Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
85.
тельной мере следствием отсутствия специализации хозяйств, в то же время выступает как причина, сдерживающая ее внедрение.
Бсспорно, что при решении вопроса о специализации хозяйств и районов', необходимо знать объективные предпосылки, потенциаль ные возможности для намечаемой специализации. В этом случае аб
страгирование от организационно-хозяйственных факторов использо вание бонитировки почв, качественной и специальной экономической оценок земель и соответствующих им критериев необходимо.
Что касается размещения плана-заказа, то оло в первую очередь должно руководствоваться относительной доходностью производства данного продукта, независимо от того, чем она вызвана - только природными условиями или сочетанием природных и экономических^ факторов. Это ставит вопрос о необходимости оценки всех произ водственных ресурсов хозяйств, включая землю, в единой стоимост ной форме.
На наш взгляд, опыт Владимирской области, где земля, трудовые ресурсы и основные производственные фонды оценены в единой стои мостной форме, а объем закупок рассчитан на рубль производствен ных ресурсов, заслуживает особого внимания. В этой методике есть, однако, нерешенные вопросы и недостаточно обоснованные предложе ния. Так, объем продажи продукции был оценен по среднерайонной себестоимости из-за того, что соотношение зональных закупочных цен непропорционально материально-трудовым затратам на произвол-, ство продукции. Но несмотря на те или иные существенные недостат ки закупочных цен, именно от их реально существующего абсолютно го уровня в значительной степени зависит доходность хозяйств. Сле довательно, они должны учитываться при размещении плана-заказа внутри зон и областей. Если объем закупок распределен не по за купочным ценам, а по себестоимости, хозяйства, хотя и получат объем продажи, соответствующий объективным природным условиям производства, будут поставлены в неравные экономические условия, поскольку при размещении закупок не учтена величина чистого до хода, заложенного в ценах.
Следует отметить, что. даже самым тщательным образом-разрабо танный пообластной и порайонный план реализации продукции госу дарству, установленный на 5 лет вперед, в течение этого срока может придти в несоответствие с хозяйственными условиями предпри ятий. Твердость планов, понимаемая формально, может сдерживать процесс специализации в сельском хозяйстве.
Всвязи с этим в деле размещения плана-заказа на местах в последнее время практикуются методы, согласно которым районы и области, сохраняя в неприкосновенности сводный план реализации государству ( по объему и ассортименту), перераспределяют его между отдельными хозяйствами и районами попросьбе последних. Перераспределение планов производится на основе тех же крите риев, которые использовались при размещении плана-заказа. Рас пространение и узаконение обмена планами-заказами между хозяйст
вами, районами и областями сыграет существенную роль не только в деле углубления рациональной специализации, но и в выравнива нии внутризональных условий повышения доходности сельскохозяйст венных предприятий.
\
87
А.В.Сигиневич, к.э.н. ХабНЯИИ ДВНЦ АН СССР
МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ УЧЕТНЫХ ЦЕН
Совершенствуя систему внутризаводского хозрасчета, многие предприятия используют для планирования и оценки деятельности производственных цехов показатели - прибыль и рентабельность, позволяющие измерить степень напряженг ности плана и определять долю цеха в фонде материального поощрения предприятия. Необходимой организационной пред посылкой использования этих показателей во внутрихозяйст венном расчете является создание внутренних цен на про дукцию цехов.
Широко распространено мнение, что внутренние цены необходимо разрабатывать лишь на промежуточную продукцию заготовительных цехов и обрабатывающих цехов, а прибыль и объем продукции в выпускающих цехах следует рэрсчитать по действующим оптовым ценам. Зто неверно. Цри определе
нии прибыли на основе оптовых цен объем прибыли выпускаю щих цехов либо равен прибыли завода по товарной продукции (при полуфабрикатном методе учета затрат),либо значитель но превышает её( при бесполуфабрикатном методе учета).Тем самым искусственно завышается фактическая рентабельность производственных фондов в этих цехах и искажается их вклад в получение общезаводской прибыли, что сильно затрудняет создание правильной системы оценки эффективности производ ства и цельной системы материального стимулирования. Поэ тому определение прибыли в выпускающих цехах также следу ет производить по внутренним ценам.
Внутренние цены должны разрабатываться на готовые из делия, узлы, комплекты, детали, выполняемые операции или услуги всех цехов основного производства, то есть на пла ново-учетные единицы, используемые во внутренней системе
38
планирования и учета выполнения производственной програм мы и определения себестоимости.
