Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Характер и продуктивность географической изученности Сред ней Азии до . ее присоединения к России предопределили необходи мость организации комплексных и отраслевых исследований обшир ных территорий нагорной части страны и всей подгорной зоны в тесной увязке с итогами изучения Туранской низменности.
П У ТИ РЕШ ЕНИЯ ГЕО ГР А Ф И Ч ЕС К И Х ПРОБЛЕМ СРЕД Н ЕЙ АЗИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — Н А Ч А Л Е X X ВВ.
Исследования Средней Азии приобрели большой размах после присоединения ее к России. С 60-х годов XIX в. Россия вступает в полосу довольно быстрого развития капиталистических отношений. Реформа 1861 г. вызвала к жизни проблему рынков сбыта и сырья, особенно для текстильной промышленности.
Значение Средней Азии в экономических и стратегических за мыслах царизма резко возросло, и Россия, используя территориаль ную близость Туркестана и свое влияние, уже не ограничивалась медленно действующими мерами экономического принуждения. Опираясь на укрепления Сырдарьинской линии и Аральскую фло тилию, Россия в течение тридцати лет присоединила территорию почти всей Средней Азии, за исключением урезанных в размерах Бухарского и Хивинского ханств, поставив их в вассальную зави симость.
Из вновь присоединенных территорий было образовано Турке станское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте. Присоеди нение Средней Азии к России в историческом аспекте имело про грессивное значение, поскольку оно отвечало интересам ее народов, избавляя их от феодальной раздробленности, междоусобиц и угро зы порабощения англо-германским империализмом и султанской Турцией.
Вопреки политике царизма, начала складываться дружба рус ского народа с народами Средней Азии, а российский пролетариат впоследствии возглавил борьбу трудящихся Туркестана против фео дального и колониального гнета, завершившуюся победой Вели кой Октябрьской социалистической революции.
В этом сказалась двойственность сложного исторического про цесса присоединения Средней Азии к России, в котором действова ло два начала — реакционное и прогрессивное. В успешном разви тии этого прогрессивного начала выдающаяся заслуга принадлежит ученым России, как в установлении дружбы русского народа с на родами Средней Азии, так и в приобщении их к передовой русской науке и культуре.
Огромные размеры присоединенных территорий и объективные предпосылки развития производительных сил края в условиях про никавших сюда капиталистических производственных отношений требовали изучения природных условий и ресурсов Туркестана. Царская администрация края вынуждена была предпринимать систематические исследования страны, обращаться за содействием
28
к русским научным обществам (прежде всего к Географическому обществу) и отдельным ученым. Далеко не все исследователи, посе тившие Туркестан в колониальный период, внесли позитивный вклад в познание его природы. Однако Средняя Азия с ее богатой и кон трастной природой привлекала к себе внимание крупных ученых, работы которых заложили прочные основы дальнейших географи ческих представлений о стране.
В данной книге не представляется возможным охарактеризовать деятельность всех исследователей и экспедиций, поэтому мы акцен тируем внимание на оценке вклада в географическое изучение Сред ней Азии (главным образом в ландшафтном аспекте) наиболее вы дающихся исследователей, среди которых следует назвать имена П. П. Семенова, И. Г. Борщова, Н. А. Северцова, А. П. Федченко, В. Ф. Ошанина, А. И. Краснова, И. В. Мушкетова, С. С. Неуструева, В. А. Обручева, Л. С. Берга и некоторых других. Творческая дея тельность этих исследователей, проникнутая патриотическими стремлениями, была далека от эгоистических целей царского само державия и объективно служила прогрессу отечественной науки и познанию производительных сил дореволюционного Туркестана.
Руководящим и координирующим центром в организации и про ведении исследований природы Средней Азии в ту эпоху было Рус ское географическое общество и его отделы на местах. Положитель ную роль в этом отношении сыграли также Российская Академия наук и Московское Общество любителей естествознания, антропо логии и этнографии. Таким образом, во второй половине XIX в. сложились относительно благоприятные условия для систематиче ских исследований территории Средней Азии.
* * *
Экспедиция П. П. Семенова на Тянь-Шань, Н. А. Северцова и И. Г. Борщова в низовья Сырдарьи положили начало глубоким комплексным исследованиям природы Средней Азии. Эти исследо ватели, проникшие в столь контрастные в природном отношении районы Средней Азии, открывают новый период в истории геогра фического изучения страны, который по своей результативности и воздействию на последующее развитие науки следует назвать клас сическим. Экспедиция на Тянь-Шань, организованная Русским геог рафическим обществом, была первой попыткой проникнуть со строго научными целями в неизведанные горные поднятия Тянь-Шаня, сведения о которых к середине XIX в. были весьма отрывочными.
Честь первооткрывателя крупнейшей горной системы внутрен ней Азии выпала на долю П. П. Семенова. В дополнениях к «Зем леведению Азии» К. Риттера он писал о том, что заветной целью его стремлений было проникновение в самое сердце Небесного хребта (Тянь-Шаня). Изучение рельефа горной страны, простира ния и геологической структуры поднятий, оледенения, высоты сне говой линии и высотной зональности природных явлений — таковы
29
основные направления исследований, предусмотренные его про граммой.
