Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сматриваться как классический период. Многие идеи, сформули­ рованные в этот период, были восприняты и получили глубокое

развитие в советской науке.

Трудами деятелей Переселенческого управления, прежде всего С. С. Неуструева, были созданы основы почвенной классификации и географии почв Туркестана. С. С. Неуструеву принадлежит ори­ гинальная схема почвенно-географического районирования этой страны на основе дальнейшего развития региональных идей И. В. Мушкетова и Н. А. Северцова. Выдающиеся исследования Л. С. Берга на Аральском море привели к открытию ряда важней­ ших природных закономерностей Турана.

Географические исследования Средней Азии имели определен­ ную практическую направленность, особенно с начала XX в., в пе­ риод активной капиталистической колонизации края.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РЕШ ЕНИИ ГЕОГРАФ ИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СРЕДНЕЙ АЗИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

С первых лет установления советской власти в республиках Средней Азии географические исследования связаны с актуальны­ ми народнохозяйственными проблемами — землеустройством, раз­ витием хлопководства, поисками полезных ископаемых, использо­ ванием водных ресурсов и т. д.

Изучение природы Средней Азии направляется и координиру­ ется в плановом порядке Академией наук СССР, а с 1920 г. в это важное дело включился созданный по инициативе В. И. Ленина Среднеазиатский государственный университет. В 40-х годах во всех среднеазиатских республиках началось создание националь­ ных академий наук, что во многом способствовало углублению на­ учной и практической направленности исследований.

С 20-х годов Академия наук СССР и Среднеазиатский государ­ ственный университет организуют систематическое и целенаправ­ ленное изучение природных условий и ресурсов Средней Азии. Мно­ гочисленные экспедиции, руководимые ведущими учеными стра­ ны, направляются в самые различные районы Средней Азии для изучения основных природных закономерностей территории и вы­ явления на этой основе ресурсов, имеющих хозяйственное значение, а также возможностей рационального размещения производитель­ ных сил.

Экспедиционные исследования доставили обширные материалы, которые имели не только практическое значение, но и легли в ос­ нову широких теоретических обобщений по всем основным направ­ лениям природоведения Средней Азии. Этими успехами мы обяза­ ны деятельности Таджикско-Памирской, Туркменской, Киргизской, Каракалпакской, Бедпакдалинской комплексных экспедиций и многим поисковым отрядам.

Первичные материалы экспедиционных исследований концент­ рировались в крупных научных центрах и подвергались всесторон­ нему анализу и обобщению. Изучение природы Средней Азии про­ водилось по наиболее актуальным и перспективным направлениям: разведка полезных ископаемых и изыскание энергетических ресур­

74


сов; выявление и оценка потенциальных возможностей пустынь и высокогорных территорий для промышленного и сельскохозяйствен­ ного использования; изучение растительного покрова и животного мира для целей сельского хозяйства.

Дальнейшее углубление и дифференциация географических ис­ следований происходила в соответствии с растущими потребностя­ ми экономического и культурного развития республик Средней Азии. В итоге был достигнут весьма высокий уровень географиче­ ской изученности Средней Азии и обеспечено комплексное исполь­ зование ее естественных производительных сил.

В настоящее время на основании точных инструментальных ра­ бот и аэрометодов произведена разномасштабная картографиче­ ская и топографическая съемка всей территории. Имеющиеся кар­ ты позволили правильно оценить геоморфологические особенности, размеры оледенения, распределения растительных и почвенных ре­ сурсов.

Развитие геоморфологических и геологических исследований со­ действовало решению проблем неотектоники, альпийского орогене­ за и его роли в формировании современного рельефа горных со­ оружений. Изучение стратиграфических соотношений горных пород привело к широким палеогеографическим построениям в области генезиса природных ландшафтов страны. Разъяснены многие воп­ росы палеогеографии пустынь Турана, миграции речных русел, рельефа и генетической классификации песков.

Сформулированы и обоснованы взгляды относительно возраста пустынь Средней Азии, прогрессирующего нарастания аридности Турана, характера и размеров древнего оледенения и динамики ландшафтов в целом. Крупные успехи достигнуты в изучении кли­ матических особенностей Средней Азии. Значительно расширилась сеть метеостанций, наблюдения которых дали ясное представление о погодных условиях в различных высотных зонах, о путях фор­ мирования снежников и выявили характер экологического режима в горных и равнинных условиях. В последние годы значительное развитие получили агроклиматические исследования, построенные на широкой биоэкологической основе.

