Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

85.

тельной мере следствием отсутствия специализации хозяйств, в то же время выступает как причина, сдерживающая ее внедрение.

Бсспорно, что при решении вопроса о специализации хозяйств и районов', необходимо знать объективные предпосылки, потенциаль­ ные возможности для намечаемой специализации. В этом случае аб­

страгирование от организационно-хозяйственных факторов использо­ вание бонитировки почв, качественной и специальной экономической оценок земель и соответствующих им критериев необходимо.

Что касается размещения плана-заказа, то оло в первую очередь должно руководствоваться относительной доходностью производства данного продукта, независимо от того, чем она вызвана - только природными условиями или сочетанием природных и экономических^ факторов. Это ставит вопрос о необходимости оценки всех произ­ водственных ресурсов хозяйств, включая землю, в единой стоимост­ ной форме.

На наш взгляд, опыт Владимирской области, где земля, трудовые ресурсы и основные производственные фонды оценены в единой стои­ мостной форме, а объем закупок рассчитан на рубль производствен­ ных ресурсов, заслуживает особого внимания. В этой методике есть, однако, нерешенные вопросы и недостаточно обоснованные предложе­ ния. Так, объем продажи продукции был оценен по среднерайонной себестоимости из-за того, что соотношение зональных закупочных цен непропорционально материально-трудовым затратам на произвол-, ство продукции. Но несмотря на те или иные существенные недостат­ ки закупочных цен, именно от их реально существующего абсолютно­ го уровня в значительной степени зависит доходность хозяйств. Сле­ довательно, они должны учитываться при размещении плана-заказа внутри зон и областей. Если объем закупок распределен не по за­ купочным ценам, а по себестоимости, хозяйства, хотя и получат объем продажи, соответствующий объективным природным условиям производства, будут поставлены в неравные экономические условия, поскольку при размещении закупок не учтена величина чистого до­ хода, заложенного в ценах.

Следует отметить, что. даже самым тщательным образом-разрабо­ танный пообластной и порайонный план реализации продукции госу­ дарству, установленный на 5 лет вперед, в течение этого срока может придти в несоответствие с хозяйственными условиями предпри­ ятий. Твердость планов, понимаемая формально, может сдерживать процесс специализации в сельском хозяйстве.


Всвязи с этим в деле размещения плана-заказа на местах в последнее время практикуются методы, согласно которым районы и области, сохраняя в неприкосновенности сводный план реализации государству ( по объему и ассортименту), перераспределяют его между отдельными хозяйствами и районами попросьбе последних. Перераспределение планов производится на основе тех же крите­ риев, которые использовались при размещении плана-заказа. Рас­ пространение и узаконение обмена планами-заказами между хозяйст

вами, районами и областями сыграет существенную роль не только в деле углубления рациональной специализации, но и в выравнива­ нии внутризональных условий повышения доходности сельскохозяйст венных предприятий.

\

87

А.В.Сигиневич, к.э.н. ХабНЯИИ ДВНЦ АН СССР

МЕТОДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВНУТРЕННИХ УЧЕТНЫХ ЦЕН

Совершенствуя систему внутризаводского хозрасчета, многие предприятия используют для планирования и оценки деятельности производственных цехов показатели - прибыль и рентабельность, позволяющие измерить степень напряженг ности плана и определять долю цеха в фонде материального поощрения предприятия. Необходимой организационной пред­ посылкой использования этих показателей во внутрихозяйст­ венном расчете является создание внутренних цен на про­ дукцию цехов.

Широко распространено мнение, что внутренние цены необходимо разрабатывать лишь на промежуточную продукцию заготовительных цехов и обрабатывающих цехов, а прибыль и объем продукции в выпускающих цехах следует рэрсчитать по действующим оптовым ценам. Зто неверно. Цри определе­

нии прибыли на основе оптовых цен объем прибыли выпускаю­ щих цехов либо равен прибыли завода по товарной продукции (при полуфабрикатном методе учета затрат),либо значитель­ но превышает её( при бесполуфабрикатном методе учета).Тем самым искусственно завышается фактическая рентабельность производственных фондов в этих цехах и искажается их вклад в получение общезаводской прибыли, что сильно затрудняет создание правильной системы оценки эффективности производ­ ства и цельной системы материального стимулирования. Поэ­ тому определение прибыли в выпускающих цехах также следу­ ет производить по внутренним ценам.

Внутренние цены должны разрабатываться на готовые из­ делия, узлы, комплекты, детали, выполняемые операции или услуги всех цехов основного производства, то есть на пла­ ново-учетные единицы, используемые во внутренней системе


38

планирования и учета выполнения производственной програм­ мы и определения себестоимости.

