Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9 3

является себестоимость.

В соответствии с применяемой методикой определения размера прибыли эти способы можно разделить на три метода образования внутризаводских цен.

Первый метод основан на расчетном способе определения прибыли. Те, кто применяют этот метод, исходят из того, что прибыль должна обеспечивать цехам возможность"внесения" платы за фонды и образование фонда материального поощрения. Поэтому за прибыль цеха принимается рассчитанная сумма платы за производственные фонды и сумма установленного цеху фонда материального поощрения. Полученная таким об­ разом прибыль включается в расчетные цены по изделиям с помощью коэффициента прибыльности, который представляет отношение прибыли цеха к заработной плате производствен­ ных рабочих, либо другой используемой базы включения при­ были в цену изделий (себестоимости, нормативной стоимости обработки и т.п.). Этот метод может выражаться следующей

формулой:

Щ

 

 

щ

 

 

о £

где: Ц - внутренняя=

 

 

учетная цена;

 

ср/

+ -ШШ ±_еФ_ х

 

С-

цеховая себестоимость;

 

3 -

заработная

плата

основных производственных рабо­

чих цеха, затрачиваемая на выпуск продукции;

^'В отдельных случаях, когда цехам планируются не себесто-. имость, а" отдельные виды затрат в виде соответствующих ли­ м и то в ^ фактические результаты оцениваются по их экономии или перерасходу,в качестве цены может быть использована" нормативная ставка прибыли.установленная на единицу каждого изделия цеха. Такой своеобразный метод используется на Ле­ нинградской трикотажной фабрике "Красное знамя", Косинской трикотажной фабрике. На Ленинградской текстильной фабрике "Рабочий" такая ставка установлена не на единицу продукции, а на 1 руб.заработной платы производственных рабочих, ф и такой системе прибыль в цехах определяется не как разность между стоимостью и себестоимостью продукции цехов, .а путем умножения нормативных ставок прибыли на количество каждого вида изделия и суммированием получецннх произведений.


94

еф - сумма платы за фонды цеха; ЦФШІцеховой фонд материального поощрения;

I- номер цеха; - вид изделия.

Этот метод рекомендуется "Основными методическими положениями о хозяйственном расчете внутри промышленных предприятий", разработанными Научно-исследовательским ин­ ститутом' планирования и нормативов при Госплане СССР и Институтом экономики АН СССР'*", а таюке предлагается во многих отраслевых методиках. Таким способом образованы внутренние цены на Петродворцовом часовом заводе, в объе­ динении "Красногвардеец", на заводе "Ростсельмаш", Сверд­ ловском турбомоторном, Харьковском тракторном, Горьковском "Двигатель революции" и других заводах.

Принципиальный недостаток этого метода заключается в том, что его авторы исходят из ошибочного понимания доли цеховой прибыли, которая, по их мнению, должна являться источником образования цеховых <ШП и внесения цехом пред­ приятию платы за фонды. Так один из сторонников этого ме­ тода З.Прейкша пишет; "Понятие прибыли для цеха несколько иное, чем для определения, поскольку цена не может выявить прибыль цеха. Для чего нужна цеху прибыль? Только для того, чтобы платить за фонды и выплатить премию работникам цеха. Прибыль, которая цеху пользы не приносит, цех получать не заинтересован. Поэтому план прибыли цеха должен соответ­ ствовать его потребностям в фонде материального поощрения

иплате за фонды".

Вэтом подходе обнаруживается неверное понимание при­ роды внутренних экономических связей, которые ограничены стадией производства продукта. Цеховая прибыль не може‘$

прямо выступать ни как источник развития отдельных цехов,

т------- — ...

'Основные методические положения о хозяйственном расчете внутри промышленных предприятий."Экономика",Ы.,1969 г.

2

I

Совершенствование экономических методов повышения эф­ фективности промышленного производства". Материалы на­ учной конференции. Вильнюс,1970,стр.63.

