Файл: Азатьян, А. А. Основные географические проблемы Средней Азии в их динамике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельности горного фаунистичесекото комплекса была затем вос­ принята М. А. Мензбиром и через него вошла в современную зо­

огеографию.

Орографические построения А. П. Федченко (в противополож­ ность Н. А. Северцову и А. Н. Краснову) не ассоциировались с общей эколого-географической направленностью исследований, но исходили из геолого-генетических предпосылок, и в этом аспекте представляли собой ценный опыт орографической классификации

горных сооружений Средней Азии.

А. П. Федченко по праву можно назвать зачинателем гляциоло­ гических исследований Средней Азии. Рассматривая ледниковые явления в комплексном географическом аспекте, он наметил не­ которые контуры гляциологии как науки географической. Он пред­ сказал последующие открытия мощных ледниковых образований на Памире, и в его честь В. Ф. Ошанин назвал крупнейший долин­ ный ледник СССР именем А. П. Федченко.

Почти одновременно с А. П. Федченко и даже несколько рань­

ше начались исследования

различных

районов

Средней Азии

Н. А. Северцовым, который

посвятил

этому делу

двадцать два

года своей жизни. Во имя осуществления своей заветной мечты — проникновения на Тянь-Шань, ученый отказался от преподаватель­ ской деятельности в Москве и Киеве. За эти долгие годы Н. А. Северцов не только обогатил науку открытиями первостепенного зна­ чения, но и оставил богатое научное наследие, в котором предвос­ хитил многие идеи, ставшие достоянием науки новейшего времени.

Во всем многогранном научном творчестве Н. А. Северцова осо­ бое место занимают биогеографические исследования, пронизан­ ные эволюционно-экологическим методом. Уже в ранней работе — магистерской диссертации «Периодические явления в жизни зве­ рей, птиц и гад Воронежской губернии» ярко проявилась эволю­ ционно-экологическая направленность научных интересов Н. А. Се­ верцова. Этот труд — первый в науке того времени опыт эколо­ гического исследования, стоящий у истоков новой естественно-исто­ рической дисциплины — экологии, значительно опередил зоогео­ графию XIX в. и выдвинул такие естественно-исторические проб­ лемы, решение которых стало возможным лишь в текущем сто­ летии.

Оригинальная эволюционно-экологическая концепция прослежи­ вается и в других ранних работах Н. А. Северцова («Обезьяна-крош­ ка», «Горные хищники»). Можно предположить, что еще на заре своей творческой деятельности Н. А. Северцов сформировался как эколог-эволюционист и в Среднюю Азию прибыл с уже сложившей­ ся научной концепцией.

Впервые Среднюю Азию ученый посетил в 1857 г., и по времени начало его исследований почти совпало с экспедициями П. П. Се­ менова на Тянь-Шань. Однако П. П. Семенов начал изучение Сред­

ней Азии с высокогорных районов

Центрального Тянь-Шаня,

Н. А. Северцову же предстояло в 1857

г. совершить экспедицию в

37


Приаралье и низовья Амударьи. Этими двумя экспедициями откры­ вается новая эпоха в истории познания Средней Азии.

Маршруты Н. А. Северцова пролегали почти через всю террито­ рию Туркестана, и его экспедиционная деятельность отличалась исключительной напряженностью. За долгие годы экспедиционных исследований (1857—1879 гг.) ученый посетил самые различные по характеру природных условий районы Средней Азии, что дало ему возможность составить ясное представление об особенностях ее природы. Обладая непревзойденным даром обобщения, ученый ма­ стерски использовал материалы полевых наблюдений для создания

стройной и

строго продуманной

системы

естественноисторических

и географических взглядов.

исследований были

изложены

Результаты экспедиционных

Н. А. Северцовым в ряде капитальных

произведений.

«Архары

(горные бараны) Средней Азии»

(1873 г.), «Вертикальное и гори­

зонтальное

распределение трукестанских

животных»

(1873 г.),

«Путешествие по Туркестанскому краю и исследование горной стра­ ны Тянь-Шаня...» (1873 г.), «О зоологических (преимущественно орнитологических) областях внетропических частей нашего мате­ рика» и другие.

Критический анализ научного наследия Н. А. Северцова по наи­ более важным проблемам физической географии Средней Азии даст нам возможность показать воздействие его идей на последу­ ющее развитие представлений о природе.

Исходя из эволюционно-экологических воззрений и комплексной методики исследования, ученый уделял значительное внимание изу­ чению физико-географических условий, влияющих на развитие ор­ ганического мира. И чем контрастнее и богаче была природа ис­ следуемой территории, тем больше она требовала сил и энергии для своего познания. Поэтому на отдельных этапах научной дея­ тельности Н. А. Северцова физико-географические проблемы зани­ мали важное место. В целом они, как правило, были подчинены основным задачам фаунистических и эколого-географических изыс­ каний, что находилось в полном соответствии с характером и на­ правленностью его научных интересов.

Несмотря на многогранность творческой деятельности, Н. А. Северцов — прежде всего натуралист, зоогеограф, дарвинист и в этом он велик, в этом его немеркнущая сила в истории отечествен­ ной и мировой науки. Географом он стал потому, что был нату- ралистом-экологом по образу мышления и методам исследования. Придав географическим изысканиям экологический характер, уче­ ный и в этой области достиг выдающихся результатов.

Свои геологические и палеогеографические наблюдения он так­ же подчинил историко-фаунистическим исследованиям, осознанию исторической концепции в зоогеографии. Исследуя в течение ряда лет горные сооружения Тянь-Шаня с точки зрения условий жизни горной фауны, Н. А. Северцов значительное внимание уделил воп­ росам его орографии и тектогенеза. В пределах Средней Азии он

38


выделил три горные системы: Алтайскую, Тянь-Шаньскую, Гима­

лайскую.

