Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
1)с исполнительными двигателями постоянного тока;
2)с исполнительными двигателями переменного тока. Целесообразно также классифицировать следящие электропри
воды по мощности исполнительного механизма (двигателя): 1) малой мощности (до 50 вт);
2) |
средней |
мощности |
(от 50 до 500 вт); |
3) |
большой |
мощности |
(от 500 вт). |
В системах управления технологическим оборудованием в ос новном используются следящие электроприводы малой и средней мощности.
§17. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
КС Л Е Д Я Щ Е М У Э Л Е К Т Р О П Р И В О Д У
Любое воздействие — изменение задающего сигнала, |
|
изменение |
||
нагрузки на валу исполнительного двигателя и т. п.— |
вызывает |
|||
в системе следящего электропривода п е р е х о д н ы й |
п р о ц е с с , |
|||
заключающийся |
в переходе |
от одного установившегося |
состояния |
|
к другому. |
|
|
|
|
Если после |
прекращения |
воздействия на систему |
переходный |
процесс по прошествии некоторого времени затухает и сигнал рас согласования принимает установившееся значение, такая система
называется у с т о й ч и в о й . Если |
же в системе |
переходный |
про |
цесс продолжается неопределенное |
время, то она |
называется |
н е - |
у с т о й ч и в о й . |
|
|
|
По кривой переходного процесса (кривая 1, рис. 44), возникаю щем при единичном ступенчатом входном воздействии g (() - 1 (/), можно определить склонность системы к колебаниям. Эти колеба
ния, в первую очередь, определяются максимальным |
значением |
||||||
регулируемой величины у (/), |
или так называемым |
п е р е р е г у |
|||||
л и р о в а н и е м . |
Величина |
перерегулирования |
находится |
из |
|||
выражения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ст% =- У " |
* * - |
У I х ) . Ю0%, |
|
|
(6.2) |
г Д е |
Umax — максимальное |
значение выходной величины в те |
|||||
|
чение переходного процесса; |
|
|
|
|||
|
у ( с о ) ф Q — установившееся |
значение выходной |
величины |
по |
|||
|
сле завершения |
переходного процесса. |
|
|
|||
|
Движение системы в переходном процессе в зависимости от па |
||||||
раметров ее элементов может и не носить колебательного |
характера. |
||||||
В этом случае в устойчивом следящем электроприводе |
переходный |
процесс протекает монотонно (кривая 2, рис. 44), .перерегулирова ние отсутствует (ст 0), а сигнал рассогласования непрерывно уменьшается во времени. При неустойчивом электроприводе рас согласование будет непрерывно увеличиваться.
Следовательно, величиной перерегулирования можно охаракте ризовать запас устойчивости системы. Практически запас устойчи-
62
вости будет достаточным, |
если о < 10-:- 40%. |
Иногда величина |
перерегулирования может |
допускаться до 60 |
70%. |
Другим показателем качества следящего электропривода яв
ляется |
его |
б ы с т р о д е й с т в и е , характеризующееся |
длитель |
|
ностью |
переходного процесса |
tn. Д л и т е л ь н о с т ь |
п е р е |
|
х о д н о г о |
п р о ц е с с а |
определяется временем, в |
течение |
которого переходный процесс, возникший под действием возму щающего воздействия, заканчивается. Практически окончанием переходного процесса считают уменьшение его колебаний до допу
стимой ошибки хст, |
которая называется с т а т и ч е с к о й |
о ш и б |
|||||||
к о й |
системы. Обычно х с т |
|
0,03 у (ос). К о л и ч е с т в о |
к о |
|||||
л е б а н и й , |
возникающих |
в следящем электроприводе |
при |
пере |
|||||
ходном режиме, может допу |
у |
|
|
||||||
скаться, в большинстве слу- |
|
|
|||||||
чаев, до 1 -г- 3. Иногда коле- |
]ДЦ |
|
|
||||||
бания |
в |
системе |
вообще |
не |
|
|
|
||
допускаются. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Важнейшим |
показателем |
|
|
|
|||||
качества |
работы |
следящего |
|
|
|
||||
электропривода является т оч |
|
|
|
||||||
но с т ь, |
которая |
определяет |
|
|
|
||||
способность |
системы |
выпол |
0 |
|
t |
||||
нять требуемые условия рабо- |
|
