Файл: Теория и практика зональной дифференциации закупочных цен..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
79.
ровашшми кормами хозяйств, реализующих сою. В делом это вакдое мероприятие по повышению заинтересованности хозяйств в увеличе нии производства и реализации сои. Однако действенность его сни жается тем, что объем концкормов длякраев и областей Дальнего Востока не был на эти цели увеличен, а отоваривание производит ся из имеющихся лимитов. Нехватка концкормов в краях и областях и отсутствие дополнительных.лимитов на встречное отоваривание за реализованную сою видимо не позволят'получить ожидаемого ре зультата в деле увеличения производства этой ценной культуры.
•Кроме необходимости принятия специальных мер по поощрению ра ботников за высокие урожаи сои, необходимо ввести и 50% надбав ку за ее сверхплановую реализацию. Как показывают расчеты, уве
личения50% |
сверхплановой продукции сои совхозами и колхозам^ Даль |
него Востока только на 10% обеспечивают ( при условии введения |
|
надбавки) дополнительно около 3,9 млн. рублей прибыли, в том |
|
числе в |
Амурской области 3 млн. руб., в Приморском крае - 0,6 |
млн. рублей, в Хабаровском крае - 0,3 млн. рублей.
Решение рассматриваемой проблемы зависит от комплексного под хода, охватывающего весь круг вопросов системы ведения хозяйст ва. Среди экономических проблем, требующих неотлагательного сов местного решения, выделяются следующие:
1.Дифференциация цен на сою по почвенно-климатическим зонам.
2.Введение 50/5 надбавки за сверхплановую реализацию сои.
3.Введение системы материального стимулирования для рабочих
испециалистов за каждый центнер произведенной и реализованной сои.
Дальнейшее увеличение производства сои, строительство заводов
по изготовлению полноценных премиксов позволит уже Я настоящее время полностью решать белковую проблему для животноводства Даль него Востока и частично Сибири, и на этой основе увеличить произ водство молока и мяса в этих районах.
80.
Ю.Е. Орликовская, к.э.н. Институт экономики АН СССР
1
УЧЕТ ВНУТРИЗОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ' ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЦЕН.
Поставленная в Программе КПСС задача создания равных эконо мических возможностей для расширенного воспроизводства во всех колхозах имеет большое значение как в межзональном, так и во внутризонапьном масштабе. Внутри ценовой зоны, области, края объективные условия производства могут существенно различаться. Фактические данные показывают, что эти различия очень велики почти во всех существующих ценовых зонах. Зачастую они обуслов лены неправомерным отнесением в одну зону облестей с резко раз личным : уровнем издержек производства на единицу продукции.
Но и внутри ценовых зон, сформированных по принципу близкого уровня себестоимости, неизбежно значительное разнообразие в объ ективных условиях производства: в качестве земель, количестве выпадающих осадков и т .п ., что отражается в разном уровне необ ходимых затрат и неодинаковой продуктивности. Следствием примене ния единой зональной закупочной цены для всех хозяйств зоны яв ляется сохранение и углубление дифференциации их доходов.
Имеющиеся различия в объективных факторах производства, прояв ляются в неодинаковых показателях себестоимости и урожайности. Это свидетельствует о том, что дане нестоль существенные, как межзональные, объективные природные различия внутри зон оказыва ют непосредственное и значительное влияние на доходность произ водства. При примерно равных организационно-хозяйственных факто рах внутризональная дифференциация доходов означает наличие внут ризрнальной дифференциальной ренты первого вида. Поэтому, кроме правильного построения ценовых зон и обоснованной зональной цены необходим экономический инструмент, отражающий внутризональную дифференциацию объективных условий производства.
До настоящего времени основной формой учета этих различий яв ляется подоходный налог. Отдельные экономисты полагают, что че рез систему подоходного налога осуществляется основное перерас пределение средств между кооперативно-колхозными организациями н государством. Однако, как показывают расчеты, важнейшая роль в таком пврвраспределени* принадлежит закупочным ценам. На долю
81
подоходного налога в настоящее время приходится лишь 5-6$ сум мы, поступающей от колхозов в централизованный фонд государства. Это позволяет рассматривать подоходный налог, главным образом, как инструмент для регулирования уровня доходности хозяйств, как дополнительную форму изъятия части избыточного чистого дохода, неучтенной в закупочных ценах.
