Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уже после введения ППСС-60 в течение семи лет в мировом морском флоте потерпели аварии от столкно­ вений около 11 000 судов, из них 120 погибло.

Начиная с 1965 г. были проведены различные орга­ низационные и технические мероприятия (оснащение судов РЛС и создание методов и систем для обработки радиолокационной информации, введение односторонне­ го движения в местах усиленного судоходства, повыше­ ние подготовки судоводителей и т. д.), направленные на снижение аварийности. Однако хотя они и понизили в общем аварийность судов, но не привели к большому снижению числа столкновений.

Все это предопределило появление большого коли­ чества предложений по изменению структуры и содер­ жания ППСС с целью придать им большую логичность и последовательность. Необходимость корректировки Правил обусловлена также ростом размеров и скорос­ тей судов, принятием решения об обязательном осна­ щении морских судов радиолокаторами, разделения дви­ жения судов в районах с повышенной интенсивностью судоходства и, наконец, создания судов принципиально новых типов на подводных крыльях и воздушной по­ душке.

Таким образом, создание новых международных Правил предупреждения столкновений судов в море явилось реальной необходимостью.

Общее построение Правил более удобно для изуче­ ния и применения. В ряде случаев Правила более четко сформулированы и уточнены. Введены и уточнены новые термины, как, например «безопасная скорость», кото­ рая обязывает судно следовать не только в плохую ви­ димость, но всегда согласовывая ее с условиями и обстоятельствами плавания.

В Правилах получил развитие порядок плавания в узкостях, более четко разделена ответственность за расхождение между судами в зависимости от их ма-

163

невренных возможностей. В связи с этим введены но­ вые термины. Для больших судов увеличена даль­ ность видимости огней.

Новые МППСС—72 в значительной степени отлича­ ются от -ППСС-60.

МППСС—72 состоят из пяти частей, охватывающих 38 Правил и четыре приложения.

Новые Правила стали более четкими, ясными и крат­ кими, из них исключены и перенесены в приложения требования к расположению и некоторым техническим характеристикам огней, знаков и звукосигнальных уст­ ройств. Перенесенная в приложения техническая инфор­ мация не входит в обязательный круг знаний судоводи­ теля и не требуется непосредственно для предупрежде­ ния столкновения судов. По той же причине из Правил перенесено в приложения описание сигналов бедствия. Следует отметить, что в приложениях требования к тех­ ническим характеристикам для судовых навигационных огней и звукосигнальных устройств получили значитель­ ное развитие.

В приложении даны также сигналы для рыболовных судов, занятых совместным ловом рыбы. Это новое при­ ложение основано на практике работы рыболовных су­ дов.

Остановимся на общем содержании основных частей МППСС.

Часть А — Общие положения. Здесь, в соответствии с принятой структурой, помещены общие положения, относящиеся ко всем МППСС. Часть содержит три пра­ вила: порядок применения МППСС, ответственность за соблюдение МППСС и общие определения терминов и специальных слов, встречающихся в тексте Правил.

Часть В — Правила плавания и маневрирования. Содержит 16 правил. Правила, касающиеся плавания и маневрирования судов, являются наиболее важными для предупреждения столкновений судов в море, поэтому

164


они. помещены непосредственно за общими положения­ ми. Другая особенность этой части заключается в том, что в ней объединены все правила плавания и маневри­ рования, действующие как в хорошую, так и в ограни­ ченную видимость. (В международных Правилах преду­ преждения столкновений судов в море сохранилось раз­ личие между требованиями для расхождения судов в хо­ рошую и ограниченную видимость, так эти условия нель­ зя считать одинаковыми).

Часть В состоит из трех разделов.

I — Плавание судов при любых условиях видимости. В этом разделе Правила: 4 — Применение, 5 — Наблю­ дение, б — Безопасная скорость, 7 — Опасность столк­ новения, 8 — Действия для предупреждения столкнове­ ния, 9 — Плавание в узкостях, 10 — Плавание по сис­ темам разделения движения.

II — Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. В этом разделе Правила: II — Применение, 12 — Парусные суда, 13 — Обгон, 14 — Ситуация сбли­ жения судов, идущих прямо друг на друга, 15 — Ситуа­ ция пересечения курсов, 16 ■— Действия судна, уступа­ ющего дорогу, 17 — Действия судна, которому уступа­ ют дорогу, 18 — Взаимные обязанности судов.

III— Плавание судов при ограниченной видимости.

Вэтом разделе Правило 19 — Плавание судов при ог­

раниченной видимости.

Часть С — Огни и знаки. Содержит 12 Правил. Три первые Правила содержат общие положения, касающие­ ся всех остальных Правил, в которых объединены тре­ бования об огнях и знаках, предписываемых для раз­ личных категорий судов. По дальности видимости нави­ гационные огни разделены в соответствии с длиной суд­ на. По длине суда разделены на три группы: 50 м и более, от 12 м до 50 м и суда длиной менее 12 м.

