Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
порядке описания основных ее элементов опа представ лена «как совокупность по крайней мере четырех основ
ных групп |
ее |
составляющих: а) трудовые ресурсы; |
б) природные |
ресурсы; в) материально-вещественные |
|
ресурсы; |
г) |
экономико-управляющие преобразовате |
ли»20. Однако известны примеры, когда экономика отдельных стран, относящихся к одному способу произ водства, существенно различается в обратном отноше нии к состоянию первых двух элементов.
На наш взгляд, характерная черта экономических систем наиболее четко и кратко выражена в докладе А. Т. Засухина -«О системном подходе к проблеме регу лирования и управления в экономических организмах»: «Экономическая взаимосвязь, —1подчеркивается в до кладе, — должна обязательно иметь стоимостную или трудовую характеристику»21. «...Экономия времени, — писал К. Маркс, — равно как и планомерное распреде ление рабочего времени по различным отраслям произ водства остается первым экономическим законом на основе коллективного производства. Это становится даже в гораздо более высокой степени законом»22.
3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Классификация управляемых подсистем такой слож ной системы, как общественное производство, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самостоятельные локальные и далеко не простые систе мы, может осуществляться по разным признакам. Одна ко наиболее общими и существенными с точки зрения организации рациональных систем управления общест венным производством, обеспечивающими лучшее реше ние главной его задачи, являются, на наш взгляд, следу ющие признаки, отражающие основные аспекты управ ления: а) уровни и масштабы управления; б) характер
протекающих |
процессов |
в управляемых |
системах; в) |
|
характер целей (задач) управления. |
|
|||
20 Н. П. Ф е д о р е н к о . Система оптимального |
функционирова |
|||
ния экономики |
(СОФЭ). В словаре-справочнике «(Математика и ки |
|||
бернетика в |
экономике». М., |
«Экономика», 1971, стр. 157. |
||
21 Проблемы функционирования больших экономических систем. |
||||
М., «Наука», |
1969, стр. 45. |
|
стр. 119. |
|
22 Архив |
іМаркса и. Энгельса, т. IV, М., 1935, |
41
По уровням и масштабам управления общественное производство делится на следующую иерархию под,- систем: народное хозяйство, отрасль, объединение, пред приятие, производство (если оно выделяется на предпри ятии), цех, отделение, участок, рабочее место.
По характеру протекающих процессов в обществен ном производстве на разных его уровнях (за некоторым исключением) могут быть выделены следующие взаимо связанные управляемые подсистемы. ,
1. Технические или, точнее, материально-веществен ные, включающие материальные процессы по созданию общественного продукта в натурально-вещественной форме и доведению его до потребителей. Это в основном процессы по созданию потребительной стоимости това ра: операции (комплекс работ) проектирования новых и совершенствования выпускаемых изделий; проектирова ния и внедрения новых и совершенствования имеющих ся технологических процессов; снабжения, складирова ния, хранения и отпуска материалов; снабжения, уста новки, эксплуатации и ремонта производственного оборудования; обеспечения, подготовки и расстановки кадров; обработки материалов, производства деталей, узлов, полуфабрикатов и изделий; их транспортировки; обслуживания производства; складирования, хранения, подсортировки, отгрузки (отпуска) продукции покупа телям и другие в зависимости от специфики конкретного производства и уровня (звена) управления этим произ водством.
2. Экономические (в узком смысле слова), включа ющие процессы индивидуальных и общественно необхо димых затрат труда по созданию общественного продук та в денежной форме или в показателях рабочего времени. Это специфические абстрактные процессы общественного производства, отражающие использова ние овеществленного и живого труда, формирование стоимостей товара, распределение вновь созданной стои мости и т. п. Они, как правило, протекают одновременно с материальными процессами, но имеют другую природу, содержание и форму выражения.
3. Социальные, включающие процессы жизнедея тельности коллектива трудящихся, связанные с повыше нием и совершенствованием оплаты труда, улучшением условий труда, быта и отдыха, повышением образова
42
ния, коммунистическим воспитанием, развитием общест венной активности трудящихся и другими элементами социальных отношений.
4. Психологические, включающие процессы пове дения человека в коллективе. Любая деятельность чело века прежде всего является психической и подчинена психологическим законам. Сюда, например, относят процессы по созданию и поддержанию хорошего психо логического климата в коллективе, повышению личной культуры каждого работника, изучению правил поведе ния с членами коллектива, подчиненными, руководите лем и т. д. '
5. Правовые, включающие процессы правового аспекта деятельности производственных коллективов. Например, разработка и совершенствование правовой стороны поощрительных систем, составление и оформле ние хозяйственных договоров, применение санкций к из готовителям недоброкачественной продукции, разработ ка других нормативных документов и контроль за их исполнением и т. д.
По характеру целей (задач) управления обществен ным производством можно выделить следующие основ ные подсистемы, которые тесно связаны с шагом (цик лом) управления, т. е. интервалом времени, за который решаются поставленные задачи или достигается цель управления поэтапно или в целом.