||||||||
ты в различных режимах вне |
"^" |
|
|
||||||
зависимости |
от |
изменения |
_ |
|
|
||||
внешних |
возмущающих |
, |
|
Рис. 44 |
|
|
|||
фак |
|
|
|
||||||
торов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Точность следящего электропривода обычно определяется кос
венно. |
Наиболее просто ее можно характеризовать |
|
величиной |
||||||||
ошибки |
рассогласования, |
определяемой |
выражением |
(6.1). |
|||||||
У с т а н о в и в ш а я с я |
о ш и б к а |
|
хуст |
следящего |
элек |
||||||
тропривода может быть представлена в виде функции |
от |
значений |
|||||||||
величины управляющего воздействия g (t) |
и ее |
производных: |
|||||||||
*Уст = c()g(t) |
+ c x g |
(t) + |
-L c.2g (t)+ . . . |
+ - L c j n |
) |
(t), |
(6.3) |
||||
где C0 , |
Cx , C2 |
|
Cn — так |
называемые |
коэффициенты ошибок. |
||||||
Значения коэффициентов статической ошибки С0 = |
х„, |
ошибки |
|||||||||
по скорости Сх |
= хс, |
ошибки |
по ускорению |
С 2 |
= ху |
и т. д. зави |
|||||
сят от схемы системы и ее параметров. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Коэффициент С0 ф 0 может быть только в статических систе |
|||||||||||
мах. В |
астатических |
системах |
С„ = 0. |
|
|
|
|
|
|
||
В системах с астатизмом первого порядка, в которых имеется |
|||||||||||
наличие |
одного |
интегрирующего звена, С0 = 0, |
а коэффициент Сх |
можно определить, зная добротность системы по скорости, из вы ражения
(6.4)
63
Если имеем систему с астатизмом второго порядка, то С0 С х — ~-- 0, а коэффициент С, можно определить, зная добротность системы по ускорению, из выражения
(6.5)
Таким образом, чем выше порядок астатизма следящей системы, тем большее количество коэффициентов ошибок равно нулю. Но повышение точности увеличением порядка астатизма неблагопри ятно сказывается на устойчивости системы. Поэтому в следящей системе необходимо будет также использовать корректирующие звенья, повышающие запас устойчивости.
Для повышения точности следящей системы можно восполь зоваться увеличением общего коэффициента усиления разомкнутой системы. Это будет способствовать уменьшению ошибок практи чески во всех режимах работы. Одновременно с повышением общего коэффициента усиления система обычно приближается к колеба тельной границе устойчивости и при некоторой определенной ве личине в следящей системе могут возникнуть незатухающие коле бания.
Следовательно, при повышении точности работы следящей си стемы путем увеличения общего коэффициента усиления необхо димо также увеличивать запас устойчивости системы.
Из вышесказанного можно заключить, что повышение точности отработки рассогласования, как правило, ограничивается ухудше ниями работы следящего электропривода в динамике и возмож ностью возникновения в нем неустойчивости. Поэтому при повыше нии точности работы электропривода должны учитываться его ди намические свойства,'которые можно улучшить посредством добав ления к системе корректирующих устройств.
Таким образом, к следящим электроприводам предъявляются такие основные требования:
1) следящий электропривод должен быть устойчивым и должен обладать определенным запасом устойчивости;
2)время переходного процесса /п не должно превышать опре деленной, заранее заданной величины;
3)величина перерегулирования а должна находиться в преде лах допустимого значения;
4)статическая и установившаяся динамическая ошибки по окон чании переходного процесса в следящем электроприводе не должны превышать заданных величин;
5)регулируемая величина следящего электропривода в пере ходном режиме не должна переходить через установившееся значе ние больше некоторого, заранее заданного числа раз.
Корректирующие устройства, изменяющие динамические свой ства следящего электропривода с целью повышения его запаса устойчивости, представляют собой звенья с определенными переда точными функциями. Они могут включаться в цепь регулирования
64
в виде последовательныили параллельных устройств или в виде местной обратной связи.