Некоторые экономисты считают необходимым в целях выравнива ния. доходности колхозов значительно увеличить число ценовых зон с тем, чтобы довести централизованную дифференциацию закупочных цен до учета издержек производства каждой области или группы хо
зяйств. |
прейскуранте закупочных цен (1970 г.) по |
, |
В новом |
многим про |
|
дуктам цены |
дифференцированы внутри зон ио областям, |
по группам |
районов, а в некоторых случаях вплоть до отдельных хозяйств. Но такое глубокое централизованное районирование цен не устранило внутриобластных и внутризональных различий, так как даже.доста точно глубокая централизованная внутризональная дифференциация цен не может отразить всего многообразия рентообразующих факто ров. Наиболее последовательные ее сторонники вынуждены предла гать отдельные цены для каждого хозяйства. Не говоря штом, .
сколь сложна и громоздка такая система, она неправомерна теорети чески, поскольку в основе закупочной цены окажутся не обществен ные, а индивидуальные издержки производства.
При решении вопроса об учете внутризональной ренты по плодо родию следует, на наш взгляд, исходить из следующего. Во-первых, из существующей на данном этапе необходимости изъятия основной массы ренты посредством зональной дифференциации цен. Во-вторых, из предположения, что в целом по зоне через соответствующие эконо мические инструменты рента первого вида изъята в государственный бюджет полностью и справедливо. В таком случае проблема сводится к перераспределению доходов внутри зоны в соответствии с объек тивными различиями в условиях производства хозяйств зоны, что может быть достигнуто несколькими способами.
В решениях мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, в целях выравнивания доходности хозяйств внутри ценовых зон, предусматри вается возможность осуществления внутризональной дифференциации цен Созетамч 'Министров союзных республик по согласованию с Гос планом СССР. Общая сумчз реализованных продуктов в ценовых под-
82.
зонах должна соответствовать уровню, предусмотренному государст венной закупочной ценой для зоны в целом. Некоторые союзные рес публики уже на практике воспользовались этим правом.
Однако полностью установить резкие различия в уровне рента бельности отдельных хозяйств разных ценовых групп и внутри каж дой из них не удалось. Дело в том, что ценовые группы, как уже отмечалось, были составлены по принципу близкой оценки объектив ных природно-экономических факторов, но обеспеченность основны ми производственными фондами, трудовыми и другими ресурсами практически не была учтена. В результате в единую ценовую груп пу были отнесены хозяйства с резко различающимся уровнем себе стоимости продукции.
Литовский опыт подтвердил то обстоятельство, что местные ад министративные органы способны гораздо точнее, чем это возможно в централизованном порядке, учесть и разграничить степень влия ния рентообразующих факторов на результаты производства. Однако внутризональная дифференциация цен означает все более дробное ценообразование, то есть содержит в себе опасность игнорирова ния стоимостной основы цены. В этой связи более правомерным представляется другой способ выравнивания доходности внутри зон,
республик и областей - через механизм фиксированных твердых рентных платежей. В масштабах союзных республик, относящихся к одной ценовой зоне, а также отдельных областей подобный способ учета ренты реально возможен при условии предварительного прове дения оценки земель.
Теоретически введение внутризональных рентных платежей предпо лагает формирование зональной закупочной цены на основе издержек производства хозяйств, расположенных на худших землях. Но и в существующих условиях, когда зональные цены ориентирова ны на средние по зоне затраты, возможно перераспределение доходов че рез механизм рентных платежей путем создания рентного фонда, системы рентных дотаций для колхозов, хозяйствующих в худших условиях.
Рентные дотации, в отличие от других дотаций, не противоре чат хозяйственному расчету, так как они обусловлены оценкой зе мель, а следовательно, не покрывают издержек, связанных с плохой работой хозяйства. Через них лишь может быть осуществлена воз можность нормального процесса воспроизводства во всех хозяйствах
83.
зоны, обеспечение тех необходимых накоплений, которые не допо лучают часть колхозов через закупочные цены.
