством изложения.
Как правило, расчет электропривода выполняется в следующем порядке.
Анализ технического задания. Прежде всего необходимо изу чить и тщательно проанализировать техническое задание на проек тирование. В ходе анализа следует убедиться в обоснованности каждого требования задания, сопоставив проектируемый электро привод с аналогичными существующими или выполнив прикидочные расчеты. В некоторых случаях приходится задаваться допол нительными исходными данными, не указанными в задании. Чтобы провести такой анализ, проектировщик должен глубоко изучить физические процессы, происходящие в проектируемом электропри-
70
воде, иметь четкое представление о назначении электропривода и его связи с другими устройствами общей системы управления.
Анализ технического задания заканчивается рассмотрением возможных вариантов поэлементной схемы основной цепи замкну того электропривода. При составлении поэлементной схемы не сле дует забывать о необходимости корректирующих устройств и нужно предусматривать возможность их включения.
Статический расчет системы. Первый шаг статического расчета заключается в выборе типовых нестандартных элементов основной цепи замкнутого электропривода и составлении принципиальной электрической и кинематической схем.
Выбор элементов основной цепи определяется рабочим процес сом объекта регулирования, мощностью, необходимой для управ ления объектом, родом энергии, имеющейся в распоряжении, ус ловиями эксплуатации, требуемой надежностью, допустимым ве сом и габаритами и другими факторами того же порядка.
Выбор и расчет элементов системы целесообразно делать в такой последовательности:
1. Выбрать чувствительный элемент (тип, марку, количество каналов измерения рассогласования).
2. Рассчитать мощность, требующуюся для управления объек том, и выбрать исполнительный двигатель (тип, марку) и переда
точное число |
редуктора. |
|
3.. Исходя |
из мощности управления двигателя, выбрать схему |
|
и рассчитать усилитель мощности (или, если это возможно, |
выбрать |
|
стандартный). |
|
|
4. По заданной точности в типовом установившемся |
режиме |
(по величине статической ошибки и для систем с астатизмом пер вого порядка — скоростной) найти требующийся передаточный коэффициент разомкнутого следящего привода.
5. Зная передаточные коэффициенты чувствительного элемента, двигателя, редуктора, усилителя мощности и задаваясь на этом этапе расчета передаточными коэффициентами вспомогательных элементов (синхронизирующего устройства, повторителей, ФЧВ, дискриминаторов и т. д.), найти коэффициент усиления предвари тельного усилителя системы по двум условиям: а) требуемой стати ческой точности; б) обеспечения нормального режима работы ис полнительного двигателя.
Полученное значение коэффициента усиления иногда приходится
увеличивать, чтобы обеспечить заданную динамическую |
точность |
||
и компенсировать затухание, |
вносимое |
корректирующими звень |
|
ями. Поэтому окончательная |
величина |
коэффициента |
усиления |
предварительного усилителя устанавливается в результате выпол нения динамического расчета.
6. Выбрать или рассчитать вспомогательные элементы основ ной цепи, не связанные с включением корректирующих устройств (синхронизирующие устройства, ограничители амплитуды и т. п.).
71