Файл: Щербина, Л. П. Коммутируемые сети связи [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
до 0,79 Эрл/канал, а общая пропускаемая этой ветвью нагрузка — от 5,4 до 9,5 Эрл.
Для определения влияния надежности каналов на степень их использования проведем краткий анализ.
Z Эрп
Рис. 7.4.
Пусть на каналы поступает простейший поток технических отка зов и эксплуатационных ошибок, не зависимый от потока требова ний. Будем при этом считать, что время восстановления поврежде ний— величина случайная с экспоненциальным законом распреде ления. Введем понятие технической нагрузки (h) на канал:
h = q T B,
где q — интенсивность потока технических отказов и эксплуата ционных ошибок на один канал;
Тв — среднее время восстановления канала.
Тогда величина «технической нагрузки» на ветвь, содержащую V однородных каналов, составит величину
ft-о
112
Для абсолютно надежного канала степень его использования определяется из выражения (7.18).
В связи с тем, что «техническая нагрузка» по характеру анало гична нагрузке, создаваемой потоком требований от источников информации, можно записать, что коэффициент потерь (р') опреде ляется как функция от У и Я, т. е.
p ' = f ( Y + H ) .
Следует отметить, что в данном анализе мы не учитывали поте ри, наступающие из-за прерывания обслуживания поступающим на занятый канал техническим отказом. Однако из-за этого допущения характер вывода не изменится.
Поскольку «техническая нагрузка» не теряется, а из определе ния коэффициента потерь по нагрузке
Y = Z( l — р),
где Z — поступающая от источников информации нагрузка, исполненная с учетом технических отказов нагрузка Y' опреде лится как
Y' = Z ( \ - p ' ) ,
а степень использования каналов с учетом их надежности
Y' |
Z ( l - p ' ) |
~ V ~ |
V |
Оценка изменения степени использования каналов осуществ ляется по величине■
|
Да — а — а'. |
|
Тогда |
|
|
г * 1 - ' * |
+ Да = |
V |
V |
|
|
а |
|
|
Д а:
Z ( \ - P ) Z ( l - p ' ) V V
_ Z ( p ' - p )
1/
Из полученного выражения видно, что при уменьшении надеж ности каналов в ветви уменьшается также и использование каналов.8
8 Зак. 836. *
Г л а в а 8
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕТЕЙ СВЯЗИ
§ 8.1. Пропускная способность
Основное предназначение сети связи — обеспечение передачи и распределения информации между ее источниками и потребите лями. В соответствии с этим пропускная способность, т. е. способ ность сети связи обеспечивать передачу максимального объема сообщений в единицу времени с заданным качеством, является одной из основных ее характеристик.
Втеории телефонных и телеграфных сообщений объем сообще ний определяется суммарным временем, необходимым для их пере дачи. А из материалов главы 3 известно, что суммарное время, необходимое для передачи определенного количества сообщений, составляет нагрузку сети связи. Вследствие этого под пропускной способностью понимается максимальная нагрузка, пропущенная сетью связи за единицу времени с заданным качеством обслу живания.
Вразличных случаях анализа или синтеза сети связи исследо вателя могут интересовать либо значения пропускной способности
отдельных ветвей и ИНС, либо значение пропускной способности всей сети в целом.
В простейшем случае, когда ветвь ш сети связи состоит из однотипных каналов, ее пропускная способность может быть определена как функция от характера потока (рш), заданной вероятности потерь (ра) и ее мощности (7Ш), т. е.
Гш(Я = /;ш) = /( р ,/7 ш, Va).
При поступлении на рассматриваемую ветвь простейшего потока величина Уш(Р = рш) может быть получена по номограм мам Эрланга, а в случае примитивного потока — по номограммам Энгсета [9]. Разделение ветви ш на пучки шь ш2, . . опреде ляет необходимость рассмотрения двух случаев:
—- каждый пучок может обеспечивать передачу лишь опреде ленного типа сообщений;
— наряду с выделением пучков для передачи определенных типов сообщений все они (или их группа) могут обеспечивать передачу каких-то общих типов сообщений.
114
В первом случае пропускная способность ветви со определяется суммой пропускных способностей (определенных по номограммам Эрланга или Энгсета) каждого пучка
к
Ya, (Р = ри1) = ^ ( Р = р ш,). i-1
Во втором случае для определения пропускной способности ветви может быть использован широко распространенный в теории коммутации [9] метод расчета пропускной способности схем ступен чатого включения.
