Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
цессами выветривания 1. Изучение древнего оледенения гор Средней Азии, несмотря на несовершенство визуальных методов диагности ки отложений, имеет исключительно важное значение для развития палеоботаники, палеозоологии и всей системы взглядов на генезис ландшафтов в четвертичный период.
Последнее тем более актуально, что именно в Средней Азии ха рактер древнего и современного оледенения и истории развития ландшафтов в четвертичное время в значительной мере обусловле ны сложными процессами альпийского орогенезиса. Эта тесная ге нетическая взаимосвязь весьма затрудняет позитивное решение па леогеографических проблем Средней Азии. В отношении древнего оледенения до последнего времени не ясны вопросы кратности лед никовых эпох, их стадиальности, количества межледниковых фаз, пределов распространения былых ледников.
В трактовке этих основных вопросов палеогляциологии Средней Азии много разногласий, хотя они привлекают пристальное внима ние исследователей на протяжении целого столетия. То же самое можно сказать по поводу различных теорий о- влиянии древнего оледенения на генезис флоры и фауны Средней Азии. Одни авторы придают этому фактору решающее значение, другие же склонны его вовсе не учитывать.
Критический анализ современного состояния проблемы древне го оледенения Средней и Центральной Азии содержится в работе Э. М. Мурзаева «Природа Синьцзяна и формирование пустынь Центральной Азии». Следует подчеркнуть неослабевающее внима ние исследователей к этой проблеме, особенно к разработке мето дики палеогляциологических наблюдений, основанной на комплек сном подходе к познанию и диагностике ледниковых отложений.
*
В тесной связи с изложенным выше находится проблема изме нения климата Средней Азии за исторический период, в том числе гипотеза усыхания внутриматериковых пустынь Азии. Высказанная еще А. Гумбольдтом, она долгое время воспринималась как бес спорная истина. Впервые эти взгляды были поколеблены Л. С. Бер гом, который убедительно доказал, что по окончании ледникового периода на территории Средней Азии господствовали более арид ные климатические условия, нежели в современную эпоху. После дующие палеогеографические исследования подтвердили правиль ность его взглядов.
В работах И. П. Герасимова и К. К. Маркова, рассматривающе го проблему четвертичной геологии к ледникового периода на тер ритории СССР, мы находим аналогичные выводы, показывающие, что четвертичные отложения Турана относятся к аридному типу7
7 Э. М. М у р з а е в. Природа Синьцзяна и формирование пустынь Централь ной Азии, М., Изд-во «Наука», 1966.
88
осадков, а фазы обводнения не привели к существенным сдвигам в характере аридного климатического режима, установившегося на его территории с верхнетретичного времени.
Представления указанных авторов разделяются Е. П. Корови ным, который для равнин Турана констатирует господство аридного климатического режима, а для горных районов — сухого холодного. Эти воззрения были развиты К. К- Марковым на основании пыльце вого анализа и особенностей стратиграфии четвертичных отло жений.
Э. М. Мурзаев, соглашаясь с приведенными представлениями, дополняет их соображениями о взаимосвязи динамики климатичес кого режима с историей формирования внутриматериковых терри торий Азии. Опираясь на материалы пыльцевого анализа четвер тичных отложений и данные по экономической истории Средней и Центральной Азии, он приходит к выводу о стабильности аридного режима и возможности широкого применения орошения в сельском хозяйстве этих областей.
Что же касается ряда бесспорных явлений, используемых неко торыми авторами для обоснования концепции усыхания Средней и Центральной Азии, то Э. М. МурзаеЕ связывает их возникновение с региональными особенностями гидрологического режима горных рек и производственной деятельностью человека, которая в прошлом (а порой и в настоящем) приводила к неблагоприятным изменени ям первозданных ландшафтов пустынь. В целом данная проблема рассматривается автором как весьма сложная, решение которой мо жет быть основано только на использовании комплексных матери алов естественноисторического и социально-экономического харак тера.
Эту точку зрения подтверждают исследования Б. А. Федорови ча, установившего прямую связь между поднятием южных окраин ных цепей, прекративших доступ влажных муссонов Индийского океана, и господством резко континентальных климатических усло вий в пустынях Средней Азии. Он подчеркивает, что аридный режим на пустынных равнинах Турана сохранялся даже в эпоху покровно го оледенения в Восточной Европе.
На этом основании исследователь выдвигает идею постепенной (но не равномерной) трансформации климата равнин Средней Азии от влажного тропического через аридносубтропический к внетропическому пустынно-континентальному. В качестве рабочей гипотезы Б. А. Федорович допускает возможность совокупного воздействия ряда факторов, приведших к постепенному перемещению Средней Азии из влажной тропической зоны, в которой она находилась в. эпоху нижней юры, во внетропические зоны.
Предполагаемая вероятность подобного процесса, оказавшего большое влияние на масштабы широтной кайнозойскочетвертичной орогении, лучше всего объясняет историческую сущность совре менного аридного режима Турана. Это несомненно смелая и ориги нальная гипотеза, доказывающая относительную стабильность
89
аридного режима в Средней Азии на протяжении четвертичного пе риода.