В основном завершена работа по учету и классификации лед­ ников. По программе международного геофизическогр года были проведены стационарные наблюдения над режимом и динамикой крупнейших ледников Тянь-Шаня и Памира и произведены расче­ ты их суммарных водных ресурсов. В связи с ростом ирригацион­ ного и гидроэнергетического строительства значительное внимание было уделено гидрологическим исследованиям по режиму речного стока, водному балансу крупнейших рек, характеру и источникам

питания и т. д.

Внастоящее время в результате проделанных работ Средняя

Азия по уровню гидрологической изученности занимает ведущее место в СССР. Крупные успехи достигнуты в познании почвеннорастительного покрова и животного мира Средней Азии. В этой

75


области сформировались крупные научные школы, идеи которых оказали существенное влияние на развитие представлений о при­

родном комплексе страны в целом. На

основе би©географических

и почвенных исследований развивались

прогрессивные научные

направления, истоки которых зародились в классический период географического познания страны.

Крупные достижения в отраслевом изучении природы Средней Азии дали возможность подойти непосредственно к составлению обобщающих географических сводок и к решению проблемы комп­ лексного природного районирования ее территории. В этом направ­ лении ведутся энергичные исследования, имеющие большое науч­ ное и практическое значение.

ГЕО ГРАФ ИЧ ЕС КО Е П ОЛ ОЖ ЕН ИЕ СРЕДНЕЙ АЗИИ НА ЕВРАЗИЙСКОМ М А Т ЕР И К Е

Проблема географического положения Средней Азии на Евра­ зийском материке, ее естественных рубежей и отношений к сопре­ дельным территориям решалась исследователями дореволюционно­ го периода в основном с правильных позиций. Однако комплек­ сная оценка географического положения Средней Азии оказалась возможной лишь в советское время, поскольку она зависела от суммы физико-географических представлений, накопленных за ис­ текшие десятилетия как о стране, так и о сопредельных террито­ риях. Правильное решение этой проблемы имело большое методи­ ческое и теоретическое значение. Одна из первых попыток комп­ лексной оценки географического положения Средней Азии принад­ лежит Р. И. Аболину. В «Основах естественно-исторического рай­ онирования Средней Азии» он указывает, что данная территория располагается к югу от 48° северной широты, между Каспийским морем, Персией, Афганистаном и Западным Китаем; большая часть ее занята обширными равнинами, которые в своем генезисе связнны с горными системами страны. Значительная протяженность территории и большая амплитуда колебания высот в совокупно­ сти с характером географического положения обусловливают раз­ нообразие и контрастность природных условий Средней Азии, что

дает основание рассматривать ее как грандиозный природный музей.

Р. И. Аболин, таким образом, связывает неповторимые черты природной обстановки Средней Азии с особенностями ее географи­ ческого положения. Ученый ограничивает свое исследование адми­ нистративными границами республик Средней Азии и не пытается установить ее южные и восточные естественные рубежи. Он лишь пишет о северной естественной границе распространения средне­ азиатского природного комплекса до 48° северной широты.

'Важным этапом в развитии представления о географическом положении Средней Азии стала работа И. Н. Герасимова «О поч­ венно-климатических фациях равнин СССР и прилегающих стран».

76


Опираясь на сопоставительный анализ почвенно-климатических ус­ ловий Турана и сопредельных территорий, автор рассматривает Турагаскую часть Средней Азии как северо-восточный отрог обшир­ ной Ирано-Аравийсвой области. Таким образом, новыми данными была подтверждена мысль о принадлежности Турана к области Средиземья.

В более развернутом виде на материалах ботанико-географиче­ ских исследований эту идею сформулировал М. Г. Попов в рабо­ тах, посвященных обоснованию концепции Древнего Средиземья. М. Г. Попов не затрагивает специально вопроса о географическом положении Средней Азии, но из его трудов следует, что естествен­ ноисторическое место этой страны — в ряду субтропических тер­

риторий.

Крупная веха в решении данной проблемы — работа Е. П. Ко­ ровина и А. Н. Розанова «Почвы и растительность Средней Азии как естественная производительная сила». Исходя из совокупной оценки почвенно-климатических и геоботанических особенностей Средней Азии, авторы убедительно показывают, что ее территория должна рассматриваться как составная часть субтропического поя­ са, протянувшегося от Испании через Средиземье, Переднюю Азию до Центрального Тянь-Шаня и Памира. Северную границу распро­ странения среднеазиатского, природного комплекса авторы прово­ дят по 48 параллели.

