Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ная (о пожаре и месте его возникновения), водяная (о течи и месте поступления воды на судно), темпера­ турная (об изменении температуры в грузовых поме­

щениях), служебная

(о служебных

распоряжениях)

и т. д.

сигнализации

могут быть визу­

Средства внешней

альными, звуковыми и радиотехническими. К внешней сигнализации относятся Международный свод сигналов, семафор, азбука Морзе, условные звуковые сигналы, пиротехнические средства сигнализации и др.

Международный свод сигналов служит для пере­ говоров между судами, между судами и береговыми станциями и т. д. Переговоры ведутся путем переда­ чи сочетаний групп букв какими-либо средствами свя­ зи. Наиболее часто применяется флажная сигнализа­ ция. Имеется 40 флагов, которые состоят из 26 бук­ венных (четырехугольной формы с различной расцвет­ кой); 10 цифровых (треугольных с различной расцвет­ кой); 3 треугольных, заменяющих любой из 36 основ­ ных флагов в случае их повторения в одном и том же сигнале. Последний — один флаг (вымпел свода) — оповещает о том, что переговоры ведутся по Междуна­ родному своду сигналов.

Свод содержит около 70 тысяч группо-сочетаний, состоящих из одно- двух-, трех-, четырех- и пятифлаж­ ных сигналов. Их значение одинаковое на всех язы­ ках. Флаги поднимают один над другим и читают

сверху вниз.

Однофлажные (однобуквенные) сигналы предназ­ начены для срочных и важных сообщений; двухфлаж­

ные — сигналы бедствия,

маневрирования, поврежде­

ния, навигации, метеорологии и т.

д.; трехфлажные —

сигналы, служащие для

различных

переговоров обш,е-

го характера, и т. д.

Сигналы набирают и разбирают по книгам свода, которые издают многие государства на своем языке с

157


приведением в разборной части английского перевода. Отечественный свод состоит из двух книг — разборной и наборной. В разборной в алфавитном порядке рас­ положены сигналы и рядом приведено их значение на русском и английском языках. В наборной книге рас­ положены по алфавиту основные слова передаваемых

фраз, затем сами фразы,

а рядом — соответствующие

сигналы.

 

Семафор представляет

собой азбуку, в которой

каждой букве соответствует определенное расположе­

ние рук.

Удобен для переговоров днем

с людьми на

шлюпках

и при различных аварийных

обстоятельст­

вах.

 

 

Ночью применяют световую сигнализацию по аз­ буке Морзе, в ней буквы соответствуют определенным

сочетаниям точек и тире.

Для

переговоров

по азбу­

ке Морзе может быть использован

любой

источник

света. Короткая вспышка означает точку,

длинная —

тире.

 

 

 

 

Звуковые сигналы передают

гудками,

сиренами,

свистками, воздушными тифонами,

колоколами и т. д.

В портах, на берегах

каналов

и побережьях мо­

рей расположены сигнальные станции. Они следят за движением судов и сигналами с них, за погодой, со­ общают судам гидрометеорологическую и навигаци­ онную информацию и т. д. Сигнализация производит­ ся днем с помощью сочетаний фигур (шаров, цилинд­ ров, конусов), флагов, ночью — сочетаний огней раз­ личного цвета.

Морские суда, независимо от размеров и назначе­ ния, должны быть оборудованы и снабжены средства­ ми сигнализации в соответствии с Правилами Регист­ ра СССР (Правила классификации и постройки мор­ ских судов, ч. V «Сигнальные средства») и Междуна­ родными правилами для предупреждения столкнове­ ний судов в море.

158


Смысловое значение сигнализации определяют Международные правила для предупреждения стол­ кновений судов в море, Международный свод сигна­ лов и условные значения сигналов определенных служб.

Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС)

Одним из распространенных видов аварий на море являются столкновения судов. Они часто сопровожда­ ются человеческими жертвами, гибелью судов и груза, что, в свою очередь, наносит большие убытки. Поэто­ му безопасное расхождение судов в море всегда явля­ лось важной задачей мореплавания, особенно в послед­

ние десятилетия, когда

возросла

интенсивность дви­

жения судов, увеличились их размеры

и

скорость.

В открытых морях и соединенных с ними водах, до­

ступных для плавания

морских

судов,

в

настоящее

время действуют Правила предупреждения столкнове­ ний судов в море (ППСС), а с 1 января 1976 г .— Международные правила (МППСС).

На реках, озерах, водохранилищах и других внут­ ренних водных путях СССР действуют Правила пла­ вания по внутренним водным путям СССР, издавае­ мые Министерством речного флота.

Для отдельных бассейнов рек, озер, каналов, проли­ вов и т. д. издаются местные правила плавания.

Если яхты участвуют в гонках, то расхождение участвующих в них яхт регулируется Правилами па­ русных соревнований, утвержденными Комитетом по физической культуре и спорту при Совете Министров

СССР.

159

Правила предупреждения столкновений судов в мо­ ре вырабатывались постепенно на основе обобщения опыта мореплавания. Они существуют уже несколько столетий.