Часть С содержит Правила: 21 — Определения, 22 — Видимость огней, 23 — Суда, занятые буксиров­

1 6 5

кой и толканием, 25 — Парусные суда на ходу и суда на веслах, 26 — Рыболовные суда, 27 — Суда, лишен­ ные возможности управляться или ограниченные в воз­ можности маневрировать, 28 — Суда, стесненные своей осадкой, 29 — Лоцманские суда, 30 — Суда на якоре и суда на мели, 31 — Гидросамолеты.

Часть D — Звуковые и световые сигналы. Содержит шесть правил. По своей структуре эта часть является новой. В ней помещены требования, касающиеся пода­ чи с судов информационных и предупредительных сиг­ налов. В этой части объединены как сигналы маневри­ рования, подаваемые как в хорошую видимость, так и сигналы, подаваемые с целью предупреждения встреч­ ных судов в условиях ограниченной видимости.

Часть D содержит Правила:

32 — Определения,

33 — Оборудование для подачи

звуковых сигналов,

34 — Сигналы маневрирования

и предупреждения,

35 — Звуковые сигналы при ограниченной видимости, 36 — Сигналы для привлечения внимания, 37 — Сигна­ лы бедствия.

Часть Е — Изъятия. Состоит из одного правила и является принципиально новой. Эта часть регламенти­ рует вопросы, связанные с переоборудованием сущест­ вующих судов для соблюдения ими технических требо­ ваний новых Правил.

В приложениях дано:

1 — Расположение и технические характеристики огней и знаков;

2 — Дополнительные сигналы для рыболовных су­ дов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга;

3 — Технические характеристики звукосигнальных устройств;

4 — Сигналы бедствия.

Наряду с рядом принятых мер МППСС—72 должны сыграть большую роль в резком снижении аварийности судов в море от их столкновений.

166


Совершенствование

судовождения

Большое будущее в мореплавании принадлежит

комплексной автоматизации процессов

судовождения.

Автоматизация судовождения — один из

основных по­

казателей технического

прогресса.

Успешное решение

этой проблемы улучшит

условия

труда

плавсостава,

снизит себестоимость морских перевозок и повысит бе­ зопасность мореплавания.

Осуществление

комплексной

автоматизации

нача­

лось с

частичной

автоматизации,

которая заключается

в автоматизации

отдельных

операций

судовождения,

например прокладки

пути на карте,

вождения

судна

по заданному курсу,

вычислений

при

обсервациях

и т. д.

В автоматизации

отдельных операций

судо­

вождения уже достигнуты значительные успехи, она

беспрерывно совершенствуется и начала

применяться

на судах морского флота.

Особенно успешно осущест­

вляется вождение судна

по заданному

курсу с по­

мощью авторулевых.

 

 

Большую роль в разрешении проблемы автоматиза­ ции играет надежность и точность работы навигаци­ онной аппаратуры. За последние годы суда морского флота почти полностью оборудованы радиоэлектронавнгационными техническими средствами. Они разра­ ботаны в послевоенные годы и удовлетворяют потреб­ ностям судовождения на современном этапе.

Процесс автоматизированного управления движе­ нием судна состоит из сбора информации о парамет­ рах движения своего судна, встречных объектов, обра­ ботки собранного материала и выработки команд управления, обеспечивающих безопасное плавание суд­ на. Отсюда следует, что совершенствование техниче­ ских средств автоматизации управления движением

167



судна должно идти по пути совершенствования датчи­ ков навигационной информации и устройств, предна­ значенных для обработки этой информации и выработ­ ки команд управления судном.

Большое внимание уделяется разработке и созда­ нию общесудовых информационных и вычислительных

систем.

Они должны

собрать,

обработать

и выпол­

нить

анализ

большого

объема

самой

разнообразной

информации.

Это

возможно

 

осуществить

только с

помощью

хорошо

развитой

вычислительной техники.

В настоящее время в созданных автономных систе­

мах

автоматизации

судовых

процессов

используются

средства вычислительной техники, которые по сущест­ ву разрознены. Поэтому возникает необходимость объединения разнородных и дублирующих вычисли­ тельных устройств в единую общесудовую информаци­ онно-вычислительную систему. Такая система явится базой создания комплексной автоматизации всех судо­

вых процессов с

наиболее эффективной

централизо­

ванной системой

эксплуатации

и управления судном.

Единая общесудовая система

снизит

общую стои­

мость средств вычислительной техники и автоматизации судовых процессов.

Развитие технических средств судовождения и принципов автоматизации производственных процессов на судах будет определяться направлением, по кото­

рому пойдет развитие радиоэлектроники,

вычисли­

тельной техники,

автоматики, судостроения,

и дости­

жениями науки

и прогресса техники в этих

областях.

В итоге комплексная автоматизация будет охваты­ вать производственный процесс, эксплуатацию и упра­ вление движением судна.

Применение автоматизации на морском флоте зна­ чительно повысит экономическую эффективность рабо­ ты судов и приведет к значительному улучшению ор­ ганизации труда судоводительского состава. Роль су-

168