ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
идет в восточном направлении, и западное W, если в за падном.
Важное значение имеют понятия об основных точ ках, кругах, линиях и плоскостях в месте, где находит ся наблюдатель. В данной точке земной поверхности наблюдатель имеет одно из главных и определенных на правлений, указываемых ему свободно висящим отве сом. Он указывает вверху над наблюдателем зенит — Z, а внизу надир — п (рис. 2). Через отвесную линию можно провести бесчисленное множество вертикальных плоскостей. Вместе с тем можно избрать систему плос костей, которые будут перпендикулярны отвесным плос костям, т. е. горизонтальные плоскости. Та из горизон тальных плоскостей, которая проходит через глаз наб людателя, носит название плоскости истинного горизон та наблюдателя. Одну из вертикальных плоскостей, ко торая проходит через глаз наблюдателя, земные полю сы, зенит и надир, называют плоскостью истинного ме ридиана наблюдателя. Значение этой плоскости очень велико, так как она, пересекаясь с поверхностью Земли, образует на ней большой круг, носящий название ме ридиана наблюдателя. Пересечение плоскости меридиа на наблюдателя с плоскостью истинного горизонта определяет направление истинного меридиана, т. е. ос новное направление линии север—юг (N—S). Верти кальная плоскость, перпендикулярная к плоскости истин ного меридиана, носит название плоскости первого вер тикала. Она, пересекаясь с плоскостью истинного гори зонта, образует направление восток — запад (Ost — W).
Рассмотренные три плоскости для наблюдателя, на
ходящегося |
в данном |
месте |
Земли, занимают вполне |
|||
определенное |
и |
постоянное |
положение. |
Образован |
||
ные ими линии N—S |
и |
Ost—W делят |
плоскость ис |
|||
тинного горизонта |
на |
четыре четверти NO, SO, SW и |
||||
NW, которые служат для |
определения необходимых су |
|||||
доводителю направлений. |
|
|
|
|||
18 |
|
|
|
|
|
|
Рис. 2. Главные направ ления и плоскости на Земле
Еще в древние времена, в эпоху зарождения море плавания, каждая четверть горизонта делилась на восемь частей, а, следовательно, весь горизонт — на 32 части. Эти 32 направления получили названия румбов, угловая величина которых равна 360°:32= 11V40- Рум бы нумеровались и имели названия, составленные по определенной системе. Ими широко пользовались во времена парусного флота.
Шло время, парусные суда уходили в прошлое и уступали место паровым. Точность судовождения по высилась, и система определения направлений по рум бам начала терять свое значение. Появилась новая си стема, в которой каждая четверть горизонта делилась на 90°. Счет градусов начинался от направлений север
(N) |
или юг (S) к направлениям |
восток |
(Ost) или за |
пад |
(W) от 0 до 90°. Этой системой пользуются и в на |
||
стоящее время. |
румбам |
в упрощен |
|
Системой счета горизонта по |
ном виде сейчас пользуются только для определения приближенных направлений ветра и течения.
19
На границе девятнадцатого и двадцатого столетий появилась наиболее совершенная и удобная система счета горизонта. В ней горизонт разделили на 360°, и
направления начали указывать числом градусов |
от 0 |
до 360° по часовой стрелке от северной части |
мери |
диана наблюдателя. |
|
Штурман для определения места судна в море по стоянно пользуется двумя видами направлений. Одно указывает движение судна, а другое — на какой-либо объект (рис. 3).
Первое называют истинным курсом (ИК), второе — истинным пеленгом (ИП). Особенностью истинного пе ленга является то, что его величина не зависит от на правления движения судна, а следовательно, и от на правления диаметральной плоскости последнего.
При решении ряда навигационных задач приходит ся иметь дело с обратным ИП, т. е. направлением, от личающимся от ИП на 180°, или, другими словами, если ИП указывает направление с судна на береговой объект, то обратный ИП указывает направление с бере гового объекта на судно.
Мы рассмотрели два направления относительно ис тинного меридиана. Во многих случаях возникает не обходимость определять направления на объект отно сительно диаметральной плоскости судна. Такие направления носят название курсовых углов (КУ) лево го и правого борта, так как их счет ведется от носо вой части диаметральной плоскости судна по право му и левому борту до направления на объект в преде лах от 0 до 180°.
Между истинным курсом, истинным пеленгом и кур
совым углом существует зависимость, которую легко получить из рис. 3:
И К = ИП + КУ л/б и И К = И П — К У пр)б.
20
Рис. 3. Зависимость меж ду истинным курсом, ис тинным пеленгом и кур совым углом
Истинные курсы, истинные пеленги и курсовые уг лы могут быть определены с помощью компасов, о ко торых будет сказано ниже.
Для указания приближенных направлений моряки
часто пользуются |
выражениями «на |
крамболе», |
«на |
|
траверзе» или «на |
раковине», добавляя |
|
дополнительно |
|
«слева» или «справа». Эти направления |
соответству |
|||
ют приближенно курсовым углам 45, 90 и 135°. |
ка |
|||
Здесь уместно |
рассмотреть вопрос |
о |
том, на |
ком расстоянии от судна будут открываться вершины гор и маяки при подходе судна к берегу. Читатель, очевидно, не раз наблюдал за появлением судна из-за горизонта. В ясную погоду сначала виден дым, затем мачты, трубы и, наконец, появляется весь корпус. Это явление объясняется шарообразностью Земли. При ближающееся судно можно увидеть и на очень боль шом расстоянии, но тогда наблюдатель должен под няться на какую-либо возвышенность. Это явление хорошо знакомо морякам, ибо при подходе к берегу они опознают его, отыскивают маяки, которые нужны для определения места судна. Поэтому очень важно знать дальность видимого горизонта и дальность ви димости предметов.
