Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в случаях использования специальных мер по давлению шума, особенно глушителями.

Общие уровни громкости шума электрических машин на рас­ стоянии 0,5 м от корпуса в точке с максимальным уровнем могут быть рассчитаны по следующим приближенным формулам.

а. Машины защищенного исполнения с самовентиляцией:

 

L = 10 lg Р + 20

lg п + 5, дб,

(7-6)

где Р — мощность машины, квт\

п — скорость вращения, об/мин.

б. Машины с замкнутой самовентиляцией:

 

L = 10 lg Р +

20 lg п, дб.

(7-7)

в. Машины закрытые с водяным охлаждением:

 

L = 10 lg Р + 20 lg п — 10, дб

(7-8)

г. Машины с посторонней вентиляцией, шум которых опре­

деляется шумом постороннего вентилятора

 

L = 14 lg Р + 80, дб,

(7-9)

где Р — мощность электровентилятора, кет.

Сопоставление измеренных уровней громкости шума машин различного исполнения с вычисленными по формулам дает откло­ нение ±3 дб.

При проектировании малошумных машин надо иметь в виду следующее:

1. В крупных машинах с самовентиляцией, в которых воздух засасывается из атмосферы и выдувается в атмосферу, шум может быть снижен на 6—9 дб, если заменить самовентиляцию принуди­ тельной вентиляцией от постороннего вентилятора.

Доля шума, вносимого посторонним вентилятором, может быть снижена, если его разместить под машиной в фундаменте, а воз­ духоводы выполнить толстостенными и покрыть звукоизоляцией. Значительное снижение шума может быть достигнуто пристрой­ кой глушителей к входу и выходу воздуха.

2.У машин с наружным обдувом шум определяется только наружным вентилятором. На рис. 7-10 показан спектр шума асин­ хронного электродвигателя мощностью 45 кет, при 2945 об/мин

снаружным обдувом (кривая 1) и двигателя закрытого исполне­ ния (кривая 2), обеспечивающего ту же мощность. Уменьшение шума машины составляет 26 дб. Такой вариант установки может быть рекомендован для двигателей мощностью до 50 кет в особых случаях малошумной работы.

3.У машин с замкнутой самовентиляцией степень уменьшения шума зависит от толщины и веса стенок воздуховодов.

В крупных машинах с тонкостенными щитами последние должны быть покрыты с внутренней стороны звукопоглотителем.

На рис. 7-11 показаны спектры шума асинхронного электро­ двигателя мощностью 2000 кет при 1490 об/мин, с протяжной

108


самовентиляцией (кривая 1) и вентиляцией по замкнутому кон­ туру с воздухоохладителем (кривая 2). Толщина стенок корпуса и щитов колеблется от 5 до 20 мм.

30

40

50

10

100

140

200

280

400

500

800

1120

1000 2240 3200 4480 0400гц

Р и с .

7 -1 0 .

С п ек тр огр ам м а

ш ум а

а си н х р о н н о го

д в и га тел я м ощ ностью

4 5 кет п р и

ск о р о ст и

в ращ ен и я 2 9 4 5

об/мин с н а р уж н ы м об д у в о м (1) и б ез

 

 

 

 

 

 

н а р у ж н о г о

о б д у в а

(2)

 

Р и с . 7 -1 1 . С п ек тр огр ам м а ш ум а

а си н х р о н н о го д в и гател я 2 0 0 0 кет,

1490 об/мин

с п р о тя ж н о й сам ов ен ти л я ц и ей

( /) и в ен ти л я ц и ей п о за м к н у т о м у

к о н т у р у (2)

4. В машинах с полным водяным охлаждением токоведущие шины, выходящие из корпуса, и щели в корпусе должны'быть тщательно уплотнены.

В зависимости от требований к уровню шума по ГОСТ 16372—70 электрические машины разделяются на классы: 0; 1; 2; 3; 4.

Допустимые значения средних уровней звука А на расстоянии 1 м от корпуса для электрических машин класса 1 в режиме холо­ стого хода не должны превышать значений, указанных в табл. 7-3.

