Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

79.

ровашшми кормами хозяйств, реализующих сою. В делом это вакдое мероприятие по повышению заинтересованности хозяйств в увеличе­ нии производства и реализации сои. Однако действенность его сни­ жается тем, что объем концкормов длякраев и областей Дальнего Востока не был на эти цели увеличен, а отоваривание производит­ ся из имеющихся лимитов. Нехватка концкормов в краях и областях и отсутствие дополнительных.лимитов на встречное отоваривание за реализованную сою видимо не позволят'получить ожидаемого ре­ зультата в деле увеличения производства этой ценной культуры.

•Кроме необходимости принятия специальных мер по поощрению ра­ ботников за высокие урожаи сои, необходимо ввести и 50% надбав­ ку за ее сверхплановую реализацию. Как показывают расчеты, уве­

личения50%

сверхплановой продукции сои совхозами и колхозам^ Даль­

него Востока только на 10% обеспечивают ( при условии введения

надбавки) дополнительно около 3,9 млн. рублей прибыли, в том

числе в

Амурской области 3 млн. руб., в Приморском крае - 0,6

млн. рублей, в Хабаровском крае - 0,3 млн. рублей.

Решение рассматриваемой проблемы зависит от комплексного под­ хода, охватывающего весь круг вопросов системы ведения хозяйст­ ва. Среди экономических проблем, требующих неотлагательного сов­ местного решения, выделяются следующие:

1.Дифференциация цен на сою по почвенно-климатическим зонам.

2.Введение 50/5 надбавки за сверхплановую реализацию сои.

3.Введение системы материального стимулирования для рабочих

испециалистов за каждый центнер произведенной и реализованной сои.

Дальнейшее увеличение производства сои, строительство заводов

по изготовлению полноценных премиксов позволит уже Я настоящее время полностью решать белковую проблему для животноводства Даль­ него Востока и частично Сибири, и на этой основе увеличить произ­ водство молока и мяса в этих районах.


80.

Ю.Е. Орликовская, к.э.н. Институт экономики АН СССР

1

УЧЕТ ВНУТРИЗОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ' ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦЕН.

Поставленная в Программе КПСС задача создания равных эконо­ мических возможностей для расширенного воспроизводства во всех колхозах имеет большое значение как в межзональном, так и во внутризонапьном масштабе. Внутри ценовой зоны, области, края объективные условия производства могут существенно различаться. Фактические данные показывают, что эти различия очень велики почти во всех существующих ценовых зонах. Зачастую они обуслов­ лены неправомерным отнесением в одну зону облестей с резко раз­ личным : уровнем издержек производства на единицу продукции.

Но и внутри ценовых зон, сформированных по принципу близкого уровня себестоимости, неизбежно значительное разнообразие в объ­ ективных условиях производства: в качестве земель, количестве выпадающих осадков и т .п ., что отражается в разном уровне необ­ ходимых затрат и неодинаковой продуктивности. Следствием примене ния единой зональной закупочной цены для всех хозяйств зоны яв­ ляется сохранение и углубление дифференциации их доходов.

Имеющиеся различия в объективных факторах производства, прояв­ ляются в неодинаковых показателях себестоимости и урожайности. Это свидетельствует о том, что дане нестоль существенные, как межзональные, объективные природные различия внутри зон оказыва­ ют непосредственное и значительное влияние на доходность произ­ водства. При примерно равных организационно-хозяйственных факто­ рах внутризональная дифференциация доходов означает наличие внут ризрнальной дифференциальной ренты первого вида. Поэтому, кроме правильного построения ценовых зон и обоснованной зональной цены необходим экономический инструмент, отражающий внутризональную дифференциацию объективных условий производства.

До настоящего времени основной формой учета этих различий яв­ ляется подоходный налог. Отдельные экономисты полагают, что че­ рез систему подоходного налога осуществляется основное перерас­ пределение средств между кооперативно-колхозными организациями н государством. Однако, как показывают расчеты, важнейшая роль в таком пврвраспределени* принадлежит закупочным ценам. На долю

81

подоходного налога в настоящее время приходится лишь 5-6$ сум­ мы, поступающей от колхозов в централизованный фонд государства. Это позволяет рассматривать подоходный налог, главным образом, как инструмент для регулирования уровня доходности хозяйств, как дополнительную форму изъятия части избыточного чистого дохода, неучтенной в закупочных ценах.