Однако некоторые авторы не разделяют этих взглядов к разви вают идею о сравнительной молодости пустынь Средней Азии (Б. Л. Личков, М. В. Культиасов, П. Н. Овчинников). В их трактов ке ледниковый период обусловил господство на территории Турана гумидных условий, а развитие пустынного режима представляет собой вторичное, более молодое явление.
Так, Б. Л. Личков полагает, что в четвертичный период клима тический режим Каракумов формировался под воздействием повы шенной водоносности ледникового времени. В его представлении че твертичные Каракумы обладали гумидным режимом, близким к По лесью, а эрозионная деятельность ледниковых потоков породила аллювиальный облик пустынь Турана. Аналогичные взгляды в от ношении Алакуль-Балхашской низменности высказывает Н. Н. Гор ностаев.
В целом же доказано и принимается большинством исследова телей, что за исторический период климат Средней Азии не пре терпел существенных сдвигов, и отвергается теория усыхания ее территории. В отношении пустынь Центральной Азии В. М. Сини цын высказал иную точку зрения, констатировав процесс постепен ного изменения климата, следствием чего явилось обмеление рек, гибель лесов, опустынивание оазисов. Но и эта концепция далеко не всеми исследователями разделяется и продолжает оставаться предметом острой полемики.
ПРОБЛЕМЫ Б И О ГЕО ГРА Ф И И С РЕД Н ЕЙ АЗИИ
Рассмотренные выше вопросы геолого-географического изуче ния Средней Азии оказали существенное влияние на характер и об щую результативность биогеографического познания ее территории, которое еще с прошлого столетия приняло широкую ландшафтно экологическую и палеогеографическую направленность. Эта весьма плодотворная традиция объясняется необычайным своеобразием и контрастностью природы Средней Азии, привлекавшей к себе вни мание крупнейших отечественных ученых, вооруженных комплек сной методикой полевых исследований.
Именно в трудах натуралистов впервые были поставлены и во многих случаях положительно решены вопросы палеогеографии равнин Турана, современного экологического режима пустынь, есте ственно-исторического положения Средней Азии на Евразийском материке и характерных особенностей ее климатического режима, воздействия четвертичного орогенеза на развитие ландшафтов и их последующей высотной дифференциации и т. д.
В этом, как нам кажется, — выдающаяся роль среднеазиатской биогеографической школы (зародившейся во второй половине XIX в.) в познании богатейшего и уникального по своему содержа нию природного комплекса Средней Азии. Отсюда глубокая связь
90
и взаимопроникновение процессов формирования биогеографических и ландшафтных представлений об этой стране.
В истории биогеографического изучения Средней Азии довольно четко наметилось два направления. Одно из них, нашедшее отраже ние в работах исследователей дореволюционного периода, исходило из традиционной со времен А. Гумбольдта идеи параллелизма об щих закономерностей, свойственных бореальной зоне Евразии с аналогичными явлениями в Средней Азии. Последнее побуждало исследователей искать в закономерностях распределения флоры и фауны черты, отражающие зональную биогеографическую структу ру европейских стран.
Однако эта исходная позиция стала рушиться с первых шагов биогеографических исследований Тянь-Шаня и Памира. Если се верные цепи Тянь-Шаня в какой-то мере воспроизводят зональные закономерности европейских стран, то дальнейшее развитие иссле дований в южных горных поднятиях со всей очевидностью показа ло неправомерность применения метода аналогий и параллелизмов в связи с нарастанием контрастности гидротермического режима и мозаичности в распределении природных явлений.
В ходе дальнейших исследований стали постепенно выявляться местные региональные черты, вызывающие контрастные смены ландшафтов и пестроту в их распределении. Было установлено, что высотная зональность не повторяет широтных особенностей терри тории в вертикальном профиле. Природная обстановка и экологи ческий режим горных поднятий формируются под воздействием факторов, зависящих от гипсометрического положения гор.
,В горных поднятиях возрастает контрастность гидротермическо го режима, обусловленная воздействием пересеченного и сложно устроенного рельефа на атмосферную циркуляцию, ориентацией горных хребтов на движение воздушных масс, экспозицией скло нов, интенсивностью солнечной радиации и рядом других факторов. Все это усложняет зональную картину в горах Средней Азии, вызы вая либо смещение, либо выпадение отдельных зон в некоторых поднятиях, либо, наконец, взаимопроникновение элементов сосед них зон. Но при всех случаях зональные рубежи в горах выражены гораздо резче, нежели на равнинах, где они, как правило, имеют переходный характер. Все это побудило исследователей применить методику зонально-регионального изучения природы, которая в со
ветское время впервые |
была воспринята С. С. Неуструевым и |
Р. А. Аболиным. |
развития регионального направления |
Большое значение для |
имела работа И. П. Герасимова о почвенно-климатических фациях равнин СССР и прилегающих стран. Развивая идеи С. С. Неуструева и Л. И. Прасолова автор сформулировал концепцию фациальности, на основе которой выделил Туранскую почвенно-климатическую провинцию.
Одновременно Е. П. Коровин выдвинул идею провинциализма применительно к растительности Средней Азии. По своей научной
91