Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
целом, отдавая предпочтение интересам общества. Хоз расчет, как и другие экономические рычаги, является' своеобразной системой социалистического хозяйствен ного руководства, которая включает специфические элементы и нуждается в .соответствующем управлении.
Учитывая, что управление общественным производ ством в целом представляет весьма обширную и много гранную область научного исследования, далеко выхо дящую за рамки этой работы, целесообразно дальней шее исследование ограничить уровнем предприятия, которое по многообразию структуры, различным по при роде элементам и другим признакам также относится к большим системам. «Промышленное предприятие явля ется весьма сложной вероятностной промышленной системой»24. Оно представляет собой неотъемлемое звено системы народного хозяйства. С созданием все союзных и республиканских промышленных объедине ний предприятие окажется в более благоприятных условиях для эффективного функционирования. Важней шая отличптелыіая'черта предприятия от других уровней промышленного производства — непосредственный про цесс производства продукции.
На предприятии можно выделить все рекомендован ные нами системы управления общественным производ ством по вертикали п горизонтали. По уровням иерар хии управления здесь действуют следующие системы: рабочее место, участок, отделение, цех, производство и предприятие. По характеру протекающих процессов — техническая или материально-вещественная, экономиче ская, социальная, психологическая и правовая системы. Есть также и системы по характеру целей управления: перспективная, текущая и оперативная,,которые осуще ствляются с помощью функций планирования, учета, анализа и регулирования.
Для организации управления предприятием возника ет еще необходимость в делении предприятия как объекта управления на подсистемы по основным стади ям производства: техническая подготовка производства;
24 X. К а л и г а р о в (НРБ). Кибернетика н управление промы ленными предприятиями. Сб. «Очерки теории управления промыш ленным производством» (по материалам исследований, проведенных
институтами стран — членов СЭВ). |
М., |
«Экономика», |
1969, |
стр. 138. |
|
|
|
48
обеспечение производства оборудованием, материальны ми и трудовыми ресурсами; основное производство; сбыт продукции и вспомогательное производство (см. схему 4).
Каждая из этих подсистем управления в зависимости ст размеров и сложности производства, специализации
Схема 4. Классификация систем управления промышленным предприя тием по основным стадиям (видам) его производственной деятельности
идругих отличительных признаков может быть детали зирована на более мелкие подсистемы. Так, управление технической подготовкой как .частью общей подготовки производства подразделяется на такие относительно самостоятельные подсистемы, как управление конструи рованием новых и модернизацией выпускаемых изделий
иуправление разработкой технологии по их изготовле-
4. За к. 924 |
49 |
ишо. Обеспечение производства можно разделить па управление кадрами (процессы набора, обучения, рас становки и перемещения работников), управление ма териально-техническим снабжением или управление материальными ресурсами (процессы снабжения, скла дирования и отпуска материалов) и управление основ ными производственными фондами (процессы снабже ния, установки и эксплуатации оборудования). Управле ние основным производством, включающим процессы изготовления деталей, узлов, изделий или полуфабрика тов, делится вниз по вертикали: цех, отделение, участок, рабочее место. Управление • вспомогательным производ ством, включающим в большинстве случаев разнород ные обслуживающие хозяйства, может быть подразде лено на управления соответствующими хозяйствами пли еще па более мелкие подсистемы.
Во всех этих взаимосвязанных |
подсистемах |
(или |
||||
объектах управления) |
прежде всего |
совершаются |
мате |
|||
риальные процессы в |
натурально-вещественной |
форме |
||||
по созданию |
потребительной |
стоимости товарной про |
||||
дукции, II управление ими есть прежде всего управление |
||||||
техническое |
(или материально-вещественное, нередко |
|||||
называемое |
технологическим). |
Одновременно |
с этими |
|||
процессами |
осуществляются и экономические |
(в узком |
смысле слова) процессы затрат живого и овеществлен ного труда по созданию товарной продукции в стоимост ной форме. К наиболее общим экономическим объектам управления промышленного предприятия, сиптезиру-
.,ющим основные экономические процессы па всех стади
ях |
производства, |
можно отнести следующие: а) произ |
|||||
водство |
валовой |
и товарной |
продукции; |
б) реализация |
|||
товарной |
продукции; |
в) |
производительность |
труда; |
|||
г) |
формирование |
себестоимости продукции; д) |
образо |
||||
вание прибыли; |
е) |
финансовые процессы. |
Участие |
||||
людей во всех стадиях производства |
свидетельствует |
также о наличии в них , социальных, психологических и правовых процессов (отношений).