От внутренних цен на продукцию цехов следует отличать плановые цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприя тий, которые используются для планирования, учета и каль кулирования себестоимости промышленной продукции и включа ют все расходы на их приобретение и доставку.
В экономической литературе и в положениях по внутри заводскому хозрасчету различный предприятий внутренние це ны, разрабатываемые на продукцию Цехов, называют по разно му: "плановые цены", "условно-оптовые цены", "условно-рас четные цены" и т.п. Термин "плановые цены" неудачен, пос кольку внутренние цены используются обычно в течение нес кольких лет - для измерения динамики показателей. Между тем "плановые цены" разрабатываются и пересматриваются в каждом плановом периоде. Что касается "условности" внут ренних цен, то условность всех стоимостных показателей в системе внутризаводского хозрасчета связана с тем, что от ношения между подразделениями не имеют возмездного товар но-денежного характера и поэтому цены внутри предприятия используются исключительно для целей учета и определения хозрасчетных результатов работы внутренних структурных под разделений. Термин "уеловно-оптовые" не отражает этого об стоятельства. Наиболее удачен, по нашему мнению, для рас сматриваемого явления внутрихозяйственного расчета термин "внутренняя учетная цена" .
Применение внутренних цен в советской промышленности дело не новое. В рекомендациях специальной конференции по внутризаводскому хозрасчету, организованной АН СССР в 1961 году, было записано: "Конференция рекомендует практику ус тановления внутризаводских цен на полуфабрикаты, материа лы, готовые детали, узлы и изделия, инструменты, приспо собления, штампы, модели и т .п ."*• Эти цены использова-
Внутризаводекой хозрасчет. (Материалы научно-производст венной конференции под ред.В. П.Дьяченко) Изд.АН СССР,М.,
1962, 0. 265.
лись для планирования себестоимости и определения объемов продукции цехов (Новочеркасский станкостроительный, Мин- ский тракторный, Горьковский автомобильный заводы и др .), либо только для оценки объемов продукции в стоимостном вы ражении (Металлический завод им.ХХП съезда КПСС, Вагоно строительный завод им.Егорова и др.).
В отличие от предшествующего этапа в настоящее время внутренние цены нужны прежде всего не для оценки объемов продукции, а для определения прибыли цехов и создания сис тем внутризаводского хозрасчета, позволяющих оптимизировать деятельность внутренних подразделений предприятия.
В связи с этим трудно согласиться с мнением тех эко номистов, которые продолжают считать основным назначением внутренних цен измерение объемов продукции цехов. Эти экономисты полагают, что в условиях новой системы планиро вания и экономического стимулирования значительно возрас тает роль стоимостных показателей во внутризаводском пла нировании и, в целях обеспечения согласованности интересов предприятия и подразделений, необходимо повсеместно перей ти к измерению объемов производства цеха в ценностном вы ражении.
Показатель объема продукции цехов должен отражать ди намику производства, а-также обеспечивать возможность ис пользования рациональных методов планирования заработной платы и контроля за его расходованием, объективного изме рения изменений в выработке продукции на одного работающе го и степени использования производственных фондов.
Внутренние учетные цены наряду с собственными затра тами труда данного цеха включают в себя ранее овеществлен ный труд, то есть труд работников других звеньев производ ства. При этом соотношении затрат овеществленного и живого труда между различными изделиями могут сильно колебаться. Диапазон колебаний может быть весьма значительным. Незначи тельный структурный сдвиг в ассортименте продукции резко .
■4----- ---
АЛ!.Кошкарев,С.С.Чубенко. Хозяйственная реформа и внутри заводский хозрасчет. "Экономика"^., 1957 г ., стр.49.
° 0
искажает подлинную картину и невольно заставляет работни
ков цехов делить |
продукцию на "выгодную" - малотрудоемкую |
и "невыгодную" - |
более трудоемкую. |
На существенные недостатки использования ценностных измерителей, которые наносят большой вред практике, неод нократно указывалось в экономической литературе, сто под тверждал и опыт тех предприятий, где стремились к внедре нию подлинного внутрихозяйственного расчета. Ещё в 195?
году для усиления стимулирующего значения выполнения пла на номенклатуры, комплектной подачи деталей на Харьковском тракторном заводе внутренние учетные цены были заменены новым измерителем-нормативной заработной платой. Это не медленно и эффективно сказалось на повышении комплектнос ти подачи деталей и на улучшении работы цехов и завода в целом. Начальник планово-экономического отдела этого заво да писал: "С введением в 1957 году измерения товарного вы пуска в нормо-зарплате пришлось совсем расстаться с цен ностными показателями. Когда показатель перестает стимули ровать и начинает тормозить производство, естественно, что его надо заменить".Многолетняя практика работы этого завода с показателем объема продукции в нормативной зарпла те подтвердила многие его преимущества по сравнению с ме тодом оценки во внутренних учетных ценах.