От внутренних цен на продукцию цехов следует отличать плановые цены на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия и услуги кооперированных предприя­ тий, которые используются для планирования, учета и каль­ кулирования себестоимости промышленной продукции и включа­ ют все расходы на их приобретение и доставку.

В экономической литературе и в положениях по внутри­ заводскому хозрасчету различный предприятий внутренние це­ ны, разрабатываемые на продукцию Цехов, называют по разно­ му: "плановые цены", "условно-оптовые цены", "условно-рас­ четные цены" и т.п. Термин "плановые цены" неудачен, пос­ кольку внутренние цены используются обычно в течение нес­ кольких лет - для измерения динамики показателей. Между тем "плановые цены" разрабатываются и пересматриваются в каждом плановом периоде. Что касается "условности" внут­ ренних цен, то условность всех стоимостных показателей в системе внутризаводского хозрасчета связана с тем, что от­ ношения между подразделениями не имеют возмездного товар­ но-денежного характера и поэтому цены внутри предприятия используются исключительно для целей учета и определения хозрасчетных результатов работы внутренних структурных под­ разделений. Термин "уеловно-оптовые" не отражает этого об­ стоятельства. Наиболее удачен, по нашему мнению, для рас­ сматриваемого явления внутрихозяйственного расчета термин "внутренняя учетная цена" .

Применение внутренних цен в советской промышленности дело не новое. В рекомендациях специальной конференции по внутризаводскому хозрасчету, организованной АН СССР в 1961 году, было записано: "Конференция рекомендует практику ус­ тановления внутризаводских цен на полуфабрикаты, материа­ лы, готовые детали, узлы и изделия, инструменты, приспо­ собления, штампы, модели и т .п ."*• Эти цены использова-

Внутризаводекой хозрасчет. (Материалы научно-производст­ венной конференции под ред.В. П.Дьяченко) Изд.АН СССР,М.,

1962, 0. 265.


лись для планирования себестоимости и определения объемов продукции цехов (Новочеркасский станкостроительный, Мин- ский тракторный, Горьковский автомобильный заводы и др .), либо только для оценки объемов продукции в стоимостном вы­ ражении (Металлический завод им.ХХП съезда КПСС, Вагоно­ строительный завод им.Егорова и др.).

В отличие от предшествующего этапа в настоящее время внутренние цены нужны прежде всего не для оценки объемов продукции, а для определения прибыли цехов и создания сис­ тем внутризаводского хозрасчета, позволяющих оптимизировать деятельность внутренних подразделений предприятия.

В связи с этим трудно согласиться с мнением тех эко­ номистов, которые продолжают считать основным назначением внутренних цен измерение объемов продукции цехов. Эти экономисты полагают, что в условиях новой системы планиро­ вания и экономического стимулирования значительно возрас­ тает роль стоимостных показателей во внутризаводском пла­ нировании и, в целях обеспечения согласованности интересов предприятия и подразделений, необходимо повсеместно перей­ ти к измерению объемов производства цеха в ценностном вы­ ражении.

Показатель объема продукции цехов должен отражать ди­ намику производства, а-также обеспечивать возможность ис­ пользования рациональных методов планирования заработной платы и контроля за его расходованием, объективного изме­ рения изменений в выработке продукции на одного работающе­ го и степени использования производственных фондов.

Внутренние учетные цены наряду с собственными затра­ тами труда данного цеха включают в себя ранее овеществлен­ ный труд, то есть труд работников других звеньев производ­ ства. При этом соотношении затрат овеществленного и живого труда между различными изделиями могут сильно колебаться. Диапазон колебаний может быть весьма значительным. Незначи­ тельный структурный сдвиг в ассортименте продукции резко .

■4----- ---

АЛ!.Кошкарев,С.С.Чубенко. Хозяйственная реформа и внутри­ заводский хозрасчет. "Экономика"^., 1957 г ., стр.49.

° 0

искажает подлинную картину и невольно заставляет работни­

ков цехов делить

продукцию на "выгодную" - малотрудоемкую

и "невыгодную" -

более трудоемкую.

На существенные недостатки использования ценностных измерителей, которые наносят большой вред практике, неод­ нократно указывалось в экономической литературе, сто под­ тверждал и опыт тех предприятий, где стремились к внедре­ нию подлинного внутрихозяйственного расчета. Ещё в 195?

году для усиления стимулирующего значения выполнения пла­ на номенклатуры, комплектной подачи деталей на Харьковском тракторном заводе внутренние учетные цены были заменены новым измерителем-нормативной заработной платой. Это не­ медленно и эффективно сказалось на повышении комплектнос­ ти подачи деталей и на улучшении работы цехов и завода в целом. Начальник планово-экономического отдела этого заво­ да писал: "С введением в 1957 году измерения товарного вы­ пуска в нормо-зарплате пришлось совсем расстаться с цен­ ностными показателями. Когда показатель перестает стимули­ ровать и начинает тормозить производство, естественно, что его надо заменить".Многолетняя практика работы этого завода с показателем объема продукции в нормативной зарпла­ те подтвердила многие его преимущества по сравнению с ме­ тодом оценки во внутренних учетных ценах.