Это определение отвергало традиционные представления о при­ надлежности Средней Азии к умеренно-бореальному поясу и от­ крывало широкие перспективы для правильной специализации сель­ ского хозяйства. По своей основной идее оно может служить при­ мером преемственного развития взглядов Н. А. Северцова, А. П. Федченко, В. Ф. Ошанина, А. Н. Краснова и И. В. Муш­ кетова.

Вместе с тем, определение Е. П. Коровина и А. Н. Розанова наметило пути для комплексной оценки естественноисторического места Средней Азии в трудах географов. Исходя из приведенных соображений, ряд географов сформулировал свои взгляды на эту проблему. Так, Н. С. Щукин рассматривает Среднюю Азию как крупную часть СССР, расположенную между крайними точками 35° и 50—52° северной широты и 50 и 83° восточной долготы, про­ двигая, по сравнению с Р. И. Аболиным, ее северные рубежи на 4°. В ее состав автор включает все среднеазиатские республики, почти половину Казахстана к югу от водораздела Иртыша и внут­ ренних бассейнов страны.

Северо-западные рубежи намечаются им несколько условно вдоль восточной окраины Мугоджар и северной части Устюрта. Во­ сточная и южная границы проводятся по линии административно­ го разграничения. Южные районы (южнее 40° северной широты) по своему географическому положению и климатическому режиму Н. С. Щукин относит к области субтропического континентального климата (к сухому климату по классификации В. Н. Алисова). Не­

77


большая часть территориии, по его мнению, относится к климату

средних широт.

■В приведенном определении мы видим несколько иную трактов­ ку северных рубежей Средней Азии и дальнейшее развитие пред­ ставлений К. Рихтгофена и И. В. Мушкетова о внутриконтинентальном положении данной территории. Как один из ведущих крите­ риев обоснования географического положения страны использует­ ся климатическая классификация Б. П. Алисова, а также характер растительности и животного мира.

Идею внутр|Иконтинентального положения Средней Азии в бес­ сточной области поддержал Н. Л. Корженевский. Он дал опреде­ ление этой территории как физико-географической страны с харак­ терным для нее отсутствием внешнего стока. Северную границу он проводит по 48° северной широты, т. е. по линии, намеченной Р. И. Аболиным. Н. Л. Корженевский дает подробное описание ге­ оморфологических рубежей Средней Азии, соответствующих в це­ лом представлениям И. В. Мушкетова. В трактовке В. М. Четыркина Средняя Азия — крупный природный узел, связывающий в одно материковое целое разнородные геотипы Евразии от Восточной Ев­ ропы до Центральной Азии. Это узловое положение обусловлива­ ет характерные особенности естественно-исторического места этой части Евразии, неповторимое своеобразие и контрастность при­ роды.

Говоря о внутреннем единстве природы Средней Азии, автор не вводит это положение в русло своей концепции районирования, направленной на доказательство глубоких, контрастных различий ее отдельных частей, относимых даже к разным геотипам.

Между тем, Средняя Азия, несмотря на контрастные различия зонального и регионального характера, обладает глубоким внутрен­ ним единством. К факторам, обусловливающим общность и харак­ терную направленность динамики природных процессов всех частей этой физико-географической страны, относятся: общая контраст­ ность и засушливость климата, регионально меняющиеся в преде­ лах единого среднеазиатского типа континентальности (в отличие, например, от сибирского) и бессточность всех частей Средней Азии, приуроченных к единому базису эрозии — Аральскому морю и Балхашу. Последнее обстоятельство создает совершенно особые условия круговорота вещества на территории этой внутриконтинентальнрй области, связывая воедино ее отдельные части.

Внутренние геоморфологические процессы в этой стране а-втор также связывает с особенностями ее географического положения. Этот вывод базируется на геоморфологическом критерии, что сбли­ жает представления Н. Л. Коржейвеского со взглядами К. Рихт­ гофена, И. В. Мушкетова. Развивая идеи И. В. Мушкетова, иссле­ дователь С. П. Суслов рассматривает Среднюю Азию как самостоя­ тельную физико-географическую страну, расположенную в преде­ лах бессточных областей. Пространственные пределы ее он огра­

78