ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Уже после введения ППСС-60 в течение семи лет в мировом морском флоте потерпели аварии от столкно вений около 11 000 судов, из них 120 погибло.
Начиная с 1965 г. были проведены различные орга низационные и технические мероприятия (оснащение судов РЛС и создание методов и систем для обработки радиолокационной информации, введение односторонне го движения в местах усиленного судоходства, повыше ние подготовки судоводителей и т. д.), направленные на снижение аварийности. Однако хотя они и понизили в общем аварийность судов, но не привели к большому снижению числа столкновений.
Все это предопределило появление большого коли чества предложений по изменению структуры и содер жания ППСС с целью придать им большую логичность и последовательность. Необходимость корректировки Правил обусловлена также ростом размеров и скорос тей судов, принятием решения об обязательном осна щении морских судов радиолокаторами, разделения дви жения судов в районах с повышенной интенсивностью судоходства и, наконец, создания судов принципиально новых типов на подводных крыльях и воздушной по душке.
Таким образом, создание новых международных Правил предупреждения столкновений судов в море явилось реальной необходимостью.
Общее построение Правил более удобно для изуче ния и применения. В ряде случаев Правила более четко сформулированы и уточнены. Введены и уточнены новые термины, как, например «безопасная скорость», кото рая обязывает судно следовать не только в плохую ви димость, но всегда согласовывая ее с условиями и обстоятельствами плавания.
В Правилах получил развитие порядок плавания в узкостях, более четко разделена ответственность за расхождение между судами в зависимости от их ма-
163
невренных возможностей. В связи с этим введены но вые термины. Для больших судов увеличена даль ность видимости огней.
Новые МППСС—72 в значительной степени отлича ются от -ППСС-60.
МППСС—72 состоят из пяти частей, охватывающих 38 Правил и четыре приложения.
Новые Правила стали более четкими, ясными и крат кими, из них исключены и перенесены в приложения требования к расположению и некоторым техническим характеристикам огней, знаков и звукосигнальных уст ройств. Перенесенная в приложения техническая инфор мация не входит в обязательный круг знаний судоводи теля и не требуется непосредственно для предупрежде ния столкновения судов. По той же причине из Правил перенесено в приложения описание сигналов бедствия. Следует отметить, что в приложениях требования к тех ническим характеристикам для судовых навигационных огней и звукосигнальных устройств получили значитель ное развитие.
В приложении даны также сигналы для рыболовных судов, занятых совместным ловом рыбы. Это новое при ложение основано на практике работы рыболовных су дов.
Остановимся на общем содержании основных частей МППСС.
Часть А — Общие положения. Здесь, в соответствии с принятой структурой, помещены общие положения, относящиеся ко всем МППСС. Часть содержит три пра вила: порядок применения МППСС, ответственность за соблюдение МППСС и общие определения терминов и специальных слов, встречающихся в тексте Правил.
Часть В — Правила плавания и маневрирования. Содержит 16 правил. Правила, касающиеся плавания и маневрирования судов, являются наиболее важными для предупреждения столкновений судов в море, поэтому
164
они. помещены непосредственно за общими положения ми. Другая особенность этой части заключается в том, что в ней объединены все правила плавания и маневри рования, действующие как в хорошую, так и в ограни ченную видимость. (В международных Правилах преду преждения столкновений судов в море сохранилось раз личие между требованиями для расхождения судов в хо рошую и ограниченную видимость, так эти условия нель зя считать одинаковыми).
Часть В состоит из трех разделов.
I — Плавание судов при любых условиях видимости. В этом разделе Правила: 4 — Применение, 5 — Наблю дение, б — Безопасная скорость, 7 — Опасность столк новения, 8 — Действия для предупреждения столкнове ния, 9 — Плавание в узкостях, 10 — Плавание по сис темам разделения движения.
II — Плавание судов, находящихся на виду друг у друга. В этом разделе Правила: II — Применение, 12 — Парусные суда, 13 — Обгон, 14 — Ситуация сбли жения судов, идущих прямо друг на друга, 15 — Ситуа ция пересечения курсов, 16 ■— Действия судна, уступа ющего дорогу, 17 — Действия судна, которому уступа ют дорогу, 18 — Взаимные обязанности судов.
III— Плавание судов при ограниченной видимости.
Вэтом разделе Правило 19 — Плавание судов при ог
раниченной видимости.
Часть С — Огни и знаки. Содержит 12 Правил. Три первые Правила содержат общие положения, касающие ся всех остальных Правил, в которых объединены тре бования об огнях и знаках, предписываемых для раз личных категорий судов. По дальности видимости нави гационные огни разделены в соответствии с длиной суд на. По длине суда разделены на три группы: 50 м и более, от 12 м до 50 м и суда длиной менее 12 м.