Однако некоторые экономисты упорно продолжают пропа­ гандировать ценностное измерение объемов продукции цехов. Более того, отдельные экономисты считает, что трудовые из­ мерители "___ страдает тем недостатком, что в них не нахо­ дят отражения материальные затраты..,", а, следовательно, ” . ..применяются показатели, не отражающие полностью про­ изводственную деятельность цехов

Процесс создания готового продукта, конечной потреби­ тельной^ стоимости, является сложным и постепенным. Он явля­ ется результатом различных видов и разновидностей конкрет-

^1Современныепроблемы внутризаводского хозрасчета. Изд. "Экономика", М.,1966,стр.66.

гJ-

л‘Г;гКалитич,А.Щетинин.Проблемы.внутризаводского хозрасчета.

Ж-"Деньги, и кредит" -JP 1,1970, стр. 13. ■


9 1

ного труда, которые, обрабатывая предметы труда, придаст ему необходимые потребительские свойства, превращающие его в конечную потребительную стоимость. В рамках, отдель­ ного предприятия выпускаемая им продукция может рассматри­ ваться как конечная потребительная стоимость, а процесс превращения сырья, материалов (полуфабрикатов) в готовый продукт проходит ряд последовательных стадий в разных це­ хах предприятия, которые придают ему соответствующие пот­ ребительские свойства. На отдельных производственных, участках (цехах) продукт труда выражается в придании пред­ мету труда новых потребительских свойств, хотя эти потре­

бительские свойства не могут возникнуть и существовать без потребительских свойств, которые приданы на другом участке производства. В этом сложность и" трудность учета и соизме­ рения потребительных стоимостей (свойств), связанных на отдельных участках производства.

Результат труда, выражавшийся в придании предмету но­ вых потребительских свойств в процессе труда, может быть измерен либо непосредственно в измерении этих потребитель­ ских свойств, либо косвенно в количестве затраченного об­ щественно-необходимого труда (нормативных затрат труда) на данном участке производства и уж ни в коем случае не количеством перенесенной, уже овеществленной ранее стои­ мости, которая является результатом труда предшествующихпроизводств.

Поэтому более совершенным для определения объема про^- дукции являются трудовые и трудо-стоимостные измерители, которые не содержат элементов перенесенной стоимости и вьн* раздают продукцию в том эталоне, который.эквивалентен их источнику.

Объем продукции, рассчитанный но внутренних ценахС-.-?-,

является промежуточным расчетным показателем,

позволяющим ,,

определить размер прибыли з цехах.

: .

В многочисленных Положения и Рекомендациях по органи­ зации внутризаводского хозрасчета,/Выпущенных а нрследйее.^

время, .а также в практике рабоуы проынщлетаых'. предприятий; используется очень много равдафшх^сийсобов• : ' '

n o

внутренних цен. Число применяемых способов достигает нес­ кольких десятков.

Для того, чтобы оценить правильность рекомендуемых и используемых способов образования внутренних цен, необхо­ димо определить требования, которым должны отвечать цены. По нашему мнению, внутренние цены, учитывая их назначение, должны:

- обеспечить увязку и сопоставимость цеховых показа­ телей с общезаводскими;

-правильно отражать уровень эффективности использо­ вания производственных фондов;

-учитывать качество продукции и степень её выгоднос­

ти для предприятия, что должно обеспечить единство интере­ сов предприятия и цехов; ,

-обеспечивать сопоставимость показателей работы це­ хов в динамике с целью определения напряженности плана и создания действенных систем материального стимулирования;

-характеризовать вклад цеха в общие результаты пред­ приятия с целью точного определения размера причитающегося вознаграждения цеховым работникам;

-отражать дефицитность, важность и эффективность

применения внутренних ресурсов предприятия.

Эти требования по существу совпадают с функциями внутренних цен, сформулированными В.В.Новожиловым, который отмечал: "Внутренние цены должны служить для оптимизации планирования соответствующего звена (в своем качестве раз­ решающих множителей), распределения по труду (приводя раз­ личные звенья к равным условиям его приложени'О и для рас­ пределения ресурсов между различными звеньями производст­ ва".

Несмотря на большое количество способов образование внутризаводских расчетных цен, все эти способы принципи­ ально различаются лишь методом определения прибыли, вклю­ чаемой в цену изделия. Основой же цены во всех случаях

В.В.Новожилов."Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании". Наука, М., 1972- г, , стр. 40У