Некоторые экономисты считают необходимым в целях выравнива­ ния. доходности колхозов значительно увеличить число ценовых зон с тем, чтобы довести централизованную дифференциацию закупочных цен до учета издержек производства каждой области или группы хо­

зяйств.

прейскуранте закупочных цен (1970 г.) по

,

В новом

многим про­

дуктам цены

дифференцированы внутри зон ио областям,

по группам

районов, а в некоторых случаях вплоть до отдельных хозяйств. Но такое глубокое централизованное районирование цен не устранило внутриобластных и внутризональных различий, так как даже.доста­ точно глубокая централизованная внутризональная дифференциация цен не может отразить всего многообразия рентообразующих факто­ ров. Наиболее последовательные ее сторонники вынуждены предла­ гать отдельные цены для каждого хозяйства. Не говоря штом, .

сколь сложна и громоздка такая система, она неправомерна теорети­ чески, поскольку в основе закупочной цены окажутся не обществен­ ные, а индивидуальные издержки производства.

При решении вопроса об учете внутризональной ренты по плодо­ родию следует, на наш взгляд, исходить из следующего. Во-первых, из существующей на данном этапе необходимости изъятия основной массы ренты посредством зональной дифференциации цен. Во-вторых, из предположения, что в целом по зоне через соответствующие эконо­ мические инструменты рента первого вида изъята в государственный бюджет полностью и справедливо. В таком случае проблема сводится к перераспределению доходов внутри зоны в соответствии с объек­ тивными различиями в условиях производства хозяйств зоны, что может быть достигнуто несколькими способами.

В решениях мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, в целях выравнивания доходности хозяйств внутри ценовых зон, предусматри­ вается возможность осуществления внутризональной дифференциации цен Созетамч 'Министров союзных республик по согласованию с Гос­ планом СССР. Общая сумчз реализованных продуктов в ценовых под-


82.

зонах должна соответствовать уровню, предусмотренному государст­ венной закупочной ценой для зоны в целом. Некоторые союзные рес­ публики уже на практике воспользовались этим правом.

Однако полностью установить резкие различия в уровне рента­ бельности отдельных хозяйств разных ценовых групп и внутри каж­ дой из них не удалось. Дело в том, что ценовые группы, как уже отмечалось, были составлены по принципу близкой оценки объектив­ ных природно-экономических факторов, но обеспеченность основны­ ми производственными фондами, трудовыми и другими ресурсами практически не была учтена. В результате в единую ценовую груп­ пу были отнесены хозяйства с резко различающимся уровнем себе­ стоимости продукции.

Литовский опыт подтвердил то обстоятельство, что местные ад­ министративные органы способны гораздо точнее, чем это возможно в централизованном порядке, учесть и разграничить степень влия­ ния рентообразующих факторов на результаты производства. Однако внутризональная дифференциация цен означает все более дробное ценообразование, то есть содержит в себе опасность игнорирова­ ния стоимостной основы цены. В этой связи более правомерным представляется другой способ выравнивания доходности внутри зон,

республик и областей - через механизм фиксированных твердых рентных платежей. В масштабах союзных республик, относящихся к одной ценовой зоне, а также отдельных областей подобный способ учета ренты реально возможен при условии предварительного прове­ дения оценки земель.

Теоретически введение внутризональных рентных платежей предпо­ лагает формирование зональной закупочной цены на основе издержек производства хозяйств, расположенных на худших землях. Но и в существующих условиях, когда зональные цены ориентирова ны на средние по зоне затраты, возможно перераспределение доходов че­ рез механизм рентных платежей путем создания рентного фонда, системы рентных дотаций для колхозов, хозяйствующих в худших условиях.

Рентные дотации, в отличие от других дотаций, не противоре­ чат хозяйственному расчету, так как они обусловлены оценкой зе­ мель, а следовательно, не покрывают издержек, связанных с плохой работой хозяйства. Через них лишь может быть осуществлена воз­ можность нормального процесса воспроизводства во всех хозяйствах

83.

зоны, обеспечение тех необходимых накоплений, которые не допо­ лучают часть колхозов через закупочные цены.

