Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

доводительского состава на автоматизированном суд­ не будет сводиться к подготовке, пуску и контролю за надежностью работы технических средств, своевремен­

ной

остановке,

устранению неисправностей и т. д.

С

внедрением

автоматизации в судовождении долж­

на значительно повышаться и квалификация штурман­ ского состава.

В настоящее время большие исследования в обла­ сти комплексной автоматизации судна ведутся в Цент­

ральном научно-исследовательском институте

морско­

го флота (ЦНИИМФ),

в Союзморниипроекте

и в на­

учно-исследовательских

отделах при высших

морских

учебных заведениях.

Другой не менее важной проблемой является пла­ вание судов по наивыгоднейшим путям.

В общем случае кратчайшее расстояние между пунктами плавания меньше протяженности наивыгод­ нейших путей между ними. Но использование наивы­ годнейших путей повышает безопасность мореплава­ ния и является более выгодным, так как затрата ходо­ вого времени на них сокращается.

Многовековая морская практика на основе много­ летних наблюдений за гидрометеорологическими усло­ виями выработала рекомендованные пути, которыми в основном и пользуются моряки. При их выборе учитывались среднестатистические благоприятные вет­ ры, волнения моря, течения и особенности морских ка­ честв судов. Но далеко не всегда гидрометеорологи­ ческая обстановка оказывается благоприятной для плавания на рекомендованных путях.

Ветер, волнение, туманы, течение, льды и т. п. не­ редко представляют большую опасность для морепла­ вания и значительно увеличивают время перехода.

Для выбора наивыгоднейших путей необходимо располагать точными прогнозами погоды. Развитие синоптики уже достигло такого уровня, что стало воз-

169

можным обеспечить судоводителей достоверной инфор­ мацией гидрометеорологической обстановки на не­ сколько дней вперед.

Для обеспечения прогнозов погоды большое зна­ чение имеет сбор надежной и полной информации о погоде над океанами и морями. Сбор такой информа­ ции в настоящее время проводится на производствен­ ных судах штурманским составом, на специализиро­ ванных научно-исследовательских судах, а также с по­ мощью искусственных спутников земли (ИСЗ).

В начале второй половины двадцатого столетия на­ чалось изучение погоды с помощью космических метео­ рологических ракет и метеорологических спутников. Бы­ ло общепризнано, что для существенного улучшения прогнозов необходимо:

получать более полную и детальную информацию о состоянии атмосферы тех районов, из которых поступало еще малое количество данных или они совсем отсутст­ вовали (тропики, океаны, полярные области);

обозревать в деталях крупномасштабные погодные системы, чтобы в меньшей степени зависеть от приня­ тых классических моделей погоды, которые в опреде­ ленных ситуациях часто оставляют желать лучшего;

получать больше данных о ветре и давлении в верх­ них слоях тропосферы;

получать более подробные сведения об атмосфере в ночное время и, наконец,

уточнить модели, которые применяются при состав­ лении погоды.

Запуск метеорологических спутников в значительной

степени разрешил поставленные требования: увеличилось количество информации о погоде из всех районов Зем­ ного шара, а также из верхних слоев тропосферы; была получена информация о системах погоды в ночное вре­ мя, в результате чего оказалось возможным уточнить классические модели погоды, а исследования некоторых

1 7 0


проблем привели к усовершенствованию способов чис­ ленного прогноза.

В недалеком будущем спутники будут играть роль в сборе данных с различного типа наземных и находя­ щихся в атмосфере автоматических средств наблюдений над погодой. Собираемая ими информация будет пере­ даваться в определенные прогностические центры. Авто­ матические наземные станции будут располагаться на суше и на водной поверхности. Метеорологические на­ блюдения на них будут производиться автоматически.

Запуски метеорологических спутников открывают большие перспективы в области метеорологии. «Опрос» спутниками автоматических станций приведет к центра­ лизации метеорологической службы. В обработке полу­ ченного материала «активное участие» должны принять электронные машины. Таким образом, информация бу­ дет автоматически приниматься и вводиться в машины, которые будут анализировать метеорологические поля с одновременным численным прогнозом погоды. Резуль­ тат обработки будет выдаваться в виде автоматически составленных карт.

Запуск советского метеорологического спутника «Космос-122» был совершен 25 июня 1966 г. Изучение погоды с его помощью за сравнительно небольшое вре­ мя выросло до программ мировых масштабов.

Несколько лет, начиная с 1964 г., суда Балтийско­ го и Черноморского пароходств совершали эксперимен­ тальные плавания наивыгоднейшими путями. Прове­ денные плавания дали положительные результаты. Се­ годня плавание по наивыгоднейшим путям с учетом реального прогноза погоды внедряется в практику су­

довождения.

Мы уже познакомились с тем; как определяют на­ правления и пройденные расстояния в море, как ведет­ ся графическое счисление пути судна, дающее возмож­ ность беспрерывно следить за его перемещением, а так-

171

же, как производятся определения места судна по бе­

реговым ориентирам.

Эта одна

из главных задач су­

довождения,

которая

решается

определенным мето­

дом, рассмотренным нами в этой брошюре.

Решение

этой главной задачи

может быть осущест­

влено совершенно другим методом, носящим название

инерциальной

навигации, получившей развитие в са­

мые последние годы.

В этом новом методе с помощью

специальных приборов (акселерометров)

измеряют ус­

корение движения судна,

которое дает

возможность

вычислить

величину и

направление

пройденного

пути.

