Файл: Андрющенко, В. А. Автоматизированный электропривод систем управления учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
7. Составить принципиальную электрическую схему рассчи танной части системы. При построении схемы необходимо преду смотреть возможность включения последовательных корректирую щих элементов или корректирующих обратных связей; особенное внимание обратить на места соединения элементов друг с другом, следя за тем, чтобы было обеспечено правильное их сопряжение.
После выбора элементов основной цепи определяются их ста тические передаточные характеристики и передаточные функции и строится структурная схема системы с учетом основных нелинейностей (насыщения усилительных элементов, зоны чувствительно сти, передаточной характеристики двигателя и т. д.). Основная часть характеристик и параметров определяется расчетным путем, часть берется из справочной литературы и часть определяется экс периментально.
Для определения параметров передаточных функций (переда точных коэффициентов и постоянных времени) статические харак теристики линеаризуются в рабочем диапазоне изменения величин.
В конечном результате статического расчета по структурной схеме записывается передаточная функция основной цепи системы электропривода в разомкнутом состоянии; при определении пере даточного коэффициента разомкнутой системы используется наи больший из найденных ранее коэффициентов усиления предвари тельного усилителя.
Динамический расчет системы. Динамический расчет системы заключается в определении схемы, параметров и места включения корректирующих устройств, обеспечивающих устойчивость замкну той системы электропривода и придающих ему требуемое качество. Выбранный вариант коррекции обусловливает необходимость вклю чения в систему дополнительных сопрягающих или преобразующих устройств; соответственно изменяется или дополняется поэлемент ная, принципиальная и структурная схемы привода. В результате этого этапа проектирования устанавливается окончательная вели чина коэффициента усиления предварительного усилителя Ку, определяется его схема и рассчитывается передаточная характе ристика.
Необходимо подчеркнуть, что динамический расчет привода весьма целесообразно сочетать с экспериментальным исследованием макета проектируемой системы. Каждый шаг расчета следует по возможности сопровождать экспериментом, сопоставлять резуль таты расчета и опыта и вносить соответствующие коррективы в рас
четные данные. |
|
|
|
|
|
|
Во время динамического расчета производится: |
|
|||
|
1) предварительный выбор типа |
корректирующих |
устройств |
||
и |
места их включения; |
|
|
|
|
|
2) определение схемы |
и параметров корректирующих звеньев |
|||
и |
параметров |
звеньев |
системы, |
обеспечивающих |
выполнение |
предъявляемых |
к системе |
требований; |
|
||
|
3) построение характеристики переходного процесса; |
72
4)проверка точности работы системы в заданном режиме ра
боты ;
5)оценка полученных результатов;
6)иногда производится оценка работы системы при изменении
различных внешних факторов (температуры, напряжения питания
ит. д.);
7)внесение дополнительных корректив и окончательная оценка системы.
Наибольшее распространение получил метод синтеза корректи рующих устройств с помощью логарифмических амплитудных ха рактеристик (ЛАЧХ) и фазовых частотных характеристик (ЛФЧХ). При использовании этого метода динамический расчет системы электропривода включает в себя следующие операции:
1) построение ЛЧХ нескорректированной системы электропри вода и ее оценку;
2)построение желаемой ЛЧХ из условий, которые предъяв ляются к проектируемой системе электропривода;
3)определение вида и параметров корректирующих устройств системы электропривода;
4)техническую реализацию корректирующих устройств в про ектируемой системе;
5)поверочный расчет и построение переходных процессов. Следует отметить^ что качество электропривода определяется
статической точностью и динамическими свойствами системы в замк нутом состоянии. Для проверки статической точности находят пе редаточные характеристики замкнутой системы по управляющему воздействию. Передаточные характеристики строятся графическим способом с учетом основных нелинейностей системы. При их построе нии входная величина изменяется в заданных (или несколько боль ших — на 30—40%) пределах; построение выполняется для двух крайних значений основных возмущений (статического момента нагрузки, температуры, погрешности чувствительного элемента и т. д.).
Передаточные характеристики замкнутого электропривода мо гут строиться не только по управляющему воздействию, но и по любому возмущению, действующему на какое-либо звено системы, входная величина при этом остается постоянной. Такие передаточ ные характеристики целесообразно находить, в частности, для ас татических по управляющему воздействию систем.