9 5

ни как источник их материального стимулирования, посколь­ ку особенность производственных отношений внутри предприя­ тия и состоит в том, что эти•отношения носят не товарный характер, что отношения между структурными подразделения­ ми не являются возмездными, эквивалентными.Источником по­ ощрения цеховых работников является фонд материального по­ ощрения предприятия, так как результаты работы цехов толь­ ко тогда обеспечивают предприятию прирост поощрения, когда эти результаты реализованы в прибыли предприятия, то есть опосредствованы денежными расчетами с потребителями, и когда предприятие отчисляет часть прибыли в свой фонд по­ ощрения. То же касается и платы за фонды в цехах, которая является не видом платежа, а средством, призванным усилить заинтересованность работников в лучшем использовании про­ изводственных фондов.

Это один из тех методов использования прибыли для це­ хов, который не только не обеспечивает желаемых результа­ тов, но приносит вред практике и дискретирует саму идею использования прибыли во внутрихозяйственном расчете.

Второй метод основан на поэтапном определении уровня прибыли внутренней учетной цены. Определение прибыли скла­ дывается из двух последовательных этапов:

1.Распределение балансовой прибыли предприятия меж­ ду цехами (прибыль распределяют между цехами либо пропор­ ционально стоимости производственных фондов, либо себесто­ имости продукции, либо заработной плате и т .п .).

2.Определение размера прибыли для включения в цену изделия с помощью коэффициента прибыльности, который оп­ ределяется в виде отношения прибыли цеха к заработной пла­ те производственных рабочих, либо к другой базе.

Впервые этим методом были образованы внутренние цены на Невском машиностроительном заводе им.В.И.Ленина. На за­ воде с целью обеспечения цехам в исходном периоде одинако­ вого уровня рентабельности, плановая прибыль завода была распределена между цехами пропорционально стоимости произ­ водственных фондов при помощи коэффициента рентабельности,-


96

Так при уровне общезаводской рентабельности 13%, прибыль цеха, имеющего производственных фондов 2 млн.рублей, сос­ тавит 260 тыс.руб.(2 млн•руб•X 13%). Затем определяется коэффициент прибыльности, который при фонде заработной платы рабочих по данному цеху в 540 тыс.рублей составит 0,5 (—320 тыс.руб. . Этот коэффициент умножается на про-

изводственнуго зарплату по машинокомплекту и полученная сумма включается в расчетную цену, как прибыль. Так, если зарплата производственных рабочих на машинокомплект со­ ставляет 10 тыс.рублей, то размер прибыли составит 5 тыс. рублей (10 тыс.руб.X 0,5).

Этим методом были образованы внутренние учетные цены на заводе геофизического оборудования в г.Туймазы, Онеж­ ском тракторном заводе и др. Образование внутренних цен

этим методом в математическом выраженииЩимеет следующий

ВИД:

Щ

= с// +

X

где> ф _ стоимость производственных фондов;

Р -

уровень рентабельности по предприятию.

Этот метод имеет некоторые теоретические и практиче­ ские преимущества по сравнению с первым, так как распре­ деляется реальная прибыль предприятия, а не искусственная её величина. Одинаковый уровень рентабельности в цехах и в целом по заводу позволяет в статике обеспечить единство интересов работников цехов с заводскими при внедрении но­ вой техники. Она на первый взгляд выглядит более обосно­ ванной и цельной.

......