Применение конкретного вида корректирующих устройств оп ределяется удобством технического осуществления их в реальной системе регулирования. В следящих электроприводах наибольшее распространение нашли электрические корректирующие звенья, составленные из электрических R-, С- и L-элементов.
В качестве электрических корректирующих устройств исполь зуются интегрирующие и дифференцирующие звенья, а также раз личные сочетания их, так называемые интегро-дифференцирующие звенья. Эти корректирующие звенья применяются в том месте цепи регулирования системы, где сигнал представляет собой напряжение постоянного тока. В этом случае корректирующее устройство вы-
иі |
! |
|
|
ЗУ |
У, |
КЗ |
УО |
|
|
|
У 1 |
|
|
|
\дос\ |
Рис. 45
полняется сравнительно просто. Если же сигнал — модулирован ное напряжение переменного тока, то корректирующие устройства, построенные из R-, С-, L-элементов, представляют собой сложно рассчитываемые и трудно настраиваемые динамические звенья. Поэтому на практике при наличии модулированного сигнала в цепи переменного тока устанавливают фазочувствительный демодулятор. Выпрямляют сигнал и подают его на корректирующее звено посто янного тока. Затем, при необходимости вести дальнейшее усиление на переменном токе, после корректирующего звена ставят модуля тор.
На рис. 45 представлена функциональная схема следящего элек тропривода с последовательным корректирующим устройством. Корректирующее звено КЗ включено между каскадами усилителя по напряжению Уг и по току (мощности) У2 . Это дает возможность, с одной стороны, не уменьшать чувствительность системы к вход ному сигналу, снимаемому с задающего устройства ЗУ, поскольку используются обычно пассивные корректирующие R-, С-, L-звенья, и, с другой стороны, применять маломощные элементы корректи рующих звеньев.
С выхода усилителя напряжение и2 , которое является усилен ным и скорректированным сигналом рассогласования, поступает на исполнительный электродвигатель ИД. Последний перемещает через редуктор Р управляемый объект У О, а вместе с ним и подвиж ную часть датчика обратной связи ДОС до тех пор, пока ошибка рассогласования не станет равной требуемому значению.
5 Заказ Ni 967 |
65 |
Особенно широкое применение для изменения динамических свойств следящего электропривода находят обратные связи вследст вие простоты технического осуществления.
На рис. 46 изображена функциональная схема дистанционного следящего электропривода с тахометрической обратной связью, осуществляемой с помощью тахогенератора ТГ. Тахометрическая обратная связь охватывает усилитель У и исполнительный электро двигатель ИД. Сигнал рассогласования Au задается с помощью дистанционного устройства, которое состоит из датчика Д и при емника Пр.
Корректирующая обратная связь |
может |
быть |
п о л о ж и |
||
т е л ь н о й |
и о т р и ц а т е л ь н о й . |
Увеличение |
влияния |
по |
|
ложительной |
обратной связи, с одной стороны, |
благоприятно |
ска- |
Рис. 46
зывается на увеличении коэффициента усиления системы и, сле довательно, на повышении точности работы и быстродействия сле дящего электропривода, а с другой стороны, уменьшает устойчи вость системы, т. е. способствует колебательному режиму, который может перейти к незатухающему процессу. При увеличении влия ния отрицательной обратной связи повышается устойчивость сле дящего электропривода, но в то же время понижается коэффициент усиления системы и, следовательно, уменьшается точность работы и быстродействие системы.
Выбор того или иного типа обратной связи, вводимой в систему следящего электропривода для улучшения ее статических и дина мических свойств, в каждом конкретном случае обусловливается заданными условиями работы следящего электропривода.
Для повышения точности работы следящего электропривода без изменения его устойчивости применяют метод точного и грубого отсчета. На рис. 47 дана функциональная схема дистанционного двухканального электропривода. Датчики и приемники каналов грубого (Дго и Прто) и точного (Дто и Ярто) отсчета соответст венно связаны друг с другом через ускоряющие механические ре
дукторы. |
Датчики связаны редуктором |
Р1г а |
приемники — редук |
|
тором Р 2 . |
Как |
правило, передаточные |
числа |
редукторов Рх и Р2 |
одинаковые, т. |
е. |
|
|
|
|
|
іі ~ і% — |
h- |
|
66