Для оценки динамических свойств электропривода следует по строить кривую переходного процесса при скачкообразном измене нии управляющего или возмущающего воздействия; переходную характеристику целесообразно находить не только для линеаризо ванного замкнутого привода, но и с учетом его основных нелиней ностей (например, типа насыщения).
Показатели качества линеаризованной замкнутой системы мо гут быть определены и по ее ЛАЧХ и ЛФЧХ в разомкнутом состоя нии. Для учета влияния медленно меняющихся возмущений доста-
73
точно построить ЛАЧХ и ЛФЧХ разомкнутой системы для крайних значений возмущающих факторов; все характеристики полученной таким образом области должны удовлетворять требованиям задания.
Если проверка покажет правильность выполненных расчетов, то можно переходить к разработке конструкции узлов системы ав томатизированного электропривода.
Вопросы для самопроверки
1.Каковы основные задачи проектирования замкнутых систем автома тизированного электропривода?
2.Назовите оптимальную последовательность проектирования замкну
той системы электропривода.
3. Как можно охарактеризовать качество автоматизированного элек тропривода?
Г Л А В А |
8 |
СТАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ' ЗАМКНУТЫХ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ
§ 18. Ч У В С Т В И Т Е Л Ь Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы
Чувствительные элементы в замкнутых системах автоматизиро ванного электропривода выполняют функции задающих, измери тельных и суммирующих устройств.
Измерение угла рассогласования в замкнутых системах элек троприводов выполняется при помощи трех основных методов элек трических измерений: дифференциального, мостового и компенса ционного. Выходной сигнал чувствительного элемента может быть представлен в виде непрерывной, релейной или дискретной (цифро вой) функций угла рассогласования.
Чувствительные элементы могут быть дистанционного действия, фиксирующие углы рассогласования удаленных друг от друга осей, и местного действия, фиксирующие углы рассогласования осей, расположенных рядом.
К чувствительным элементам автоматизированных электропри водов предъявляются следующие общие требования:
1)малая собственная ошибка нулевого положения;
2)большой передаточный коэффициент элемента, который оп ределяется как отношение приращения выходной величины к при ращению входной;
74
3) однозначность зависимости выходной величины от входной;
4)минимальная зона нечувствительности;
5)минимальные собственные помехи чувствительного элемента (высшие гармоники, квадратурная помеха и т. п.);
6)малая инерционность;
7)малый собственный момент трения (для максимального сни жения нагрузки на задающую ось системы);
8) |
минимальное потребление энергии от источника питания; |
9) |
высокие эксплуатационные качества (надежность, стабиль |
ность |
характеристик, безопасность применения и т. п.). |
Исходными данными для выбора того или иного типа чувстви тельного элемента являются:
1) диапазон изменения входной величины следящего электропривода;
2)максимальная скорость отработки
3)допустимая статическая ошибка системы (при неподвижном
положении исполнительной |
оси) хс т д о п |
[град]; |
|
4) допустимая |
скоростная ошибка |
системы (при постоянной |
|
скорости слежения) хс_ д о п |
[град]; |
|
|
5) габариты и |
вес. |
|
|
Вавтоматизированных электроприводах систем управления технологическим оборудованием в качестве чувствительных эле ментов широкое применение находят потенциометрические, индук ционные, индуктивные, емкостные, фотоэлектрические элементы и тахогенераторы. Основные технические данные устройств, которые могут быть использованы в качестве чувствительного элемента си стемы, приведены в табл. 5.
Втабл. 6, 7 и 8 помещены основные технические данные некото рых типов бесконтактных сельсинов, вращающихся трансформато
ров и тахогенераторов постоянного тока.
§ 19. ВЫБОР И С П О Л Н И Т Е Л Ь Н О Г О |
Э Л Е К Т Р О Д В И Г А Т Е Л Я |
И РАСЧЕТ ПЕРЕДАТОЧНОГО ЧИСЛА |
Р Е Д У К Т О Р А |
В качестве исполнительных устройств в автоматизированных электроприводах систем управления наибольшее распространение получили электродвигатели постоянного тока с независимым воз буждением и асинхронные двухфазные электродвигатели перемен ного тока.