Однако вышеизлфженное справедливо лишь при поступлении на ветвь одного потока или нескольких однотипных потоков, что харак терно для некоммутируемых сетей связи. Для коммутируемых сетей, обеспечивающих автоматический поиск обходных путей установле ния соединений, на ветви поступают разнотипные потоки. Так, на пример, если поток требований, поступающий на ветвь пути пер вого выбора, . часто можно считать простейшим, то избыточный поток, поступающий на эту же ветвь с другого пути, обладает огра ниченным последействием и должен описываться как математиче ским ожиданием M (Z) величины создаваемой им нагрузки, так и дисперсией D(Z) этой величины. Значения указанных величин мо гут быть определены из выражений [15]
М (Z) = Z*p*,
D (Z) — М (Z) 1 — м (Z) +
Z*
Va + l + M ( Z ) + Z*
где Z* и р* — соответственно величина нагрузки, поступающей на путь предыдущего выбора, и вероятность потерь на этом пути.
Для получения общих для данной ветви со значений указанных параметров Мш(Z) и Дш(Z) могут быть (при предположении, что рассматриваемые потоки независимы) просуммированы их частные значения для отдельных потоков:
М ш(Z) = 2 М } (Zj ); |
D a (Z) = 2 Dj (Zj)/ |
J |
j |
Однако уже при сложении четырех и более потоков с ограничен ным последействием с достаточной для практических расчетов точ ностью суммарный поток можно считать простейшим.
Пропускная способность ИНС Ys (Р = р ,) согласно общему определению равна исполненной в этом направлении нагрузке Y
при заданной на ней вероятности потерь рг Если считать, что
при поступающей на данное направление нагрузке Zj исполнен ная в нем нагрузка равна
&* |
115 |
то и
Y j i P ^ p ^ ^ Z j i X - P j ) .
Значение Yj(P = pj) во многом определяется такими факто
рами, как пропускная способность ветвей, составляющих пути уста новления соединений данного ИНС, и алгоритмы занятия этих путей.
Для определения пропускной способности сети связи в целом последняя может рассматриваться как некоторый «черный ящик» (рис. 8.1), на который от источников информации поступает нагруз ка Z. Часть этой нагрузки (У) проходит через сеть связи и посту пает к потребителям информации, а часть (R), определяемая каче ством обслуживания, теряется.
Численно пропускная способность Y(P = p) сети связи может быть определена как сумма пропускных способностей всех ИНС:
y ( p = p ) = ' 2 i r J ( p = p J)-
j
Благодаря тому, что сравнение пропускных способностей раз личных ветвей, ИНС и сетей затруднено различным качеством обслуживания, принятым на них, удобно использовать так назы ваемую приведенную пропускную способность, т. е. пропускную способность, определенную при одинаковых значениях показателей качества обслуживания (одинаковых вероятностях потерь). При этом могут использоваться значения р = 0,001; 0,01 и 0,1. В отличие от вышерассмотренных, приведенные пропускные способности при нято обозначать следующим образом:
— для ветвей Ут (Р = 0,001), ГШ(Р = 0,01) или Уш(Р = 0,1);
— для ИНС
Yj ( P = 0,001), К ,(Р = 0,01) или Yj ( P = 0,1);
— для сетей в целом У(Р = 0,001), У(Р = 0,01) или У (Р = 0,1).
116
§ 8 .2 . Ж и в у ч ест ь
При функционировании сети связи в реальных условиях экс плуатации ее элементы подвержены влиянию как технических отка зов и эксплуатационных ошибок, так и вредного внешнего воздей ствия. Указанные факторы определяют возможность возникновения на сети связи критических ситуаций. При этом значения парамет ров таких статистических характеристик, как пропускная способ ность, качество обслуживания и надежность, могут резко отли чаться от средних, определяющих нормальное функционирование этой сети. Причинами возникновения критических ситуаций помимо' технических отказов и эксплуатационных ошибок, определяющих надежность сети, являются также такие события, как землетрясе ния, наводнения, ураганы, лесные и степные пожары, оползни и обвалы, а при ведении боевых действий — воздействие оружия про тивника. Основной характеристикой, определяющей поведение сети связи в аварийном режиме, является живучесть, т. е. вероятность обеспечения возможности установления соединений и передачи сообщений между каждой парой КЦ этой сети при выходе из строя ее., элементов без учета значений показателей качества обслужи вания.
Формально говоря, вероятность установления соединения между каждой парой КЦ в критической ситуации определяется вероят ностью связности сети в рассматриваемых условиях. Связность с е т определяет, что в любой момент между любой парой КЦ найдется хотя бы одна связывающая их цепь ветвей (и КЦ). При этом счи тается, что ветвь имеется, если в ней остался хотя бы один непо врежденный канал, способный обеспечить передачу требуемого типа сообщения. Реальные условия эксплуатации средств связи и исполь зуемые типы аппаратуры (в первую очередь каналообразующей) ограничивают некоторым образом указанный формальный подход к решению задачи по определению живучести. Так, некоторые типы каналообразующей аппаратуры (КОА) могут образовать составной
канал |
связи, |
отвечающий предъявляемым требованиям, при нали |
чии не |
более |
чем п переприемов по НЧ. Это значит, что на пути |
установления |
соединений может быть не более п транзитных КЦ. |
|
В результате |
при определении возможных путей установления со |
единений между каждой парой КЦ необходимо на первом же этапе отбросить те из них, которые не соответствуют введенному ограни чению, хотя формально по структуре сети они и связывают требуе мую пар/ЖЦ.