Итак, внутри ценовых зон рента первого вида может быть учте на в соответствующей доле ставки подоходного налога и путем вве дения твердых платедей и рентных дотаций, величина которых опре деляется на основе оценки объективных для хозяйств условий произ водства. При этом следует подчеркнуть, что подоходный налог ис пользуется как дополнительная мера для изъятия избыточного чисто го дохода в государственный бюджет, в то время как рентные плате жи обеспечивают перераспределение доходов хозяйств внутри зоны, республики, крап и области.
Необходимо учитывать, |
что сумма дифференциальной ренты, пере |
даваемой через механизм |
закупочных цен, зависит не только от их |
уровня, но и от количества реализуемой государству продукции: |
|
" . .. если дана цена, дифференциальная рента зависит от величины |
|
разности между массами продукта"?/поэтону одной из форм учета |
внутризоиальных различий является также экономически обоснованное распределение государственного плана-заказа. В директивах ХХІУ съезда КПСС признано необходимым сохранить на девятую пятилетку принцип твердых планов закупок сельскохозяйственных продуктов. Поставленная при этом задача углубления специализации и усиления концентрации производства требует тщательного подхода к размеще нию плана-заказа по краям, областям, районам и хозяйствам.
Размещение плановых закупок во многом определяет специализа цию хозяйств, а следовательно их рентабельность. Основная зада ча, стоящая в связи с этим перед областными и краевыми организа циями, состоит в увязке плана-заказа с экономическими условиями и специализацией, каждого района и, хозяйства с тем, чтобы по мере возможности сосредоточивать производство основных видов товарной продукции в тех районах и хозяйствах, где оно экономически выгод
но.
Размещение плана-заказа потребовало от областей разработки объективных критериев расчета объема плановых закупок в хозяй ствах. Естественно, что в условиях отсутствия единой методики распределения плана и экономической оценки земли появилось мно жество способов определения участия хозяйств и районов в реализа ции государственного плана закупок.
I/ К.'.]'"кс и Ф. Энгельс. Соч. , т. 25, ч. П, стр. 2ІІ.
84.
В большинстве случаев за главный критерий принималась пло щадь сельхозугодий каждого хозяйства в переводе в условные га сельхозугодий, пашни или посевов зерновых. На каждый гектар в
среднем по району устанавливался фиксированный объем продукции |
|
в кормовых или других условных единицах (условные зерно, моло |
|
ко, мясо и т .д .). Хозяйства районов, |
каждое в соответствии с раз |
мером своих площадей, получили общее |
задание в условных единицах |
или по стоимости, а затем предлагали в покрытие его конкретные |
|
планы продажи продуктов государству - |
ісак по ассортименту, так |
и по объему. |
|
Необходимость пересчета сельхозугодий в условные гектары по требовала разработки внутриобластных способов экономической оцен ки земель - как по хозяйствам и районам в целом, так и по поч венным разностям. Практика размещения плана-заказа на 1966-1970 годы подтвердила необходимость и важность проделанной областями работы по оценке земель.
Но в процессе работ по размещению плана многие области приш ли к выводу, что при размещении плана-заказа необходимо не толь ко учесть качество земель, но и степень трудообеспеченности хо зяйств, и их оснащенность основными производственными фондами.
По нашему мнению, размещение плана-заказа должно вестись как второй этап работы, на основании уже имеющейся или намеченной специализации хозяйств и районов. Рациональная углубленная спе циализация районов и хозяйств играет первостепенную роль в сгла живании внутризональных различий. Проводимые в этой области ис следованияподтверждают зависимость производительности труда, себестоимости продукта и рентабельности хозяйства от масштабов производства.
Практически же размещение плана-заказа не всегда осуществля ется в целях стимулирования рациональной специализации, а иног да и вопреки ей. При напряженных балансах сельскохозяйственных продуктов освобождать области, районы и хозяйства от продажи государству некоторых видов продукции, не имея гарантии соответ ствующего увеличения ее производства в других местах - значит поставить под угрозу выполнение плана государственных закупок. Поэтому распределять план закупок по некоторым видам продукции во многих областях приходится и в неспециализированных на их производстве хозяйствах. В результате скяадываѳтся противоречи
вое положение:' низкий уровень производства, являющийся в значи-