Исполнительный электродвигатель |
является одним |
из основ |
ных элементов системы электропривода. |
От статических |
и динами |
ческих характеристик электродвигателя во многом зависит ка чество всей системы.
Вне зависимости от типа исполнительного электродвигателя, применяемого в автоматизированном электроприводе, к нему предъявляются следующие основные требования:
75
|
|
Тип |
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные |
тех |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
чувствительного |
|
|
Измеряемая |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
элемента |
|
|
|
Величина |
|
Диапазон |
|
|
|
||||||
и литературный |
источник |
величина |
на |
изменения |
входной |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
(входная) |
выходе |
|
вел и чины |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однооборотные |
|
от |
0 |
до |
||
Потенциометрические |
|
эле |
|
|
Напряже |
330° |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Угол |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
менты [1, 6, |
15] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
иие |
Многооборотные |
от о до |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
п = 360°, |
где |
п |
|
— число |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оборотов |
|
|
|
|
|
|
Индукционные |
элементы Г6, |
|
|
Напряже |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
9. |
11, 15]: |
|
|
|
|
|
Угол |
Неограниченный |
|
|
|
||||||
а)сельсины |
|
|
|
|
|
ние |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
б) вращающиеся транс |
Угол |
Напряже |
Неограниченный |
или ог |
|||||||||||||
|
|
форматоры |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ние |
раничен +360° |
|
|
|
|
|
|
Индуктивные |
элементы |
П, |
Перемещение |
Напряже |
От +10 |
мкм до |
+10 |
мм |
|
||||||||
13] |
|
|
|
|
|
|
|
угол |
|
ние |
Ограничен |
+45° |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Емкостные элементы |
[1. |
4, |
Перемещение |
Напряже |
От ±1 |
мкм до±5 |
мм |
|
|||||||||
13] |
|
|
|
|
|
|
|
угол |
|
ние |
Ограничен |
+180° |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Фотоэлектрические |
элемен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ты |
[6, 15]: |
|
|
|
|
|
Световой |
поток |
|
|
-5- 100) |
|
|
|
|
||
а) |
фотоэлектронные |
|
Ток |
(0,01 |
лк |
|
|
||||||||||
|
|
усилители |
(ФЭУ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
б) |
фотосопротивления |
Световой |
поток |
Сопротив |
(1 -=- 100) |
лк |
|
|
|
||||||||
ление |
|
|
|
||||||||||||||
в) фотодиоды, |
фототрио |
Световой |
поток |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
ды |
|
|
|
|
|
Ток |
(0,01 |
-а- 1000) |
лк |
|
|
|||||
Тахогенераторы |
[6, |
11, |
15]: |
Угловая |
Напряже- |
(200 -f- 1000) |
- ^ — |
|
|
||||||||
а) |
|
постоянного |
тока |
|
скорость |
лие |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мин |
|
|
|
б) |
|
переменного |
тока |
|
Угловая |
Напряже |
(200 |
9000) - ^ — |
|
|
|||||||
|
|
скорость |
ние |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мин |
|
|
Т а б л и ц а 5
нические данные |
|
|
|
|
|
|
|
Крутизна |
|
|
|
|
Скоростная |