1.Стратегические, или перспективные, с интервалом времени пять, десять, пятнадцать, двадцать и более лет.
2.Текущие с интервалом времени один, три, шесть, девять и двенадцать месяцев (год).
3.Оперативные с интервалом час, смена, сутки, не деля, декада или другой больший или меньшиймасштаб
времени внутри месяца в зависимости от потребно стей и возможностей решения оперативных задач управ ления.
В основе этого деления систем лежит преимущест венно временный характер изменения причинно-следст венных связей в управляемых процессах общественного производства по достижению поставленных целен. На пример, факторы, определяющие строительство новых предприятий (или комплексов), пропорциональное раз витие отдельных отраслей народного хозяйства и т. п. в основном носят долгосрочный характер и являются
43
объектом перспективного (долгосрочного) управления высших уровней.
По мере ускорения развитияууправляемых процессов общественного производства, углубления знаний о их сущности, развития методов шсредств управления ими приведенная примерная классификация систем управ ления также будет изменяться и в первую очередь в направлении дифференциации систем. В рекомендуемом варианте она обеспечивает, на наш взгляд, организацию наиболее рациональных систем управления, позволя ющих полнее, глубже и комплексно охватить управлени ем многообразие сторон общественного производства с целью повышения эффективности его функциониро вания.
Все основные подсистемы управления имеют свою определенную специфику и каждая в отдельности играет важную самостоятельную роль в управлении производ ством. Вместе с тем эти подсистемы органически взаи моувязаны между собой и в совокупности составляют интегрированную управляемую систему общественного производства. У каждой управляемой подсистемы, как уже отмечалось, должна быть соответствующая управ ляющая подсистема с основными универсальными функ циями: планирование, учет, анализ и регулирование.
На схеме 2 показана примерная классификация систем по иерархии управления в народном хозяйстве. Для упрощения отдельные звенья этой лестницы (про изводство, отделение), которые не типичны для всех отраслей промышленности, опущены.
На схеме 3 показана взаимосвязь классификаций подсистем по характеру целей управления и по характе ру протекающих процессов в системах каждого уровня управления общественным производством. В соответст вии со схемой 3, отражающей взаимосвязи управляемых подсистем, строятся и управляющие подсистемы со свойственными им функциями планирования, учета, анализа и регулирования.
Эта примерная схема не может, конечно, полностью раскрыть сложную взаимосвязь между системами и тем более их конкретное содержание, отличающееся на раз личных уровнях управления. Например, техническая (материально-вещественная) система предприятия по своему конкретному содержанию и стратегическим (пер-
44
Рабочее место
Схема 2. Классификация систем управления по уровням и масштабам общественного производства
спективным) задачам отличается от такой же системы отрасли. Еще большие различия, естественно, будут в таких же системах производственного участка и народ ного хозяйства в делом, хотя в основе лежат одни и те же связывающие их признаки. Взаимосвязь по одному
45
46
Схема 3. Взаимосвязь систем управления, классифицируемых по уровням, целям и характеру процессов общественного производства
из этих признаков (например, перспективным целям управления) проявляется в том, что перспективная на роднохозяйственная задача в области производства до водится вплоть до конкретного рабочего места и органи зуется ее выполнение на всех уровнях. Сама народно хозяйственная задача ставится исходя из изучения состояния производства на всех его уровнях и экономи ческой политики партии на современном этапе развития социалистического общества. Уже есть определенный опыт доведения пятилетних планов до отдельных рабо чих, появилась потребность практики в его развитии и совершенствовании. Например, директор Тольятинского электромеханического завода Е. Русаков, рассматривая подобный опыт на Московском заводе «Динамо», писал, что методику планирования и учета выполнения пяти летних планов каждого рабочего необходимо разрабо тать с учетом специфики каждой отрасли 23.
Взаимосвязь управляемых систем общественного производства по характеру протекающих в них процес сов различна. Одно из основных проявлений этой взаи мосвязи —- единство задач по обеспечению эффективно го функционирования общественного производства в целом. Так, назначение технической и экономической систем —-максимальное создание материальных благ в натурально-вещественной форме с наименьшими затра тами живого и овеществленного труда, а социальной, психологической и правовой систем — обеспечить актив ность работников производства по созданию этих благ, повышение .культурно-образовательного уровня и фор
мирование у них |
коммунистического |
мировоззрения. |
На повышение |
активности людей |
в производстве |
оказывает влияние и хозяйственный расчет, и ценообра зование, и кредитование, и финансирование, и другие экономические рычаги. Хозяйственный расчет как важ ный экономический метод планового хозяйственного руководства позволяет тесно увязать рассматриваемые системы управления и комплексно направить их дейст вия на повышение эффективности общественного произ водства. С помощью хозрасчета прежде всего обеспечи вается увязка экономических интересов — отдельных работников, коллектива предприятия и общества в
23 Е. Р у с а к о в. Инициатива и творчество, «Экономическая га зета», 1972, № 4 5 ; стр. 6.
47