21
Видимый горизонт — это |
линия |
раздела воздушной |
и водной масс, которую мы |
видим |
на горизонте. Его |
дальность зависит от того, на какой высоте над уров нем моря находится глаз наблюдателя, или, как при нято говорить, от высоты глаза наблюдателя. Если дальность видимого горизонта выразить в морских ми лях, то она будет равна удвоенному квадратному кор ню из высоты глаза (в метрах), т. е.
|
Д = |
2,08 V е. |
|
Эта |
формула очень |
важна, |
так как, зная высоту |
глаза |
наблюдателя е, |
всегда |
можно определить рас |
стояние до видимого горизонта Д, а также до появля
ющегося из-за горизонта |
предмета (маяка, горы и |
т. д.). Как видно из рис. 4, |
дальность видимости пред |
мета Дп состоит из суммы дальности видимости гори зонта Де с высоты глаза наблюдателя и дальности ви димости горизонта с высоты открывающегося предме та Дш т. е.:
Дп — Дп -f- Де — 2,08 (]/"Н + ~\fв ).
22
На морских картах и в различных пособиях по су довождению дальность видимости маяков приводится с высоты глаза наблюдателя, равной 5 м. Это наиболее распространенная высота. Если высота глаза на блюдателя другая, то указанные дальности видимости маяков исправляют поправкой, которая обозначается греческой буквой дельта (А):
Д = 2,08 \ г ё - 4,7.
Рассчитываемые по формулам дальности видимости маяков носят названия геометрических, или географи ческих, дальностей видимости. Ночью дальность ви димости маяков будет зависеть от силы их огня и устройства маячного аппарата. Такую дальность ви димости называют оптической. Плохие атмосферные условия часто уменьшают ее, поэтому, устанавливая источники света на маяках, их силу рассчитывают так, чтобы оптическая дальность была несколько больше геометрической.
Определение направлений в море
Совершая плавание из одного порта в другой, судно идет по заранее намеченному пути, при этом прой денный путь обязательно учитывается, т. е. ведется счисление пути судна. Основным прибором, указыва ющим направления в море, является компас. Существу ют три типа компасов: магнитные, гироскопические и гиромагнитные. В судовождении пользуются магнит ными и гироскопическими компасами.
Применять магнитную стрелку для указания на правлений стали очень давно. Известно, что магнитная
23
стрелка располагается вдоль магнитных силовых ли ний Земли и одним концом указывает направление на северный магнитный полюс, а другим — на южный. Это свойство лежит в основе устройства магнитного ком паса.
Современные суда строят из судовой стали. Поэто му судно, находясь в магнитном поле Земли, намагни чивается подобно железному бруску и образует вок руг себя магнитное поле. К нему дополнительно при бавляются магнитные поля от электроустановок и электропроводов. В результате магнитные поля Земли и судна образуют общее магнитное поле, поэтому маг нитная стрелка компаса, установленного на судне, рас полагается в направлении силовых линий общего маг нитного поля. Это направление называют компасным меридианом. Угол между северной частью истинного и
компасного |
меридианов |
является |
поправкой |
компа |
са Д/С. |
|
|
|
|
Итак, в |
показаниях |
магнитного |
компаса, |
как и в |
показаниях какого-либо другого прибора, существует поправка. Штурману очень важно знать точное ее значение, так как от этого зависит, насколько точно движется судно по намеченному пути, а также точность
определений места судна по различным береговым ори ентирам.
Создатели теории магнитно-компасного дела — рус ские ученые И. П. Белавенец, И. П. Колонг, А. Н. Кры лов, Н. Н. Оглоблинский, В. Я. Павлинов и др. Бла годаря их работам магнитно-компасное дело в нашей стране получило большое развитие, а конструкция 127-мм магнитного компаса, разработанная этими уче
ными, считается и до настоящего времени лучшей в мире.
По назначению компасы делятся на главные, пу тевые и шлюпочные. Главным на судне избирают тот компас, по которому ложатся на избранные курсы и бе-
24
Рис. 5. Общий вид 127-мм магнитного морского компаса
рут пеленги земных ориентиров, |
и |
небесных |
светил. |
|||||||||||
Его устанавливают |
в |
диаметральной |
плоскости1 |
суд |
||||||||||
на на верхнем мостике. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
По путевому компасу, который устанавливают в ру |
||||||||||||||
левой |
рубке, |
рулевой |
удерживает судно |
на заданном |
||||||||||
курсе. |
|
магнитный |
127-мм |
компас |
системы |
|
ГУ |
|||||||
Морской |
|
|||||||||||||
(рис. |
5) — единственный |
тип магнитного |
компаса, |
ко |
||||||||||
торый |
применяется |
на |
судах |
советского |
морского |
|||||||||
флота. Этот прибор дает точные |
и надежные |
пока |
||||||||||||
зания. |
|
|
|
|
компаса |
являются: |
котелок |
с |
||||||
Основными частями |
||||||||||||||
картушкой в |
жидкости |
1, нактоуз |
2, |
пеленгатор |
3 |
и |
||||||||
1 Диаметральная |
плоскость |
судна перпендикулярна |
палубе |
и |
||||||||||
проходит по середине |
судна |
между его |
бортами. |
|
|
|
|
|
25