Отрицая происхождение указанных поднятий в результате ка­ таклизмов, Н. А. Северцов рассматривал его как длительный про­ цесс поднятий и опусканий. Он считал, что все этапы геологиче­ ской эволюции Тянь-Шаня непрерывны и взаимообусловлены. Уче­ ный склоняется к отрицанию современного вулканизма в горных

образованиях Средней Азии.

Рациональное начало в оротектонических построениях Н. А. Северцова заключается в понимании сущности всей геологической проблемы Тянь-Шаня, в которой решающее значение отводится генетической взаимообусловленности различных периодов этой страны. Он считал, что при всей сложности расчленения, террито­ рия Нагорной Средней Азии представляет собой единое целое. Мало того, она соединена с Передней Азией в одну систему.

Орография Тянь-Шаня, по его мнению, отличается обширными горными странами, в которых более или менее короткие перекре­ щивающиеся хребты сочетаются с плоскогорьями. Массив Хан-Тен­ гри рассматривается им как орографический фокус всей ТяньШаньской системы, к востоку от которого простирается собствен­ но Тянь-Шаньское нагорье, а к западу — Туркестанское нагорье.

Таким образом, на основании сравнительного орографического анализа Н. А. Северцов впервые высказал идею региональной диф­ ференциации горных поднятий Средней Азии, указав на специфич­ ность Тянь-Шаня с его сыртами и глубокими котловинами, запол­ ненными кайнозойскими отложениями.

Однако разграничительная линия между горами Туранского и Центральноазиатского типов проведена ученым неточно. Она про­ ходит значительно западнее по так называемому тектоническому разлому (Каратау-— Узунахмат — Таласский Алатау-Ферганский хребет и граница между Восточным Памиром и Бадахшаном).

Значительное внимание Н. А. Северцов уделил проблеме древ­ него оледенения Тянь-Шаня (и Средней Азии в целом), состав­ лявшей важное звено его исторической концепции. Изучая совре­ менные следы древнего оледенения, ученый приходит к выводу, что в эпоху его наибольшего развития ледники занимали огромные площади и спускались до высоты тысячи метров.

Мощное оледенение на Тянь-Шане ставилось им в связь с су­ ществованием обширного средиземного морского бассейна, соеди­ нявшегося с водами Ледовитого океана через территорию Запад­ но-Сибирской низменности. Постепенное отступание моря и после­ дующее развитие ариадных условий в Средней Азии привело к уга­ санию древнего оледенения и сокращению площади ледников до современных размеров.

Взгляды ученого на древнее оледенение Тянь-Шаня не получили признания современников и были отвергнуты И. В. Мушкетовым. Приняв за ледниковые образования обломочный материал и га­ лечники конусов выноса речных долин, Н. А. Северцов пришел к

39



неправильному выводу о широком развитии древнего оледенения на Тянь-Шане (позже он отказался от подобных представлений и вы­ сказывал более правильные взгляды на характер и масштабы древ­ него оледенения в Средней Азии).

В орографических построениях Н. А. Северцова важное место занимает проблема меридиональных поднятий типа Болор (введен­ ная в науку Страбоном, Птолемеем, а затем А. Гумбольдтом и и К. Риттером). Ученый сомневался в правомерности идеи мери­ диональных поднятий, но только в отношении Тянь-Шаня. Он по­ лагал, что на Памире они имеют определенное орографическое зна­ чение. По его мнению, «идеальная ось» Памира, разделяющая это нагорье на восточную и западную часть, в известной мере совпа­ дает с Болором А. Гумбольдта.

Однако исследователь не придавал меридиональным поднятиям на Памире решающего значения, а рассматривал их в качестве соч­ леняющих звеньев между основными хребтами широтного прости­ рания. Идеальная ось Памира в представлении ученого — это оро­ графический рубеж, отделяющий сильно расчлененную террито­ рию Бадахшана от массивных, площадных поднятий Восточного Памира.

Основные принципы орографической классификации горных стран Н. А. Северцов формулирует следующим образом: орографи­ ческое построение горной системы должно ее правильно ограни­ чить, выясняя, выделяя и выражая основные и главные особенно­ сти ее рельефа, оно должно уловить и выразить этот тип рельефа, строго сообразуясь с действительностью, и безусловно отвергая всякую искусственную схематизацию. Эти принципы он широко применил в «Орографическом очерке Памирской горной системы».

В орографическом отношении ученый делит Памир на Внутрен­ ний и Внешний. Внутренний Памир рассматривается им как терри­ тория, обладающая переходным рельефом между типом плоско­ горья и многохребетной горной страны. Памир в представлении ученого —• горный узел всего Азиатского материка, в котором схо­ дятся крупнейшие горные сооружения Внутренней и Передней Азии.

Непосредственные орографические связи Памира прослежива­ ются с Тянь-Шанем и Тибетом, и, в меньшей мере, с Паропамир­ ской и Афгано-Белдужийской горными системами. Окраинные тер­ ритории Памира ограничены на северо-западе равнинами Турана, на севере — Ферганской котловиной, с востока к ним непосредст­

венно примыкают пустыни бассейна Тарима, а с юга — долина Кабулдарьи.

Формы рельефа Памира А. А. Северцов группирует в два основ­ ных типа: сыртовый и грядовый. Анализируя площадное соотноше­ ние этих форм рельефа, ученый пришел к выводу о преимуществен­

ном распространении сыртовых форм в его восточной части и гря­ довых — на западе.

Сыртовые долины Восточного Памира он не считал аналогич­ ными подобным же образованиям на Тянь-Шане, а относил их к

40