Одним из первых достоверных источников, отражаю­ щих порядок движения судов, является Свод законов о мореплавании и торговле, действовавший на острове Родос в IV в. до н. э.

В нем указывалось, что судно, имеющее ход, долж­ но обходить суда, стоящие на якоре или обезветрившиеся в море. Для судна, не имеющего хода, предпи­ сывалось зажигание огня или подача звуковых сигна­ лов (голосом). В этом же Своде была оговорена от­ ветственность сторон за столкновение. В дальнейшем, в первую очередь в странах наиболее развитого море­ плавания, правила расхождения развивались и совер­ шенствовались.

ВРоссии в 1837 г. впервые были изданы Правила для плавания казенных и частных пароходов во всех проходах и реках Российской империи.

В1848 г. Англия и Франция приняли соглашение о взаимном признании Правил для предупреждения стол­

кновений судов в море.

Эти Правила были признаны

Россией и рядом

других

стран. В 1852 и

1863 гг. их

текст уточнялся,

а в 1884

г. были введены

дополнения.

В этих Правилах регулировалось расхождение парус­ ных и паровых судов и впервые появилось понятие об умеренном ходе.

Наиболее долго действовал текст ППСС, состав­ ленный на Международной конференции по охране че­ ловеческой жизни на море, состоявшейся в Вашингто­ не в 1889 г.

В 1910 г. текст Правил был дополнен Английским адмиралтейством в соответствии с решением Брюссель­ ской конвенции 1910 г. В СССР эти Правила были введены приказом Народного комиссара путей сооб-

160


щения в 1922 г. и действовали до 1 января 1954 г. С этого года вошли в силу новые ППСС, выработанные в Лондоне в 1948 г. на очередной конференции по охране человеческой жизни на море.

Наконец, в Лондоне в 1960 г. был принят еще один новый текст ППСС, который вошел в силу с 1 сен­ тября 1965 г. Он действует и в настоящее время. В текст этих Правил внесены уточнения и дополнения, отражающие развитие флота, появление гидросамоле­ тов и применение новых технических достижений.

ПГ1СС 1960 г. содержат 31

правило,

объединенных

в шесть частей:

 

замечания и определе­

Часть А — Предварительные

ния.

 

 

 

 

 

Часть В — Огни и знаки.

 

 

 

 

Часть С — Звуковые

сигналы

и управление

судном

при ограниченной видимости.

 

 

 

 

Часть Д — Правила маневрирования.

 

 

Часть Е — Звуковые

сигналы

для судов,

находя­

щихся на виду друг у друга.

 

 

 

 

Часть F — Разное.

 

 

 

 

 

В 1972 г. состоялась

Международная

конференция

по

пересмотру существующих

Правил

предупрежде­

ния

столкновений судов

в море.

Конференции

пред­

шествовала большая подготовительная работа

по раз­

работке нового текста

Правил.

Она

продолжалась

почти четыре года. Международная конференция одоб­ рила текст новых Правил, которые получили назва­ ние МППСС — 1972.

Новые Правила имеют свои особенности. ППСС — 1960 не имели самостоятельной международной право­ вой формы. Они рассматривались как приложение к Конвенции по охране человеческой жизни на море. Состоявшаяся Конференция приняла решение создать специальную Конвенцию для предупреждения столкно­

161


вений судов в море, приложением к которой будут МППСС— 1972 г. Итак, новые Правила — самостоя­ тельный международный документ.

Новые МППСС— 1972 г. вступят в силу после то­ го, как их примут не менее 15 государств, суммарный флот которых по валовому тоннажу или по количест­

ву судов составит не

менее

65% мирового флота. Но

в любом случае — не ранее 1

января

1976 г.

Очередной пересмотр ППСС обусловлен прежде все­

го быстрым ростом

качественного

и количественного

роста морского флота, значительным усовершенствова­

нием

средств и методов судовождения и, безуслов­

но,

определенными недостатками существующих пра­

вил.

Практика применения действующих правил ППСС—60

иих анализ показывают, что они как по строению, так

ипо существу несовершенны и нуждаются в перестрой­ ке, дальнейшем развитии и конкретизации. Связано это

стем, что со времени принятия первых международных Правил на Вашингтонской конференции в 1889 г. Пра­ вила лишь дополнялись отдельными положениями, разъ­

яснениями и т. д. Поэтому одновременно с улучшением некоторых положений это приводило к усложнению, а следовательно, и к ухудшению их структуры. В резуль­ тате объяснения и требования, касающиеся одного и того же вопроса, оказались расположенными в разных частях ППСС. Это вызывало затруднения при их изу­ чении и использовании.

Создание более совершенных и эффективных МППСС обусловлено также большим количеством столкновений судов, которые являются сейчас основным видом нави­ гационных аварий. Так, с 1947 по 1965 г. число ежегод­ ных столкновений почти непрерывно возрастает, хотя медленно снижалась относительная аварийность, т. е.

отношение столкнувшихся судов к общей численности мирового флота.

162