Часть С содержит Правила: 21 — Определения, 22 — Видимость огней, 23 — Суда, занятые буксиров
1 6 5
кой и толканием, 25 — Парусные суда на ходу и суда на веслах, 26 — Рыболовные суда, 27 — Суда, лишен ные возможности управляться или ограниченные в воз можности маневрировать, 28 — Суда, стесненные своей осадкой, 29 — Лоцманские суда, 30 — Суда на якоре и суда на мели, 31 — Гидросамолеты.
Часть D — Звуковые и световые сигналы. Содержит шесть правил. По своей структуре эта часть является новой. В ней помещены требования, касающиеся пода чи с судов информационных и предупредительных сиг налов. В этой части объединены как сигналы маневри рования, подаваемые как в хорошую видимость, так и сигналы, подаваемые с целью предупреждения встреч ных судов в условиях ограниченной видимости.
Часть D содержит Правила: |
32 — Определения, |
33 — Оборудование для подачи |
звуковых сигналов, |
34 — Сигналы маневрирования |
и предупреждения, |
35 — Звуковые сигналы при ограниченной видимости, 36 — Сигналы для привлечения внимания, 37 — Сигна лы бедствия.
Часть Е — Изъятия. Состоит из одного правила и является принципиально новой. Эта часть регламенти рует вопросы, связанные с переоборудованием сущест вующих судов для соблюдения ими технических требо ваний новых Правил.
В приложениях дано:
1 — Расположение и технические характеристики огней и знаков;
2 — Дополнительные сигналы для рыболовных су дов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга;
3 — Технические характеристики звукосигнальных устройств;
4 — Сигналы бедствия.
Наряду с рядом принятых мер МППСС—72 должны сыграть большую роль в резком снижении аварийности судов в море от их столкновений.
166
Совершенствование
судовождения
Большое будущее в мореплавании принадлежит
комплексной автоматизации процессов |
судовождения. |
||
Автоматизация судовождения — один из |
основных по |
||
казателей технического |
прогресса. |
Успешное решение |
|
этой проблемы улучшит |
условия |
труда |
плавсостава, |
снизит себестоимость морских перевозок и повысит бе зопасность мореплавания.
Осуществление |
комплексной |
автоматизации |
нача |
|||||
лось с |
частичной |
автоматизации, |
которая заключается |
|||||
в автоматизации |
отдельных |
операций |
судовождения, |
|||||
например прокладки |
пути на карте, |
вождения |
судна |
|||||
по заданному курсу, |
вычислений |
при |
обсервациях |
|||||
и т. д. |
В автоматизации |
отдельных операций |
судо |
вождения уже достигнуты значительные успехи, она
беспрерывно совершенствуется и начала |
применяться |
|
на судах морского флота. |
Особенно успешно осущест |
|
вляется вождение судна |
по заданному |
курсу с по |
мощью авторулевых. |
|
|
Большую роль в разрешении проблемы автоматиза ции играет надежность и точность работы навигаци онной аппаратуры. За последние годы суда морского флота почти полностью оборудованы радиоэлектронавнгационными техническими средствами. Они разра ботаны в послевоенные годы и удовлетворяют потреб ностям судовождения на современном этапе.
Процесс автоматизированного управления движе нием судна состоит из сбора информации о парамет рах движения своего судна, встречных объектов, обра ботки собранного материала и выработки команд управления, обеспечивающих безопасное плавание суд на. Отсюда следует, что совершенствование техниче ских средств автоматизации управления движением
167
судна должно идти по пути совершенствования датчи ков навигационной информации и устройств, предна значенных для обработки этой информации и выработ ки команд управления судном.
Большое внимание уделяется разработке и созда нию общесудовых информационных и вычислительных
систем. |
Они должны |
собрать, |
обработать |
и выпол |
|||||
нить |
анализ |
большого |
объема |
самой |
разнообразной |
||||
информации. |
Это |
возможно |
|
осуществить |
только с |
||||
помощью |
хорошо |
развитой |
вычислительной техники. |
||||||
В настоящее время в созданных автономных систе |
|||||||||
мах |
автоматизации |
судовых |
процессов |
используются |
средства вычислительной техники, которые по сущест ву разрознены. Поэтому возникает необходимость объединения разнородных и дублирующих вычисли тельных устройств в единую общесудовую информаци онно-вычислительную систему. Такая система явится базой создания комплексной автоматизации всех судо
вых процессов с |
наиболее эффективной |
централизо |
|
ванной системой |
эксплуатации |
и управления судном. |
|
Единая общесудовая система |
снизит |
общую стои |
мость средств вычислительной техники и автоматизации судовых процессов.
Развитие технических средств судовождения и принципов автоматизации производственных процессов на судах будет определяться направлением, по кото
рому пойдет развитие радиоэлектроники, |
вычисли |
|
тельной техники, |
автоматики, судостроения, |
и дости |
жениями науки |
и прогресса техники в этих |
областях. |
В итоге комплексная автоматизация будет охваты вать производственный процесс, эксплуатацию и упра вление движением судна.
Применение автоматизации на морском флоте зна чительно повысит экономическую эффективность рабо ты судов и приведет к значительному улучшению ор ганизации труда судоводительского состава. Роль су-
168