инерциальной

навигации

принадлежит

Методам

большое будущее.

Они имеют существенные преиму­

щества перед методами обыкновенной навигации. Од­ но из главных преимуществ заключается в том, что они носят автономный характер, т. е. такой, при

котором

не требуется связь

с береговыми

ориенти­

рами.

 

 

 

В Советском Союзе уже применяются методы инер­

циальной

навигации. Они с

успехом были

использо­

ваны на больших морских переходах и показали хоро­ шие результаты.

Атомная подводная лодка «Наутилус», принадле­ жащая США, в августе 1958 г. совершила переход под ледяным покровом из Берингова в Гренландское море через Северный полюс. Она прошла 1830 миль, и в значительной части пути были использованы методы инерциальной навигации. После всплытия оказалось, что ее счислимое место расходилось с действительным менее чем на 10 миль.

Но несмотря на достигнутые успехи в развитии инерциальной навигации, ее методы нуждаются в даль­

нейшей

разработке.

Применяемые приборы (акселе­

рометры,

гироскопические стабилизаторы, интеграль­

ные устройства и т.

д.) требуют дальнейшего совер-

172

 

 


шенства, а для решения некоторых задач должны быть созданы новые приборы.

Искусственные спутники Земли открыли широкие перспективы для осуществления целого ряда важней­ ших научных исследований. В настоящее время, кро­ ме разработанных искусственных спутников Земли для научных целей, большое внимание уделяется созданию спутников, имеющих народнохозяйственное значе­

ние.

За последние годы в ряде стран ведутся интенсив­ ные работы по созданию и запуску навигационных сис­ тем ИСЗ. Особое внимание уделено задаче точного определения географических координат мест судна в море.

Навигационные системы ИСЗ позволяют устранить ряд важных недостатков, присущих наземным радио­ навигационным и навигационным системам.

Виспользовании навигационных систем ИСЗ для определения положения места судна уже достигнуты значительные успехи. Запуск трех-четырех навигацион­ ных спутников на определенные орбиты создает радио­ навигационное обеспечение судовождения на всем зем­ ном шаре. Точность определения места судна, как показали специальные исследования, очень высока и составляет около 300 м.

Внастоящее время уже разработаны специальные

системы, с помощью которых производятся определе­ ния места судна по ИСЗ.

Геофизические спутники дали много сведений о магнитном поле Земли. Созданная общепланетная метеорологическая служба предсказывает пути пере­ мещения ураганов и тайфунов, а также прогнозирует погоду на длительное время. Все это сыграло огром­ ную роль в повышении безопасности мореплавания.

Список литературы

Б р и л и а н т Л. А. География морского судоходства. М .,. «Транспорт», 1975. 280 с.

Г р и ш и н Ю. А. История

мореплавания.

М., «Транспорт», 1972. 160

с.

Е р м о л а е в Г. Г. и др.

Морское судовож­

дение. М., «Транспорт»,

1970.

3 у б к о в А. Е. Предсказание погоды по ме­

стным

признакам.

М„ «Транспорт», 1970.

104 с.

 

 

 

 

 

 

Л я л ь к о в

Э. П„

В а с и н

А.

Г. Навига­

ция. М., «Транспорт»,

1975.

275

с.

Р у л ь к о в

Д. И.

Навигация

и лоция. М.,

«Транспорт», 1973. 252 с.

 

 

Т и т о в

Р.

Ю., Ф а й н

Г. И.

Мореходная

астрономия. М., «Транспорт», 1974. 328 с.

Управление судном и его техническая

эк­

сплуатация.

Под общ. ред.

А.

И.

Щ е т и ­

нино й . М., «Транспорт»,

1975.

608 с.

 

Ч е р н и е в

Л. Ф. Служба

времени

на

су­

дах морского флота. М., «Транспорт», 1965. 56 с.


О г л а в л е н и е

3

Краткий очерк истории мореплавания

10

Что такое

судовождение

14

Основные

понятия из навигации

23

Определение направлений в море

38

Определение пройденного судном расстояния

49

Время на

судне

 

58

Некоторые сведения из морской лоции

04

Навигационные

пособия по судовождению

75

Навигационное

оборудование на морских

81

путях

пути

судна

Счисление

89Определение места судна по визуальным наблюдениям береговых маяков

97 Определение места судна по небесным све­ тилам

108 Гидрометеорологическое обеспечение море­ плавания

121 Радиопеленгование на судах

136 Современные радионавигационные системы

144 Радиолокация

156 Сигнализация на море

159 Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС)

167 Совершенствование судовождения

174 Список литературы

ЛЕОНИД ФЕДОРОВИЧ ЧЕРНИЕВ

А З Б У К А С У Д О В О Ж Д Е Н И Я

Редактор Л. А. Ватулян

Художник А. С. Завьялов

Худож. редактор Е. Б. Ш апалина

Техн. редактор Н. Б. Усанова

Корректоры: Л. Я. Анаш кина. Л. С. СаОикапа

Сдано в набор 24/VI 1975 г. Подписано в печать 27/11 1976 г. Бумага 70ХЮ8'/з2. тип. № 1. 5,5 печ. л.

(7,7 уел. печ. л.). 7,94 уч.-изд. л. Тир. 20 000 экз. Т-02549. Изд. № 1-5-0/11 № 6860.

Цена 50 коп. Заказ 4811. Издательство «Транспорт», Москва, Басманный тупик, 6а

Гор. Куйбышев, пр. Карла Маркса, 201. Тин. изд-ва «Волжская коммуна».