А'Разновидностью поэтапного метода является способ,положен­ ный в основу образования внутренних цен на заводе"Ленполигра$маш".Здесь прибыль цеха наряду с затратами на обработку (себестоимость за вычетом материалов и полуфабрикатов)при­ нята в качестве цены одного рубля зарплаты,причем размер прибыли,включаемый в цену рубля зарплаты,по мнению её авто­ ров(см.А.М.Лайков,Л.И.Левинсон.Завод продолжает традиции. Изд.Экономика,М.,1969,стр.31-40)является оптимальным,если он обеспечивает равенство рентабельности цехов уровню в

0 7

Однако в обоих рассмотренных методах внутренние цены для цеха являются равнорентабельными и сумма прибыли це­ хов не увязана с прибылью, которую получает предприятие по данному изделию. Она либо1меньше, либо больше. Это при­ водит к обособлению внутрихозяйственного планирования дея­

тельности цехов от

общезаводского плана. Использование цен

с рентабельностью,

отличающейся от действительной рента­

бельности, заложенной в цене готового изделия, приводит к тому, что теряется связь цеховых показателей с общезавод­ скими со всеми вытекающими отсюда трудностями и последст­ виями. Разная рентабельность искажает действительную эф­ фективность производства в отдельных цехах, а это затруд­ няет использование обоснованных методов оценки эффектив­ ности новой техники, принятие правильных экономических ре­ шений по специализации, кооперированию цехов и рациональ­ ному использованию капитальных вложений.

При равнорентабельных ценах цехи ставятся в такие экономические условия, при которых выпуск убыточных и ма­ лорентабельных изделий приводит к росту прибыли цеха, хотя в целом по заводу показатели прибыли и рентабельности ухуд­ шаются. Одинаковая прибыльность изделий по цеху и различаю­ щаяся по предприятию при структурных сдвигах в ассортимен­ те продукции неизбежно приводит к различным тенденциям в направлениях изменения прибыли цехов и предприятия, а сле-

цело;м по заводу. То есть здесь наблюдается основное усло­ вие, положенное в метод образования цен на Невском маши­ ностроительном заводе (НЗЛ), но достигается это более сложным путем. Различие состоит в том, что на "Ленполиграфмаше" прибыль нормируется не на отдельное изделие, а на 1 рубль нормативной заработной платы. Следует отме­ тить, что такое решение является более простым и правиль­ ным,. так как на НЗЛ прибыль распределяется между изделия­ ми пропорционально заработной плате, а поэтому динамика прибыли при одинаковом отношении прибыли к зарплате бу­ дет соответствовать динамике объема продукции в норма­ тивной зарплате.


98

довательно, к расхождению между наличными и требующимися средствами для поощрения работников' цехов. Их либо будет нехватать, либо - оставаться больше.

Сторонники первого и второго методов равную рента­ бельность изделий считают преимуществом, а не недостатком этих методов. Они руководствуются тем, что цехам должно . быть выгодно выпускать любую продукцию. По' они обходят молчанием вопрос, как при равной рентабельности изделий,

отличарщейсл от

заводской, обеспечить одинаковую динамику

прибыли цехов и

завода, как увязать цеховые показатели с

общезаводскими,

как обеспечить совпадение суммы фонда ма­

териального поощрения в части премирования цеховых работ­ ников с причитающимися им размером поощрения?!

А эти вопросы, на которые приходится отвечать четко, как только эти цены из сферы теоретических построений пе­ реходят в сферу практического применения, использования

для тех целей,

ради которых

они создаются.

Именно поэтому

в объединении "Светлана"

от

внутренних цен,

разработанных

этим методов,

отказались

сразу же после их

создания при

пробных расчетах. Расчеты, произведенные в объединении сразу же выявили невозможность увязки цеховых показателей с общезаводскими, а, следовательно, отсутствие необходи­ мого единства интересов внутренних структурных подразде­ лений с интересами предприятия. Расхождения в динамике прибыли и уровне рентабельности цехов приводили на Невском машиностроительном заводе к постоянному ежегодному пере­ смотру цен применительно к уровню общезаводской плановой рентабельности, который складывался каждый год на заводе. В результате на заводе отказались от использования прибы­ ли в качестве оценочного показателя.

От перечисленных выше недостатков в значительной ме­ ре свободен третий распределительный метод образования цен, который получает все большее распространение на про­ мышленных предприятиях.

Этот метод основан на распределении прибыли, заклю­ ченной в цене готовой продукции, между цехами пропорцію-