В 1856 г. из г. Верного ученый совершил две экскурсии в рай оны Центрального Тянь-Шаня. Маршрут первой экскурсии пересе кал перевалы Заилийского Алатау по восточной оконечности озе ра Иссык-Куль. Маршрут второй экскурсии проходил через Кастекский перевал в Заилийском Алатау, мимо Токмака и по долине р. Чу, через Боамское ущелье до западной оконечности озера. Об ратный путь П. П. Семенов проделал через самые высокие перева лы Кунгей и Заилийского Алатау.
Весной 1857 г. П. П. Семенов включил в состав экспедиции |
|
художника П. М. Кошарова и двух топографов. Маршрут этой по |
|
ездки пролегал через перевалы Заилийского Алатау до южного |
|
берега 'Иссык-Куля — к предгорьям Терскей Алатау и по долине |
|
р. Заука через Заукинский перевал до сыртов — к истокам |
Нары- |
на. Первая попытка проникновения в глубь Центрального |
Тянь- |
Шаня была успешно завершена.
Посетив южное и северное побережья Иссык-Куля и некото
рые горные перевалы |
Кунгей Алатау, П. П. Семенов совершил |
новое восхождение на |
Тянь-Шань, достиг высоты в 3 400 м, отку |
да впервые увидел могучую горную группу Хан-Тенгри. Летом |
1857 г. путешественник исследовал некоторые районы Заилийского Алатау, местности Кату в Илийской долине, озеро Алаколь и озера Джунгарского Алатау.
Краткое описание этих маршрутов показывает, что они были проложены в районах, наиболее интересных в географическом от ношении. Научные результаты исследований на Тянь-Шане сам путешественник рассматривал как обширную научную рекогносци ровку северо-западной окраины Центральной нагорной Азии. Од нако реальные итоги исследований оказались гораздо более зна чительными.
Положительное значение в работах П. П. Семенова имело ши рокое применение комплексной методики полевых исследований и географический подход к познанию природных явлений. Им была заложена основа научно-прикладного изучения природы, которое особенно плодотворно стало развиваться в последней четверти XIX в. и после Октябрьской революции.
Особое внимание путешественник уделил измерению высоты снеговой линии в горах Центрального Тянь-Шаня. Он установил, что снеговая линия поднимается до высоты 3 300—3 400 м (в дей ствительности до 4 200—5 500 м), т. е. значительно выше, чем в Альпах, расположенных в условиях более высокой влажности. Ха рактеризуя причины этого явления, он указал на то, что сухость климата необыкновенно повышает предел вечного снега. В данном случае П. П. Семенов проявил глубокую географическую проница емость и в целом пришел к правильному заключению. В последу ющем этот вывод был обоснован капитальными исследованиями, показавшими большую динамичность этого явления, находящегося
30
в прямой связи с региональными условиями, простиранием подня тий, их ориентацией к направлению движения воздушных масс, крутизны и экспозиции склонов и т. д.
Однако главным и решающим фактором, обусловливающим об щую значительную высоту снеговой линии в горных районах Сред ней Азии, как подметил П. П. Семенов, является климатический — это сухость воздуха и обилие солнечного тепла. Районы Централь ного Тянь-Шаня, окруженные пустынными территориями, отлича ются в связи с этим крайней засушливостью. Исходя из этого, П. П. Семенов сомневался в наличии крупного оледенения на ТяньШане. Экспедиция же открыла в горной группе Хан-Тенгри пять крупных альпийских ледников. Но, не располагая достаточными материалами наблюдений, исследователь не мог высказаться от носительно причин столь мощного оледения на Тянь-Шане. Эта ин тересная и важная в научно-прикладном отношении проблема была решена в результате работ И. В. Мушкетова, Н. Л. Корженевского, Л. К- Давыдова, С. В. Колесника, К- К. Маркова, Р. Д. Забирова и других. Г. П. Семенов и не предполагал, что им был от крыт один из мощных узлов оледения Средней Азии, примерная площадь которого достигает 2,5 тыс. км2.
Вызывают определенный интерес выводы исследователя о ха рактере котловины Иссык-Куля и гидрографических соотношений этого озера и р. Чу. П. П. Семенов установил отсутствие непосред ственной связи между ними, опровергнув ошибочное предположе ние А. Гумбольдта. Однако исследователь на основании изучения озерных террас водоема не исключал возможности стока Чу из Иссык-Куля при более высоких уровнях стояния озера в прошлые геологические эпохи.
Исследования, проведенные в котловине Иссык-Куля в совет ское время (И. П. Герасимовым и др.), показали, что так назы ваемые озерные террасы — лишь подмытые озером площадки реч ных дельт, конусов выноса и делювиальных склонов и к озерным террасовым образованиям никакого отношения не имеют. Но зас луга П. П. Семенова заключается в постановке проблемы палео географии Иссык-Куля более 100 лет назад, еще на заре геогра фического изучения Центрального Тянь-Шаня. В заслугу П. П. Се менова следует поставить также проникновение на сырты ТяньШаня и открытие верховьев Нарына. Суровые пустынные ланд шафты сыртов произвели на путешественника большое впечат ление.
До путешествий П. П. Семенова на Тянь-Шань в науке господ ствовали представления о вулканическом генезисе этой горной страны. Исследования Г. С. Карелина, П. П. Семенова, а затем Н. А. Северцова и И. В. Мушкетова развенчали концепцию вулка нического генезиса Тянь-Шаня и заложили основы современных знаний о происхождении горных систем Средней Азии. То же са мое следует сказать и о гипотетических меридиональных подняти ях, якобы характерных для горных сооружений Туркестана.