Основная |
|
|
Статическая величина |
схема |
|||||
выходного |
сигнала |
|
ошибка |
включе |
|||
|
|
|
|
|
|
|
ния |
г |
|
|
|
|
|
|
Рис. 50, а |
град |
схемы |
Ошибка |
по сопротивлению |
- |
Рис. 50, б |
||
зависит от |
|||||||
включения |
|
± |
(0,05 -і- 1) % |
|
|||
и напряжения пита |
|
|
|
|
|
Рис. 50, в |
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Класс |
Датчиков |
Приемников |
|
|
|
|
|
точности |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
(0,15 -:- 2,5) — —
град
(0,2 |
2) |
— |
|
|
|
|
град |
(Ю + |
і |
щ — |
|
|
|
|
мм |
(1 |
н- 3) |
ЛИ.' |
|
|
|
мин |
|
(10 + |
Д00) |
— |
|
|
|
|
мм |
|
|
|
мин |
(Ю + |
30) |
™L |
|
|
|
|
лм |
(0,25 |
н- 20) |
лм-е |
|
|
|
|
|
|
|
„„, |
мка |
(10 |
н- 20) |
лм |
|
|
|
|
|
(1 |
: |
100) |
М в |
|
|
|
об/мин |
( 2 : 6 ) |
Ы |
||
|
|
об/мин |
1-й |
от 0 до ±0,35° |
от 0 до |
±1° |
Рис. 51, а |
||
|
от ±0,35 |
до |
|
|
0 -ь 3° |
|
2-й |
от ±1 до |
±1,5° |
|
|||
±0,5° |
|
|
||||
3-й |
от ±0,5 до |
±1° |
от |
±1,5 |
|
|
до |
±2,5° |
|
0- й класс |
точности |
от |
0 до |
±4' |
||
1- й |
» |
» |
» +4 » |
± 8 ' |
||
2-й |
» |
» |
» |
±8 |
» |
±16' |
3- й |
» |
» |
» +16 |
» |
±22' |
±(22 +• 10) мкм ±(5' -:- 25')
±(0,5 н- 1) мкм ±(2' -5- 10')
( Ю - 1 1 |
10~9 ) лм |
(10-5 |
-:- 10~3 ) лм |
(10~9 |
Ю - 7 ) лм |
|
- |
-
0-5-1°
-
-
-
-
-
(0,5 + 2,5) %
(0,1 s- 0,15) % от макси мального значения э. д. с.
Рис. 51, б
Рис. 52, а
Рис. 52, б
Рис. 53
Рис. 54, а
Рис. 54, б
Рис. 54, в
Рис. 55, а
Рис. 55, б
76 |
77 |
Тип
чувствительного элемента и литературный
источник
Потенциометрические элементы [ 1 , 6 , 15]
Индукционные |
элемен |
|
ты [6, 9, 11, |
15]: |
|
а) |
сельсины |
|
б) |
вращающиеся |
|
|
трансформаторы |
Основные тех
Основные соотношения
|
в ы х |
a - 0 , 5 a 2 |
+ 2ß ' |
|
|
|
|
|
Rn |
|
|
u |
_ |
|
ы0 Доф |
|
|
В Ы Х |
2a(l |
— a) + |
A a ( l — 2a— |
Aa) + ß ' |
|
|
|
"вых = |
k(ßt |
— Ѳ2 ); |
|
|
f. _ |
"oß |
|
||
|
|
2 9 1 ( l - 9 1 ) + ß |
|
||
|
"вых — "вых. макс'S"1 (Ѳі — |
Ѳ2 ); |
|||
|
|
"вых. макс — "о^- |
|
|
|
|
" l |
|
. |
,, |
|
2u0zA.z |
|
|
"вых |
, |
J |
|
2гг0 |
» |
"і |
— |
(г0 + г)2 |
; |
|
|
|
|
г н |
(г + |
г0 ) |
|
|
|
|
|
|
|
г0 = |
гх |
= |
г2 |
при |
dx = |
|
d2; |
|
|
гх |
= |
г0 |
+ |
Дг \ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
при |
dx |
Ф |
d2 ; |
|
Индуктивные элементы |
г |
2 = |
г0 |
— Дг J |
|
|
|
|
||
[ 1 , 13] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
"* |
|
|
|
|
j 1 2 г ( г 0 |
+ г п р ) |
, |
|||
|
|
г„ (г + г0 |
+ / - п р ) |
|||
и — °и \ |
г Л г |
г п р ) |
|
|
г А г |
|
+z + |
2 |
(г0 |
+ г + |
2 |
||
L(z0 |
|
/-обр)1J |
78
П р о д о л ж е н и е
нические данные
|
Примечание |
|
X |
a = |
относительное перемещение движка |
|
хп |
Да — рассогласование перемещений движков потенциомет ров;
a — относительное перемещение движка потенциометра П1
и0 — напряжение питания
«о — напряжение питания; К — коэффициент трансформации
R — активное сопротивление;
W — число витков обмотки;
S — площадь воздушного зазора; d — длина воздушного зазора;
fi = 0,4 я - Ю - 8 —магнитная постоянная, гн/м
гпр\ ''обр — сопротивление одного диода соответственно в прямом и обратном направлениях
79