Все управляемые подсистемы деятельностью пред приятия, отражающие технические (материальные), экономические, социальные, психологические и право вые процессы, органически взаимосвязаны и выступают одновременно в едином процессе общественного произ водства. Соответственно этому не строго разграничены
- 5 0
[
и не изолированы управляющие подсистемы. Эта объек тивная взаимосвязь должна учитываться при выработке вариантов управленческих решений в любой из управ ляющих подсистем. При этом, хотя взаимосвязь управляемых процессов весьма сложная, больше наблю дается такая устойчивая связь, когда изменения в соци альных, психологических и правовых процессах в пер вую очередь влияют на результаты материальных (технических) процессов, а через них и на результаты экономических процессов. Поэтому при анализе измене нии управляемых экономических объектов целесообраз но вначале определить влияние технических процессов, а затем через них и влияние остальных процессов произ- , водства. Однако это не исключает в ряде случаев нали чия непосредственной связи последних с экономическими процессами.
Выделение подсистем управления производством диктуется необходимостью более глубокого исследова ния их специфики и механизма жизнедеятельности с целью дальнейшего его совершенствования и повыше ния эффективности функционирования управления об щественным производством в целом.
4. СИСТЕМА ОПЕРАТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Результаты исследования систем управления общест венным производством позволяют заключить, что опера тивное экономическое управление является составной частью интегрированной системы управления производ ством на разных его уровнях. Оно отличается от других тесно связанных с ним экономических систем своей целью, содержанием объекта управления и характером мехаиизма функциоиироваиия.
Специальному исследованию системы оперативного экономического управления посвящена монография Я- Н. Ханелиса, в которой исследуются проблемы этой систе мы управления в основном таких стадий социалистиче ского воспроизводства, как распределение- и обмен и преимущественно на высших уровнях управления. Судя по рассматриваемым в работе отдельным элементам оперативного управления, в частности «конъюнктурного управления в экономике или экономического регулиро-
4- |
5L |
вания», краткосрочного прогнозирования и др., можйо заключить, что к оперативному управлению относится управление в основном в пределах года. «Краткосроч ные хозяйственные прогнозы (в пределах до одного года) целиком относятся к области оперативного эконо мического управления», . «...объектом краткосрочного хозяйственного прогнозирования должны быть соотно шения показателей потребностей и ресурсов, спроса и предложения». Несколько ранее в работе Я- Н. Ханелиса указывается, что «...первоочередной задачей должна стать разработка непрерывных сальдовых балансов спроса и предложения, потребностей и ресурсов. В ка честве первого шага в этом направлении можно опереть ся на существующую систему заявок и заказов в мате: риалы-ю-техннческом снабжении и торговле, которая представляет потребности и спрос... Периодичность со ставления балансов спроса и предложения должна соответствовать периодичности составления заявок или заказов. Эти балансы должны разрабатываться по тер риториям, отраслям, министерствам и т. д.»2526
Не со всеми из этих характеристик оперативного экономического управления можно согласиться. Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин обращал внимание ЦСУ на необходимость быстрой и по возмож ности полной оценки состояния всего народного хозяй ства: «...3) надо составить вместе с Госпланом своего рода index-number (число-показатель) для оценки со стояния всего нашего народного хозяйства и обязатель но вырабатывать его не реже раза в месяц с обязатель ным сопоставлением цифр довоенной, затем 1920 года и по возможности 1917, 1918 и
При невозможности получить точные цифры должны быть указываемы приблизительные, предположитель ные, предварительные (с особой оговоркой о каждой такой или подобной категории) »2G.
Если такая срочность (не реже одного раза в месяц) была тогда необходима и для всего народного хозяйства.
25 Я. Н. X а н е л и с. Оперативное экономическое управление и информация, стр. 170, 77. В других работах, а также на специаль ных совещаниях в' основном рассматривались проблемы оператив ного технического (материально-вещественного) управления произ водством.
26 В. И. Л е п и н . Поли. собр. соч., т. 53, стр. 122—123.