Итак, внутри ценовых зон рента первого вида может быть учте­ на в соответствующей доле ставки подоходного налога и путем вве­ дения твердых платедей и рентных дотаций, величина которых опре­ деляется на основе оценки объективных для хозяйств условий произ­ водства. При этом следует подчеркнуть, что подоходный налог ис­ пользуется как дополнительная мера для изъятия избыточного чисто­ го дохода в государственный бюджет, в то время как рентные плате­ жи обеспечивают перераспределение доходов хозяйств внутри зоны, республики, крап и области.

Необходимо учитывать,

что сумма дифференциальной ренты, пере­

даваемой через механизм

закупочных цен, зависит не только от их

уровня, но и от количества реализуемой государству продукции:

" . .. если дана цена, дифференциальная рента зависит от величины

разности между массами продукта"?/поэтону одной из форм учета

внутризоиальных различий является также экономически обоснованное распределение государственного плана-заказа. В директивах ХХІУ съезда КПСС признано необходимым сохранить на девятую пятилетку принцип твердых планов закупок сельскохозяйственных продуктов. Поставленная при этом задача углубления специализации и усиления концентрации производства требует тщательного подхода к размеще­ нию плана-заказа по краям, областям, районам и хозяйствам.

Размещение плановых закупок во многом определяет специализа­ цию хозяйств, а следовательно их рентабельность. Основная зада­ ча, стоящая в связи с этим перед областными и краевыми организа­ циями, состоит в увязке плана-заказа с экономическими условиями и специализацией, каждого района и, хозяйства с тем, чтобы по мере возможности сосредоточивать производство основных видов товарной продукции в тех районах и хозяйствах, где оно экономически выгод­

но.

Размещение плана-заказа потребовало от областей разработки объективных критериев расчета объема плановых закупок в хозяй­ ствах. Естественно, что в условиях отсутствия единой методики распределения плана и экономической оценки земли появилось мно­ жество способов определения участия хозяйств и районов в реализа­ ции государственного плана закупок.

I/ К.'.]'"кс и Ф. Энгельс. Соч. , т. 25, ч. П, стр. 2ІІ.


84.

В большинстве случаев за главный критерий принималась пло­ щадь сельхозугодий каждого хозяйства в переводе в условные га сельхозугодий, пашни или посевов зерновых. На каждый гектар в

среднем по району устанавливался фиксированный объем продукции

в кормовых или других условных единицах (условные зерно, моло­

ко, мясо и т .д .). Хозяйства районов,

каждое в соответствии с раз­

мером своих площадей, получили общее

задание в условных единицах

или по стоимости, а затем предлагали в покрытие его конкретные

планы продажи продуктов государству -

ісак по ассортименту, так

и по объему.

 

Необходимость пересчета сельхозугодий в условные гектары по­ требовала разработки внутриобластных способов экономической оцен­ ки земель - как по хозяйствам и районам в целом, так и по поч­ венным разностям. Практика размещения плана-заказа на 1966-1970 годы подтвердила необходимость и важность проделанной областями работы по оценке земель.

Но в процессе работ по размещению плана многие области приш­ ли к выводу, что при размещении плана-заказа необходимо не толь­ ко учесть качество земель, но и степень трудообеспеченности хо­ зяйств, и их оснащенность основными производственными фондами.

По нашему мнению, размещение плана-заказа должно вестись как второй этап работы, на основании уже имеющейся или намеченной специализации хозяйств и районов. Рациональная углубленная спе­ циализация районов и хозяйств играет первостепенную роль в сгла­ живании внутризональных различий. Проводимые в этой области ис­ следованияподтверждают зависимость производительности труда, себестоимости продукта и рентабельности хозяйства от масштабов производства.

Практически же размещение плана-заказа не всегда осуществля­ ется в целях стимулирования рациональной специализации, а иног­ да и вопреки ей. При напряженных балансах сельскохозяйственных продуктов освобождать области, районы и хозяйства от продажи государству некоторых видов продукции, не имея гарантии соответ­ ствующего увеличения ее производства в других местах - значит поставить под угрозу выполнение плана государственных закупок. Поэтому распределять план закупок по некоторым видам продукции во многих областях приходится и в неспециализированных на их производстве хозяйствах. В результате скяадываѳтся противоречи­

вое положение:' низкий уровень производства, являющийся в значи-