ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ная (о пожаре и месте его возникновения), водяная (о течи и месте поступления воды на судно), темпера турная (об изменении температуры в грузовых поме
щениях), служебная |
(о служебных |
распоряжениях) |
и т. д. |
сигнализации |
могут быть визу |
Средства внешней |
альными, звуковыми и радиотехническими. К внешней сигнализации относятся Международный свод сигналов, семафор, азбука Морзе, условные звуковые сигналы, пиротехнические средства сигнализации и др.
Международный свод сигналов служит для пере говоров между судами, между судами и береговыми станциями и т. д. Переговоры ведутся путем переда чи сочетаний групп букв какими-либо средствами свя зи. Наиболее часто применяется флажная сигнализа ция. Имеется 40 флагов, которые состоят из 26 бук венных (четырехугольной формы с различной расцвет кой); 10 цифровых (треугольных с различной расцвет кой); 3 треугольных, заменяющих любой из 36 основ ных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний — один флаг (вымпел свода) — оповещает о том, что переговоры ведутся по Междуна родному своду сигналов.
Свод содержит около 70 тысяч группо-сочетаний, состоящих из одно- двух-, трех-, четырех- и пятифлаж ных сигналов. Их значение одинаковое на всех язы ках. Флаги поднимают один над другим и читают
сверху вниз.
Однофлажные (однобуквенные) сигналы предназ начены для срочных и важных сообщений; двухфлаж
ные — сигналы бедствия, |
маневрирования, поврежде |
|
ния, навигации, метеорологии и т. |
д.; трехфлажные — |
|
сигналы, служащие для |
различных |
переговоров обш,е- |
го характера, и т. д.
Сигналы набирают и разбирают по книгам свода, которые издают многие государства на своем языке с
157
приведением в разборной части английского перевода. Отечественный свод состоит из двух книг — разборной и наборной. В разборной в алфавитном порядке рас положены сигналы и рядом приведено их значение на русском и английском языках. В наборной книге рас положены по алфавиту основные слова передаваемых
фраз, затем сами фразы, |
а рядом — соответствующие |
сигналы. |
|
Семафор представляет |
собой азбуку, в которой |
каждой букве соответствует определенное расположе
ние рук. |
Удобен для переговоров днем |
с людьми на |
шлюпках |
и при различных аварийных |
обстоятельст |
вах. |
|
|
Ночью применяют световую сигнализацию по аз буке Морзе, в ней буквы соответствуют определенным
сочетаниям точек и тире. |
Для |
переговоров |
по азбу |
|
ке Морзе может быть использован |
любой |
источник |
||
света. Короткая вспышка означает точку, |
длинная — |
|||
тире. |
|
|
|
|
Звуковые сигналы передают |
гудками, |
сиренами, |
||
свистками, воздушными тифонами, |
колоколами и т. д. |
|||
В портах, на берегах |
каналов |
и побережьях мо |
рей расположены сигнальные станции. Они следят за движением судов и сигналами с них, за погодой, со общают судам гидрометеорологическую и навигаци онную информацию и т. д. Сигнализация производит ся днем с помощью сочетаний фигур (шаров, цилинд ров, конусов), флагов, ночью — сочетаний огней раз личного цвета.
Морские суда, независимо от размеров и назначе ния, должны быть оборудованы и снабжены средства ми сигнализации в соответствии с Правилами Регист ра СССР (Правила классификации и постройки мор ских судов, ч. V «Сигнальные средства») и Междуна родными правилами для предупреждения столкнове ний судов в море.
158
Смысловое значение сигнализации определяют Международные правила для предупреждения стол кновений судов в море, Международный свод сигна лов и условные значения сигналов определенных служб.
Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС)
Одним из распространенных видов аварий на море являются столкновения судов. Они часто сопровожда ются человеческими жертвами, гибелью судов и груза, что, в свою очередь, наносит большие убытки. Поэто му безопасное расхождение судов в море всегда явля лось важной задачей мореплавания, особенно в послед
ние десятилетия, когда |
возросла |
интенсивность дви |
||
жения судов, увеличились их размеры |
и |
скорость. |
||
В открытых морях и соединенных с ними водах, до |
||||
ступных для плавания |
морских |
судов, |
в |
настоящее |
время действуют Правила предупреждения столкнове ний судов в море (ППСС), а с 1 января 1976 г .— Международные правила (МППСС).
На реках, озерах, водохранилищах и других внут ренних водных путях СССР действуют Правила пла вания по внутренним водным путям СССР, издавае мые Министерством речного флота.
Для отдельных бассейнов рек, озер, каналов, проли вов и т. д. издаются местные правила плавания.
Если яхты участвуют в гонках, то расхождение участвующих в них яхт регулируется Правилами па русных соревнований, утвержденными Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров
СССР.
159
Правила предупреждения столкновений судов в мо ре вырабатывались постепенно на основе обобщения опыта мореплавания. Они существуют уже несколько столетий.
Одним из первых достоверных источников, отражаю щих порядок движения судов, является Свод законов о мореплавании и торговле, действовавший на острове Родос в IV в. до н. э.