52
то сейчас, когда намного быстрее изменяются хозяйст венные ситуации, она тем более необходима.
Перед оперативной информацией в работе Я- Н. Ханелиса ставятся две основные задачи: «фиксировать факт достижения плановых целей, отражать ход движения к поставленным плановым целям. Для выполнения первой задачи необходимы ежемесячные конъюнктурные обзо ры. Решение второй задачи обеспечивается непрерывно стью поступления информации об отклонениях по всем показателям, которые имеют место либо ожидаются и находятся в компетенции соответствующего уровня управления». 'Трудно согласиться и с этими задачами. Так, относительно первой задачи сомнительно, что «еже месячные конъюнктурные обзоры» смогут «фиксировать факт достижения плановых целей», так как текущие плановые цели могут рассчитываться на год, а перспек тивные —1на 5—10 и более лет. Что касается второй задачи, то вряд ли целесообразна «непрерывность по
ступления информации об отклонениях по всем показа телям». Недифференцированный при этом подход может
привести к образованию излишней и ненужной инфор мации, а отсюда к усложнению управления и снижению его эффективности.
Широко применяемые в данной работе понятия спро са и предложения, потребностей и ресурсов, различные балансы не позволяют раскрыть структуру управляемо го объекта на низших уровнях ^управления обществен ным производством. «Оперативное экономическое управ ление внутри самого предприятия, — отмечается в работе,— осуществляется, в частности, на основе инфор
мации о состоянии |
входа и выхода, однако оно также |
||
во многом связано |
с внутризаводским хозрасчетом и |
||
само по себе представляет |
самостоятельную проблему |
||
внутризаводской конъюнктуры, которая |
здесь не рас |
||
сматривается»27. |
|
управления |
производством |
О периоде оперативного |
есть и другие мнения. Например, рассматривая эту сто рону подсистемы оперативного управления основным производством, коллектив авторов отмечает, что его величина «зависит от типа производства, длительности производственного цикла, а также от принятой на дан
27 Я. И. X а н е л и с. Оперативное экономическое управление и информация, стр. 79, 105.
53
ном предприятии организации планирования и учета. Обычно период оперативного управления соответствует одному месяцу для цехов и одному кварталу для пред приятия в целом». Перед этим авторы поясняют, что под термином величины периода оперативного управления они понимают «максимальный период времени, в тече ние которого цель, заданная производственному объек ту подсистемой ТЭУ, практически не изменяется ни количественно, пи качественно»28. Рассматривая вопро сы управления мелкосерийным произодством, В. И. Дудорнн и Ю. П. Максимов отмечают, что «при календар ном управлении" рациональным тактом в течение года следует считать месяц, в оперативном управлении — неделю с разбивкой по сменам»29.
Оперативное экономическое управление производст вом, как следует из наших исследований, направлено на достижение краткосрочных внутримесячных экономиче ских целей — своевременное обеспечение максимальной экономии живого и овеществленного труда, и, как пра вило, в ходе непосредственного совершения процессов общественного производства заданной конкретной про дукции соответствующего качества на разных его стади ях": Эти цели тесно увязаны со среднесрочными текущи ми внутригодовыми целями, которые в свою очередь являются составными частями к достижению перспек тивных экономических целей.
Объектом оперативного экономического управления являются краткосрочные, как правило, внутримесячные экономические процессы, тесно взаимоувязанные с тех ническими, психологическими, социальными и правовы ми процессами производства. Дело в том, что не все процессы производства в больших системах детермини рованы, вследствие чего неизбежны различные кратко временные влияния на экономические процессы вероят ностных и случайных воздействий, вызываемых разны ми факторами обществённого производства, которые в силу объективных и субъективных причин не могут быть
28 С. Е. М и х а л е в , Р. С. С е д е г о в , А. Н, З а ж а р с к н й ,
Э. Н. |
X о т я ш о в. |
Опыт разработки и внедрения автоматизнрован- |
|||||
1пых |
систем |
управления предприятием. Минск, |
«Беларусь», |
1972, |
|||
стр. 15. |
|
|
управления. |
(Теория и |
методо |
||
29 Автоматизированная система |
|||||||
логия), т. 1. |
Под |
ред. Козловой О. |
В. М., «Мысль», 1972, |
стр. |
407. |
54