Вторым возможным ограничением выбора путей между каждой парой КЦ является состав IIHC, вернее алгоритм управляющих устройств, в котором заложена информация о возможности исполь зования элементов сети в данном ИНС. Несмотря на то, что на сети могут быть и другие пути установления соединения (кроме тех, что вошли в данное ИНС), они оказываются в какой-то период времени недоступными для обслуживания поступающих требований. Их
недоступность сохраняется до соответствующего изменения про граммы УУ КЦ, входящих в данное ИНС.
Основным рабочим документом для определения живучести сети связи является ее топология. На топологии, как отмечалось в главе 2, указываются основные особенности размещения КЦ и трасс связывающих их линий связи. Первоначальные исходные дан ные для определения отрицательно воздействующих на сети связи факторов также могут быть получены при анализе ее топологии. Взаимные удаленности КЦ и трасс проходящих линий связи позво ляют определить вероятности одновременного поражения ветвей и КЦ, составляющих различные пути установления соединений в одном ИНС.
На основе частной топологии ИНС составляются их вероятност ные модели параллельно-последовательного соединения элементов. Использовав теоремы сложения и умножения вероятностей, можно определить вероятность «разрыва» данного интегрального направ ления.
Такой подход к определению живучести, однако, не учитывает действия СУС. В действительности же При повреждении магистра лей и КЦ органы СУС будут принимать меры к их восстановлению или изменению программы УУ КЦ с целью сохранения или даже расширения состава ИНС. Поэтому результирующая вероятность нарушения связности, а следовательно, и живучести ИНС должна учитывать одновременность наступления двух следующих событий:
—«разрывы» ИНС, возникающие из-за технических отказов и внешнего воздействия;
—невозможность в требуемый промежуток времени противо действовать возникновению такого «разрыва» со стороны СУС.
Несмотря на то, что проведение по вероятностной модели рас
чета живучести сети связи не составляет трудностей, |
проблема |
в настоящее время состоит именно в создании метода, |
позволяю |
щего составить такую модель с заданной точностью. Отдельные частные задачи могут решаться сейчас в описанной последователь ности на основании отдельных статистических данных, опыта иссле дователя и некоторых формальных рекомендаций, имеющихся в ли тературе по сетям связи.
§ 8.3. Быстродействие
Характеристика сети связи, получившая название «быстродей ствие», наряду с качеством обслуживания определяет скорость доставки сообщения от источника к потребителю информации. Однако если качество обслуживания может быть поставлено в соот ветствие с категорией источника информации и изменяться в зави симости от ценности или срочности поступающих сообщений, то быстродействие, как правило, есть величина для данной сети связи постоянная, не меняющаяся в зависимости от проходящих через сеть сообщений.
118
Различают: . 4
—среднее быстродействие сети связи, определяемое средним минимальным временем, необходимым для установления на этой сети одного соединения;
—быстродействие сети связи по типам соединений, определяе мое средним минимальным временем, необходимым для установле ния соединения в данном типе ИНС;
—быстродействие простых соединений, определяемое средним минимальным временем, необходимым для установления соедине ния по простому (не содержащему транзитных КЦ) пути;
—быстродействие составных соединений, определяемое сред ним минимальным временем, необходимым для установления со
единений по составным путям, содержащим один или несколько транзитных КЦ.
Основными факторами, определяющими быстродействие, явля ются скорость коммутации не входящих в соединение КЦ и система ■обмена сигналами ‘между линейными комплектами и управляю щими устройствами КЦ в процессе установления соединения.
Скорость коммутации определяется, в основном, следующими ■факторами:
—элементная база КЦ;
—степень автоматизации коммутационного процесса;
—способ построения системы управления соединениями на сети и, в частности, управляющих устройств КЦ;
—алгоритм работы СУНС;
—способ взаимодействия УУ с элементами коммутационного
тюля КЦ.
Система обмена линейными и управляющими сигналами опреде ляет величину быстродействия, в основном, за.счет:
—состава и объема сигналов;
—способов кодирования сигналов управления;
—способов передачи сигналов;
—способов повышения достоверности передачи сигналов;
—способов обработки сигналов соответствующими приемни
ками УУ и ЛК.
Существенные результаты по увеличению быстродействия сетей ■связи дает развитие коммутационной техники. Так, быстродействие простых соединений на междугородных сетях связи с шаговыми и координатными КЦ определяется временем 20—40 секунд. Быстро действие составного соединения с одним транзитным КЦ на сетях внутренней связи с координатными КЦ определяется временем
10—20 секунд.
Ожидаемое быстродействие составных соединений на сетях дальней связи с числом транзитных квазиэлектронных КЦ, равным Б—6, определяется временем около 10 секунд, а на интегральных сетях связи —■около единицы секунд.
119