109



Таблица 7-3

Номинальная

Средние значения уровня звука, до, электрических

машин с номинальной скоростью вращения,

об/мин

мощность,

 

 

 

 

 

 

кет (кв-а)

<1000

1000-1500

1500—2200

2200-3000 3000-4000

 

0 ,2 5 — 1,5

64

 

68

70

71

75

1 ,5 — 4 ,0

67

 

7 2

74

76

80

4 ,0 — 15

74

 

78

82

8 5

89

1 5 ,0 — 45

80

 

8 5

87

89

93

4 5 ,0 — 132

85

 

9 2

95

97

100

132— 400

9 0

*

9 6 *

9 8 *

100 *

104 *

4 0 0 — 1000

9 4

*

100 *

103 *

105 *

109 *

* Указанные значения являются факультативными.

Допустимые значения средних уровней звука должны быть ниже указанных в табл. 7-3:

для машин класса 2 — на 5 дб] для машин класса 3 — на 10 дб;

для машин класса 4 — не менее чем на 15 дб.

Для машин класса 0 уровни звука могут быть выше указан­ ных в табл. 7-3.

При определении класса шума электрических машин можно руководствоваться следующим примерным перечнем:

Класс 0 — машины кратковременного и повторно-кратковре­ менного действия, индукторные и сварочные генераторы, дизельгенераторы и т. п.

Класс 1 — вентилируемые машины постоянного и перемен­ ного тока нормального исполнения без средств подавления шума.

Класс 2 — вентилируемые машины постоянного и переменного тока со средствами подавления шума.

Класс 3 — машины с водяным и естественным охлаждением. Класс 4 — машины со звукоизолирующим кожухом.

Глава восьмая

КОЛЕБАНИЯ РОТОРОВ

8-1. КОЛЕБАНИЯ ВАЛА С ОДНОЙ СОСРЕДОТОЧЕННОЙ МАССОЙ

Рассмотрим вертикальный вал (рис. 8-1) с диском массой т, вращающийся с угловой скоростью со.

После удара по диску вал под действием центробежной силы mw2y начнет вращаться в изогнутом состоянии, которое не ме­ няется, если неизменна угловая скорость. Условие равновесия

ПО


сил в этом случае имеет вид:

 

пио2у = ky

 

или

(8-1)

(то)2 — k) у = О,

где k — жесткость вала при изгибе.

Условие (8-1) возможно, если у произвольно, а со имеет зна­ чение

(8-2)

Выражение (8-2) дает критическую скорость вращения вала. Для вала длиной I с моментом инерции поперечного сечения

при изгибе /, с диском, посаженным в середине вала,

эта скорость

равна

 

 

 

 

 

 

 

(ok -V-

4 8 EJ

 

 

 

(8-3)

 

ml2

 

 

 

 

Чтобы определить, как

изменяется прогиб вала

 

при приближении скорости

его вращения к крити­

 

ческой, допустим, что центр тяжести

диска

смещен

 

от оси вала на величину е.

Пренебрегая

демпфи­

 

рованием колебаний, условие равновесия

сил

 

примет вид:

 

 

 

 

 

 

 

т {у + е) и2 = ky\

 

 

(8-4)

 

прогиб

 

 

(£0/С0й)2

 

 

 

 

У = е k

 

 

 

 

(8-5)

 

 

1 — (со/соА) 2

 

 

---- Ш2

 

 

 

 

 

 

Р и с . 8 -1 . В е р ­

т

 

 

 

 

 

 

График этой зависимости показан

на рис. 8-2. Из

тикальны й

вал сдиском

этого графика видно, что с

возрастанием со

прогиб

 

растет от нуля и приобретает

неограниченное

значение при со =

= соА. При со —>оо прогиб стремится к е, так

что центр тяжести

приближается к оси вращения.

Часть кривой выше критической скорости принято изображать без учета знака.

На рис. 8-3 показано расположение точек В, S и G при равно­ весии сил по уравнению (8-4).

На этом рисунке В — ось подшипников, S — ось вала, G — центр тяжести диска.

При скоростях, меньших критической, точка G лежит от

центра В дальше, чем точка S, тогда

как

при скоростях, боль­

ших критической, точка 5 лежит

дальше,

чем точка G. Точки

5 и G при всех скоростях лежат

по

одну

и ту же сторону от

точки В,

 

 

 

Ш