Однако некоторые экономисты упорно продолжают пропа гандировать ценностное измерение объемов продукции цехов. Более того, отдельные экономисты считает, что трудовые из мерители "___ страдает тем недостатком, что в них не нахо дят отражения материальные затраты..,", а, следовательно, ” . ..применяются показатели, не отражающие полностью про изводственную деятельность цехов
Процесс создания готового продукта, конечной потреби тельной^ стоимости, является сложным и постепенным. Он явля ется результатом различных видов и разновидностей конкрет-
^1Современныепроблемы внутризаводского хозрасчета. Изд. "Экономика", М.,1966,стр.66.
гJ-
л‘Г;гКалитич,А.Щетинин.Проблемы.внутризаводского хозрасчета.
Ж-"Деньги, и кредит" -JP 1,1970, стр. 13. ■
9 1
ного труда, которые, обрабатывая предметы труда, придаст ему необходимые потребительские свойства, превращающие его в конечную потребительную стоимость. В рамках, отдель ного предприятия выпускаемая им продукция может рассматри ваться как конечная потребительная стоимость, а процесс превращения сырья, материалов (полуфабрикатов) в готовый продукт проходит ряд последовательных стадий в разных це хах предприятия, которые придают ему соответствующие пот ребительские свойства. На отдельных производственных, участках (цехах) продукт труда выражается в придании пред мету труда новых потребительских свойств, хотя эти потре
бительские свойства не могут возникнуть и существовать без потребительских свойств, которые приданы на другом участке производства. В этом сложность и" трудность учета и соизме рения потребительных стоимостей (свойств), связанных на отдельных участках производства.
Результат труда, выражавшийся в придании предмету но вых потребительских свойств в процессе труда, может быть измерен либо непосредственно в измерении этих потребитель ских свойств, либо косвенно в количестве затраченного об щественно-необходимого труда (нормативных затрат труда) на данном участке производства и уж ни в коем случае не количеством перенесенной, уже овеществленной ранее стои мости, которая является результатом труда предшествующихпроизводств.
Поэтому более совершенным для определения объема про^- дукции являются трудовые и трудо-стоимостные измерители, которые не содержат элементов перенесенной стоимости и вьн* раздают продукцию в том эталоне, который.эквивалентен их источнику.
Объем продукции, рассчитанный но внутренних ценахС-.-?-, |
||
является промежуточным расчетным показателем, |
позволяющим ,, |
|
определить размер прибыли з цехах. |
’ |
: . |
В многочисленных Положения и Рекомендациях по органи зации внутризаводского хозрасчета,/Выпущенных а нрследйее.^
время, .а также в практике рабоуы проынщлетаых'. предприятий; используется очень много равдафшх^сийсобов• : ' '
n o
внутренних цен. Число применяемых способов достигает нес кольких десятков.
Для того, чтобы оценить правильность рекомендуемых и используемых способов образования внутренних цен, необхо димо определить требования, которым должны отвечать цены. По нашему мнению, внутренние цены, учитывая их назначение, должны:
- обеспечить увязку и сопоставимость цеховых показа телей с общезаводскими;
-правильно отражать уровень эффективности использо вания производственных фондов;
-учитывать качество продукции и степень её выгоднос
ти для предприятия, что должно обеспечить единство интере сов предприятия и цехов; ,
-обеспечивать сопоставимость показателей работы це хов в динамике с целью определения напряженности плана и создания действенных систем материального стимулирования;
-характеризовать вклад цеха в общие результаты пред приятия с целью точного определения размера причитающегося вознаграждения цеховым работникам;
-отражать дефицитность, важность и эффективность
применения внутренних ресурсов предприятия.
Эти требования по существу совпадают с функциями внутренних цен, сформулированными В.В.Новожиловым, который отмечал: "Внутренние цены должны служить для оптимизации планирования соответствующего звена (в своем качестве раз решающих множителей), распределения по труду (приводя раз личные звенья к равным условиям его приложени'О и для рас пределения ресурсов между различными звеньями производст ва".
Несмотря на большое количество способов образование внутризаводских расчетных цен, все эти способы принципи ально различаются лишь методом определения прибыли, вклю чаемой в цену изделия. Основой же цены во всех случаях
■В.В.Новожилов."Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании". Наука, М., 1972- г, , стр. 40У