В нем указывалось, что судно, имеющее ход, долж но обходить суда, стоящие на якоре или обезветрившиеся в море. Для судна, не имеющего хода, предпи сывалось зажигание огня или подача звуковых сигна лов (голосом). В этом же Своде была оговорена от ветственность сторон за столкновение. В дальнейшем, в первую очередь в странах наиболее развитого море плавания, правила расхождения развивались и совер шенствовались.
ВРоссии в 1837 г. впервые были изданы Правила для плавания казенных и частных пароходов во всех проходах и реках Российской империи.
В1848 г. Англия и Франция приняли соглашение о взаимном признании Правил для предупреждения стол
кновений судов в море. |
Эти Правила были признаны |
||
Россией и рядом |
других |
стран. В 1852 и |
1863 гг. их |
текст уточнялся, |
а в 1884 |
г. были введены |
дополнения. |
В этих Правилах регулировалось расхождение парус ных и паровых судов и впервые появилось понятие об умеренном ходе.
Наиболее долго действовал текст ППСС, состав ленный на Международной конференции по охране че ловеческой жизни на море, состоявшейся в Вашингто не в 1889 г.
В 1910 г. текст Правил был дополнен Английским адмиралтейством в соответствии с решением Брюссель ской конвенции 1910 г. В СССР эти Правила были введены приказом Народного комиссара путей сооб-
160
щения в 1922 г. и действовали до 1 января 1954 г. С этого года вошли в силу новые ППСС, выработанные в Лондоне в 1948 г. на очередной конференции по охране человеческой жизни на море.
Наконец, в Лондоне в 1960 г. был принят еще один новый текст ППСС, который вошел в силу с 1 сен тября 1965 г. Он действует и в настоящее время. В текст этих Правил внесены уточнения и дополнения, отражающие развитие флота, появление гидросамоле тов и применение новых технических достижений.
ПГ1СС 1960 г. содержат 31 |
правило, |
объединенных |
||||
в шесть частей: |
|
замечания и определе |
||||
Часть А — Предварительные |
||||||
ния. |
|
|
|
|
|
|
Часть В — Огни и знаки. |
|
|
|
|
||
Часть С — Звуковые |
сигналы |
и управление |
судном |
|||
при ограниченной видимости. |
|
|
|
|
||
Часть Д — Правила маневрирования. |
|
|
||||
Часть Е — Звуковые |
сигналы |
для судов, |
находя |
|||
щихся на виду друг у друга. |
|
|
|
|
||
Часть F — Разное. |
|
|
|
|
|
|
В 1972 г. состоялась |
Международная |
конференция |
||||
по |
пересмотру существующих |
Правил |
предупрежде |
|||
ния |
столкновений судов |
в море. |
Конференции |
пред |
||
шествовала большая подготовительная работа |
по раз |
|||||
работке нового текста |
Правил. |
Она |
продолжалась |
почти четыре года. Международная конференция одоб рила текст новых Правил, которые получили назва ние МППСС — 1972.
Новые Правила имеют свои особенности. ППСС — 1960 не имели самостоятельной международной право вой формы. Они рассматривались как приложение к Конвенции по охране человеческой жизни на море. Состоявшаяся Конференция приняла решение создать специальную Конвенцию для предупреждения столкно
161
вений судов в море, приложением к которой будут МППСС— 1972 г. Итак, новые Правила — самостоя тельный международный документ.
Новые МППСС— 1972 г. вступят в силу после то го, как их примут не менее 15 государств, суммарный флот которых по валовому тоннажу или по количест
ву судов составит не |
менее |
65% мирового флота. Но |
|
в любом случае — не ранее 1 |
января |
1976 г. |
|
Очередной пересмотр ППСС обусловлен прежде все |
|||
го быстрым ростом |
качественного |
и количественного |
роста морского флота, значительным усовершенствова
нием |
средств и методов судовождения и, безуслов |
но, |
определенными недостатками существующих пра |
вил.
Практика применения действующих правил ППСС—60
иих анализ показывают, что они как по строению, так
ипо существу несовершенны и нуждаются в перестрой ке, дальнейшем развитии и конкретизации. Связано это
стем, что со времени принятия первых международных Правил на Вашингтонской конференции в 1889 г. Пра вила лишь дополнялись отдельными положениями, разъ
яснениями и т. д. Поэтому одновременно с улучшением некоторых положений это приводило к усложнению, а следовательно, и к ухудшению их структуры. В резуль тате объяснения и требования, касающиеся одного и того же вопроса, оказались расположенными в разных частях ППСС. Это вызывало затруднения при их изу чении и использовании.
Создание более совершенных и эффективных МППСС обусловлено также большим количеством столкновений судов, которые являются сейчас основным видом нави гационных аварий. Так, с 1947 по 1965 г. число ежегод ных столкновений почти непрерывно возрастает, хотя медленно снижалась относительная аварийность, т. е.
отношение столкнувшихся судов к общей численности мирового флота.
162